Научная статья на тему 'Речевое воспитание в армиях Запада'

Речевое воспитание в армиях Запада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИДЕРСТВО / ВОЕННАЯ РИТОРИКА / VERBAL EDUCATION / LEADERSHIP / MILITARY RHETORIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверев Сергей Эдуардович

Статья посвящена изучению особенностей западной военной риторики и использованию ее возможностей в воспитании военнослужащих. Анализируются взгляды на коммуникацию и содержание процесса формирования коммуникативной компетенции в американском военном образовании. Выделяются основные стилевые и языковые особенности документов военного управления США

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Verbal education in the armies of the West

The article is devoted to the study of the peculiarities of the Western military rhetoric and the use of its opportunities in the education of servicemen. The views of the communication and content of the process of formation of communicative competence in the U.S. military education. The author describes the main stylistic and linguistic features of the documents of military administration of the United States.

Текст научной работы на тему «Речевое воспитание в армиях Запада»

УДК 355 С.Э. Зверев*

Речевое воспитание в армиях Запада

Статья посвящена изучению особенностей западной военной риторики и использованию ее возможностей в воспитании военнослужащих. Анализируются взгляды на коммуникацию и содержание процесса формирования коммуникативной компетенции в американском военном образовании. Выделяются основные стилевые и языковые особенности документов военного управления США.

Ключевые слова: речевое воспитание, лидерство, военная риторика

S.E. Zverev*. Verbal education in the armies of the West. The article is devoted to the study of the peculiarities of the Western military rhetoric and the use of its opportunities in the education of servicemen. The views of the communication and content of the process of formation of communicative competence in the U.S. military education. The author describes the main stylistic and linguistic features of the documents of military administration of the United States.

Keywords: verbal education, leadership, military rhetoric

Сердцем современной американской системы воспитания военнослужащих является категория эффективного лидерства, находящая отражение и на уровне языка, поскольку понятия «лидерство» и «руководство» в английском языке обозначаются одним словом. «Без лидерства, - отмечал, например, в своей магистерской диссертации (2003 г.) майор (ныне подполковник) Джон М. Хинк, - все технологии в мире становятся неэффективными» [3, с. 12]. В этой связи выработка у офицеров эффективных риторических навыков рассматривалась автором в качестве важного элемента достижения совершенства в практике искусства и науки военного руководства. Мы не оговорились: Д. Хинк действительно позиционирует военную риторику как составную часть военного искусства и военной науки (military art and military science), и это мнение находит отражение в ряде публикаций и документов военного управления армии США. Любопытно, что при этом формирование риторических навыков объявляется скорее вопросом воспитания, чем обучения.

Признание важности коммуникации в плане развития навыков общения в американском военном образовании не ново. Еще в 1978 г. в «Обзоре обучения и воспитания офицеров» («Review of Education and Training for Officers», RETO) было заявлено, что все офицеры должны обладать пятью общими навыками: информационно-поисковыми, коммуникационными, техническими, человеческими и концептуальноаналитическими. RETO утверждало, что «общество и военное дело изменятся, но ответственность офицера за твердую поддержку Конституции, поставленную задачу и своих солдат останется». Исследование приходило к выводу, что по мере роста ранга должностных лиц успех их деятельности будет больше зависеть от концептуальных и управленческих навыков (мышления и принятия решения), а не от технической или тактической компетентности. Отсюда, старшие офицеры и генералы должны были быть в состоянии «эффективно влиять на поведение человека и больших групп, через положительные личные примеры, убедительной устной и письменной речью и продуктивным ведением совещаний и обсуждений» [3, с. 31].

В 1987 г. в США проводилось «Исследование по развитию руководителя» (Leader Development Study) по заказу генерала Салливана с единственной целью улучшения руководства в американской армии. Среди ряда рекомендаций в исследовании одним из наиболее относящихся к делу является признание необходимости уделять больше внимания развитию у офицеров навыков, необходимых в бою. Авторы исследования считали, что, помимо прочего, поле боя предъявит к офицерам требование «.. .личного и опосредованного влияния с тем, чтобы вдохновлять и мотивировать подчиненных действовать в направлении достижения общей цели» [4].

Полевой устав Армии США FM 22-100 «Армейское руководство» в редакции 1999 г. указывает, что «из представления о лидерстве как умении воздействовать на людей так, чтобы они делали то, что вы хотите, чтобы они делали, следует, что общение - передача информации таким образом, чтобы она ясно понималась, -важное мастерство» [2]. Солдатская вера в лидера и свою часть может быть прямым результатом того, насколько эффективно лидер сообщает свой план достижения успеха при выполнении как повседневных, часто рутинных, так и жизненно важных, боевых задач, связанных с угрозой для жизни, считают американские военные.

Признавая, что руководство - это прежде всего работа с людьми, устав выделяет навыки межличностного взаимодействия в качестве важнейшего из того, что руководитель должен ЗНАТЬ из концепции «БЫТЬ, ЗНАТЬ, ДЕЛАТЬ», на которой строится воспитательная работа в армии США. В ряду навыков межличностного взаимодействия, к которым, согласно уставу, относятся навыки общения, контроля, формирования команды и консультирования, особо выделяется навык общения, без которого, как отмечается, не работают и остальные навыки.

* Зверев Сергей Эдуардович, доцент кафедры организации и методики образовательного процесса Военного учебно-научного центра ВМФ, 197045, Санкт-Петербург, Ушаковская наб., д. 17/1, кандидат педагогических наук. E-mail: ser86979392@yandex.ru. Тел 8904 553 76 16.

* Zverev Sergey Eduardovich, the assistant of professor of chair of the process of education, Navy Science and Education Center, 197045, 17/1, Ushakovskaya embankment, Saint-Petеrsburg, Russia, the candidate of pedagogical sciences. E-mail: ser86979392@yandex.ru. Tel. +7-904553-7616.

© Зверев С.Э., 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Педагогика

В то же время FM 22-100 описывает общение только как «передачу информации таким образом, чтобы ее четко понимали», что представляет достаточно узкий взгляд на область коммуникации, сосредоточенный на общении «лицом к лицу», невербальной коммуникации, важности активного слушания и ясности речи при сообщении замысла командира.

«Белая книга армии: концепции реальной силы» (Objective Force White Paper) (2002 г.) предполагает, что основой современных военных операций являются солдаты и офицеры, которым придется «принимать быстрые тактические решения» и «адаптироваться и быть в состоянии справиться с перестройкой психики и самосознания». В связи с ожидаемой децентрализацией процесса принятия решений в быстро меняющейся обстановке боя, по мнению авторов исследования, «руководство и солдаты должны иметь четкое понимание замысла командира и обладать уверенностью в себе и компетентностью, чтобы принять правильное решение даже в случае отсутствия прямых приказов» [7].

Похоже, что улучшения, достигнутые благодаря технологиям и цифровой технике, как полагают сами американцы, не уменьшают необходимости критического мышления и эффективной коммуникации для намерения командира вдохновлять и мотивировать подчиненных на действия по достижению общей цели [3].

В таких условиях интерес к военной риторике, которая представляет собой науку и искусство целесообразного построения речевой коммуникации, направленной на обеспечение решения задач военной службы [11], проявляющийся армиями США и НАТО, кажется достаточно естественным. Однако в настоящее время в армии США практически нет руководств, учебных текстов, или справочников, излагающих все представления о технике речи, понимании текста и его строительстве, или разработке риторических стратегий. В 1963 г. Колледж командования и службы генерального штаба (Command and General Staff Officer College, CGSOC) выпустил пособие по военным речевым коммуникациям [5], но оно давно не обновлялось. Текст пособия используется не во всех курсах CGSOC или предлагаемых в рамках дополнительного обучения в рамках системы образования офицеров (Officer Education System, ОES). В CGSOC для старших офицеров разработан набор учебных текстов в редакции 2002 г. [8], нацеленных на отработку владения различными технологиями речи и методами анализа текста. Американские военные с сожалением отмечают, что в области военного искусства и науки способностям военного лидера эффективно использовать речь, применяя различные риторические стратегии, посвящается мало серьезных исследований.

При этом преподавание речеведческих дисциплин в военных учебных заведениях США всегда было достаточно фрагментарным и не имело признаков сложившейся системы. Американские исследователи приводят данные, что в период с 1936 по 1974 гг. в CGSOC, например, развитие навыков публичной речи осуществлялось в рамках отдельного курса; с 1975 по 1980 гг. в колледже не было курса риторики или публичной речи; с 1981 по 1992 гг. преподавалось три элективных курса эффективной публичной речи; с 1993 по 1997 гг. - один элективный курс эффективной презентации; с 1998 по 2003 гг. риторика или публичная речь в колледже не изучались [3, с. 65].

Тем не менее в армии США в целом придается значение развитию навыков критического мышления и эффективного устного общения. Обучение в рамках Базового офицерского курса (Officer Basic Course, OBC), Курса капитанской карьеры (Captain’s Career Course, ССС) в Школе штабной службы и объединенных командований (Combined Arms and Service Staff School, CASSS), Колледже командования и службы генерального штаба (CGSOC) и Военном колледже Армии (Army War College, AWC) предоставляет возможность сформировать некоторые устные коммуникативные навыки. Определенным недостатком можно считать то, что программы рассчитаны главным образом на обучение технологиям брифинга и выработку у обучающихся способностей принятия решений. Нет курсов, изучающих специфику риторической разработки речи. В CGSOC, например, офицеры первоначально обучаются в аспекте развития критического и творческого мышления (critical reasoning and creative thinking, CR/CT), которое основывается на сочетании элементов рассуждения и соответствия универсальным интеллектуальным стандартам (ясность, уместность, логичность, точность, глубина, значимость, широта и справедливость), предложенных Р Полом и Л. Элдер [6]. Недельная интенсивная подготовка закладывает у офицеров фундаментальные основы и методы CR/CT для выполнения всех курсовых работ в течение года.

С целью формирования профессиональной речи в военно-учебных заведениях США «реализуется программа приобретения коммуникативных навыков и знаний посредством частого говорения и письма» [10, с. 91]. В начале каждого учебного года все кадеты проходят обязательное тестирование по английскому языку, затем - дифференцированные курсы повышения эффективности использования языковых средств на письме и в общении. В процессе обучения кадеты регулярно готовят доклады, сообщения, пишут рефераты и курсовые работы на различные темы.

В поисках путей повышения эффективности управляющего речевого воздействия американские военные обращаются к наработкам в сфере классической и деловой риторики, традиции изучения и преподавания которой в США не прерывались с начала ХХ в. Современные американские документы военного управления содержат явные признаки использования риторических принципов организации текста. Сюда относится:

- употребление риторических категорий применительно к военному делу (например, категория воинского этоса, который, правда, чаще трактуется как воинский дух, но иногда употребляется и в прямой риторической номинации);

- сочетание в одном тексте родов информационной, убеждающей и вдохновляющей речи, что позволяет использовать методы убеждения и внушения, одновременно воздействуя на предметнологическое мышление и эмоционально-волевую сферу личности;

- широкое использование примера, рекомендованного еще Аристотелем в трактате «Риторика», в качестве основного наглядного убеждающего средства;

- следование принципам информирования (структурированные ссылки на последующие эпизоды, содержащиеся в тексте, создают атмосферу ожидания, поддерживающую у читателей интерес; текст изобилует вставками, содержащими прямую речь, что вносит в военный документ элемент диалогичности; примеры из истории и боевой практики войск представляют собой уточняющие детали, за которые легко «зацепиться» воображению читателей);

- использование коротких предложений в сочетании с емкостью фразы, что облегчает восприятие смысла текста;

- повторение главного тезиса в начале (в виде цитаты) в середине и конце (в виде вывода или резюме) каждого значимого блока информации;

- внедрение в сознание ключевого слова (в качестве наиболее часто встречающихся можно выделить слова «война», «бой», «победа», формирующие у солдат и офицеров установку на содержание, смысл и цель военной службы и вооруженной борьбы), многократным его употреблением в пределах одного блока информации;

- широкое применение средств усиления выразительности речи - фигур (наиболее часто встречаются риторические вопросы, повторы и градации) и тропов (простые сравнения, метафоры);

- включение в текст элементов разговорной речи и жаргонизмов, наряду с выдержанной терминологией, что позволяет избегать назидательности и казенного «монотона», вызывающих подспудное раздражение и быстрое утомление читателей.

Следует также признать, что в американских документах военного управления стиль, «мысли, выбор выражений. совершенно военные» (по Е.Б. Фуксу) [13]. Полевые уставы (field manual) американской армии правильнее было бы называть руководствами: их стиль, построенный на использовании убеждающей, аргументированной речи, не имеет ничего общего с сухой, назойливой дидактичностью или с бездушно-нейтральной канцелярщиной официально-делового стиля, который характерен для уставов Российской армии. Например, полевой устав FM 22-100 широко оперирует цитатами, прямой речью, жизненными примерами из повседневной деятельности войск и яркими боевыми эпизодами, работающими на разъяснение требований устава. Речь в руководстве обильно украшена риторическими средствами выразительности, пересыпана экспрессивными элементами разговорного стиля: «Если его люди работают в дождь, форма сержанта тоже должна быть мокрой. Если солдаты пропустили завтрак, желудок их лидера будет рычать так же громко» [2]. Все руководство проникнуто истинно военным, мы бы даже сказали суворовским духом бодрости («в конце концов они пришли в армию не для того, чтобы скучать»), уверенности в собственной силе («они (американские военнослужащие. — авт.). делают свою работу как бы ни страшна, как бы ни скучна, как бы ни рискованна, или кровава, или утомительна она была») и в победе («работа заключается в том, чтобы найти, сражаться и победить врага»), что отлично передается читателю.

Речевое воспитание в армии США во многом продолжает следовать традиции, заложенной в годы Второй мировой войны, которая не прерывалась в послевоенный период. Примером прекрасно риторически разработанной речи, ставшей классикой американской военной ораторики, может служить выступление генерала Д. Макартура в академии Вест-Пойнт в мае 1962 г. Содержание этой речи до сих пор используется в воспитательной работе с американскими военнослужащими. Это касается прежде всего занятий по программе «Командная информация», проводящихся лично командирами подразделений в обязательном присутствии всего личного состава не реже раза в неделю по одному часу в форме свободного обмена мнениями (беседы) на темы «Долг, честь, страна» (ключевая концепция, почерпнутая из речи генерала Д. Макартура), «Вооруженные силы на службе нации» и пр. [9, с. 335]. Нетрудно заметить, что в этой форме воспитательной работы, ставящей целью развить у военнослужащих навык социально значимой речи, американцы практически следуют рекомендациям, содержащимся в книге «Психология и солдат» Н. Коупленда, высказанным им еще в 1942 г.

Основное внимание в процессе воспитания военнослужащих уделяется развитию их индивидуальности. Американское речевое воспитание направлено на развитие активности, инициативности, способности эффективно отстаивать личные и общественно-значимые интересы при помощи речи [12, с. 20]. На занятиях в войсках активно используется дидактический и воспитательный потенциал диалогической речи. В форме собеседований проводятся занятия по программе «Моральное наследство и человеческое самосовершенствование», к проведению которых привлекаются военные капелланы. Программа «Равные возможности», направленная на предупреждение национальных и расовых конфликтов в подразделении, также построена главным образом на обсуждении с военнослужащими острых вопросов военного быта.

Представляют интерес результаты опроса, проведенного среди кадетов, обучающихся в CGSOC, и старших офицеров американской армии. С утверждением «Мои риторические навыки помогли мне в выполнении обязанностей военной службы» согласились 96 % кадетов и 100 % офицеров высшего звена, причем офицеры имели более высокий средний балл (4,70 против 4,39), из чего американские специалисты сделали вывод, что значение (и осознание значения) способности к убеждающей коммуникации прогрессирует по мере должностного роста [3, с. 51]. Заметно, что данные подтверждают выводы исследования RETO (см. выше).

В качестве определенного недостатка американской системы речевого воспитания можно рассматривать ограниченную трактовку риторических навыков (rhetoric skills) в плане способности к

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Педагогика

произнесению т.н. «универсальных» или «великих» военных речей, под которыми понимаются речи, способные благодаря «вневременной» тематике оказывать воспитательное воздействие на разные поколения военнослужащих. Моделью оптимальной реализации риторических навыков при этом служит уже упоминавшаяся речь генерала Макартура.

Риторически разработанные речи входят сегодня в состав «боевой риторики», «риторики военного времени» или «речей поля боя» (battle rhetoric, wartime rhetoric или battlefield speech) строевых командиров западных армий. В качестве примера можно привести речь генерал-майора Дж.Н. Маттиса перед морскими пехотинцами 1-й дивизии морской пехоты США в августе 1990 г., или британского подполковника Т. Коллинза перед солдатами 1-го батальона Ирландской гвардии 19 марта 2003 г. перед выступлением против иракцев в ходе второй войны в Заливе. Речи эти, получившие высокую оценку специалистов, хорошо иллюстрируют мировоззренческие сдвиги в сознании военного человека Запада, произошедшие за последние десятилетия. Прежде всего это касается особого внимания к воспитанию гуманного отношения к мирному населению и культуре страны-противника. «Ирак принадлежит истории, - удивительно слышать эти слова от командира боевого подразделения. - Это место хранит память о садах Эдема, Великом потопе и месте рождения Авраама. Ступайте там осторожно» [1]. Хочется заметить, что Т. Коллинз отнюдь не поэт, на фотографии можно увидеть типичного «Рэмбо» в боевой раскраске и камуфляже, с сигарой, зажатой в зубах.

Традиционная функция вдохновляющей речи - формирование высокого боевого настроя войск

- теперь сопровождается предостережением о недопущении немотивированной жестокости, пагубно влияющей на моральный дух солдат: «У врага не должно быть никаких сомнений в том, что мы его Немезида, и мы принесли ему законное возмездие, - говорит Т. Коллинз. - Есть много полевых командиров, которые запятнали свои души, и они разжигают костры ада для Саддама Хусейна. Он и его войска будут уничтожены коалицией за то, что они сделали. ... Не давать им пощады. Это большой шаг, чтобы лишить другого человека жизни. Это не дается легко. Я знаю людей, которые напрасно забирали жизнь в других конфликтах. Я могу заверить вас, они живут, нося Каинову печать. Если кто-то сдается, помните, что они имеют права в области международного права и гарантированы, что однажды вернутся домой, в свои семьи. Те, кто захотят драться, что ж, пожалуйте на прицел» [1]. В этих словах слышится отзвук суворовской науки: «Они такие же люди: грех напрасно убить.».

Коллинз, как верно подметил Б. Макинтайр в лондонской «Таймс» 22 марта 2003 г., «говорит на волнующем современном разговорном языке: свирепом и жаргонном, ироничном и нежном. Бог и страна присутствуют, но вполголоса. Мужество заключается не в кровопролитии, но в пределах приличий, не в победе, но в обеспечении хорошей жизни» [3]. Это наблюдение справедливо отнести и к стилю выступления генерала Маттиса: «В то время как мы будем действовать быстро и агрессивно против тех, кто окажет сопротивление, мы будем обращаться со всеми прочими благородно, демонстрируя рыцарство и солдатское сострадание к людям, которые жили под гнетом Саддама», но здесь же читаем: «Имейте веру в товарищей слева и справа и в дух морпеха над головой» [1]. Этот стиль Макинтайр остроумно охарактеризовал как сочетание лексики Библии короля Иакова и языка Playstation.

Таким образом, современная западная военная педагогика в рамках личностноориентированного подхода в воспитывающем обучении военнослужащих под девизом «БЫТЬ, ЗНАТЬ, ДЕЛАТЬ» реализует фактически суворовские принципы обучения и воспитания войск. Победное для антииракской коалиции окончание войн в Заливе свидетельствует об эффективности речевого воспитания, оперирующего образцами военной риторики, подобными рассмотренным здесь.

Особенное значение в процессе воспитания победоносных войск играют ее уставы, на которых учится не одно поколение военнослужащих. Уставы представляют собой душу армии. От того, каким языком они написаны, во многом зависит формирование восприятия «образа» военной службы, ее смысла и цели в сознании военнослужащего. В этом смысле американские уставы, опирающиеся на риторические принципы разработки речи, наилучшим образом соответствуют цели воспитания инициативного, ответственного, профессионально подготовленного и личностно развитого солдата и офицера.

Полезно было бы вспомнить, что реформы создателя российской регулярной армии начинались именно с изучения уставов передовых западноевропейских армий. В практике современной Российской армии пора преодолевать как гибельное разделение функций и обязанностей руководящего состава в обучении и воспитании военнослужащих, так и неоправданное, конъюнктурное, по сути, пренебрежение воспитанием. Заповеданное нам А.В. Суворовым воспитывающее обучение требует восстановления командира во всей «полноте голоса», формирования у него способности с равной степенью эффективности информировать подчиненных о содержании своего замысла, по возможности умело аргументировать свои требования и вдохновлять солдат и офицеров на быстрое и качественное исполнение приказов. Для этого необходимо целенаправленно изучать наследие военной риторики, внедрять в военно-учебные заведения и военно-педагогический процесс в войсках речевое воспитание военнослужащих и разрабатывать новые по воинскому, победному духу и красноречивой букве, отвечающие вызовам времени уставы.

Список литературы

1. Battlefield speeches and PETA // The Weekly Standard. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.weeklystandard.com/.../451zviqw.asp. - Дата обращения: 15.09.2012.

2. Headquarters, Department ofthe Army. FM 22-100, Army Leadership. - Washington: HQDA, 1999.

3. Hinck, M. J. The Military Leader And Effective Rhetorical Skills. - Fort Leavenworth, Kansas, 2003.

4. Leader Development Study. - Washington: HQDA, 1987.

5. Military Speaking Reference Book. - Fort Leavenworth: CGSC. June, 1963.

6. Pau,l R. W., Elder, L. Critical Thinking. - Upper Saddle River: Financial Times Prentice Hall Books, 2002.

7. U.S. Army White Paper: Concepts for the Objective Force. - Washington: HQDA, 2002.

8. U.S. Department of the Army, Headquarters, TRADOC. Student Text 22-2, Writing and Speaking Skills for Senior Leaders. - Fort Leavenworth: CGSOC. - April 1991.

9. Военная психология и педагогика : учебное пособие / под ред.П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. - М.: Совершенство, 1998. - 384 с.

10. Вылугин, В. В., Куприянов, Г. Г., Чекинов, С. Г. Особенности подготовки военных кадров за рубежом // Вестник Академии военных наук. - 2011. - № 4 (37). - С. 89-97.

11. Зверев, С. Э. Военная риторика Древнего мира. - СПб.: Алетейя, 2011. - 176 с.

12. Радченко, В. М. Американская наука об ораторском искусстве в ХХ веке : автореф. ... канд. филол. наук. - М.: МГУ, 1988. - 21 с.

13. Фукс, Е. Б. О военном красноречии. - СПб., 1825.

УДК 378.147;004.9

А.Т. Иваницкий*, А.И. Примакин**

Опыт использования межпредметных связей в формировании педагогической компетентности адъюнктов

В статье представлен опыт совместной работы кафедр юридической психологии и специальных информационных технологий и информационной безопасности Санкт-Петербургского университета МВД России в области формирования педагогической компетентности адъюнктов. В рамках проводимых с данным видом учащихся занятий по закрепленным за кафедрами дисциплинам «Психология высшей школы» и «Информационные технологии в науке и образовании», авторы комплексно рассматривают сложившееся положение в области образовательного процесса в части организации и использования новых информационных (инновационных) технологий при проведении тестирования учащихся.

Ключевые слова: подготовка научно-педагогических кадров, методика тестирования, классификация тестов, новые информационные технологии, компьютерная тестовая программа.

А.Т. Ivanitsky*, A.I.Primakin**. Experience of use of intersubject communications in formation of pedagogical competence of graduateds in a military academy. In article experience of teamwork of chairs of legal psychology and special information technology and information security of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of formation of pedagogical competence of graduateds in a military academy is presented. Within the limits of pupils of employment spent with a given kind on the disciplines fixed to chairs «higher school Psychology» and «Information technology in science and education», authors in a complex consider developed position in area of educational process regarding the organization and use of new information (innovative) technologies at carrying out of testing of pupils.

Keywords: preparation of scientific and pedagogical shots, testing technique, classification of the tests, new information technology, the computer test program

Подготовка научно-педагогических кадров - одно из важнейших направлений деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России. Значимость и важность этой работы возрастает в связи дальнейшим реформированием МВД. Министр требует повысить качество научноисследовательской работы, сосредоточить научный потенциал вузов на обеспечении научного и методического сопровождения деятельности ОВД, отмечая, что пока научные исследования и их внедрение отстают от предъявляемых требований [1].

Другим не менее важным направлением в деятельности университета является подготовка адъюнктов как будущих преподавателей вузов МВД. Каждый адъюнкт в ходе обучения изучает комплекс психолого-педагогических дисциплин, выполняет определённое количество заданий, защищает

* Иваницкий, Анатолий Тихонович, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-905-269-75-64; iatux@mail.ru.

** Примакин, Алексей Иванович, доктор технических наук, профессор, исполняющий обязанности начальника кафедры специальных информационных технологий и информационной безопасности Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-13-13; 8-911-281-22-05; a.primakin@mail.ru.

* Ivanitsky, Anatoly Tihonovich, the doctor of pedagogical sciences, the professor, the honored worker of the higher school of the Russian Federation, the professor of chair of legal psychology of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 198206, St.-Petersburg, Pilot Piljytov str., 1. Ph. 8-905-269-75-64; iatux@mail.ru.

** Primakin, Alexey Ivanovich, Dr.Sci.Tech., the professor fulfilling duties of the chief of chair of special information technology and information security of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. 8 (812)-744-13-13; 8-911-281-22-05; a.primakin@mail.ru.

© Иваницкий А.Т., Примакин А.И., 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.