Научная статья на тему 'Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста'

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
1746
255
Поделиться
Область наук

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Гринева И.А.,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста»

стимулируют ее саморазвитие, создают комфортную и продуктивную среду для каждого человека, в которой он может реализовывать свои основные потребности.

Список использованных источников

1. Девятко И.Ф. Р. Мертон и его теория среднего уровня// История теоретической социологии в 4 т. Т. 3/ Под ред. Ю.Н. Давданова. М.: Канон - 1997. - С. 250-270.

2. Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений// Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. -С. 111- 117.

Гринева И. А.

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воронежский экономико-правовой институт

Конец ХХ - начало ХХ1 века войдет в историю человечества под знаком визуальной культуры. Поколение детей, родившихся в конце 80-х - начале 90-х годов, не представляет, что когда-то у людей не было телевизоров „."А что было, когда не было телевизора?" - спрашивают дети у взрослых. С психологической точки зрения интересна сама постановка детского вопроса, но примечательна и реакция взрослых. Очень часто родители затрудняются с ответом. Что же, действительно, было, когда не было телевизоров? Ответ в достаточной степени прост. Люди больше общались друг с другом: ритуалы общения были хорошо развиты в нашей культуре. Огромное внимание уделялось общению в кругу семьи, чаще посещались театры, музеи, отдавалось предпочтение отдыху на природе, совместным прогулкам, чтению книг. На сегодняшний день визуальная культура в жизни людей заняла главенствующую роль. Помимо источника для получения информации и частичного проведения досуга, ей доверяют воспитание детей, возлагают на неё развивающую и обучающую функции. Она стала основной частью детской жизни, заменяя общение с родителями: бабушкины сказки, мамины колыбельные песни, разговоры с отцом.

Знакомство детей с литературными произведениями, историческими событиями происходит также посредствам телекоммуникации, зачастую представленной в виде мультипликационных фильмов. Например, прежде чем смотреть мультсериал «Ясон и герои Олимпа», юному поколению необходимо прочитать « Легенды и мифы Древней Греции». Американские сценаристы очень часто вольно трактуют первоисточники, и по окончании просмотра данного «мультшедевра» детей будет трудно убедить, что на самом деле Ясон никогда не жил на Олимпе, что верховного бога эллинов звали Зевс, а не Юпитер, что Горгону убил Тесей, а не Ясон, и было это всё отнюдь не под стенами Трои. Мультипликация и кинематография литературных произведений, исторических событий, мифов и легенд, если первое знакомство юного зрителя с произведением происходит при ее помощи, приводит к тому, что у ребенка в сознании появляется уже сформированный, готовый образ,

почерпнутый из нее, что сужает возможности развития воображения, фантазии, творческого мышления. Специалист в области физиологии органов чувств Хорст Прен в этой связи констатирует: "Дети, чьё чрезмерное увлечение телепросмотром, превосходит все допустимые нормы, страдают полной потерей способности воображения, некоторые из них даже не в состоянии нарисовать по памяти бытовые предметы, скажем чашку или стол». В значительной степени замедляется и речевое развитие ребенка, словарный запас сводится к минимальным бытовым нормам, [1] так как в большинстве анимационных фильмов звуковой комментарий состоит из яркого музыкального сопровождения, набора криков и гортанных звуков, а речь героев сводится к нескольким коротким фразам на протяжении всего сюжета.

В научно-практических журналах, посвященных проблематике дошкольного детства, таких, как «Дошкольное образование», «Обруч», «Ребенок и игра» в конце 90-х с определенной частотой появляется ряд недавно сформировавшихся понятий: «телевизионная зависимость», «неконтролируемый телепросмотр», «теледети», «теленевроз», «теленаркотик», «синдром Покемо-на». Все эти понятия тесно связаны с тревожными психологопедагогическими симптомокомплексами в развитии ребенка.

Почти во всех странах мира существует проблема воздействия «телеэкрана» на развитие личности ребенка. По данным ЮНЕСКО, примерно 93% современных детей в мире смотрят телевизор 28 часов в неделю, то есть около 3,5 часа в день. Как минимум, в два раза увеличивается это время просмотра телепрограмм в выходные дни и дни школьных каникул. Российские дети смотрят в основном американские игровые и мультипликационные фильмы. Данные статистики свидетельствуют, что это может быть от 3 до 7 картин в день. К 18 годам ребенок успевает провести перед телевизором от 2 до 3 лет своей жизни. Ежегодно в часы наиболее массового просмотра он видит более 9000 сцен, в которых показаны интимные отношения или присутствуют намеки сексуального характера. Средний российский ребенок, достигший 18 лет, успевает увидеть на телеэкране около 100 тысяч сцен насилия. Последствия привязанности к телевизору сказываются, естественно, не только на здоровье, но и на психическом развитии, на формировании личности ребенка.

Пионерами в изучении данной проблематики принято считать американских исследователей. Психолог Дэйвид Гроссман одним из первых доказал, что агрессивные фильмы и сюжеты мультипликации заражают агрессией, и в большей степени ей подвержены дети дошкольного и младшего школьного возраста. [5] В ходе многолетнего наблюдения за неконтролируемым телепросмотром детей, им было установлено, что жестокость и аномальные действия на экране провоцируют жестокость и аномальные действия в жизни. В этой связи

Д. Гроссман рассматривает такое понятие, как «эмоциональная инфекция» (emotional contagion), примеров которой можно найти достаточное количество на современном отечественном телеэкране, посредствам которой

начинается неосознанный процесс подражания в речи и поведении действий, определенного лица. Следствием этой имитации становится эмоциональная конвергенция с объектом, которому подражают. В ходе исследования было установлено, что объекты подражания в семи случаях из десяти берутся из телепередач, а не из реальной жизни.

Специалисты, работающие с возрастной группой детей-дошкольников, всё чаще сталкиваются с искаженным поведением, которое, с одной стороны, выражается в необычайной скованности, а с другой, в сильной агрессивности и демонстративности. Такие дети стесняются ответить на простейший вопрос взрослых, но при этом совершенно не боятся кривляться, делать неприличные жесты, произносить бранные слова, прекрасно понимая смысл всего происходящего. Педагоги данный тип поведения относят к категории неуправляемого или отклоняющегося. Дети, относящиеся к данной группе, быстро и легко заимствуют негативные модели поведения, хотя зачастую не видят ничего подобного дома, получают постоянные порицания со стороны членов семьи, воспитателей, не получают ярко выраженного одобрения от сверстников. Группой московских психологов под руководством главного специалиста Центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН, кандидата социологических наук Марковой Н.Е. был проведен эксперимент, в котором приняли участие дети, занимающиеся в студиях дошкольного обучения. Цель исследования: определить степень влияния теле- и видеопросмотра на формирование характера и поведенческих особенностей ребенка-дошкольника.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Были выделены следующие блоки вопросов:

- предпочтения детей в теле- и видеопросмотре (жанр, страна производитель, фильмы или мультфильмы);

- влияние насилия на экране на ребенка, проблема восприятия насилия;

- влияние рекламы;

- самостоятельность детей в области теле- и видеопросмотра, контроль родителей за просмотром детей.

Исследование проводилось методом фокус-группы. В связи со спецификой возраста, метод фокус-группы ранее не использовался для работы с детьми-дошкольниками, были допущены отступления от обычных правил проведения фокус-групп. В частности, группы были собраны не стихийно, а модератор приходил в уже сложившиеся группы. В такой ситуации дети чувствуют себя психологически комфортно, и могут достаточно свободно рассказывать о себе. В ходе данного исследования дети отвечали на вопросы модератора, а также могли высказывать комментарии, свои соображения, замечания по поводу заданных вопросов. Средний возраст опрошенных составил приблизительно 5 лет 4 месяца.

Ответы детей полностью совпали с той информацией, которую предоставили родители в ходе параллельного анкетного опроса. В результате исследования были получены следующие результаты:

- предпочтение отдается зарубежным мультипликационным фильмам;

- элементы «мультипликационного насилия» (драки, неожиданно полученные болевые ощущения героев, потери, разрушения) трактуются детьми как комические сцены;

- прочно вошедшая в быт и сознание детей реклама является авторитетным источником получения информации;

- 84% детей экспериментальной выборки самостоятельно решают и регулируют просмотр телевидения, мультипликационных фильмов.

Ученые, по окончании экспериментального исследования, на основании полученных данных стали вести наблюдение за поведением детей, которые имеют ярко выраженное телевизионное пристрастие. В результате наблюдения были четко отслежены и зафиксированы у данной группы детей акты агрессии в поведении и речи. Присутствие двигательной расторможен-ности, резко сменяющееся процессом астенизации. Скудность словарного запаса, обилие жестов и тактильных контактов, как вспомогательного средства в речи. Неумение следовать инструкции, рассеянное внимание, сниженный уровень запоминания, немотивированные и демонстративные формы поведения. Все отмеченные исследователями особенности являются нежелательными проявлениями в развитии ребенка дошкольного возраста.

Известные американские исследователи Дороти и Джером Сингер с конца 70-х годов ХХ века изучали воздействие телевидения на детей, и каждый раз, за редкими исключениями, были вынуждены констатировать, что телевидение негативно сказывается на способности к игре, на школьной успеваемости, чтении и развитии речи. Они пишут: "Фактически наши исследования четко показали, что дети, часто пользующиеся телевизором, подвержены серьезному риску остаться без глубоких знаний о мире; они хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них хуже развито воображение; они с большим страхом воспринимают мир; им свойственна повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью. Все это приводит к тому, что, когда ребенок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни" [5,с 17]

Нарушение формирования способности ребенка к игре накладывает отпечаток как на интеллектуальное, так и на личностное развитие.

Это заключение было подтверждено психологическими исследованиями, которые проводили такие ученые, как Зиллман, Доннейрстайн, Горбнер [7]. Ими было установлено, что когда дошкольники смотрят что-то страшное по телевизору, то они переживают ярко выраженное чувство страха, пытаются справиться со своими переживаниями, используя некогнитивные стратегии: начинают неконтролируемое употребление пищи и питья, закрывают глаза, стискивают, теребят или рвут какой-либо предмет.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Исследование, проведенное в Великобритании, в котором приняло участие 11 тысяч детей, показало, что риск ожирения при взрослении возрастает на 7% на каждый дополнительный час, проведенный пятилетними детьми во время выходных у телевизора.

Авторы исследования пришли к выводу, что просмотр телевизора оказывает такое мощное воздействие потому, что он заменяет игры на свежем воздухе и другую физическую активность, которой в достаточной степени лишены современные дети, а также вносит вклад в формирование модели сидячего образа жизни, которая сохраняется в будущем. Нынешние условия жизни : зачастую отсутствие не только двигательного пространства дома, но и личного; плотные потоки транспорта в городах, долгое сидение в машине, настолько ограничивают игровое поле деятельности для большинства детей, что и без телевидения возникает серьезный дефицит движения. А если к этому процессу приложат руку взрослые, неумолимо прерывая всякую живую игру малыша и на неограниченное время усаживая его перед телевизором, только чтобы избавиться от тягостных и шумных перипетий детского роста, то развитие ребенка принимает роковой оборот. В угоду собственному комфорту взрослые лишают детей радости движения, а такая блокада движения со временем оборачивается серьезной блокадой развития, о печальных последствиях которой можно прочитать в научных отчетах.

В данной связи заслуживает внимания работа Пацлава Райнера «Застывший взгляд», в которой рассматривается пагубное физиологическое воздействие телевидения на развитие детей [7].

Но если задать детям вопрос, что они любят больше всего, ответ более ста лет остается неизменным - конечно же, мультипликационные фильмы, мультфильмы, «мультики», «мультяшки», «мульты» - так за период более чем ста лет данное слово претерпело трансформацию в лексиконе детей. Сегодня ученые-психологи, физиологи, врачи, педагоги, занимающиеся изучением теории и практики воздействия телекоммуникации на развитие детей, должны разработать междисциплинарную стратегию, чтобы столь любимое детьми развлечение не превратилось в пагубную зависимость.

Список использованных источников

1. Авдеева Н.Н., Фоминых Н.А. Психологическое воздействие телерекламы на детей// Психологическая наука и образование. - М.,2004.- №4.

2. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева Н.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики// Дефектология. - 2003. -№6.

3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция познанием. М., 2000.

4. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. - М.: А.П.О.,

2005.

5. Малышев Е.Я. Психологический аспект деятельности СМИ в выборе направлений информационного потока: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 1999.

6. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет/ Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук РФ.-М., 2004.

7. Райнер П. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей. М., 2003.