5. Улыбин C.B. Динамика развития военно-профессиональной мотивации у курсантов военных институтов. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2010.
6. Аничков Д.С. Офицерский вопрос в современной армии. Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. Москва, 2000.
7. Побегайлов РГ. Социально-философский анализ дифференциации офицерского корпуса российских вооруженных сил. Диссертация . кандидата философских наук. Москва, 2009.
8. Теория и практика воспитания военнослужащих. Под редакцией Н.И. Резника. Москва: 12 ЦТ МО РФ, 2005.
9. Мещеряков, Д.В. Педагогическое обеспечение личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров в военном вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тверь, 2014.
10. Тухватуллин Б.Т. Педагогические условия формирования военно-профессиональной компетентности курсантов вузов внутренних войск МВД России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2013.
11. Бедрицкий А.В. Реализация концепции информационной войны военно-политическим руководством США на современном этапе. Диссертация ... кандидата политических наук. Москва, 2007.
12. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. Москва. РИЦ «Альфа», 2002.
13. Ямбург Е.А. Что принесёт учителю новый стандарт педагога? Москва: Просвещение, 2014.
14. Военная педагогика. Под редакцией О.Ю. Ефремова. Санкт-Петербург: Питер, 2014.
15. Бонченков И.А. Подготовка курсантов военных вузов к построению гуманных отношений в воинском коллективе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2009.
16 Кобзарь П.Е. Развитие толерантности военнослужащих по призыву в воспитательной среде первичных воинских коллективов. Диссертация . кандидата педагогических наук. Омск, 2013.
References
1. Andreev V.I. Pedagogika vysshejshkoly: innovacionno-prognosticheskij kurs. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2005.
2. Barabanschikov A.V., Demin V.G. O zakonomernostyah voenno-pedagogicheskogo processa. Moskva: VPA, 1967.
3. Bobkov O.B. Osobennosti uchebno-professional'noj motivacii kursantov voennyh vuzov na raznyh 'etapah professional'nogo stanovleniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2012.
4. Tarasov D.Yu. Osobennosti motivacii kursantov voennyh vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii na nachal'nom 'etape osvoeniya professii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2013.
5. Ulybin S.V. Dinamika razvitiya voenno-professional'noj motivacii u kursantov voennyh institutov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2010.
6. Anichkov D.S. Oficerskij vopros v sovremennoj armii. Oficerskij korpus Russkoj Armii. Opyt samopoznaniya. Moskva, 2000.
7. Pobegajlov R.G. Social'no-filosofskij analiz differenciacii oficerskogo korpusa rossijskih vooruzhennyh sil. Dissertaciya ... kandidata filosof-skih nauk. Moskva, 2009.
8. Teoriya ipraktika vospitaniya voennosluzhaschih. Pod redakciej N.I. Reznika. Moskva: 12 CT MO RF, 2005.
9. Mescheryakov, D.V. Pedagogicheskoe obespechenie lichnostno-professional'noj kompetentnosti buduschih oficerov v voennom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tver', 2014.
10. Tuhvatullin B.T. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya voenno-professional'noj kompetentnosti kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2013.
11. Bedrickij A.V. Realizaciya koncepcii informacionnoj vojny voenno-politicheskim rukovodstvom SShA na sovremennom 'etape. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Moskva, 2007.
12. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Prikladnaya filosofiya otkrytogo obrazovaniya: pedagogicheskij aspekt. Moskva. RIC «Al'fa», 2002.
13. Yamburg E.A. Chto prineset uchitelyu novyj standart pedagoga? Moskva: Prosveschenie, 2014.
14. Voennaya pedagogika. Pod redakciej O.Yu. Efremova. Sankt-Peterburg: Piter, 2014.
15. Bonchenkov I.A. Podgotovka kursantov voennyh vuzovkpostroeniyu gumannyh otnoshenij v voinskom kollektive. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2009.
16 Kobzar' P.E. Razvitie tolerantnosti voennosluzhaschih po prizyvu v vospitatel'noj srede pervichnyh voinskih kollektivov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2013.
Статья поступила в редакцию 10.03.16
УДК 378
Sukru Ozdemir, Cand. of Sciences (Pedagogy), Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
THE CHILD, THE CULTURE OF CHILDHOOD AND PLAY. The child and the childhood have been perceived differently at all times and in different parts of the world. These two concepts sometimes haven't been given much importance, but sometimes, on the contrary, are paid very close attention. Putting it the other way, there have always been different views on the planning of childhood and its perception in the history of the society. In today's age of consumption, through mass media adults turn into children, that is, the idea of a mature man acting like a child is becoming popular. Unaware of this process, people compensate their lack of experience from the childhood this way, compensate their childhood at their older age. In the article the author discusses different phases of the development of a child and childhood in the western approaches. The researcher also reveals the culture of childhood, which is influenced by globalization, and is under the pressure of erosion from the influence of the mass media and the consumer society.
Key words: children, media, children's culture, adult, consumption, gaming.
О. Шюкрю, канд. пед. наук, Московский педагогический государственный университет, г. Москва,
E-mail: [email protected]
РЕБЁНОК, КУЛЬТУРА ДЕТСТВА И ИГРА
Ребёнок и детство во все времена и в разных уголках земли воспринимались по-разному. Двум этим понятиям где-то не придавали никакого значения, а где-то наоборот, на них обращали очень пристальное внимание и устанавливали чёткие границы для защиты невинности детей. Иначе говоря, в истории и в обществе всегда существовали различные мнения на планирование детства и его восприятие. В век потребления, посредством масс-медиа взрослые превращаются в детей, то есть пропагандируется идея о том, чтобы вполне зрелый человек вёл себя как ребёнок, дал свободу своей детской сущности. Резко повзрослев, не замечая этого процесса, люди тем самым в такой форме компенсируют не пережитые детские ощущения, так сказать, возмещают детство. В статье речь идёт о фазах развития на западе понятий ребёнок / детство, о самой культуре детства, которая поддалась влиянию глобализации, разрушения под влиянием масс-медиа и общества потребления.
Ключевые слова: дети, СМИ, культура детства, взрослый, потребление, игра.
В настоящее время очевидно то, что детская культура и дети, которые по природе невинны, естественны, подверглись глобализации, были втянуты в пасть коммуникационных технологий и в жерло общества потребления, и каждый день заставляет их адаптироваться к миру взрослых.
Вместо детей, которые выросли, ничего не имея, но не потеряли при этом творческие способности, оптимизм, простодушие, высокие надежды, детей, которые с лёгкостью могли установить общение с семьёй и окружающими, пришли пост-современные дети, которые чрезвычайно привязаны к экранам телевизоров, компьютеров и интернету, постоянно потребляют, но не получают удовлетворение, не удовлетворив же свои потребности, обозлённые, закрытые в себе, очерняют этот мир. Сегодня такие дети всё крепче связываются с миром технологий. Они растут в окружении компьютерных игр, фильмов и рекламы, которые производят взрослые, они развиваются не в «опасной уличной среде», а в якобы «безопасном доме», у экранов телевизоров и компьютеров, но тем самым из-за недостаточного контакта между собой теряют культуру детства. По причине сокращения процесса социализации, который проходит вне дома, ребёнок теряет возможность познать себя. К тому же в современном мире взрослые не уделяют столько времени детям, как это делалось раньше, а дети, в свою очередь, не проявляют особого интереса к словам и опыту старших. Экран сегодня - это орудие, которое стало для детей и няней, и учителем, и товарищем, и библиотекой, полной книг, это и орудие, которое заменило уставших на работе родителей.
Возникновение понятия «детство»
Ребёнком считается индивид меньше восемнадцати лет. Некоторые национальные законы предполагают, что человек становится взрослым несколько раньше. Понятие совершеннолетия меняется в зависимости от страны, свода законов в ней, то есть гражданского, уголовного, конституционного кодексов и др. Для примера, на Кубе совершеннолетие наступает с 18 лет, в Боливии с 21 года, в Никарагуа в 15 лет парень может жениться на девушке, которой исполнилось 14 лет, без разрешения родителей. Ерукоглу говорит, что период детских игр и обучения, то есть детство, может завершиться в разный срок - с 12 до 25 лет, утверждая, что взросление наступает с проявлением физической, умственной зрелости и полового созревания [1; 2]. История показывает, что отношение к основам независимости ребёнка и к его развитию постоянно меняется. В древние века судьба ребёнка была очень тесно связана с судьбой его матери. Оба они были в положении чуть лучшем, чем рабы. Для примера можно привести древние государства, такие как Месопотамия, Греция и Рим, где детям не давали никакого особого статуса, дети находились под определённым гнетом [2, с. 2]. Отец в Риме (Pater Familias) мог, как хотел, наказать ребёнка, побить и даже продать. Слово фамилия (family, familia, famillie), которое больше распространено на Западе и обозначающее «семью» произошло от латинского famulus и переводится как «раб». Фамилией была группа людей, состоящая из рабов отца и его семейства [3, с. 3].
В древние века, в период феодального строя, ребёнок также находился в униженном состоянии, его существование не признавалось. Церковь распространила миф о «грешном ребёнке», и о понятии «детство» не думали и не знали. Мысли о том, что ребёнку присущ свой свойственный детский мир, появились лишь после феодального строя, после 15 века, в период развития капитализма. С возникновением буржуазного общества развился и средний класс, который положил начало основам детства, где ребёнок воспитывался в семье и в школе. В эпоху просвещения появляется иной взгляд на детей в противовес взгляду христианскому, что ребёнок, якобы, есть продукт греха и с рождения считался чем-то плохим. Новый подход к детям отличался пониманием их чистыми, невинными, хорошими. После Французской революции 1789 года детей считали гражданами, которые будут играть роль в будущем страны. Детей настолько приравняли к взрослым, что для обозначения ребёнка не было даже отдельного слова.
С наступлением 18 века понятия «зрелость» и «детство» особо не различались. Детство не воспринималось как факт зависимости ребёнка от кого-то, поэтому для того, чтобы стать взрослым и выйти из детства, нужно было стать экономически самостоятельным [4, с. 3]. Подобным образом говорит и историк Людмила Жорданова. Она утверждает, что существовала связь ребёнка с экономической жизнью, что дети воспринимались как те, кто при взрослении будут играть ключевые роли в обществе [5, с. 3]. Когда заработная плата взрослых увеличилась и семьи
смогли обеспечить себя необходимым, детей начали забирать с фабрик, где они работали, и отдавать в школы на обучение. В новое время стало обязательным растить ребёнка в безопасности, обеспечить ему развитие в своем собственном «детском мире». Дети, которые были выведены из мира взрослых, начали надевать одежду, которая отличалась от одежды их сверстников, живших в 17 веке. Эти дети начали читать детскую литературу, играть в игры, свойственные детям, тем самым образовав свой собственный мир в обществе.
Нейл Постман, исследовавший развитие семьи и детства на этапах эволюции истории и общества и представляющий «Подход экологии масс-медиа», утверждал, что в период Ренессанса детство стало самым большим, а может и самым человечным открытием [6, с. 3].
Постман утверждает, что период с 1850 по 1950 года был самым защищённым для детства. Начало использования паровых машин в 19 веке привело к распространению технологий высокой энергии. Этот век открыл эпоху индустриализации, которая стала причиной некоторых преобразований в социальной структуре. Увеличение единиц техники и квалифицированных специалистов, установление правовой базы в области трудовой жизни обеспечило появление среднего слоя населения с достаточным доходом. Новые технологии, которые были изобретены на Западе, с одной стороны, увеличили производительность труда, с другой - обеспечили прирост продукции, что в сумме привело к высокому благосостоянию, а это, в свою очередь, стало причиной привлечения массы рабочих. В 18 веке молодое и старое поколение в семье начало жить со слугами и прислугой, и вместо больших домов, где не учитывалась личная жизнь членов семьи - с разделением общественной и личной жизни - стали появляться так называемые «семейные ядрышки». Ребёнок, который воспринимался в семье больше с экономической стороны, с установлением новой социальной структуры, где получили развитие различные уровни благосостояния от высшей до низшей, теперь получил в семье и духовную ценность [7, с. 4].
В итоге, по свидетельству многих специалистов, конец 19-го века и начало 20-го характеризуется возникновением современного понимания понятия «детство». 20-й век вывел парадигму суверенного, независимого ребёнка, которая опирается на 3 гипотезы:
- Ребёнок отличается от взрослых, и дети имеют особый биологический период.
- Детство нужно готовить к взрослению.
- Ответственность за взросление, подготовка к будущему возлагается на взрослых.
Ребёнок, находящийся в сетях современного общества и коммуникаций, начал примерять на себе свойства различных научных знаний и идеологий, продиктованных временем (ученик, солдат, бойскаут, активист и т. д.), тем самым став важным субъектом в общественной жизни. Ранее в семье, где отец обеспечивал безопасность дома, мать должна была следить за домашним хозяйством и детьми, ребёнок воспринимался как невинное создание, нуждающееся в защите со стороны взрослых. Данное восприятие было зафиксировано и утверждено со стороны властей, масс-медиа и школы. Современное общество принуждает детей ещё в раннем возрасте делать больше дел и быть более успешным. Возросли ожидания от детей. Детей начали ставить в условия, где нужно было быть более успешными в школе, на экзаменах, в искусстве, спорте. Таким образом, отнимается время, возможность детям побыть детьми, поиграть в игры, находиться подальше от подобного давления. Пусть и относительно, но словно так же, как и в тёмные средние века от ребёнка ждут, чтобы он вырос и повзрослел в одночасье. Постсовременная семья выработала новое восприятие ребёнка. Такой ребёнок считается совершенным, зрелым и готовым встретиться с возможностями и вызовами этой жизни [8, с. 4]. По мнению Инала, так же как два понятия «потребление» и «товарный знак» взаимно дополняют друг друга, для постсовременного типа ребёнка установилось тождество между понятиями «товарный знак» и «личность». Личность ребёнка формируется в обществе потребления, и награда ребёнка теперь стала глобальной, приняла форму похода в McDonalds, приобретение средств связи самой последней модели, поездка на экзотические каникулы и т. д. Поощряется идея затрат и расходования, «приобретение на рынке» высокого статуса вместо традиционных и где-то современных ценностей, присущих детям, таких как бережливость, довольство малым, привязанность к основным устоям, уважение к старшим и т. д.
Новая и забавная «няня»-телевизор.
С одной стороны, сблизились понятия «детство» и «зрелость», с другой стороны, детство несколько отдалилось от нашего мира. Сегодня в этом мире ребёнок получил имя «дитя телевизора» [9, с. 5]. Если раньше дети спрашивали неизвестное для них у родителей и учителей, теперь же они предпочитают открывать мир при помощи интернета и телевизора. Привязавшись ко всему этому, дети начали терять связь с родителями. В постсовременном мире родители находятся под гнётом времени. Оба родителя, будь то в полной семье или неполной, пытаются возместить недостаток проведённого ими времени с детьми предоставлением им излишних материальных возможностей. С другой стороны, чтобы уделить себе больше времени, родители предоставили своего ребёнка на бесконтрольное «няньчи-нье» телевизора и сократили время, которое можно проводить совместно с семьей.
Новые игры и игрушки
Ушла в прошлое не только традиция совместного времяпрепровождения с детьми, также позабыты и многие детские игры. Детей, которые растут под влиянием новейших технологических средств связи, уже не привлекают игры в детских парках. Вместо того, чтобы играть на улице до полного упадка сил, дети вверили себя компьютерным играм, паркам развлечений, игровым залам в торговых центрах. Новый пост-модернизированный тип ребёнка, узнавая о таких реальных и из области фантастики вещах, как искусственный интеллект, клонирование, робототехника, космические путешествия и обучаясь анимационной и ассимиляционной технике, адаптируется под новое устройство мира.
Раньше дети изнашивали и портили свою обувь от игр на улице, теперь же изнашиваются и портятся их глаза от компьютерных игр и просмотра телевизора. Детство проходило за уличными играми, дети находились под влиянием друг друга, их тело, лицо, руки, колени были в ссадинах от лазания по деревьям. Сегодня же это дети с искривленной осанкой от постоянного сидения у экранов. У детей уже нет своих мечтаний и устремлений, их идеалы и мечты складываются под влиянием экранов, цели в жизни для них уже приготовили. Вместо конкретных, реальных игр и игрушек отдано предпочтение играм из области фантазии.
Дети уже не играют вне дома, на улице, как раньше. Игры сегодня оторваны от естественного, они из области электроники, в большинстве своём используются в домашних условиях. Детей, которые когда-то вместе проводили время за развлечениями уличных игр, развивая тем самым чувство товарищества, сегодня заменили дети, которые предпочитают одиночество, дети асоциальные, запертые в своих комнатах. Поколение, получившее сегодня имя «поколение Х» или «поколение Z», использует для своей социализации такие инструменты для связи, как интернет, электронную почту, телефоны с функцией фотоаппарата и социальные сети. Мы идём к тому, что будущие дети - это поколение, которое будет привязано к маленьким или большим экранам и к беспроводным сетям. Идём к тому, что если вдруг отключат электричество, то дети уже будут не способны играть в какие-либо игры.
Игры и игрушки стали не только вещью, которая покупается или продаётся. Культура потребления использует и мир игр, намереваясь производить для этого мира всё новое и новое. Игры, которые производят огромные фирмы и которые выпускаются с одного центра, знают все дети. Ушли в историю местные и локальные игрушки. Раньше выбранная ребёнком игра зависела от его рода или социального класса, который он представлял, а также от пола ребёнка, этнической особенности, от того, жил ли он в городе или в сельской местности [10, с. 6]. Эти особенности отражали игрушки, сделанные дома и не имевшие, на первый взгляд, никакой материальной ценности. Дети очень бережно относились к таким игрушкам, так как они для них были очень ценны, носили её чуть ли не на привязи и очень расстраивались, когда эта, возможно единственная у них игрушка, каким-либо образом повреждалась. Сегодня же произошло скольжение в куль-
Библиографический список
турное однообразие. Сломанную игрушку можно заменить в один миг.
Ритзер, имеющий отношение к изменчивому миру игрушек говорит, что в прошлом игрушки обучали навыкам, которые присущи для взрослых (дома для маленьких детей, рычаги для заграждений) или носили игрушечную версию инструментов для взрослых (игрушечный молот), или же относящиеся к системному оборудованию (электропоезд). После 1930 года дети начали играть в игрушки, выпущенные компанией Walt Disney, которые вызвали большой интерес. Они уже не носили игрушечных версий инструментов для взрослых и полностью имели отношение к детям. В 1950 годы посредством телевизионной рекламы детям напрямую начали продавать такие игрушки как Barbie и G.I. Joe. Сегодня взрослые о многих играх или знают мало, или вообще ничего не знают, так как игрушки продаются напрямую детям через телевизоры и компьютеры, и являются частью другой, отдельной детской культуры [11, с. 7]. Теперь для того, чтобы обрадовать ребёнка новым подарком, недостаточно просто зайти в магазин и купить любую игрушку с полки. Для удачного приобретения игрушки, чтобы ребёнок остался доволен ею, нужно знать и выполнить ряд условий: игрушка должна быть популярна, известна по мультфильмам, должен учитываться характер, который несёт игрушка, сильный ли он, нравится ли ребёнку; устроит ли внешность, одежда, аксессуары и пр. С другой стороны, не каждая игрушка продаётся в любом магазине. Определённая продукция не предлагается к продаже, кроме как в сплочённых договорами сетевых магазинах.
Заключение
Таким образом, представления о детях и детстве, хоть и являются в целом общепринятыми, но, тем не менее, сильно связаны с общественным строем, политическим режимом и уровнем культуры людей. Представление о детях и детстве, об основных понятиях детства, свободах ребёнка, общее восприятие детей в истории постоянно подвергалось изменению. В древние века ребёнок воспринимался с презрением, в эпоху просвещения же положение изменилось, ребёнок приобрел ценность.
В современном мире семейное ядро пришло к тому, что ребёнок нуждается в физической и духовной защите, в удовлетворении естественных потребностей. В постсовременном мире детство настигло глобализация и эрозия эпохи потребления. Тех, кто вырос при возможностях, которые обеспечили им их отцы, под ласковыми и заботливыми руками матерей, сегодня сами стали родителями, но уже другими - находящимися под влиянием постоянного экономического стресса, переживаний за карьеру, питающимися фаст-фудом, сфокусированными на технологиях и потреблении. От нового же поколения, которое они вверили самим себе или бесконтрольной телевизионной «няне», ждут очень многого и считают их самодостаточными.
Сегодня всё большее количество времени, проведённое детьми у экранов, масс-медиа стало соперником средствам социализации ребёнка в семье, на улице, с ближайшим окружением. Для детей телевизор и интернет стал влиятельным источником знаний о социуме. Игры и игрушки, которые являлись основой для воспитания взаимопомощи и творчества, не просто стали товаром для торговли; культура потребления, используя мир игр, стала производить всё новое и новое (игры и игрушки). В этом процессе были потеряны локальные и общие ценности, стал важен тот стиль жизни, который пропагандируется по телевизору, больше внимания теперь привлекает количество денег на кредитной карте, количество каналов на пульте управления. Многолетний опыт взрослых был помещён на экраны телевизоров и страницы интернета. Для того чтобы вырасти и обучиться, уже не нужны долгие годы, стало хватать долгих часов, проведённых за просмотром телевизора и «серфинга» в интернете. У взрослых, увлечённых жизненными проблемами, уже нет ни времени, ни терпения, чтобы что-то объяснять детям. От одежды до книг, от игрушек до игровых помещений - всё претерпело процесс постмодернизации и глобализации, всё потеряло ценность.
1. Ерюкоглу А. Время молодости. Издательство: «Озгюр», 1989.
2. Инал К. Детство в Турции: Куда?! С.И. Акчалы в содержании «Детство и СМИ». Анкара: «Nobel», 2009.
3. KIRKPATRICK C. The Family: As Process and Institution. 1963. Second Edition.
4. Тан М. Детство на протяжении веков. Университет Анкары. Журнал исследований коммуникаций. 1989; 22.
5. BUCKINGHAM D., (2012). The Material Child: Growing up in Consumer Culture. The making of Consumers: Theory and Research on Children's Consumption. Polity Press, Cambridge.
6. Алвер Ф. Рецензия критики коммуникационных технологий Нейля Постмана в процессе исчезновения детства. Университет Анкары. Журнал исследований коммуникаций. 2004; 2.
7. Постман Н. Телевизор: развлечение, которое убивает. Перевод О. Акынхай). Стамбул: «Айрынты», 2012.
8. Елкинд Д. Выращивание и воспитание детей в изменчивом мире: III. Заявления конгресса национальной детской культуры. Университет Анкары. Центр исследования и применения детской культуры, 2000.
9. Ширин М.Р Телевизор, ребёнок и семья. Стамбул: «Из», 2009.
10. Хейвуд Дж. Папа, брось мне мяч. Перевод Е. Хошсуджу. Станбул: «Kitap», 2003.
11. Ритзер Г. Околдовать мир, где испорчено развитие. Стамбул. «Айрынты», 2011.
References
1. Eryukoglu A. Vremya molodosti. Izdatel'stvo: «Ozgyur», 1989.
2. Inal K. Detstvo v Turcii: Kuda?! S.I. Akchaly v soderzhanii «Detstvo i SMI». Ankara: «Nobel», 2009.
3. KIRKPATRICK C. The Family: ^s Process and Institution. 1963. Second Edition.
4. Tan M. Detstvo na protyazhenii vekov. Universitet Ankary. Zhurnal issledovanij kommunikacij. 1989; 22.
5. BUCKINGHAM D., (2012). The Material Child: Growing up in Consumer Culture. The making of Consumers: Theory and Research on Children's Consumption. Polity Press, Cambridge.
6. Alver F. Recenziya kritiki kommunikacionnyh tehnologij Nejlya Postmana v processe ischeznoveniya detstva. Universitet Ankary. Zhurnal issledovanij kommunikacij. 2004; 2.
7. Postman N. Televizor: razvlechenie, kotoroe ubivaet. Perevod O. Akynhaj). Stambul: «Ajrynty», 2012.
8. Elkind D. Vyraschivanie i vospitanie detej v izmenchivom mire: III. Zayavleniya kongressa nacional'noj detskoj kul'tury. Universitet Ankary. Centr issledovaniya i primeneniya detskoj kul'tury, 2000.
9. Shirin M.R. Televizor, rebenokisem'ya. Stambul: «Iz», 2009.
10. Hejvud Dzh. Papa, bros'mne myach. Perevod E. Hoshsudzhu. Stanbul: «Kitap», 2003.
11. Ritzer G. Okoldovat'mir, gde isporcheno razvitie. Stambul. «Ajrynty», 2011.
Статья поступила в редакцию 02.03.16
УДК 378.02:37.016
Artyna M.K., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl,
Russia), E-mail: [email protected]
Dorzhu N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl,
Russia), E-mail: [email protected]
EXPERIENCE OF USING THE INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE ENGLISH LANGUAGE CLASSES AT A UNIVERSITY. The authors of the article describe their experience of using some interactive methods in teaching English at a university. The results of practical implementation of interactive teaching methods have showed that they stimulate a high degree of motivation, activation of cognitive and creative activity among students, facilitate rapid assimilation of teaching materials and help to achieve higher quality of training. The researchers work allows students to be actively involved in discussion of a certain problem, provides an opportunity to transfer knowledge of the course into a real situation. The authors' interactive methods allow a teacher to develop mutual respect, tolerance to opposite statements and opinions in a discussion in students.
Key words: motivation, interactivity, interactive methods, teaching process.
М.К. Артына, канд. филол. наук, доц. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл,
E-mail: [email protected]
Н.С. Доржу, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл,
E-mail: [email protected]
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
В данной статье авторы описывают опыт использования некоторых интерактивных методов в обучении английскому языку в вузе. Результаты практического внедрения интерактивных форм в учебный процесс показали, что интерактивные методы способствуют высокой степени мотивации, активизации познавательной и креативной деятельности студентов, быстрому усвоению изучаемого материала и достижению более высокого качества обученности, а также позволяют студентам активно включиться в обсуждение проблемы, дают возможность перенести знания из учебной ситуации в реальную. Именно интерактивные методы позволяют преподавателю воспитать у студентов взаимоуважение, терпимость к высказываниям противоположного мнения.
Ключевые слова: мотивация, интерактивность, интерактивные методы, процесс обучения.
В настоящее время в системе российского образования окончательно утвердилось мнение о необходимости перехода от традиционных методов обучения, критикуемых за односторонний подход к решению педагогических целей и задач в процессе обучения, к более передовым технологиям обучения, а именно к интерактивным технологиям. По мнению исследователей, посредством таких технологий «мы создаем условия для множественных выборов личности в ситуациях интенсивного взаимодействия» [1, с. 5].
Поскольку считается, что традиционные формы организации учебного процесса не могут в полной мере удовлетворить потребности обучающихся в современных условиях и с новыми требованиями, то предполагается, что инновационные образовательные технологии способны в достаточной мере решить поставленные задачи. Они необходимы для развития определённых личностных качеств у обучаемых, совершенствования умений и навыков взаимодействия в коллективе посредством диалогового и полилогового общения и помогают в решении проблемных ситуаций с применением критического мышления.
Несомненно, что различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению.
Вопрос мотивации остается одним из самых главных в решении задач в свете новой образовательной парадигмы. Эффективность обучения ставится в прямую зависимость от мотивации учения, поэтому «среди основных задач, стоящих в настоящее время перед каждым педагогом, нет другой более важной в то же время более сложной, чем задача формирования у студентов положительной, устойчивой мотивации, которая побуждала бы к упорной, систематической учебной работе» [2, с. 638]. Положительная мотивация, в свою очередь, формируется на фоне благоприятных в психологическом плане условий, именно такая атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки способствует дальнейшему развитию стратегических навыков кооперации и сотрудничества.
Интерактивность предполагает более широкое взаимодействие обучающихся друг с другом, нежели с преподавателем, то есть ставит акцент на доминирование активности самих учащих-