Научная статья УДК159; ББК 88
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-269-275 NIION: 2018-0077-4/22-266 MOSURED: 77/27-024-2022-04-465
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
Психолингвистический аспект в речевом имидже преподавателя
Ирина Алексеевна Чеснокова
Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы речевого воздействия преподавателя в процессе дистанционного обучения, так как эта форма обучения создает много дополнительных трудностей во время проведения занятий. Аудиалов значительно меньше, чем людей с другим ведущим каналом восприятия информации. Поэтому в данном контексте большое значение приобретает психолингвистический аспект воздействия. При этом необходимо учитывать тесную связь психолингвистики с герменевтикой, психосемантикой, семиотикой, риторикой и когнитивной психологией. Преподавателю необходимо уделять особое внимание работе над своей дикцией, темпом и тембром речи, громкостью и интонациями; учитывать, что важнейшую роль на качество восприятия лекционного материала оказывают интонация и паузы; не допускать невнятность, тихое произнесение, монотонность, шаблонность, однообразие и сухость изложения; обогащать речь меткими метафорами, крылатыми выражениями, фразеологизмами, идиомами, цитатами и другими средствами достижения образности, красочности речевых конструктов. Именно благодаря постоянной работе, направленной на овладение искусством речевого воздействия, преподаватель может стать настоящим мастером, владеющим искусством влияния, интерпретирования и повествования
Ключевые слова: психолингвистика, психосемантика, модальности восприятия, речь, речевые особенности, герменевтика, вербальные и невербальные средства коммуникации, дикция, темп речи, интонация, паузы, риторика, метафоры, техники речевого убеждения, ясность и логичность изложения, дистанционное обучение, выразительность речи, ораторское мастерство
Для цитирования: Чеснокова В. А. Психолингвистический аспект в речевом имидже преподавателя // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 269-275. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-269-275.
Original article
Psycholinguistic aspect in the teacher's speech image
Irina A. Chesnokova
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,
Abstract. This article is devoted to the problems of the teacher's speech influence in the process of distance learning, since this form of learning creates many additional difficulties during classes. There are significantly fewer audials than people with another leading channel of information perception. Therefore, in this context, the psycholinguistic aspect of the impact is of great importance. At the same time, it is necessary to take into account the close connection of psycholinguistics with hermeneutics, psychosemantics, semiotics, rhetoric and cognitive psychology. The teacher should pay special attention to working on his diction, tempo and timbre of speech, volume and intonation; take into account that intonation and pauses have an important role in the quality of perception of lecture material; avoid slurring, quiet pronunciation, monotony, pattern, monotony and dryness of presentation; enrich speech with apt metaphors, catch phrases, phraseological units, idioms, quotations and other means of achieving imagery, colorfulness of speech constructs. It is thanks to the constant work aimed at mastering the art of speech influence that a teacher can become a real master who owns the art of influence, interpretation and narration.
Keywords: psycholinguistics, psychosemantics, perception modalities, speech, speech features, hermeneutics, verbal and nonverbal means of communication, diction, speech tempo, intonation, pauses, rhetoric, metaphors, techniques of speech persuasion, clarity and consistency of presentation, distance learning, expressiveness of speech, oratorical skills
For citation: Chesnokova I. A. Psycholinguistic aspect in the teacher's speech image // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):269-275. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-269-275.
© Чеснокова В. А., 2022
Термин «психолингвистика» впервые появился в 1946 г. благодаря американскому психологу Н. Прон-ко. Изначально психолингвистика как наука возникает в 40-е и 50-е годы XX века на базе многочисленных практических потребностей преподавателей, которые были крайне заинтересованы в поиске различных средств и техник, способствующих повышению качества воздействия на учебный процесс: на степень и скорость усвоения информации, на процесс восприятия материала во время обучения, на речевые компоненты, усиливающие образность и красочность излагаемой информации, на усиление эффекта убеждения и заражения, на возможность привития интереса к преподаваемому предмету и стимуляции любопытства к познавательному процессу в целом.
Но если у истоков все указанные выше проблемы были связаны с обучением именно иностранному языку, то в дальнейшем область применения полученных результатов значительно расширилась и распространилась на обучение другим предметам. Перед специалистами вставали следующие вопросы: какова оптимальная организация речевого материала во время занятия, какими методами в максимальные сроки можно достичь более высоких показателей успеваемости у учеников, как правильно учитывать их возрастные и социальные особенности, как именно в процессе обучения формируются новые структуры мышления, из каких компонентов формируется речевая компетентность педагога и какие механизмы управляют ее функционированием.
В отечественной психологии, начиная с 70-х гг. ХХ века, проводятся психолингвистические исследования такими учеными как А. А. Леонтьев, А. А. Залевская, Р. М. Фрумкина. А. А. Леонтьев на первое место ставит проблему интенсификации обучения, которая, по его мнению, носит трехуровневый характер: дидактико-ме-тодический, коллективно-психологический и социально-психологический. Второй уровень включает в себя ориентацию на различные модальности восприятия и различные виды памяти, обеспечение мотивации овладения нового материала, а третий уровень - это социально-психологическая организация процесса обучения (в группе), в наилучшей степени обеспечивающая усвоение требуемых знаний, умений и навыков каждым отдельным учащимся. А. А. Леонтьев подчеркивает, что практическое осуществление интенсификации обучения иностранному языку требует определенного и целостного научно-психологического представления о сущности учебной деятельности, психологическом содержании процесса обучения, взаимодействия в нем индивидуально-психологических и коллективно-психологических качеств. [2, с. 218-228].
Дальнейшее расширение диапазона психолингвистических исследований было вызвано необходимостью идентификации личности по речи, а полученные итоги были использованы в судебной психологии, например когда требовалось определить пол автора анонимного текста, его возраст, образование, профессия, национальность, социальный статус.
Западные специалисты по психолингвистике делали акценты на проблемах взаимодействия языка и мышления, а также языка и сознания. Вильгельм фон Гумбольдт указывает на тот факт, что речь является связующим звеном между социумом и человеком. Он утверждал, что речь определяет мышление, превращает окружающий мир в определенные образы, иными словами «вербализует» их.
Г. Штейнталь подчеркивал в своих работах, что речь это исключительно индивидуально-психическое образование. Механизм формирования речевой деятельности Г. Штейнталь объяснял следующим образом: «Мы должны ясно различать три момента, действующие при говорении: органическую механику, психическую механику и подлежащее выражению...понятийное или мировоззренческое содержание. Цель речи есть представление и отображение содержания с помощью психической и органической механики» [2, с. 115].
Немецкий исследователь Лео Вайсгербер в своих работах освещал проблемы знаковости мышления. Ученый считал, что основной психолингвистической единицей является знак, у которого имеются основные задачи:
«а) фиксирует одно мгновение в потоке событий, выделяет его из других и придает ему тем самым новую определенность; б) делает возможным и облегчает произвольное воспроизведение этого переживания; в) помогает установить связь между разными переживаниями и ведет, таким образом, от связи с конкретным переживанием к обобщению множества явлений». [3, с. 34].
Все специалисты в данной области указывают на связь психолингвистиками со многими другими науками. В том числе Ф. Шлейермахер тесно связывает психолингвистику с герменевтикой. Ученый указывал на значимость воздействия лектора на слушателей посредством следующих принципов: принципа диалогич-ности гуманитарного мышления; принципа единства грамматической и психологической интерпретаций знаний; принципа диалектического взаимодействия части и целого при понимании текстов; принцип глубокого предварительного понимания интерпретатором первоисточника.
Существенное влияние на психолингвистику оказала и психосемантика, так как преподавателю важно знать об особенностях формирования в индивидуальном сознании символов, образов и вербальных знаков, а также влияние мотивационных факторов и эмоциональных состояний на систему усвоения знаний субъектом. А. Р. Лурия: «Человек имеет двойной мир, в который входит и мир непосредственно отражаемых предметов, и мир образов, объектов, отношений и качеств, которые обозначаются словами. Таким образом, слово — это особая форма отражения действительности. Человек может произвольно называть эти образы независимо от их реального наличия, может произвольно управлять этим вторым миром». [4, с. 98].
Семиотика также оказывает влияние на исследования психолингвистического характера, так как особое внимание уделяет знаковым системам, а также спосо-
бам их наиболее эффективного хранения и передачи. А это влияние в свою очередь, объясняется тесной связью психолингвистики с лингвистикой текста. Психолингвистика, используя текстовые данные особое внимание уделяет его цельности, наличии в нем смысловых пропусков, эмотивности, наличию в тексте отсылок к другим источникам информации. Она изучает, каким образом изменяя текст можно улучшить или ухудшить результат восприятия, способствовать или мешать правильному пониманию материала.
Не меньшее значение для психолингвистики имеет как когнитивная психология, изучающая познавательные процессы, так и психология речи, изучающая механизмы произнесения речи, ее артикуляция и внятное проговаривание.
Все вышеперечисленные аспекты приобретают крайнюю степень актуальности при возникновении необходимости передачи информации на большие расстояния по каналам связи с помощью технических средств - а именно в ситуации перехода на дистанционное обучение. В настоящее время наблюдается значительно возросший интерес специалистов в данной области научного знания.
В данном формате взаимодействия первостепенное значение принадлежит пространственным особенностям. Сфера деятельности педагога выходят за рамки аудитории, что повышает моральную и профессиональную ответственность за качество усваиваемой студентами информации, а вместе с тем и психологическую нагрузку, испытываемую преподавателем. Возникает эффект ограниченной коммуникации, общение осуществляется по единственному акустическому каналу. Это приводит к сужению потока информации, которым обмениваются говорящие. В связи с этим необходимо соблюдать дополнительные требования к построению лекционного и практического материала.
Преподаватель должен в первую очередь учитывать тот факт, что из коммуникативного процесса выпадает главный компонент: живое непосредственное взаимодействие, которое сопровождается визуальным контактом собеседников, мимикой, жестами и другими невербальными средствами, которые оказывают преобладающее воздействие на общение и в частности на одну из его частей: на восприятие и усвоение новой информации. «Правило Альберта Меграбяна» говорит о том, что 7 % передается через содержание, 38 % через паравербалику, т. е. интонации голоса, а 55 % -невербально. Поэтому преподаватель может использовать только оставшиеся 45 % доступного воздействия на аудиторию.
Дополнительные сложности дистанционному обучению добавляет фактор значительного преобладания визуалов и кинестетиков, над аудиалами, а так как у подавляющего большинства людей ведущим является только один канал восприятия информации, это означает, что только 5 % от общего числа обучающихся данный формат позволяет в полном объеме и без существенных пробелов усваивать учебную программу. Как же быть всем остальным обучающимся? Имен-
но в этом контексте возникает острая необходимость преподавателю прикладывать все возможные усилия для совершенствования техники ораторского мастерства и навыков красноречия. Ему необходимо оттачивать свое педагогическое мастерство, проводить специальные тренировки и апробации на немногочисленных по количественному составу учебных группах. Целесообразно использовать все доступные методы повышения качества изложения учебного материала. Преподаватель должен быть настроен на непрерывный поиск новых подходов и техник, усиливающих аудиальное воздействие на аудиторию, максимально использовать механизмы внушения, убеждения и красноречия.
Особое внимание требуется уделять работе над дикцией, темпом и тембром речи, громкостью и интонациями. Особую роль на качество восприятия лекционного материала оказывают интонация и паузы, недопустимы невнятность, невозможность расслышать некоторые слова (частичное «проглатывание» слов или слишком тихое произнесение), монотонность. Дистанционное обучение заставляет преподавателя при подготовке занятия помнить о том, что удерживать внимание на расстоянии значительно сложнее, чем при непосредственном, личном контакте, так как теряется существенный пласт, обеспечивающий автоматическое, непроизвольное психологическое воздействие на аудиторию: личное обаяние, манеры, внешний облик, личный пример, невербальные средства коммуникации.
Именно поэтому так важно обогащать речь меткими метафорами, крылатыми выражениями, фразеологизмами, идиомами, цитатами и другими средствами достижения образности, красочности речевых конструктов. Это значительно улучшает качество и глубину усвоения учениками информации, позволяет облегчить процесс запоминания и делает излагаемые знания более понятными, доступными для восприятия, упрощает процесс обоснования и донесения сути рассматриваемых вопросов. Позволяет уйти от шаблонности, однообразия и сухости изложения.
Хороший оратор обязательно анализирует, изучает состав слушателей, знакомится с их ценностями, возрастными особенностями и интересами, именно такой подробный и всесторонний анализ делает педагога настоящим мастером, владеющим искусством влияния, интерпретирования и повествования.
Совершенно недопустимо строгое, излишне сдержанное, равнодушное изложение темы занятия, только эмоциональная включенность, убежденность, личная увлеченность и неподдельный интерес, эмпатийность и выразительность помогают заинтересовать аудиторию - эти приемы побуждают слушать внимательно и запоминать большие объемы информации. Овладение педагогической риторикой необходимо для оптимизации процесса передачи опыта ученикам, только отточив все ее составляющие педагог может пробудить любознательность у большей части обучающихся.
Особую педагогическую ценность представляет собой способность преподавателя деликатно и своевременно использовать чувства юмора в процессе обу-
чения. Умение включать в структуру занятия арсенал средств и приемов, основанных на знании потенциала юмористического влияния на человека позволяет повысить эффективность и уровень профессионализма прикладываемых усилий с целью обучения, воспитания и развития личности.
Считаем целесообразным выделить три аспекта формирования речевого имидж преподавателя: лингвистический, экстралингвистический и педагогический аспекты.
1. Лингвистический аспект. Речевой имидж ведущего, в который включаются речевые средства, которые эффективно взаимодействуют в определенных ситуациях и речевой этикет.
2. Экстралингвистический аспект. Помогает показать свое эмоциональное отношение к объекту обсуждения, украшают речь, делают ее яркой и насыщенной, помогают передать значимость информации, делает акцент на наиболее существенных пунктах, инициирует механизм заражения, позволяет максимально увлечь слушателя.
3. Педагогический аспект. Этот аспект связан с разработкой индивидуального имиджа, то есть целенаправленные усилия педагога, с целью наибольшего соответствия образу безупречного учителя. Речевой имидж в данном контексте играет главенствующую роль, и предполагает регулярные тренировки, которые включают в себя изучение правил и техник фонетически верной речи, тренировка дикции, обучение динамичным типам высказываний и правильной постановке выговора в целом.
На наш взгляд целесообразно проводить следующие виды тренировок, направленных на самосовершенствование, на улучшение педагогической техники и уровня профессионализма в целом:
- аутотренинг, направленный на саморегуляцию психических состояний, а также на тренировку стрес-соустойчивости и контролю за негативными эмоциями;
- тренировки, направленные на выработку оптимального стиля и тона в общении с учащимися;
- тренировка техник речевого убеждения и речевого влияния на собеседника;
- тренировки, направленные на отработку дикции и развитие выразительности речи;
- техники, формирующие навыки актерского и ораторского мастерства.
Наряду с вышеперечисленными упражнениями по самосовершенствованию, необходимо изучать разнообразный опыт коллег, по различным направлениям преподавательской деятельности; осуществлять мониторинг современных научных исследований по преподаваемым темам; ознакомляться с опытом, достигнутым в смежных дисциплинах; изучать технические разработки в сферах дистанционного обучения и использовать новые возможности разрабатываемых компьютерных программ; проводить самоанализ собственной педагогической деятельности. Преподаватель должен тщательно подбирать материалы для практических занятий, обязательно включать в программу урока реальные примеры,
не использовать только абстрактные ситуации. Необходимо делать краткий обзор последних происшествий, заострять внимание на наиболее существенных, исторически значимых для развития общества событиях культуры, политики и социальной сферы.
Так как очень верно отметил К. Д. Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». [4, с. 209].
Важным моментом для организации учебного процесса является подбор аргументов и фактов для закрепления пройденной тематики. Аргументы нужно делать весомыми, и не просто перечислять, но давать им оценку, характеризовать их с различных сторон. При этом важно не количество, а качество и их наибольшее соответствие изучаемому материалу.
Все эти многочисленные требования к педагогу, дополнительно отягощаются необходимостью постоянного развития профессиональные значимых качеств личности. Исследования в данной области были проведены многими учеными: Ф. Н. Гоноболиным, В. Н. Крутец-ким, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткиным, Г. С. Сухоб-ской и др.
Ф. Н. Гоноболиным были выделены следующие основные качества:
- умственные;
- дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т. д.);
- перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);
- организаторские качества;
- волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.);
- коммуникативные;
- тактичность;
- педагогическое воображение, способность к распределению внимания;
- динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
- эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);
- оптимистическое прогнозирование;
- креативность. [6, с. 35-39].
Хотелось бы добавить еще некоторые качества, которые на наш взгляд также играют существенную роль в становлении уровня профессионального педагогического мастерства:
- умение доступно излагать сложный для восприятия материал; -
- гибкость взглядов и суждений;
- умение не оказывать жесткого психологического давления на формирование индивидуальных взглядов учеников;
- деликатность и дипломатичность при осуществлении воспитательного влияния;
- владение логикой, четкостью изложения и навыками латерального мышления;
- способность оказывать положительное влияние на личность ученика, оказывать ему максимальную помощь на пути саморазвития и самосовершенствования;
- прививать стремление к проявлению добродушия, отзывчивости и милосердию.
В условиях дистанта также крайне сложно осуществлять контроль за уровнем включенности группы в процесс обучения, не всегда есть возможность подключать видеотрансляцию, а простая перекличка не самое неэффективное средство но можно сказать, что в конце занятия необходимо будет ответить на вопрос ответ на ко-
торый четко прозвучит во время лекции в неизвестное ученику время и санкции сразу обговорить.
В целях изучения отношения учащихся к данной форме обучения и получения независимой оценки наиболее заинтересованной стороны образовательного процесса нами был проведен опрос среди студентов первых, вторых и третьих курсов. Учащиеся получили возможность дать честную, непредвзятую оценку и указать на те аспекты, которые не являются очевидными, но оказывают, по их мнению, существенное влияние на процесс дистанционного обучения. В анонимном опросе приняли участие 216 человек. Обобщенные результаты представим в следующей таблице:
Таблица 1
Содержание и результаты опроса испытуемых
№ Вопрос Варианты ответов
п/п Да % Нет % Затрудняюсь ответить% Другое %
1 Считаете ли вы, что дис- только отчасти (32)
танционное обучение лучше аудиторного? 21 38 9
2 Назовите основные про- - хуже усваивался учебный материал (41)
блемы, с которыми вы - возникают постоянные технические неполадки (54)
столкнулись в процессе - невозможность общаться с другими обучающимися (36)
данного вида обучения. - нельзя сразу задать интересующий вопрос, приходится выжидать удобное время ( - много времени тратится на организационные моменты: проверка присутствия, ознакомление с целями занятия, подведение промежуточных итогов, осуществление обратной связи и др. (29) - нет живого общения с педагогом, в связи с чем даже интересная информация становится
менее интересной (38)
- увеличивается недопонимание между преподавателем и обучающимися, возникают напря-
женные ситуации (63) - из-за нарушения обычного режима, при появлении большего количества свободного време-
ни, меньше тратится на самоподготовку и повторение пройденного ранее материала (46)
- часто от занятий отвлекают или создают помехи родственники (78)
- монотонная речь педагога, недостаточно четкая дикция преподавателя (52)
- неудобно прерывать преподавателя, поэтому часто не задавал вопрос, даже когда не все было понятно (44)
- значительно реже выходишь на улицу, больше половины дня проводишь за компьютером (66)
3 Назовите основные поло- - не нужно тратить время на дорогу (59)
жительные аспекты дистанционного обучения. - легче отвечать на контрольные опросы и отвечать на семинарах, так как можно подсмотреть информацию (46) - снижает возможность заражения вирусными и другими заболеваниями (68) - есть возможность не пропускать занятия по болезни (77) - можно записывать занятия, и в дальнейшем прослушать его еще раз, чтобы повторить слож-
ные моменты
- существенно увеличивается уровень ответственности и самостоятельности (56)
4 Вы быстро адаптирова-
лись к новым условиям обучения? 52 28 20 -
5 Как вы считаете, увели-
чилась ли нагрузка на преподавателей? 55 19 16 не изменилась нагрузка (10)
6 Оказывали ли вам в про-
цессе дистанционного обучения помощь преподаватели? 17 57 2 нередко приходилось оказывать помощь преподавателю (24)
7 Как вы считаете, увеличилась ли ваша нагрузка? 21 36 14 не изменилась нагрузка (29)
8 Повысилось качество образования при данной форме обучения? 15 39 13 это не влияет на качество обучения, кто хочет, тот будет хорошо учится при любой форме обучения (33)
9 Если бы была возмож-
ность выбора, вы выбрали бы дистанционное об- 31 37 6 не для всех предметов (26)
учение в дальнейшем?
10 Ваши родители хорошо
оценивают данную форму обучения? 16 71 8 они не знали, что я учусь дистанционно (5)
11 Считаете ли вы, что в дру-
гих странах данная форма обучения организованна 79 16 5 -
значительно лучше, чем в России?
12 Ответственность за плохое качество усвоения материала при дистанционном обучении полностью техниче-
преподавателе (28) учащемся (19) ском обеспечении (53) -
лежит на:
13 Хотели бы вы, чтобы ваши дети обучались по такой форме? 17 79 3 уверен, что в недалеком будущем та будут учится все (11)
14 Считаете ли вы, что зна-
чительно увеличился объем заданий для самостоя- 70 16 - не заметили разницу (14)
тельной работы
15 Оцените уровень оснащения учебных аудиторий оборудованием, необходимым для проведения занятий в удаленном формате высокий (5) низкий (50) средний (38) затрудняюсь в оценке (7)
16 В ходе каких занятий проще запоминать и понимать новый материал? очных дистанци- нет разни-
(67) онных (16) цы (17)
17 Вы считает, что мотивация к учебе повысилась? 13 52 не изменилась (35) -
18 Можно ли утверждать, что в дистанционном режиме обучения у вас по-
явились новые возможно- 36 43 21
сти, пришлось осваивать
много нового в сфере
информационных технологий?
19 Что, по вашему мнению, - специальная подготовка преподавателей (81)
способно существенно повысить уровень образо- - повышение уровня технического и программного обеспечения (88) - совмещение очной и дистанционной формы (54)
вания при дистанционной форме обучения? - уменьшение количества учащихся в группе (31) - более строгий контроль со стороны педагогов (57) - никакие улучшения не заменит очное обучение (29) - использование большего числа демонстрационного материала (38) - увеличение дискуссионного времени, когда каждый обучающийся сможет высказать свое мнение относительно изучаемого материала (25)
Подводя итоги нашего исследования, можем выделить основные задачи, стоящие перед педагогом и формирующиеся на основании особенностей дистанционного обучения:
- обеспечение доступности и ясности излагаемого материала и своевременности проведения промежуточной оценки уровня усвоения пройденного материала;
- обеспечение возможности каждому обратившемуся за консультацией и разъяснениями курсанта получить в полном объеме дополнительную информацию и пояснения в отношении возникающих у него пробелов и неясностей в пройденном материале;
- обеспечение формы доверительного диалога в процессе изложения знаний в условиях дистанционного обучения;
- помощь курсантам в мобилизации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и научных ресурсов для выхода из кризисного состояния;
- расширение у курсантов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения учебных вопросов и преодоления трудностей дистанционного обучения, а также укрепления уверенности в себе;
- информирование обучающихся о других доступ-
ных ресурсах и источниках получения дополнительных сведений для более глубокого освоения учебной программы: электронные книги, онлайн конференции, онлайн лекции, онлайн викторины, онлайн тесты и т. д.;
- при возникновении экстренной необходимости проведение индивидуальной онлайн консультации или перенаправление обучающегося за помощью к профессиональным психологам (на очное консультирование);
- анализ причин и источников возникновения повышенного психического напряжения и наиболее неблагоприятных факторов, мешающих эффективному усвоению учебного материала;
- обеспечение непрерывности изложения информации: готовность к быстрой смене канала передачи информации и формы изложения материала в случаях сбоя основного канала (сбой в работе компьютера, поломка микрофона, возникновение неполадок в работе программы «Дискорд» и т. д.);
- поиск и выбор наиболее эффективных средств, методов обеспечения постоянной проверки контакта с обучающимися, так как педагогу необходимо быть абсолютно уверенным, что его внимательно слушают все курсанты и следят за ходом занятия;
- совершенствование навыков красноречия, педагогической риторики и ораторского мастерства;
- соблюдение принципов преподавательской этики и недопущение нанесения ущерба правам и интересам обучающихся.
Библиографический список
1. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. 382 с.
2. Леонтьев, А. А. Психолингвистика в овладении языком / А. А. Леонтьев // Основы психо-лингвистики. М. : Смысл, 1999. 287 с.
3. Вайсгербер, Л. Родной язык и формирование духа / Л. Вайсгербер. М. : Изд. «Либроком», 2009. 415 с.
4. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия ; под редакцией Е. Д. Холмской. М. : Изд-во Московск. ун-та, 2000. 320 с.
5. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский ; ред. кол.: А. М. Еголин (глав. ред.), Е. Н. Медынский, В. Я. Струминский. М. ; Ленинград : Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952. 3 т.
6. Гоноболин, Ф. Н. О некоторых психических качествах личности учителя / Ф. Н. Гоноболин // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 35-39.
7. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. Л., 1967.
8. Юшина, В. Д. Роль педагогической метафоры в образовательном процессе / В. Д. Юшина // Молодой ученый. 2019. № 7 (245). С. 172-175. URL: https://moluch.ru/archive/245/56617/ (дата обращения: 17.05.2022).
Bibliographic list
1. Zalevskaya, A. A. Introduction to psycholinguistics / A. A. Zalevskaya. M. : Russian State Humanit. un-t, 2000. 382 p.
2. Leontiev, A. A. Psycholinguistics in language acquisition / A. A. Leontiev // Fundamentals of psycho-linguistics. M. : Sense, 1999. 287 p.
3. Weisgerber, L. Native language and the formation of the spirit / L. Weisgerber. M. : Publishing house «Libro-com», 2009. 415 p.
4. Luria, A. R. Language and consciousness / A. R. Lu-ria ; edited by E. D. Kholmskaya. M. : Publishing House of Moscow. un-ta, 2000. 320 p.
5. Ushinsky, K. D. Collected works / K. D. Ushinsky ; ed. Col.: A. M. Egolin (chief editor), E. N. Medynsky, V. Ya. Struminsky. M. ; Leningrad : Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1948-1952. 3 vol.
6. Gonobolin, F. N. On some mental qualities personality of the teacher / F. N. Gonobolin // Questions of psychology. 1975. No. 1. PP. 35-39.
7. Kuzmina, N. V. Essays on the psychology of teacher labor / N. V. Kuzmina. L., 1967.
8. Yushina, V D. The role of pedagogical metaphor in the educational process / V. D. Yushina // Young scientist. 2019. No. 7 (245). РР. 172-175. URL: https://moluch.ru/ archive/245/56617 / (accessed: 05/17/2022).
Дополнительная информация об авторе И. А. Чеснокова - преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук.
Additional information about the author
I. A. Chesnokova - Lecturer of the Department of Legal Psychology of the educational and scientific complex of psychology of official activity, Candidate of Psychological Sciences.
Статья поступила в редакцию 20.11.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 28.11.2022.
The article was submitted 20.11.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 28.11.2022.