Е. С. Щуклина
РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о неоднозначной роли современной мультипликации в воспитании ребенка. Представлены две позиции. С одной стороны, мультипликационные фильмы формируют эталоны плохого и хорошего поведения, ребенок учится воспринимать себя позитивно, т.е. они выступают как одно из эффективных средств воспитания. С другой стороны, современные мультфильмы лишены нравственной и моральной основы, которая способна благотворно влиять на развитие ребенка.
Ключевые слова: мультипликация, воспитание, развитие ребенка.
Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные -с другой, они близки по своим развивающим, воспитательным возможностям к сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться с трудностями, уважительно относиться к другим. Таким образом, мультфильм - эффективное средство воспитания ребенка.
Одним из актуальных направлений в настоящее время является исследование влияния современных мультфильмов на личность ребенка, на формирование различных образов и представлений у детей. Мультипликация рассматривается как средство воспитания. Данная проблематика остается малоизученной в современном научном обществе и носит больше житейский характер. Однако накоплена определенная база в области изучения влияния мультфильмов на развитие детской психики в целом такими исследователями, как О. В. Козачёк [1], О. А. Воронина, М. И. Медведева [2], Н. П. Гришеева [3, с. 75], В. И. Абраменкова, А. Л. Богатырёва [4].
Цель данной статьи - изучение роли современной мультипликации в воспитании ребенка на основании трудов и исследований по данной проблематике.
Ольга Валерьевна Козачёк в своей статье «Современные мультфильмы и дети» [1] под современными мультфильмами понимает преимущественно зарубежные работы, которые дети предпочитают в большей степени. Опираясь на мнения Д. В. Андрющенко,
Н. Е. Марковой, И. Я. Медведевой, она перечислила несколько признаков «вредного мультика»:
- главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление ребенком жестокости, безжалостности, агрессии в реальной жизни. Исследования А. Бандуры [5, с. 202], проведенные им и его коллегами еще в 6о-х гг. ХХ в., доказали, что сцены телевизионного насилия увеличивают агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера;
- девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В итоге у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения;
- демонстрируются опасные для жизни ребенка формы поведения, повторять которые в реальности опасно;
- транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот;
- распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью;
- присутствуют несимпатичные, а порой даже уродливые герои.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста, по мнению В. И. Короткого [6], склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животный и растительный мир. Поэтому они легко понимают и принимают язык мультфильмов, сказок, былин. Их герои просты и типичны, они делают все то, что делают обыкновенные люди.
Мультфильмы воздействуют на чувства ребенка. Он неосознанно в своем воображении идентифицирует себя с героями, если они ему симпатичны. Вместе с героями ребенок проявляет доброту и благородство, совершает подвиги, становится смелым, верным, справедливым, предприимчивым. Сказки и мультфильмы передают нравственные понятия и чувства ребенку в ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Идентификационные механизмы позволяют ему развиваться в направлении ожиданий общества.
Д. Гербнер и Л. Гросс приписывали мультипликационным фильмам, как и в общем телевидению, уникальную способность изменять фундаментальные представления о природе социальной реальности. Оно обладает этим свойством благодаря тому, что не только отражает status quo, но и многократно преувеличивает существующие тенденции, телевизионные образы кажутся реальными. Альберт Бандура высказал идею, что телевидение способно соперничать с родителями и учителями в качестве источника ролевых моделей для подражания. Исследования показали, что средства массовой информации важны в гендерно-ролевой социализации, а анализ информации, поступающей к нам по телевизионным каналам, продемонстрировал, что телевидение создает стереотипные, традиционные образы мужчин и женщин [5].
О. А. Воронина и Н. И. Медведева [2] выделяют ряд положительных и негативных моментов при просмотре мультфильмов:
- мультфильмы любимы детьми с раннего детства, так как они яркие и образные. Персонажи мультфильмов показывают ребенку различные способы взаимоотношений с миром. Эталоны плохого и хорошего поведения, представления о добре и зле формирует у малышей видео;
- через сравнение с любимыми героями ребенок учится воспринимать себя позитивно, пересиливать свои страхи и трудности, вырабатывать в себе уважение к окружающим;
- дети намного эффективнее усваивают информацию, чем взрослые. Смотря видео, ребенок воображает картины мира и тем самым начинает развивать в себе личность, перенимая те или иные качества персонажей;
- ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Одними из самых важных являются женский и мужской образы. Глядя на стереотипы «мультгероинь», девочки впитывают особенности женского поведения. У мальчиков подсознательно формируется идеал женщины, который они будут потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько поведение героинь мультфильмов. Образ женщины, ранее романтичный и загадочный, наделяется чертами физиологичности и жестокости. Попутно высмеиваются традиционные для российских женщин качества, которые прославлялись в советских старых мультфильмах: целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство как таковое. Также можно отметить у некоторых героев неуважение, цинизм, порой жестокость к своей семье - родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах такими чертами наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам развития личности ребенка под влиянием СМИ, а также современных мультипликационных фильмов, можно сделать вывод о том, что роль современной мультипликации в воспитании ребенка является неоднозначной. С одной стороны, мультипликационные фильмы формируют эталоны плохого и хорошего поведения, представления о добре и зле, ребенок учится воспринимать себя позитивно, пересиливать свои страхи и трудности, с уважением относиться к окружающим, т.е. мультфильм выступает как одно из эффективных средств воспитания ребенка. С другой стороны, современные мультфильмы лишены той нравственной и моральной основы, которая способна благотворно влиять на развитие ребенка. Нравственные эталоны и ценности, образы женственности и мужественности подменяются грубостью, жестокостью, стиранием границ между «хорошо» и «плохо», между «можно» и «нельзя». Эта двойственная позиция требует дальнейшего, более тщательного изучения.
По результатам анализа психолого-педагогической литературы по вопросам роли современных мультипликационных фильмов в воспитании детей был разработан ряд рекомендаций по подбору мультфильмов для родителей и педагогов, работающих с данной категорией.
В общем виде ряд предлагаемых рекомендаций выглядит следующим образом:
- определение основных целей и задач по формированию тех или иных представлений и образов у детей;
- организация досугового времяпрепровождения;
- контроль и наблюдение за просмотром детьми тех или иных мультфильмов;
- подбор мультипликационных фильмов, соответствующих целям и задачам формирования образов;
- совместный просмотр мультфильмов с разъяснительными беседами и замечаниями;
- закрепление демонстрируемых образов в семейно-бытовой культуре.
Материалы статьи и рекомендации будут полезны родителям, педагогам, работающим с данной категорией детей, и лицам, занимающимся данной проблематикой.
Список литературы
1. Козачёк, О. В. Мультфильмы: их влияние на психику ребенка / О. В. Козачёк // Здоровье и экология. - 2007. - № 4. - С. 64-73.
2. Воронина, О. А. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка / О. А. Воронина, Н. И. Медведева. - URL: www.rae.ru/forum 2012/271/1559.
3. Гришаева, Н. П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольников / Н. П. Гришаева // Начальная школа плюс до и после. - 2001. - № 8. - С. 75-76.
4. Абраменкова, В. И. Дети и телевизионный экран / В. И. Абраменкова, А. Л. Богатырева // Воспитание школьников. - 2006. - № 6. - С. 28-31.
5. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб. ; М., 2001. - 320 с.
6. Короткий, В. И. Основы семейной психопедагогики : курс лекций / В. И. Короткий. - Архангельск : Март, 2003. - 178 с.
Щуклина Евгения Сергеевна
магистрант,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
УДК 372.2 Щуклина, Е. С.
Роль современной мультипликации в воспитании ребенка / Е. С. Щуклина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 4. - C. 12-14.
Shchuklina Evgeniya Sergeevna
master degree student,
Penza State University