Lingua mobilis №2 (28), 2011
КОНЦЕПТ РОДИНА В РЕЧЕВЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯХ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПО)
Т. В. Демидова
В статье представлена попытка концептуального анализа речевых репрезентаций студентов, полученных в ходе ассоциативного эксперимента в рамках исследования совокупной языковой личности.
Ключевые слова: концепт, номинативное поле концепта, ключевые лексемы, слово-стимул, номинация.
Студенты СПО в процессе обучения специальности, воспитания, социализации усваивают целый комплекс научных знаний и обыденных представлений о большой и малой Родине, что формирует эмоциональное отношение к ней и ценностно-смысловую ориентацию.
В основе данного исследования находится проблема выявления специфики региональных и возрастных компонентов образа Родины у кубанских студентов СПО.
В качестве базового этического концепта избран концепт РОДИНА, который представлен посредством ключевых лексем, составляющих номинативное его поле, в трех направлениях: Родина и Россия; малая Родина (Кубань, Краснодар); заграница (США, Западная Европа).
Подсчет общего количества частотных словесных реакций на данные слова-стимулы позволил выявить общие ассоциаты, которые, по нашему мнению, отражают ближнюю периферию концепта РОДИНА в исследуемом молодежном коллективе (см. таблицу 1, схему 1), которые по значимости распределились следующим образом: друзья - страна - семья - родители, патриот (-изм) - родная (-ой), грязь, детство - мама, родные - любовь (люблю), водка - гордость, малая Родина.
74
Языкознание
Таблица 1. Ближняя периферия концепта РОДИНА (количество идентичных словесных реакций на слова-стимулы)
Слова- стимулы Реакции Родина Россия Кубань Краснодар Всего
Водка 5 25 - -
Гордость 5 18 - -
Грязь - - - -
Детство - - - -
Друзья 8 18
Любовь (люблю) 15 2
Малая Родина - - 14 -
Мама 12 - - -
Патриот (-изм) 65 11 2 -
Родители 10 - - -
Родная (-ой) 3 4 5 28
Родные 5 - - -
Семья 22 - - 2
Страна 29 170 - -
Из таблицы 1 становится ясно, что в речевых репрезентациях студентов СПО Родина предстает как жизненно-необходимый духовный образ, в котором представлено ближайшее окружение студента СПО - друзья, семья, родители, мама, родные, и только за ними - патриотизм, любовь, гордость.
Рассмотрим более подробно речевые репрезентации студентов СПО на каждое из предложенных слов-стимулов.
Проведенный анализ показал, что номинации Родина и Россия, с одной стороны, неразделимы в языковом сознании (так как студенты видят в России Родину и в Родине - Россию), а с другой - наблюдается более критический взгляд к России как к государству со всеми его плюсами и минусами. Об этом свидетельствуют отрицательные реакции: Родина - 3%, Россия - 18%; снижение коэффициента стереотипности и соотношения ядрообразующих ассоциатов с общим количеством полученных реакций на слово-стимул Россия. Кроме того, в ассоциировании данных слов-стимулов у студентов СПО не
75
Lingua mobilis №2 (28), 2011
наблюдается ностальгических симпатий по отношению к СССР в отличие от школьников г. Краснодара [Ср.: 1].
Схема 1. Ближняя периферия концепта РОДИНА в речевых репрезентациях студентов СПО
В сравнении с исследованием Т.П. Тарасенко наблюдается положительная смена в ментальных установках описываемых ценностей: у школьников представления о Родине находят в языковом сознании ассоциации с Россией на 23%, в нашем исследовании - 15%; слово-стимул Кубань находит ассоциирование с рекой (речкой) у школьников - 20,27%, у студентов - 12,6% [1]. Такое сравнение позволяет сделать вывод о расширении круга представления данных номинаций в языковом сознании студентов в связи с возрастной динамикой их развития.
Слова-стимулы Кубань и Краснодар в языковом сознании студентов СПО имеют устойчивую положительную ассоциативную идентификацию, что подтверждается сформированными ядрами частотных реакций (Кубань - 44%, Краснодар - 50%); высоким коэффициентом стереотипности (Кубань - 14,8; Краснодар - 15,4). Однако номинация Кубань гораздо ближе студентам как компонент малой Родины, о чем свидетельствует соотношение отрицательных реакций (Кубань - 3%, Краснодар - 12%), что связано, на наш взгляд, с местом жительства студентов: не все являются жителями города Краснодара, который для большей части студентов остается местом учебы.
Ядро ассоциативного поля слова-стимула США включило 10 реакций: Дж.Буш, Б.Обама, война, Макдональдс, гамбургеры, кризис, страна, флаг, доллар(-ы), ножки Буша, что составило 29% от общего количества полученных реакций.
76
Языкознание
В результате анализа ядрообразующих ассоциатов в гендерном аспекте и онтогенезе была выявлена разница в представлении предъявленного слова-стимула в языковом сознании девушек и юношей к четвертому курсу обучения:
Закрепляющиеся ассоциа-ты в языковом сознании к четвертому курсу обучения «Размывающиеся» ассоци-аты в языковом сознании к четвертому курсу обучения
Девушки Страна, война, кризис, Макдональдс, имя президента, флаг Гамбургеры
Юноши Война, кризис Гамбургеры, страна, кризис, Макдональдс, имя президента, флаг
Девушки в своих реакциях показали большую лояльность к США, чем юноши. Возможно, это связано с тем, что юноши, как будущие защитники своей Родины, выразили несогласие с той политикой, которую ведет данное государство.
Ассоциативный эксперимент проходил в период накала отношений между Россией и США (2007 - 2009 гг.), тогда же произошли казнь С. Хусейна, непопулярная в мире война в Ираке, позже - военный конфликт между Россией и Грузией и антироссийская интерпретация США данного конфликта. Все это нашло отражение в отрицательных реакциях студентов. Но вместе с этим такое отношение вызывает и озабоченность: наблюдается рост национальной неприязни, культивируемой среди простых людей и активно поддерживаемой в тот период средствами массовой информации (документальными фильмами, выпусками телепередач «Специальный корреспондент», бесконечной трансляцией концертов юмориста Задорнова, подвергающего критике не только политику государства, но и бытовые отношения людей).
Ядро ассоциативного поля слова-стимула Западная Европа включило 10 реакций: Франция, заграница, отдых, футбол, культура, Германия, красота, цивилизация, страны, карта, что составило 20% от общего количества полученных реакций.
В результате анализа ядрообразующих ассоциатов в гендерном аспекте и онтогенезе была выявлена разница в представлении предъявленного слова-стимула в языковом сознании девушек и юношей к четвертому курсу обучения:
77
Lingua mobilis №2 (28), 2011
Закрепляющиеся ассоциа-ты в языковом сознании к четвертому курсу обучения «Размывающиеся» ассоци-аты в языковом сознании к четвертому курсу обучения
Девушки Заграница Франция, отдых, футбол
Юноши Франция, заграница, отдых, футбол -
Девушки показали узость представления слова-стимула, его неконкретность и абстрактность в языковом сознании.
Сравним количество отрицательных реакций, полученных по словам-стимулам:
Девушки Юноши Средний показатель
США 36% 51% 44%
Западная Европа 11% 17% 14%
Юноши критичнее, чем девушки, относятся к США и Западной Европе. При этом следует отметить, что количество отрицательных реакций к США проявлено больше. Словарный массив отрицательных реакций отразился в нашей работе лишь в цифровых эквивалентах сводных таблиц, он не вошел в ассоциативное поле частотных ассоциатов по этическим, моральным и нравственным параметрам. К Западной Европе студенты более доброжелательны. Отрицательные реакции не содержат резкости, ненормативной и оскорбительной лексики.
Итак, концепт РОДИНА предстает как жизненно-необходимый духовный образ, в котором отражено ближайшее окружение студента СПО - друзья, семья, родители, мама, родные, и только за ними - патриотизм, любовь, гордость, а знания студентов СПО о дальнем зарубежье ограничены рамками бытового уровня: информацией из рекламных телепередач, знакомством с импортными продуктами питания, перечислением некоторых стран и городов. О примитивности представлений также свидетельствуют очень низкий коэффициент стереотипности реакций, слабые ядра ассоциативных полей, преобладание единичных реакций.
Список литературы List of literature
1. Тарасенко, Т П. Языковая лич- 1. Tarasenko, T. P. Jazykovaja lich-ность старшеклассника в аспек- nost' starsheklassnika v aspekte ejo те её речевых реализаций : дис. rechevyh realizacij : dis. ... kand. ... канд. филол. наук. Краснодар, filol. nauk. Krasnodar, 2007.
2007.
78