Научная статья на тему 'Реализацияинформационно-коммуникативныхи управленческих функций пресс-службы(на материале сайтов органовгосударственной власти Алтайского края)'

Реализацияинформационно-коммуникативныхи управленческих функций пресс-службы(на материале сайтов органовгосударственной власти Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ В ИНТЕРНЕТЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НАСЕЛЕНИЕМ / САЙТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Наталья Алексеевна

В статье раскрывается роль официальных сайтов органов государственной власти в организации информационного пространства, особенности реализации таких функций пресс-службы, как информирование общественности, в т.ч. через взаимодействие со СМИ, управление коммуникациями, управление репутацией. При анализе учитывается соответствие размещаемых материалов теоретическим требованиям пиарологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализацияинформационно-коммуникативныхи управленческих функций пресс-службы(на материале сайтов органовгосударственной власти Алтайского края)»

поскольку на ее пути существует множество барьеров. Жители и чиновники регионов признают важность функционирования информационно-коммуникационных технологий, но не обладают достаточным уровнем мотивации и готовности использовать их в своей деятельности. Огромное значение при этом имеет возраст представителя власти и общества, а также его профессиональный и социальный статус. Следовательно, существует острая необходимость выработать рекомендации в соответствии с указанными признаками, которые позволят изменить отношение к электронному правительству и устранить существующие барьеры в его развитии.

Elistratova Ksenia V., Manakhova Irina A. Regional Aspect of E-democracy Development Abstract

The article features the results of the survey of e-communication between the authorities and the citizens of Ulyanovsk City. Major obstacles to e-democracy development are singled out.

Key words: e-government, authorities, Ulyanovsk City, region.

Н.А. Кузнецова

Алтайский государственный университет filkuz@yandex. ru

РЕАЛИЗАЦИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРЕСС-СЛУЖБЫ (НА МАТЕРИАЛЕ САЙТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)55

Аннотация

В статье раскрывается роль официальных сайтов органов государственной власти в организации информационного пространства, особенности реализации таких функций пресс-службы, как информирование общественности, в т.ч. через взаимодействие со СМИ, управление коммуникациями, управление репутацией. При анализе учитыва-

55 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-13-22004 а(р).

ется соответствие размещаемых материалов теоретическим требованиям пиарологии.

Ключевые слова: функции пресс-службы органов государственной власти; управление коммуникациями в Интернете; информационная открытость; взаимодействие с населением; сайты органов государственной власти.

Сегодня общепризнана роль связей с общественностью в эффективных управленческих процессах органов государственной власти. Как правило, в непосредственные функции пресс-службы государственных органов входят связи со СМИ (медиарилейшнз). Вместе с тем современные требования к коммуникационному сопровождению деятельности органов государственной власти предполагают развитую систему их информационного взаимодействия с населением. Не случайно всероссийский специализированный журнал «Пресс-служба» в рамках V Всероссийского конкурса для пресс-секретарей, сотрудников пресс-служб и специалистов по связям с общественностью «Пресс-служба года-2012» предлагает не только номинации «Лучшая пресс-конференция», «Лучший пресс-релиз», но и «Лучший социальный проект», «Лучший PR-проект в государственной сфере», а также специальную номинацию «За информационную открытость».

Среди победителей и призеров конкурса мы видим представителей пресс-служб не только бизнеса, но и органов госвласти: третье место в номинации «Лучшая пресс-конференция» - у пресс-службы Волгоградской областной Думы, второе место в номинации «Лучший пресс-релиз» присуждено Отделению Пенсионного фонда РФ по Иркутской области, а победителем стало Управление пресс-службы и информации Правительства Свердловской области. Лучшим социальным проектом признан проект Отделения Пенсионного фонда РФ по Амурской области, а лучшие PR-проекты в государственной сфере представили пресс-служба Министерства культуры Республики Татарстан, департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области и Федеральная налоговая служба. Следует подчеркнуть, что специальный приз конкурса - номинацию «По выбору журнала «Пресс-служба» получил новый сайт МВД России56.

56 Победители «Пресс-службы года-2012» вместе отпраздновали триумф // Пресс-служба. 2013. № 5.С. 6-15.

Сегодня официальные сайты органов исполнительной власти играют большую роль в организации информационного пространства, позволяют наладить полноценный диалог власти с населением, обеспечить «информационную открытость органов государственной власти, реализацию права граждан на получение полной и объективной информации экономической и социальной тематики с учетом актуальных потребностей гражданского общества». Именно такие цели поставлены перед Ведомственной целевой программой «Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края» на 2012-2014 гг.57.

В данной статье на материале сайтов органов государственной власти Алтайского края рассмотрены такие функции пресс-службы, как информирование общественности, в т.ч. через взаимодействие со СМИ, управление коммуникациями; управление репутацией. Объектом рассмотрения стали следующие сайты: Управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края58; Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края59; Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю60; Главное управление

имущественных отношений Алтайского края61; Управление Алтайско-

62

го края по культуре и архивному делу .

Анализ материалов проводился с учетом активности пресс-службы в информационно-коммуникативном поле; наличия/отсутствия имиджевых (презентационных) материалов, их особенностей; со-

57 Ведомственная целевая программа «Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края» на 2012-2014 годы // Управление Алтайского края по печати и информации. URL: http://www.inform22.ru/documents/documents_18.html (дата обращения: 15.06.2013).

58 Управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям: сайт. URL: http://www.ffprom22.ru/ (дата обращения: 16.07.2013).

59 Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края: сайт. URL: http://www.educaltai.ru/ (дата обращения: 6.04.2013).

60 Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю: сайт. URL: http://altai-krai.sledcom.ru/ (дата обращения:18.04.2013).

61 Главное управление имущественных отношений Алтайского края: сайт. URL: http://altairegion-im.ru/ (дата обращения:18.04.2013).

62 Управление Алтайского края по культуре и архивному делу: сайт. URL: http://www.culture22.ru/ (дата обращения:18.04.2013).

ответствия размещаемых на сайте материалов теоретическим требованиям пиарологии.

Активность пресс-службы мы рассматривали, в первую очередь, в количественных показателях. В таблице представлено число публикаций, выставленных на сайте за конкретный период.

Наибольшей публикационной активностью отличается пресс-служба Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, наименее активен на период выборки сайт Главного управления имущественных отношений Алтайского края.

Таблица

№ Управление Даты выборки Количество публикаций

1 Управление Алтайского края по культуре и архивному делу с 7 по 14 декабря 2012 г., 8 дней 15

2 Управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края с 10 по 14 декабря 2012 г., 5 дней 11

3 Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края с 27 декабря 2012 г по 2 января 2013 г., 5 дней 20

4 Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю с 27.12.2012 г. по 02.01.2013 г., 5 дней 11

5 Главное управление имущественных отношений Алтайского края с 26 ноября по 14 декабря 2012 г., 19 дней 10

Об активности и профессионализме пресс-служб свидетельствует также раздел «Фотогалерея», который присутствует на четырех из пяти представляемых сайтов, активно пополняется и имеет на каждом сайте свою специфику. Так, Управление Алтайского края по культуре и архивному делу представляет в этом разделе интересный и эффективный с точки зрения продвижения и управления в целом, и сайта, раздел «Фото и видео», насыщенный качественным материалом. Сайт Управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края содержит живой, как правило, регу-

лярно пополняемый фотоматериал по значимым событиям отрасли. Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края профессионально представляет фоторепортажи в разделе «Фотоальбомы». На сайте Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю есть видеогалерея, где в большом количестве размещены видеосюжеты о деятельности управления, опубликованные в СМИ.

С точки зрения жанровых особенностей отметим преобладание на сайтах информационных материалов, прежде всего, пресс-релизов. Так, Управление Алтайского края по культуре и архивному делу публикует в основном пресс-релизы, анонсирующие мероприятия, а Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю - новостные пресс-релизы.

Более разнообразна жанровая палитра на сайте Управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края, где, помимо указанных ранее двух видов пресс-релизов, размещаются информационные сообщения из Федерального центра, касающиеся отрасли, информация по отраслям (без явного новостного повода, но демонстрирующая достижения). На этом сайте представлен «Календарь новостей», а анонсы мероприятий выведены в специальный раздел.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края публикует материалы, которые трудно отнести к конкретному типу публичных коммуникаций: журналистике или PR. А вот Главное управление имущественных отношений Алтайского края ограничивается лишь объявлениями в соответствии с разделами: «Предложения», «Анонсы аукционов», «Информационные сообщения», «Итоги аукционов», «Арендаторам», «Деятельность управления». Отметим, что эти же материалы дублируются в других разделах сайта («Инвесторам», «Земельные отношения», «Управление краевым имуществом»), что, безусловно, удобно с практической точки зрения для пользователей, однако собственно PR-текстов на сайте нет. Даже в рубрике «Новости» НОВОСТЕЙ на самом деле вообще нет. Та информация, которая представлена на сайте, может быть подготовлена специалистами в конкретных сферах деятельности Управления, а выставлена работником, ответственным за техническое сопровождение сайта.

Если рассматривать представленные на сайтах материалы с точки зрения требований к PR-текстам, то следует отметить: в целом общие требования соблюдаются. Так, на сайте Управления Алтайского края по культуре и архивному делу PR-материалов без новостного повода в выборке нет. Текст подается грамотно: на ленте новостей он представлен информативным заголовком, лидом и фотографией; в конце пресс-релизов присутствуют, как и положено, справки (бэкграунды) о событии/персоне. Однако зачастую в материалах нет полноты раскрытия новостного повода, не привлекаются эксперты для комментирования событий, в результате информационные материалы содержательно остаются на уровне объявления о событии.

Пресс-служба Управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края дает своим текстам хорошие информативные заголовки, не допускает в материалах явной оценочности (паблицитность создается за счет объективности информации или грамотного экспертного мнения), текст, как правило, сопровождается фотографиями. Если есть справочный материал «в тему» (например, бэкграунд в конце пресс-релиза), то он отвечает требованиям: краткий, но информативный. Вместе с тем при отсутствии прямой оценочности порой встречаются указания на лидирующее положение предприятия или отрасли без называния типа рейтинга, автора рейтинга, источника и т.п.

А вот в публикациях Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края при наличии интересного новостного повода зачастую представлена сухая информация, для развертывания инфоповода не используются экспертное мнение, бэкграундер о программе, событии, персоне и т.п. На главной новостной странице помещен только заголовок (нет лида), лид, как правило, отсутствует и в самом сообщении нет иллюстрирующих текст фотографий.

Специфика деятельности Следственного управления обусловила особенности размещаемых на сайте текстов, например, наличие прямого авторства. Отличаются друг от друга сообщения (и содержательно, и по форме) в зависимости от новостного повода: сообщение о завершении расследования, признании подследственного виновным в суде обязательно включает в себя экспертное мнение, подается как развернутое; сообщения о возбуждении уголовного дела - чисто ин-

формационные; рассказ о благотворительной деятельности в детских домах сопровождается фотографиями.

Реализация функции управления коммуникациями, помимо информационной деятельности, рассматривалась нами в нескольких направлениях:

- обратная связь со СМИ, представленная на сайте;

- обратная связь с населением;

- ссылки на другие сайты, иные источники информации в соответствии с направлениями деятельности управления.

Управление коммуникациями через обратную связь со СМИ - как функционал деятельности пресс-службы - на сайтах представлен недостаточно. Странно, что при такой активности в создании новостных поводов Управлением по культуре, Управлением пищевой промышленности и др. не отслеживается (либо просто не размещается) информация, которая выходит в СМИ о деятельности управления.

Сайт Следственного управления - единственный из рассмотренных имеет (при этом сразу на главной странице) рубрику «Взаимодействие со СМИ» со ссылкой «СМИ о следственном управлении». Здесь представлены репортажи, интервью, опубликованные в печатных СМИ (6 - за 2011 г., 5 - за 2012 г.). В разделе «Видеогалерея» - более многочисленные видеосюжеты о деятельности управления, опубликованные в электронных в СМИ.

Обратная связь с населением предусмотрена на всех анализируемых сайтах, но реальное наполнение и возможности соответствующих разделов разные, различна и интенсивность обратной связи. Управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края имеет аккаунт в Твиттере и интернет-приемную на сайте. Сайт Управления Алтайского края по культуре и архивному делу имеет раздел «Приемная», баннер «Форум управления....» и прямую ссылку на него, предлагает подписаться на рассылку новостей сайта. Однако раздел «Приемная» не является популярным у посетителей сайта (последнее обращение в феврале 2011 г.), единственное событие, обсуждавшееся на нем, проходило в октябре 2011 г.

Раздел «Обратная связь» является активно действующим на сайте Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, но в него можно попасть не с главной страницы, а только «об-

ходным путем», через раздел «Контроль и надзор в сфере образования».

Рубрика «Вопрос-ответ» на сайте Главного управления имущественных отношений Алтайского края предлагает систематизацию вопросов по темам, их статистику. В каждой рубрике введена подрубри-ка «Наиболее часто задаваемые вопросы». Ответы очень конкретные, со ссылками на законодательство, подзаконные акты, режимы доступа к официальной информации. Рядовые граждане могут получить оперативно ответ на любой вопрос, касающейся сферы деятельности управления. Ответ дается в течение недели здесь же, на сайте, с точным указанием специалиста, дающего ответ.

Сайт Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю предлагает целый ряд рубрик, со всей очевидностью демонстрирующих специфику работы управления с населением. Рубрика «Контакты» представлена в оперативном доступе на главной странице со всеми телефонами и темами: Телефон доверия; Телефон; Адрес; Телефонная линия «Ребенок в опасности»; Электронная почта. Рубрика «Обращения граждан» структурирована по разделам: «Интернет-приемная», «Порядок рассмотрения обращений и приема граждан», «График приема граждан», «Приёмная Председателя Следственного комитета РФ», «Прямая линия телефонной связи граждан с руководителем следственного управления» и др.

Рассматриваемые сайты, как правило, предоставляют посетителям возможность обратиться за интересующей их информацией к другим электронным источникам. Исключение составляет сайт Главного управления имущественных отношений Алтайского края. Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю дает прямую ссылку только на сайт краевой администрации.

А вот Управление Алтайского края по культуре и архивному делу предлагает прямые ссылки не только на государственные сайты, соответствующие направлениям деятельности управления, а также сайты учреждений культуры, но и на конкурсы, программы, электронную версию журнала «Культура Алтайского края».

Сайт Управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края содержит многочисленные прямые ссылки на сайты разного уровня: Официальный сайт Прези-

дента России, Официальный сайт Алтайского края, субъектов РФ в сети Интернет, Государственных услуг, Алтайкрайстата и др. Полезны прямые ссылки на соответствующие деятельности управления целевые программы федерального и регионального уровня.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края предлагает пользователям особенно богатые возможности. В разделе «Новости» есть ссылки на следующие «импортируемые ленты»: Администрация Алтайского края, Федеральное агентство по образованию, ИА Атмосфера, АКИПКРО. В разделе «Основы безопасного поведения при возникновении ЧС» - прямая ссылка на сайт МЧС. Раздел «Молодежная политика» сразу выводит на сайт «Алтай Молодой». Кроме того, множество разделов слева дают исчерпывающую информацию по направлениям деятельности, проектам, конкурсам, целевым программам. Многие отсылают на соответствующие сайты или разделы сайтов (вузов края, органов по надзору и т.п.), здесь же представлены все необходимые документы.

Реализацию функции управления репутацией мы пытались проследить через представленные на сайтах презентационные, имиджевые материалы. Отметим сначала общие, характерные для всех сайтов черты. С главной страницы любого из них можно выйти на официальные документы, регламентирующие деятельность управления (Положение о соответствующем управлении, его структура, регламенты, отчеты о деятельности, контакты и т.п., а также государственные документы, законы, подзаконные акты и пр.), что является обязательным компонентом госсайтов. Вместе с тем отсутствуют, за редким исключением, теоретически обязательные в этом случае PR-тексты (бэкгра-ундеры, факт-листы), другие имиджевые материалы. Фотографии руководителей, представленные на сайтах, не отвечают требованиям имиджевых.

Однако можно отметить отдельные находки. Так, на сайте Управления Алтайского края по культуре и архивному делу в рубрике «Руководство» представлены биографии-конспекты начальника управления и всех руководителей подразделений. Раздел «Сеть учреждений» дает не просто справочную информацию о музеях, библиотеках, театрах и т.п., но и включает в себя интересные, информативные бэкгра-ундеры (как правило, в виде исторической справки) по многим учреждениям. Хорошо представляют деятельность по развитию культуры

разделы сайта: «Народные мастера Алтайского края», «Заслуженные коллективы Алтайского края» (краткие справки и фотографии).

Сайт Управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края в разделе «Руководство» предлагает настоящий PR-текст (жанр - биография-конспект первого лица) с фотографией, а также хорошо наполненную, живую, постоянно пополняемую информацию по разным направлениям в рубриках: «Отраслевая информация»; «Документы»; «Инвестиции»; «Мероприятия»; «Предприятия и продукты».

Раздел «О следственном управлении» соответствующего сайта имеет только информацию о руководстве (ФИО, должность), которую нельзя назвать презентационной. Но собственно презентационные материалы, укрепляющие паблицитный капитал организации, представлены на главной странице в отдельной «вкладке-вставке» справа - «Защитим детей вместе» (сведения о благотворительной деятельности).

Обращает на себя внимание тот факт, что ни на одном из рассмотренных сайтов нет раздела «Пресс-служба». Только на сайте Управления Алтайского края по культуре и архивному делу удалось найти информацию о пресс-службе: в разделе «Телефонный справочник».

Таким образом, выборочный анализ сайтов органов государственной власти свидетельствует о реализации пресс-службами прежде всего информационной функции, что в современных условиях недостаточно. Для достижения открытости органов власти, их полноценного диалога с населением и СМИ, для повышения эффективности управленческой деятельности органов исполнительной власти регионального уровня необходимы дополнительная работа пресс-службы в области коммуникационного и репутационного менеджмента.

Kuznetsova Natalia A.

Informational, Communicative and Management Functions of Press Service Underway (Based on the Web Sites of Altay Territory Public Authorities).

Abstract

The article covers the role of public authorities' official web sites in shaping the information space, the peculiarities of such functions of press departments as informing the public through the media channels,

communication management, reputation management. The analyses considers relevance of published material to the theory of PR.

Key words: functions of the state authorities' press departments, Internet communications management, the openness of information, interaction with the people, state authorities' web sites.

Ю.В. Явинская

Алтайский государственный университет уа и1пзка@щаИ- ги

ДИСКУРСИВНАЯ НЕОДНОРОДНОСТЬ САЙТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ63

Аннотация

В статье рассмотрены тексты более 20 федеральных и региональных сайтов органов власти в функционально-стилистическом и дискурсивном аспектах. В рамках политического дискурса выявлены примеры функционирования различных стилей (публицистического, разговорного, официально-делового) и дискурсов (масс-медиа, педагогического, юридического, бытового, научного, художественного, ритуального). Результаты анализа могут быть использованы в практической деятельности журналистов, модераторов, редакторов, пресс-секретарей.

Ключевые слова: политический дискурс, сайт, органы власти, функциональный стиль, язык.

В связи со стремлением органов государственной власти к откры-

64

тости и «интерактивности коммуникационного процесса» , актуальным представляется рассмотреть тексты сайтов органов государственной власти в функционально-стилистическом и дискурсивном аспек-

63 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-13-22004 а(р).

64 Красникова Т.С. Оценка эффективности коммуникации органов государственной власти с населением: основания и подходы // Эффективные модели взаимодействия органов государственной власти и населения в Интернете. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.