Научная статья на тему 'Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов как педагогическая проблема'

Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2048
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушакова Елена Владимировна

В статье представлена технология и теоретическо-методологическое обоснование решения проблемы формирования профессионально-речевой культуры учителя начальных классов в рамках практикоориентированного спецкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов как педагогическая проблема»

повышению мотивации студентов к профессиональной деятельности, создавая условия для реального интерактивного общения.

Библиографический список

1. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. -М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 536 с.

2. Улитина, С. Г. Формирование структурно-композиционных навыков иноязычного профессионально-ориентированного чтения переводчиков в условиях деловой коммуникации (деловой английский язык): Автореферат дисс.... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. - 20с.

3. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. - 2005. - № 4. - с. 66-72.

4. Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинекая. СПб: Альянс Дельта «Речь», 2003. - 192с.

5. Леонтьев, А. А. Психология общения. - 2-е изд., испр. И доп. - М., Смысл, 1997.-365с.

6. Hackenbroch-Kraft Ida - Evelore Parey. Training. Umgang mit Texten // Ernst Klett Ferlag für Wissen und Bildung. Stuttgart - Dresden / - 1996 / - 141S.

УДК 371

Е. В. Ушакова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Сегодня как никогда стала актуальной задача не только сохранения, но и повышения культуры нашего общества. Несомненно, что в данном процессе ведущая роль принадлежит образованию, ведь основными характеристиками современной образовательной парадигмы является культуроцентризм, в контексте которого педагогика выполняет функцию главной коммуникативной технологии, позволяющей интегрировать ценностные и личностные категории культуры в социум. Координатором этого процесса является педагог, который не только транслирует знание, накопленное тысячелетней историей человечества, но и создает условия для вхождения обучающихся в широкий культурный контекст [1]. Именно поэтому культура должна присутствовать в качестве внутренней, опосредующей формы любого акта профессиональной деятельности педагога.

Признание области профессиональной деятельности педагога сферой повышенной речевой ответственности в настоящее время является бесспорным. Современному преподавателю необходим не только широкий круг знаний в области преподаваемой дисциплины, педагогики и психологии, но и владение грамотной выразительной речью и способностью формировать у будущих специалистов образцовое речевое поведение [1].

Именно поэтому сегодня отсутствие профессиональной подготовки в области речевой культуры, интуитивный уровень самообразования, слабое, случайное знакомство со специальной литературой в сфере речевого развития осознается студентами как серьезный пробел в их педагогической подготовке. А ведь «для педагога язык, речь - прежде всего рабочий инструмент, средство донесения учебной информации до аудитории, но это еще и средство эмоционального воздействия и средство воспитания, в том числе и формирования языковой и речевой культуры учащихся» [5, с. 241].

Однако мы полагаем, что уровень речевой культуры как одно из главных условий эффективности воздействия на разум и чувства ребенка особое значение имеет для учителя начальных классов. Это объясняется тем, что у детей младшего школьного возраста очень высок авторитет взрослых - родителей и учителей, школьники буквально «впитывают» и копируют поведение и речь учителя, поэтому именно учитель начальных классов должен стремиться владеть образцовой речью. Заложенные у детей в начальных классах минимальные основы речевой культуры: некоторые орфоэпические, стилистические, грамматические нормы языка, речевого этикета, развиваются и формируются в средней школе и старшем звене, поэтому именно базисные знания определяют успешность обучения в старших классах.

Исследование содержания профессионально-речевого становления будущих педагогов является областью междисциплинарного внимания педагогики, психологии, философии, лингвистики, этим объясняется разнообразие существующих в современной науке подходов к его изучению. Одновременно возникает проблема недостаточной разработанности системных теоретических и методических принципов их реализации, что является причиной низкого уровня подготовленности выпускников педагогических вузов к осуществлению профессионально-речевой деятельности [6].

Осуществленный нами теоретический анализ феномена профессионально-речевой культуры учителя позволил установить, что в абсолютном большинстве исследования данного феномена основывается на следующих методологических посылках (рис. 1):

- профессионально-речевая культура представляет собой результат и отражение общей культуры личности и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности.

Это объясняется современными требованиями к педагогу, который должен быть коммуникативным лидером, человеком творчески мыслящим,

умеющим эффективно воздействовать на аудиторию. И непременной составляющей его профессионализма является речь - интегративный показатель общей культуры человека;

- профессионально-речевая культура - это условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, своеобразный показатель педагогического мастерства.

Обоснование данной позиции состоит в том, что учитель является носителем знаний и культуры общества, и поэтому владение речевыми средствами воздействия - важнейшее профессиональное качество, необходимое педагогу;

взаимосвязь с индивидуально-твор-ческими, психофизиологическими характеристиками, педагогическим опытом учителя, речевой средой функционирования

речевая деятельность как исходное понятие

с I—, /

результат и отражение общей культуры личности. Функция проектирования в сферу педагогической деятельности

метакультура, т.е. средство формирования речевой и общей культуры учащихся

ПРОФЕССИОНАЛЬНО -РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ

____: . - ■ „• .. . - —

системное образование, включающее в себя структурные и функциональные компоненты, имеющие собственную организацию и обладающие интегративным свойством целого

условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, своеобразный показатель педагогического мастерства

Рис. 1. Методологические основания исследования феномена профессионально-речевой культуры

- профессионально-речевая культура учителя является метакультурой, так как выступает средством формирования речевой и общей культуры учащихся;

- профессионально-речевая культура-это системное образование, включающее в себя структурные и функциональные компоненты, имеющие собственную организацию и обладающие интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;

- исходным понятием анализа профессионально-речевой культуры является речевая деятельность, творческая по своей природе;

особенности формирования и реализация профессионально-речевой культуры определяются индивидуально-творческими, психофизиологическими

характеристиками, педагогическим опытом учителя, а также той речевой средой, в которой функционирует личность в процессе профессиональной подготовки и деятельности.

Педагогический подход к данной проблеме дает также возможность рассмотреть данный феномен в трех аспектах (рис. 2).

показатель личнои культуры человека

Профессионально-речевая культура учителя

показатель педагогического мастерства

показатель способности творческого использования средств языка

средство формирования речевой культуры ребенка

формирование благоприятных межличностных отношений

\

показатель степени сформирование сти языкового сознания личности

условия для познания окружающего мира и для самопознания

формирование положительной мотивации учащихся

I

успех в организации воспитательной работы

Рис. 2. Структурная схема понимания проблемы профессионально-речевой культуры учителя с позиции педагогического подхода

Во-первых, профессионально-речевая культура выступает в качестве показателя личной культуры человека. Издревле риторика ставила в положение взаимозависимости такие понятия, как личность и речь («Каков человек, таковы и его речи»). О необходимости «проверки и воспитания человека в разговоре» писал Н. Ф. Кошанский («Частная риторика»), Ф. И. Буслаев указывал на «нерасторжимое единство родного языка с личностью обучаемого» [4].

Профессионально-речевая культура показывает степень сформированное™ языкового сознания личности, способность творческого использования средств языка в бытовых и профессиональных ситуациях. В психолингвистике языковая способность рассматривается как механизм, обеспечивающий речевую деятельность, одну из важнейших в процессе становления личности. Кроме того, профессиональное общение создает благоприятные условия для познания окружающего мира и для самопознания.

Во-вторых, профессионально-речевая культура является показателем педагогического мастерства. Рассматривая вопросы профессионального мастерства педагога, исследователи в качестве ведущих компонентов называют речевые, коммуникативные умения. Так, В. А. Сластёнин, В. А. Кан-Калик и

др. исследователи к числу важнейших педагогических способностей, наряду с дидактическими, конструктивными, перцептивными, экспрессивными, относят и коммуникативные. Анализируя данную проблему, В. А. Сластё-нин отмечает, что «педагог прежде всего с помощью слова может формировать положительную мотивацию детей, познавательную направленность личности, создавать комфортную психологическую обстановку, преодолевать личностные барьеры, формировать межличностные отношения, -то есть устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, родителями и коллегами. Успех в организации воспитательной деятельности напрямую зависит от умений педагога видеть многомерно, мыслить нестандартно, ставить вопрос самостоятельно и неожиданно, отвечать точно и недвусмысленно, излагать доступно и выразительно, слушать доброжелательно и понимающе, т. е. от умений, опирающихся на языковое сознание личности» [10].

В-третьих, профессионально-речевая культура учителя является средством формирования речевой культуры ребенка (в том числе учащегося начальной школы).

Одной из психологических особенностей младших школьников является высокая подверженность внешним воздействиям. Язык как феномен культуры и речь как деятельность человека, использующего потенциал языка, являются важнейшими средствами воздействия и влияния на учеников.

Перечисленные аспекты проявления профессионально-речевой культуры учителя взаимосвязаны и взаимообусловлены. Личностные особенности педагога позволяют ему творчески осваивать педагогическую технику и технологии деятельности (в том числе речевой), которые являются основой педагогического мастерства и профессиональной культуры. Это, в свою очередь, дает возможность целенаправленно работать над формированием речевой культуры учащихся.

Таким образом, в системе профессиональной культуры учителя про-фессионально-речевая культура является компонентом, обеспечивающим другие составляющие: нравственную, интеллектуальную, духовно-гума-нитарную, методологическую, коммуникативную культуру. Речь отражает культуру личности и сама является средством формирования и проявления профессиональной культуры.

Нами был разработана модель формирования профессионально-речевой культуры учителя, при создании которой мы провели оценку отражения вопросов проблемы профессионально-речевой культуры в различных учебных дисциплинах, преподаваемых в вузе (табл. 1).

Таблица 1

Дидактические единицы, отражающие содержание профессионально-речевой культуры учителя начальных классов [ГОС ВПО]

Дисциплина Дидактические единицы

Русский язык и культура речи Языковая норма. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Культура речи.

Русский язык Язык и речь. Речь как деятельность. Активный и пассивный словарный запас. Предложение как коммуникативная единица. Коммуникативная структура и единицы текста.

Психология: Общая психология; Возрастная психология Общение и деятельность. Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи. Проблемы общения. Учитель как субъект педагогической деятельности.

Педагогика: Общие основы педагогики; Педагогические технологии Методологическая культура педагога. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач.

Педагогика начального образования Технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика; мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей. Самообразование, самовоспитание, саморазвитие как компоненты становления педагогического мастерства учителя начальных классов.

Психолого-педагогический практикум Решение психолого-педагогических задач, моделирования образовательных и педагогических ситуаций. Организационные формы активного психолого-педагогического взаимодействия: дискуссия, психолого-педагогический консилиум, педагогические мастерские, деловые игры, организационно-деятельностные игры.

Социальная психология Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Воздействие в процессе общения. Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликтов.

Методика обучения русскому языку и литературе Методика языкового образования и речевого развития. Изучение языковой теории как средства развития речи детей младшего школьного возраста. Методика правописания и культуры письма. Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников. Работа над научно-познавательным текстом.

Культурология Культура и общество. Культура и личность.

Как видим, данные, представленные в таблице 1, демонстрируют широкие возможности различных учебных дисциплин в формировании когнитивной, мотивационно-ценностной, эмоциональной, деятельностной составляющих профессионально-речевой культуры, в раскрытии сущности данного личностного образования, выявления его взаимосвязей. Следовательно, многие дисциплины гуманитарного цикла обладают потенциалом, который необходимо использовать в процессе формирования профессионально-речевой культуры студентов в педагогическом вузе.

Однако анализ текстов типовых учебных программ, проведенный нами с целью выявления представленности в них профессионально-речевой проблематики, показал, что педагогические учебные курсы не отражают культурологический аспект воспитания, не рассматривают профессионально-речевые характеристики личности учителя.

Созданный нами спецкурс «Технология формирования профессионально-речевой культуры учителя» помогает заполнить эти пробелы в профессиональной подготовке учителя. Кроме того, с его помощью может быть дополнено содержание представленных учебных дисциплин.

Данный курс направлен на совершенствование речевой компетенции педагога через разнообразные формы работы (лекционно-практические занятия, практикумы, тренинги, деловые игры, дискуссии).

Содержание спецкурса «Технология формирования профессионально-речевой культуры учителя» разработано в соответствии с результатами теоретического анализа и анализа представленности вопросов речекультурной проблематики в структуре дисциплин. На данной основе нами были разработаны критерии и показатели сформированности профессионально-рече-вой культуры учителя (таб. 2).

Таблица 2

Критерии и показатели сформированности нрофессионально-речевой культуры учителя

Критерии Показатели

1 2

Когнитивный 1. Знание и понимание терминов «речевая культура», «языковая культура», а также их коммуникативной и профессионально-педагогической значимости. 2. Знание правил кодекса речевого поведения. 3. Знание основных стилистических норм. 4. Знание путей предупреждения и устранения речевых ошибок.

Окончание таблицы

1 2

Мотивационно-ценностный 1. Осознание ценности речевой культуры в процессе коммуникации людей в обществе и в отношениях «учитель - ученик». 2. Осознание ценности владения языковыми нормами в их конкретно-речевом выражении в различных видах деятельности. 3. Способность к формированию учебных мотивов и интересов, скорости, полноты, прочности усвоения знаний школьниками. 4. Преобладание высокой мотивации к совершенствованию собственной речекультурной деятельности.

Оценочно-эмоциональный 1. Адекватность оценки действующих речевых норм, собственной речевой деятельности и речевой деятельности других с точки зрения требований к современным нормам речевой культуры. 2. Способность испытывать неудовлетворенность при обнаружении низкого качества речекультурных знаний и умений у себя и окружающих. 3. Способность к рефлексии относительно знания современных норм и требований речевой культуры. 4. Способность испытывать удовлетворение и радость от накопления собственных речекультурных знаний и опыта, коллег, знакомых и учеников.

Деятельностный 1. Способность обнаруживать речевые ошибки и нарушения норм речевой культуры при анализе конкретной речевой ситуации в педагогическом общении. 2. Способность использовать действующие речевые нормы в собственной речевой практике, составлять письменные и устные, монологические и диалогические высказывания, тексты разных стилей (научный, художественный, официально-деловой, публицистический). 3. Умение подбирать эффективные языковые средства для гармонизации педагогического общения во время учебного процесса и внеурочное время. 4. Умение разрабатывать и обосновывать пути решения проблемной ситуации с помощью использования эффективных речекультурных норм и тактик речевого поведения педагога. 5. Умение пользоваться учебной и справочной литературой по культуре речи вообще и культуре речи педагога - в частности. 6. Навык использования норм речевой культуры, его результативность в учебной, повседневной жизни, в период общения с детьми на педагогической практике в школе, в будущей профессиональной деятельности. 7. Инициативность в пропаганде норм речевой культуры в вузовской, школьной практике и повседневном общении.

Таким образом, в рамках спецкурса нами решались следующие задачи формирования профессионально-речевой культуры учителя:

1. Владение арсеналом речевых и невербальных средств, в соответствии с которым учитель:

- выбирает соответствующий личностно ориентированной модели обучения тон - спокойный, доброжелательный, заинтересованный;

- использует зависящий от возраста обучаемых, этапа обучения, сложности изучаемого материала и т. п. темп речи;

- подбирает соответствующую ситуации силу голоса;

- пользуется нужной интонацией, соблюдает паузы, логические ударения (выделяет голосом наиболее значимые по смыслу слова);

- следит за соответствующей задаче урока мимикой, жестами.

2. Развитие коммуникативной компетентности, что предполагает:

- умение выслушать собеседника (ученика), не перебивая его;

- внимательно-доброжелательное отношение к высказываниям школьников;

- тактичное руководство дискуссией, возникшей на уроке;

- оперативно-деликатную реакцию на ошибки учащихся в устной речи.

3. Формирование знаниевого компонента, что предполагает правильность речи, соответствие нормам русского литературного языка. Точное словоупотребление, в том числе и терминов. Способность предупреждать и устранять речевые ошибки.

Реализация данного спецкурса предусматривает различные типы занятий. Но, наиболее эффективными, на наш взгляд, в ходе реализации курса «Технология формирования профессионально-речевой культуры учителя» являлись интегрированные формы, предполагающие активное обучение, такие, как тренинги, деловые игры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципиально важным в ходе проведения спецкурса являлось сочетание коллективных форм работы с самообразованием.

При выборе форм и видов заданий для самостоятельной работы предпочтение отдавалось упражнениям на закрепление знания норм литературного языка и развитие речи, тренингам по технике речи, тестовым заданиям, заданиям творческого характера.

Включение заданий данного плана объясняется тем, что с позиции ряда ученых (Д. С. Лихачев, А. А. Мурашов, Е. И. Рогов, И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик и др.), труд учителя - это искусство, творчество, и поэтому будущего учителя надо готовить так же, как готовят режиссера, актера, постановщика. Нужны мизансцены, специальные этюды, деловые игры, моделирующие школьные ситуации, нужна отработка жестов, «постановка» голоса, обучение умению устанавливать контакт с аудиторией. Рассматривая вопросы педагогического искусства, мы обращались к трудам известного актера, режиссера К. С. Станиславского, талантливых педагогов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, выдающегося теоретика театрального искусства П. М. Ершова [8].

В практике высшего педагогического образования в процессе формирования профессионально-речевой культуры учителя необходимо решать следующие задачи:

- определение в рамках учебно-воспитательного процесса последовательных этапов становления профессионально-речевой культуры будущих учителей начальных классов. Важнейшим условием эффективности при этом является последовательно усложняющийся от курса к курсу характер содержания учебных дисциплин общегуманитарного, общепрофессионального, предметного циклов специальным материалом речекультурного содержания, а также увеличение практики устной и письменной речи;

- разработка теоретических и практических заданий, выполнение которых могло бы обеспечить формирование у студентов навыков профессионально ориентированной речи. Здесь важно следовать принципу доступности - педагогические ситуации необходимо предлагать в порядке возрастания сложности и учитывать характер познавательной деятельности студентов, а также содержание учебных предметов;

- использование методических рекомендаций по написанию учебных и научных работ различных жанров.

Решение этих задач обеспечит систематическую работу по воспитанию личности специалиста, адекватно строящего свою речевую деятельность в профессионально-педагогических ситуациях. Систематическая работа реализуется определением оптимальных путей формирования профессионально-речевой культуры будущих учителей начальных классов, к которым относятся следующие:

- организация целенаправленной деятельности, обеспечивающей непрерывность, этапность и целостность процесса формирования профессионально-речевой культуры как составной части профессионально-педагогической подготовки специалиста: последовательное формирование когнитивной сферы студентов, создание целостного представления о языке как части культуры и речи как ее важнейшем инструменте, обеспечение развития познания от уровня осведомленности к уровню грамотности и систематизации, постепенный переход с уровня потребителя культуры на уровень носителя и ее творца, последовательное усложнение учебной профессионально-рече-вой деятельности, доведение ее до креативного уровня;

- определение круга «сквозных тем» в дисциплинах общегуманитарного, общепрофессионального, предметного блоков, позволяющего обеспечить эффективное использование их потенциала в процессе формирования профессионально-речевой культуры;

- направленное использование теоретических и практических заданий на занятиях по речеведческим и психолого-педагогическим дисциплинам, выполнение которых обеспечит формирование у студентов навыков профессионально ориентированной речи, включение в программу педагогической

практики заданий, способствующих формированию навыков устной и письменной речи;

- активное использование учебных и научных работ в формировании культуры письменной и устной педагогической речи, научного педагогического мышления, включение студентов в научную деятельность факультета, вуза;

- активизация самосовершенствования, формирование установки на про-фессионально-речевое самовоспитание, ориентация студентов на творческую самореализацию, являющуюся, по мнению И. Ф. Исаева, «одной из ведущих потребностей личности, метапотребностью по отношению к которой выступает потребность смысла жизни. Потребность в самореализации является источником личностно-смысловой активности человека, направленной на преобразование себя и других» [3, с. 22].

Пути формирования профессионально-речевой культуры детерминированы следующими педагогическими условиями:

- адекватность содержания, организационных форм и методов формирования профессионально-речевой культуры реальным требованиям педагогической деятельности учителя начальных классов, включение в процесс формирования профессионально-речевой культуры различных методов обучения, форм учебной, внеучебной, профессиональной деятельности студентов, направленных на активизацию их профессионального творческого мышления;

- педагогическое руководство в профессионально-речевом становлении личности будущего специалиста; высокий уровень речевой культуры преподавателей высшей школы;

- активная деятельность студентов по овладению профессионально-речевой культурой; включение студентов с начала обучения в процесс общения, способствующий формированию профессионально-речевых умений и навыков, отвечающих нормам и требованиям специальности «Педагогика и методика начального образования»;

- индивидуализация процесса освоения профессионально-речевой культуры студентами, создание положительного эмоционального фона, обеспечивающего активизацию данного процесса;

- приобщение студентов к активной профессиональной деятельности на практике в начальной школе.

Ведущими тенденциями исследуемого процесса, отражающими причин-но-следственные связи и определяющими стратегию формирования профес-сионально-речевой культуры учителя, установлены:

- Гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса, отражающая переход от знаниевой парадигмы педагогического образования к личностно ориентированной, раскрывает зависимость эффективности процесса формирования профессионально-речевой культуры от его

направленности к личности студента, его творческой индивидуальности. Гуманистическая направленность проявляется в единстве системного и деятельностного подходов, взаимосвязи и взаимозависимости общей и профессионально-речевой, индивидуальной и профессиональной культуры, единстве процессов воспитания и самовоспитания личности студента.

- Активное включение личности будущего учителя начальных классов в педагогическую речекультурную среду. Эта тенденция отражает зависимость процесса формирования профессионально-речевой культуры от степени усвоения личностью как общекультурных, так и профессионально-педагогических ценностей, и проявляется в непрерывности и преемственности воспитательно-образовательного процесса вуза, в последовательном включении студента в профессионально-педагогическую деятельность.

- Связь с речекультурной практикой предполагает необходимость перехода от теоретизации процесса обучения к практикоориентированной деятельности. При этом предусматривается наличие модели формируемого личностного образования, определение цели, этапов, их содержания, методов диагностики.

Таким образом, предложенная технология формирования профессионально-речевой культуры учителя представляет собой педагогическую деятельность по формированию исследуемого личностного образования, позволяющую решить важную педагогическую задачу - создание культурной речевой среды. При этом формируются условия для воспитания специалиста и для становления его как языковой личности, носителя профессиональной речевой культуры. Интеграция внешних условий и внутренних обстоятельств развития дает возможность осуществлять комплексную педагогическую деятельность по формированию профессионально-педагогической культуры учителя, важной составляющей которой выступает профессионально-рече-вая культура.

Библиографический список

1. Арчаков, Р. А. Роль англоязычной подготовки в профессиональном становлении будущих социальных педагогов // Глобализация: настоящее и будущее России: Матер. VI Междунар. соц. конгр. (24-25 ноября). /Р. А. Арчаков. -М., 2006. - 0,2. п. л.

2. Беловолов, В. А. Дидактика начальной школы / В. А. Беловолов, С. П. Бело-волова. - Новосибирск, 2004.

3. Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. - М. - Белгород, 1993, 217 с.

4. Климкина, Е. В. Формирование профессионально-речевой культуры социального педагога в процессе обучения в вузе / Автореф. Дисс. на соиск уч.степ. канд пед.наук, - М., 2001.

5. Педагогика и психология высшей школы. - М., 2000.

6. Русский язык и литература. Планирование и координирование внутри-школьного контроля. - Санкт-Петербург, 2004.

7. Салосина, И. В. Речевая культура учителя как основа профессиональной педагогической деятельности [Текст] / И.В. Салосина // Современные тенденции развития мировой культуры и цивилизации: материалы Международной научно-практической конфе-ренции. Новосибирск, 9-11 марта 2007 г. Ч. 2 г. - Новосибирск: Изд-во «Архивариус-Н», 2007 г.-С. 242-246.

8. Салосина, И. В. Формирование текстовой компетентнос ти будущих учителей как основа профессиональной педагогической подготовки [Текст] / И. В. Салосина // Текст и языковая личность: материалы V Всероссийской конференции с международным участием, Томск, 26-27 октября 2007 г. / под ред. Н. С. Болотновой. - Томск: Изд-во ЦНТИ, 2007-С. 346-354.

9. Салосина, И. В. Русский язык и культура речи. Задания для самостоятельной работы студентов нефилологических специальнос тей [Текст]: учебно-методическое пособие / И. В. Салосина, Е. В. Максименко. - Томск: Изд-во ТГТТУ, 2004. -16 с.

10. Сластёнин, В. А. Гуманистическая концепция педагогического образования / В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов // Современная высшая школа. - 1991.

11. Тюлякова, Е. В. Владение техникой постановки вопросов как необходимое условие профессионализма преподавателя И Наука и культура России: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Ч. 2. / Е. В. Тюлякова, Л. П. Лунева. - Самара: СамГАПС, 2006. - С. 93-95 (0,4 п.л., автор, вклад - 50%).

12. Тюлякова, Е. В. Тренинги коммуникативного взаимодействия как обучающая модель профессионально-речевой деятельности педагога // Наука и культура России: Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. 4.2. -Самара:СамГАПС, 2007. - С. 97-99 ( 0,4 п.л.).

13. Хасанова, Л. Р. К вопросу о повышении культуры речи будущих учителей начальных классов // Развивающее обучение в поликультурном образовательном пространстве. -Янаул, 1999. - С. 36-38.

14. Хасанова, Л. Р. Некоторые вопросы речевой подготовки будущих учителей начальных классов // Актуальные вопросы совершенствования образовательного процесса в поликультурном социуме. - Бирск, 1999. - С. 41-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.