Научная статья на тему 'Ребенок в информационном пространстве'

Ребенок в информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ребенок в информационном пространстве»

Т.В. Корнеева

Ребенок в информационном пространстве

Современный человек живет не только во внешнем материальном мире, но и в глобальном информационном поле. И если в древности информационная экспансия была связана с распространением этноязыкового или религиозного влияния, то в современном мире к культурной экспансии (например, американизации, вестернизации) ведут перемещения не столько людей, сколько информации. Процессы такого рода могут оцениваться как культурный империализм или информационная агрессия [13].

Информационное пространство, окружающее человека, во многом определяет формирование его «картины» или «модели» мира. Модель мира — это «сетка координат, при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании» [11: с. 15]. Таким образом, реальная действительность отражается в виде картины мира, которая структурируется при помощи и посредством модели мира. В качестве моделирующих структур могут выступать также: язык, мифология, религия, искусство, наука и прочее. Однако в современном обществе, роль информационных технологий, влияющих на формирование картины мира, возрастает, и поглощает в себя или вытесняет другие моделеобразующие структуры. Именно поэтому так важно изучать влияние информационного пространства на развитие формирующейся психики детей и подростков.

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевидения. Телевидение — это «окно во внешний мир» и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. С помощью телевидения у детей формируется «образ мира», понятия о добре и зле, справедливости и дружбе и представления о других социальных явлениях. Но почему все чаще и чаще психологи бьют тревогу о массовом пристрастии детей к телевизионным просмотрам? Появилось даже такое выражение — «экранные дети». Может быть это надуманная проблема? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Результаты исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста проводят у экранов телевизора в среднем от 2 до 6 часов в день. При этом наибольшее количество времени приходится на вечерние часы — с 18 до 22 часов. Обращает на себя внимания тот факт, что дети, которые не посещают детский сад , находятся у экранов телевизоров в 2 раза больше, чем дети, посещающие детское дошкольное учреждение. То есть привычку постоянного просмотра телевизионных программ они приобретают вместе

с родителями, прежде всего с не работающими мамами или бабушками. Выявилась тенденция, заключающаяся в том, что дошкольники проявляют особый интерес не только к детским программам, мультипликационным фильмам, но и к художественным, детективным фильмам, адресованным взрослой аудитории, а также информационным программам, типа «Петровка-38», «Дорожный патруль», «Чрезвычайные пришествия» и тому подобное.

Возможно, мы услышим голоса оппонентов: ну и в чем проблема? Телевидение — это «окно в мир»! Пусть знакомятся с современной действительностью! Однако мы проанализировали 100 часов телевизионных программ ведущих каналов российского телевидения. Каковы же результаты? В среднем на 1 час телетрансляции приходится 4 сцены насилия и эротики. То есть каждые 15 минут российский ребенок видит на экране акт насилия, агрессии или эротическую сцену. В утренние часы в среднем транслируется 3 сцены насилия за 1 час телевещания. Доминирующий жанр, в котором транслируется акт насилия и агрессии — художественный фильм. На его долю приходится 57% от всех сцен насилия. Из 29 художественных фильмов, показанных по телевидению, только в одном не было сцен агрессии. Обращает на себя внимание натуралистичность показа насилия, то есть подробный показ жертв, окровавленных труппов, кроваых драк, отрубленных голов, похищения людей и тому подобное.

Чем опасно такое телевидение для ребенка?

Во-первых, необходимо сказать об особой впечатлительности и способности к внушению детской психики.

Кино и телевидение влияют на человека во многом на бессознательном уровне [9, 10, 12, 18, 19]. Только часть информации, которая воспринимается ребенком, воздействует на сознание. Образы, звуки, знаки и символы оказывают внушающее воздействие. Например, раскаты грома, звуки камнепада, завывающей метели и тому подобное вызывают такие эмоции, как страх или ощущение ужаса. Помимо явной демонстрации насилия кинематографом активно используется имплитационное (неявное, неочевидное) насилие. Как писал С.М. Эйзенштейн [19], насилие, которое присутствует ритмами своего переживания в конструкции произведения (снятие пространственной дистанции вплоть до ощущения невыносимой близости надвигающегося ужаса и тому подобное). Например, надвигающийся на зрителя поезд вызывает у ребенка страх быть раздавленным. Сцены убийства внутри наглухо закрытого помещения, запертые двери, ключ в замке с внутренней стороны, напряженный звук сердцебиения, который не осознается зрителем, — все это способствует развитию чувства постоянной тревоги и опасности. Защищаясь от этих неприятных эмоций, ребенок вытесняет их в бессознательную часть психики.

Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении или реагировании ребенка. Часто родители отмечают, что их дети любят смотреть детективные фильмы или фильмы с элементами насилия. Однако те неприятные эмоции и увиденные страшные образы или звуки, ко-

торые воспринимает ребенок с экрана, хранятся в области неосознаваемого и могут беспокоить малыша в виде снов, страхов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

Выдающийся русский психиатр В.Бехтерев еще в начале XX века отмечал, что достаточно иногда неосторожно произнесенного при ребенке слова о совершении убийства или другом каком-либо тяжелом происшествии, чтобы ребенок тревожно спал или даже подвергся ночному испугу или кошмару [3].

Анализ страхов современных дошкольников 6 лет показывает их превышение в среднем на 8 пунктов от возрастной нормы. При этом в перечне страхов у дошкольников появились нехарактерные для данной возрастной группы страхи: страх темноты и страх остаться одному в комнате. Эти страхи характерны для детей более раннего возраста и, как правило, не были типичными для 6-летних детей. Кроме того, были выявлены и такие страхи, как боязнь быть похищенным, страх оказаться в тюрьме, страх быть взорванным террористами.

В качестве подтверждения полученных нами данных, можно привести пример из современной жизни российских детей. После многочасовой трансляции по российскому телевидению трагедии, которая случилась в школе Беслана, многие психологи в России отмечали массовое обращение родителей за психологической помощью. У детей, прежде всего младшего школьного и дошкольного возраста, был сформирован страх посещения школы и страх террористических актов. В течение нескольких дней вся страна была прикована к телевизионному экрану, но никто не позаботился оградить детей России от этой страшной и чудовищной видеоинформации. При этом по телевидению, радио, в школах и детских садах родители не были проинформированы о негативном влиянии такой информации на психику ребенка.

Психиатры еще в начале ХХ века отмечали, что достаточно одного увиденного истерического припадка или эпилептического приступа среди детей, чтобы в известных случаях развилась судорожная эпидемия, захватывающая нескольких школьников (В. Бехтерев, З. Фрейд и другие). Однако эти предостережения до сих пор не услышаны. В подтверждение сказанного, следует вспомнить о массовом заболевании детей на Кавказе в декабре 2005 года. Всего за медицинской помощью обратились более 80 детей и подростков. По сообщению РИА Новости, комиссия Института судебной психиатрии имени В.П. Сербского пришла к выводу, что массовое заболевание чеченских детей вызвано не отравлением, а представляет собой психическое расстройство. Причиной массового распространения болезни стал эффект психологического «заражения», когда одному человеку становится плохо, это передается второму, третьему и так далее, вследствие чего возникают обморочные состояния, затем судорожные реакции. При постановке диагноза и выявлении причины случившегося заболевания детей на Кавказе специалисты института судебной психиатрии обратили особое внимание на роль телевидения, способствующего развитию эффекта психического заражения при постоянной демонстрации сцен насилия, убийств, террора и так далее.

Практически через сто лет не потеряли актуальности слова выдающегося российского ученого В. Бехтерева, выступающего перед педагогической общественностью на 1-м Международном педологическом конгрессе в Брюсселе в 1911 году: «Эту исключительную впечатлительность ребенка никогда не следует забывать в такого рода вопросах, как охрана душевного здоровья, так как эти же условия дают основу и для здорового воздействия на ребенка путем примера, возбуждающего подражание, и путем внушения» [3 с. 174].

Во-вторых, необходимо сказать об «эффекте привыкания» и заразительности агрессивного поведения.

Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, у них формируется равнодушие к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране российского телевидения транслируется боль или насилие, то через какое-то время ребенок воспринимает это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования. Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связаны с эмоциональными, нравственными и моральными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего телевидением.

Исследования зарубежных психологов (А. Бандура, Л. Берковец и другие) показали, что если в лабораторных условиях ребенка-дошкольника подвергать воздействию видеоинформации, связанной с насилием, он сразу после этого начинает вести себя агрессивно. Это вызвано тем, что дети склонны имитировать поведение, получившее положительное подкрепление. Например, агрессивный герой мультика становится победителем и никто его не осуждает. По мнению психологов, при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определенный способ понимания агрессии, то есть создается определенный сценарий действий, который не осознается ребенком. Однако столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребенок вспоминает сценарий агрессивного поведения, который он видит постоянно на экране, и этот сценарий подсказывает ему вероятный ход действий [1, 2].

Возникает вопрос: «Многие дети смотрят телевизор, но почему не все из них агрессивны?». В процессе одной и той же деятельности, отмечает Л.И. Божович, могут формироваться разные качества, разные психические процессы, так как ребенок усваивает лишь то из окружающей действительности, что отвечает его потребностям [4]. Эти потребности во многом определяет семья и общение со сверстниками. Дети учатся агрессивному поведению также на основе подкрепления агрессивных моделей поведения в семье, детском саду, школе.

Однако исследования Х. Хекхаузена показали, что дети, которые в семье чаще подвергаются наказанию, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные программы; во-вторых, в качестве любимой передачи они отмечают большое количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых телегероев они выбирают тех, которые наиболее агрессивны [2].

Ведущие страны мира в целом стремятся соблюдать Конвенцию Прав Ребенка, в которой статья 17, гласит: «Способствовать тому, чтобы масс-медиа распространяли информацию о социальной и культурной помощи детям, поощрять развитие соответствующих рекомендаций для предохранения ребенка от информационных материалов, приносящих вред его благополучию». Именно поэтому был введен запрет на показ сцен агрессии и насилия, а также эротики на телевидении в дневное и вечернее время во многих странах мира (США, Великобритания, Израиль и другие). Демонстрация этих сцен разрешалась, в основном, на платном кабельном телевидении. Однако в России до сих пор данный вопрос вне должного внимания.

В-третьих, настораживает «романтизация» отрицательных героев многих художественных фильмов, которые смотрят дети вместе с родителями. Например, после просмотра художественного фильма «Бригада» воспитатели детских садов отметили, что большое количество детей стали использовать сценарий фильма в своих сюжетно-ролевых играх. Имитации повергались, в основном, только агрессивные сцены фильма. При этом 46% детей пытались подражать главным героям в движениях, 29% — в мимике, 18% — в поступках.

Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребенка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что ребенок воспринимает фильм так же как взрослый. Однако это не соответствует действительности. Ребенок еще не понимает метафор, не может правильно понять происходящих событий на экране, так как мышление у ребенка-дошкольника — наглядно-действенное и наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение. Ребенку-дошкольнику недоступно, например, понимание «мук совести» или «душевные метания» главного героя. Он не может самостоятельно понять причину несоответствия поступков и слов героев фильма. Именно поэтому ребенок копирует не «благородные слова» героя, а конкретные его негативные или агрессивные поступки.

Выдающийся русский психолог Л.С Выготский писал, что «...ситуация будет влиять на ребенка по-разному в зависимости от того, насколько ребенок понимает ее смысл и значение.. .Ясно, что ребенок, который понимает, что такое смерть, будет реагировать на это иначе, чем ребенок, который вообще не понимает, что здесь произошло.. ..влияние среды на развитие ребенка будет измеряться среди других прочих влияний также степенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде» [5: с. 100].

В-четвертых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.

На долю развивающих программ в российском телевидении отводится от 1,5% и до 3% эфирного времени. Сравним с рекламой, ей предоставляется 23% телевизионного времени. На экране практически отсутствуют программы, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение — программа «Спокойной ночи, малыши». Однако и в этой программе не учиты-

ваются основные особенности детской психики. Например, то, что ребенок лучше всего запоминает ту информацию, которая была показана в начале и в конце программы. В современном законе о рекламе было разрешено включать в начало и конец детских программ рекламные видеоролики. Поэтому ребенок больше будет помнить о каком-нибудь шампуне или детской косметике, чем о содержании увиденного мультика.

Кроме этого, телевидение способствует интеллектуальной пассивности ребенка. Информация подается в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают, что дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть сказки по видео. Для родителей значительно удобнее поставить для просмотра мультик, чем тратить время на прочтение ребенку книги. Этот подход тормозит развитие психических функций ребенка. Замедляется развитие речи и мышления, не развивается воображение, так как все дано в готовом виде. При этом нет тесного эмоционального контакта ребенка и родителя. Не происходит обсуждения прочитанного текста и не развивается у ребенка стремления самому научиться читать. Этот, казалось бы, легкий путь в воспитании впоследствии приводит к плачевным результатам при поступлении ребенка в школу. Ребенок не приучен к книге, он не может сконцентрироваться на тексте, у него не развито воображение, несвязная речь.

В-пятых, следует остановиться на воздействии рекламы на психику ребенка.

Опрос матерей детей раннего и дошкольного возраста показал особо сильное влияние рекламы на поведение ребенка. Многие дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают кадры рекламы. Многие мамы свидетельствуют, что реклама стала удобным средством, чтобы справиться с непослушным ребенком. Ребенок замолкает, смотрит на экран, как загипнотизированный. Парадоксально, но это вполне устраивает родителей, так как при показе рекламы ребенок становится послушным, и родители в это время одевают или кормят ребенка. Но в чем же опасность рекламы? Прежде всего, необходимо отметить, что в этот период детства у ребенка особенно бурно развивается такая психическая функция, как восприятие. То есть психика особенно остро восприимчива к ярким образам, мельканиям, быстрой смене и красочности наглядного образа и так далее. Именно поэтому ребенок так реагирует на рекламу. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у него психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Это, в свою очередь, может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою, который может произойти благодаря эффекту «мелькания» видео-кадров.

От рекламы можно защититься, считает известный итальянский ученый А. Манегетти, научившись соблюдать правила гигиены во всей гамме нашего восприятия. «Врачи приучили нас соблюдать правила биологической и физиологической гигиены, а психологи должны обучать гигиене чувствитель-

ности. Нужно приучить людей — особенно в сфере педагогики — к мысли о том, что существует гигиена ума в процессе восприятия» [12: с. 367].

Отдельно рассмотрим современное российское телевидение с точки зрения показа мультипликационных фильмов.

Наш анализ показал, что российские мультипликационные фильмы, которые можно назвать классикой мировой мультипликации и в которых задействованы выдающиеся артисты и художники, на ведущих каналах телевидения ( исключение - канал «Культура») показывают в 90% случаев в самые утренние часы, то есть с 6 до 8 часов , когда основная масса детей еще спит. Зарубежные мультфильмы начинают транслировать в дневное время с 12 до 18 часов, при этом их эфирное время увеличивается почти в два раза. Анализ зарубежных фильмов с точки зрения их содержательности не выдерживает никакой критики. Они изобилуют, в основном, сценами насилия, агрессии, манипулирования, обмана и тому подобное.

Ребенок, который смотрит мультфильм, идентифицируется с его героями. Важность процесса идентификации с реальными или воображаемыми носителями моральных образцов и правил подчеркивали такие исследователи, как Л.И. Божович, М.И. Бобнева, Н.И, Судаков, С.Г. Якобсон, и другие. Поэтому очень важно, какой мультфильм смотрит ребенок — классику российской или зарубежной мультипликации или низкопробный зарубежный мультфильм. К сожалению, наш российский экран на 80% эфирного времени, отведенного на мультипликацию, заполонен зарубежными мультфильмами очень низкого качества, как с художественной точки зрения, так и с содержательной. Благодаря, казалось бы «положительным» героям этих мультфильмов дети учатся решать конфликтные ситуации неприемлемым, но привлекательным для детей способом: с помощью драки, агрессии, обмана. Поэтому не случайно, что любимыми мультипликационными героями современных дошкольников стали: Человек-паук (абсолютный чемпион), Терминатор, Шрек, Черепашки-ниндзя, Том и Джерри, Бэтмэн. При этом дети не назвали ни одного героя российских мультипликационных фильмов.

Многие зарубежные мультипликационные фильмы ориентированы на формирование у детей прежде всего чувства потребительства. К примеру, диснеевские истории о дяде Скрудже и его утятах-племянниках сводятся в основном к поиску путей обогащения, внушая маленьким зрителям главную мечту и заповедь рыночного общества. Между тем, по наблюдениям известного американского социолога Джульет Скор, дети, увлекающиеся культурой потребителя, со временем вырастают в депрессивных и одиноких подростков [15].

За редким исключением, зарубежные мультфильмы, которые демонстрирует российское телевидение, отличаются высокой художественной ценностью и высоким нравственным содержанием.

Просмотр мультфильмов во многом определяет и предпочтения ребенка в выборе детских игрушек. Среди самых популярных игрушек, которые современные дети приносят в детский сад, оказались: черепашки-ниндзя, роботы, человек-паук и атрибуты к нему, различные маски, копирующие ге-

роев зарубежных мультфильмов. Эта тенденция опасна для детской психики. Дело в том, что зарубежные мультфильмы используют в большей мере не куклы-символы, в которых воплощены архетипы культуры и культурные герои, а куклы-манипуляторы, образы-оборотни, разрушающие устоявшуюся архитектонику культуры и негативно влияющие на психику ребенка.

Игрушка, по мнению психологов, имеет колоссальное значение в развитии ребенка. Кукла для ребенка выступает в качестве «заместителя идеального друга», она несет в себе эталон нравственного поведения. Ребенок сосредоточивает на игрушках весь свой моральный опыт [6, 14]. Именно поэтому родителям и педагогам так важно контролировать, какими игрушками играет ребенок, а государству следить за их промышленным выпуском и торговлей игрушками для детей.

Мы постарались ответить на поставленный в начале статьи вопрос: чем опасно современное телевидение для ребенка-дошкольника? Однако мы не предлагаем исключить современные плоды цивилизации из жизни ребенка. Мы призываем обратить на данный вопрос особое внимание и проявить заботу об информационно-психологической безопасности детей и подростков.

Проблема информационно-психологической безопасности личности назрела как никогда. Однако актуальность этой проблематики начала осознаваться обществом лишь в последнее десятилетие (ГГ Почепцов, А.А. Деркач, Б.Ф. Поршнев, ГИ. Иванин, ГВ. Грачев и другие). Первая научно-практическая конференция по проблемам информационно-психологической безопасности, проведенная в 1995 году Институтом психологии Российской академии наук, показала важность этой проблемы, ее многогранность, сложность и неразработанность [17].

Исследования, которые были проведены в последнее время, касаются, прежде всего, информационно-психологической безопасности в военной и политической сферах [7, 8, 16, 17]. Однако проблема информационнопсихологической безопасности детей и подростков до настоящего времени в научно-теоретическом и практическом плане практически не разработана.

Полученные нами результаты свидетельствует о необходимости осознания реальной информационной угрозы, нависшей над российскими детьми и необходимости разработки данной проблематики.

Литература

1. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Питер , 2000.

2. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и их контроль. - СПб.: Питер, 2001.

3. Бехтерев В. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб.: Питер, 2001.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М.: Педагогика, 1968.

5. Выготский Л.С. Основы педологии. — М.: Изд-во 2-го Моск. мед. ин-та, 1934.

6. Голубева Ю.О. Кукла в координатах индивидуально-психологического и социокультурного бытия: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. - М.: РУДН, 2000.

7. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технологии психологической защиты: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М.: РАГС, 2000.

8. Информационно-психологическая и психотронная война: хрестоматия / Под общ. ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Харвест, 2003.

9. Кнуру К.В. Речевое воздействие в рекламе и проблема толерантности //Роль СМИ в достижении социальной толерантности и общественного сознания: материалы международной конференции. Екатеренбург, 21-22 декабря 2001 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - С. 78-79.

10.Корбут К.П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2005. - № 2. - http://psyjoumal.ru/j3p/pap. php?id=20050204

11.Маковский М.М. Язык-миф-культура. Символы жизни и жизнь символов. - М.: Русские словари, 1996.

12.Менегетти А. Образ и бессознательное: Учебное пособие по интерпретации образа и сновидений / Пер. с итальянского. - М.: ННБФ «Онтопсихология», 2000.

13.Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций: учебное пособие для студ. филол., лингв. и перевод. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2004.

14.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. — М.: Академия, 1998.

15. Не воспитай Скруджа. - http: //Advertology

16. ПочепцовГ.Г. Информационные войны. — М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 2000.

17.Проблемы информационно-психологической безопасности // Сборник тезисов 1-ой российской конференции. — М.: Институт психологии РАН, 1996.

18. Фрейд З. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи. — СПб.: Питер, 1997.

19. Эйзенштейн С.М. Мемуары. В 6 тт. Т. 1. — М.: Искусство, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.