УДК 341.231.14 ББК 67.400.32 Б15
Yu.S. BADALYANTS*
A GIRL (A CHILD) IN THE SYSTEM OF HUMAN RIGHTS AND MECHANISMS OF SOCIAL AND LEGAL PROTECTION
Аннотация: в статье впервые сделана попытка исследовать вопрос о правовом положении ребенка-девочки в системе прав человека с использованием международных, региональных и национальных стандартов, определить жизненные параметры, которые отличают девочку от других категорий людей, и степень особых гарантий защиты прав и свобод.
Ключевые слова: дискриминация, насилие, ребенок-девочка, Конституция РФ, федеральные законы, декларации и конвенции ООН, инфантицид-детоубийство.
ЮРИЙ СЕТРАКОВИЧ БАДАЛЬЯНЦ*
РЕБЕНОК-ДЕВОЧКА В СИСТЕМЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ
ЗАЩИТЫ
*Доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры теории и истории государства и права, международного и европейского права (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
Annotation: this article is the first attempt to study the question of the legal position of a girl (a child) in the system of human rights using international, regional and national standards, to identify vital parameters that distinguish a girl from the other categories of people, and the degree of special guarantees of protection of rights and freedoms.
Key words: discrimination, violence, a girl (a child), the Constitution of the Russian Federation, federal laws, UN declarations and conventions, infanticide.
Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка.
Ф.М. Достоевский
Проблема защиты прав и свобод ребенка всегда была актуальной для России. Отсутствие эффективных механизмов правовой защиты, права на жизнь и воспитание в семье приводит к постоянному росту социальной напряженности в обществе и государстве1.
Начало институту международной защиты прав ребенка положил Первый международный конгресс по охране детей, который состоялся 23-26 июля 1913 г. в Брюсселе. В нем приняли участие представители 40 государств, включая Россию. Несомненно, этот конгресс следует считать первым мероприятием, где обсуждались все вопросы, касающиеся детей.
20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Дальнейшие шаги, предпринимаемые присоединившимися к Конвенции странами, должны в соответствии со ст. 4 относиться к области совершенствования национального законодательства в целях создания механизма защиты прав ребенка.
В преамбуле Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г., было провозглашено, что ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь ввиду
его физической и умственной незрелости.
1
а> I
с -с
s §
I
о §
0 -с
CD
1 О
(V)
о
0
1
а>
CD Ш
-С g
0
CD CD
1
s
о
CD О
5
У §
ГО CD
ГО
6
О С
о
<0
0
1
1 о
У
о §
о §
2 У
ГО &
О
Развивая данные положения, Конституция РФ (ст. 38) устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а родители обязаны заботиться о детях, их воспитании и трудоспособные дети, достигшие совершеннолетия, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. В соответствии с этим предписанием многие страны приступили к практической реализации Конвенции 1989 г. Определенная работа в этой области проводилась и проводится в России. 16 августа 1990 г. Конвенция о правах ребенка была ратифицирована нашей страной, а 24 июля 1998 г. был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»2. В нем была сделана попытка закрепить основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией РФ.
Нельзя не отметить и Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»3, в котором определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако необходимо согласиться с некоторыми учеными, отмечавшими, что Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» носит декларативный характер, ибо не содержит ни механизма реализации закрепленных в нем гарантий, ни положений об ответственности органов, не выполняющих обязательства по содержанию в реализации и защите прав ребенка4.
Что касается Федерального закона «О дополнительных гарантиях...» (п. 1 ст. 11), то в нем предусмотрена ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за несоблюдение положений этого Закона. Кроме того, указывается, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов власти своих обязанностей, предусмотренных данным Законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность. Совершенно прав Н. В. Кравчук, предлагающий внести в Закон об основных гарантиях положение об ответственности должностных лиц, подобное тому, которое предусмотрено в законе о дополнительных гарантиях5.
Российским законодательством предусматривается существование и создание различных органов, способствующих охране и защите прав и интересов ребенка.
1 сентября 2009 г. Указом Президента РФ № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка» в Российской Федерации был образован новый институт несудебной защиты прав ребенка, целью которого было провозглашено обеспечение защиты прав и интересов ребенка.
Существует достаточно широкий круг различных отраслей российского права, содержащих нормы о защите прав и свобод ребенка, различные правовые гарантии и изменения, произошедшие в системе законодательства за последние годы.
Однако возникает вопрос: «Защищены ли дети сегодня от дискриминации, недоедания, пороков воспитания, от насилия со стороны родителей - в семье, взрослых - на улице, своих сверстников - в школе?». К сожалению, на этот вопрос приходится отвечать в большинстве случаев отрицательно.
Рассматривая проблемы гарантий защиты прав ребенка, хотелось бы обратить внимание на те же проблемы, только касающиеся исключительно детей-девочек. Этот вопрос практически не рассматривается в научной литературе, а исследуется в общем, без разграничения пола. Думается, что это не совсем правильно с различных точек зрения.
Не секрет, что во многих странах, как показывает практика, лица женского пола подвергаются дискриминации начиная с раннего возраста6.
Справедливости ради следует сказать, что практически права девочек не защищены, а это ведь будущие женщины. Видимо, такое положение дел впоследствии и определяет правовое положение уже взрослой женщины.
Впервые проблема защиты прав девочек была поставлена на IV Всемирной конференции в Пекине в 1995 г. В итоговом документе -Пекинской декларации и Платформе действий -была подчеркнута ответственность правительств за защиту и поощрение прав девочек, за предоставление всем девочкам, без исключения, возможности развивать свой потенциал и накапливать практический опыт на основе равного доступа к системе образования и профессиональной подготовки, услугам в области питания, охраны физического и психологического здоровья и к соответствующей информации7. Кроме того, вопрос о правовом положении девочек был включен в повестку дня 42-й сессии Комиссии по положению женщин и девочек ООН.
Комиссия ООН по положению женщин на 42-й сессии в 1998 г. предложила странам - членам ООН и международному сообществу принять
дальнейшие меры по поддержке общечеловеческих прав женщин, в том числе включение гендерной проблематики во все соответствующие стратегии и программы. Среди выводов Комиссии - необходимость проведения мероприятий по организации и поддержке общенациональных и местных диалогов о значении прав человека, половой дискриминации и нарушениях прав женщин. В резолюции также подчеркнута необходимость гарантированного существования правовых и нормативных рамок, обеспечивающих полную реализацию общечеловеческих прав женщин и девочек8.
По данным ООН, во многих странах мира девочки подвергаются дискриминации и насилию. В некоторых районах численность мужчин превышает численность женщин на 5 человек из каждых 100. Причинами такого несоответствия в численности, в частности, являются пагубное отношение и практика, такие как калечащие операции на женских половых органах, предпочтение сыновей - что приводит к умерщвлению новорожденных девочек и выбору пола ребенка до рождения, женскому инфантициду -ранним бракам, включая браки в детском возрасте, насилие в отношении женщин, сексуальную эксплуатацию, половое принуждение, дискриминацию в отношении девочек при распределении продовольствия и другие виды практики, влияющие на здоровье и благополучие.
К девочкам часто относятся как к людям второго сорта или внушают, что они должны быть на втором месте, что наносит ущерб их самоуважению, а в дальнейшем и социальной ответственности. Дискриминация девочек в области образования закрепляет существующее неравенство полов.
Несмотря на то что в ряде стран число имеющих образование детей за последние 20-30 лет возросло, у мальчиков дела обстоят значительно лучше, чем у девочек. Так, в 1990 г. 130 млн детей не имели доступа к начальному образованию, из них 81 млн составляли девочки. Несомненно, это результат следования национальным традициям и обычаям, детский труд, ранние браки, отсутствие финансовых средств, нехватка в образовательных учреждениях преподавателей-женщин и другие социально-экономические факторы.
Следует отметить, что сегодня в мире более 15 млн девочек в возрасте от 15 до 19 лет рожают детей. Однако надо помнить, что материнство в очень раннем возрасте влечет за собой осложнения во время беременности и родов, а также высокую степень смертности
при родах. В дальнейшем все это ведет к долгосрочным отрицательным последствиям для качества жизни молодых матерей и их детей.
Сексуальное насилие и заболевания, передаваемые половым путем, включая ВИЧ/СПИД, оказывают разрушительное воздействие на здоровье детей, при этом девочки в большей степени, чем мальчики, испытывают на себе последствия небезопасных преждевременных сексуальных отношений, а также давление с целью заставить их вступить в половую связь. В результате действия таких факторов, как молодость, социальное давление, отсутствие защищающих законов или несоблюдение этих законов, девочки в большей степени подвержены всевозможным формам насилия, особенно сексуального, включая изнасилование, половое принуждение, сексуальную эксплуатацию, торговлю, возможно, даже торговлю их органами и тканями, и принудительный труд.
В ужасающем положении находятся девочки-инвалиды, брошенные, бездомные и перемещенные дети, а также дети, находящиеся в районах конфликтов и подвергающиеся дискриминации по причине принадлежности к этническим или расовым меньшинствам и т. д.
На Всемирной Венской конференции 1993 г. была принята Венская декларация и Программа действий, одно из новшеств которых состояло в том, что наряду с правами женщин в них в качестве особого субъекта международного права была названа девочка. В п. 18 было провозглашено, что права человека, женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека9. Венская конференция призвала к ликвидации традиционной негуманной практики и обычаев, наносящих вред девочкам, их физическому и духовному здоровью в различных частях мира, особенно в мусульманских странах.
Согласно мусульманским понятиям женщина (девочка) - не самостоятельное создание, а рождена на свет, чтобы принадлежать мужчине. Следует отметить, что дискриминация заложена уже с самого рождения девочки как явление негативное, которое выражается в различных подходах к воспитанию детей.
Статус девочки по достижении совершеннолетия сменяется статусом женщины. Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 16) «... они имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности и религии вступать в брак и основывать семью». Однако сам возраст наступления совершеннолетия в разных странах далеко не всегда совпадает.
1
ш
С
-С §
§
О §
о -с
CD
О
(V)
о
0
1
ш
CD Ш
-С
S
0
CD CD
1
s
о 00 о
5 §
го со
го
6
о с
о
<0
0
1
1 о
У
о §
0 §
2
1
ГО &
О
Во многих странах Африки и Азии продолжают действовать общинные и религиозные правила, допускающие ранние браки и выдачу замуж девочек в возрасте от 11 до 13 лет. Основными причинами такой практики являются стремление сохранения девственности девочек до брака, определение размера выкупа (калым) за невесту, освобождение семьи от лишнего едока и обеспечение долгого цикла фертильно-сти для рождения сыновей.
Ранние браки девочек имеют негативный характер. Они подвергают серьезному риску здоровье девочки и молодой женщины, что обусловлено частыми беременностями и грудным вскармливанием в тот период, когда молодые матери сами растут.
Многие страны (Алжир, Буркина-Фасо и др.) различными ухищрениями стараются обойти международное законодательство, чтобы сохранить во что бы то ни стало требования ислама в вопросах брака и семьи. Согласие на брак по исламу дается не самой женщиной, а ее родственником по мужской линии - отцом или дядей. Однако если женщина заключит брак без согласия такого опекуна, брак может быть по требованию последнего объявлен недействительным. Подобное правило является и поныне реальностью в мусульманских странах, например в таком африканском государстве, как Судан. По мнению хорошо знакомых с правовой и культурной ситуацией в Судане исследователей, «закон этой страны написан таким образом, чтобы никто не подумал, что мужчина может быть равен женщине. Наоборот, закон рассматривает всех женщин одинаково неравными мужчинам».
По различным причинам, чаще всего по беременности невесты и снижению возраста, эта Конвенция до сегодняшнего дня ратифицирована незначительным числом государств-участников.
19 декабря 2011 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой провозгласила 11 октября Международным днем девочек в знак признания прав девочек и уникальных проблем, с которыми они сталкиваются во всем мире10.
Следует отметить, что празднование первой годовщины Международного дня девочек было посвящено ООН детским бракам, которые представляют собой нарушение прав человека и отрицательно влияют на все аспекты жизни девочек. Несомненно, что детские браки лишают девочек детства, заставляют их прерывать свое образование, ограничивают их возможности, повышают опасность подвергнуться насилию и домогательствам, угрожают их
здоровью и представляют собой препятствие для достижения практически всех целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН здоровых общин11.
Несомненно, предотвращение ранних детских браков защитит права девочек и поможет уменьшить угрожающую им опасность насилия, ранней беременности, ВИЧ-инфекций, материнской смертности, инвалидности и т. д. Естественно, когда у девочек есть возможность продолжить школьное обучение и не выходить замуж в раннем возрасте, они могут создавать условия для лучшей жизни для себя и своих семей и участвовать в поступательном развитии своей страны.
Генеральная Ассамблея ООН в резолюции от 19 декабря 2011 г. определила меры, с тем чтобы покончить с пагубной практикой детских браков:
- принять соответствующие законы по повышению минимального возраста вступления в брак для девочек до 18 лет и обеспечить их исполнение, а также повысить уровень информирования общественности в вопросе о том, что детские браки являются нарушением прав человека;
- улучшить доступ к качественному начальному и среднему образованию, обеспечив ликвидацию тендерного разрыва среди учащихся;
- мобилизовать девочек, мальчиков, родителей, руководителей и сторонников на изменение пагубных социальных норм, поощрение прав девочек и создание для них возможностей;
- оказывать девочкам, уже состоящим в браке, помощь путем предоставления им различных вариантов получения школьного образования, услуг в сфере сексуального и репродуктивного здоровья, жизненных навыков, возможностей и защиты от насилия в семье;
- устранить коренные причины, лежащие в основе детских браков, включая гендерную дискриминацию, низкую ценность девочек, нищету или религиозные и культурные соображения.
Ранее отмечалось, что проблема защиты прав девочек была поставлена на IV Всемирной конференции в Пекине в 1995 г. В итоговом документе были сформулированы и определены стратегические цели решения этой сложной проблемы:
- ликвидация негативных культурных традиций и практики в отношении девочек;
- ликвидация всех форм дискриминации в отношении девочек;
- поощрение и защита прав девочек и повышение осведомленности общественности об их потребностях и потенциале;
- ликвидация дискриминации в отношении девочек в области образования, развития навыков и профессиональной подготовки;
- ликвидация дискриминации в отношении девочек в области здравоохранения и питания;
- ликвидация экономической эксплуатации детского труда и защита девочек на рабочих местах;
- ликвидация насилия в отношении девочек;
- просветительская работа среди девочек по вопросам социальной, экономической и политической жизни;
- укрепление роли семьи в деле улучшения положения девочек.
Что касается российского законодательства, то оно не выделяет детей-девочек в отдельное составляющее звено населения. В научной литературе практически нет специальных исследований, посвященных только проблемам девочек (или мальчиков), а все они рассматриваются как совершеннолетние, несовершеннолетние или подростки, причем без указания пола. Считаем это неправильным, ибо девочка и мальчик различны по многочисленным жизненным параметрам: биологическим, физическим, духовным, социальным, нравственным, моральным и т. д. Никто не станет отрицать, что только ребенок-девочка обладает репродуктивной функцией деторождения и продолжения человеческого рода, сохрания жизни на земле. Только уже по этим свойствам она должна быть окружена большим вниманием со стороны государства, семьи, школы, страны, правительства, правозащитных организаций и т. д.
Несмотря на наблюдающийся в последние годы рост уровня рождаемости, число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет с 31,6 млн в 2002 г. до 25 млн в 2011 г.
Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества
принятия неотложных мер по улучшению положения детей и их защите.
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в нашей стране, руководствуясь международными документами, Президент РФ В. В. Путин издал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»12.
Национальная стратегия разработана на период до 2017 г. и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
Национальная стратегия разработана с учетом стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы и включает в себя следующие основные цели:
- способствовать появлению дружественных ребенку услуг и систем;
- искоренению всех форм насилия в отношении детей;
- гарантировать права детей в инстанциях, когда дети особо уязвимы.
Реализацию Национальной стратегии на 2012-2017 годы предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
- семейная политика детствосбережения;
- доступность качественного обучения и воспитания;
- культурное развитие и информационная безопасность детей;
- здравоохранение, дружественное отношение к детям и здоровый образ жизни;
- равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;
- создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного ребенку правосудия;
- участие детей в реализации Национальной стратегии.
Важнейшим направлением в реализации Национальной стратегии является участие самих детей в принятии решений. Это один из ключевых принципов современной политики, ориентированной на ребенка, во многих странах. Общепризнано, что дети могут внести важный вклад в принятие решений, затрагивающих их развитие, а также развитие местного сообщества, в котором они проживают. В связи с этим крайне важным является проведение монито-
1
ш
С
-С §
§
О §
о -с
CD
О
(V)
о
0
1
ш
CD Ш
-С
S
0
CD CD
1
S
О 00 о
5 §
го со
го
6
о с
о
<0
0
1
1 о
У
о §
0 §
2
1
ГО &
О
ринга участия детей в принятии решений с использованием возможностей статистической методологии13. Однако для проведения мониторинга дети должны знать о своем развитии, положении дел в школах, трудностях и задачах в своей школе, городе, области, крае и стране. Они должны быть партнерами бизнеса, общественных организаций и т. д. К сожалению, мнение детей нередко учитывается при принятии решений, и поэтому существуют риски в развитии сложного процесса участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы14.
Несомненно, организатором проведения мониторинга должен стать орган исполнительной власти федерального уровня, например Минобр-
науки России, которое является основным исполнителем мероприятий раздела «Дети - участники реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»15.
В заключение хочется отметить, что сегодня общество и государство должны в срочном порядке оградить подрастающее поколение от всего негативного, создавать благоприятные условия для жизни, здоровья, учебы, творчества, развития и отдыха, даже при условии, если придется поступаться общественными благами. Что касается девочек, то здесь крайне необходимо создавать особые условия для воспитания, ограждения от гендерной дискриминации, домашнего насилия, равноправия в труде и обществе.
Список использованной литературы
1 См.: Бадальянц Ю. С. Права женщины и ребенка: история и современность: монография. М.; Рязань, 2008. С. 233; Михайлова Н. В. Семья: родители и дети. Криминологические проблемы // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2003. № 2. С. 40; Кравчук Н. В. К вопросу о гарантиях прав ребенка в России // Современное право. 2006. № 3. С. 57-63.
2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 3. Ст. 3802.
3 См.: Там же. 1996. № 52. Ст. 5880.
4 См.: Кравчук Н. В. К вопросу о гарантиях прав ребенка в России // Современное право. 2006. № 3. С. 57-63.
5 См.: Там же. С. 59.
6 См.: Бадальянц Ю. С. Женщина в современной России (проблемы дискриминации и насилия): монография. М.; Рязань. 2013. С. 9.
7 Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/ GEN/N96/273/03/PDF/N9627303.pdf?0pen Element.
8 URL: http://www.un.org /russian/documen/gadocs/23spec/right.htm.
9 См.: Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и программа действий. Июнь 1993 г. Нью-Йорк, 1995 С. 21-60; Международное публичное право: сб. док. М., 1996. Т. 1. С. 521-540.
10 См.: Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc / UND0C/GEN/N11/469/04/PDF/N1146904.pdf?0penElement.
11 См.: Декларация тысячелетия ООН: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.; Поленина С. В. Права девочек в контексте норм Конституции Российской Федерации // Гос-во и право. 2013. № 8. С. 27-34.
12 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 23. Ст. 2994.
13 См.: Калабихина И. Е., Кучмаева О. В. Мониторинг участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы // Вопросы статистики. 2013. № 10. С. 29-35.
14 См.: Анализ положения детей в Российской Федерации на пути к обществу равных возможностей. М., 2011. URL: //www.unicef.ru/library/raports/755.
15 См.: О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 43. Ст. 5908.
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 21 февраля 2014 г. № 2.