Научная статья на тему 'Речевая репрезентация концепта Родина студентами среднего профессионального образования (СПО)'

Речевая репрезентация концепта Родина студентами среднего профессионального образования (СПО) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Павловская О.Е., Демидова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевая репрезентация концепта Родина студентами среднего профессионального образования (СПО)»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 27 (66). № 1. Ч.1 - С. 106-110

УДК 811

Речевая репрезентация концепта родина студентами среднего профессионального образования (СПО)

Павловская О.Е., Демидова Т.В.

Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, Россия

oepa@mail.ru

В статье рассматриваются представления студенческой молодежи концепта Родина. Исследуется специфика региональных компонентов образа Родины в представлениях кубанских студентов среднего профессионального образования. Делается вывод о степени сформированности определенных этических ценностей

Ключевые слова: речевая репрезентация, концепт, региональный компонент, духовный образ, этические ценности

Студенческая молодежь - наиболее гибкая и динамичная часть социума, отличающаяся высоким творческим потенциалом, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях России, собственным отношением к различным сторонам общественной жизни страны, повышенным стремлением к личностно-профессиональному самоутверждению.

В начале XXI века идет активный поиск путей позитивных преобразований в профессиональном образовательном пространстве России. Национальная доктрина профессионального образования нацелена на укрепление духовного благосостояния общества. Среднее профессиональное образование (СПО) - это самая эффективная форма ранней социализации молодежи, закладывающая надежный фундамент будущего жизненного успеха молодых людей, обеспечивающая осознанный выбор профессии.

СПО на современной этапе развития общества стоит перед проблемой выбора социально-значимых и личностно привлекательных ценностей, формирующих самосознание и профессиональную направленность будущего специалиста. Общечеловеческие ценности присутствуют в сознании каждого человека, определяют его ментальность и составляют ядро каждой языковой личности. Главной духовной ценностью является отношение граждан к своей Родине. Именно восприятие Родины определяет всю последующую жизнь человека, его отношение к согражданам, профессии и формирует моральные установки и нормы поведения человека в социуме и его межличностные отношения.

Студенты СПО в процессе обучения специальности, воспитания, социализации усваивают целый комплекс научных знаний и обыденных представлений о большой и малой Родине, что формирует эмоциональное отношение к ней и ценностно-смысловую ориентацию.

В нашем исследовании мы поставили задачу - выявить специфику региональных компонентов образа Родины у кубанских студентов СПО. При этом описание когнитивного уровня языковой личности студента СПО мы представили в виде исследования речевых репрезентаций ее концептуальной сферы, отражающей картину мира. Под речевой репрезентацией, вслед за Е.А. Кубряковой, нами

понимается процесс представления мира человеком, и единица этого представления, замещающая представляемое либо в психике человека (ментальная репрезентация), либо в языковом оформлении некоторого знания (вербальная репрезентация) [1, с. 66].

В качестве базового этического концепта избран концепт РОДИНА. Анализ полученных в ходе ассоциативного эксперимента данных представлен в трех направлениях: Родина и Россия; малая Родина (Кубань, Краснодар, свой микрорайон (поселок, станица), своя улица, свой дом).

При анализе речевых репрезентаций заданных слов-стимулов была выявлена ценностная значимость их представлений в языковом сознании студентов посредством количественного сравнения полученных словесных реакций (см. таблицу 1).

Таблица 1. Количество аналогичных словесных реакций на слова-стимулы

Кол-во Слова-стимулы Родина Россия Кубань Краснодар Свой микрорайон Своя улица Свой дом Всего

Родина - 202 107 16 - - - 325

Россия 209 - - - - - - 209

Кубань 44 3 - - - - - 47

Краснодар 4 33 37

Свой микрорайон - - - - - - - 0

Своя улица - - - - - - - 0

Свой дом - 24 46 61 67 83 - 281

Такое сравнение позволило распределить по значимости в языковом сознании студентов заданные номинации (ключевые слова концепта Родина, отражающие ценностную актуализацию этого этического концепта) и констатировать, что слово-стимул свой дом как элемент концептуального представления отразился в речевых репрезентациях всех заданных слов-стимулов, за исключением слова-стимула Россия.

Схема 1. Номинативное поле концепта РОДИНА (ценностная значимость в представлениях студентов СПО)

Подсчет общего количества частотных словесных реакций на слова-стимулы дал возможность выявить общие ассоциаты, которые, по нашему мнению, отражают ближнюю периферию концепта РОДИНА в исследуемом молодежном коллективе (см. таблицу 2, схему 2).

Анализ показывает, что в речевых репрезентациях студентов СПО Родина предстает как жизненно необходимый духовный образ, в котором представлено ближайшее окружение студента - друзья, семья, родители, мама, родные, и только за ними - патриотизм, любовь, гордость.

Таблица 2. Количество идентичных словесных реакций на слова-стимулы

Родина Россия Кубань Краснодар Свой микрорайон Своя улица Свой дом Всего

Водка 5 25 - - - - - 30

Гордость 5 18 - - - - - 23

Грязь - - - - - 5 67 72

Детство - - - - - 16 53 69

Друзья 8 18 99 112 237

Любовь (люблю) 15 2 16 33

Малая Родина - - 14 - 5 - - 19

Мама 12 - - - - - 33 45

Патриот (-изм) 65 11 2 - - - - 78

Родители 10 - - - 14 - 56 80

Родная (-ой) 3 4 5 28 7 12 12 71

Родные 5 - - - 6 - 30 41

Семья 22 - - 2 2 - 79 105

Страна 29 170 - - - - - 199

Схема 2. Ближняя периферия концепта РОДИНА в речевых репрезентациях студентов СПО

Более подробный анализ речевых репрезентаций студентов СПО на каждое из предложенных слов-стимулов показал следующее. Ассоциативное распределение слова-стимула Родина представлено 382 реакциями (322 - ЕР-единичные реакции, 60 - ЧР - частотные реакции) общим количеством 1382 ассоциата.

Ядро ассоциативного поля включило 10 реакций: Россия, Родина-мать, дом, патриот(-изм), армия, страна, честь, семья, Кубань, земля, что составило 55% от общего количества полученных реакций.

Ассоциативное распределение слова-стимула Россия представлено 492 реакциями (426 - ЕР, 66 - ЧР) общим количеством 1330 ассоциатов. Ядро ассоциативного поля включило 10 реакций: родина, страна, Путин, Москва, флаг, держава, великая, президент, Медведев, водка, что составило 49% от общего количества полученных реакций.

Таким образом, проведенный анализ показал, что номинации Родина и Россия, с одной стороны, неразделимы в языковом сознании (так как студенты видят в России Родину и в Родине - Россию), а с другой - наблюдается более критический взгляд к России как к государству со всеми его плюсами и минусами. Об этом свидетельствуют отрицательные реакции: Родина - 3%, Россия - 18%; снижение коэффициента стереотипности и соотношения ядрообразующих ассоциатов с общим количеством полученных реакций на слово-стимул Россия.

Ассоциативное распределение слова-стимула Кубань представлено 417 реакциями (357 -ЕР, 60 - ЧР) общим количеством 1243 ассоциата. Ядро ассоциативного поля включило 10 реакций: река, Родина, казачество (казаки), житница, море, Ткачев, дом, Краснодар, край, поля, что составило 50% от общего количества полученных реакций.

Ассоциативное распределение слова-стимула Краснодар представлено 457 реакциями (404 - ЕР, 53 - ЧР) общим количеством 1220 ассоциатов. Я д р о ассоциативного поля включило 10 реакций: город, учеба, улица Красная, дом, столица (Юга, южная, Кубани), любимый, красивый, любимый город, родной, техникум (колледж), что составило 44% от общего количества полученных реакций.

В сравнении с исследованием Т.П. Тарасенко, проводившей аналогичное исследовыание среди старшеклассников, наблюдается положительная смена в ментальных установках описываемых ценностей: у школьников представления о Родине находят в языковом сознании ассоциации с Россией на 23%, в нашем исследовании - 15%; слово-стимул Кубань находит ассоциирование с рекой (речкой) у школьников - 20,27%, у студентов - 12,6% (Тарасенко, 2007). Такое сравнение позволяет сделать вывод о расширении круга представления данных номинаций в языковом сознании студентов в связи с возрастной динамикой их развития.

Таким образом, слова-стимулы Кубань и Краснодар в языковом сознании студентов СПО имеют устойчивую положительную ассоциативную идентификацию, что подтверждается сформированными ядрами частотных реакций (Кубань -44%, Краснодар - 50%); высоким коэффициентом стереотипности (Кубань - 14,8; Краснодар - 15,4). Однако номинация Кубань гораздо ближе студентам как компонент малой Родины, о чем свидетельствует соотношение отрицательных реакций (Кубань - 3%, Краснодар - 12%), что связано, на наш взгляд, с местом жительства студентов: не все являются жителями города Краснодара, который для большей части студентов остается местом учебы.

Ассоциативное распределение слова-стимула свой микрорайон (поселок, станица) представлено 591 реакцией (528 - ЕР, 63 - ЧР) общим количеством 926 ассоциатов. Ядро ассоциативного поля включило 7 реакций: друзья, дом, школа, детство, лучший(-ая), деревня, родители, что составило 27% от общего количества полученных реакций.

Ассоциативное распределение словесного стимула своя улица представлено 540 реакциями (482 - ЕР, 58 - ЧР) общим количеством 1009 ассоциатов. Ядро ассоциативного поля включило 10 реакций: друзья, дом, детство, грязь, дорога, соседи, магазины, родная, красивая, гулять, что составило 40% от общего количества полученных реакций.

Ассоциативное распределение слова-стимула свой дом представлено 502 реакциями (435 - ЕР, 67 - ЧР) общим количеством 1292 ассоциата. Ядро ассоциативного поля включило 9 реакций: уют, тепло, семья, родители, мама, родные, крепость, телевизор, что составило 41% от общего количества полученных реакций.

Таким образом, анализ слов-стимулов от общего к частному (Свой микрорайон (поселок, станица) - своя улица - свой дом) выявил следующую динамику: укрепление ядер ассоциативных полей (27% - 40% - 41%); Отношение к малой Родине показательно в изменении ментальной сферы студентов СПО: рост самостоятельности и дистанцированности от родителей, изменение круга общения, укрепление ценности детства, критическое отношение к окружающей действительности. Также в ходе анализа ассоциатов были отмечены особенности их употребления по отношению к словам-стимулам: ассоциаты-прилагательные являются редкостью во всех других блоках слов-стимулов. Их использование несет, как правило, положительную информацию и свидетельствует, по нашему мнению, об особом эмоциональном отношении студентов к данным словам-стимулам. Объективных выводов в настоящее время сделать не представляется возможным, изучение этого аспекта требует проведения дополнительных исследований.

Таким образом, концепт РОДИНА предстает как жизненно необходимый духовный образ, в котором отражено ближайшее окружение студента СПО - друзья, семья, родители, мама, родные, и только за ними - патриотизм, любовь, гордость. Проведенный анализ речевых репрезентаций студентов СПО на заданные слова-стимулы, отражающие представления номинативных полей этического концепта Родина, выявил ценностные проявления в их восприятии. Анализ словарного массива показал, что в языковом сознании студентов в целом сформировано представление об этой важной духовно-нравственной ценности.

Список литературы

1. Краткий словарь когнитивных терминов / под. ред. Е.С. Кубряковой. - М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 245 с.

2. Тарасенко, Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте её речевых реализаций : дис. канд. филол. наук. / Т.П. Тарасенко. - Краснодар, 2007.

Pavlovskaya O.E., Demidova T.V. Speech Representation of the Concept Motherland by the Students of Secondary Vocational Education (SVE) // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2014. -Vol. 27 (66). No 1.1 - P.106-110

The article discusses the representation of the concept Motherland by the students. The specific of the regional components of the Motherland understanding by Kuban students of the Secondary Vocational Education is studied. The conclusion about the degree of formation of certain ethical values is made in the article.

Keywords: speech representation, concept, a regional component, spiritual lifestyle, ethical values

Поступила в редакцию 12.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.