Научная статья на тему 'Субкультура детства: характерные черты, признаки, функции'

Субкультура детства: характерные черты, признаки, функции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3099
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDHOOD / SUBCULTURE / SOCIALIZATION / SUBCULTURE OF CHILDHOOD / FUNCTIONS OF CHILDREN'S SUBCULTURE / ДЕТСТВО / СУБКУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СУБКУЛЬТУРА ДЕТСТВА / ФУНКЦИИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горбунова Н.В., Везетиу Е.В.

Авторы статьи рассматривает субкультуру детства как автономную социокультурную реальность, сложную систему представлений о мире, ценностях, установках, способах деятельности и формах общения, включающую ряд подсистем (игра, фольклор, общение). В статье выделены основные признаки детской субкультуры: идентичность к структуре базовой культуры; вербальное отличие, своеобразие вкусов; наличие общего идеологического стержня, вектора деятельности; открытость всему новому. Среди функций детской субкультуры авторы выделяют: социализирующую, психотерапевтическую, культуроохранную, прогностическую. Детская субкультура определяет различные пути развития, готовит ребёнка к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях. Пространство детской субкультуры является защитой ребёнка от неблагоприятных воздействий взрослого мира. Механизмы детской субкультуры помогают ребёнку быть готовым к решению проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе развития ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBCULTURE OF CHILDHOOD: CHARACTERISTIC FEATURES, CHARACTERISTICS, FUNCTIONS

The authors consider the subculture of childhood as an autonomous socio-cultural reality, a complex system of ideas about the world, values, attitudes, methods of activity and forms of communication, including a number of subsystems (game, folklore, communication). The article highlights the main features of the children’s subculture: identity to the structure of the basic culture, verbal difference, originality of tastes, the presence of a common ideological core, activity vector, openness to everything new. Among the functions of the children’s subculture the author distinguishes: socializing, psychotherapeutic, cultural preservation, prognostic. Children’s subculture identifies the different development paths, prepares the child to solve problem tasks in non-standard situations. Space child subculture is the protection of the child from the adverse effects of the adult world. Mechanisms of children’s subculture help your child be ready to tackle the problems that appear in the future, in the next phase of development of the child.

Текст научной работы на тему «Субкультура детства: характерные черты, признаки, функции»

УДК 371

Gorbunova N.V., Academy of the Humanities and Pedagogics, branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

Vezetiu E.V., Academy of the Humanities and Pedagogics, branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

THE SUBCULTURE OF CHILDHOOD: CHARACTERISTIC FEATURES, CHARACTERISTICS, FUNCTIONS. The authors consider the subculture of childhood as an autonomous socio-cultural reality, a complex system of ideas about the world, values, attitudes, methods of activity and forms of communication, including a number of subsystems (game, folklore, communication). The article highlights the main features of the children's subculture: identity to the structure of the basic culture, verbal difference, originality of tastes, the presence of a common ideological core, activity vector, openness to everything new. Among the functions of the children's subculture the author distinguishes: socializing, psychotherapeutic, cultural preservation, prognostic. Children's subculture identifies the different development paths, prepares the child to solve problem tasks in non-standard situations. Space child subculture is the protection of the child from the adverse effects of the adult world. Mechanisms of children's subculture help your child be ready to tackle the problems that appear in the future, in the next phase of development of the child.

Key words: childhood, subculture, socialization, subculture of childhood, functions of children's subculture.

Н.В. Горбунова, д-р пед. наук, проф., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net

Е.В. Везетиу, канд. пед. наук, доц. каф. педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений,

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта,

E-mail: viza_1986@ukr.net

СУБКУЛЬТУРА ДЕТСТВА: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ

Авторы статьи рассматривает субкультуру детства как автономную социокультурную реальность, сложную систему представлений о мире, ценностях, установках, способах деятельности и формах общения, включающую ряд подсистем (игра, фольклор, общение). В статье выделены основные признаки детской субкультуры: идентичность к структуре базовой культуры; вербальное отличие, своеобразие вкусов; наличие общего идеологического стержня, вектора деятельности; открытость всему новому. Среди функций детской субкультуры авторы выделяют: социализирующую, психотерапевтическую, культу-роохранную, прогностическую. Детская субкультура определяет различные пути развития, готовит ребёнка к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях. Пространство детской субкультуры является защитой ребёнка от неблагоприятных воздействий взрослого мира. Механизмы детской субкультуры помогают ребёнку быть готовым к решению проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе развития ребёнка.

Ключевые слова: детство, субкультура, социализация, субкультура детства, функции детской субкультуры.

Сложный и многомерный феномен детства имеет биологическую основу и опосредован многими социально-культурными факторами. Несмотря на то, что «мир детей» сосуществует в одном и том же физическом пространстве с миром взрослых, взрослые часто не замечают проблем жизни и культуры «племени детей», считая их «детскими» и смешными. Взрослые легко оценивают те усилия, которые нужно приложить ребёнку, чтобы взять в руки ложку и поднести ее ко рту вместе с едой, или точно определить, где край кровати и какие движения надо сделать, чтобы не упасть с нее. Малыш вынужден постоянно пробовать и исследовать, чтобы сначала накопить опыт, параллельно переводя его в представления и знания, осмысливая и транслируя [1 - 4].

Детство как субкультура сохраняло статус terra incognita до конца XIX века. Только в 70-80 годы исследователи стали проявлять к ней серьезный интерес. О детях как особом «племени» в 1930-е годы одним из первых писал выдающийся исследователь детской культуры В.В. Виноградов [5]. Однако впервые мысль о детях как субэтносе была освещена в работах известного американского этнографа детства М. Мид. Дальнейшее развитие эта идея получила в исследованиях философа И.С. Кона, педагогов и психологов В.В. Абраменковой, Б.Н. Головина, В.Т. Кудрявцева, М.В. Осориной [6 - 9].

Первым и наиболее древним институтом социализации является детское сообщество. Уже в эпоху первобытности возникли первые детские объединения, что было обусловлено половозрастным разделением общества и предшествовало появлению моногамной семьи. В современном обществе круг изучения проблематики детской субкультуры значительно расширился и включает аспект фольклористики (В.В. Виноградов, Е.А. Покровский), а также психолого-педагогический аспект (ГА. Алиева, И.С. Кон, Э.П. Короткова, В.Т. Кудрявцев, Н.Я. Михай-ленко). Свидетельством возрастающего в последнее время интереса к изучению детской субкультуры является то, что такое объемное понятие, как «детская субкультура» занимает важное место в психологическом словаре.

Сегодня, исследованию детской субкультуры, мифов и стереотипов в сознании современного ребёнка, посвящены работы В.В. Абраменковой, М.В. Осориной, М.П. Чередниковой [10].

Детскому обществу присуща своя субкультура. В ряде исследований делаются попытки типизировать субкультуру. Однако четкой логики выделения оснований для типологизации по типу сообществ, которые являются носителями субкультуры, по социальным классам, характеру поведения, профессиональной направленности, этнографическим особенностям не наблюдается (Д.А. Алисов, Ю.В. Богинская, Л.А. Варяница, Б.С. Ерасов, С.Н. Куринная).

В диссертации Л.А. Варяницы приводятся основные признаки субкультуры:

1) субкультура совокупности основных элементов идентична или очень близка к структуре базовой культуры (язык, религия, обычаи, искусство, хозяйственный уклад), отличаясь лишь одним-двумя признаками [3];

2) для определенной группы носителей субкультуры характерно вербальное отличие, своеобразие вкусов, особенно в одежде и музыке;

3) характерной чертой субкультуры является наличие общего идеологического стержня, вектора деятельности;

4) субкультуры открыты как новым членам, так и новым идеям, новым течениям.

Существуют разные точки зрения и подходы к определению сущности феномена «детская субкультура». Ряд учёных (В.В. Абраменкова, И.С. Кон, В.Т. Кудрявцев) рассматривают детскую субкультуру как автономную социокультурную реальность, сложную систему представлений о мире, ценностях, установках, способах деятельности и формах общения, включающую ряд подсистем (игра, фольклор, общение).

И.В. Котова, Е.Н. Шиянова выделяют детскую субкультуру, носителем которой является детское общество. Авторы понимают ее «как культурное пространство и круг общения детей, помогающие им адаптироваться в социуме и создавать свои автономные нормы и формы поведения людей», имеет отличительные культурные признаки, которые отличают ее от других сообществ.

Представители иного подхода (М.С. Каган) рассматривают двухслойность детской субкультуры: один слой включает культурные формы, которые создаются взрослыми для ребёнка; второй слой - формы самостоятельной детской деятельности. Таким образом, человек не только творец культуры, но и создатель, который через усвоение предметов культуры, становится социальным и культурным существом.

По Л.А. Варянице, детская субкультура - это динамичное социально-психологически-культурное автономное образование с нравственно-правовыми нормами, речевым аппаратом, фольклорным достоянием и игровым комплексом. Ребёнок, с одной стороны, выступает объектом общекультурного влияния, аккумулируя культурное достояние народа, с другой - выступает субъектом общекультурного процесса, создавая свой мир культуры, то есть детскую субкультуру. Детское творчество в качестве соавторов общекультурного процесса проявляется в различных формах. Итак, это дает нам право говорить о том, что детская субкультура имеет свой смысл, который создается в течение всего социогенеза ребёнка [3].

Ученые утверждают устойчивость структуры детской субкультуры, к которой относятся такие компоненты, как: детский фольклор, детские выдумки и произведения для детей, детский правовой кодекс (правила, принятые детским сообществом), детский юмор (шутки, дразнилки, надоедливые сказки, анекдоты), детская магия (чародейство, колдовство), детская философия (рассуждения, размышления о вечном), эстетические представления (украшение бытия), табу-ирование.

Интеллектуальный потенциал ребёнка зависит от его социального окружения: семьи или взрослых, которые заменили семью, национальных традиций, места проживания (город, сельская местность) (В.С. Мухина) [11]. Большое значение в современном обществе имеет также телевидение. Представление ребёнка о мире еще не является целостным: оно сформировано в виде дополняющих и противоречивых образов, знаний, эмоций. Поэтому в речи ребёнка широко представлены семантические примитивы, которые, по определению А. Вежбицкой, представляют собой семантически элементарные концепты человеческой культуры, своеобразный алфавит ментальных атомов.

Наиболее важной социальной институцией для ребёнка является семья. Уже в дошкольном возрасте ребёнок осмысливает отношение родителей друг к другу. В диалоге родители-дети происходит своеобразное развитие личности ребёнка, проявляющееся в особенностях осмысления ребёнком собственного положения в семье. Однако картина семьи сильно упрощается, если исключить из обсуждения отношения между супругами. Жизнь семьи не сводится к воспитанию детей - это очевидно.

Осмысливая происходящее вокруг, ребёнок изучает не только то, что демонстрируют ему родители, но и то, что те, наверное, хотели бы скрыть от чуткой детской души. Отношения в семье между супругами существенно влияют на развитие личности ребёнка. Ссоры в семье существенно отражаются на детской психике, делают ребёнка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения и семейные ссоры оказывают травмирующее влияние на ребёнка. Дети, не понимая сущности родительских ссор, достаточно хорошо усваивают типичные внешние обстоятельства. Часто дети пытаются устранить причину родительских ссор. Для одних семей важно сохранить внешнее благополучие семьи для карьеры, другие из-за страха перед неопределенностью и неизвестным будущим, третьи из долга перед детьми, поскольку родители считают, что ребёнок должен расти в полной семье, для ребёнка полная семья гораздо лучше неполной.

Л.А. Варяница включает в круг детской субкультуры детские игрушки, поскольку они как положительно (творческие, развивающие игрушки), так и отрицательно (монстры, оружие, карательные и пыточные игрушечные устройства) влияют на психику ребёнка. К сожалению, дети часто зависят от выбора взрослых по игрушечному сопровождению своего детства. Детские игрушки сопровождают ребёнка с рождения почти до совершеннолетия. Частью детского пространства стало распространение компьютерных игр. Компьютер заменяет друзей, родителей, детские забавы, другие жизненные интересы. Жизнь ребёнка существенно обедняется, становится односторонней. Не последнее место на современном этапе становления детской субкультуры занимает мультимедийное пространство. Современный ребёнок находится под всеобъемлющим влиянием телевидения, видео. К сожалению, большинством родителей не культивируется эстетический и интеллектуальный вкус и интерес детей. Отсутствие комментария, анализа оценки со стороны взрослых вызывает насыщение детской картины мира элементами взрослой культуры. Отпечатки и тенденции взрослого человека несет на себе мир детской моды (Л.А. Варяница).

Особого внимания заслуживают компьютерные игры, включающие широкий класс программ и технических устройств, на которые они установлены.

Одной из важных характеристик детской субкультуры выступает наличие собственного языка общения между детьми, отличающегося своеобразием синтаксиса, лексики, образностью. Изучая устную и письменную детскую речь, Д.Б. Эльконин определил своеобразие не только лексических значений и грамматических форм, но и синтаксиса детской речи [12]. Это свидетельствует и о том, что детская субкультура как феномен имеет стремление к автономности. Ре-

Библиографический список

бёнок живо экспериментирует с языковым материалом. Дошкольники как поэты раскрывают первичный смысл слова, приспосабливая его к современной жизни. В своих словообразовательных опытах дошкольник фиксирует потенциал родного языка, возможности его развития.

Еще одним важным компонентом детской субкультуры и богатым материалом для выявления механизмов функционирования детских сообществ в онто- и социогенезе выступает табуирование имен в детских сообществах, придумывание прозвищ и кличек сверстникам.

В исследовании Л.А. Варяницы на примере анализа прозвищ определены закономерности и психологические причины появления этих знаков в указанной возрастной группе. Прозвища исследовательница распределила на несколько групп. Основным критерием распределения была причина или признак, повлиявшие на появление этого прозвища. К первой группе отнесли прозвища, которые отражали те или иные внешние признаки ребёнка: «орел» (мальчик, у которого большой нос), «белобрысый» (белокурый мальчик или девочка), «очкарик» (ребёнок, который носит очки), в другом случае имели значение признаки внешности и особенности характера: полнота и добродушие - «колобок», болтливость -«вертолет»; к третьей группе относились фамилии, образовавшиеся от имени или фамилии, то есть своеобразная трансформация (замена): «ворона» (Воронцов), «Димон» (Дима) [3].

Одним из важных элементов детской субкультуры являются религиозные представления детей. Проследить содержание религиозных представлений и настроения детей можно по книге Михаила Дымова «Дети пишут Богу», в которой подобраны вопросы, просьбы и мысли, с которыми детям 5-9 лет предлагали обратиться к Богу.

Шестилетняя девочка Лена начала интересоваться вопросами веры. Она начала читать «Детскую Библию» и задавать вопросы:

- А если Бог создал все, то что было, когда Бога не было и кто создал Бога?

- А как это Бог один, но их трое.

- А если Бог добрый, то почему он велел Аврааму убить своего сына?

В приведенном примере четко прослеживается детская любознательность, чистота детской души, наивность, желание понять истину.

Таким образом, многогранное содержание детской субкультуры охватывает все сферы детской жизни. Для ребёнка смысл детской субкультуры заключается в наличии особого психологического пространства, способствующего формированию социальной компетентности, предоставляющего возможности для самореализации, экспериментирования, определения границ своих возможностей. Детская субкультура определяет различные пути развития, готовит ребёнка к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях. Пространство детской субкультуры является защитой ребёнка от неблагоприятных воздействий взрослого мира.

Детская субкультура выполняет социализирующую, психотерапевтическую, культуроохранную, прогностическую функции. Механизмы детской субкультуры помогают ребёнку быть готовым к решению проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе развития ребёнка.

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. Воронеж: МОДЭК, 2000.

2. Алиева ГА. Азербайджанская народная сказка как средство развития родной речи детей старшего дошкольного возраста. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Баку, 1975.

3. Варяниця Л.О. Дитяча субкультура як фактор соц1ал1зацймолодшого школяра в навчально-виховному процесi. Дисерта^я на здобуття наукового ступеня кандидата педагопчних наук. Луганськ, 2006.

4. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. Волгоград, 2002.

5. Виноградов В.В. О теории художественной речи: учебное пособие. Москва, 1971.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие для вузов по специальности: «Русский язык и литература». Москва: Высшая школа, 1988.

7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: пособие для воспитателей детского сада. 2-е изд-е, испр. и доп. Москва: Просвещение, 1982.

8. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Дубна: РАО, 1997.

9. Мид М. Культура и мир детства. Москва: Наука, 1988.

10. Михайленко Н.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. Москва: Просвещение, 1875.

11. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Москва, 2006.

12. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва, 1958.

References

1. Abramenkova V.V. Social'naya psihologiya detstva: razvitie otnoshenij rebenka v detskoj subkulture. Voronezh: MOD'EK, 2000.

2. Alieva G.A. Azerbajdzhanskaya narodnaya skazka kaksredstvorazvitiyarodnojrechidetejstarshegodoshkol'nogo vozrasta. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Baku, 1975.

3. Varyanicya L.O. Dityacha subkul'tura yak faktor socializaci'í molodshogo shkolyara v navchal'no-vihovnomu procesi. Disertaciya na zdobuttya naukovogo stupenya kandidata pedagogichnih nauk. Lugans'k, 2006.

4. Vezhbickaya A. Ponimanie kul'tur cherez posredstvo klyuchevyh slov. Volgograd, 2002.

5. Vinogradov V.V. O teorii hudozhestvennojrechi: uchebnoe posobie. Moskva, 1971.

6. Golovin B.N. Osnovy kul'tury rechi: uchebnoe posobie dlya vuzov po special'nosti: «Russkij yazyk i literatura». Moskva: Vysshaya shkola, 1988.

7. Korotkova 'E.P. Obuchenie detej doshkol'nogo vozrasta rasskazyvaniyu: posobie dlya vospitatelej detskogo sada. 2-e izd-e, ispr. i dop. Moskva: Prosveschenie, 1982.

8. Kudryavcev V.T. Razvitoe detstvo i razvivayuschee obrazovanie: kul'turno-istoricheskijpodhod. Dubna: RAO, 1997.

9. Mid M. Ku'tura i mir detstva. Moskva: Nauka, 1988.

10. Mihajlenko N.Ya. Teatr v 'esteticheskom vospitanii mladshih shkol'nikov. Moskva: Prosveschenie, 1875.

11. Muhina B.C. Vozrastnaya psihologiya. Fenomenologiya razvitiya: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva, 2006.

12. 'E'konin D.B. Razvitie rechi v doshkol'nom vozraste. Moskva, 1958.

Статья поступила в редакцию 30.03.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.