УДК 001.159.9
Сулима К. И. студент магистратуры 3 курса факультет «Психология и социальная педагогика»
Мордвинова Е. А. научный руководитель Самарский Государственный Социально-Педагогический Университет
Россия, г. Самара РЕБЕНОК И СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Часто родители сами того не желая могут навредить своему ребенку. Конфликты неотъемлемая часть семейной жизни. В данной статье рассматривается влияние супружеских конфликтов на детей. Профилактика и реабилитация таких детей являются залогом успешного становления их личности.
Ключевые слова: ребенок, семья, конфликт, воспитание.
Often parents may harm their children. Conflicts are an integral part of family life. This article describes the influence of marital conflict on children. Prevention and rehabilitation of these children is the key to the successful formation of their personality.
Keywords: child, family, conflict, education.
В связи с неустойчивой социально-экономической обстановкой в стране на сегодняшний день одной из самых популярных проблем являются семейные конфликты. В нашем обществе происходят коренные изменения во взаимоотношениях в условиях современной семьи. Взаимоотношения в семье стали значительно сложнее это можно обосновать некоторым рядом причин. Во-первых, меняются брачно-семейные представления юношей и девушек , а именно, они приобретают потребительский характер, также происходит осознание и расхождение качеств желаемого спутника жизни и предполагаемого партнера по повседневному общению. Во-вторых, изменение привычных позиций происходит болезненно, это связано с невыполнением каким-либо членом семьи свойственной ему роли. В-третьих, в результате изменений происходящих в обществе, опыт предыдущего поколения теряет свою актуальность для современной молодежи. В последние годы отношения между родителями и детьми стали значительно сложнее и напряженнее. Авторитет родительской власти потерял свою актуальность.
В связи с тем, что наше общество переходит на все более коммерческую основу, одной из главных функций семьи становится воспитание, что в свою очередь переносится на систему социальных институтов общества. Именно это проявляется в первую очередь в нестабильности семьи, и, во-вторых, наблюдается дезорганизация семьи, что является причинной в увеличении
количества семей, в которых нравственно-психологический климат явно не способствует эффективной социализации ребенка.
В семье складывается характер ребёнка, и психологический климат семьи представляет для него среду ближайшего социального окружения. Отрицательные взаимоотношения родителей могут создавать психотравмирующую обстановку для ребёнка, в результате чего он приобретает ряд отрицательных черт характера такие как: цинизм, склонность к доносам, недоверчивость. Более того, в семье могут создаваться условия, приводящие к нервно-психическим заболеваниям детей.
Семья формирует систему ценностей, базовые структуры личности ребенка, его отношение к себе, к миру. Также она формирует основные модели поведения. Именно поэтому в воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные стереотипы, а также применяя наказания или поддерживая ребенка.
Одним из главных факторов, неблагоприятно сказывающихся на формировании деткой психики — это ощущение внешней нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей. Он приводит к патологическим страхам, вечному напряжению, тяжелым, даже кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками и к другим неприятным последствиям, что в конечном итоге может сделать из ребенка «душевного инвалида», человека, боящегося совершить хоть какой-нибудь самостоятельный поступок.
Целью статьи является изучить влияние семейных конфликтов на ребенка.
Существует ряд учёных, психологов, педагогов которые занимаются изучением семейных конфликтов, а также их влиянием на ребёнка, такие как: Светлана Руснак, Кристина Попеску, Оксана Шевченко, Георг Зиммель, Н.В.Гришина, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, и др.
Семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия споры, конфликты и кризисы неизбежны.
Под конфликтом в социологии понимают осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп. Конфликты невозможно избежать, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают человека от рождения до самой смерти.
Конфликты в семье лишают ребенка чувства безопасности. Сила и
глубина реакции зависит от их возраста, опыта, полученного до сих пор в семье, в жизни, от их характера, темперамента, воспитанности, чувствительности. Дети младшего возраста бывают так поглощены эмоциями ужаса, страха, страдания, что оказываются не в состоянии противопоставить им хотя бы слабые барьеры разума. Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях, реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют.
Душевная травматизация детей - это одно из последствий наблюдаемых семейных конфликтов. Во время того, как родители пребывают в конфликтном состоянии, нарастает отчуждение детей, которое впоследствии может перерасти в глубокую ненависть. В семьях, где отец или другие родственники на глазах у ребенка унижают маму, взрослеющему ребенку будет трудно сохранить к ним уважение, вследствие чего и упадет их авторитет. Многие родители замечают то, что их дети отказываются выполнять предъявляемые к ним требования, это может быть результатом того, что ребенку сложно побороть в себе чувство неприязни к постоянно ссорящимся родителям.
Постепенно чувство страха сменяется агрессивностью, направленной на того родителя, по вине которого он якобы лишился столь необходимой ему поддержки другого и утратил чувство безопасности. Агрессивные черты характера могут развиться у него вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны.
В целом отмечают три типа поведения ребенка в семейном конфликте. Первый тип - когда ребенок сдерживает конфликт, осознанно или неосознанно пытаясь примирить обе стороны. Особенно часто так поступают дети, наблюдая напряженные отношения и ссоры родителей. Ребенок является тогда важной деталью семейной системы. В этот момент он становится излишне ответственным, рано «взрослеет», такие дети часто болеют, особенно это наблюдается в острый период конфликта, все это происходит в надежде объединить родителей в усилиях по уходу и тем самым примирить.
Второй тип. Ребенок принимает одну из сторон конфликта, при этом вызывая на себя негативную реакцию другой стороны. Это также способствует разрушению семейной системы, и психики ребенка, поскольку внутри он чувствует стыд и злость на участников конфликта и на себя, которые мешают его дальнейшему психологическому развитию и могут оставить свой след в психике на всю жизнь. Третий вариант поведения состоит в том, что ребенок закрывается от всех, т. е. уходит в себя, дистанцированность от семейных конфликтов вследствие ощущения их непереносимости и тяжести. Такое поведение может стать причинной асоциального поведения ребенка, а также появлению психических проблем: депрессии, уходу в мир фантазий, замкнутости.
Последствия семейных конфликтов для ребёнка:
• общая нервозность при развитии ребёнка;
• развивается психологическая патология у растущего ребёнка;
• увеличивается риск неконтролируемого поведения ребёнка;
• ребёнок плохо усваивает моральные и общекультурные ценности;
• повышается вероятность формирования негативного чувства по отношению к тому или иному полу, в зависимости от симпатий ребёнка к одному из родителей.
Для предотвращения пагубных последствий конфликтов в семье, проводится профилактика отклоняющегося поведения ребенка. Она заключается в системе предупредительных мер, направленных на формирование специальных условий, препятствующих возникновению и распространению социальных отклонений у детей и подростков. Цель профилактики - устранить причины развития девиантного поведения еще на начальном этапе. В основе такой профилактики лежит инновационная методика семейно-групповых конференций. Она заключается в проведении встреч членов семьи при присутствии посторонних, к ним могут относиться соседи, родственники или специалисты социальных служб. Задачей таких встреч является разрешение возникшей в семье проблемы. Каждый присутствующий может высказать свое мнение относительно сложившейся ситуации, выразить свою позицию и узнать мысли окружающих относительно ее. Данная методика имеет несколько этапов проведения:
1. Подготовительный — производится сбор информации социальным педагогом о состоянии семьи и ситуации в целом. Именно на этом этапе определяется, подходит ли она в нашем случае.
2.Второй этап - социальный работник проводит предварительные встречи с каждой из сторон. Идет обсуждение различных способов разрешения конфликтных ситуаций.
3. Третий этап — встреча сторон. На этом этапе участники высказывают свои мнения, обсуждают пути решения проблемы и в итоге приходят к взаимовыгодному соглашению. Важным моментом на этапе встречи является наличие четких правил проведения, и наличие общей цели - выхода сторон из проблемной ситуации. Результатом на данном этапе является заключенный между членами семьи договор, пункты которого они обязаны выполнять. За контроль их выполнения чаще всего отвечают сами стороны обоюдно, однако в отдельных случаях эта роль ложиться на плечи социального сотрудника.
Социальная реабилитация детей - это возвращение, способности их к действиям, поведению и общению в обществе при этом способности детей должны отвечать ожиданиям общества. Осуществление социальной реабилитации детей из конфликтных семей возвращает им социальное достоинство, что означает осознание человеком своей ценности, значимости, признание этой ценности и в другом человеке. На этом основании формируется требовательность, человека к себе, к своему поведению и поступкам.
Комплексная программа реабилитации должна включать в качестве направлений социально-правовую, медицинскую и психолого-педагогическую реабилитацию. Комплексные реабилитационные методики предусматривают такие этапы, как диагностика, анализ ее результатов, планирование реабилитационных мероприятий, реализация плана, анализ результатов реабилитации на медико-психолого-педагогическом консилиуме (через 4-7 месяцев), патронат семьи.
Основные направления реабилитационной работы:
• Диагностическое направление. Одно из главных направлений реабилитационной работы, т. к. вся последующая деятельность будет строиться на результатах, проведенных нами, психодиагностических методик, с целью выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
• Индивидуальное и групповое консультирование. Индивидуальное консультирование осуществляется по запросу детей и их родителей, а также после проведения психодиагностического исследования. Не менее эффективной разновидностью консультирования является групповое консультирование. Именно в группе есть возможность проиграть и реконструировать семейные отношения, а также избавиться от негативных последствий неудовлетворительного опыта полученного в своих семьях. Атмосфера поддержки и альтруистичный настрой участников помогают быстрее раскрыться и решить свои проблемы всем членам группы.
• Коррекционное направление. Основой для данного направления являются результаты, которые мы получили после диагностики. От этого будет зависеть успех созданных нами психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное проживание детьми каждого возрастного периода и тем самым способствующих реализации их индивидуальных творческих возможностей.
Важным в решении проблем социальной реабилитации детей из конфликтных семей мы считаем организацию их свободного времени. С этой целью в учреждениях социального обслуживания Ленинского района города Самары были организованы подростковые клубы (например, « Огонёк» ул. Пролетарская 175; «Кинапландия» ул. Лесная 23 к5; «Секрет» ул. Рабочая 95; «English land" ул. Ленинградская 40), студии (театральная, изостудия, музыкальная), детский спортивный центр «Будущее» ул. Льва Толстого 97 а; детская хоккейная школа ЦСК ВВС ул. Молодогвардейская 222.
Стратегия развития детского самоуправления также является одним из условий социальной реабилитации детей из конфликтных семей. В качестве задач детского самоуправления мы выделили: развитие организаторских и коммуникативных навыков; формирование у детей и подростков активной жизненной позиции, ориентированной на достижение успеха с помощью профессионализма, инициативности и порядочности. Созданная система детского самоуправления направленная на развитие таких качеств как
ответственность за результаты своей деятельности, аккуратность ведения документации. Она позволяла научить детей более продуктивному и корректному общению друг с другом, цивилизованным нормам решения конфликтных ситуаций.
Подводя итог всему выше сказанному, мы выяснили, что, безусловно, конфликты в семье отражаются на ребенке. Такие отношения наносят ему психические травмы, которые, скажутся на его характере, отношении к другим людям и к самому себе. Учитывая, что в настоящее время развитие конфликтных ситуаций в семье приобретают все более обостренный характер изучение данного вопроса остается актуальным. Мы планируем разработать и апробировать результаты опросника для родителей.
Использованные источники:
1. Плотников А. А. Психологическая профилактика девиантного поведения детей в конфликтных семьях / А.А. Плотников // Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2015 - №5 — С. 111-113.
2. Семейные конфликты с участием детей. Б.Г. Херсонский и С.В. Дворяк (Электронный ресурс) http://adalin.mospsy.ru
УДК 159.9
Таратута И.В. старший преподаватель кафедра иностранных языков Государственный аграрный университет Северного Зауралья
Россия, г. Тюмень
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ("BURNOUT") КАК
ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Аннотация
В статье представлен феномен эмоционального выгорания «burnout» как показатель профессиональной дезадаптации преподавателя. Рассматриваются характерные признаки данного синдрома, а также факторы, играющие существенную роль в эмоциональном выгорании детально представлены. В статье предложены некоторые способы преодоления рассматриваемого синдрома.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, личностный фактор, ролевой фактор, стресс, организационный фактор, "'релаксация".
Taratuta I. V.
senior teacher of foreign languages chair State Northern Trans-Urals Agrarian University
Russia, Tyumen
EMOTIONAL "BURNOUT" SYNDROME AS A MEASURE OF VOCATIONAL MALADJUSTMENT OF TEACHERS