Научная статья на тему 'Речевое поведение в конфликте обучающихся начальной школы'

Речевое поведение в конфликте обучающихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / речевое поведение младших школьников / тактики в конфликтных ситуациях / культура мира / conflict / speech behavior of younger schoolchildren / tactics in conflict situations / culture of peace.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. В. Самсонова, Т. А. Воскресенская

В статье анализируются конфликты детей в начальной школе, примеры поведения и речевого поведения в конфликте. Актуальность данной проблемы обусловлена наличием значительного числа конфликтов у обучающихся начальной школы. Авторы рассматривают возрастные особенности младших школьников, влияние современных компьютерных игр и виртуального пространства на конфликтные ситуации и агрессивное поведение обучающихся. В статье приводится исследование тактик поведения учеников 4 классов в конфликтных ситуациях. Авторы приходят к мнению, что ученики начальной школы выбирают жесткие тактики в конфликтных ситуациях, агрессивное речевое поведение, и делают вывод, что необходима комплексная работа по формированию культуры мира у обучающихся начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH BEHAVIOR IN CONFLICT OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

The article analyzes conflicts of children that they may have in primary school, examples of behavior and speech behavior in the conflict. The relevance of this problem is due to the presence of a significant number of conflicts among primary school students. The authors consider the age characteristics of primary schoolchildren, the impact of modern computer games and virtual space on conflict situations and the aggressive behavior of students. The article presents a study of the tactics of behavior of students of 4 classes in conflict situations. The authors come to the conclusion that elementary school students choose tough tactics in conflict situations, aggressive speech behavior and conclude that comprehensive work is needed to create a culture of peace among primary school students.

Текст научной работы на тему «Речевое поведение в конфликте обучающихся начальной школы»

Следовательно, в условиях реализации новой парадигмы образования, сущность которой определяется процессом гуманизации, важную роль играет музыкальная направленность как весомая составляющая профессиональной направленности учителя музыки, который должен быть носителем и главным субъектом формирования современных духовных ценностей у подрастающего поколения.

Современные исследователи (Л. Арчажникова, В. Сластенин и др.) считают, что система обучения и воспитания специалиста должна опираться на комплекс требований к нему, выражающихся в понятии «готовность к профессиональной деятельности», которая является показателем музыкальной направленности.

Таким образом, результатом музыкально-педагогической подготовки является музыкальная направленность как сложное полифункциональное личностное образование на основе интеграции профессионально-теоретических знаний, ценностных ориентаций и практических умений учителя в сфере музыкальной педагогики, а также личностных качеств, эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности, которые в своей совокупности обеспечивают вы-

Библиографический список

бор учителем сознательного поведения, отражающего гуманистическую направленность его педагогического действия.

Музыкальная направленность расширяет профессиональные возможности учителя, влияет на духовный мир ученика и проявляется как способность качественно строить музыкально-педагогический процесс и взаимодействовать со всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Это образование функционирует в двух формах: статической и динамической. Статическая форма характеризует уровень сформированности музыкально-эстетических ценностей личности, а динамическая выражается в умении осуществлять музыкально-эстетическую работу с детьми. Благодаря ей создаются условия для музыкально-педагогической рефлексии, самосовершенствования, выбора оптимальных профессионально-личностных ориентиров и путей взаимодействия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса во время различных видов музыкально-эстетической работы.

Доказано, что процесс формирования музыкальной направленности учителя является сложным, динамичным, многогранным и многофакторным.

1. Емельянова М.В. Основы педагогического мастерства: курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. Мозырь: УО «МГПУ», 2005.

2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1982; Т. 2.

3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1982; Т. 1.

4. Психология труда учителя: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1993.

5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Серия: Мастера психологии. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000.

6. Масол Л.М. Концепция общего художественного образования. Искусство и образование. 2004; № 1: 2 - 10.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: 2000.

References

1. Emel'yanova M.V. Osnovypedagogicheskogo masterstva: kurs lekcij dlya studentov dnevnogo i zaochnogo otdelenij pedagogicheskogo universiteta. Mozyr': UO «MGPU», 2005.

2. Komenskij Ya.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moskva: Pedagogika, 1982; T. 2.

3. Komenskij Ya.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moskva: Pedagogika, 1982; T. 1.

4. Psihologiya truda uchitelya: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1993.

5. Rajs F. Psihologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta. Seriya: Mastera psihologii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Piter», 2000.

6. Masol L.M. Koncepciya obschego hudozhestvennogo obrazovaniya. Iskusstvo i obrazovanie. 2004; № 1: 2 - 10.

7. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika, 1991.

8. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: 2000.

Статья поступила в редакцию 25.02.20

УДК 378

Samsonova N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia), E-mail: NSamsonova@kantiana.ru

Voskresenskaya T.A., postgraduate, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia), E-mail: voskresenskayatania@mail.ru

SPEECH BEHAVIOR IN CONFLICT OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS. The article analyzes conflicts of children that they may have in primary school, examples of behavior and speech behavior in the conflict. The relevance of this problem is due to the presence of a significant number of conflicts among primary school students. The authors consider the age characteristics of primary schoolchildren, the impact of modern computer games and virtual space on conflict situations and the aggressive behavior of students. The article presents a study of the tactics of behavior of students of 4 classes in conflict situations. The authors come to the conclusion that elementary school students choose tough tactics in conflict situations, aggressive speech behavior and conclude that comprehensive work is needed to create a culture of peace among primary school students.

Key words: conflict, speech behavior of younger schoolchildren, tactics in conflict situations, culture of peace.

Н.В. Самсонова, д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград, E-mail: NSamsonova@kantiana.ru

Т.А. Воскресенская, аспирант, Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград, E-mail: voskresenskayatania@mail.ru

РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье анализируются конфликты детей в начальной школе, примеры поведения и речевого поведения в конфликте. Актуальность данной проблемы обусловлена наличием значительного числа конфликтов у обучающихся начальной школы. Авторы рассматривают возрастные особенности младших школьников, влияние современных компьютерных игр и виртуального пространства на конфликтные ситуации и агрессивное поведение обучающихся. В статье приводится исследование тактик поведения учеников 4 классов в конфликтных ситуациях. Авторы приходят к мнению, что ученики начальной школы выбирают жесткие тактики в конфликтных ситуациях, агрессивное речевое поведение, и делают вывод, что необходима комплексная работа по формированию культуры мира у обучающихся начальной школы.

Ключевые слова: конфликт, речевое поведение младших школьников, тактики в конфликтных ситуациях, культура мира.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного

и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Конфликты появились с первыми человеческими сообществами и представляют собой повседневные явления. В современном цифровом обществе, где люди проводят часть времени в виртуальном пространстве, а у детей и подростков примером служат герои компьютерных игр, формирование культуры мира обучающихся в начальной школе приобретает особую актуальность.

В школе с разногласиями сталкиваются участники образовательного процесса: дети, их родители, учителя и администрация. Опытные педагоги уверены, что проблемные моменты в процессе обучения неизбежны, так как у каждого участника учебного процесса имеются свои интересы и свои представления о допустимом и правильном. Главное - не пытаться избежать конфликта, а найти конструктивные пути его разрешения. В чистом виде конфликту нельзя дать положительную или отрицательную оценку, её определяет исход противостояния. Если после всех дискуссий и споров оппоненты поняли точку зрения друг друга, нашли компромиссное решение и смогли принять новые формы взаимодействия, то такой конфликт можно считать конструктивным. Если этого не происходит, и стороны остаются неудовлетворенными, отношения становятся еще более проблемными либо прекращаются, то такой спор является деструктивным [1].

Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство - любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.

В настоящее время, в эпоху цифровизации, когда дети рождаются и живут с «гаджетами» в руках, проблема конфликтов и речевого поведения в школе приобрела другую окраску. Поколение «цифровых аборигенов», поколение «гугл», которое большую часть времени проводит в сети и виртуальной реальности, сталкивается с новыми видами конфликтов и речевой агрессии.

Детские ссоры - явление, встречающееся в каждой школе. Они отличаются агрессивностью и продолжительностью. Даже став взрослым, человек бывает не в состоянии избавиться от негативных последствий такой травли. Только правильное отношение педагогов, их мудрый подход, взаимодействие с родителями помогают найти выход из положения.

Агрессия может возникнуть у человека по разным причинам и проявляться в форме речевого поведения и физического действия.

Речевое поведение - это взаимодействие людей путем коммуникации. О.С. Иссере дает определение речевому поведению как «коммуникативному ходу». Он также выделяет разнообразие речевого поведения и говорит, что участники коммуникации будут использовать тот или иной «коммуникативный ход» для реализации определенных задач [2, с. 52].

О.М. Казарцева отмечает, что речевое поведение способствует возникновению определенных отношений между людьми: доброжелательных, недоброжелательных, агрессивных и т.д. [3, с. 8 - 9].

Современная лингвистика формулирует речевое поведение как живой процесс взаимодействия между сторонами коммуникации, который способствует решению определенных задач, происходит на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевое поведение ребенка возникает и совершенствуется в период овладения речью, которое происходит во взаимодействии и коммуникации с матерью, в семье, в обществе: детском саду, игровой площадке. В общении ребенок непосредственно усваивает пример поведения. В современном мире родители, проводя много времени в виртуальной реальности, с телефоном в руках, «отдыхая от забот», невольно поощряя своим поведением, а часто специально отвлекая ребенка гаджетом, сталкиваются с его агрессивным поведением, копирующим не поведение родителей, как было до сих пор, а поведение героев виртуальных игр.

Природа ребенка эгоцентрична, он сам не может еще встать на место другого человека и понять, что он чувствует в определенной ситуации. Психологи пишут, что дошкольник и младший школьник «с радостью копирует поведение» других людей, он не критичен к подражанию и воспроизводит как «хорошее», так и «плохое».

Разрешение конфликта у детей происходит по-разному. В зависимости от типа личности применяются те или иные тактики поведения. Психологи пишут, что основное отличие агрессивных детей от неагрессивных в недостаточном умении выходить из конфликтных ситуаций [4, с. 338].

Этикетное поведение, которое должно помогать в разрешении конфликтов, воспитывается с детского возраста, и уже к 4 классу, как пишет Н.А. Лемяскина, в коммуникативном поведении ребенка можно проследит такую особенность, как желание выполнять коммуникативные правила и нормы. Другой чертой младших школьников можно выделить тягу к доминированию в общении, особенно это относится к сверстникам [5, с. 160 - 161]. Часто такое желание приводит к агрессивному поведению младших школьников, так как у них незначительно развито соответствующее социальное поведение, нет умения терпеть.

Очень часто речевая агрессия у обучающихся начальной школы может иметь место из-за физиологической особенности, повышенной моторики. П.П. Блонский пишет, что чрезмерная активность ребенка может иметь негативные последствия, как для самого ребенка, так и для окружающих [6, с. 229].

П.П. Блонский отмечает тягу к общению со сверстниками как типичную черту младших школьников. Поэтому любое негативное отношение или осуждение со стороны компании детей очень болезненно для ребенка этого возраста. Агрессивные атаки в речевом поведении ребенка могут иметь как индивидуальную (ребенок - ребенок), так и коллективную форму (ребенок - группа детей, группа детей - группа детей). Иногда такое поведение принимает групповую форму против того, кто отличается от других (проблема «своего» и «чужого»). Используемые методы могут быть очень неприятные, подчас жестокие. Такое поведение

толпы детей называется моббинг (от английского слова mob - толпа), что означает травлю одного человека. Ситуацию моббинга мы узнали в школе. Однажды родители 10-летней девочки из 4 «А» класса г Калининграда, лучшего класса на параллели, пришли к директору забирать документы, это было «сюрпризом» для всех. Оказалось, на протяжении двух четвертей ее травила группа одноклассников, они портили ей тетради, обсуждали и хихикали над ней, писали оскорбительные СМС-сообщения, все это делалось тихо и незаметно. Сам ребенок, лидер по натуре, отличница, ничего не говорила родителям и учителю, на уроках английского языка мы тоже не замечали ничего необычного. Но после Нового года ее терпение лопнуло, и она рассказала все родителям. Надо сказать, что конфликт остался неразрешенным, родители в гневе не захотели разбираться и участвовать в возможном примирении, несмотря на все уговоры завуча, директора и психолога, они обвинили школу в несостоятельности и забрали документы. Этот случай говорит о недостаточном исследовании и применении технологий примирения в конфликтных ситуациях в школе.

Маленькие дети учатся через игру Игра - высшая форма исследования. Ученики начальных классов - мастера игры. Одним из наиболее важных показателей интеллекта вида является поведение его детенышей - все умные животные играют [7, с. 56]. Учащиеся начальных школ находятся в возрасте, когда способности к обучению и развитие мозга достигают своего пика, и природа дает им возможность максимизировать эту мощь с помощью своего лучшего инструмента обучения - игры. Неудивительно, что дети предпочитают играть и взаимодействовать, а не слушать.

Учащиеся начальных школ изучают словарный запас и синтаксис посредством историй и создают основополагающие схемы организации, последовательности и причинно-следственных связей. Их память стимулируется ритмом и повторением. Воображение развивается, когда дети создают яркие образы сюжетов и персонажей в собственных умах. История и метафора заключают в себе абстрактные понятия на соответствующем для развития «языке», позволяя изучать большие идеи и извлекать смысл из опыта.

Игра - это контекст, в котором ученики начальных классов могут развить жизненные навыки, которые сложнее практиковать в более структурированных форматах - сложных процессах принятия решений, лидерства. Игра также создает основу для абстрактного репрезентативного мышления - тряпка на палочке становится флагом, точно так же, как набор значков на странице обозначает слово. Игра побуждает детей создавать собственные миры и рассказывать о них, справляться с наиболее актуальными для них задачами и приобретать опыт в обсуждении альянсов, ролей и стратегий со своими сверстниками. Поощрение игры в классе и стратегическое использование ее силы для конкретных целей обучения дает возможность для наших самых младших учеников по-настоящему вовлечься и расширить возможности обучения [8].

С изменением нашего мира, переходом его на цифровую платформу и виртуальную реальность все эти возможности игры утрачиваются, детям уже не нужно фантазировать и изобретать, за них все уже сделано, только включи гаджет и «отдыхай». Дети воспроизводят поведение уже не родителей и окружающих, а героев виртуальных игр, где они проводят большую часть своего времени. «Виртуальные аборигены», как их еще называют, спокойно копируют своих героев, не задумываясь об их поведении.

Наше исследование происходило в МАОУ НОШ № 53 г. Калининграда в 4 классах. В течение первой четверти мы имели возможность наблюдать за поведением обучающихся, в том числе за речевым поведением и тактикой, которые применяют обучающиеся в конфликтных ситуациях.

Работая в школе, мы наблюдали одну и ту же картину: школьники, собравшиеся вместе и играющие в телефон. Это такой увлекательный процесс, что, даже услышав звонок, они не всегда сразу реагируют и понимают, что надо делать. Теперь в школе на переменах не прыгают на скакалках и резинках, не бегают в догонялки, и даже те ребята, у которых нет телефона, стоят рядом с другими, с интересом наблюдая за происходящим.

В опросе участвовали 30 учеников 4 классов. Мы разработали анкеты, в которых были поставлены следующие вопросы:

1. Играете ли в компьютерные игры?

2. Сколько раз в неделю играете?

3. Как долго вы играете?

4. В какие игры вы играете?

5. Чем вас привлекают компьютерные игры?

После анализа анкет были выявлены такие результаты:

1. 100% играют в компьютерные игры

2. В среднем каждый день.

3. Не менее часа и когда есть свободное время.

4. В 80% - это «стрелялки», где надо уничтожить своего противника, он враг, и вам дается весь арсенал имеющихся средств. Причем чем больше противников ты уничтожишь, тем лучшее оружие ты получишь и перейдешь на следующий этап охоты и преследования. Остальные 20% игр - игры-лабиринты, квесты и игры-«песочница» без особой цели и сюжета.

5. Чем привлекательны игры: игры - это интересно, по мнению большинства опрошенных; играют, когда нечего делать, чтобы убить время.

После обработки анкет стало понятно, откуда идет это агрессивное речевое поведение у обучающихся младших классов в школе.

Дети общаются со своими сверстниками, как будто находясь в виртуальном мире, используя агрессивные высказывания, и не только речевые; в малейшей конфликтной ситуации используют такие слова и выражения: Я тебя убью! Замочу! Тебе конец! Ты труп! Они не могут и не знают, как решить даже незначительные проблемы, они знают только один способ - способ силы.

Наше исследование тактики поведения в конфликте велось в двух группах английского языка, в нем участвовало 30 человек.

Стратегии в конфликте реализуются посредством разных тактик. Тактика (от греч. Tasso - выстраивать войска) - это совокупность приемов воздействия на противника, средство реализации стратегии. Анализ исследования представлен в табл.1.

Таблица 1

Тактики речевого поведения младших школьников

Из таблицы видно:

- две трети, а именно 20 учеников, предпочитают жесткую тактику;

- половина, 10 учеников, регулярно используют насильственные действия в отношении своих оппонентов. Это регулярные тычки, пинки, удары и драки;

Библиографический список

- 5 учеников используют тактику давления, которая включает предъявление требований, приказов, угроз, вплоть до ультиматумов, шантаж;

- 3 ученика применяют тактику захвата и удерживания объекта, обычно это личные вещи обучающихся: пенал, учебник, рюкзак и телефон;

- 2 школьника применяют тактику психологического насилия, которая включает в себя обидные выражения, оскорбления, дискриминационные меры по половому, межэтническому признаку.

Надо сказать, что в зависимости от ситуации исследуемые ученики могли использовать различные тактики, смешивая и чередуя их.

8 учеников предпочитают нейтральную тактику:

- 4 ученика используют тактику коалиций, объединяясь с другими учениками с целью усилить свой авторитет, повысить угрозу для оппонента;

- 4 ученика используют тактику санкционирования, угрожая в случае несогласия оппонента настроить против него других, не принять его в игру, не дать списать домашнее задание и другое.

И только 2, как видно из таблицы, применяют мягкую тактику, пытаясь разъяснить свою позицию, приводят доводы и слушают аргументы и приходят к определенным решениям.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Речевое поведение ребенка начальных классов зависит от многих факторов. Помимо проявления агрессии как естественного инстинкта самосохранения в их возрастной категории это также может обусловливаться социальным окружением ребенка, усвоением готового образца поведения, а именно героев компьютерных игр и виртуального пространства, где современные дети, к сожалению, бесконтрольно проводят все свое свободное время. Существует необходимость формирования культуры мира у обучающихся начальной школы с целью предотвращения конфликтных ситуаций и этического поведения в конфликте.

Жесткая 20 Нейтральная 8 Мягкая 2

Захват и удержание объекта 3 Коалиционная 4 Сделки 1

Давление 5 Санкционирование 4 Дружелюбие 1

Психологическое насилие 2 Демонстрация действий 0 Фиксация позиций

Физическое насилие 10

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. Москва: ЮНИТИ, 2000.

2. Иссере О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Москва: Издательство ЛКИ, 2008.

3. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Москва: Флинта, 1999.

4. Психология детства: учебник. Санкт-Петербург: Прайм-ЕвРО-ЗНАК, 2003.

5. Лемяскина Н.А. Развитие языковой личности ее коммуникативного сознания: на материале речевого поведения младшего школьника, 2004.

6. Блонский П.П. Педалогия: книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: ВЛАДОС, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ackerman D. Deep play. New York: Vintage Books, 1999.

8. Бим-Бад Б.М. Аксиомы педагогики. Педагогика. 2010; № 3: 15 - 20.

References

1. Ancupov A.Ya., Shipilov A.I. Konfliktologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: YuNITI, 2000.

2. Issere O.S. Kommunikativnye strategiii taktikirusskojrechi. Moskva: Izdatel'stvo LKI, 2008.

3. Kazarceva O.M. Kultura rechevogo obscheniya: teoriya i prakiika obucheniya. Moskva: Flinta, 1999.

4. Psihologiya detstva: uchebnik. Sankt-Peterburg: Prajm-EVRO-ZNAK, 2003.

5. Lemyaskina N.A. Razvitie yazykovoj lichnosti ee kommunikativnogo soznaniya: na materiale rechevogo povedeniya mladshego shkol'nika, 2004.

6. Blonskij P.P. Pedalogiya: kniga dlya prepodavatelej i studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: VLADOS, 1999.

7. Ackerman D. Deep play. New York: Vintage Books, 1999.

8. Bim-Bad B.M. Aksiomy pedagogiki. Pedagogika. 2010; № 3: 15 - 20.

Статья поступила в редакцию 25.02.20

УДК 377

Dorofeev E.M., senior teacher, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov, (Novorossiysk, Russia), E-mail: 79180401222@yandex.ru

STAGES OF FORMATION OF ECONOMIC CULTURE IN TRANSPORT COLLEGE CADETS. The political and socio-economic transformations taking place in the Russian Federation require not only simple support from the population, but also active, substantive and constructive participation of citizens in the ongoing transformations. The success and effectiveness of achieving the set goals depends on building a powerful state and the well-being of citizens, depends on the position of each Russian, his initiative and activities. All this requires organizing the process of economic education of students at a high level, in order to eliminate economic illiteracy and form the necessary economic culture for all professionals as the basis for economic prosperity of the state. This should be the goal of all educational organizations, including transport organizations. The article is based on the approaches of Russian scientists and reveals the basics and significance of economic culture for future specialists, justifies stages of formation of economic culture among students of the transport college.

Key words: cadet, marine educational organization, transport college, formation, economic culture, stages.

Е.М. Дорофеев, ст. преп., ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск, E-mail: 79180401222@yandex.ru

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА

Происходящие в Российской Федерации политические и социально-экономические трансформации требуют не только простой поддержки населения, но и активного, предметного и конструктивного участия граждан в осуществляемых преобразованиях. От позиции каждого россиянина, его инициативы и деятельности зависит успех и результативность достижения намеченных целей: строительство мощного государства и благополучие граждан. Все это требует организовать процесс экономического воспитания учащейся молодежи на высоком уровне, чтобы изжить экономическую безграмотность и сформировать у всех профессионалов необходимую экономическую культуру как основы экономического процветания государства. На это должно быть нацелены усилия всех образовательных организаций, в том числе и транспортных. В статье на основе подходов отечественных ученых раскрывается сущность и значение экономической культуры для будущих специалистов, обосновываются этапы формирования экономической культуры у курсантов транспортного колледжа.

Ключевые слова: курсант, морская образовательная организация, транспортный колледж, формирование, экономическая культура, этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.