Научная статья на тему 'Актуальность введения единого налога на недвижимое имущество в Российской федерации'

Актуальность введения единого налога на недвижимое имущество в Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
905
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ / КАДАСТР / REAL-PROPERTY TAX / LAND TAX / INDIVIDUAL PROPERTY TAX / ASSETS TAX / CADASTRE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стегниенко Елена Сергеевна

Налоги на недвижимое имущество обладают стоимостной оценкой, что позволяет государству получать предсказуемый доход в отличие от налогообложения дохода или прибыли, поэтому их совершенствование является первоочередной задачей государства. В статье дается анализ зарубежного опыта регулирования налогов на недвижимость, рассмотрен эксперимент введения единого налога на недвижимость в Твери и Великом Новгороде, показана актуальность реального введения данного налога в связи с созданием в РФ ЕГРН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URGENCY OF INTRODUCING UNIFORM REAL PROPERTY TAX IN RUSSIAN FEDERATION

Determination of real property taxes makes it possible for the state to receive predictable income as opposed to the taxation of income or profit. Thus, improvement of these taxes is a priority task for the state. Foreign experience in real property regulation is analyzed. The experiment of introducing uniform tax on real property in Tver and Veliky Novgorod is considered. The urgency of introducing this tax due to the establishment of Russian Uniform State Real-property Register is emphasized.

Текст научной работы на тему «Актуальность введения единого налога на недвижимое имущество в Российской федерации»

УДК 528.44

АКТУАЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Елена Сергеевна Стегниенко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ассистент кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)361-05-66, e-mail: es.st@inbox.ru

Налоги на недвижимое имущество обладают стоимостной оценкой, что позволяет государству получать предсказуемый доход в отличие от налогообложения дохода или прибыли, поэтому их совершенствование является первоочередной задачей государства. В статье дается анализ зарубежного опыта регулирования налогов на недвижимость, рассмотрен эксперимент введения единого налога на недвижимость в Твери и Великом Новгороде, показана актуальность реального введения данного налога в связи с созданием в РФ ЕГРН.

Ключевые слова: налог на недвижимость, земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, кадастр.

URGENCY OF INTRODUCING UNIFORM REAL PROPERTY TAX IN RUSSIAN FEDERATION

Elena S. Stegniyenko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., teaching assistant, Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (383)361-05-66, e-mail: es.st@inbox.ru

Determination of real property taxes makes it possible for the state to receive predictable income as opposed to the taxation of income or profit. Thus, improvement of these taxes is a priority task for the state. Foreign experience in real property regulation is analyzed. The experiment of introducing uniform tax on real property in Tver and Veliky Novgorod is considered. The urgency of introducing this tax due to the establishment of Russian Uniform State Real-property Register is emphasized.

Key words: real-property tax, land tax, individual property tax, assets tax, cadastre.

Согласно Бюджетному кодексу РФ налоговые поступления являются одним из основных источников бюджета муниципального образования. Как правило, большая доля поступлений приходится на налог на доходы физических лиц (НДФЛ), второе место занимают налоги на имущество. Так в 2016 году в бюджет г. Новосибирска поступило 3402,5 млн. рублей, что является 21,2 % от общего числа поступлений, от налогов на имущество, в перечень которых входят налог на имущество физических лиц, земельный налог: с организаций и физических лиц.

Объектом земельного налога, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, «признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Се-

вастополя), на территории которого введен налог» [5]. Налогоплательщики в данном случае - физические лица и организации.

Объект налога на имущество физических лиц - «расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) следующее имущество: жилой дом, жилое помещение, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помеще-ния»[5]. А налогоплательщиками являются физические лица.

Так причисление НИФЛ и земельного налога к местным налогам объясняется расположением объекта налога, то есть земельного участка или иного недвижимого имущества, в соответствующем муниципальном образовании. Помимо земельного налога налогообложение недвижимости юридических лиц урегулировано налогом на имущество организаций (НИО), который является региональным. В связи с этим возникает вопрос: рационально ли разделение налогов на недвижимое имущество на разные уровни налогообложения по субъектам, если имущество, являющееся объектом и того, и другого налога, расположено в пределах определенных муниципальных образований? Речь здесь идет о части налога на имущество организаций, затрагивающей только недвижимое имущество.

Подобное разделение не только не логично, но и повышает затраты на администрирование налогов на имущество: усложняется взаимодействие между структурами ФНС в муниципальных образованиях и субъектах РФ, между ФНС и Росреестром, между главными администраторами и главными распорядителями бюджетов.

В соответствии с главами 8 и 9 Бюджетного кодекса РФ доходы от налога на имущество организаций подлежат зачислению в бюджет субъекта в размере 100%, а от налога на имущество физических лиц - в бюджет муниципального образования в размере 100%. Муниципальные образования (МО), получившие в свой бюджет данный доход, направляют его, в соответствии с таблицей расходов, принятой в рамках бюджета МО, на собственные нужды: благоустройство, освещение, строительство, ремонт и т.д. [1].

С учетом вышесказанного видится обоснованным объединение налога на недвижимое имущество организаций и налога на имущество физических лиц в единый налог, причисление его к местным налогам и направление полученных от него средств на создание комфортной среды для налогоплательщиков, пребывающих в данном муниципальном образовании, являющихся собственниками недвижимого имущества. Впоследствии же предлагается объединение земельного налога и налога на недвижимое имущество физических лиц и организаций в единый налог на недвижимое имущество (ЕНН).

Обращаясь к опыту зарубежных стран, можно заметить, что в большинстве стран недвижимое имущество облагается единым налогом - налогом на недвижимость (The Property Tax, The Real Estate Tax). Данный налог уплачивают резиденты США, Турции, Австрии, Германии, Швеции, Таиланда и многих других государств. Это обусловлено сокращением числа налогов в целях упроще-

ния их администрирования, а также упрощения порядка их исчисления и оплаты налогоплательщиками.

Налог на недвижимость в США относится к местным налогам и урегулирован на уровне графства. Объектом налога выступает земельно-имущественный комплекс, то есть земельный участок и расположенные на нем строения.

В Голландии имущественный налог также является местным, он состоит из двух частей: налог в отношении собственников и налог в отношении пользователей недвижимости. При совпадении субъектов части налога объединяются.

Налог на недвижимость в Австрии является местным, однако, предельная налоговая ставка по нему установлена на федеральном уровне, а конкретную ставку налога вправе определять муниципалитет, руководствуясь финансовыми потребностями муниципального образования, состоянием местного бюджета.

В Швейцарии налог на недвижимость регулируется на региональном (кантональном) уровне, но определение налоговой ставки по нему происходит двумя способами:

• по системе опционального налога, в соответствии с которой муниципалитеты, находящиеся на территории кантона, вправе самостоятельно устанавливать налоговую ставку, в том числе устанавливать предельную ставку;

• по системе фиксированного налога, которая предполагает установление единой фиксированной налоговой ставки на территории всего кантона.

В Швеции налог на недвижимость урегулирован на общегосударственном уровне, он представлен в виде трех элементов: налога на недвижимость, налога на состояние (он построен на концепции обложения "избыточного" имущества, то есть имущества, не являющегося для налогоплательщика необходимым) и налога на доход от операций с недвижимым имуществом. Помимо Швеции статус общенациональных налоги на имущество имеют в Турции, Греции и некоторых других странах.

Еще в конце 90-х годов Налоговый кодекс РФ предусматривал создание единого налога на недвижимость на территории РФ, для проверки эффективности которого в период с 1997 по 2005 год была проведена апробация в Твери и Новгороде. Налог на недвижимость получил статус местного, а органы местного самоуправления - полномочия по его регулированию.

Объектом налогообложения выступал единый комплекс, который включал в себя земельные участки, здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Субъектами налога могли являться лишь предприятия, обладающие правом собственности на объекты капитального строительства и земельные участки, на которых эти объекты расположены, одновременно.

В ходе эксперимента в Новгороде была выработана концепция введения налога на недвижимость и порядок его администрирования, создан фискальный кадастр, создана методика массовой оценки недвижимости, система взаимодействия администрирующих органов. В результате была выявлена значительная проблема - произошло снижение налоговых поступлений в местный бюджет от единого налога на недвижимость в сравнении с существующим переч-

нем имущественных налогов. За счет введения налога на недвижимость бюджет города Новгорода за период эксперимента потерял 14562 тыс.рублей.

В Твери налог на недвижимость так и не был введен по причине изначально скептического отношения органов власти к идее перехода к единому налогу. Они пытались избежать дискриминации различных групп населения, а главное -не допустить снижение поступлений в бюджет. В результате найти приемлемый вариант введения единого налога на недвижимость так и не удалость.

По итогам эксперимента был сделан вывод о том, что первоочередной задачей для органов государственной власти в РФ являлось создание единого государственного реестра недвижимости, а также реестра прав, проведение переоценки объектов недвижимого имущества на основе их рыночной стоимости. В результате реформирования реестра недвижимости с уровня земельного кадастра, существовавшего в тот период, до уровня государственного кадастра недвижимости и объединения последнего с реестром прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр недвижимости вновь актуальным становится вопрос перехода к единому налогу на недвижимое имущество.

В результате анализа опыта зарубежных стран и эксперимента, проведенного в РФ, можно сделать вывод, что переход к ЕНН:

• способствует упрощению налогообложения объектов, которые имеют по своей юридической сущности одинаковые признаки;

• стимулирует субъектов на создание единых объектов недвижимости (земельный участок и расположенные на нем объекты капитального строительства), путем выкупа земельных участков;

• стимулирует эффективное использование городских земель как природных ресурсов;

• позволяет добиться стабильных платежей за объекты недвижимости путем изменения их стоимости, а не путем варьирования налоговых ставок;

• формирует более устойчивый и надежный источник налоговых доходов местного бюджета в целях финансирования городского развития;

Подводя итог, следует сказать, что налоги на недвижимость обладают определенной стоимостной оценкой, что позволяет государству получать предсказуемый доход в отличие от налогообложения дохода или прибыли, поэтому их совершенствование является первоочередной задачей государства, а совершенствование должно сопровождаться применением накопленного мирового опыта в налогообложении недвижимого имущества, взаимным учетом интересов государства и налогоплательщиков и справедливым распределением налоговой нагрузки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Гарант.

2. Введение налога на недвижимость: проблемы и перспективы / [Е. Б. Дьякова, Д. В. Басангова, О. Н. Ермоченко и др.] ; под общ. ред. Е. Б. Дьяковой ; Волгогр. гос. ун-т. -Волгоград : Издательство Волгоградского гос. университета, 2013. - 135 с.

3. Информационно-технологические основы администрирования имущественных налогов / М. В. Мишустин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 359 с.

4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Гарант.

5. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

6. Налогообложение в сфере недвижимости : учеб. пособие / М. Ю. Безвербная; Рос. правовая акад. М-ва юстиции Рос. Федерации, Иркут. юрид. ин-т (фил.). - М.; Иркутск : РПА, 2015. - 131 с.

7. Налогообложение и кадастровая оценка недвижимости / В. Б. Безруков, М. Н. Дмитриев, А. В. Пылаева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Нижний Новгород : ННГАСУ, 2011. - 153 с.

8. Налогообложение недвижимого имущества в зарубежных странах / [И. В. Горский, О. В. Медведева, Т. Г. Лебединская и др.]. - Москва : Магистр : Инфра-М, 2010. - 175 с.

9. Налогообложение недвижимости / М. Ю. Березин. - Москва : Финансы и статистика, 2003. - 368 с.

10. Налогообложение недвижимости в Российской Федерации: (на примере г. Москвы) /

A. А. Шестемиров. - М. : Столич. бизнес, 2008. - 105 с.

11. Недвижимость: экономика, управление, налогообложение, учет : учебник /

B. А. Горемыкин. - Москва : КноРус, 2006. - 662 с.

12. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) // Гарант.

© Е. С. Стегниенко, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.