Научная статья на тему 'Речевая культура как составляющая профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов'

Речевая культура как составляющая профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / SPEECH CULTURE / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна, Ромаева Наталья Борисовна

В статье процесс формирования речевой культуры рассматривается в двух аспектах: как речевая культура личности педагога, где правильная, грамотная, образная, красивая речь учителя образец для подражания его учеников; и как овладение инструментарием и технологиями ее формирования у учащихся начальной школы. Формирование речевой культуры будущих учителей начальных классов как составляющая профессиональной подготовки представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий, целью которых является передача учащимся знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, а также выработка социально приемлемых и социально одобряемых форм коммуникативно-речевого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Speech Culture as a Component of Professional Training for Future Teachers of Lower Grades

The article deals with the process of formation of speech culture which is viewed in two aspects: as speech culture of the identity of pedagogue where correct, literate, vivid and beautiful speech of the teacher is an example for imitation for his students; and as acquirement of instrumentality and technologies of its formation in primary school students. The formation of speech culture of future primary school teachers is a component of professional training which is realized as a complex of purposeful pedagogical influences aimed to transfer-knowledge about the world around, social experience accumulated during cultural and historical development of society and also elaboration of forms of communicative and speech behavior which are socially acceptable and approved by society.

Текст научной работы на тему «Речевая культура как составляющая профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов»

colloquial and literary-written language units with positive and negative evaluation is illustrated, the role of philological education in forming the emotional-evaluative sphere of personality is demonstrated.

Key word: subjective-evaluative vocabulary, colloquial, literary-written, positive, negative, animated cartoon discourse, philological education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алефиренко Н. Ф. Спорные проблемы семантики: монография. - М.: Гнозис, 2005. -326 с.

2. Байкулова А. Н. Основные тенденции развития официального и неофициального общения // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - 2014. - Т. 14. - Вып. 3. -С. 22-25.

3. Колокольцева Т. Н. Разговорная речь и разговорный стиль интернет-эпохи // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. Сер. Филологические науки. Языкознание. - 2016. - № 8 (112). - С. 102-108.

4. Крысин Л. П. Русское слово, своё и чужое: Исследование по современному русскому языку и социолингвистике. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 888 с.

5. Никитина Т. Г. Ключевые концепты молодёжной культуры: тематический словарь сленга. - СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛА-НИН», 2013. - 864 с.

6. Пеньковский А. Б. Очерки по русской семантике. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 261 с.

7. Свахина О. В. Литературные секреты популярности «Смешариков» // Детская литература сегодня: Сб. науч. ст. - Екатеринбург: УрГПУ , 2010. - С. 118-124.

8. Сиротинина О. Б. Разговорная речь // Эффективное речевое общение (Базовые компетенции): Словарь-справочник. Электронное издание. Сибирский федеральный университет; Под ред. А. П. Сковородни-кова. -Красноярск, 2014. - С. 508-509.

9. Толковый словарь русского языка под ред Т.Ф. Ефремовой, 2006 / 1.00 Portable [Электронный ресурс]. - URL: http://www.so ftportal.com/software-13023-tolkovij-slovar-russkogo-yazika-t-f-efremovoj.html.

10. Химик В.В. Русская разговорная речь: актуальные вопросы // Печать и слово Санкт-Петербурга. Петербургские чтения - 2015: XVII Всерос. научн. конф.: сборн. научн. тр. - 2016. - С. 272-276.

11. Gerasimenko I. A.Implicit potential of Linguistic sign // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2016. - №2. - С. 82-88.

Ж

Н. В. Горбунова, Н. Б. Ромаева

УДК 371.13:81*271

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

высшее образование в сложившихся условиях должно стать гибким, высокоадаптивным, позволяющим выпускать специалистов высокого уровня профессиональной квалификации, готовых к саморазвитию, критически и творчески мыслить, умеющих грамотно передавать информацию, используя правильную, выразительную, образную речь. Эти факторы предопределяют необходимость формирования и развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Изменения в содержании профессиональной подготовки отвечают со-

20/?//

временным реалиям, достижениям науки, и должны учитывать ряд условий:

- усиление связи с жизнью, теории с практикой;

- интеграция всех составляющих профессиональной подготовки;

- определение необходимого соотношения знаний общепедагогической, филологической и специальной направленности.

ФГОС начального общего образования выдвигает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым условиям. Стандарт направлен на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на «изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России» [3].

В рамках освоения родного языка ФГОС начального общего образования предполагает:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач[3].

Основными задачами реализации содержания предметной области «Филология» являются: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Необходимость реализации ФГОС начального общего образования подчеркивает важность такой составляющей профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, как филологическая составляющая, которая включает грамотную, правильную, образную речь педагога, а также коммуникативные качества.

Методологическими основами исследования стали положения философии о значении, общественной природе языка как средства общения; теории научного познания по отражению и преобразованию объективной действительности, использование теоретического и эмпирического подходов в исследовательском процессе; взаимосвязи языка и сознания, мышления и речи; места и роли языка в умственном и духовном развитии личности; перехода количественных изменений в качественные; взаимосвязи теории и практики; культурно-исторический (Л. С. Выготский), культурологический (В. Гумбольдт, М. С. Каган, А. А. Потебня), системный (Ю. К. Ба-банский, В. И. Ильченко), коммуникативно-деятельностный (Т. А. Пироженко) подходы к развитию речи и формирования речевой культуры личности; общенаучные положения теории систем для системного рассмотрения логики исследования и сложных вопросов исследуемой проблемы; синергетический подход к интерпретации развития научного знания (положение Т. Куна, Х. Патнэма, К. Поппера, П. Фейерабенда, Г. Хакена); тео-

ретические положения о речи как знаковой деятельности, единство речевого содержания и языковой формы, о взаимообусловленности чувственного и рационального в освоении языка, о приоритетной роли речи в развитии языковой личности; механизмах порождения высказывания; теории содержания языкового образования; положение о формировании языковой личности; законодательные акты, концепции.

В отечественных педагогических исследованиях внимание ученых (Н. Г. Грудцина, А. К. Григорьева, Н. А. Замуруева и др.) обращено на разные аспекты данного процесса. Ученые отмечают, что высокий уровень речевой культуры становится важнейшим профессионально--личностным качеством учителя. Полное проявление профессиональных качеств учителя начальной школы отражается именно средствами речи. Педагог может реализовывать себя в разных жизненных ролях, корректировать ход межличностного общения, эффективно проявлять свой профессионализм, обеспечивая результативность и эффективность его деятельности. В свете сказанного актуализируется проблема формирования речевой культуры в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

В настоящее время в педагогической литературе накоплены знания, необходимые для постановки и решения исследовательских задач формирования речевой культуры личности: теоретические исследования вопросов культуры (А. И. Арнольдов, М. С. Каган, К. Лоренц, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, К К Моисеев, А. Моль, А. П. Назаретян, Э. В. Соколов); исследования роли и значения культуры в развитии личности (М. М. Бахтин, B. С Биб-лер, Л. Н. Коган, Д. С. Лихачев); становление творческой индивидуальности учителя, развитие культуры личности (И. A. Козырева, A. С. Косогова, О. А. Лапина, В. А. Сластёнин); аспекты решения проблемы речевой подготовки будущего учителя (В. А. Артемов, В. А. Гри-горьева-Голубева, А. И. Капская, В. А. Колесов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, А. К. Михаль-ская, А. А. Мурашов); теории риторики и

культуры речи (Л. А. Введенская, Н. Н. Ива-кина, М. В. Колтунова, Ф. А. Кузин, Л. Г. Павлова, О. Б. Сиротинина, 3. С. Смелкова, И. А. Стер-нин); теоретические положения исследований в области культуры речи обучающихся разных направлений подготовки (Л. И. Кирилина, О. М. Косянова, Н. Л. Кочкина, Т. В. Ма-зур, Е. М. Решетникова, Е. А. Смирнова).

Однако, несмотря на пристальное внимание к данному вопросу со стороны отечественных ученых, рассматриваемая проблема при всей значимости результатов научных исследований, передового педагогического опыта является недостаточно изученной, что объясняется отсутствием целостного подхода к развитию речевой культуры будущего учителя начальных классов в процессе его профессиональной подготовки; недостаточно определенной дидактической, содержательной и организационно-методической обеспеченностью процесса развития речевой культуры будущего учителя начальной школы; доминированием в содержании профессиональной подготовки специалиста информационной, а не деятельностно-практической составляющей данного процесса; недостаточно выявленными педагогическими условиями, способствующими повышению эффективности формирования речевой культуры как на уровне содержания деятельности обучаемых, так и на уровне интеграции лингвистических и психолого-педагогических знаний; отсутствием оптимизации при реализации активных методов обучения, имеющих проблемную и культурологическую направленность; недостаточностью использования в образовательном процессе вуза потенциала субъект-субъектного взаимодействия.

Развитие и совершенствование речевой культуры является одним из необходимых условий формирования мировоззрения, развития эстетического вкуса, повышения профессионального уровня. О сформированно-сти речевой культуры учителя может свидетельствовать знание педагогом знаковых систем; умение производить с их помощью культурные тексты в процессе коммуникации; способность учитывать социальные, этические

20/?//

нормы и роли, профессиональные установки, ценностные ориентации. Перечисленные знания, умения и навыки являются одновременно целью образования и средством формирования общей культуры индивида. Коммуникативно-речевая личность будущих учителей начальных классов включает как минимум три характеристики, которые и определяют такое свойство личности, как коммуникативно-речевая компетентность: а) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; б) умение варьировать коммуникативные средства в процессе общения в связи с изменением ситуативных условий; в) построение высказываний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами педагогической этики.

Речевая культура, составляющая основу общей профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов, - это способ и форма социальной интеграции, организации, самоидентификации, социализации личности, которые определяют потенциал системы образования, меру ее воздействия на развитие личности учащегося. Успешность взаимодействия субъектов образовательного процесса (учителя и учащегося) определяется уровнем коммуникативно-речевой культуры взрослого как обязательной составляющей целостного педагогического процесса, средства и условия реализации всех функций и видов профессиональной деятельности.

Формирование речевой культуры будущих учителей начальных классов как необходимая и важная часть образовательного процесса представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий, целью которых является передача учащимся знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, а также выработка социально приемлемых и социально одобряемых форм коммуникативно-речевого поведения. Построение эффективной сис-

темы формирования коммуникативно-речевой культуры с включением новых дидактических, информационных средств требует теоретического знания законов, по которым протекает процесс обучения. Внешние закономерности процесса обучения характеризуют его зависимость от внешних процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры всей страны, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее образования и культуры в данный исторический период. К внутренним закономерностям относятся связи между компонентами педагогического процесса: целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения.

О возрастающем интересе педагогической науки к изучению такого феномена, как речевая культура, свидетельствуют ряд терминов, появившихся в последнее время: «речевое мастерство» (В. П. Чихачев), «учебная педагогическая речь» (Ю. В. Рождественский [2]). О значимости теоретической и практической работы по развитию речевой культуры всех слоев населения точно высказывается Н. И. Формановская: «Совершенно необходимо срочное широкое, массовое обучение людей тем аспектам и направлениям <...> которые уже имеют более или менее надежную базу, культуре речи, стилистике, риторике, теории общения» [4, с. 3].

Необходимо отметить возросший интерес ученых к проблеме развития речевой культуры (В.А. Григорьева-Голубева, А.В. Комар, С. С. Коровин, А.Н. Ксенофонтова, С.В. Тарханова, А.П. Храмченко, В.П. Чихачев). Термин «речевая культура» - это совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. Основополагающее в речевой культуре - речь, в которой главным качеством являются правильность языковых норм, речевых употреблений, качество содержания речевого общения, качество и этичность коммуникативных намерений. Это вид деятельности членов общества, проявляющийся в пользовании языком в процессах общения и

мышления. Речь - самая яркая принадлежность жизнедеятельности каждого индивида, представляющая уровень его общего развития и культуры.

Речевая культура человека является одной из составных частей общей культуры, связана с культурой мышления, чувств, культурой поведения, во многом определяет качества нравственного воспитания личности, влияет на эффективность коммуникативной деятельности. Речь рассматривается как явление не только лингвистическое, но и психологическое, этическое и эстетическое. Еще в Древнем Риме предпринимались попытки создания теории и качеств хорошей речи, теории языка и стиля. М. Б. Головин создал систему, классифицировал качества хорошей речи. Ученый дал теоретическое объяснение и описание главных качеств речи, их структурно-языковых свойств и особенностей, системности их связей, непротиворечивость терминологических обозначений через анализ соотнесенности речи с неречевыми структурами: речь - язык, речь - мышление, речь -сознание, речь - действительность, речь -человек, речь - условия общения.

Теоретические основы культуры речи как науки разрабатывали О.С. Ахманова, Н.Д. Бабич, И.К. Белодед, Л.А. Булаховский, В.В. Виноградов, М.Б. Головин, С.А. Ермоленко, М.И. Ильяш, А.А. Потебня. В основе отечественного учения о культуре речи лежат работы Т.Г. Винокура, А.М. Пешковского, Д.Э. Розенталя, В.И. Чернышева, Л.В. Щер-бы [5]. Вопрос о культуре речи учителя имеет давнюю и богатую историю в отечественной педагогике: требования к ней излагались еще в трудах В.И. Водовозова, В.Ф. Одоевского, К. Д. Ушинского. Позднее речь учителя рассматривалась в контексте коммуникативного компонента педагогической деятельности такими известными отечественными педагогами и психологами, как В. А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, Ю.А. Маркова, А.В. Муд-рик, Л.Ф. Спирин.

Проблемы, связанные с владением речью, освещались в работах по изучению компонентов педагогической техники и педаго-

гического общения (В. С. Грехнев, В. А. Кан-Калик, А.Г. Ковалев, В.А. Сластенин). Составляющие формирования речевой культуры учителей-филологов представлены в исследованиях современных лингвистов и лин-гводидактов (М.С. Голубь, Е.Н. Горошкина, Т.М. Донченко, Д.Г. Драгайцев, И.П. Дроздов, Л.И.Мацько, Е.Ю. Никитина, В.И. Остапенко, Л.А. Пономарь, М.И. Пентилюк, Е.Н. Се-меног, Е.Я. Тищенко).

Обращаясь к феномену «речевая культура», опираемся на теорию речевой деятельности, которая в современной психологии и лингвистике трактуется с позиции общей теории деятельности. Речевая деятельность - это совокупность психофизических работ чело-вече-ского организма, необходимых для построения речи (М.Б. Головин), специфический компонент любого вида деятельности человека (А.А. Леонтьев) [1]. В педагогической теории речевой деятельности (А.Н. Ксе-нофонтова, В.П. Чихачев) речевая культура рассматривается как один из важнейших показателей духовного богатства человека, культуры его мышления, как средство развития личности.

Речевая культура (культура владения языком) - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые с учетом ситуации общения и при соблюдении собственно языковых, коммуникативных и этических норм позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных целей. Это определение соответствует концепции речевой культуры, разработанной сотрудниками Института русского языка им. В.В. Виноградова, РАН под руководством Е.Н. Ширяева и Л.К. Граудиной. Ученые выделяют составляющие речевой культуры как культуры владения языком, или культуры речевого общения: нормы собственно языковые, нормы коммуникативные и нормы этические.

Абсолютизация одного из аспектов культуры речи приводит исследователей к созданию отдельных дисциплин или «учений», которые претендуют на определяющее место в рамках языковой культуры. В русистике известны следующие концепции культуры речи:

1) учение о правильности речи - ортоло-гия, которое принадлежит О.С. Ахмановой,

20/?//

Ю.А. Бельчикову, В.В. Веселитскому. Орто-логический подход не получил дальнейшего развития, однако обусловил усиление внимания к категории вариантности (в пределах нормативности);

2) теория «коммуникативной целесооб-раности» В.Г. Костомарова и А.А. Леонтьева, продолжением которой стала теория «хорошей речи» М.Б. Головина;

3) концепция Л. А. Скворцова, в которой обосновывается необходимость овладения на первом этапе нормами литературного языка, на втором - речевым мастерством, собственно культурой речи;

4) концепция М.И. Ильяша, который видит культуру речи во владении литературными нормами, упорядоченной совокупности нормативных речевых средств, однако в теории анализирует также коммуникативные качества речи;

5) прагматическо-функциональный принцип освещения культурно-языковых проблем А.П. Василенко;

6) диалогическая концепция культуры речи А.К. Михальской.

Таким образом, формирование речевой культуры будущих учителей начальных классов приобретает актуальность в двух аспектах: как речевая культура личности педагога, где правильная, грамотная, образная, красивая речь учителя - образец для подражания его учеников; и как овладение инструментарием и технологиями ее формирования у учащихся начальной школы.

АННОТАЦИЯ

В статье процесс формирования речевой культуры рассматривается в двух аспектах: как речевая культура личности педагога, где правильная, грамотная, образная, красивая речь учителя - образец для подражания его учеников; и как овладение инструментарием и технологиями ее формирования у учащихся начальной школы. Формирование речевой культуры будущих учителей начальных классов как составляющая профессиональной подготовки представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий, целью которых является передача учащимся знаний об окружающем мире, соци-

ального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, а также выработка социально приемлемых и социально одобряемых форм коммуникативно-речевого поведения.

Ключевые слова: речевая культура, будущий учитель начальных классов, профессиональная подготовка.

SUMMARY

The article deals with the process of formation of speech culture which is viewed in two aspects: as speech culture of the identity of pedagogue where correct, literate, vivid and beautiful speech of the teacher - is an example for imitation for his students; and as acquirement of instrumentality and technologies of its formation in primary school students. The formation of speech culture of future primary school teachers is a component of professional training which is realized as a complex of purposeful pedagogical influences aimed to transferknowledge about the world around, social experience accumulated during cultural and historical development of society and also elaboration of forms of communicative and speech behavior which are socially acceptable and approved by society.

Key words: speech culture, future primary school teacher, professional training.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.

2. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики / Под ред. В.И. Анну-шкина. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 512 с.

3. ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http: ми-нобрнауки.рф/документы/5132.

4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: Высшая школа, 1989. - 159 с.

5. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Ред. Л. Р. Зиндер, М.И. Ма-тусевич; Акад. наук СССР, Отделение лит. и яз. - Ленинград: Наука, 1974. - 428 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.