Таким образом, исследование социально-гигиенических характеристик больных стоматологического профиля позволило выявить следующие их особенности: среди стоматологических пациентов преобладают лица в возрасте 50 лет и старше (60,3%), из которых лица в возрасте 70 лет и старше составляют 24,5%; при этом женщины, составляя в целом 72,6%, преобладают во всех возрастных группах; индекс КПУ составил 16,7 в среднем на одного больного; при этом, на одного больного приходится среднее число кариозных зубов - 1,8; запломбированных - 7,0; удаленных - 7,9; наибольшее среднее значение КПУ (18,5) отмечается среди лиц с незаконченным средним образованием, а наименьшее - среди лиц с незаконченным высшим образованием (КПУ 12,6); по общественно-профессиональному положению среди обследованных преобладают пенсионеры - 49,6% лиц, среди которых самый высокий индекс КПУ - 19,1 на одного больного; среди стоматологических пациентов преобладают «женатые» (69,2%), лица, оценивающие свое материальное положение как «удовлетворительное» (70,0% лиц); по семейному положению наибольший КПУ (21,5) у вдовцов и вдов с «неудовлетворительным» материальным обеспечением, а наименьший КПУ (9,0) - среди «холостых» с «хорошим» материальным обеспечением; наибольший КПУ (18,9) характерен для лиц, проживающих в «удовлетворительных» условиях с «неудовлетворительным» материальным обеспечением, а наименьший КПУ (13,9) - среди лиц, проживающих в «хороших» жилищнобытовых условиях с «хорошим» материальным обеспечением; среди стоматологических больных 48,8% лиц оценивают свое здоровье как «удовлетворительное»; при этом большинство опрошенных (59,9% лиц) ничего не делают для сохранения своего здоровья; наибольшее значение индекса КПУ (20,1) характерно для лиц, оценивающих как здоровье, так и качество питания как «неудовлетворительное», а наименьшее значение КПУ (12,6) отмечается среди лиц, оценивающих свое здоровье как «очень хорошее», а качество питания - как «удовлетворительное»; среди лиц, употребляющих как макаронные, так и хлебобулочные изделия, индекс КПУ наибольший (18,1); у 52,4% обследованных состояние полости рта оценено как «неудовлетворительное»; у 40,8% лиц - как «удовлетворительное»; при этом 51,0% лиц чистят зубы 2 и более раз в день, а 44,8% лиц - один раз; наибольший КПУ (18,9) характерен для стоматологических больных, чистящих зубы 1 раз в день и не использующих дополнительных средств гигиены, а наименьший КПУ (13,7) - среди лиц, чистящих зубы 2 и более раз в день с использованием дополнительных средств гигиены; для лиц, чистящих зубы 1 раз и не использующих дополнительны средств гигиены отмечено наибольшее значение пародонтального индекса (ПИм) - 3,5, а для лиц, чистящих зубы 2 раза без использования дополнительных средств гигиены этот индекс наименьший (1,0); самыми популярными зубными пастами являются лечебно-профилактические (ими пользуются 84,0% стоматологических больных); на втором месте - гигиенические (10,8% лиц); остальные пациенты (5,2% лиц) не чистят зубы; основными причинами обращений к стоматологу являются: «острая» боль (34,6% лиц); разрушение зубов (23,3%); потребность в протезировании (21,5% лиц); наиболее частой причиной обращений к врачам-стоматологам является кариес в 91,7% случаев); на втором - заболевания десен (6,4%); на третьем - заболевания слизистой оболочки полости рта (0,3%) и др. причины (1,6% лиц); при ранних признаках заболеваний полости рта обращается 38,0% больных; в структуре стоматологических заболеваний наибольший удельный вес составляют «Болезни твердых тканей зуба» (49,9%); на втором месте - «Болезни пульпы и пе-риапикальных тканей» (39,2%); на третьем - «Болезни десен и пародонта» (7,8%), что составляет вместе 96,9% болезней полости рта; по данным за 2001-2003 годы отмечается рост удельного веса очень высокого уровня интенсивности кариеса (КПУ 16,3 и выше) от 48,7% в 2001 г. до 60,8% - в 2003 году (+12,1); при увеличении числа обращений за стоматологической помощью и проведении профилактических мероприятий значение КПУ составляет в среднем 13,0, а при отказе от профилактических мероприятий КПУ повышается до 18,6; на момент обследования стоматологических больных 62,6% имели зубные протезы, а 37,4% лиц нуждались в протезировании; 77,5% получили ортопедическое лечение, а 22,5% лиц - нуждались в нем; у 55,7% лиц санирована полость рта, а 45,3% лиц - нуждались в санации; наименьший КПУ (13,0) характерен для больных, удовлетворенных деятельностью врача при оценке клиники «ниже среднего», а наиболь-
ший КПУ (21,8) - при затруднении оценки деятельности врача и оценке клиники «ниже среднего».
Литература
1. Гайдаров, ГМ. Некоторые проблемы функционирования стоматологической службы в современных условиях / Г.М. Гайдаров, И.С. Кицул, В.С.Васюкова // Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения : материалы V науч.-практ. конф.- М.: НИИ им. Н.А.Семашко, 2000.- С. 87-89.
2. Леонтьев, В.К. Актуальные проблемы реформирования стоматологической службы / В.К.Леонтьев, Ю.В.Шиленко, А.А.Попов А.А. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2000.- № 1.- С. 5-8.
FEATURES OF MEDICAL AND SOCIAL CHARACTERISTICS OF STOMATOLOGICAL PATIENTS
S.V. BOLGOV, O.YU.SHALAEV, YRV. VUSATAYA, L.V. BUT
Voronezh State Medical Academy after N.N.Burdenko
The article presents results of medical and social studying 750 stomatological patients. The dependence of caries intensity and parodontal index on patients' sex, age, conditions of their work and residence, food, hygiene observance of oral cavity, the regularity of routine prophylactic inspections and some other social and hygienic features is analyzed.
Key words: parodontal an index, caries, medical and social research.
УДК 616-003.96-053.3:681.938
АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ ОПЕРАТОРСКИХ ПРОФЕССИЙ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАЖА
И.Б.УШАКОВ, Ю.Н.ЧЕРНОВ, Г.А.БАТИЩЕВА, И.Г. ДЛУССКАЯ,
Н.Ю.ГОНЧАРОВА*
В статье представлены результаты обследования 71 летчика и 48 машинистов локомотивов. В обеих группах выявлено повышение симпа-тоадреналовой активности в сочетании с изменением сердечнососудистой системы. У летного состава установлено увеличение объемных показателей левого желудочка, у машинистов - повышение периферического сосудистого тонуса, что является проявлением адаптационного процесса в условиях профессиональной деятельности.
Ключевые слова: летный состав, машинисты локомотивов, адаптация к профессиональной деятельности
Поддержание здоровья и надежности профессиональной деятельности лиц операторских профессий во многом определяется способами диагностики и прогнозирования функционального состояния этих специалистов. Работа летного состава и машинистов железнодорожного транспорта характеризуется влиянием различных неблагоприятных факторов, которые имеют особенности для каждой профессии. Специфика авиационного труда включает воздействие шума, вибрации, электромагнитных излучений, гравитационных нагрузок, высотной гипоксии, температурного фактора [1]. В условиях работы на железнодорожном транспорте выделяют сменный режим работы с нарушением биоритмов «сон-бодрствование», гиподинамию, шум, вибрацию, недостаточный отдых между сменами [2]. Несмотря на кажущиеся различия в характере профессиональной деятельности летчика и машиниста, эти две группы лиц операторских профессий имеют отдельные общие черты. Во-первых, их работа связана с управлением объектами с высокой скоростью передвижения. Во-вторых, при выполнении рабочего задания значительную роль играет переработка большого объема визуальной и акустической информации, что ведет к загруженности сенсорных систем и высокому напряжению психофизиологических функций. В-третьих, труд летчика и машиниста характеризуется выраженным психоэмоциональным напряжением, развитием риска для жизни, необходимостью принятия конкретного решения в условиях дефицита времени. Сложность операторской деятельности приводит к значительным функциональным нагрузкам на организм,
* ГОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко», 394000, Воронеж, ул. Студенческая, 10.
вызывая формирование адаптационных процессов, направленных на обеспечение достаточной работоспособности.
В развитии фундаментальных положений концепции «профессионального здоровья» - свойство организма сохранять компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности [3], приобретает актуальность изучение особенностей адаптации к трудовой деятельности в группах лиц операторских профессий, различающихся по возрасту и стажу. Для оценки адаптационных резервов организма необходим комплексный, многопараметрический подход, включающий определение изменений показателей сердечно-сосудистой системы, вегетативной регуляции и профессионально важных психофизиологических функций [4]. В качестве показателя активности симпатоадреналовой системы, предложено использовать изменение адренореактивности рецепторов клеточных мембран - лабильного адаптерного звена этой системы [5].
Цель исследования - определить особенности формирования адаптивных состояний к различным видам профессиональной деятельности с учетом возраста и рабочего стажа у летного состава и машинистов локомотивов.
Материалы и методы исследования. Обследованные 48 машинистов локомотивных бригад и 71 летчик ВВС были разделены на группы в зависимости от возраста и стажа. Все летчики имели допуск к летной работе без ограничений. Машинисты, по данным дорожной ВЭК, являлись практически здоровыми лицами.
С учетом возраста летчики были разделены на три возрастные группы: 1 группа (п=18), возраст 20-30 лет (средний возраст
26.1 г., средний стаж летного труда - 6,5 г.); 2 группа (п=28), возраст 31-40 лет (средний возраст 35,5 г., средний стаж 16,6 года; 3 группа (п=25), возраст 41-50 лет (средний возраст
43,8 г., средний стаж 24,3 года). Машинисты локомотивных бригад были разделены аналогичным образом. Группу 4 (п=12) составили машинисты в возрасте 20-30 лет, (средний возраст
26.2 г., средний стаж 6,25 г.); 5 группу (п=15) - машинисты в возрасте 31-40 лет (средний возраст 36,4 г., средний стаж 16,4 г.), 6 группу (п=21) - лица в возрасте 41-50 лет (средний возраст 46,5 г., средний стаж 26,4 г.).
По возрастному составу и профессиональному стажу выделенные 1, 2 группы летчиков и 3, 4 группы машинистов не отличались. Достоверные отличия были выявлены лишь между 3 группой летчиков и 6 группой машинистов, где машинисты были значительно старше летчиков (р<0,05).
Комплексное обследование машинистов и летчиков проводили между сменами, в нерабочие (нелетные) дни. Исследование психофизиологических функций выполнялось на компьютерном комплексе «Селект-М» с учетом времени простой зрительно-моторной реакции (тест ПДР), времени сложной зрительно-моторной реакции на зеленый свет (СДРзел.) и красный свет (СДРзел.).
Оценку вегетативной регуляции проводили с учетом данных вариабельности сердечного ритма (ВСР) после 5-минутной записи ЭКГ на аппаратно - компьютерном комплексе «Варикард». Для количественной оценки степени напряжения регуляторных систем использовали показатели вариабельности ритма (8ЭКЫ и рКК50%), стресс - индекс (81), индекс централизации (1С). При спектральном анализе оценивали показатели общей мощности спектра (ТР) и частотных составляющих (ИГ, ЬГ, УЬГ).
Для определения показателей центральной гемодинамики -конечного диастолического объема (КДО), конечного систолического объема (КСО), ударного объема (УО), фракции выброса (ФВ), минутного объема кровообращения (МОК), систолического индекса (СИ) - использовали аппаратно-компьютерный комплекс «Бианкор» [6].
Определение показателей периферической гемодинамики -систолического артериального давления (САД), диастолического (ДАД) и среднего гемодинамического (АД ср.) - проводили с использованием аппаратно - компьютерного комплекса АЦПКО [7].
Показатель р-адренореактивности «р-АРМ» определяли с использованием набора реактивов «АРМ-АГАТ» (ООО «АГАТ-МЕД». г. Москва) по изменению осморезистентности эритроцитов в присутствии адреноблокатора. Границы физиологической нормы показателя р-АРМ, по условиям метода, составляют 2,020,0 усл. ед., а превышение нормы отражает десенситизацию адренорецепторов при возрастающей активности симпатоадрена-ловой системы [5,8].
Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы «8Р88 9.0» с использованием непараметриче-
ского критерия Вилкоксона.
Результаты и их обсуждение. Комплексное обследование различных групп лиц операторских профессий выявило как сходные черты функционирования физиологических систем, связанные с возрастом и профессиональным стажем, так и отличия, обусловленные характером трудовой деятельности.
При исследовании одной из ведущих психофизиологических функций - времени простой зрительно-моторной реакции (тест ПДР) в обеих профессиональных группах была установленная связанная с возрастом тенденция к удлинению времени реакции. Так, у летчиков 3 группы (возраст 40-50 лет) показатель ПДР возрастал, в среднем, до 344,5 мс, превышая на 5-14% его значения у летчиков младшего возраста. У машинистов возрастные изменения показателя ПДР имели аналогичный характер: 371 мс - в старшей возрастной группе и 314-328 мс в младших возрастных группах.
Анализ индивидуальных показателей выполнения теста ПДР показал, что лучшее время реакции (ПДР<300 мс) отмечено у 44% летчиков молодого возраста, у 64,3% летного состава в возрасте 30-40 лет и у 32% летчиков старше 40 лет. Увеличенное время реакции на световой сигнал (ПДР>400 мс) отмечено у 16% летчиков в возрастной группе 40-50 лет и только у 6% молодых летчиков. Аналогичным образом у машинистов локомотивов увеличенное время реакции на световой сигнал (ПДР>400 мс) преобладало у лиц 40-50 летнего возраста (29%) по сравнению с группой 20-30 летних машинистов (17%) (рис.1).
Летный состав
20-30 лет 31 -40 лет 41 -50 лет
□ ПДР<300мс И ПДР 300-400 мс □ПДР>400мс Машинисты
100“ о-
20-30 лет 31-40 лет 41-50 лет
□ ПДР<300 мс 0ПДР 300-400 мс □ ПДР: >400 мс
Рис.1. Распределение (в %) значений времени ПДР в разных возрастных группах летчиков и машинистов.
Оценка сложной зрительно-моторной реакции выявила примерно одинаковое время реакции у летного состава всех трех
возрастных групп: СДРзел.- 409-439,7 мс и СДРкр. - 420,3425,3 мс. В возрастных группах машинистов показатели теста СДР имели более высокие значения: СДРзел. - 514,8-564 мс, СДРкр. - 501,6-562 мс, что достоверно превышало время реакции в соответствующих группах летного состава. Полученные данные о состоянии психофизиологических функций выявили достаточный уровень функциональных резервов у летчиков и машинистов различных возрастных групп, при этом обследованные лица молодого возраста (20-30 лет) среди летчиков и машинистов отличались лучшим временем реакции в тесте ПДР. Оценка сложной зрительно-моторной реакции показала достоверно более низкие значения показателей СДРзел. и СДРкр. у летчиков всех трех возрастных групп, по сравнению с машинистами того же возраста, что указывает на более высокий уровень психомоторных реакций у летчиков, возможно, обусловленный профессиональным отбором и характером профессиональной деятельности.
Оценка состояния вегетативной регуляции, по данным вариабельности сердечного ритма (ВСР), выявила у обследованных лиц повышение активности симпатического звена регуляции по мере увеличения профессионального стажа. Так, у летчиков старшей возрастной группы это проявлялось снижением до 54,9 мс2 и рКМ50% до 13,7%, в отличие от летчиков молодого возраста (20-30 лет), у которых было повышенно до
78,8 мс2, рКК50% - до 36,4%, и летчиков среднего возраста, имевших - 57,3 мс2 и рЫК50% - 22,3%.
У машинистов локомотивных бригад вегетативный дисбаланс по мере увеличения стажа профессиональной деятельности также проявлялся усилением симпатоадреналовых влияний -снижением показателей вариабельности ритма (8ЭКК) и величины рКК50% от 4 к 6 группе. Кроме того, показатель рКК50% во всех трех возрастных диапазонах у машинистов был достоверно (р<0,01) ниже, чем в соответствующих группах летного состава, подчеркивая усиление активности симпатического звена регуляции у машинистов локомотивов.
Данные спектрального анализа ВСР подтвердили преобладание тонуса симпатической нервной системы у летчиков старшей группы, поскольку у них наблюдалось снижение общей мощности спектра ТР до 3,2*1000 мс при уменьшении НГ-частот до 24,7%, наряду с увеличением УЬГ-частот до 27,3% и индекса централизации 1С=4,2 усл. ед. У летчиков молодого возраста значения Тр были повышены до 5,3*1000 мс, НГ - до 35,9%,а индекс централизации 1С - снижен до 2,1 усл. ед. У машинистов по мере увеличения стажа работы и возраста также снижалась общая мощность спектра (Тр): с 4,2*1000 мс в 4 группе до 2,54*1000 мс - в 6 группе. Усиление влияния симпатического отдела регуляции подтверждалось и двукратным снижением значений ИГ у машинистов старше 40 лет, по сравнению с самыми молодыми (15,6% и 31,6% соответственно). При этом индекс централизации был достаточно высоким для всех трех возрастных групп машинистов, указывая на высокую значимость центральных механизмов регуляции для обеспечения профессиональной деятельности у этих специалистов.таким образом, исследование показателей ВСР у летного состава и машинистов локомотивов выявило усиление симпатоадреналового звена регуляции с увеличением возраста и профессионального стажа.
Для оценки индивидуального статуса симпатоадреналовой системы у всех обследованных определяли показатель адреноре-активности (р-АРМ), отражающий десенситизацию адренорецеп-торов (снижение адренореактивности) при повышенном уровне катехоламинов.
У лиц летного состава нормальные значения р-АРМ (менее 20 усл.ед) были отмечены у 55% молодых летчиков, у 57,1% летчиков средней возрастной группы и у 68% летчиков старше 40 лет, что указывало на достаточный уровень адренореактивности для обеспечения адекватных ответных реакций.
Повышение показателя р-АРМ от 21 до 40 усл. ед., отражающее умеренное снижение адренореактивности, установлено у 39% летчиков молодого возраста, у 35,7% летчиков среднего возраста и у 24% летчиков старшей группы, что выявляло умеренную десенситизацию рецепторов при повышении симпатоад-реналовых влияний. В единичных случаях среди летчиков всех трех возрастных групп значения р-АРМ превышали 40 усл.ед., отражая высокую активность симпатоадреналовой системы и соответствующее снижение адренореактивности (рис.2).
Во всех трех группах машинистов локомотивов были выявлены значения показателя р-АРМ, достоверно превышающие
показатели у летного состава аналогичного возраста. Так, у машинистов молодого возраста величина р-АРМ составила, в среднем, 39 усл. ед., достоверно (р<0,01) превышая показатели летчиков той же возрастной группы (20,8 усл.ед). Самые высокие значения р-АРМ - 40,9 усл. ед. - были установлены у машинистов старше 40 лет, в то время как у летчиков этого же возраста значения р-АРМ были почти вдвое ниже (22,3 усл. ед.).
Распределение показателей р-АРМ с учетом возраста и профессиональной деятельности показало преобладание среди машинистов лиц со значительным снижением адренореактивности. По мере увеличения профессионального стажа число машинистов с нормальной величиной р-АРМ (менее 20 усл.ед.) уменьшалось, составляя всего 8,3% в группе с возрастом 20-30 лет и 6,7% в группе с возрастом 30-40 лет. В старшей возрастной группе машинистов (40-50 лет) лиц с нормальным уровнем адренореактивности не выявили, а значительное снижение адренореактивности (р-АРМ>40 усл.ед.) имели 66% обследованных лиц (рис.2). Полученные данные о снижении адренореактивности, в большей степени выраженном у машинистов локомотивов, чем у летного состава, возможно, связаны с условиями их профессиональной деятельности (частыми ночными сменами, длительным и регулярным психоэмоциональным напряжением), которые приводят к усилению симпатоадрена-ловых влияний. Эти результаты полностью подтверждают вывод об усилении симпатоадреналового звена регуляции, сделанный выше по данным ВСР.
Рис. 2. Распределение (в %) значений показателей адренореактивности (В-АРМ) в разных возрастных группах летчиков и машинистов.
Довольно сложная картина воздействия на организм человека условий его профессиональной деятельности получена при оценке показателей сердечно-сосудистой системы. Так, у летного состава в возрасте до 30 лет в отличие от машинистов той же возрастной группы, установлено увеличение объемных показателей левого желудочка КДО и КСО, в среднем, более, чем на 60%, достоверное повышение сердечного выброса УО - на 40% и СИ -на 30%. Выявленные различия сохранялись у летчиков старшего возраста, что являлось следствием работы в условиях пилотаж-
ных перегрузок и интенсивных физических тренировок, которые создают предпосылки к возрастанию инотропной функции миокарда с участием диастолического резерва в обеспечении адекватного объема циркулирующей крови. Напротив, факторы труда машинистов способствовали в старшей возрастной группе повышению периферического сосудистого тонуса с показателями САД, ДАД и АДср., в среднем, на 9-12% выше, чем у летного состава той же возрастной группы. Достоверное повышение АДср. и ДАД на 10-13% установлено даже у машинистов младшей и средней возрастных групп, по сравнению с группами летчиков аналогичного возраста.
Полученные данные можно объяснить значительным влиянием высокой активности симпатического звена регуляции у машинистов локомотивных бригад, что предрасполагает к повышению АД.
Полученные в настоящей работе результаты, развивая положения концепции профессионального здоровья [3], полностью соответствуют и задачам целевой программы «Здоровье работающего населения России», созданной по инициативе правительства России и РАМН. Отметим, что основными задачами программы обозначены: 1) исследования прогностических рисков возможного развития профзаболеваний, б) разработка информативных диагностических комплексов [6].
В работах последних лет физиологи и психофизиологи уделяли пристальное внимание ресурсу адаптации и здоровья [7,8], влиянию стрессовых нагрузок [9], оценке адаптивных возможностей [4]. Однако, при значительном разнообразии методов (показатели гемодинамики и психофизиологические, ВСР, кардиоин-тервалометрия), в поле зрения этих авторов были, в основном, однородные группы обследуемых. Настоящая работа отличается сравнительным анализом двух групп лиц различных операторских профессий: летчиков и машинистов локомотивных бригад. Особенностью представленного анализа является выявление роли возраста и профессионального стажа обследованных лиц.
Связь между степенью профессиональной нагрузки и активностью САС отмечена многими исследователями. В представленных материалах выявленное по данным ВСР повышение активности симпатического звена регуляторных систем при увеличении профессионального стажа подтверждается нарастанием величин вновь использованного показателя р-АРМ, отражающего защитную десенситизацию адренорецепторного аппарата клеток при повышении катехоламинов. Это компенсаторное снижение адренореактивности следует расценивать как часть общего процесса адаптациии к нарастающей трудовой нагрузке [10].
Описанные ранее по данным УЗИ морфофункциональные изменения миокарда у летного состава истребительной авиации в представленной работе подтверждены и дополнены показателями функций сердечно-сосудистой системы у летчиков трех возрастных групп. Характерное для «сердца летчика» увеличение размеров полости левого желудочка [11] в настоящей работе подтверждается увеличением объемных показателей левого желудочка и повышением сердечного выброса.
Важно отметить выявленное различное влияние специфики условий труда на функциональные резервы системы кровообращения. У машинистов локомотивных бригад продолжительная трудовая деятельность сопровождается снижением адренореак-тивности и нарастанием периферического сосудистого сопротивления, грозящего развитием артериальной гипертензии [12].
Представленный в работе анализ динамики показателя р-АРМ в возрастных группах летчиков и машинистов позволяет объективизировать и количественно оценить формирование адаптивных взаимоотношений в цепочке: профессиональная нагрузка - симпатоадреналовая активность - функциональные реакции и резервы сердечно-сосудистой системы.
Выводы:
1. Профессиональная деятельность лиц операторских профессий способствует формированию адаптационных реакций организма, которые проявляются уже в начальные 10 лет работы.
2. По мере увеличения профессионального стажа под действием факторов производственной среды даже у практически здоровых лиц возникает напряжение адаптационных систем, особенности которого связаны со спецификой трудовой деятельности. К ним относятся рост симпатоадреналовой активности и выраженное снижение адренореактивности, изменение функций различных звеньев сердечно-сосудистой системы, ухудшение показателей психофизиологических функций.
3. Оценка индивидуальных физиологических ресурсов с учетом возрастных особенностей и профессионального стажа открывает возможность для выявления ранних «донозологических» изменений в состояния здоровья лиц операторских профессий.
Литература
1. Дорошев, В.Г. Системный подход к здоровью летного состава в 21 веке / В.Г. Дорлшев.- М.: Паритет Граф, 2000.- 368 с.
2. Атьков, О.Ю. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов - современное состояние вопроса / О.Ю. Атьков // Железнодорожная медицина, 2005.- №2.- С. 15.
3. Пономаренко, В.А. Размышления о здоровье / В.А. Поно-моренко.- М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕС, 2001.- 432 с.
4. Ушаков, И.Б. Методологические подходы к диагностике и оптимизации функционального состояния специалистов операторского профиля / Ушаков И.Б., Богомолов А.В., Гридин Л.А, Кукушкин Ю.А..- М.:ОАО «Издательство «Медицина», 2004.-136 с.
5. Стрюк, Р.И. Адренореактивность и сердечно-сосудистая система / Стрюк Р.И. Длусская И.Г.. - М.: Медицина, 2003.- 160 с.
6. Измеров, Н.Ф. Роль профпатологии в системе медицины труда / Н.Ф, Измеров // Медицина труда и промышленная экология, 2008.- № 11.- С. 1-4.
7. Бесько, В.А. Профессиональная заболеваемость на предприятиях и в учреждениях Воронежской области / В.А. Бесько // Медицина труда и пром. Экология, 2008.- № 10.- С 4-9.
8. Устьянцев, С.Л. Тяжесть, напряженность труда и гипо-динамокинезия - важнейшие составляющие индивидуального профессионального риска / С. Л. Устьянцев // Медицина труда и пром. экология, 2008.- № 9.- С. 34^0
9. Бобко, Н.А. Влияние стресса на работу сердечнососудистой системы операторов преимущественно умственного труда в разное время суток и рабочей недели / Н. А. Бобко // Физиология человека, 2007.- Т. 33.- №3.- С. 55-62.
10. Jost J., Weiss M., Weicker H. Sympathoadrenergic regulation and the adrenoceptor system // J. appl. Physiol. 1990. V.68, N 3. P. 897
11. Бедненко, А. С. Диагностика заболеваний сердечнососудистой системы и внутренних органов у летного состава ультразвуковыми методами / Бедненко А.С. Нестеров М.Л., Диденко С.Н..- М., 1991.- 97 с.
12. Цфасман, А.З. Антигипертензивные препараты и психофизиологические качества водителей / Гутникова О.В., Атько-ва Е.О..- М.: МЦНМО, 2005.- 170 с.
ADAPTATION TO LABOUR CONDITIONS IN PERSONS OF CAMERA TRADES TAKING INTO ACCOUNT AGE AND PROFESSIONAL EXPERIENCE FACTOR
I.B. USHAKOV, YU.N. CHERNOV, G.A. BATISHCHEVA,
I.G. DLUSSKAYA, N.YU. GONCHAROVA
Voronezh State Medical Academy after N.N. Burdenko
The article presents the results of studying 71 pilots and 48 en-ginemen. In both groups the increase of sympathoadrenal activity in combination with changes in cardiovascular system is revealed. At air crew the increase in left ventricle volume indices, at enginemen -increase of peripheral vascular tone, which displays adaptative process in professional conditions, is established.
Key words: air crew, enginemen, adaptation to professional activity.
УДК 613.84 - 057.875
ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО МЕТОДА ОТКАЗА ОТ КУРЕНИЯ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КУРЯЩЕГО СТУДЕНТА
Е.Ю.ЕСИНА, А.А.ЗУЙКОВА, О.С. СКИБА*
Одним из приоритетных направлений политики государства в системе здравоохранения является первичная профилактика, направленная на борьбу с факторами риска заболеваний, ведущим из которых является курение. 16 студентов прошли специализированный прием по отказу от курения. Учет индивидуальных особенностей
* Кафедра общей врачебной практики (семейной медицины), ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Воронеж, ул. Студенческая, 12а, тел. 69-77-41