Научная статья на тему 'Налог на недвижимость в России:проблемы и перспективы введения'

Налог на недвижимость в России:проблемы и перспективы введения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
963
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ / REAL ESTATE TAX / CADASTRAL COST / PROPERTY TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рамазанова Барият Курбановна

Статья посвящена вопросам введения единого налога на недвижимость в РФ. Проводится практический анализ предлагаемых решений по ряду элементов нового налога. Рассматриваются спорные и положительные моменты в механизме введения и дальнейшего функционирования единого налога на недвижимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REAL ESTATE TAX: ISSUES AND IMPOSITION PROSPECTS

The article is concerned with imposition of the single real estate tax in the Russian Federation. The author carries out a practical research of the proposed resolutions on the new tax constituents. The debatable and positive sides of the single real estate tax imposition are under consideration.

Текст научной работы на тему «Налог на недвижимость в России:проблемы и перспективы введения»

УДК 338.012 Рамазанова Барият Курбановна

преподаватель кафедры налогов и налогообложения

Дагестанского государственного института народного хозяйства [email protected]

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ В РОССИИ:ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ

Ramazanova Bariat Kurbanovna

Lecturer of the Taxes and Taxation Department, Dagestan State Institute of National Economy [email protected]

REAL ESTATE TAX: ISSUES AND IMPOSITION PROSPECTS

Аннотация:

Статья посвящена вопросам введения единого налога на недвижимость в РФ. Проводится практический анализ предлагаемых решений по ряду элементов нового налога. Рассматриваются спорные и положительные моменты в механизме введения и дальнейшего функционирования единого налога на недвижимость.

Ключевые слова:

налог на недвижимость, кадастровая стоимость, имущественные налоги.

Summary:

The article is concerned with imposition of the single real estate tax in the Russian Federation. The author carries out a practical research of the proposed resolutions on the new tax constituents. The debatable and positive sides of the single real estate tax imposition are under consideration.

Keywords:

real estate tax, cadastral cost, property taxes.

В последнее время в России одной из наиболее актуальных тем является введение нового налога на недвижимость. Единый налог на недвижимость должен заменить существующие налог на имущество физических лиц и земельный налог. Заметим, что оба налога являются местными.

Разработку механизма функционирования нового налога осуществляет Минфин России, участие в этом принимают и другие заинтересованные органы и организации с 1994 г. Первые реальные шаги к обложению недвижимости в России были связаны с принятием Федерального закона от 20.07.1997 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери», которые, в целом, дали негативные результаты [1].

С учетом этого эксперимента в 2004 г. Государственной думой в первом чтении был принят законопроект о введении местного налога на недвижимость.

Рассмотрим более подробно практический механизм реализации этого законопроекта, в котором были обозначены ключевые элементы налога:

а) плательщики - физические лица и организации, имеющие в собственности объект обложения;

б) объекты налогообложения - жилые здания, гаражи, а также земельные участки, на которых они расположены и дачные земельные участки;

в) налоговая база - оценочная стоимость;

г) ставки налога - от 0,1 до 1 % налоговой базы;

д) льготы (освобождаются от налога на имущество, входящие в состав государственного и муниципального фонда, а также находящиеся под ним земельные участки (местная власть при этом вправе определить дополнительные виды объектов недвижимости, не облагаемые налогом, а также для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база по жилью уменьшается на сумму налогового вычета, равного средней стоимости 5 квадратных метров общей площади на каждого проживающего) [2].

Эксперимент по налогообложению недвижимости и первые шаги законодателей показали необходимость формирования:

- государственного кадастра недвижимости;

- порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости;

- урегулирования вопросов, связанных с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости;

- порядка проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

- механизма проверки результатов кадастровой оценки недвижимости;

- определение размера налоговой ставки и налоговых вычетов, применение которых при исчислении налога на недвижимое имущество не должно привести к увеличению налоговой нагрузки для малообеспеченных граждан и прочее.

Однако решение этих вопросов затягивается. Проект ФЗ № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» рассматривался в Госдуме, был принят в первом и втором чтениях, но так и не дошел до третьего. В ходе рассмотрения было высказано много замечаний, проект рекомендовали доработать. Доработка продолжается до сих пор, не смотря на то, в каждом Бюджетном послании Президента РФ указывается на необходимость введение единого налога на недвижимость. В качестве аргументов в пользу этого приводятся ссылки на мировой опыт, а также утверждения о том, что единый налог на недвижимость должен стать надежным источником стабильных поступлений в местные бюджеты [3].

В следующем варианте проекта введения налога на недвижимость можно разглядеть эволюцию отдельных его элементов. Так, теперь под обложение попадает и земля под имуществом организаций. Также надо отметить и тот факт, что предлагается налоговой базой, из которой выпадает оценка незавершенного строительства, определить кадастровую стоимость. Отдельной строкой прописывается вопрос о ставке налога, которая устанавливается с местной властью и не может превышать 0,3 %.

Существенные изменения появились в льготах: вместо единого для всех вычета из базы средней стоимости 5 квадратных метров на человека, налогоплательщику - физическому лицу предоставляются стандартные и социальные налоговые вычеты из налоговой базы, а именно налогом не будет облагаться жилплощадь до 50 квадратных метров отдельных категорий налогоплательщиков (героев, инвалидов, пенсионеров). Всем прочим физическим лицам предусматривается социальный вычет - 20 квадратных метров на человека. Также законодателями предусмотрен целый набор механизмов, которые позволяют налогоплательщику корректировать свою налоговую базу простыми и доступными способами. Так планируется, что при отделениях Росреестра создадут специальные комиссии, в которые налогоплательщик сможет обратиться, чтобы во внесудебном порядке оспорить величину кадастровой стоимости недвижимости, из расчета которой и будет начисляться налог. Оспорить и исправить величину налогоплательщик может в течение шести месяцев после ее обнародования.

Срок введения налога на недвижимость неоднократно переносили, поскольку необходимо просчитать все экономические последствия - буквально с точностью до каждого земельного участка, до каждого объекта капитального строительства. На последнем заседании правительства, состоявшемся 1 ноября текущего года, Дмитрий Медведев в очередной раз обозначил новые сроки - завершить работу по введению нового единого налога на недвижимость до конца 2012 г.

Однако, как отмечают чиновники и эксперты, завершить работу настолько быстро, как этого требует премьер-министр. Главная причина - не завершена кадастровая оценка объектов недвижимости и земельных участков. Этой проблемой занимается Росреестр, который планирует решить все вопросы к концу 2012 г.

Также для того, чтобы новый налог заработал, нужно принять и соответствующие поправки в Налоговый кодекс. В настоящее время новый проект закона о едином налоге на недвижимость разрабатывается в Минфине. По словам директора департамента недвижимости Минэкономразвития Андрея Ивакина законопроект поступит на рассмотрение в Правительство и Госдуму осенью текущего года. Очевидно, что с 2013 г. вступить в силу закон не может, даже если будет принят в трех чтениях, поскольку, по меньшей мере, год может уйти на подготовку нормативной базы и планирование доходов и расходов бюджета.

Не до конца решен вопрос со ставкой налога. Предлагаются различные по уровню ставки, например, назывались цифры 0,1 -0,5 % от рыночной стоимости жилья. Минэкономразвития в декабре 2010 г. предлагало установить планку на уровне 0,1 % и не взимать налог квартир площадью до 55 квадратных метров и участка до 6 соток. В настоящее время Минфин предлагает дифференцировать ставку налога на недвижимость граждан в зависимости от ее стоимости - от 0,05 % до 0,3 %. Максимальная ставка предполагается, если совокупная стоимость недвижимости превышает 300 млн. руб. [4].

Положительными факторами нововведения субъекты законодательной инициативы называют следующее:

- введение налога на недвижимость сократит число имущественных налогов, упростит процедуру их исчисления и уплаты за счет введения единой системы, улучшит администрирование и сократит расходы на него;

- его введение позволит пополнить местные бюджеты;

- налоговое бремя среди населения будет распределено равномерно, новый налог не будет противоречить основным принципам действующего законодательства о равенстве всех налогоплательщиков и прозрачности налоговой базы;

- увеличение налоговой нагрузки сократит спрос на недвижимость за чет отказа обеспеченных людей инвестировать деньги в эту отрасль. Это приведет к снижению цен на жилье.

По нашему мнению, следуют выделить и минусы введения нового налога - это увеличение налоговой нагрузки на собственников обычных квартир, рост стоимости содержания жилья, сокращение числа сделок купли - продажи недвижимости, трудности оценки недвижимости и определения актуальной налоговой ставки.

Рассмотрев некоторые аспекты возможного введения налога на недвижимость, можно сделать следующие выводы:

- развитие имущественного налогообложения в России идет в русле современной налоговой теории и мировой практики;

- существующие проекты налога на недвижимость позволяют доработать отдельные механизмы взимания налога;

- в основу расчета ставки нового налога ляжет Единый кадастр недвижимости, который Росреестр должен подготовить к началу 201Э г.;

- новый вариант налогов с владельцев недвижимости станет не просто суммой налога на имущество и земельного налога;

- единый налог, который призван пополнить доходы местных бюджетов, сделает систему налогообложения более справедливой;

- при самом оптимистичном прогнозе новый налог на недвижимость будет введен в действие не ранее 2014 или 2015 гг.

Ссылки:

1. Горский И.В. Налога на недвижимость: за и против // Финансы. 2012. № 2. С. З7-Э9.

2. Там же.

3. Шмелев Ю.Д., Маргулис Р.Л. О новой концепции налога на недвижимость физических лиц и механизме ее реализации // Финансы. 2012. № 1. С. Э9-4Э.

4. Петрова Ю. Единый налог на недвижимость появится не раньше. 2015. URL: Vedomosti.ru

References (transliterated):

1. Gorskiy I.V. Naloga na nedvizhimost': za i protiv // Finansy. 2012. № 2. P. Z7^9.

2. Ibid.

3. Shmelev Y.D., Margulis R.L. O novoy kontseptsii naloga na nedvizhimost' fizicheskikh lits i mekhanizme ee realizatsii // Finansy. 2012. № 1. P. Э9-4Э.

4. Petrova Y. Ediniy nalog na nedvizhimost' poyavitsya ne ran'she. 2015. URL: Vedomosti.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.