Научная статья на тему 'Реальность реформирования имущественного налогообложения в России'

Реальность реформирования имущественного налогообложения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ / REAL ESTATE TAXES / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ / PERSONAL PROPERTY TAX / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / LAND TAX / BUSINESS ASSETS TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ким Надежда Тесоновна

Введение налога на недвижимость в России главный лейтмотив основных налоговых направлений уже десяток лет. Проект федерального закона об установлении в России нового налога, принятый Государственной Думой РФ в 2004 г., далее первого чтения пока не продвинулся. Разработка проекта закона постоянно наталкивается на различные трудности, поэтому увидеть налог на недвижимость на практике удастся только тогда, когда основные составляющие этого налога будут приведены «в порядок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feasibility of the Property Tax Reform in Russia

Transition to the new real estate tax in Russia has been the key-note of the tax policy guidelines for the last ten years. The draft of the federal law on the establishment of the new tax in Russia was adopted by the State Duma in 2004, however, it has not developed further than the first reading so far. The development of the draft constantly faces various hindrances; therefore one can see the implementation of the real estate tax only after the basic components of the real estate tax are settled.

Текст научной работы на тему «Реальность реформирования имущественного налогообложения в России»

налог на недвижимость:

проекты и реальность

реальность реформирования имущественного

налогообложения вроссии

Ким

Надежда Тесоновна

аспирантка факультета финансово-кредитных и международных экономических отношений, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов [email protected]

_Аннотация

Введение налога на недвижимость в России -главный лейтмотив основных налоговых направлений уже десяток лет. Проект федерального закона об установлении в России нового налога, принятый Государственной Думой РФ в 2004 г., далее первого чтения пока не продвинулся. Разработка проекта закона постоянно наталкивается на различные трудности, поэтому увидеть налог на недвижимость на практике удастся только тогда, когда основные составляющие этого налога будут приведены «в порядок».

Ключевые слова: налог на недвижимость, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог

В настоящее время вопрос о трансформации местных налогов в единый налог на недвижимость является одним из наиболее актуальных и поднимается Президентом РФ в основных направлениях налоговой политики уже более 10 лет. Переход к самостоятельному регулированию и сбору единого налога на недвижимость, взамен налогов на землю и имущество, станет одним из важнейших направлений в создании финансово устойчивой базы в налоговых доходах местных бюджетов.

Так, в большинстве развитых стран, имущественные налоги являются основными доходными источниками местных бюджетов, которые расходуются на решение вопросов местного значения, связанные с жизнеобеспечением человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и т.д. [8].

В Российской системе налогообложения к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Их роль в консолидированном бюджете Российской Федерации ничтожно мала - 0,56% в 2008 г., 0,81% в 2009 г., 2% в 2010 г. и 0,6% в 2011 г., по данным Федерального казначейства РФ [8].

Таким образом, в России практика взимания имущественных налогов требует усовершенствования для выполнения ими своих основных функций -фискальной и регулирующей. Необходимость внесения кардинальных изменений в существующий порядок налогообложения недвижимого имущества активно обсуждается на разных уровнях власти уже несколько лет.

Предполагаемые изменения в законодательстве

Основные идеи применения в нашей стране налога на недвижимость были сформулированы еще в 1997 г. Тогда была предпринята экспериментальная попытка введения этого налога в городах Великом Новгороде и Твери [6]. Однако уже более десяти лет основные проблемы и споры о перспективах налога на недвижимость остаются нерешенными.

В рамках налога на недвижимость, которому в части второй Налогового кодекса РФ планируется отвести отдельную главу, предлагается [5]:

- налогоплательщиком налога на недвижимость признать физических лиц, обладающих правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненно наследуемого владения на недвижимое имущество;

- объектом налогообложения определить недвижимость жилого назначения и гаражи, а также земельные участки, на которых расположены данные объекты или которые представлены для их строительства;

- для определения налоговой базы использовать рыночную (кадастровую) стоимость объекта налогообложения.

Предполагаемые изменения в законодательстве позволяют:

- создать основу для стабильных поступлений в местный бюджет;

в России практика взимания имущественных налогов требует усовершенствования для выполнения ими своих основных функций - фискальной и регулирующей

- создать социальную справедливость между обладателями элитного, комфортного жилья и владельцами более дешевой недвижимости;

- создать более эффективную налоговую систему, за счет упрощения системы имущественного налогообложения и снижения затрат на его администри-рование1.

В первоначальном варианте налог на недвижимость заменял не только местные налоги, но и региональный налог на имущество организаций, тем самым сохраняя экономический смысл установления налога на недвижимость. Так как при переориентации налогообложения, из всех видов имущества именно на недвижимое имущество, возникает необходимость отмены всех однотипных налогов, в том числе регионального налога на имущество организаций, распространяющего свое действие и на объ-кты движимого имущества.

Следует отметить, что предполагаемая сегодня в онопроекте модель налога на недвижимость предусматривает при его введении замену взимания только местных налогов - земельного налога и налога на имущество физических лиц, и не затраги-:т налог на имущество организаций.

'оссия не готова к введению налога на недвижимость

Что касается реформирования налога на имущество организаций, то планируется отменить налог на движимое имущество для организаций [4]. К такому

Россия

еще не готова

переходить

к новому налогу

на недвижимость

1 Заметим, что до настоящего момента власти не решались ввести налог на недвижимость по той простой причине, что он значительно усиливает налоговую нагрузку на физических лиц, так как будет рассчитываться исходя не из регистрационной (согласно данным БТИ), а из коммерческой стоимости недвижимости, часто в десятки раз превышающей регистрационную. В современных экономических условиях, когда, с одной стороны, бюджетные расходы не прозрачны и не могут никем контролироваться, а значит, не всегда целесообразны, а, с другой стороны, большая часть страны живет за чертой бедности или близка к этому состоянию, введение налога на недвижимость -крайне нежелательная мера, которая будет способствовать резкому обнищанию большей части населения страны, так как значительное усиление налоговой нагрузки коснется всех без исключения. - Прим. ред.

имуществу, для целей налогообложения, относятся: машины и оборудование, транспортные средства и любая техника, за исключением самолетов, кораблей и космических объектов [1]. Такие изменения в законопроекте логичны, так как региональные бюджеты не лишатся одного из своих источников дохода и, кроме того, это не противоречит экономическому смыслу налога на недвижимость. Отмена налога может стать значительным подспорьем в возрождении именно производственных предприятий, поскольку именно у них движимое имущество из-за специфики бизнеса находится в особо крупном размере, также это будет стимулировать инвестиции и использование достижений научно-технического прогресса. Проект Федерального закона об установлении в России местного налога на недвижимость был принят Государственной Думой РФ в первом чтении еще в 2004 г. Однако, как показало время, законопроект далее первого чтения пока не продвинулся. Установление в России налога на недвижимость упоминается ежегодно в Основных направлениях налоговый политики как на 2012 г., так и на 2013 г. Значит, к настоящему моменту, на федеральном уровне уже сформирована достаточно последовательная и неизменная позиция относительно того, что налог на недвижимость должен быть введен в систему налогов и сборов РФ. Однако в то же время, Россия еще не готова переходить к новому налогу на недвижимость. Это связано не только с увеличением налоговой нагрузки на физические лица, что негативно отразится на настроениях общества, но, самое главное, в России не решены проблемы, которые существуют как в сфере налогообложения имущества физических лиц, так и земельном налоге.

Прежде всего, это наличие недостоверных цен в договорах купли-продажи недвижимости, представляемых на регистрацию в Росреестр, которые не позволяют сформировать полноценное, объективное мнение о сложившихся на текущую дату усредненных, дифференцированных по категориям объектов, стоимостных показателях на рынке недвижимости. Это происходит из-за неоправданно высоких рыночных цен на объекты недвижимости, умышленного занижения цен на недвижимость

в земельном налогообложении из-за отсутствия в России рынка земли невозможно объективно провести ее кадастровую оценку

.земля и здание

должны быть

оформлены как

единый комплекс,

а значит

иметь титул

собственности

на здание и землю

как единое целое

в договорах купли-продажи, прежде всего, в целях минимизации налога на доходы физических лиц для продавца объекта.

Ситуация на рынке недвижимости и земли

К настоящему моменту, по данным Росреестра, завершена работа по массовой оценке объектов капитального строительства в двенадцати пилотных регионах, где правительство планирует опробовать новый налог перед введением его на территории всей страны. Даны оценки по семнадцати миллионам объектов капитального строительства в Калужской, Тверской, Калининградской областях, Краснодарском, Красноярском краях, Ростовской области, Башкирии, Татарстане, Нижегородской, Самарской, Иркутской и Кемеровской областях 9]. Но эти данные еще должны будут проверить на предмет их справедливости эксперты-оценщики из

фильных саморегулируемых организаций. Предполагается, что собственники, не согласные с итогами оценки своей недвижимости могут подать апелляцию и самостоятельно заказать оценку, пред-ее результаты на комиссию, в которую долж-дут входить представители Росреестра, оце-ообщества и местных органов власти. В земельном налогообложении из-за отсутствия в России рынка земли невозможно объективно провести ее кадастровую оценку. А при наличии огромного числа земельных участков, которые не имеют правообладателя, возникает ситуация, когда землю используют для получения некоторого дохода, но земельный налог не платят, так как в силу отсутствия свидетельства о собственности не возникает объекта налогообложения.

Проблема регистрации в собственность отразится и при введении нового налога на недвижимость. Ведь для того чтобы ввести этот налог нужно, чтобы все земельные участки, и все строения на этих участках были учтены и зафиксированы в кадастровом реестре, земля и здание должны быть оформлены как единый комплекс, а значит иметь титул собственности на здание и землю как единое целое. Но действующее законодательство исходит из того, что оформление собственности происходит отдельно по разным объектам, при этом регистрация прав на

землю у нас осуществляется в заявительном порядке.

Сложившаяся ситуация на рынке недвижимости и земли, которая тормозит формирование налоговой базы - кадастровой стоимости объектов недвижимости, не позволяет определить налоговые ставки по налогу на недвижимое имущество и установлению размеров налоговых вычетов, а значит все дальше отодвигает сроки введения нового налога.

Заключение

В заключении необходимо отметить также, что на сегодняшний день налог на имущество физических лиц зафиксирован лишь в ст. 15 Налогового кодекса РФ и его правовое регулирование осуществляется Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». То есть фактически, налог на имущество физических лиц лишь поименован в Налоговом кодексе РФ, но поэлементно не прописан.

Таким образом, говорить о взимании единого налога на недвижимость можно будет только тогда, когда основные составляющие нового налога на недвижимость будут четко систематизированы и отрегулированы. Необходимо отвести для налога на имущество физических лиц главу в Налоговом кодексе РФ, внести коррективы в закон, регулирующий регистрацию прав собственности на недвижимое имущество, упростить процедуру и документооборот при регистрации недвижимости. Предпринятые изменения не только повысят собираемость имущественных налогов на местном уровне, за счет увеличения объектов налогообложения, но и создадут благоприятную среду для введения нового налога.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 30.11.1994, № 51-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть 1: Федеральный закон от 31.07.1998, № 146-ФЗ.

3. Закон РФ от 09.12.1991, № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

4. Основные направления налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. [Электронный ресурс]. - Режим досту-

сложившаяся ситуация на рынке недвижимости и земли... все дальше отодвигает сроки введения нового налога

па: http://minfin.ru/common/img/uploaded/ library/2012/04/2012_05_23_ONNP_2013-2015.pdf.

5. Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 10.06.2004 № 51763-4.

6. Федеральный закон от 20.07.1997 № 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери».

7. Михасева Е.Н. Формирование и развитие системы налогообложения недвижимости в России // Муниципальная экономика. - 2009. - № 3 (39). -С. 100-107.

8. Информация об исполнении бюджета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://roskazna.ru/ героЛ8/сЬЛш1.

9. Завершена оценка объектов недвижимости в 12 регионах России-2011 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gdeetotdom.ru/1iving/ news/1828825/.

Nadezhda T. Kim

Postgraduate Student, Department of Financial and Credit and International Economic Relations, St. Petersburg State University of Economics and Finance

Feasibility of the Property Tax Reform in Russia

Abstract

Transition to the new real estate tax in Russia has been the key-note of the tax policy guidelines for the last ten years. The draft of the federal law on the establishment of the new tax in Russia was adopted by the State Duma in 2004, however, it has not developed further than the first reading so far. The development of the draft constantly faces various hindrances; therefore one can see the implementation of the real estate tax only after the basic components of the real estate tax are settled.

Keywords: real estate taxes, business assets tax, personal property tax, land tax

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.