Научная статья на тему 'Музыкальный фольклор: к проблеме воплощения сценического образа'

Музыкальный фольклор: к проблеме воплощения сценического образа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
390
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР КАК СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Адаменко Снежана Викторовна

В статье исследованы этапы формирования сценического образа на основе раскрытия эстетических качеств предметов и явлений действительности и способности к эстетическому созерцанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальный фольклор: к проблеме воплощения сценического образа»

НО "Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (51), 2013

ориентация на развитие творческой активности, природных способностей и тех особенностей, которые свойственны возрасту. Считаем необходимым правильно выбирать дозировку предлагаемого материала, соответствующего возрасту учащихся, их склонностям и интересам, а также подбор методических средств, способствующих постоянной активизации мыслительной деятельности учащихся, их потребности в познании, в самостоятельном поиске знаний, анализе и самоанализе. Работа в этом направлении должна вестись непрерывно, что позволит достичь поставленных целей будут выполнены полностью.

Мы вслед за Т. А. Ладыженской разделили материал традиционно на четыре взаимосвязанных раздела (« Этикет устной и письменной речи», «Этикет письма» и др.) и ввели новые: «Формулы речевого этикета», «Речевой этикет современного школьника и его значение», - которые необходимы для эффективного общения современного школьника.

Материал расположен на основе линейно-ступенчатого и концентрического принципов, позволяющих не просто повторять, а рассматривать его на новом уровне сложности. Ориентируясь на природные возможности ребенка, учитель должен подбирать такое содержание обучения и такие способы его развития, которые не допускают перенапряжения и переутомления, обеспечивая прочное и качественное усвоение материала.

Принимая во внимание возраст учеников (7-10 лет), рекомендуется проводить занятия один раз в неделю отдельными уроками продолжительностью 40 минут. Программа составлена так, что изучение дисциплины «Основы речевого этикета» начинается со второй четверти первого класса,

когда дети более или менее привыкли и адаптировались к новой для них деятельности.

С целью профилактики утомляемости детей планируем учебные занятия таким образом, чтобы интеллектуальные задания чередовались с полным отдыхом и физическими упражнениями.

Опираясь на знания о том, что дети данного возраста обладают конкретным мышлением, считаем необходимым применение наглядного материала: иллюстраций, рисунков, репродукций. И еще одна особенность построения данных уроков: материал должен быть связан с жизненными ситуациями, с жизненным опытом школьников, поэтому базовой единицей обучения является речевая ситуация, содержащая разные формы речевого этикета.

Таким образом, обучение формам речевого этикета предполагает воспитание правильного речевого поведения и поведения в целом, закладывая прочный фундамент положительных качеств в сознании ученика, способствует формированию у человека высокой нравственной культуры [6].

Литература

1. Иванов В. И. Язык как предмет языкознания. Тверь, 2006. С. 47.

2. Кравченко А. И. Культурология. М., 2001. С. 69.

3. Кон И. С. Словарь по этике. М., 1981. С. 144.

4. Там же. С. 144.

5. Ладыженская Т. А. Уроки риторики 1-4 класс. М., 2006. С. 16.

6. Гармаш Н. А. Формирование коммуникативных умений школьников при изучении формул речевого этикета // Язык, культура, текст: контра-стивный анализ. Славянск-на-Кубани, 2011. С. 5.

O. V. KOLENETS. SPEECH ETIQUETTE AS THE BASIS OF EFFECTIVE COMMUNICATION

Article is devoted to the development of speech culture of students. The author analyzes the existing approaches to the formation of communication skills and offers some ways to solve arising problems through the introduction of a special discipline.

Key words: speech etiquette, speech communication, etiquette forms.

С. В. АДАМЕНКО

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР: К ПРОБЛЕМЕ ВОПЛОЩЕНИЯ

СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА

В статье исследованы этапы формирования сценического образа на основе раскрытия эстетических качеств предметов и явлений действительности и способности к эстетическому созерцанию. Ключевые слова: фольклор как синтетическое явление, импровизация, сценическое восприятие.

Говоря о фольклоре в целом можно утверждать, что это - сложное, синтетическое искусство. Нередко в его образцах соединяются элементы различных художеств - словесного, музыкального, театрального. Его изучают многие науки - история, психология, социология, этнология (этнография) [1]. Он тесно связан с народным бытом и обрядами.

Неслучайно первые русские ученые подходили к изучению фольклора очень скрупулезно, не только записывая произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта [2].

На протяжении многих веков народное творчество закладывает основы художественной

№ 4 (51), 2013

"Культурная жизнь Юга России"

культуры. И в наше время музыкальный фольклор, несомненно, вносит свою неоценимую лепту в развитие эстетического воспитания подрастающего поколения. Можно смело утверждать, что главенствующую нишу в музыкальном фольклоре занимает песенный фольклор. Именно песня является душой, носителем моральных и этических норм любого этноса. Песня всегда очень тонко отражает духовные искания, нравственные идеалы людей. «Русская народная песня, - писал П. И. Чайковский, - есть драгоценный образец народного творчества, ее самобытный, своеобразный склад, ее изумительно красивые мелодические обороты требуют глубочайшей музыкальной эрудиции, чтобы приладить русскую песню к установившимся гармоническим законам не искажая ее смысла и духа».

На абсолютно всех стадиях фольклорное творчество формировалось под эгидой естественности и согласия с природой. Воспринимая в таком ракурсе связи человека окружающим миром, народная песня закономерно старается раскрыть их сквозь внешнее соединение. «В песенной лирике должно было добиться абсолютного своего формирования художественное ассоциативное мышление, как тип познания природы и коллективных явлений. Профессиональному искусству оставалось лишь присоединить этому методу познания теоретический и морально свободный курс, что ставило поэта перед нуждой лично достигать гармоничности и естественности своих образных ассоциаций. В народном творчестве данная слаженность предопределяется самим мировоззрением его» [3].

Исследователи фольклора отмечают, что есть конкретная взаимозависимость между особыми чертами произведений фольклора и соответствующим уровнем сценического восприятия. Помимо этого, данные характерные черты синхронно обусловлены характером ведущей деятельности воплощения сценического образа [4]. Значит, следствием воплощения сценического образа будет способность к восприятию эстетических качеств объектов и явлений действительности, или восприимчивость к эстетическому созерцанию. Однако формирование только способности к чувственному познанию объектов еще не обеспечивает развития в сознании эстетических представлений, без которых, в свою очередь, не смогут определиться такие составные части эстетического сознания, как вкус, потребности, идеалы, взгляды и убеждения.

Эстетическое воздействие фольклора через музыку, книгу, видео и аудиозапись, безусловно, велико. Однако оно не идет ни в какое сравнение с тем чувством, которое, естественно, возникает у артиста в сам момент исполнения. Одно дело видеть, как поют и пляшут другие, другое - самому принять участие в исполнительстве. Фольклор уникален тем, что рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей, помогает раскрыть таланты личности, проявить ее потенциальные

способности, инициативы. Поэтому освоение данной сферы должно носить живой, неформальный, непринужденный характер.

В ходе работы над сценическим воплощением песенного фольклора педагогу необходимо не только использовать приемы воздействия на голосовой аппарат (выработка певческого дыхания, звукообразование, артикуляция, дикция, ощущения высокой позиции и так далее), но и опираться на основы методологии сценического воспитания. Требуется научить студента-вокалиста использовать эти основы для решения художественных задач произведения, способствовать активизации внимания, добиваться понимания слушателями песенного фольклора, т. е. формирования сценического образа [5].

Традиционной формой обучения в классе сольного пения являются индивидуальные занятия, где происходит творческое взаимодействие преподавателя и студента с учетом способностей и вокальных данных последнего.

В работе над созданием сценического образа необходимо исходить из индивидуальных, психофизических особенностей обучающегося, его вокальных и актерских данных. Педагогический опыт использования средств арттерапии на занятиях народного пения показал, что подобные методики расширяют возможности актерского аппарата (снятие психологических и мышечных зажимов), влияют на повышение психологической готовности к сценическому творчеству. При этом происходит активизация деятельности ротогло-точного рупора, становление дикции, укрепление диафрагмального нижнереберного дыхания, коррекция нервно-психической деятельности, что непосредственно сказывается на формировании у обучающихся основных навыков создания сценического образа.

Опираясь на исследования условий развития и создание сценического образа в народной песне педагогических трудов (Е. М. Барвинская, Л. П. Козырева, М. Б. Сидорова), педагогическое влияние (Л. Б. Дмитриев, А. С. Яковлева), а так же на собственный опыт, можно прогнозировать, что результативность формирования сценического образа средствами музыкального фольклора у студента-вокалиста будет значительно повышена при соблюдении следующих условий:

- совместное изучение вокальных и театральных дисциплин в течение всего цикла общепрофессиональной подготовки;

- соединение аудиторной и самостоятельной учебной работы, концертно-практической деятельности студента, направленной на изучение вокальной и сценической культуры будущего исполнителя;

- внедрение мониторинга как метода контроля динамики развития студента-вокалиста при условиях совместного изучения вокальных дисциплин, актерского мастерства и сценической

112 "Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (51), 2013

подготовки для успешного создания сценического образа.

Все разработанные условия неразрывно связаны друг с другом. Все же, мы полагаем, ключевым является создание и введение в образовательный процесс соответствующих учебно-методических комплексов. Это будет способствовать развитию навыков создания сценического образа, так как, на наш взгляд, содержание учебного материала содействует осуществлению выдвинутых целей по формированию у студентов не только теоретических взглядов, но и практических навыков.

Педагогическое воздействие в процессе создания сценического образа требует определенного уровня владения вокальным инструментом и элементарной техникой исполнения, наличие слу-хо-вокальной координации. Основная трудность состоит в том, что студенты-вокалисты должны владеть не только навыками сольного пения, но и сценической речью, сценическим движением и

танцем, знать законы театра уметь им соответствовать. Только в этом случае можно достичь профессионального создания правдивого сценического образа в песенном фольклоре.

Литература

1. Антипова Л. А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора: учеб. пособие. М., 1993. С. 78.

2. Банин А. А. О теории музыки устной традиции // Актуальные проблемы фольклористики. Л., 1980. С. 176-178.

3. Давлетов К. С. Фольклор как вид искусства. М., 1966. С. 167.

4. Мельников М. Н. Формообразующая роль внеэстетических функций некоторых жанров фольклора // Полифункциональность фольклора: сб. науч. трудов. Новосибирск, 1983. С. 8-27.

5. Арчажникова Л. Г. Профессия - учитель музыки: кн. для учителя / М., 1984. С. 71.

S. N. ADAMENKO. MUSICAL FOLKLORE: TO THE QUESTION OF INCARNATION OF THE STAGE IMAGE

The article explores the stages of formation of the scenic image based on the disclosure of the aesthetic qualities of objects and phenomena of reality and the ability to aesthetic contemplation. Key words: folklore as synthetic phenomenon, improvisation, stage perception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.