Научная статья на тему 'Речевое выражение самопрезентации и ее место в интенциональной структуре дискурса'

Речевое выражение самопрезентации и ее место в интенциональной структуре дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
589
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИНТЕНТ-АНАЛИЗ / ИНТЕНЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кубрак Т. А.

Рассматриваются исследования самопрезентации, являющейся регулярной составляющей коммуникации. Развивается представление о направленности на самопрезентацию как сложной интенциональной структуре. Представлены результаты исследования интенции самопрезентации в политическом и психотерапевтическом дискурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Verbal expression of self-presentation and its role in the intentional structure of a discourse

The article explores self-presentation which is a permanent component of communication. The article describes orientation at self-presentation as at complicated intentional structure. It also provides the results of the researches on intentions of self-presentation in political and psychotherapeutic discourses.

Текст научной работы на тему «Речевое выражение самопрезентации и ее место в интенциональной структуре дискурса»

40

УДК 159.9

Т.А. Кубрак

РЕЧЕВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И ЕЕ МЕСТО В ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ДИСКУРСА

Рассматриваются исследования самопрезентации, являющейся регулярной составляющей коммуникации. Развивается представление о направленности на самопрезентацию как сложной интенционалъной структуре. Представлены результаты исследования интенции самопрезентации в политическом и психотерапевтическом дискурсах.

The article explores self-presentation which is a permanent component of communication. The article describes orientation at selfpresentation as at complicated intentional structure. It also provides the results of the researches on intentions of self-presentation in political and psychotherapeutic discourses.

Ключевые слова: вербальная коммуникация; самопрезентация; интент-анализ; интенции; политический и психотерапевтический дискурс.

Коммуникация представляет собой процесс, в который каждый человек постоянно включается в разные моменты своей жизнедеятельности. Одной из значимых составляющих коммуникации является создание о себе определенного впечатления, самопрезентация.

Проблема самопрезентации широко и разносторонне исследуется. Многие вопросы к настоящему времени достаточно основательно проработаны [1; 2; 10 и др.]. Сформировано представление о задачах и стратегиях самопрезентации, ее роли в процессе коммуникации [6; 9 и др.]. С каких бы позиций не проводился анализ, подчеркивается значимость самопрезентации в общении, ее влияние на процесс коммуникации. Остается, однако, немало проблем, требующих дальнейшего изучения. Особенно это касается психолингвистического аспекта исследования. Каким образом самопрезентация выражается в речи? Как она влияет на организацию дискурса, какую роль в различных его видах играет?

Конечно, пока психолингвистика была ориентирована на изучение речи «как таковой», соответствующая проблематика практически не рассматривалась. Перспективы исследования темы обозначились в связи с развитием дискурсивной психологии [7; 8], формированием коммуникативного подхода, предусматривающего изучение речи в структуре общения, в соотнесении с с итуацией и партнером общения [3], а также в контексте изучения интенциональных оснований дискурса [4; 5]. Такой подход к исследованию дискурса ставит в центр внимания социально обусловленные элементы интенционального содержания, которые зависят от текущей коммуникации, адресата речи, практической деятельности участи и кон. С этих позиций интенции субъекта, тесно

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 40 - 47.

связанные как с личностной сферой, так и с текущим общением, являются важнейшей психологической детерминантой организации дискурса. Кроме того, важную роль играет взаимосвязь и иерархия интенций, формирующих ее ингенциональную основу — целостное «интен-I тональное пространство» дискурса [5].

Уточним, что интенции определяются как предметные направленности субъекта, которые образуют основу и глубинное содержание речи, обусловленное целями деятельности субъекта, его желаниями, потребностями, установками. Таким образом, под интенцией самопрезентации понимается направленность субъекта на представление себя другим в ходе коммуникации. Эта направленность имеет сложную структуру. Человек говорит о себе, что согласно определению интенции указывает на направленность субъекта на себя. Вместе с тем он представляет себя в определенном свете другим, производит впечатление на другого, что говорит об интенциональной направленности на собеседника (аудиторию). Другими словами, направленность на само-презентацию может быть рассмотрена как своего рода интенциональ-ная структура, в которой направленность субъекта на себя сочетается с направленностью на другого, и обе составляющие тесно взаимосвязаны. Первая составляющая может быть обозначена как самохарактери-зация: субъект говорит о себе, что, очевидно, в ряде случаев может осуществляться и без какого-либо намерения произвести конкретное впечатление и оказать воздействие на адресата речи. Вторая составляющая — самопредьявление — предусматривает именно стремление создать определенное впечатление у партнера по коммуникации и воздействовать на него. Сама семантика слова «самопредьявление» отражает наличие другого — того, перед кем осуществляется представление себя, что соответствует нашей точке зрения об интенциональной направленности субъекта на другого. В структуре самопрезентации обе ин-тенциональные составляющие неразрывно связаны между собой, причем, учитывая ведущую роль направленности на партнера в коммуникации, можно предполагать наличие иерархии. Направленность на партнера определяет интенциональное состояние говорящего и в известной степени подчиняет себе его направленность на собственное Я.

Развивая представление о самопрезентации как сложной двухком-поненгной интенциональной структуре, проанализируем данные по политическому дискурсу, а также рассмотрим результаты проведенного эмпирического исследования психотерапевтического дискурса.

Материалом для исследования политического дискурса послужили предвыборные выступления политиков [3; 4]. Очевидно, что в данных условиях коммуниканты имеют обшую цель — привлечь на свою сторону избирателей. В связи с этим доминирующей интенцией становится стремление к апологизации, то есть представлению себя, своей партии в наиболее выигрышном свете.

Интенция может выражаться в прямой форме: кандидат приписывает себе те или иные позитивные характеристики («Я никогда не обманываю»), Это наиболее простая форма выражения апологизации: Я + позитивная характеристика.

42

Вместе с тем значительная часть выступлений связана обычно с описанием событий и фактов окружающей действительности, анализом проблем. Например, говорящий описывает существующую ситуацию, чтобы затем заявить, что собирается исправить положение. Эти фрагменты текстов служат апологизации кандидата, поскольку используются для того, чтобы в конечном итоге представить кандидата в выигрышном свете.

Примечательно то, что существуют выступления так сказать аполо-гетичного типа, где направленность на выигрышную самопрезентацию является ведущей, она подчиняет себе направленность на анализ действительности и служит агитации за себя избирателя.

В выступлениях другого типа, которые могут быть названы критическими, выражена к тому же направленность на критику политического оппонента. Для нас подобные выступления интересны тем, что эта интенция тесно взаимосвязана с апологизацией. Одно и то же высказывание служит как критике оппонента, так и апологизации кандидата («В моей России не будут голодать ученые, учителя, врачи»),

В общем виде интенциональная структура предвыборных выступлений представляет собой иерархически организованную систему (рис. 1), в которой направленность на выигрышную самопрезентацию, апологиза-ция собственной кандидатуры занимают важное место. Апологизация подчиняет интенции нижнего уровня иерархии: направленность на анализ окружающей действительности, в свою очередь, испытывает влияние направленности на ауди торию, агитацию, приобретая при этом определенное соотнесенное с адресатом выражение. Выступающий осуществляет выигрышную самогфезентацию, конструируя свое выступление в соответствии с представлением об установках избирателя.

Избиратель

Я

Агитация/

У

Апологизация

Критика

-► Оппонент

Окружающая действительност] >

Анализ

Рис. 1. Иерархичность интенциональной структуры предвыборных выступлений

Для сопоставления мы исследовали интенцию самопрезентации в ситуации психологического консультирования (первичная беседа), гфедполагающей непосредственное общение собеседников. В этих условиях интенциональная направленность на себя одного из собеседников (клиента), очевидно, является явно выраженной. Подученный материал

подвергался интент-анализу. Согласно использованной методической схеме на первом этапе в анализируемых транскриптах выделялись основные обсуждаемые объекты и приписываемые им характеристики (дескрипторы). Далее осуществлялась типологизация дескрипторов и реконструкция соответствующей интенциональной направленности.

В результате анализа 20 записанных бесед были получены следующие результаты. В коммуникативной ситуации «психолог — клиент» главным референциальным объектом высказываний клиента является собственное Я. Дескрипторы данного объекта отражают линии самопрезентации (точнее, самохарактеризации) говорящего. По каким же основным линиям она осуществляется при психологическом консультировании? Согласно полученным данным самохарактеризация направлена главным образом на описание внутренней жизни человека. В текстах преобладают высказывания, касающиеся болезненных ощущений («нарушения сна меня беспокоят», «боялся из дому выйти»), действий, связанных с болезнью («была попытка суицида», «ушел в другую больницу»). Выраженность данной интенциональной направленности дополнительно возрастает за счет обычных, но менее частотных высказываний по поводу проблем в общении, своей несостоятельности в работе или учебе («с друзьями в последнее время не встречаюсь», «не могу нормально работать»).

Зададимся вопросом, существуют ли в анализируемых материалах иные, возможно, менее явные формы проявления той же доминирующей интенциональной направленности? В этой связи привлекает внимание то, что в основной массе тексты рассказов о себе охватывают период жизни от начала болезни или какого-то травмирующего события до настоящего времени. Встречаются, однако, и высказывания, ориентированные на самохарактеризацию в прошлом, до возникновения болезненного состояния. Это или прямые высказывания о том, «каким я был», или описания действий, гфедставляюгцих человека как здорового, успешного, причем нередко через высказывания, относящиеся к другим людям («друзья знали меня как другого человека»). Такая позитивная презентация себя в прошлом, до болезненном периоде жизни, очевидно, также служит цели представления себя в настоящем как человека нездорового. В отличие от рассмотренных ранее прямых высказываний о своем болезненном состоянии здесь соответствующая характеризация осуществляется косвенно: посредством противопоставления себя в прошлом и настоящем.

Встречаются случаи, коща рассказ о каком-то событии жизни как будто никак не связан с самопрезентацией и имеет вроде бы самостоятельное значение, но в контексте целого он также увязывается с болезнью и служит более полному и глубокому раскрытию сегодняшнего состояния. Такое описание жизненных событий является еще одним способом представления себя в соответствии с основной линией характеризации.

Важно отметить то, что помимо рассмотренной основной линии характеризации в исследуемых материалах обнаруживается и другая — значительно менее выраженная — составляющая. Выявляются высказывания, репрезентирующие личные качества и социальный статус говорящего («хирург», «не женат», «я - добрый»).

44

Таким образом, по результатам исследования направленность на себя занимает центральное место в интенциональной с труктуре дискурса клиента. Основной линией самохарактеризации выступает представление себя как человека больного, отягощенного большим количеством разнообразных проблем. Присутствует также характеризация по линии социально одобряемых профессиональных и личностных качеств. Эта направленность выражена, однако, в рассматриваемом коммуникативном контексте весьма незначительно.

Закономерен вопрос: что стоит за подобной направленностью? Является ли она самодовлеющей или подчинена другим более общим устремлениям, актуальным в ситуации психологического консультирования?

Коммуникативная ситуация «психолог — клиент» предусматривает определенные правила, а также цели и задачи общения, которые априори стоят перед участниками коммуникации. Клиент приходит к психологу с намерением разрешить имеющиеся у него проблемы и получить помощь.

Соответственно, несмотря на то что направленность на себя выступает наиболее явной характеристикой высказываний клиента, более общей ин-тенциональной составляющей дискурса является направленность на адресата. Именно эта направленность, имеющая скрытый «затекстовьгй» характер, определяет интенциональное состояние клиента. Он стремится получить помощь. Эта направленность составляет верхний уровень ин-тенциональной иерархии и модифицирует интенции следующего уровня, сообщая направленности на себя конкретный характер. Клиент представляет себя как человека, отягощенного определенными психологическими проблемами, и тем самым воздействует на адресата с целью получения необходимой помощи. Улавливается стремление вызвать отклик, сочувствие и вместе с тем стремление не уронить себя в глазах собеседника, повысив значимость собственного Я как человека, имеющего определенные профессиональные и личностные качества. Выявленные интен-циональные с труктуры и их отношения иллюстрирует рис уI к)к 2.

Рис. 2. Интенция самопрезентации в структуре дискурса психологического консультирования (фрагмент)

Такая интенциональная организация отвечает нашей концепции самопрезентации и согласуется с представлением об интенциональной основе других видов дискурса. Описанный в работе фрагмент интенциональной структуры представляется нам центральным и основным в условиях психологического консультирования.

В целом проведенное исследование позволяет заключить: интенция самоггрезентации имеет в консультационном дискурсе своеобразное проявление. Ее основными составляющими являются направленность клиента на себя (характеризация) и направленность на психолога (получение помощи). Последняя составляющая выступает более общей. Она обусловливает характер самоггрезентации и во многом определяет актуальное интенциональное состояние клиента.

Дальнейшая детализация интенциональной структуры дискурса в ситуации психологического консультирования позволила обнаружить интенции, выраженные в менее явной форме: самообвинение («много ошибок сделал сам», «сам я ненормальный»), самооправдание («не могу работать - плохо чувствую себя», «боролся до последнего», «если бы не девушка - здесь не лежал бы»).

Кроме этого, был выявлен такой обычный референциальный объект этого вида дискурса, как «внешние обстоятельства», которым клиент атрибутирует причины своего состояния («стрессы, профессия, развод»), Обнаруживается также объект «другие» (врачи, близкие), который, как правило, связан с обвинениями со стороны клиента («родители, которые кричат, называют уродом», «врачи не помогли»),

К своей болезни или болезненному состоянию клиент может иметь различное отношение. В связи с этим выделяется направленность на принятие («уже ничего нельзя сделать, исправить», «я просто болен с детства, болезнь и больше ничего») или непринятие этого состояния («раньше таким не был», «не считаю себя психом», «абсолютно здоровый человек - и такое состояние»).

Для моделирования интенциональной структуры дискурса психологического консультирования в целом с учетом выявленных интенций, их иерархии и взаимосвязей были описаны интенциональньге структуры каждого отдельного случая. Как и следовало ожидать, в различных интервью (беседах с клиентом) на первый план выходят одни интенции и отсутствуют другие.

В совокупности выявленные нами интенциональньге структуры консультационного дискурса представлены на рисунке 3 в виде общей модели (дуговые стрелки отображают влияние одних интенций на другие).

В каждом отдельном случае набор интенций, а также объектов, на которые они направлены, может различаться; неизменной остается наиболее общая составляющая интенциональной структуры — это направленность клиента на психолога в целях получения помощи и связанная с ней самохарактеризация клиента.

Сравнивая ингенциональную иерархию дискурса психологического консультирования (рис. 4) с интенциональной организацией политического дискурса, можно увидеть определенное сходство. Интенция самоггрезентации занимает в интенциональной с труктуре обоих дискурсов центральное место. Направленность на адресата речи образует верхний уровень системы, определяя формы самоггрезентации субъекта, которой служат, в свою очередь, интенции нижестоящих уровней.

Рис. 3. Общая модель интенциональной структуры консультационного дискурса

Ґ

Психолог

Воздействие

Рис. 4. Интенциональная иерархия дискурса психологического консультирования

В настоящее время нами начат анализ научного дискурса. На первый взгляд в научных текстах такая направленность, как представление себя в определенном свете, отсутствует. Ученые делают сообщение по той или иной разрабатываемой ими научной проблематике, излагают научные факты. Является ли подобная «познавательная» направленность единственной? Не стремится ли ученый одновременно осуществлять презентацию себя определенным образом, а если так, то как и в какой форме это выражается в его текстах. Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в нашем дальнейшем исследовании.

Список литературы

1. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.

2. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. СПб., 2007.

3. Павлова Н.Д. Коммуникативная функция речи: интенциональная и интерактивная составляющие. Автореф. дис.... д-ра психол. наук. М., 2000.

4. Она же. Предвыборные интенции в речи политиков // Психологические исследования дискурса. М., 2002.

5. Павлова Н.Д., Григорьева А.А., Пескова ЕЛ. Психолингвистика общения: ин-тенциональное пространство предвыборного политического дискурса / / Общение и познание. М., 2007.

6. Arkin R.M. Self — presentation styles / / Impression management theory and social psychological research. N.-Y., 1981.

7. Van Dijk T.A. Handbook of discourse analysis. London; Orlando, 1985.

8. Edwards D., Potter J. Discursive psychology. London; Newbury Park; New Delhi, 1992.

9. Jones E., Pittman T. Toward a general theory of strategic self-presentation / / Psychological Perspectives on the Self. N.Y., 1982. Vol. 1.

10. Schlenker B.R. Impression management: The self — concept, social identity, and interpersonal relations. Montery, 1980.

Об авторе

T.A. Кубрак — младший научный сотрудник, Институт психологии РАН, e-mail: [email protected]

УДК 159. 900

И.Н. Симаева, И.Г. Ецина

СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА ЖЕНЩИН,

СТРАДАЮЩИХ ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Исследуются свойства темперамента и особенности личности женщин с активной жизненной позицией, страдающих раком. Выявленные особенности личности позволяют разделить пациенток на две группы и для каждой группы создать программу психологической поддержки на протяжении всего периода диагностики, лечения и реабилитации.

The article is devoted to research into temperament and personality features of women with active live position, suffering from cancer. In accordance to the features of personality it is possible to divide these women in two groups and to create a psychological supporting programme for every group for the whole period of diagnostics, treatment and rehabilitation.

Ключевые слова-, свойства темперамента; особенности личности женщин; психологическая поддержка; онкологические заболевания.

Развитие I iay к о человеке в начале XXI века отмечено возрастанием интереса к изучению связей между психикой и телом. Однако большинство

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 47 - 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.