60
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2012. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 316.346 О.А. Борисова
РЕБЕНОК КАК ОБЪЕКТ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Приводятся результаты анализа форм презентации проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также популяризации форм устройства детей в семью.
Ключевые слова: социальное сиротство, популяризация форм семейного устройства.
В период с мая по июнь 2011 г. автором статьи был организован проект с участием студентов 3 и 4-го курсов ФСФ в целях изучения особенностей реализации форм семейного устройства в Удмуртской Республике. Анализируя полученные результаты, прежде всего, транскрипты бесед с экспертами - специалистами органов опеки и попечительства в Ижевске, Воткинске, Завьялово, Понино, Якшур-Бодье и Дебесах, была обнаружена смежная с основной темой и достаточно актуальная проблема, а именно отношение к ребенку, в частности, в рамках системы семейного устройства.
Современное общество меняет отношение к ребенку в целом, из объекта, зависимого, неполноценного существа, он постепенно превращается в полноправного члена общества. Одновременно все большую актуальность приобретает конвертация ребенка в экономический ресурс, когда количество детей выступает индикатором состоятельности родителей: «Я могу себе сегодня позволить троих детей!».
Еще в большей степени ребенок, выпавший из контекста родной семьи, превращается в объект потребления. Существует разработанная схема продвижения такого товара, как дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей.
Для начала все дети, попадающие в государственную систему, структурируются по степени привлекательности для потенциальных родителей. Дети до года самый ходовой товар: «на них очередь», более старшие дети «уходят хуже». Вторая по популярности группа - дети до трех лет. Третья - девочки до семи лет. Самая сложная группа - мальчики от семи лет.
«На усыновление в основном просят малышей, то есть до года, грудничков ну или до трех лет, а под опеку ну тоже предпочтительнее младшего возраста, дети, которым исполнилось десять и старше лет, уходят реже».
«Есть граждане, которые...хотят взять детей именно новорожденных. Как правило, востребованы на усыновление дети новорожденные, до года, ну иногда до трех. А старше, как правило, уже не берут».
Таким образом, портрет социально привлекательного для усыновления ребенка структурирован:
• новорожденные дети, пол не имеет значения;
• дети в возрасте до трех лет, пол не имеет значения;
• дети в возрасте до семи лет, предпочтительно девочки.
Следует также отметить, что форма подачи информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, выстроена в стандартном варианте реализации коммерческого продукта, под которым подразумевается ребенок. Сами приемы, используемые для подачи информации, наталкивают на дискурс потребления: «Мы в основном рекламируем детей».
«Информацию в газеты мы подаем, что есть такие дети, оставшиеся без попечения родителей».
«Очень хорошо везде рекламируется сегодня приемная семья, которая получает достаточно более выгодное льготное содержание, заработную плату, пользуются другими немножко льготами».
Эксперты также отметили тенденцию, когда усыновители или опекуны преследуют меркантильные цели - получение вознаграждения за принятие ребенка (этот формат хорошо укладывается в потребительскую схему): «За деньги берут детей». Ребенок служит средством получения дохода.
Именно материальная поддержка представляется части экспертам возможностью спекулировать, когда кровные родственники вместо усыновления оформляют опеку или стремятся получить статус приемной семьи. Они считают, что основная цель в этих случаях не дети, а материальная ком-
пенсация за них. В лексиконе возникает такое выражение, как «оплачиваемая» опека, оно носит негативную окраску.
«Вообще, правильной формой устройства мы считаем усыновление, чтобы мотивы на воспитание ребенка в кровной семье были положительными без всякой, всякой выгоды».
В целом вся система ориентирована только на выбор потенциальными родителями детей и редко встает вопрос о том, что ребенку может и не понравиться кандидат в усыновители (официально с 10 лет у ребенка спрашивается согласие). Нужна двухсторонняя система, которая давала бы возможность не только потенциальным родителям выбрать ребенка, но и ребенку осуществлять свой выбор, что, возможно, помогло бы избежать ряда проблем в будущем при выстраивании взаимоотношений между ними.
«Некоторые не задумываются о том, что они могут не понравиться ребенку. Не то, что ребенок им не понравится. Вот ребенок увидит их и скажет: я не хочу к ней».
Процедура осуществления выбора ребенка достаточно формализована. Потенциальные родители заполняют анкету, где указывают желательные характеристики ребенка: пол, возраст, цвет глаз, цвет волос и т.п. Также они могут попробовать взять ребенка, а если не понравится (не получится достичь взаимопонимания), вернуть его. Условия возврата предполагает такая форма, как опека. Она оставляет определенную степень свободы и является некоей подстраховкой на случай возможного возврата ребенка (в этом случае ребенок наименее защищен).
«Оно как бы дает опекунам возможность обратного хода, что если вдруг, какие-то проблемы с ребенком, не сойдутся характерами, или что, они имеют право обратно его отдать в то учреждение, из которого они были взяты».
«А опека - это всё-таки как бы подстраховка - на содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, это немаловажно».
Кроме того, очерчен ряд стандартных причин возврата ребенка в систему государственной опеки:
• проблемы во взаимоотношениях: не сошлись характерами как с новыми родителями, так и с кровными детьми;
• неожиданные трудности привыкания и адаптации, переоценили свои возможности;
• проявление серьезных проблем со здоровьем;
• проявление генетических склонностей неблагополучных родителей.
«И их причина была в том, что не сошлись характером с ребенком, и приемный ребенок не сошелся характером с собственным ребенком».
«Да.. значит у нас две... две причины возврата бывают: либо опекун не справляется, сам признается себе, что он не справляется с обязанностями опекуна: не нашли общий язык, допустим, с ребенком».
«Потому что недооценили свои силы.Возможности и желания не совпадают с реальными вообще представлениями о том, с чем они столкнутся».
Социальный портрет потенциального усыновителя также структурируется экспертами на две группы:
• женщина в возрасте 30-35 лет, замужняя, русская, вероятно столкнувшаяся с проблемой бесплодия;
• женщина более старшего возраста, около 45 лет, собственные дети которой уже выросли, завести еще родных детей не позволяет возраст, а потребность в детях еще высокая.
В соответствии с этими критериями и выстраивается рекламная кампания, как правило, действующая на эмоциональном уровне. Однако психологическая готовность к принятию ребенка вызревает не сиюминутно, это достаточно длительный процесс, длящийся иногда годами:
«Рассказывают, что процесс этот долгий, что у некоторых это года два проходит, то есть не так, что, вот знаете, сели и бахнуло меня и я решила: надо взять. То есть мысль появляется, они ее думают, советуются, кто-то советуется с супругом, чаще женщинам приходит в голову. Это их слова. Я не знаю, насколько это правда, что вот советуются, кто-то даже с родственниками советуется. Ну у многих как бы вот от двух лет и до, но больше-то двух лет никто не называл».
Формы трансляции информации относительно детей, оставшихся без попечения родителей, можно разделить на 2 основных вида:
О.А. Борисова
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
• информационно-просветительские, то есть представляющие собой трансляцию информации относительно проблемы сиротства;
• деятельностные, то есть предполагающие какое-то непосредственное участие в организации помощи посредствам волонтерства, сбора средств в фонд детей-сирот, проведения мероприятий и конкурсов как для потенциальных замещающих родителей, так и реально ставших ими.
Информационно-просветительская форма реализуется посредством административного ресурса (трансляция информации чиновникам разного уровня, в компетенцию которых входит донесение ее до потенциальных родителей) и через актуализацию проблемы в СМИ. К последней будут относиться все виды трансляции информации посредством СМИ как местного, так и федерального уровня (телевидение, радио, газеты, информационные бюллетени, электронные версии, построенные по принципу портфолио, также сюда можно отнести точечную работу с выездами в определенные структуры, такие как школы, больницы).
Административный ресурс задействуется в случае организации работы на уровне директоров школ, глав поселений, которые в свою очередь должны донести информацию непосредственно до потенциальных родителей или опекунов.
Нужно отметить, что специалисты называли акции как местного, так и федерального уровней, однако многие не могли сказать точно ни как называется акция или программа, ни реализуется ли она в настоящее время.
«Ну, программы ведутся. Ежегодные, они там ежеквартальные по-моему. “Семья ”, “Защита прав детей”, не помню всех программ, но есть такие».
Были выделены следующие варианты реализации информационно-просветительской формы трансляции информации:
1. Рубрика «У вас будет ребенок» в рамках передачи «Пока все дома» (зрителей знакомят с детьми, проживающими в доме ребенка и в детских домах)
«Яуже говорила в СМИ, и передачи разные, вот «Пока все дома» и на удмуртском телевидении сейчас такая передача есть».
2. Специальный проект ТРК «Моя Удмуртия» «Право на счастье» (представлен в трех форматах - телевизионном, радио и электронной версией. Авторская программа Н. Хачировой, выходящая при поддержке Комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики).
3. Совместный проект «Хочу в семью» администрации города, Центра «Берег» и ТГ «Ижтрей-динг» (с февраля 2011г. публикуют информацию о детях сиротах на листовках о скидках).
«Коллеги из Первомайского района печатают на проспектах “Ижтрейдинга ” информацию о детях из интерната».
4. Проект 2010 г. - марафон «Ищу друзей» проводился в рамках городской акции «Семья» (привлечение внимания общественности к проблемам детей-сирот города, их поддержки и снижения числа детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот).
Характерный пример превращения ребенка в объект потребления - листовка, где после шампуня по сниженной цене рассказывается о детях-сиротах, как бы говорит: «Выбери себе еще один товар»! !!! Возможно, нужно транслировать не персональную информацию о ребенке (это, конечно, трогательно, но вот этично ли?), а сведения о возможностях системы и самих формах устройства детей в семью. Этот вариант информирования достаточно сомнителен. Вся лексика, используемая в таких случаях, имеет потребительскую нагрузку. Усугубляют ситуацию и спекуляции самих сотрудников, когда за здорового ребенка выставляются требования дополнительной оплаты!
Еще одним современным вариантом популяризации выступают ставшие особо популярными сегодня визуальные электронные варианты - портфолио, видеопаспорта. Конечно, они трогательны, но это взывает к сиюминутному порыву, а такие решения должны быть взвешенными, проверенными временем, люди приходят к решению принятия ребенка в семью годами. Кроме того, встает вопрос этики при выкладывании персональных данных детей в сеть.
Необходимо отрабатывать деперсонифицированные механизмы социальной рекламы для освещения этой темы. В рекламных роликах должна подниматься актуальность вопроса, также объясняться специфика различных форм устройства детей в семью, но не должно быть полной информации о конкретном ребенке с использованием его фотографии и персональных данных. Это могут быть истории о реальных детях, но без привязки к их визуальным образам и именам.
Таким образом, сложившаяся система позиционирует ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, как товар. Его можно выбрать в соответствии с собственными запросами (не учитывая мнения самого ребенка), даже посредством Интернет или в брошюрах со скидочными акциями, можно вернуть, если не подойдет, за него можно получить деньги. В таком контексте интересы ребенка остаются вне дискурса семейных форм устройства детей.
В современной ситуации наблюдается снижение числа детей в семьях. Одновременно вырастает доля социальных сирот, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенно актуализируется в условиях сложной социально-экономической ситуации социальное сиротство. Сложившееся отношение в обществе к таким детям настороженное, недоверчивое. Используемые средства популяризации форм устройства детей в семью, на сегодняшний день работающие по принципу реализации коммерческого продукта, только усугубляют ситуацию.
Население плохо информировано относительно форм и механизмов функционирования самой системы устройства ребенка в семью. Например, мало кто даже из усыновивших ребенка знает о существовании школы приемных родителей, в рамках которой можно проверить собственные силы и готовность к принятию ребенка в семью. Нужно использовать социальные, а не маркетинговые механизмы повышения информированности населения по этому вопросу. Популяризировать саму систему устройства детей в семьи, работающие механизмы, а не выставлять детей как некий товар, рыночный продукт. Необходимо работать в направлении возрождения, развития и пропаганды лучших воспитательных традиций, основанных на уважении и любви к ребенку. Вернуться к истокам, поскольку исторически семейные формы существовали задолго до возникновения институциональной системы опеки и попечительства.
Поступила в редакцию 11.12.11
O.A. Borisova
Child as an object of consumption
The article covers the results for the analysis of the presentation methods for problems of children-orphans and children without parental charge. The popularization of the methods for getting children into families is analyzed too.
Keywords: social orphanhood, promote forms of family unit.
Борисова Оксана Александровна, старший преподаватель Borisova O.A., senior lecturer
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]