Научная статья на тему 'Коммуникативный имидж органов государственной власти Алтайского края'

Коммуникативный имидж органов государственной власти Алтайского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ИМИДЖЕВО-РЕПУТАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ИМИДЖ / РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лукашевич Елена Васильевна

В статье изучаются отличительные черты коммуникативного об-раза органов государственной власти на примере Алтайского Управления Федеральной службы судебных приставов. Основное внимание в ходе анализа уделяется контенту веб-сайта и механизмам его взаимодействия с заинтересованными сторонами. Кроме того, в статье представлены критерии оценки имиджа/репутации органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лукашевич Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативный имидж органов государственной власти Алтайского края»

Е.В. Лукашевич

Алтайский государственный университет 1тсв@таИ. ги

КОММУНИКАТИВНЫЙ ИМИДЖ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ113

Аннотация

В статье изучаются отличительные черты коммуникативного образа органов государственной власти на примере Алтайского Управления Федеральной службы судебных приставов. Основное внимание в ходе анализа уделяется контенту веб-сайта и механизмам его взаимодействия с заинтересованными сторонами. Кроме того, в статье представлены критерии оценки имиджа/репутации органов государственной власти.

Ключевые слова: органы государственной власти, имиджево-репутационный капитал, коммуникативный имидж, речевое воздействие, интент-анализ.

На формирование имиджево-репутационного капитала организации оказывает влияние множество связанных между собой факторов, таких как качество продукции/услуги, отношения с различными репу-тационными аудиториями, репутация руководства, социальная ответственность, финансовые показатели и др. Подчеркнем, что, как правило, эти факторы характеризуют деятельность бизнес-органи-заций. На наш взгляд, совершенно правомерно проецировать результаты научных исследований в сфере имиджелогии и репутационного менеджмента по отношению к бизнесу на органы государственной власти (далее - ОГВ), конечно, с определенными уточнениями и ограничениями.

В докладе «Состоится ли новая модель экономического роста в России?» коллектив авторов-преподавателей Высшей школы экономики под руководством Е.Г. Ясина подчеркивает, что «движущими силами новой модели экономического роста могут стать две набирающие влияние группы. Это «новый бизнес» - динамичные компа-

113 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №12-13-22004 а(р).

нии, ориентированные на развитие в рыночных условиях, но не имеющие достаточных стимулов для инвестирования в существующих институциональных рамках. И это «новая бюрократия» - продвинутые региональные элиты, заинтересованные в динамичном развитии своих территорий, и эффективные профессионалы на федеральном уровне»114.

В.М. Горохов считает, что «в современных условиях резко изменился информационный ландшафт <...> Сегодня следует говорить о корпоративном векторе развития в информационных процессах»115.

В 2011 г. отделением связей с общественностью Алтайского государственного университета в рамках Центра переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих АлтГУ была подготовлена и реализована программа «Органы исполнительной власти и общество: вопросы взаимодействия». Учебная программа, составленная в соответствии с пожеланиями заказчика, предусматривала обсуждение базовых понятий, определяющих работу пресс-службы, а также проблем, специфических для пресс-службы органов государственной власти.

Среди наиболее перспективных и актуальных для дальнейшего обсуждения проблем наши слушатели назвали в числе прочих имидж и репутацию руководителя органа государственной власти, пресс-секретаря; управление их деловой репутацией. В результате экспертного опроса 16 пресс-секретарей органов власти Алтайского края 43,8% экспертов как перспективное направление развития пресс-служб отметили повышение уровня информационной открытости органов власти и только 6,3% пресс-секретарей к перспективам своей деятельности отнесли управление репутацией органа власти116.

В данной статье мы предприняли попытку исследовать особенности коммуникативного имиджа ОГВ Алтайского края на примере

114 Ясин Е.Г. Состоится ли новая модель экономического роста в России? : докл. к XIV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2-5 апр. 2013 г. / Е.Г. Ясин, Н.В. Акиндинова, Л.И. Якобсон, А.А. Яковлев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 67 с. С. 5.

Горохов В.М. Корпоративные коммуникации: к проблеме идентификации паблик рилейшнз // Вестник Московского государственного университета. Серия 10 «Журналистика». № 5. 2006. С. 94-95.

116 Лукашевич Е.В. Профессиональные компетенции пресс-секретаря органа государственной власти Алтайского края / Е.В. Лукашевич, Н.А. Кузнецова, Т.В. Ащепкова // Вестник Алтайской академиии экономики и права. 2013. N° 1. С. 121-124.

Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее - УФССП) с точки зрения информационного наполнения сайтов органов государственной власти и механизмов взаимодействия власти с населением. Кроме того, на наш взгляд, анализ текстов, посвященных деятельности ОГВ, позволил нам выделить критерии оценки их имиджево-репутационного капитала.

Коммуникационные возможности государственной власти заключаются прежде всего в наличии эффективных информационных каналов, а также в способности общаться с населением, доносить свои решения до всех слоев общества. Выбор сайта УФССП в качестве объекта исследования связан с тем, что в сводном рейтинге информационной открытости и информационной доступности официальных сайтов органов власти Алтайского края в 2012 г. он занимает второе место (85,73%) после сайта Администрации Алтайского края (89,35%)117.

Как отмечает А.И. Дунев, «всякое высказывание предполагает целевой аспект и в полной мере или частично, явно или скрыто служит осуществлению интенций говорящего»118. Исследователь подчеркивает, что «речевые действия интенциональны, в них содержится потребность, вынужденность, необходимость, желание или обязанность говорящего изменить прагматическую ситуацию, а речевой акт считается интенциональным, если воздействие на адресата планируется гово-

119

рящим» .

Интент-анализ, по мнению Н.Д. Павловой, «обращен к тому, чтобы исследовать текущее состояние сознания (выделено автором. -Е.Л.). Реконструируются интенции, т.е. направленность сознания говорящего в момент речи, в актуальной ситуации общения <...> Техники интент-анализа обнаруживают актуальную картину мира - направленность человека в отношении окружающей действительности (объектов, событий, лиц)»120.

117 Сидорова А.Г. Оценка сайтов органов государственного и муниципального управления Алтайского края: аналитический отчет. Барнаул: Концепт, 2012. 31 с.

118 Дунев А.И. Интенциональность грамматических значений в аспекте речевого воздействия // Пермский государственный научно-исследовательский университет, б.д. URL: http://www.psu.ru/psu/files/0549/05_Dunev.doc (дата обращения: 24.06.2013).

119 Там же.

120

Павлова Н.Д. Интент-анализ телеинтервью // Институт языкознания РАН, б.д. URL: http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/ sbomiki/Book1998/articles/2_5 .htm (дата обращения: 24.06.2013).

В своем исследовании для характеристики интенциональной направленности текстов новостей на сайте УФССП по Алтайскому краю мы используем методику интент-анализа Т.Н. Ушаковой, В.А. Цепцо-ва и К.И. Алексеева121. Подход к исследованию интенциональной направленности речи по его общему смыслу авторы этой методики оценивают как психосемантический. Отличие данного подхода от принятого в классической психосемантике заключается в том, что оценивание интенций производится не респондентами, а самими исследователями.

Чтобы решить эту задачу, мы следовали некоторым правилам: для точной «привязки» интенциональных характеристик к тексту абзац условно считался приравненным к «единице анализа». Если интенция, выраженная в первом предложении, повторялась и в последующих, она фиксировалась лишь один раз. В то же время в одном абзаце могло быть заключено несколько разнородных интенций, и тогда все они должны быть идентифицированы и названы122. Не все выделенные авторами методики интенции встретились в наших текстах, в некоторых случаях мы объединяли в одну группу несколько близких по смысловому наполнению интенций. Кроме того, мы отметили наличие интенций, не зафиксированных Т.Н. Ушаковой, В.А. Цепцовым и К.И. Алексеевым (в таблице они отмечены звездочкой).

В пятидесяти исследованных нами текстах из рубрики «Новости» (сплошная выборка за июнь-июль 2013 г.) на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю123 мы выделили довольно широкий круг интенций (табл.).

В текстах новостей представлены четыре интенциональные категории:

«МЫ» - УФССП, судебные приставы, сотрудники аппарата управления, дети судебных приставов (100% текстов): «Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю рекомендует»; «юридические консультации предоставляются сотрудниками аппарата Управления»; «судебные приставы Центрального района г. Барнаула проверили имущественное положение должников по ад-

121

Ушакова Т.Н., Цепцов В.А., Алексеев К.И. Интент-анализ политических текстов // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С. 98-100.

122 Там же.

123 http://www.r22.fssprus.ru/

министративным штрафам»; «мы хорошо почистили «красную линию» от незаконно возведенных временных построек»; «показано интервью с начальником отдела организации работы по реализации имущества должников УФССП России по Алтайскому краю Ольгой Чернявской»; «Напомним, что весь июнь судебные приставы проводят ежегодную широкомасштабную акцию «Вспомни о ребенке - заплати алименты», организовывая встречи должников с представителями тех или иных религиозных конфессий, разъясняя им последствия неисполнения родительского долга перед своими детьми»; «сборная команда Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю»; «в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю активно развивается поисковое движение по Межрегиональной комлексной программе патриотического воспитания молодежи «Честь имею»; «дети сотрудников отделов судебных приставов Кытмановского и Калманского районов (Дегтярев Ростислав и Колесников Никита) в составе молодежного поискового отряда «Высота» отправились в Карелию на место героической гибели Сибирского батальона».

Как видим, интенциональная категория, характеризующая орган государственной власти и его представителей, чаще встречается в контекстах с нейтральной или мажорной тональностью - интенции «информация; справедливость / наказание; разоблачение; самопрезентация; презентация / оценивание (+) / неявная презентация; похвала; инструкция; успокоение аудитории». Только один контекст потенциально может быть отнесен к контекстам с минорной тональностью (интенция призыва / побуждения): «Напоминаем, что по «телефону доверия» необходимо сообщать обо всех признаках коррупционных проявлений со стороны судебных приставов», поскольку предполагает возможность нарушения закона работниками УФССП.

«ОНИ» - должники, например злостные неплательщики алиментов, организации, нарушающие требования законодательства, и др. (86% текстов): «гражданин, принимая на себя кредитные обязательства, должен осознавать свою кредитоспособность до заключения договора»; «УФССП рекомендует гражданам и представителям юридических лиц, обнаружившим себя в банке данных, обратиться»; «гражданин, который попытался дать взятку должностному лицу»; «Житель Косихинского района задолжал кредитной организации 37 тысяч руб-

лей и отказывался платить, ссылаясь на отсутствие денежных средств»; «в отношении нерадивого отца возбуждено уголовное дело по указанной статье»; «организация в своей деятельности, вопреки правилам безопасности использовала в работе оборудование, не соответствующее требованиям действующего законодательства».

Таблица

Интенциональная направленность текстов в рубрике «Новости»

(УФССП)

№ п/п Интенции Количество % от общего количества

1 Информация 61 30,4

2 Справедливость* / наказание* 17 8,4

3 Побуждение* / призыв* / обращение* 16 8

4 Самопрезентация 15 7,5

5 Предупреждение / убеждение* / совет* / рекомендация* / угроза 15 7,5

6 Критика / оценивание (-) / дискредитация 14 6,9

7 Объяснение* / отсылка* / успокоение аудитории 12 5,9

8 Презентация / оценивание (+) / неявная презентация 10 5

9 Кооперация 8 3,9

10 Безличное обвинение 7 3,5

11 Разоблачение* 7 3,5

12 Инструкция* 6 3

13 Похвала* 5 2,5

14 Сравнение* 3 1,5

15 Анализ (-) 3 1,5

16 Анализ (+) 2 1

Доминируют контексты с интенциями «справедливость / наказание; критика / оценивание (-) / дискредитация; безличное обвинение; разоблачение; угроза», которые обладают минорной тональностью. Реже эта категория встречается в контекстах с нейтральной тональностью - интенции «информация; предупреждение / совет / рекомендация; побуждение / обращение / призыв; инструкция; объяснение / от-

сылка». Тексты с мажорной тональностью единичны: «Гражданин оплатил долг и сохранил свой автомобиль»; «Я рассталась с алкоголем, с ненужными друзьями, в жизни встретился человек, с которым живу. Сейчас и он помогает поверить в себя. Решила приобрести еще одну профессию. Учусь на парикмахера. Плачу алименты сыну и считаю это своим долгом. В настоящее время у меня одна мечта - вернуть сына».

«ТРЕТЬЯ СТОРОНА» - чаще всего граждане, жители Алтайского края, в том числе дети, которые не получают алименты на содержание; власти различного уровня, полиция, прокуратура, органы местного самоуправления и иные заинтересованные службы и ведомства; кредитные организации, журналисты (54% текстов): «неисполнение судебных актов влечет за собой причинение вреда интересам лиц, в пользу которых они были вынесены»; «в последнем случае истец, чаще всего мать несовершеннолетнего, подает в суд заявление о выдаче судебного приказа на взыскание алиментов с отца»; «если судебные решения не будут исполняться, у нас будет полная иллюзорность правосудия, наша большая совместная работа с администрацией состоит в том, чтобы привести решение в исполнение»; «состоится прямая линия по вопросам ареста, изъятия, передачи на реализацию и реализации имущества должников, и о том, где жителям Алтайского края можно узнать информацию об арестованном имуществе».

Преобладают контексты с интенциями «информация; кооперация; успокоение аудитории / объяснение / отсылка; побуждение / призыв / обращение; совет / рекомендация; инструкция», адресованные аудитории, либо третьей стороне в разрешаемой ситуации. Как правило, они обладают нейтральной тональностью, предполагающей объективность информации.

«СИТУАЦИЯ» (38% текстов): «в отдел судебных приставов За-вьяловского района на исполнение поступил исполнительный документ об административном приостановлении деятельности одной из организаций по использованию оборудования, не отвечающего требованиям безопасности жизни и здоровья людей»; «известна ситуация, когда жители многоквартирного дома № 16 по ул. Калинина в с. Калманка в течение нескольких лет безуспешно боролись за свое право жить в безопасном жилье, когда после ремонта кровли в 2009 г. предприятием ООО «Тракт», нанятым на выполнение работ администрацией Кал-

манского сельсовета, начались злоключения жильцов»; «совсем недавно были признаны недействительными договоры социального найма 4 квартир, заключенные в Новоромановском сельсовете с гражданами, где люди незаконно пользовались муниципальным жильем».

В контекстах реализуются интенции «информация, оценивание (-), анализ (-), анализ (+)», направленные на обсуждение важности и актуальности событий, связанных с деятельностью УФССП. Поэтому в оценке исходной ситуации доминирует минорная тональность («задолженности по алиментам исчисляются миллионами!»; «существуют сложности и по взысканию административных штрафов»; «к сожалению, в настоящее время достаточно сложная ситуация складывается с банковскими исками» и др.). Однако профессионализм и социальная ответственность интенциональной категории «МЫ» позволяют вполне успешно разрешить проблемную ситуацию.

Полученные результаты дают, с нашей точки зрения, возможность охарактеризовать особенности коммуникативного имиджа УФССП, представленного в рубрике «Новости» на официальном сайте органа власти. Следует отметить наличие определённой структуры интен-циональных направленностей новостных текстов. Эта структура ие-рархична: выявляются доминирующие интенциональные направленности (на себя - 100%, на «противника» - 86%, «третью сторону» -54%, ситуацию - 38%) и конкретизирующие их виды интенций («информация», «справедливость/наказание», «побуждение/призыв/обращение и т.д.).

Кроме того, анализ новостных материалов на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю позволил нам выделить параметры, на основе которых с позиций самого УФССП может быть охарактеризован его имиджево-репутационный капитал: степень важности деятельности для государства и общества и связанная с этим эмоциональная привлекательность ОГВ; качество оказываемых услуг; развитие партнерских отношений с обществом и властью; политика социальной ответственности.

Lukashevich Elena V.

Communicative image of the bodies of state power of the Altay Region

Abstract

The article undertakes to examine distinctive traits of the communicative image of the state power bodies in the Altay Region and the Altay Regional Department of the Federal Bailiffs' Service serves as a specific example. The focus of the analysis is the contents of the Department's website and the mechanisms of its communication with the stakeholders. Further, the article presents criteria for evaluation of the image/reputation assets of the bodies of state power elucidated through analysis of the texts dealing with their operation.

Key words: the of bodies of state power, image / reputation assets, communicative image, influence through speech, intent-analysis.

К.Ю. Бояркина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева ksenya_boyarkina@mail- ru Н.И. Григоренко Высшая школа экономики

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

Аннотация

Статья посвящена анализу официального сайта Законодательного собрания Красноярского края. Авторы описывают задачи и функции сайта, а также проводят оценку его эффективности как инструмента взаимодействия законодательного органа власти с широкой общественностью. В частности, авторы анализируют персональный сайт и видеоблог председателя Законодательного собрания Красноярского края, предлагают рекомендации по улучшению и повышению эффективности интернет-инструментов.

Ключевые слова: интернет-технологии, официальный сайт, орган власти, эффективность коммуникации, блог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.