Научная статья на тему 'Реальная значимость прогнозирования резистентных форм артериальной гипертензии у работников железнодорожного транспорта с учетом генетических маркеров'

Реальная значимость прогнозирования резистентных форм артериальной гипертензии у работников железнодорожного транспорта с учетом генетических маркеров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ / ГАПТОГЛОБИН / СОЛЕВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / AN ARTERIAL HYPERTENSION / GENETIC MARKERS / HAPTOGLOBIN / SALINE SENSITIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернов Ю. Н., Новомлинский В. В., Батищева Г. А., Котельникова Т. Е.

В результате обследования работников железнодорожного транспорта, страдающих артериальной гипертензией, установлено неблагоприятное прогностическое значение генотипа гаптоглобина 2-2 и высокого порога солевой чувствительности для 16% пациентов, вошедших в группу риска снижения эффективности фармакотерапии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернов Ю. Н., Новомлинский В. В., Батищева Г. А., Котельникова Т. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REAL IMPORTANCE OF FORECASTING RESISTANT FORMS OF

As a result of inspecting railway workers, suffering from arterial hypertension, there was established an adverse prognostic value of a haptoglobin genotype 2-2 and a high saline sensitivity threshold for 16% of the patients of the risk group of low pharmacotherapy efficiency.

Текст научной работы на тему «Реальная значимость прогнозирования резистентных форм артериальной гипертензии у работников железнодорожного транспорта с учетом генетических маркеров»

Как видно из табл. 2 стаж курения, число сигарет, выкуриваемых в день, индекс курения были достоверно выше у студентов мужского пола и составили 6,09±1,42 лет, 11,18±2,38 сигарет в сутки и 134,18±28,57 баллов соответственно. Несмотря на малую выборку, мы обратили внимание, что респондентам мужского пола был свойственен тип курительного поведения «поддержка», с суммой баллов 11,09±0,72, что доказывало курение именно по этой причине в большинстве случаев. У девушек доминирующего типа курительного поведения не было. Три типа курительного поведения: «поддержка», «расслабление» и «жажда» с суммой баллов 10,60±1,03; 8,40±1,86 и 7,40±2,11 соответственно, были для них наиболее характерными, но не являлись основными. Можно было предположить, что тип курительного поведения студенток зависит от конкретного случая или ситуации, что по-видимому свойственно женской натуре.

При изучении полученных данных обращает на себя внимание различное количество балов по типу курительного поведения «игра с сигаретой» среди юношей и девушек: 7,09±0,95 и 5,20±0,58 соответственно. У курящих студентов мужского пола данный тип курительного поведения был компонентом смешанного типа курительного поведения, характерным для определенных ситуаций. Для курящих студенток данный тип курительного поведения был не характерен. Таким образом, манера поведения во время курения, сорт сигарет, умение выпускать дым на собственный манер больше интересует представителей мужского пола, нежели женского.

Разные численные значения были получены в разделе: готовность к отказу от курения в исследуемых группах. У курящих представительниц прекрасного пола готовность к отказу от курения составила 8,40±4,11 баллов, что характеризовало их как респондентов на самом деле не желающих бросить курить. Обращаясь к специалистам эти люди стремились доказать своим близким и самим себе, что им ничто и никто не поможет отказаться от курения. У курящих респондентов мужского пола готовность к отказу от курения достигла 11,45±2,13 баллов и обнаружила внутренние колебания этих людей в борьбе с курением. Решение бросить курить у них еще не созрело, но, в отличие от девушек, юноши уже задумывались о необходимости бросить курить.

Полученные данные подтверждают важность индивидуального подхода в выборе метода борьбы с курением. С курящими девушками, в глубине души не желающими бросить курить, по-видимому, предстоит долгий кропотливый поиск метода отказа от курения. Наоборот, придерживаясь советов специалистов, консультируя курящих студентов мужского пола, нужно делать акцент на отрицательное влияние табака и его компонентов на организм консультируемого. Учитывая особенности Вуза, в котором было проведено исследование, мы могли не просто указывать на отрицательные последствия курения, но и более глубоко, учитывая патогенез воздействия компонентов табака раскрывать его многостороннее катастрофическое отрицательное влияние на все системы организма курящего студента.

Выводы. Специализированные приемы по отказу от курения основаны на определении индивидуальных психологических особенностей курящего студента, что позволяет более глубоко разобраться в причинах курения и разработать индивидуальные программы отказа от курения в каждом конкретном случае.

Литература

1.Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова, Р. А. Хальфина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 464 с.

2. Конобеевская, И.Н., Карпов Р.С./ Кардиоваскулярная терапия и профилактика - 2010, №4. - С.18.

3. Левшин, В.Ф., Слепченко Н.И./ Русский медицинский журнал, 2009, Т. 17, № 14. - С.917-920.

CHOICE OF OPTIMAL METHOD TO GIVE UP SMOKING TAKING INTO CONSIDERATION INDIVIDUAL FEATURES OF SMOKING STUDENTS

YE. YU. YESINA, A.A. ZUYKOVA , O.S. SKIBA

Voronezh State Medical Academy after N.N. Burdenko,

Chair of General Medical Practice (Family Practice)

One of state policy priority trends in public health is primary prophylaxis aimed at controlling with risk factors of the diseases, the leader of which is smoking. 16 students had a specialized consultation on giving up smoking. Consideration of individual features of students

in their choice of methods of giving up smoking will enable to increase the efficiency of smoking control.

Key words: giving up smoking, students, optimal method, individual features.

УДК 616.12-008.331.1-08-037:681.938

РЕАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕЗИСТЕНТНЫХ ФОРМ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА С УЧЕТОМ ГЕНЕТИЧЕСКИХ

МАРКЕРОВ

Ю.Н. ЧЕРНОВ, В.В. НОВОМЛИНСКИЙ, Г.А. БАТИЩЕВА, Т.Е.

КОТЕЛЬНИКОВА*

В результате обследования работников железнодорожного транспорта, страдающих артериальной гипертензией, установлено неблагоприятное прогностическое значение генотипа гаптоглобина 2-2 и высокого порога солевой чувствительности для 16% пациентов, вошедших в группу риска снижения эффективности фармакотерапии. Ключевые слова: артериальная гипертензия, генетические маркеры, гаптоглобин, солевая чувствительность.

Артериальная гипертензия (АГ) у работников железнодорожного транспорта имеет важное медицинское и социальноэкономическое значение, поскольку является одной из причин ранней дисквалификации с отстранением от профессиональной деятельности [6,7,10].

В настоящее время, несмотря на значительные успехи, достигнутые в лечении АГ, у отдельных пациентов добиться адекватного гипотензивного эффекта не удается, при этом частота резистентных форм АГ варьирует от 3 до 25% [2].

Одним из путей эффективного назначения лекарственных средств является индивидуальный подход на основе определения генетических особенностей человека [4]. В последние годы во всем мире проводится интенсивная работа по исследованию генетической обусловленности развития АГ, выделяют маркеры менее благоприятного течения и высокого риска развития резистентных к лечению форм АГ [9,11]. Одним из легко определяемых генетических маркеров является гаптоглобин сыворотки крови, рассматриваемый как ген-кандидат, влияющий на развитие и течение эссенциальной гипертонии [5,13,15]. Установлена связь уровня гаптоглобина и полиморфизма его гена с порогом солевой чувствительности [1].

Учитывая распространенность АГ в профессиональных группах лиц, связанных с движением поездов, актуальное значение имеет изучение генотипов гаптоглобина и уровня солевой чувствительности с учетом показателей сердечно-сосудистой системы и вегетативной регуляции. Кроме того, при проведении фармакотерапии у лиц, связанных с движением поездов, необходимо осуществлять контроль профессионально важных психофизиологических функций, включая внимание, быстроту реакций, готовность к экстренным действиям [3]. Клиническое значение имеет изучение скорости зрительно-моторных реакций при назначении лекарственных средств различных фармакологических групп в зависимости от индивидуальных генетических особенностей пациента.

Учитывая напряженные условия труда работников железнодорожного транспорта, практическое значение имеет оценка толерантности к физической нагрузке с определением критериев эффективного использования гипотензивных средств.

Цель исследования - повышение эффективности лечения гипертонической болезни у работников железнодорожного транспорта при назначении p-адреноблокатора атенолола и ингибитора ангиотензинпревращающего фермента лизиноприла с учетом индивидуальных генетических особенностей.

Материалы и методы исследования. Скрининговое обследование проведено у 242 работников железнодорожного транспорта, включая 72 машиниста, 94 диспетчера и 76 проводников. Группы наблюдения были сопоставимы по возрасту и профессиональному стажу работы на железнодорожном транспорте. Измерение АД осуществлялось на рабочем месте - у машинистов в пунктах предрейсовых осмотров, у проводников перед отправлением поезда, среди диспетчеров на базе Центра управления перевозок Юго-Восточной железной дороги.

После скринингового исследования, у 110 работников же-

* Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко, тел.: 8920-413-1997, e-mail: bat13@mail.ru

лезнодорожного транспорта проводилось определение генотипа гаптоглобина, порога солевой чувствительности, показателей сердечно-сосудистой системы, вегетативной регуляции и психофизиологических функций. Лабораторные методы обследования включали определение концентрации гаптоглобина в сыворотке крови и генотипов гаптоглобина [12] с выделением гомозиготных вариантов (тип 1-1 и 2-2) либо гетерозиготного носительства (тип 2-1). Исследование уровня адренореактивности клеточных мембран эритроцитов (р-АРМ) проводили по методике Длусской И.Г., Стрюк Р.И. [8]. Вкусовую чувствительность к поваренной соли оценивали по модифицированной методике Я. Непкіп [14]. Инструментальные методы включали определение параметров центральной и периферической гемодинамики. Исследование вариабельности сердечного ритма проводилось с использованием компьютерного комплекса «Варикард», контроль психофизиологических функций осуществлялся на комплексе «Селект М» с определением простой двигательной реакции (ПДР) и сложной двигательной реакции (СДР) на красный и зеленый свет.

Велоэргометрическая проба проводилась методом ступен-чато-возрастающей нагрузки по 5 мин, начиная с 25 Вт. Критерием прекращения пробы было повышение АД до 200/110 мм рт.ст. либо появление признаков физической усталости с последующим расчетом коэффициента физической работоспособности (КФР) (патент №2257840).

Фармакологическая коррекция АГ осуществлялась препаратами атенолол или лизиноприл, для чего были сформированы две группы наблюдения. Пациенты первой группы (п=38) получали атенолол в дозе 50-100 мг/сутки, больные 2 группы (п=41) принимали лизиноприл в дозе 5-20 мг/сут. Антигипертензивные препараты применялись в режиме монотерапии, в амбулаторных условиях, без отрыва от основной производственной деятельности. Контроль эффективности и безопасности терапии осуществлялся через 2 и 4 недели наблюдения с коррекцией режима дозирования. Критериями эффективности являлось достижение целевого уровня АД (<140/90 мм рт. ст.) или снижение САД и ДАД на 10% и более от исходного уровня.

Статистическая обработка полученных в ходе исследования данных осуществлялась с помощью программы «8Р88 9.0» с использованием непараметрического критерия Вилкоксона.

Результаты их обсуждение. Среди обследованных лиц 40,5% работников железнодорожного транспорта имели повышение АД>140/90 мм рт ст., при этом самая высокая распространенность АГ отмечена среди машинистов и диспетчеров - 60,4% и 56,9% соответственно. Среди больных, страдавших АГ (п=79), пациенты с ГБ I стадии (п=41) и ГБ II стадии (п=38).

При сравнении распределения типов гаптоглобина (Нр) установлено, что в группе лиц с АГ, по сравнению со здоровыми пациентами, наблюдалось увеличение типа Нр 2-2, наряду с уменьшением доли типа Нр 1-1, который преобладал у здоровых лиц: тип Нр 1-1 обнаружен у 48,1% больных АГ, что в 1,7 раз было меньше, чем у здоровых железнодорожников.

Прогностически неблагоприятный тип Нр 2-2 обнаружен лишь у 1 человека (3,2%) с нормальными показателями АД. Среди железнодорожников, страдавших АГ, напротив, выявлено 13 пациентов (16,5%) с гаптоглобином типа Нр 2-2 и 28 лиц (35,4%)

- гетерозиготных носителей двух аллелей гаптоглобина (тип Нр 2-1), что превышало соответствующие показатели здоровых лиц (рис. 1).

При исследовании количественного содержания гаптогло-бина обнаружено, что в группе здоровых лиц с типом Нр 1-1 и Нр 2-1 уровень гаптоглобина соответствовал нормальным значениям

- 91-141 мг%. Среди пациентов, страдавших АГ, с типами Нр 1-1; Нр 2-1 и Нр 2-2 показатели гаптоглобина достоверно превышали значения здоровых лиц - 154,2±5,7 мг% (р<0,05), 170,8±7,1 мг% (р<0,05) и 169,3±9,2 мг% (р<0,05) соответственно (рис.2).

Определение вкусовой чувствительности к поваренной соли (ПВЧПС) позволило выявить в изучаемых группах существенные различия. У здоровых лиц с типом Нр 1-1 и Нр 2-1 преобладал низкий ПВЧПС (концентрация раствора КаСЬ<0,08%) и средний ПВЧПС (концентрация раствора КаСЬ=0,16%) - 80% и 74% соответственно. Напротив, среди больных АГ преобладал высокий ПВЧПС (концентрация раствора КаСЬ>0,32%), который отмечен у 55% пациентов с типом Нр 1-1, у 77% больных с типом Нр 2-1, а среди пациентов с типом Нр 2-2 почти у всех исследуемых лиц - 92%. У больных ГБ с типом Нр 1-1 низкий уровень

ПВЧПС установлен у 24% обследованных лиц, тогда как среди пациентов с типом Нр 2-2 низкий ПВЧПС не определялся (рис.2). Полученные данные подтверждают теоретические предположения о взаимосвязи полиморфизма гаптоглобина и солечувстви-тельности, что объясняется генетически детерминированными особенностями электролитных транспортных систем клеток.

Здоровые лица

3%

0 Нр 1-1

I □ Нр 2-1

■ Нр 2-2

67%

Больные АГ 17%

Рис.1. Распределение генотипов гаптоглобина у работников железнодорожного транспорта

И Нр 1-1 □ Нр2-1 со Нр 2-2

В

Рис.2. Порог вкусовой чувствительности к поваренной соли (А) и уровень гаптоглобина (Б) в исследуемых группах; *р<0,05 - достоверность различий по сравнению с показателями здоровых лиц

Анализ результатов обследования работников железнодо-

рожного транспорта показал особенности состояния гемодинамики, вегетативной регуляции и психофизиологических функций.

Для пациентов, имевших тип Нр 1-1, уровень систолического АД составил 152,1±2,3 мм рт.ст., с Нр 2-1 - 156,3±3,2 мм рт. ст., с Нр 2-2 - 154,8±4,1 мм рт. ст. При этом отмечено только достоверное увеличение общего периферического сосудистого тонуса (ОПСС) - у лиц с типом Нр 1-1 до 1553±42,8 дин*см-5*с; Нр 2-1 - 1648±55,1 дин*см-5*с и Нр 2-2 - 1771±58,2 дин*см-5*с, достоверно отличаясь от показателей здоровых лиц - 1400±44,63 дин*см-5*с (р<0,05).

Изменение спектральных параметров вариабельности сердечного ритма (ВСР), наблюдаемые у пациентов, страдающих АГ, свидетельствовали о выраженной симпатикотонии, что проявлялось в достоверном снижении общей мощности спектра (Тр) у пациентов с типом Нр 1-1 до 2,8±0,2 мс2; Нр 2-1 до 2,5±0,3 мс2 (р<0,05), Нр 2-2 до 2,2±0,4 мс2(р<0,05), по сравнению со здоровыми лицами, имевших Тр=3,6±0,2 мс2. Одновременно отмечено достоверное увеличение показателя стресс-индекс (81) до 94,7±15,4 усл.ед. (р<0,05), 73,8±16,9 усл.ед., 113±19,7 усл.ед. (р<0,05) соответственно, против 63,6±18,3 усл.ед. для здоровых работников железнодорожного транспорта (рис.3).

Состояние активации симпатоадреналовой системы у больных АГ сопровождалось изменением адренореактивности клеточных мембран эритроцитов. Десенситизация адренорецепторов клеток приводила к увеличению показателя р-АРМ у пациентов с типом Нр 1-1, 2-1 и 2-2 до 55,4±2,7 усл. ед. (р<0,05), 56,5±2,6 усл. ед. (р<0,05), 59,4±3,2 усл. ед. (р<0,05) соответственно, тогда как у здоровых лиц с типом Нр 1-1 и типом Нр 2-1 величина р-АРМ была ниже - 40,78±1,1 и 44,28±2,4 усл. ед. (рис.3).

81. усл. ед.

*

сигнал при проведении теста ПДР среди пациентов, страдающих АГ, по сравнению со здоровыми лицами. Если у здоровых работников железнодорожного транспорта скорость ПДР составляла 328,3 ±19,4 мс, то для пациентов с типами Нр 1-1, Нр 2-1 и Нр 2-2

- 380,3±16,5 мс, 374,1±18,5 мс и 398,6±17,9 мс (р<0,05) соответственно.

Оценка результатов теста СДР, исследующего сложный уровень реагирования, связанный с необходимостью различия конкурентных сигналов, показала, что в группе пациентов, страдающих АГ, с генотипами Нр 1-1, Нр 2-1 и Нр 2-2 время реагирования было 440,3±23,8 мс, 500,7±25,9 мс (р<0,05) и 521,9±33,8 мс (р<0,05), достоверно отличаясь от показателей здоровых лиц -330,2 ±21,9 мс (рис.4).

ПДР. тс

ЕЗ Нр 1-1 □ Нр 2-1 0 Нр 2-2

СДР, тс

□ Нр 1-1 ЕЗ Нр 2-1 □ Нр 2-2

□ Нр 1-1 □ Нр 2-1 □ Нр 2-2

А)

I?- АРМ.

УСЛ. ел. *

□ Нр 1-1 д Нр 2-1 [Т] Нр 2-2

Ь)

Рис.3. Показатели стресс-индекса (А) и адренореактивности рецепторов клеточных мембран (Б); *р<0,05 - достоверность различий по сравнению с показателями здоровых лиц

Определение скорости зрительно-моторной реакции выявило достоверное увеличение времени реагирования на световой

Рис.4. Результаты теста «Простая двигательная реакция» и «Сложная двигательная реакция»; *р<0,05 - достоверность различий по сравнению с показателями здоровых лиц

Проведение велоэргометрической пробы до начала фармакотерапии позволило установить снижение толерантности к физической нагрузке у больных АГ с генотипами Нр 1-1; Нр 2-1 и Нр 2-2 до 160±6,2 Вт (р<0,05), до 145±4,8 Вт (р<0,05) и 140±5,9 Вт (р<0,05) соответственно, по сравнению с показателями здоровых лиц, у которых мощность пороговой нагрузки составила 185±3,8 Вт. Одновременно происходило уменьшение продолжительности выполнения пробы у больных АГ до 16,4±0,6 мин, 15,9±0,5 мин и 15±0,6 мин соответственно, достоверно отличаясь от показателей здоровых лиц - 23,5±0,5 мин (р<0,05). Выявленные особенности толерантности к физической нагрузке больных, страдающих АГ, отражали неадекватную реакцию сердечнососудистой системы со снижением функциональных возможностей организма на выполнение нагрузочной пробы.

В результате фармакотерапии АГ достижение целевого уровня АД <140/90 мм рт. ст. при лечении атенололом отмечено у 84,2% больных, при приеме лизиноприла у 85,3% пациентов. При этом у пациентов, достигших целевых цифр, определяли преимущественно генотипы Нр 1-1 и Нр 2-1, но не было ни одного случая выявления генотипа Нр 2-2.

При оценке физической работоспособности, по результатам велоэргометрической пробы, через 4 недели приема препаратов установлено увеличение мощности пороговой нагрузки, величина которой приближалась к показателям здоровых лиц. У пациентов с типом Нр 1-1 мощность пороговой нагрузки повыси-

лась с 137,5±10,0 Вт/мин до 168,7±6,2 Вт/мин(р<0,05), у больных с типом Нр 2-1 - с 146,5±9,0 до 178,7±5,2 Вт/мин (р<0,05).

Контроль эффективности проводимой терапии с оценкой динамики коэффициента физической работоспособности (КФР) показал рост данного показателя с приближением к уровню здоровых лиц (0,96-1,0 усл.ед). Если до начала терапии атенололом у больных с типами Нр 1-1 и Нр 2-1 показатель КФР составлял 0,7 и 0,72 усл. ед. соответственно, то через 4 недели приема препарата уровень КФР увеличился до 0,94 и 0,92 усл. ед. (р<0,05). В группе пациентов, получавших лизиноприл, исходный показатель КФР при типе Нр 1-1 и Нр 2-1 составлял 0,82 и 0,75 усл. ед. соответственно, тогда как через месяц лечения КФР увеличился до

0,93 и 0,95 усл. ед. (р<0,05).

Применение атенолола способствовало улучшению клинического состояния у пациентов с типом Нр 1-1 и Нр 2-1 с достоверным снижением АД: у больных АГ с типом Нр 1-1 САД снизилось с 151,4±2,2 мм рт. ст. до 133±2,3 мм рт. ст. (р<0,01), с типом Нр 2-1

- с 150,7±2,3 мм рт. ст. до 132,5±1,1 мм рт. ст. (р<0,01). Снижение в процессе терапии ЧСС с 67,6±1,6 уд/мин до 60,4±1,6 уд/мин (р<0,05) составило 10,7%, что могло быть обусловлено отрицательным хронотропным действием препарата. Аналогичные изменения параметров центральной и периферической гемодинамики отмечались у 14 пациентов с типом Нр 2-1 (рис.5).

Рис.5. Показатели сердечно-сосудистой системы при фармакотерапии атенололом; **р<0,01, *р<0,05 - достоверность различий по сравнению с исходными значениями

Изучение реакции регуляторных систем организма на фоне антигипертензивной терапии атенололом выявило, что у больных АГ с достигнутым целевым уровнем АД имелись положительные изменения показателей ВСР. Это характеризовалось ослаблением симпатического влияния в осуществлении вегетативной регуляции кровообращения. Через месяц терапии у пациентов с типом Нр 1-1 и Нр 2-1 происходило достоверное увеличение 8ЭКК с 51,2±4,5 до 60,9±3,3 мс (р<0,05) и с 44,3±5,6 до 55,8±5,9 мс (р<0,05) соответственно, а также уменьшение стресс-индекса (8і) с 95±16,7 до 68,2±9,1 усл. ед. (р<0,05) и с 140±27 до 75,6±14 усл. ед. (р<0,05).

При оценке изменений адренореактивности величина р-АРМ в исследуемых группах при приеме атенолола у пациентов с типом Нр 1-1 и Нр 2-1 достоверно снижалась с 55,4±2,7 до 48,2±4,5 усл.ед.(р<0,05) и с 56,5±2,6 до 45,3±3,8 усл. ед. (р<0,05), что свидетельствовало о повышении чувствительности адреноре-цепторов мембран эритроцитов.

Оценка состояния психофизиологических функций по результатам теста ПДР показала достоверное уменьшение времени реагирования на световой стимул при фармакотерапии атеноло-

лом у больных АГ с Нр 1-1 с 405,6±11,5 до 352,2±10,1 мс (р<0,05) и с типом Нр 2-1 с 412,6±10,2 до 361,5±9,8 (р<0,05). Аналогичные результаты были получены при выполнении тестов СДР, что имело положительное значение для работников железнодорожного транспорта. Сравнительный анализ показателей сердечнососудистой системы при использовании лизиноприла показал, что у пациентов с типом Нр 1-1 и Нр 2-1 также установлено снижение систолического АД с 151,3±3,2 до 126,9±2,1 мм рт. ст. (р<0,01) и с 159±5,9 до 135,5±1,8 мм рт. ст. (р<0,01) соответственно (рис.6).

Рис.6. Показатели сердечно-сосудистой системы при фармакотерапии лизиноприлом; ** р<0,01 - достоверность различий по сравнению с исходными значениями

На фоне адекватного гипотензивного ответа при фармакотерапии лизиноприлом у пациентов с типом Нр 1-1 и Нр 2-1 происходило уменьшение активности симпатического отдела вегетативной регуляции, что проявлялось достоверным увеличением 8ЭКК с 43,6 мс до 54,3 мс (р<0,05) и с 47,1 до 56,5 мс соответственно, наряду с уменьшением величины р -АРМ.

Контроль показателей психофизиологических функций свидетельствовал о нормализующем влиянии проводимой фармакотерапии на скорость зрительно-моторной реакции пациентов. Результаты теста ПДР выявили уменьшение времени зрительномоторной реакции у пациентов с генотипом Нр 1-1 с 409,2±8,7 мс до 337±6,3 мс (р<0,05), у больных с генотипом Нр 2-1 с 398,2±10,2 мс до 325,4±9,8 мс (р<0,05).

Анализ результатов исследования позволил выделить больных с генотипом Нр 2-2 (п=13), у которых достичь целевых цифр АД не удалось, из них 6 человек получали атенолол в суточной дозе 100 мг/сут. и 7 пациентов - лизиноприл в дозе 20 мг/сут. Исследование содержания гаптоглобина у больных с типом Нр 2-2 через 4 недели лечения выявило сохранение уровня гаптоглобина на прежних значениях - 169,5±16,6 мг% при исходном значении 168,5±14,9 мг%, тогда как у больных АГ с типом Нр 1-1 и Нр 2-1 на фоне эффективной гипотензивной терапии происходило снижение уровня гаптоглобина с 159,1±7,6 мг% до 146,3±11,6 мг% и с 171,8±10,1 мг% до 160,3±9,4 мг% соответственно.

При оценке показателей вегетативной регуляции к концу 4 недели лечения в группе больных АГ с типом гаптоглобина 2-2 установлено дальнейшее усиление симпато-адреналовой активности, что выражалось в снижении 8ЭКК с 43,0±2,7 до 31,6±4,5 мс и увеличении 8і с 95,8±27,2 до 123,1±29,2 усл.ед.

(р<0,05).

Результаты теста ПДР также свидетельствовали об ухудшении состояния психофизиологических функций, что приводило к удлинению времени реакции на условный сигнал с 388,1±17,5 мс до 422,1±10 мс (р<0,05) на фоне неэффективной фармакотерапии. Проведение контрольного теста СДР у пациентов с типом гаптог-лобина 2-2 также выявило тенденцию к ухудшению психофизиологических функций с увеличением времени реагирования на зеленый свет с 466,1±20,1 до 558,3±13,2 мс (р<0,05) и красный сигнал - с 427,5± 18,3 до 496,2±16,0 мс.

Учитывая особенности индивидуальной реакции больных на применение антигипертензивных средств, был предложен «Способ прогноза эффективности фармакотерапии при артериальной гипертонии» (патент № 2356500). В случае определения у пациента генотипа гаптоглобина 2-2 в сочетании с высоким порогом солевой чувствительности (концентрация раствора NaCL>0,32%) - это могут быть лица с высоким риском развития устойчивых к лечению форм артериальной гипертензии.

В заключение можно отметить, что определение генотипа гаптоглобина открывает перспективу для прогноза эффективности назначения анигипертензивных средств. Это может иметь важное значение для лиц операторских профессий (машинисты, диспетчеры, летный состав) для решения вопросов экспертизы профессиональной пригодности, поскольку сохранение высококвалифицированных кадров среди лиц операторских профессий -это не только высокие экономические показатели работы, но и обеспечение безопасности движения.

Выводы:

1. Формирование артериальной гипертензии в профессиональных группах работников локомотивных бригад, поездных диспетчеров и проводников сопровождается усилением симпатической активности с увеличением стресс-индекса в 1,2-1,5 раза, ухудшением толерантности к физической нагрузке со снижением коэффициента физической работоспособности на 25-27% и ухудшением скорости зрительно-моторной реакции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Неблагоприятное прогностическое значение имеет определение высокого порога солевой чувствительности (концентрация раствора NaCL>0,32%) в сочетании с генотипом гаптоглоби-на 2-2 у 16% больных, которые представляют группу высокого риска развития устойчивых к фармакотерапии форм артериальной гипертензии.

3. Отсутствие гипотензивного эффекта при монотерапии лизиноприлом и атенололом у пациентов с типом гаптоглобина 22 сопровождается дальнейшим напряжением регуляторных систем с ростом стресс индекса на 38-50%, что требует комплексной фармакотерапии с контролем показателей профессионально значимых психофизиологических функций.

Литература

1.Волков, В.С. Клинико-функциональные особенности артериальной гипертонии у больных, потребляющих повышенное количество поваренной соли / В.С. Волков//Кардиология.- 2004.-Т.44,№1.- С.27-30

2. Гуревич, М.А. Актуальные вопросы диагностики и лечения рефрактерных и тяжелых форм артериальной гипертензии / М.А. Гуревич // Фарматека.- 2006.- №11 (126).- С.43-50

3. Гутникова, О.В. Динамика психофизиологических функций водителей под влиянием антигипертензивных препаратов /Гутникова О.В. // Железнодорожная медицина.- 2005.- № 9-

10.- С.3-19.

4.Клиническая фармакогенетика /под ред В.Г.Кукеса,

H.П.Бочкова // М.:ГЭОТАР-Медиа,2007.- 248 с.

5. Пузырев, В.П. Генетика артериальной гипертензии (современные исследовательсике парадигмы) / В. П. Пузырев // Клиническая медицина.- 2003.- №1.- С. 12-18

6. Капцов В.А., Вильк М. Ф.Современные научные проблемы железнодорожной гигиены // Медицина труда и пром. экология.-2007.- № 1.- С. 1-7.

7. Панкова В.Б., Капцов В.А., Ермакова Т.В., Каменева Е.А. Приоритетные направления оздоровления и медицинской реабилитации железнодорожников // Гигиена и санитания.- 2007.- №

I.- С. 34-36.

8. Стрюк Р.И., Длусская И.Г. Адренореактивность и сердечно-сосудистая система.- М.: Медицина, 2003.- 160 с.

9. Суслова Е.Ю. Значение определения фенотипов гаптог-

лобина сыворотки крови при заболеваниях, обусловленных атеросклерозом // Новые направления в биологии и медицине: сб. науч. тр.- Воронеж, 2004.- С.70-73.

10 Цфасман А.З., Гутникова О.В., Атькова Е.О. Антиги-пертензивные препараты и психофизиологические качества водителей.- М.: МЦНМО, 2005.- 170 с.

11. Delanghe J.R. et al. Haptoglobin polymorphism, a genetic risk factor in coronary artery bypass surgery // Arteriosclerosis.-1997, Jul. 25.- Vol.132 (2).- P. 215-219.

12. Davis B.J. Disc Electrophoresis. II. Method an application to human serum proteins // Ann.N.Y. Acad.Sci.- 1964.- Vol. 121.-P.404-427.

13. Hayashi Naoyuki, SomeyNami, Endo Masako Yamaoka et al. Vasoconstriction and blood, flow respones in visceral arteries to mental task in humans //Exp. Physiol. - 2006. - Vol.91. N 1.- P.215 - 220.

14. Henkin RJ., Gill J.R., Bartter F.C. Studies on taste thresholds in normal man and in patient with adrenal cortical insufficiency: the role of adrenal cortical steroids and serum sodium concentre-tion // J. Clin. Invest. - 1963. - Vol.42. - P.727-735.

15. Roguin A. et al. Haptoglobin phenotype as predictor of restenosis after percutaneous transluminal coronary angioplasty // Am. J. Cardiol.- 2001.- Vol. 87, N 3.- P.330-339.

THE REAL IMPORTANCE OF FORECASTING RESISTANT FORMS OF АRTERIAL HYPERTENSION AT RAILWAY WORKERS TAKING

INTO ACCOUNT GENETIC MARKERS

YU.N. CHERNOV, V.V. NOVOVKINSKY, G.A. BATISHCHEVA, T.YE. KOTELNIKOVA

Voronezh State Medical Academy

As a result of inspecting railway workers, suffering from arterial hypertension, there was established an adverse prognostic value of a haptoglobin genotype 2-2 and a high saline sensitivity threshold for 16% of the patients of the risk group of low pharmacotherapy efficiency.

Key words: an arterial hypertension, genetic markers, haptoglobin, saline sensitivity.

УДК 614.7

АНАЛИЗ ДАННЫХ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА СОДЕРЖАНИЯ ПЕСТИЦИДОВ В ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.В. ЗАРЯЕВА*

В статье приводится анализ данных мониторинга содержания пестицидов в объектах окружающей среды Воронежской области (атмосферном воздухе, воздухе рабочей зоны, воде открытых водоемов, питьевой воде, пищевых продуктах) за 2001-2010 гг.

Ключевые слова: пестициды, гигиеническая оценка

Серьезную эколого-гигиеническую проблему в России представляет постоянное и все возрастающее применение пестицидов. Пестициды (лат. pestis - зараза и лат. caedo -убиваю) (сельскохозяйственные ядохимикаты) - это собирательное название химических и биологических средств, используемых для борьбы с вредными организмами. Пестициды объединяют следующие группы веществ: гербициды, уничтожающие сорняки; инсектициды, уничтожающие насекомых-вредителей; фунгициды, уничтожающие патогенные грибы, зооциды, уничтожающие вредных теплокровных животных.

Основными контингентами, подверженными неблагоприятному воздействию пестицидов, являются работники производств агрохимикатов, население разных возрастных групп (в т.ч. детское), проживающее в зоне воздействия этих предприятий, а также труженики сельского хозяйства, непосредственно работающие в контакте с пестицидами [3,5].

Принципиально важно, что в настоящее время Федеральным Законом №109-ФЗ от 19.07.1997 (с изменениями от 10 января 2003 г., 29 июня 2004 г.) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» закреплены правовые основы регулирования обеспечения безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды. В настоящее время законодательно-

* ГОУ ВПО Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Министерства здравоохранения и социального развития РФ, г. Воронеж, ул. Студенческая, 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.