Научная статья на тему 'Концепт Родина в речевых репрезентациях студентов среднего профессионального образования (СПО)'

Концепт Родина в речевых репрезентациях студентов среднего профессионального образования (СПО) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / CONCEPT / НОМИНАТИВНОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА / NOMINATIVE FIELD OF CONCEPT / КЛЮЧЕВЫЕ ЛЕКСЕМЫ / СЛОВО-СТИМУЛ / НОМИНАЦИЯ / NOMINATION / KEY LEXEME / STIMULUS-WORD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Демидова Татьяна Валериевна

В статье представлена попытка концептуального анализа речевых репрезентаций студентов, полученных в ходе ассоциативного эксперимента в рамках исследования совокупной языковой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept “Motherland” in Speech Representa-tions of Secondary Profesional Education (SPE)

The paper is devoted to conceptual analysis of the speech representations of students obtained in the course of association experiment in the frame of aggregate linguistic personality’s researches.

Текст научной работы на тему «Концепт Родина в речевых репрезентациях студентов среднего профессионального образования (СПО)»

Lingua mobilis №2 (28), 2011

КОНЦЕПТ РОДИНА В РЕЧЕВЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯХ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПО)

Т. В. Демидова

В статье представлена попытка концептуального анализа речевых репрезентаций студентов, полученных в ходе ассоциативного эксперимента в рамках исследования совокупной языковой личности.

Ключевые слова: концепт, номинативное поле концепта, ключевые лексемы, слово-стимул, номинация.

Студенты СПО в процессе обучения специальности, воспитания, социализации усваивают целый комплекс научных знаний и обыденных представлений о большой и малой Родине, что формирует эмоциональное отношение к ней и ценностно-смысловую ориентацию.

В основе данного исследования находится проблема выявления специфики региональных и возрастных компонентов образа Родины у кубанских студентов СПО.

В качестве базового этического концепта избран концепт РОДИНА, который представлен посредством ключевых лексем, составляющих номинативное его поле, в трех направлениях: Родина и Россия; малая Родина (Кубань, Краснодар); заграница (США, Западная Европа).

Подсчет общего количества частотных словесных реакций на данные слова-стимулы позволил выявить общие ассоциаты, которые, по нашему мнению, отражают ближнюю периферию концепта РОДИНА в исследуемом молодежном коллективе (см. таблицу 1, схему 1), которые по значимости распределились следующим образом: друзья - страна - семья - родители, патриот (-изм) - родная (-ой), грязь, детство - мама, родные - любовь (люблю), водка - гордость, малая Родина.

74

Языкознание

Таблица 1. Ближняя периферия концепта РОДИНА (количество идентичных словесных реакций на слова-стимулы)

Слова- стимулы Реакции Родина Россия Кубань Краснодар Всего

Водка 5 25 - -

Гордость 5 18 - -

Грязь - - - -

Детство - - - -

Друзья 8 18

Любовь (люблю) 15 2

Малая Родина - - 14 -

Мама 12 - - -

Патриот (-изм) 65 11 2 -

Родители 10 - - -

Родная (-ой) 3 4 5 28

Родные 5 - - -

Семья 22 - - 2

Страна 29 170 - -

Из таблицы 1 становится ясно, что в речевых репрезентациях студентов СПО Родина предстает как жизненно-необходимый духовный образ, в котором представлено ближайшее окружение студента СПО - друзья, семья, родители, мама, родные, и только за ними - патриотизм, любовь, гордость.

Рассмотрим более подробно речевые репрезентации студентов СПО на каждое из предложенных слов-стимулов.

Проведенный анализ показал, что номинации Родина и Россия, с одной стороны, неразделимы в языковом сознании (так как студенты видят в России Родину и в Родине - Россию), а с другой - наблюдается более критический взгляд к России как к государству со всеми его плюсами и минусами. Об этом свидетельствуют отрицательные реакции: Родина - 3%, Россия - 18%; снижение коэффициента стереотипности и соотношения ядрообразующих ассоциатов с общим количеством полученных реакций на слово-стимул Россия. Кроме того, в ассоциировании данных слов-стимулов у студентов СПО не

75

Lingua mobilis №2 (28), 2011

наблюдается ностальгических симпатий по отношению к СССР в отличие от школьников г. Краснодара [Ср.: 1].

Схема 1. Ближняя периферия концепта РОДИНА в речевых репрезентациях студентов СПО

В сравнении с исследованием Т.П. Тарасенко наблюдается положительная смена в ментальных установках описываемых ценностей: у школьников представления о Родине находят в языковом сознании ассоциации с Россией на 23%, в нашем исследовании - 15%; слово-стимул Кубань находит ассоциирование с рекой (речкой) у школьников - 20,27%, у студентов - 12,6% [1]. Такое сравнение позволяет сделать вывод о расширении круга представления данных номинаций в языковом сознании студентов в связи с возрастной динамикой их развития.

Слова-стимулы Кубань и Краснодар в языковом сознании студентов СПО имеют устойчивую положительную ассоциативную идентификацию, что подтверждается сформированными ядрами частотных реакций (Кубань - 44%, Краснодар - 50%); высоким коэффициентом стереотипности (Кубань - 14,8; Краснодар - 15,4). Однако номинация Кубань гораздо ближе студентам как компонент малой Родины, о чем свидетельствует соотношение отрицательных реакций (Кубань - 3%, Краснодар - 12%), что связано, на наш взгляд, с местом жительства студентов: не все являются жителями города Краснодара, который для большей части студентов остается местом учебы.

Ядро ассоциативного поля слова-стимула США включило 10 реакций: Дж.Буш, Б.Обама, война, Макдональдс, гамбургеры, кризис, страна, флаг, доллар(-ы), ножки Буша, что составило 29% от общего количества полученных реакций.

76

Языкознание

В результате анализа ядрообразующих ассоциатов в гендерном аспекте и онтогенезе была выявлена разница в представлении предъявленного слова-стимула в языковом сознании девушек и юношей к четвертому курсу обучения:

Закрепляющиеся ассоциа-ты в языковом сознании к четвертому курсу обучения «Размывающиеся» ассоци-аты в языковом сознании к четвертому курсу обучения

Девушки Страна, война, кризис, Макдональдс, имя президента, флаг Гамбургеры

Юноши Война, кризис Гамбургеры, страна, кризис, Макдональдс, имя президента, флаг

Девушки в своих реакциях показали большую лояльность к США, чем юноши. Возможно, это связано с тем, что юноши, как будущие защитники своей Родины, выразили несогласие с той политикой, которую ведет данное государство.

Ассоциативный эксперимент проходил в период накала отношений между Россией и США (2007 - 2009 гг.), тогда же произошли казнь С. Хусейна, непопулярная в мире война в Ираке, позже - военный конфликт между Россией и Грузией и антироссийская интерпретация США данного конфликта. Все это нашло отражение в отрицательных реакциях студентов. Но вместе с этим такое отношение вызывает и озабоченность: наблюдается рост национальной неприязни, культивируемой среди простых людей и активно поддерживаемой в тот период средствами массовой информации (документальными фильмами, выпусками телепередач «Специальный корреспондент», бесконечной трансляцией концертов юмориста Задорнова, подвергающего критике не только политику государства, но и бытовые отношения людей).

Ядро ассоциативного поля слова-стимула Западная Европа включило 10 реакций: Франция, заграница, отдых, футбол, культура, Германия, красота, цивилизация, страны, карта, что составило 20% от общего количества полученных реакций.

В результате анализа ядрообразующих ассоциатов в гендерном аспекте и онтогенезе была выявлена разница в представлении предъявленного слова-стимула в языковом сознании девушек и юношей к четвертому курсу обучения:

77

Lingua mobilis №2 (28), 2011

Закрепляющиеся ассоциа-ты в языковом сознании к четвертому курсу обучения «Размывающиеся» ассоци-аты в языковом сознании к четвертому курсу обучения

Девушки Заграница Франция, отдых, футбол

Юноши Франция, заграница, отдых, футбол -

Девушки показали узость представления слова-стимула, его неконкретность и абстрактность в языковом сознании.

Сравним количество отрицательных реакций, полученных по словам-стимулам:

Девушки Юноши Средний показатель

США 36% 51% 44%

Западная Европа 11% 17% 14%

Юноши критичнее, чем девушки, относятся к США и Западной Европе. При этом следует отметить, что количество отрицательных реакций к США проявлено больше. Словарный массив отрицательных реакций отразился в нашей работе лишь в цифровых эквивалентах сводных таблиц, он не вошел в ассоциативное поле частотных ассоциатов по этическим, моральным и нравственным параметрам. К Западной Европе студенты более доброжелательны. Отрицательные реакции не содержат резкости, ненормативной и оскорбительной лексики.

Итак, концепт РОДИНА предстает как жизненно-необходимый духовный образ, в котором отражено ближайшее окружение студента СПО - друзья, семья, родители, мама, родные, и только за ними - патриотизм, любовь, гордость, а знания студентов СПО о дальнем зарубежье ограничены рамками бытового уровня: информацией из рекламных телепередач, знакомством с импортными продуктами питания, перечислением некоторых стран и городов. О примитивности представлений также свидетельствуют очень низкий коэффициент стереотипности реакций, слабые ядра ассоциативных полей, преобладание единичных реакций.

Список литературы List of literature

1. Тарасенко, Т П. Языковая лич- 1. Tarasenko, T. P. Jazykovaja lich-ность старшеклассника в аспек- nost' starsheklassnika v aspekte ejo те её речевых реализаций : дис. rechevyh realizacij : dis. ... kand. ... канд. филол. наук. Краснодар, filol. nauk. Krasnodar, 2007.

2007.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.