Научная статья на тему 'Проблемы введения налога на недвижимость физических лиц в России'

Проблемы введения налога на недвижимость физических лиц в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
581
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / INDIVIDUAL PROPERTY TAX / LAND TAX / REAL ESTATE / REAL STATE TAX / LEGAL BASIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вяльцев Никита Николаевич

В данной статье исследуются причины, сдерживающие введение в России налога на недвижимость физических лиц. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении еще в 2004 г. В настоящее время он нуждается в серьезной корректировке. Однако на протяжении уже нескольких лет в основном идут одни разговоры. Чиновники не заинтересованы в его введении. Сроки введения налога постоянно переносятся, и никто из чиновников не может точно их назвать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE REAL ESTATE TAX IMPOSITION IN RUSSIA

The article carries out a research of the reasons restraining the real estate tax imposition in Russia. The draft law was approved by the State Duma in the first reading as far back as in 2004. At the moment it requires to be substantially adjusted. However, over a period of several years there is all talk and no more. Bureaucracy is uninterested in the law enactment. Time-frame of the tax imposition is constantly carried over, and no official can designate it exactly.

Текст научной работы на тему «Проблемы введения налога на недвижимость физических лиц в России»

УДК 336.226.212.1 Вяльцев Никита Николаевич dom-hors@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ

Vyaltsev Nikita Nikolaevich dom-hors@mail.ru

PROBLEMS OF THE REAL ESTATE TAX IMPOSITION IN RUSSIA

Аннотация:

В данной статье исследуются причины, сдерживающие введение в России налога на недвижимость физических лиц. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении еще в 2004 г. В настоящее время он нуждается в серьезной корректировке. Однако на протяжении уже нескольких лет в основном идут одни разговоры. Чиновники не заинтересованы в его введении. Сроки введения налога постоянно переносятся, и никто из чиновников не может точно их назвать.

Ключевые слова:

налог на имущество физических лиц, земельный налог, недвижимое имущество, налог на недвижимость, законодательная база.

Summary:

The article carries out a research of the reasons restraining the real estate tax imposition in Russia. The draft law was approved by the State Duma in the first reading as far back as in 2004. At the moment it requires to be substantially adjusted. However, over a period of several years there is all talk and no more. Bureaucracy is uninterested in the law enactment. Time-frame of the tax imposition is constantly carried over, and no official can designate it exactly.

Keywords:

individual property tax, land tax, real estate, real state tax, legal basis.

Всемирный финансовый кризис с предельной четкостью обозначил высокую зависимость и уязвимость российской экономики от факторов внешнеэкономической конъюнктуры. Резко сократились доходы в бюджет, под угрозой срыва оказались многие социальные и другие программы, существенно выросла стоимость кредитных ресурсов для бизнеса и населения. Вместе с тем, несмотря на рыночные преобразования, проводимые в России на протяжении последних двух десятилетий, продолжает оставаться незадействованным в полной мере огромный финансовый ресурс российской экономики - налогообложение имущества, принадлежащего физическим лицам.

Налога на имущество (недвижимость) физических лиц по своей природе является стабильным источником бюджетов муниципальных образований, так как его налоговая база менее всего подвергается изменениям в течение налогового периода и, как правило, особо не зависит от материального положения налогоплательщиков.

В зарубежных государствах налог на недвижимое имущество взимается практически во всех экономически развитых странах. В большинстве из них этот налог является местным, а поступления от него составляют основную статью доходов бюджетов местных органов власти. Например, в некоторых штатах Австралии поступления от этого налога составляют более 90 % местного бюджета, в США - до 75 %, в Канаде - до 80 % [1].

В России поступления от налога на имущество физических лиц значительно скромнее. Например, в 2010 г. налоговые доходы местных бюджетов в целом по РФ составили 781 439 612 тыс. руб., из них поступления от налога на имущество физических лиц -13 497 468 тыс. руб. или 1,73 % [2]. В 2011 г. доля поступлений от указанного налога в местные бюджеты снизилась и составила всего 0,52 % - всего налоговых поступлений составило 8 536 671 193 тыс. руб., из них - налог на имущество физических лиц - 4 439 526 тыс. руб. [3].

Приведенные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на высокую рыночную стоимость объектов недвижимости, в частности, жилых домов, квартир и т.д., налог на имущество физических лиц в современных условиях теряет фискальную значимость для местных бюджетов. Во многих муниципальных образованиях его поступления не покрывают административные расходы на организацию его взимания. При этом именно имущественные налоги способны решать многие задачи, стоящие перед муниципальными образованиями. В частности, они должны обеспечивать наполнение бюджета, сглаживать региональную дифференциацию и усиливать социальную направленность налогообложения.

В российском законодательстве в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объект, перемещение которых без нанесения ущерба их назначению невозможно, в том

- 4В4 -

числе здания и сооружения. Эти объекты признаются недвижимостью до тех пор, пока они связаны с землей. В случае их отделения от земли они становятся движимым имуществом.

Следует отметить, что в налоговом законодательстве зарубежных стран по-разному трактуют понятие «имущество», а также используются разные критерии, положенных в основу деления имущества на движимое и недвижимое.

Решение данной проблемы многие чиновники и экономисты видят во введении налога на недвижимость вместо налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Вопрос о необходимости введения налога на недвижимость в России стоит с того момента, как была принята первая часть Налогового кодекса РФ, а именно с 1998 г., вступившая в силу с 1 января 1999 г., где налог на недвижимость был включен в перечень налогов, формирующих налоговую систему РФ.

Работа по введению налога на недвижимость осуществляется очень медленно, постоянно переносятся сроки его введения. Согласно законопроекту «О местном налоге на недвижимость» от 2004 г., новый налог должен был рассчитываться, исходя не из оценки БТИ, а из кадастровой стоимости объекта недвижимости, максимально приближенной к рыночной. Для этих целей Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) должна была разработать прозрачные методики оценки недвижимости и земельных участков и провести кадастровый учет всех объектов на территории Российской Федерации. В 2004 г. данный законопроект был рассмотрен и принят депутатами Государственной Думы в первом чтении. Однако дальше дело не продвинулось, так как единый кадастр недвижимости не был сформирован.

В мае 2006 г. заместитель министра финансов Сергей Шаталов в интервью газете «Бизнес» сказал: «С налогом на недвижимость ситуация достаточно сложная. Соответствующий законопроект существует уже два года, но правительство не вносит его в Госдуму. Более того, есть законопроект, который уже принят в первом чтении. Мы бы очень хотели «продвинуть» этот законопроект, поскольку это последняя глава Налогового кодекса, которая остается не принятой. К сожалению, возможности это сделать в ближайшие год-два у нас, скорее всего, не будет. Пока не готов ни кадастр объектов недвижимости, ни кадастр их собственников. Фактически отсутствует система массовой оценки жилья и коммерческой недвижимости. Поэтому я считаю, что в 2007-2008 г. мы ввести этот налог просто не сможем» [4].

В докладе Минфина РФ «Об основных направлениях налоговой политики в 2008-2010 годы» говорится, что ориентировочный срок начала действия нового налога - 1 января 2009 или 2010 гг. Раньше ввести в действие налог просто невозможно, сначала необходимо сформировать реестр объектов недвижимости на федеральном уровне [5]. Кроме того, в докладе отмечается, что опыт внедрения налогообложения недвижимости в рамках эксперимента в городах Новгород и Тверь, показал, что наиболее сложной задачей, требующей преодоления межведомственных барьеров, является именно формирование реестра, а не процесс массовой оценки.

Следует заметить, что необходимый для введения единого налога на недвижимость Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» был принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ в июле 2007 г. и вступил в силу только 1 марта 2008 г., то есть через семь месяцев после одобрения и подписания.

В «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» указывается на то, что законодателям в самое ближайшее время предстоит принять главу Кодекса, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» указывается на необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог, исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.

В соответствии с Планом реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории РФ местного налога на недвижимость, для его введения предусматривается завершить в 2012 г. проведение работ по массовой оценке объектов капитального строительства.

С. Шаталов также указывает на то, что для введения налога надо, чтобы Минэкономразвития вместе с Росреестром сформировали в полном объеме, по всем регионам, кадастр недвижимости, содержащий всю информацию о земельных участках, расположенных на них зданиях, строениях и сооружениях, с адресами собственников и оценкой стоимости этих объектов недвижимости. Это сотни миллионов учетных записей, и мы опасаемся, что поручение правительства завершить работу к концу 2012 г. не будет выполнено. Это невероятно масштабная задача. Если ее удастся решить, то с 2013-2014 гг. может стартовать новый налог на недвижимость [6].

И далее, по словам С.В. Разгулина, единый налог на недвижимость физических лиц вместо налога на землю и имущество может появиться не ранее 2014 г. Реформа коснется тех территорий, где к этому времени будет завершена кадастровая оценка недвижимости. Речь о едином объекте недвижимости, включающем земельный участок и расположенные на нем здания, пока не идет. Кроме того, он сказал, что по единому налогу на недвижимость будут предусмотрены два вида вычетов: стандартные для всех собственников и социальные для определенных категорий налогоплательщиков [7].

Первопроходцами, скорее всего, станут республики Башкортостан, Татарстан, Краснодарский и Ставропольский края, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Тверская области. Именно в этих субъектах планируется закончить массовую оценку объектов недвижимости. Постепенно «обкатанный» там налог будет вводиться и в других регионах России.

В интервью «Российской газете» директор департамента недвижимости Минэкономразвития А. Ивакин рассказал, что в первое время единый налог на недвижимость фактически будет состоять из двух платежей - за землю и за здания, но при общем уровне ставок [8]. По словам чиновника, в настоящее время нереально установление полноценного единого налога, так как у земли и здания могут оказаться различные собственники: например, земля -в собственности государства, а дом - частный.

Перечисленные высказывания чиновников разного уровня свидетельствуют о том, что ситуация с единым налогом на недвижимость довольно неопределенная, точных сроков его введения никто не может сказать. В средствах массовой информации они указываются разные -2013-2015 гг. и другие.

Какие же причины сдерживают введение в России налога на недвижимость физических лиц? Основные из них следующие:

- чрезмерно большой объем работы, не принимая во внимание незарегистрированные объекты налогообложения, который не могли представить даже разработчики новой главы Кодекса;

- недостаточное количество специалистов, имеющих опыт осуществления оценки объектов недвижимости;

- недостаточность информации о состоянии цен на рынке недвижимости или его отсутствии вообще во многих муниципальных образованиях;

- слабое информационное наполнение Государственного кадастра недвижимости, о чем свидетельствуют комментарии государственных руководителей разного уровня;

- отсутствие должного учета в системе Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- отсутствие законодательной базы, позволяющей беспрепятственно осуществлять оценку любых объектов недвижимости, находящейся в частной или долевой форме собственности;

- нежелание многих высокообеспеченных граждан регистрировать вновь построенные объекты, имеющих высокую стоимость, а также допускать оценщиков на территорию, являющейся их собственностью;

- нежелание чиновников вводить налог на недвижимость, исчисление которого предусматривается осуществлять исходя из рыночной стоимости объекта налогообложения. Это объясняется тем, что многие чиновники обладают недвижимостью, стоимость которой исчисляется десятки миллионов долларов. Поэтому их полностью устраивает применение действующего Закона РФ от 9.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Однако существующий механизм исчисления и уплаты имущественных налогов, при действующих ставках и льготах, не служит ни фискальным, ни общеэкономическим целям.

Потребность в реформировании налогообложения имущества физических лиц обусловлена необходимостью формирования денежных доходов муниципальных образований, а также повышением эффективности и потенциала имущественных налогов в целом.

Налог на недвижимость физических лиц может обеспечить реализацию доходного потенциала недвижимости и стать стабильным источником доходов местных бюджетов только при условии, что в его введении будут заинтересованы соответствующие органы.

Ссылки:

1. Налогообложение недвижимости, принадлежащей физическим лицам. URL: http://portal-law.ru/articles/nalog/ nalo-gooblozhenie_nedvizhimosti_prinadlezhashhejj_fizicheskim_litsam (дата обращения: 30.11.2012).

2. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российскую Федерацию за 2010 год. URL: http://www.r54.nalog.ru/statotchet/1nm_010111.XLS (дата обращения: 15.10.2012).

3. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2011 год. URL: http://www.nalog.ru/html/docs/SVOD030412.xls (дата обращения: 15.10.2012).

4. Каким будет налог на недвижимость физических лиц? URL: taxpravo.ru/analitika/statya-70475-kakim_budet_nalog_na_ nedvijimost_fizicheskih_lits (дата обращения: 29.11.2012).

5. Налог на недвижимость пришел в движение. URL: www.bpn.ru/publications/ 47467/ (дата обращения: 30.11.2012).

6. Минфин о налоге на недвижимость http://edinalog.ru/news/minfin-rf-opasaetsya-komissij-po-vnesudebnomu-poryadku-uregulirovaniya-sporov-po-kadastrovoj-ocenke/#more-180 (дата обращения: 30.11.2012).

7. Высказывания С.В. Разгулина информационным агентствам 16.11.2011 г. www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php? (дата обращения: 30.11.2012).

8. Единый налог на землю и дом могут ввести на год раньше http://ecrn.ru/index.php (дата обращения: 30.11.2012).

References (transliterated):

1. Nalogooblozhenie nedvizhimosti, prinadlezhashchey fizicheskim litsam. URL: (date of access: 30.11.2012).

2. Otchet o nachislenii i postuplenii nalogov, sborov i inykh obyazatel'nykh platezhey v byudzhetnuyu sistemu Rossiyskuyu

Federatsiyu za 2010 god. URL: http://www.r54.nalog.ru/statotchet/1nm_010111.XLS (date of access: 15.10.2012).

3. Otchet o nachislenii i postuplenii nalogov, sborov i inykh obyazatel'nykh platezhey v byudzhetnuyu sistemu Rossiyskoy Federatsii za 2011 god. URL: http://www.nalog.ru/html/docs/SV0D030412.xls (date of access: 15.10.2012).

4. Kakim budet nalog na nedvizhimost' fizicheskikh lits? URL: taxpravo.ru/analitika/statya-70475-kakim_budet_nalog_na_ nedvijimost_fizicheskih_lits (date of access: 29.11.2012).

5. Nalog na nedvizhimost' prishel v dvizhenie. URL: www.bpn.ru/publications/ 47467/ (date of access: 30.11.2012).

6. Minfin o naloge na nedvizhimost' (date of access: 30.11.2012).

7. Vyskazyvaniya S.V. Razgulina informatsionnym agentstvam 16.11.2011 g. www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php? (date of access: 30.11.2012).

8. Ediniy nalog na zemlyu i dom mogut vvesti na god ran'she http://ecrn.ru/index.php (date of access: 30.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.