106 "Культурная жизнь Юга России"
№ 4 (51), 2013
и бизнес интересы, всеми силами устремлялись к средствах массовой информации» (Закон о СМИ) // визуализации культуры, чтобы доказать свою зна- Российская газета. 1992. 2 авг. и др. чимость, уникальность творческого потенциала. 2. Лубашова Н. И. Феномен отечественной ки-
нематографии в социокультурном пространстве Литература ХХ в. Краснодар, 2008.
1. Положение о национальном фильме // Рос- 3.Худяков С И Культура как средств интегра-
сийская газета. 1999. 27 авг. С. 22-23; Закон РФ «О ции и развития российского общества // Соцш-гу-
манитарные знания. 2009. № 3. С. 60-74.
A. S. LUHTAN. VISUALIZING RUSSIAN CULTURE IN THE LATE XX CENTURY
This article analyzes the national cinema of the late XX century, which with its artistic and aesthetic means of expression visualized and implemented the culture of the people.
Key words: Russian cinema, artistic expression of reality.
В. Н. ГАВРИЛОВА
АНТИЧНЫЙ МИФ В КОМПОЗИЦИОННОМ ЗАДАНИИ КУРСА «АКАДЕМИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА И ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Автор рассматривает вопрос обращения к античному наследию в современном художественном образовании и предлагает методику интегрированного преподавания дисциплины «Академическая скульптура и пластическое моделирование». Также в статье исследуются возможности интерпретации античного мифа при работе над итоговым композиционным заданием и формулируются основные требования к степени раскрытия темы в скульптурной композиции.
Ключевые слова: современное образование, межпредметные связи, античный миф, скульптура, пространственное мышление.
Образование аккумулирует в себе все достижения современности, транслирует требования социума к молодому поколению, отражает наиболее существенные изменения в обществе. Объем информации неуклонно возрастает. Меняется набор и содержание дисциплин, признанных необходимыми для изучения. Однако наиболее ценная часть опыта образует относительно постоянное ядро, в котором кристаллизуется то, что принято называть классическим образованием. Существенная часть этого ядра связана с наследием античности, достижениями ее культуры. «Все, что для нас сейчас само собой разумеется, когда-то было открыто впервые. И то, что надо слушаться закона; и то, что параллельные прямые не пересекаются <.. .> и то, что мысль о вещи может больше о ней сказать, чем взгляд на эту вещь; и то, что интересные истории можно разыгрывать в лицах <...> Такие открытия порознь делались и в Вавилоне, и в Индии, и в Китае, и в Греции. Но наша собственная цивилизация, новоевропейская, развивалась, главным образом, на основе древнегреческой (и сменившей ее древнеримской) <...> Поэтому лучше узнать древнегреческую культуру -это значит лучше понять и Шекспира, и Рафаэля, и Пушкина. И, в конечном счете, - самих себя», - так определял роль античной культуры в нашей цивилизации Михаил Леонович Гаспаров [1].
Античность - одна из мощнейших тектонических плит, что лежат у истоков нашего духовного мира. Античность дала нам основы цивилизации -логику, представление о необходимом и должном, максиму «Познай самого себя». Миф - также один
из даров Древней Греции нашему миру. Даже наше представление об Элладе, белоснежной и беломраморной, во многом мифологизировано: мы любим ее такой, кокой она предстала через призму европейской культуры, и не всем нам знаком восточный характер ее искусства, его пестрота.
Будучи фундаментом классического образования, античная культура вошла в него лингвистически (древнегреческим языком и латынью), политически (в виде исторических примеров разнообразных систем общественного устройства, способов взаимодействия человека и государства), психологически (различные типы душевного склада человека могут рассматриваться в образах и терминологии античного мифа). И, что для нас наиболее важно, эстетически (как источник, сформировавший каноны красоты и само представление о прекрасном).
Художественное образование в его академической традиции активно использует памятники античной культуры и произведения изобразительного искусства в качестве эталонов и наиболее популярных и эффективных учебных пособий. В Императорской академии художеств обязательное изучение античной культуры было краеугольным камнем художественного образования [3]. Эта традиция сохраняется и в настоящее время, ей следуют многие вузы, в том числе Художественно-промышленная академия Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Речь идет об опыте дизайн-образования (специалитет). В цикл общехудожественной подготовки студентов-дизайнеров КГУКИ входит обязательная дисциплина
№ 4 (51), 2013
"Культурная жизнь Юга России" ^ ^
«Академическая скульптура и пластическое моделирование». Ее курс рассчитан на четыре семестра обучения. Итоговой работой является выполнение человеческой фигуры в трехмерном объеме размером от 1/10 до 1/5 натуральной величины в мягком материале (скульптурный пластилин или глина). Цель подобного задания исчерпывающе сформулировал Э. Лантери: «В фигурной композиции мы должны < . .> передать гармонию линий, контрасты планов и < ..> сделать сюжет ясным при обозрении композиции со всех сторон» [4].
Чтобы добиться более качественного и глубокого освоения программы, мы предлагаем использовать интегрированный подход к изучению скульптуры, совмещающий обучающие ресурсы дисциплин гуманитарного, общехудожественного и профессионального циклов. Нами была разработана методика, основанная на постепенном и плавном наращивании сложности заданий с обязательным применением уже имеющихся компетенций (знаний, умений и навыков), полученных при изучении других предметов. Так, выразительные средства рисунка - линия, пятно, тон -используются на стадии графических поисков, а опыт в разработке композиции (визуальный центр, смысловое ядро, оптический вес, статика и динамика, открытая и закрытая композиция, жесткая и мягкая форма) - на этапе объемного эскизиро-вания. Сведения, почерпнутые из курса истории искусства, позволяют ориентироваться в трактовке сюжета и насыщения композиции важными атрибутами. Таким образом, весь имеющийся интеллектуальный багаж востребован на занятиях скульптурой. Применение данной методики позволит максимально эффективно перейти от работы с двухмерной формой к трехмерным объектам.
Рассмотрим выполнение итогового задания более подробно. Содержательно - это композиция на тему античного мифа, поэтому студенты в обязательном порядке изучают мифы Древней Греции в рамках интегрированного курса. Антропоцентрический характер античной цивилизации как нельзя лучше соответствует и букве, и духу итогового задания.
В качестве базового текста для изучения мифов рекомендуется книга Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Для более глубокого и полного изучения предусматривается корпус произведений, предназначенных для общегуманитарного образования: Зелинский, Парандовский, Голосов-кер, Грейвз и некоторые другие. На этапе работы с текстами активизируются межпредметные связи с такими дисциплинами как «История», «История культуры и искусства», «Культурология», «Академический рисунок». Большинство студентов, изучив базовый цикл, останавливаются на этом. Когда самая простая часть мифа - герои и основные сюжетные линии - освоена, наступает следующий этап. Возникают различные варианты оценки развития событий, обнаруживаются разные толкования историй. За суховатым текстом и малознакомыми реалиями начинает проступать не только
событийное, но также и эмоциональное содержание.
Многие студенты охотно погружаются в атмосферу мифа, исследуют соотношение основной версии («политкорректной») и других вариантов, во многом отличных от нее. Это позволяет ответить на многие вопросы о первопричинах поступков героев, будь то Геракл, получивший прозвище Чер-ноногий, Медея, лишившая жизни собственных детей или Тезей (в том числе сюжет о черных парусах на его корабле). Чтобы заинтересовать студентов, приходится использовать их любовь к «страшным опасностям и ужасным приключениям». Но как только за перечислением действий и описанием событий студенты начинают видеть реальных людей с их страстями и страхами, с их восторгами и несовершенствами, задачу можно считать выполненной: студенты будут с интересом изучать античную цивилизацию и ее мифологию. Данный этап может быть назван интериоризацией ценностей с их этической и эстетической составляющими.
Переступая порог скульптурной мастерской, большая часть студентов сообщает, что последний раз держали в руках глину или пластилин в дошкольном детском учреждении, или, в лучшем случае - на занятиях в изостудии. Тем не менее, на протяжении курса обучения они успевают освоить базовые навыки работы с трехмерной формой, познакомиться с «морфологическими вопросами» скульптуры - композицией, конструкцией, фактурой и светом. Студенты изучают пропорции, анатомическое строение и пластику человеческого тела. К итоговому испытанию они подходят вполне подготовленными, и некоторые работы могут представлять интерес не только с точки зрения грамотно выполненного учебного задания.
Одно из самых больших удовольствий в профессиональной жизни преподавателя - наблюдать за процессом духовного развития и профессионального взросления студентов. В этом взрослении, по глубокому убеждению автора, большую роль играет знакомство с Античностью: сначала как обязательная часть обучения, позже - как способ самопознания.
В целом в работе над композициями на мифологические сюжеты можно проследить несколько основных подходов. Самая многочисленная группа работ передает восприятие Античности в целом. Задача, которую ставят в этих композициях студенты -передать дух эпохи. Этот подход предполагает изучение древнегреческой культуры как совокупности артефактов - костюм, прическа, бытовые предметы, архитектура. В этом случае студенты часто опираются на эстетический канон античности как единственную основу своей работы. Задания, выполненные в данном ключе, в большей части случаев, используют немотивированное движение как ведущий пластический мотив, статичные формы, закрытый тип композиции. Как правило, главная мысль работы раскрывается в одном самом характерном ракурсе и не предполагает ее кругового обхода. Для достижения успеха здесь очень важно
10д "Культурная жизнь Юга России"
№ 4 (51), 2013
найти гармоничные пропорции и выразительный силуэт. Связь скульптурного объема с окружающим пространством воспринимается зрителем как соотношение целостного пятна и нейтрального фона. Выявление конструкции человеческого тела наряду с максимально плотной моделировкой формы играют значительную роль в создании образа. Итог - грамотно выполненный этюд фигуры человека, облаченного в одежды Античной эпохи.
Другая часть студентов пытается пластически осмыслить миф как конкретный сюжет. Это наиболее часто встречающееся решение: любовь к интересным историям - общечеловеческое свойство. Событийная сторона чаще всего привлекает молодых людей. Юношей интересуют мифы о взрослении, о странствии, об испытании сил. Битвы, единоборства, отдых после подвига - главные мотивы. Геракл и Немейский лев, Прометей и орел, Дионис, Гефест -одни из самых популярных персонажей. В работах обыгрывается выразительный жест, «говорящее» движение, раскрывающее суть происходящего. В данной группе преобладают композиционные решения из двух фигур или фигура с композиционно обусловленными атрибутами. Преобладают динамичные композиции открытого типа. Движение в них отчетливо обозначено и сюжетно обусловлено. Главная задача здесь - найти гармоничные весовые соотношения, добиться зрительной устойчивости при интенсивности внешнего движения. В отличие от рассмотренных выше, подобные этюды предполагают круговой обход, при котором полностью раскрывается пластический замысел работы. Скульптурный объем вступает в активное взаимодействие с окружающим пространством, которое становится полноправным элементом композиции. В такой трактовке задания допустима экспрессивная передача формы с моделированием объемов почти в эскизной манере.
Близким этой группе можно признать, как более глубокий вариант, еще один способ толкования: миф и его герои как «вечный мотив», повторяющийся из года в год, из века в век, из страны в страну. Айегпа Огеее1е выступает в этом случае в самых неожиданных ракурсах. «Состарившаяся Муза» как символ победы духовной красоты над безжалостным временем или «Клио - муза истории» как бабушка, хранительница семейных тайн и преданий. Здесь наблюдается наибольшее разнообразие пластических решений. Главная трудность, с которой сталкиваются студенты -найти гармонию между ожиданиями зрителей (Античность в нашем представлении обладает рядом устойчивых узнаваемых черт) и авторской трактовкой сюжета, часто неожиданной и даже спорной. В случае такой постановки задачи требования к моделированию формы возрастают, т.к. образный язык должен быть максимально ясным.
Итоговое задание позволяет студентам продемонстрировать большую часть знаний, умений и навыков, приобретенных во время обучения. В работе над ним студенты демонстрируют уровень
овладения навыками работы с различными скульптурными материалами, грамотного выполнения конструктивно значимых элементов, и самое главное - умение найти выразительное объемно-пространственное композиционное решение. Однако результаты могут не ограничиваться одной только профессиональной сферой.
Самый немногочисленный круг итоговых работ -автопортреты в образе древнегреческих божеств, в этом направлении чаще всего в основном, работают девушки. Самый популярный образ - Афина Паллада, реже - Гера или Нимфа, совсем редко -Афродита. В подобном случае толкование мифа не ограничивается ни сюжетным ходом, ни общечеловеческим содержанием. Миф становится инструментом самопознания, способом обнаружить истоки персонального мифа. Обнаружить корни личного мифа, значит высвободиться из-под его влияния. Но - освободиться от власти мифа, не значит отказаться от его обаяния, но сделать его частью своего внутреннего мира. Это значит - открыть для себя и сделать своим огромный мир общечеловеческой культуры.
Скульптура - вид изобразительного искусства, чей образный язык существенно отличается от дисциплин цикла общехудожественной подготовки,в первую очередь, рисунка и живописи. Самое основное отличие - ее существование как объемной формы в трехмерном пространстве. Это обстоятельство составляет и предмет затруднения, но и вмещает в себя огромный потенциал для роста.
Опыт работы со студентами уровня подготовки - специалисты за период 2007 - 2012 годов показал эффективность применения разработанной методики. Из результатов проведенного эксперимента можно заключить следующее:
- Использование интегрированного подхода повышает уровень запаса успешности учащихся, что является для них дополнительным стимулом в работе.
- Личностно-ориентированный процесс (самостоятельный выбор темы для работы, определение ее трактовки в соответствии с личными предпочтениями) способствует оптимизации процесса обучения.
- Применение знаний, умений и навыков, освоенных в рамках изучения других дисциплин, как общехудожественного, так и профессионального цикла, помогает преодолеть психологические барьеры в восприятии скульптуры и ее особенностей как специфического вида изобразительного искусства.
- Использование в творческой работе студентов базовых принципов композиционного формообразования, общих для скульптуры и проектной деятельности, помогает осознать скульптуру как важный профессиональный инструмент.
- Развитие пространственного мышления на занятиях скульптурой повышают уровень творческой успешности студентов-дизайнеров, способствует росту их профессиональной компетентности.
№ 4 (51), 2013
"Культурная жизнь Юга России" ^ ^д
Литература
1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М., 2008. С. 6.
2. Лантери Э. Лепка. М., 2006. С. 176.
3. Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система академии художеств XVIII века. М., 1956.
4. Турчин В. Композиция круглой скульптуры // Творчество. 1968. № 9. С. 14-18.
N. V. GAVRILOVA. ANTIQUE MYTH IN COMPOSITIONAL TEST OF THE COURSE «ACADEMIC SCULPTURE AND PLASTIC MODELING»
The author considers the issue of treating to ancient inheritance in modern Art education and offers the method of integral teaching of a subject «Sculpture and plastic modeling». The article also studies the opportunity of interpretation of antique myth working on finished compositional tasks and formulates the main requirements to the level of opening of theme in sculptural composition.
Key words: modern education, interdisciplinary communication, antique myth, sculpture, spatial reasoning.
О. В. КОЛЕНЕЦ
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
Статья посвящена вопросам развития речевой культуры учеников. Автор обобщает имеющиеся подходы к формированию коммуникативных навыков и предлагает пути решения возникающих проблем на основе введения специальной дисциплины.
Ключевые слова: речевой этикет, речевое общение, этикетные формы.
Общение - одно из главных достояний человечества, его важнейшее достижение на пути эволюции, предмет изучения целого ряда наук: социологии, психологии, медицины и др. [1]. Именно комплексный подход позволят выявить суть данного феномена, раскрыть его основные особенности и способы функционирования.
Кажущееся на первый взгляд естественным и простым речевое общение - сложная деятельность по крайней мере двух партнеров, и для достижения требуемого результата необходим не только учет собственных интересов, но и постоянное внимание к собеседнику, к его особенностям. Помимо указанных двух условий эффективность (правильная передача информации, донесение собственных мыслей, умение вызвать у другого человека интерес и сочувствие) обеспечивают благоприятная атмосфера для контакта и соблюдение правил речевого поведения.
Речевое поведение отражает уровень воспитанности, внутреннюю культуру человека: доброжелательное отношение к собеседнику, дружелюбие, благосклонность получают вербальное воплощение [2] и реализуются в формулах речевого этикета. С их помощью люди привлекают к себе внимание, прощаются, знакомятся. Такие выражения, которые человек узнает при изучении языка, облегчают процесс коммуникации. Актуальность их изучения сейчас обусловлена возросшим вниманием к проблемам общения.
Речевой этикет связан с понятием этикета (фр. 'ярлык, этикетка) - совокупность правил поведение, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия, манеры, одежда) [3]. Это сложная система знаков, указывающих на отношение к
другому человеку, оценку его и в то же время оценку самого себя в условиях коммуникации.
Речевой этикет обслуживает этикет поведения и представляет собой совокупность стереотипов в границах ведения разговора и привлечения внимания, приветствия, пожелания. В узком смысле это специфические правила, регламентирующие ситуации вступления собеседников в контакт и поддержания общения в избранной тональности, соответственно обстановке, социальному статусу и характеру их взаимоотношений [4].
Общение - основа нашей повседневной жизни, и уровень культуры в этой сфере должен всегда оставаться высоким, однако на данный момент наблюдается его снижение в социуме, и в частности среди школьников. Необходимость специального обучения правилам речевого этикета очевидна как лингвистам (О. Б. Сиротинина, Н. И. Формановская и др.), так и методистам (Л. П. Федоренко, Т. А. Ладыженская, В. И. Капинос и др.). Но на сегодняшний день существуют разработки лишь отдельных уроков, не связанных между собой [5], требуется создание отдельной комплексной программы, включая учебники, дидактические и методические материалы. Детям с первых дней пребывания в школе нужно давать знания не только по математике и русскому языку (письмо, чтение, счет), но и научить общаться, обогатить их словарь этикетными формулами, познакомить с правилами этикета. Для этого мы ввели новую дисциплину «Основы речевого этикета» с первого по четвертый класс в формате элективного курса. Ее цель - помочь детям осмыслить их речевую практику, повысить их речевую культуру и сформировать коммуникативные навыки.
Методика преподавания различна. Мы учли общие моменты: опора на правила речевого этикета,