Научная статья на тему 'Речевой этикет как основа эффективного общения'

Речевой этикет как основа эффективного общения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2099
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коленец Оксана Викторовна

Статья посвящена вопросам развития речевой культуры учеников. Автор обобщает имеющиеся подходы к формированию коммуникативных навыков и предлагает пути решения возникающих проблем на основе введения специальной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Коленец Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевой этикет как основа эффективного общения»

№ 4 (51), 2013

"Культурная жизнь Юга России" ^ ^д

Литература

1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М., 2008. С. 6.

2. Лантери Э. Лепка. М., 2006. С. 176.

3. Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система академии художеств XVIII века. М., 1956.

4. Турчин В. Композиция круглой скульптуры // Творчество. 1968. № 9. С. 14-18.

N. V. GAVRILOVA. ANTIQUE MYTH IN COMPOSITIONAL TEST OF THE COURSE «ACADEMIC SCULPTURE AND PLASTIC MODELING»

The author considers the issue of treating to ancient inheritance in modern Art education and offers the method of integral teaching of a subject «Sculpture and plastic modeling». The article also studies the opportunity of interpretation of antique myth working on finished compositional tasks and formulates the main requirements to the level of opening of theme in sculptural composition.

Key words: modern education, interdisciplinary communication, antique myth, sculpture, spatial reasoning.

О. В. КОЛЕНЕЦ

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

Статья посвящена вопросам развития речевой культуры учеников. Автор обобщает имеющиеся подходы к формированию коммуникативных навыков и предлагает пути решения возникающих проблем на основе введения специальной дисциплины.

Ключевые слова: речевой этикет, речевое общение, этикетные формы.

Общение - одно из главных достояний человечества, его важнейшее достижение на пути эволюции, предмет изучения целого ряда наук: социологии, психологии, медицины и др. [1]. Именно комплексный подход позволят выявить суть данного феномена, раскрыть его основные особенности и способы функционирования.

Кажущееся на первый взгляд естественным и простым речевое общение - сложная деятельность по крайней мере двух партнеров, и для достижения требуемого результата необходим не только учет собственных интересов, но и постоянное внимание к собеседнику, к его особенностям. Помимо указанных двух условий эффективность (правильная передача информации, донесение собственных мыслей, умение вызвать у другого человека интерес и сочувствие) обеспечивают благоприятная атмосфера для контакта и соблюдение правил речевого поведения.

Речевое поведение отражает уровень воспитанности, внутреннюю культуру человека: доброжелательное отношение к собеседнику, дружелюбие, благосклонность получают вербальное воплощение [2] и реализуются в формулах речевого этикета. С их помощью люди привлекают к себе внимание, прощаются, знакомятся. Такие выражения, которые человек узнает при изучении языка, облегчают процесс коммуникации. Актуальность их изучения сейчас обусловлена возросшим вниманием к проблемам общения.

Речевой этикет связан с понятием этикета (фр. 'ярлык, этикетка) - совокупность правил поведение, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия, манеры, одежда) [3]. Это сложная система знаков, указывающих на отношение к

другому человеку, оценку его и в то же время оценку самого себя в условиях коммуникации.

Речевой этикет обслуживает этикет поведения и представляет собой совокупность стереотипов в границах ведения разговора и привлечения внимания, приветствия, пожелания. В узком смысле это специфические правила, регламентирующие ситуации вступления собеседников в контакт и поддержания общения в избранной тональности, соответственно обстановке, социальному статусу и характеру их взаимоотношений [4].

Общение - основа нашей повседневной жизни, и уровень культуры в этой сфере должен всегда оставаться высоким, однако на данный момент наблюдается его снижение в социуме, и в частности среди школьников. Необходимость специального обучения правилам речевого этикета очевидна как лингвистам (О. Б. Сиротинина, Н. И. Формановская и др.), так и методистам (Л. П. Федоренко, Т. А. Ладыженская, В. И. Капинос и др.). Но на сегодняшний день существуют разработки лишь отдельных уроков, не связанных между собой [5], требуется создание отдельной комплексной программы, включая учебники, дидактические и методические материалы. Детям с первых дней пребывания в школе нужно давать знания не только по математике и русскому языку (письмо, чтение, счет), но и научить общаться, обогатить их словарь этикетными формулами, познакомить с правилами этикета. Для этого мы ввели новую дисциплину «Основы речевого этикета» с первого по четвертый класс в формате элективного курса. Ее цель - помочь детям осмыслить их речевую практику, повысить их речевую культуру и сформировать коммуникативные навыки.

Методика преподавания различна. Мы учли общие моменты: опора на правила речевого этикета,

НО "Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (51), 2013

ориентация на развитие творческой активности, природных способностей и тех особенностей, которые свойственны возрасту. Считаем необходимым правильно выбирать дозировку предлагаемого материала, соответствующего возрасту учащихся, их склонностям и интересам, а также подбор методических средств, способствующих постоянной активизации мыслительной деятельности учащихся, их потребности в познании, в самостоятельном поиске знаний, анализе и самоанализе. Работа в этом направлении должна вестись непрерывно, что позволит достичь поставленных целей будут выполнены полностью.

Мы вслед за Т. А. Ладыженской разделили материал традиционно на четыре взаимосвязанных раздела (« Этикет устной и письменной речи», «Этикет письма» и др.) и ввели новые: «Формулы речевого этикета», «Речевой этикет современного школьника и его значение», - которые необходимы для эффективного общения современного школьника.

Материал расположен на основе линейно-ступенчатого и концентрического принципов, позволяющих не просто повторять, а рассматривать его на новом уровне сложности. Ориентируясь на природные возможности ребенка, учитель должен подбирать такое содержание обучения и такие способы его развития, которые не допускают перенапряжения и переутомления, обеспечивая прочное и качественное усвоение материала.

Принимая во внимание возраст учеников (7-10 лет), рекомендуется проводить занятия один раз в неделю отдельными уроками продолжительностью 40 минут. Программа составлена так, что изучение дисциплины «Основы речевого этикета» начинается со второй четверти первого класса,

когда дети более или менее привыкли и адаптировались к новой для них деятельности.

С целью профилактики утомляемости детей планируем учебные занятия таким образом, чтобы интеллектуальные задания чередовались с полным отдыхом и физическими упражнениями.

Опираясь на знания о том, что дети данного возраста обладают конкретным мышлением, считаем необходимым применение наглядного материала: иллюстраций, рисунков, репродукций. И еще одна особенность построения данных уроков: материал должен быть связан с жизненными ситуациями, с жизненным опытом школьников, поэтому базовой единицей обучения является речевая ситуация, содержащая разные формы речевого этикета.

Таким образом, обучение формам речевого этикета предполагает воспитание правильного речевого поведения и поведения в целом, закладывая прочный фундамент положительных качеств в сознании ученика, способствует формированию у человека высокой нравственной культуры [6].

Литература

1. Иванов В. И. Язык как предмет языкознания. Тверь, 2006. С. 47.

2. Кравченко А. И. Культурология. М., 2001. С. 69.

3. Кон И. С. Словарь по этике. М., 1981. С. 144.

4. Там же. С. 144.

5. Ладыженская Т. А. Уроки риторики 1-4 класс. М., 2006. С. 16.

6. Гармаш Н. А. Формирование коммуникативных умений школьников при изучении формул речевого этикета // Язык, культура, текст: контра-стивный анализ. Славянск-на-Кубани, 2011. С. 5.

O. V. KOLENETS. SPEECH ETIQUETTE AS THE BASIS OF EFFECTIVE COMMUNICATION

Article is devoted to the development of speech culture of students. The author analyzes the existing approaches to the formation of communication skills and offers some ways to solve arising problems through the introduction of a special discipline.

Key words: speech etiquette, speech communication, etiquette forms.

С. В. АДАМЕНКО

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР: К ПРОБЛЕМЕ ВОПЛОЩЕНИЯ

СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА

В статье исследованы этапы формирования сценического образа на основе раскрытия эстетических качеств предметов и явлений действительности и способности к эстетическому созерцанию. Ключевые слова: фольклор как синтетическое явление, импровизация, сценическое восприятие.

Говоря о фольклоре в целом можно утверждать, что это - сложное, синтетическое искусство. Нередко в его образцах соединяются элементы различных художеств - словесного, музыкального, театрального. Его изучают многие науки - история, психология, социология, этнология (этнография) [1]. Он тесно связан с народным бытом и обрядами.

Неслучайно первые русские ученые подходили к изучению фольклора очень скрупулезно, не только записывая произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта [2].

На протяжении многих веков народное творчество закладывает основы художественной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.