Научная статья на тему '«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти'

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
128
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЙТ ОРГАНА ВЛАСТИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ / СОЦИОПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ДОМИНАНТНЫЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ / ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / ТОНАЛЬНОСТЬ ОБЩЕНИЯ / INFORMATIONAL INTERACTION / A SOCIO-PSYCHOLINGUISTIC COMMUNICATION MODEL / COMMUNICATIVE INFLUENCE / DOMINANT PSYCHOLINGUISTIC SCENARIOS / INTENTIONAL MODELS / A TONE OF COMMUNICATION / A WEBSITE OF A STATE BODY / EFFICIENCY OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лукашевич Елена Васильевна

В статье предпринята попытка исследовать эффективность коммуникации органов государственной власти Алтайского края с населением. В результате анализа информационных материалов сайтов органов власти выявляются механизмы коммуникативного воздействия власти на различные целевые аудитории. Кроме того, характеризуются такие параметры социопсихолингвистической модели коммуникации, как соотношение журналистских текстов, PR-текстов и нормативно-правовых документов на сайте; стиль и тональность общения; доминирующий тип социально-коммуникативных отношений; доминантные психолингвистические сценарии и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THERE IS NO WAY TO HOLD DISTANCE»: EFFECTIVENESS OF COMMUNICATIVE PRACTICES OF PUBLIC AUTHORITIES

The article scrutinizes the efficiency of Altay regional state bodies’ communication with the citizenry. The substantive content analysis of the websites of public authorities allows to distinguish specific mechanisms of communicative influence on various target audience. Further the following variables of a socio-psycholinguistic communication model are analyzed: the ratio of PR-texts, texts produced by journalists and legal documents on the website; style and tone of communication; a dominant type of social and communication relations; dominant psycholinguistic scenarios etc.

Текст научной работы на тему ««Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти»

Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 128-142

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти

Е.В. Лукашевич

УДК 8Г23 + 8Г42

«БОЛЬШЕ НЕВОЗМОЖНО ДЕРЖАТЬ ДИСТАНЦИЮ»: ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИК ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ1

Е.В. Лукашевич

В статье предпринята попытка исследовать эффективность коммуникации органов государственной власти Алтайского края с населением. В результате анализа информационных материалов сайтов органов власти выявляются механизмы коммуникативного воздействия власти на различные целевые аудитории. Кроме того, характеризуются такие параметры социопсихолингвистической модели коммуникации, как соотношение журналистских текстов, PR-текстов и нормативно-правовых документов на сайте; стиль и тональность общения; доминирующий тип социально-коммуникативных отношений; доминантные психолингвистические сценарии и т.п.

Ключевые слова и фразы: сайт органа власти, информационное взаимодействие, эффективность коммуникации, социопсихолингвистическая модель коммуникации, коммуникативное воздействие, доминантные психолингвистические сценарии, интенциональные модели, тональность общения.

«THERE IS NO WAY TO HOLD DISTANCE»: EFFECTIVENESS OF COMMUNICATIVE PRACTICES OF PUBLIC

AUTHORITIES

E.V. Lukashevich

The article scrutinizes the efficiency of Altay regional state bodies' communication with the citizenry. The substantive content analysis of the websites of public authorities allows to distinguish specific mechanisms of communicative influence on various target audience.

Further the following variables of a socio-psycholinguistic communication model are analyzed: the ratio of PR-texts, texts produced by journalists and legal documents on the website; style and tone of communication; a dominant type of social and communication relations; dominant psycholinguistic scenarios etc.

Keywords and phrases: a website of a state body, informational interaction, efficiency of communication, a socio-psycholinguistic communication model, communicative influence, dominant psycholinguistic scenarios, intentional models, a tone of communication.

Коммуникационные возможности государственной власти заключаются прежде всего в наличии эффективных информационных каналов, а также в способности общаться с населением, доносить свои решения до всех слоев общества. Рассуждая о соотношении официального дискурса и языка общества, П. Серио отмечал: «Больше невозможно держать дистанцию: они это мы, мы это они, между нами - один язык» [Серио 2008: 167]. Проект

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-13-22004 а(р).

128

Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 128-142

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти

Е.В. Лукашевич

«Оценка эффективности коммуникации органов государственной власти Алтайского края с населением: стратегии и технологии» направлен на исследование информационного пространства региона на примере анализа официальных сайтов органов власти с точки зрения коммуникативных параметров, позволяющих органам власти налаживать полноценный диалог и взаимодействие с населением региона, наращивать социальный капитал.

В статье мы представили некоторые результаты исследования эффективности коммуникации органов государственной власти (далее - ОГВ) Алтайского края на примере Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее -УФССП) с точки зрения информационного наполнения сайта органа государственной власти и механизмов взаимодействия власти с населением (Управление федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю. URL: http: // www.r22.fssprus.ru/). Выбор сайта УФССП в качестве объекта исследования связан с тем, что в сводном рейтинге информационной открытости и информационной доступности официальных сайтов органов власти Алтайского края в 2012 г. он занимает второе место (85,73%) после сайта Администрации Алтайского края (89,35%) [Сидорова 2012].

Цель данной статьи - охарактеризовать такие параметры социопсихолингвистической модели коммуникации на сайте УФССП по Алтайскому краю, как соотношение журналистских текстов, PR-текстов и нормативно-правовых документов; доминирующий тип социально-коммуникативных отношений; доминантные психолингвистические сценарии, стиль и тональность общения.

Соотношение разных типов текстов на сайте ОГВ: нормативно-правовые документы -более 70%, рекламные и PR-тексты (пресс-релизы, биографии, имиджевые интервью, статьи, социальная реклама, видеогалерея, фотогалерея и др.) - более 20 %; журналистские тексты (новости) - не более 10% (см. также [Лукашевич 2012]).

Практически в каждом из девяти разделов на сайте («Об управлении», «Деятельность управления», «Государственная служба», «Противодействие коррупции», «Информационные системы» и т.д.) основную часть материалов составляют нормативно-правовые документы, определяющие структуру, полномочия Управления федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю; аналитические доклады и обзоры; отчеты и доклады о деятельности; планы работы; сведения о проведенных проверках; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых ОГВ к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами и др. Соответственно,

Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 128-142

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти

Е.В. Лукашевич

основной стиль общения с адресатом сайта в данных разделах - официально-деловой. Цель данного стиля - «выражение предписаний государства, органа, уполномоченного лица, констатация статуса, положения дел в указанной сфере» [Стилистический энциклопедический словарь 2006: 274]. Адресант в этом случае максимально абстрагирован (неличностность изложения), а в качестве адресата данной информации выступают государство как система государственных органов (контролирующие и подведомственные органы власти), юридические лица (целевые организации, например, судебные органы), физические лица (журналисты, жители Алтайского края). В силу этого доминирующим типом социально-коммуникативных отношений является тип права-обязанности (государство - государственный орган - гражданин; гражданин - государственный орган).

Проиллюстрируем возможности построения психолингвистической модели доминантного сценария А.А. Котова (далее - д-сценария) примерами из рубрики «Новости» раздела «Пресс-служба» на сайте УФССП по Алтайскому краю. Всего для анализа было выбрано сто одиннадцать текстов за период с 3 июня по 28 августа 2013 г. (URL: http://www.r22.fssprus.ru/news/). Наша цель - выявить наиболее часто используемые адресантами сценарии, в перспективе - установить эффективные способы и средства речевого воздействия, которые в соответствии со своим коммуникативным намерением использует адресант для воздействия на адресата.

Один из уровней понимания речи связан с проникновением слушающего в замысел говорящего. Адресант создает текст, ориентированный на то, что при анализе этого текста адресат построит смысл, соответствующий начальной признаковой модели какого-либо д-сценария. Это приведет к активизации адресатом д-сценария [Котов 2004а. URL: http://siberia-expert.com/load/nomera_zhurnalov/1-1-0-11]. Речевое воздействие при этом определяется как «запуск механизмов тревоги» с помощью текста.

Специфика анализируемых нами текстов состоит в том, что в них редко используются «семантические смещения», о которых пишет А.А. Котов. По его мнению, «при обработке текста в "нейтральной ситуации" выбирается такой сценарий, начальная модель которого ближе к смыслу поступившего текста. В случае (А) входящие тексты "нейтральны" и могут быть обработаны с помощью р-сценариев. В случае (Б) поступающие тексты эмоциональны - их смысл в большей степени пересекается с начальной моделью д-сценария, что приводит к его активизации» [Котов 2004а. URL: http://siberia-expert.com/load/nomera_zhurnalov/1-1-0-11]. Однако используемые исследователем интенсификаторы «ближе, в большей степени» и модальный глагол «могут» позволяют нам допустить возможность активизации д-сценария и

Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 128-142

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти

Е.В. Лукашевич

при восприятии, на первый взгляд, «нейтральных» контекстов. Кроме того, А.А. Котов указывает, что «д-сценарии активизируются представлением о некоторой новой ситуации реального мира. В качестве общего критического элемента для этих д-сценариев можно указать "реальность" общей ситуации» [Котов 20046. URL: http://www.harpia.ru/d-scripts.html]. Мы предполагаем, что посетителей официальных сайтов ОГВ интересует не столько мнение авторов текстов новостей о событиях, сколько сами события.

А.А. Котов разработал инвентарь из тринадцати доминантных «негативных» сценариев, которые, как подчеркивает исследователь, «обычно активизируются некоторыми "негативными" ситуациями окружающего мира (а не телесными ощущениями!) и обычно приводят к реакциям агрессии или бегства» [Котов 20046. URL: http://www.harpia.ru/d-scripts.html]. Для более полного анализа средств речевого воздействия на официальных сайтах ОГВ мы дополнили инвентарь «позитивными» д-сценариями. Заметим, что данные определения, конечно, условны, но мы воспользуемся ими для удобства классификации. Параметром отнесения д-сценария к «негативному» или «позитивному» для нас служат эмоциональные ощущения, которыми сопровождается активизация д-сценария. Д-сценарии, предложенные А.А. Котовым (ОГРАНИЧ, ОПАСН, ПРИСВ, МАНИП и др.), отнесем к «негативным» (нам неприятно, когда нас ограничивают или пугают), а выделенные нами симметричные д-сценарии (МЫ-ОГРАНИЧ, МЫ-ОПАСН, МЫ-ПРИСВ, МЫ-МАНИП) - к «позитивным». В данном случае под «МЫ» подразумевается группа, к которой относит себя адресант. Кроме того, в результате анализа материала мы выделили «позитивные» сценарии ДЕЙСТВИЕ (ср. у А.А. Котова - БЕЗДЕЙСТВ), ПОЛЬЗА (ср. ТЩЕТН), РАСШИР -расширение возможностей (ср. ОГРАНИЧ), ЦЕННОСТИ, ПРИЗЫВ к соблюдению закона.

Рассмотрим те д-сценарии, которые встречаются в новостных текстах (см. таблицу).

Таблица 1. Д-сценарии в новостных текстах УФССП (всего 384 сценария в 111 текстах)

№ Наличие в %

п/п Название д-сценария инвентаре сценариев А.А. Котова представленности в новостных текстах

1. Намерение / планирование (МЫ-ПЛАНИР) + 34,2 %

2. Ограничение (МЫ-ОГРАНИЧ) / расширение возможностей (РАСШИР) + / - 15,6 %

3. Опасность (МЫ-ОПАСН, ОПАСН) + 10,5 %

4. Ценностные ориентации (ЦЕННОСТИ) - 7,8 %

5. Польза (ПОЛЬЗА) / Тщетность (ТЩЕТН) - / + 5,4 %

Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 128-142

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти

Е.В. Лукашевич

6. Неадекватность (НЕАДЕКВ) + 4,7 %

7. Присвоение (ПРИСВ) + 4,7 %

8. Обман / хитрость / скрытность (ОБМАН) + 3,9 %

9. Призыв к соблюдению закона (ПРИЗЫВ) - 3,9 %

10. Эмоциональность (ЭМОЦ) + 3,9 %

11. Действие (ДЕЙСТВИЕ) - 3,1 %

12. Субъективность (СУБЪЕКТ) + 2,3 %

Важно отметить, что наиболее активно в анализируемых текстах используются д-сценарии группы, которую А.А. Котов метафорически обозначил так: «Действия агрессора (AGGR) против жертвы (VICT): Что делают с тобой твои враги?» [Котов 20046. URL: http://www.harpia.ru/d-scripts.html]. Для нашего исследования существенно обозначить отсутствие отрицательных коннотаций в понимании терминов «агрессор», «жертва» и др. Подчеркнем и то, что, в отличие от публицистических текстов СМИ, в наших материалах эти сценарии используются исключительно в коммуникации агрессора, самого УФССП, то есть выступают преимущественно как «позитивные сценарии» (более 80 % текстов). Проиллюстрируем особенности речевого воздействия на примере трех наиболее распространенных в новостных текстах УФССП д-сценариях.

Д-сценарий «Намерение, планирование» (МЫ-ПЛАНИР) - 34,2 %.

Д-сценарий ПЛАНИР активизируется сообщениями о намеренном характере или планировании действий агрессора (AGGR) против VICT (жертвы).

В анализируемых нами текстах обнаружены следующие варианты реализации данной модели:

а) AGGR - Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю или его сотрудники, к этой же группе принадлежит и адресант; VICT -граждане/жители Алтайского края (адресат); действия агрессора - юридическая помощь, консультации, отчет о результатах деятельности и т.п., адресованные непосредственно гражданам, что и лежит в основе намерения, плана.

Условно к этой же группе мы отнесли и контексты, в которых УФССП сообщает о результатах своей деятельности, так как д-сценарий ОТЧЕТ отсутствует в инвентаре сценариев, описанных А.А. Котовым.

В основе сценария, как правило, лежит превентивная и нормативная информация. Однако основная задача текстов - формирование у граждан положительного отношения к деятельности УФССП, этому способствует использование оценочной лексики бесплатная юридическая помощь, снос незаконно возведенных домов и т.п. В числе «критических

Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 128-142

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти

Е.В. Лукашевич

элементов - семантических признаков, выражение которых в тексте способствует распознаванию начальной модели и запуску сценария» [Котов 20046. URL: http://www.harpia.ru/d-scripts.html], - осознанность действий агрессора, их частотность, повторяемость и интенсивность: круглосуточный режим, сообщать обо всех признаках коррупционных проявлений со стороны судебных приставов, вся поступающая информация будет рассмотрена в надлежащий срок и не останется без внимания и т.п. Активно используется такой вид метонимии, как «организация - люди, работающие в этой организации»: Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь. УФССП выступает как корпорация - «социальная общность, которая идентифицирует себя на основе единых интересов, общих норм этики, групповых стандартов поведения и обладает механизмами, которые обеспечивают целостность этой общности» [Горохов 2006: 95].

Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю информирует о том, что в круглосуточном режиме продолжает работать «телефон доверия» 63-96-92, по которому любой житель Алтайского края может задать интересующий вопрос, касающийся деятельности Управления (23.07.2013).

На улицах Барнаула размещена наружная социальная реклама, призывающая граждан вовремя оплачивать задолженность перед кредитными организациями. Баннер изготовлен по инициативе Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю для напоминания кредитодержателям о возможности лишиться имущества в случае не исполнения долговых обязательств (10.07.2013; 19.08.2013).

б) AGGR - Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю или его сотрудники, власти различного уровня, к этой же группе принадлежит и адресант; VICT - нарушители закона, чья деятельность относится к компетенции службы судебных приставов (адресат); действия агрессора - исполнение судебных решений, соблюдение закона. Критические факультативные элементы: сложность плана, необходимость усилий для создания плана, варианты и осознанность действий.

Городским властям либо федеральному бюджету придется пойти на достаточно большие издержки, чтобы принудительно снести строение. Потому что ликвидация капитального сооружения такой площади - дело дорогое. Но впоследствии мы взыщем затраченные на это деньги с владельца «Арарата» (12.07.2013).

Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 128-142

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти

Е.В. Лукашевич

в) AGGR - сотрудники УФССП и члены их семей; действия агрессора - поисковые работы. План - восстановление памяти о героях Великой Отечественной войны в Карелии, там, где погиб Сибирский батальон.

В июле 2013 года отряд отправляется в Республику Карелия для участия в поисковых работах с целью восстановления памяти героев Великой Отечественной войны на месте гибели Сибирского батальона. Поисковые работы продлятся 21 день (10.07.2013). Ср.: в августе на сайте появилось «продолжение» новости (ОТЧЕТ): 7 августа 2013 года в Барнаул вернулся молодежный поисковый отряд «Высота», который побывал на раскопках в Карелии на месте героической гибели Сибирского батальона у поселка Ругозеро. В экспедиции приняли участие дети сотрудников отделов судебных приставов Кытмановского и Калманского районов (Дегтярев Ростислав и Колесников Никита). Ребята привезли с собой массу ярких впечатлений, в частности о том, как были найдены останки восьми советских воинов (23.08.2013).

Мы отмечали, что в основе сценария ПЛАНИР - сообщения о намеренном характере или планировании действий агрессора, поэтому для нас важно проанализировать, с помощью каких глаголов-перформативов агрессор обозначает свои намерения. Основные виды речевых действий адресанта, в качестве которого выступает УФССП:

1) речевое действие сообщения, информирования (наиболее частотное): в УФССП по Алтайскому краю состоится прямая линия по вопросам ареста, изъятия, передачи на реализацию и реализации имущества должников, и о том, где жителям Алтайского края можно узнать информацию об арестованном имуществе;

2) напоминания: баннер изготовлен по инициативе Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю для напоминания; Напомним, что с января 2012 года на сайте УФССП по Алтайскому краю (www.r22.fssprus.ru) функционирует банк данных исполнительных производств;

3) объяснения, комментария: с комментарием заместителя начальника отдела организации исполнительного производства УФССП России по Алтайскому краю Миненко И.В. и др.

Не отмечены речевые действия подтверждения; заявления; требования, просьбы; обещания; предложения, рекомендации; этикетные ритуалы.

Д-сценарий «Ограничение» (МЫ-ОГРАНИЧ) - 15,6 %.

Доминантный сценарий ОГРАНИЧ активизируется сообщениями об ограничении свободы, действий или каких-либо ресурсов одного из коммуникантов.

Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 128-142

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти

Е.В. Лукашевич

В большей части ситуаций ограничение обозначено адресантом как превентивная мера, в остальных ограничение уже осуществлено. Во многих контекстах явно наблюдается пересечение с д-сценариями ОПАСН и НЕАДЕКВ. В наших материалах в 3,9 % текстов реализуется отсутствующий в инвентаре сценариев А.А. Котова вариант «расширение возможностей коммуникантов».

Варианты реализации данной модели в новостных текстах:

а) AGGR (УФССП и его сотрудники, к числу которых относится и адресант, судебные органы и их сотрудники) ограничивает свободу, действия и ресурсы VICT (должников): Судья Хабарского районного суда своим постановлением заменила Петрову исправительные работы лишением свободы на 1 месяц 25 дней (08.07.2013).

Вручив постановление о возбуждении исполнительного производства, судебные приставы предупредили руководителя предприятия об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта). Предпринятые действия способствовали полной оплате суммы задолженности перед взыскателем (01.07.2013).

б) AGGR (УФССП и его сотрудники, к числу которых относится и адресант, судебные органы и их сотрудники, граждане), выполняя определенные действия, ограничивает для VICT (организации, должники, граждане, в том числе владельцы игровых автоматов и др.) возможность осуществления каких-либо действий или обладания объектами.

Судебные приставы приостановили деятельность опасного для жизни и здоровья людей оборудования (24.07.2013).

В 2012-2013 годах отделами судебных приставов Алтайского края арестовано 394 игровых автомата, которые переданы в ТУ «Росимущества». Именно это ведомство занимается уничтожением конфискованного и иного обращенного в доход государства имущества (26.06.2013).

Приставы обеспечивают безопасность и на заседании суда. Если кто-то будет вести себя неадекватно, угрожать свидетелям, давить на судью, именно пристав должен погасить конфликт, сделать замечание или даже вывести нарушителя из зала. Такая служба у судебных приставов по ОУПДС - обеспечить условия, чтобы правосудие свершилось при любых обстоятельствах (02.08.2013).

Реализация данного варианта сценария МЫ-ОГРАНИЧ, как правило, связана с присвоением/отчуждением каких-либо ценностей, в этом случае д-сценарий ОГРАНИЧ комбинируется с д-сценарием МЫ-ПРИСВ: AGGR, выполняя действия, присваивает,

Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 128-142

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти

Е.В. Лукашевич

отчуждает или уничтожает ресурс, принадлежащий VICT: деньги, движимое и недвижимое имущество и др.

А.А. Котов отмечает, что в публицистических текстах СМИ в ситуации речевого воздействия адресант демонстрирует адресату ситуацию, в которой адресат лишается каких-либо ресурсов по вине контргруппы [Котов 2004б. URL: http://www.harpia.ru/d-scripts.html]. В наших материалах адресат лишается каких-либо ресурсов по собственной вине, которую он может и не осознавать.

в) AGGR (гражданин), выполняя действия, ограничивает для VICT, в качестве которой выступает он сам, возможность каких-либо негативных действий (единичный пример): Когда-то Лена имела все, что необходимо в жизни: работу, семью, уважение. Но, начав употреблять спиртное, со многим рассталась <...> Вот тогда-то твердо решила исправить то, что в моих силах. Я рассталась с алкоголем, с ненужными друзьями, в жизни встретился человек, с которым живу <...> Плачу алименты сыну и считаю это своим долгом. В настоящее время у меня одна мечта - вернуть сына (20.07.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) AGGR (УФССП и его сотрудники, к числу которых относится и адресант) расширяют возможности и ресурсы для VICT (граждан, должников): Любой человек с мобильного телефона может узнать о наличии задолженности, и не только своей, но и, например, управляющей компании <...>. Кроме того, теперь мы получаем по запросу номера мобильных телефонов должников и рассылаем им СМС-сообщения о возбуждении исполнительного производства, о наличии задолженности. Это новый вид сервиса» (12.07.201).

д) на наш взгляд, в аспекте речевого воздействия возможна различная интерпретация некоторых контекстов, например: Граждане не понимают всей серьезности ситуации, и после принятия судом решений о досрочном взыскании с них всей оставшейся суммы долга по кредитным договорам приходят в суд с заявлением о рассрочке или отсрочке исполнения решения суда. Но заявление о рассрочке либо отсрочке исполнения решения суда может быть удовлетворено лишь при наличии исключительных обстоятельств, не позволяющих заемщику исполнить свои обязательства: в случае серьезного заболевания, утраты трудоспособности, иных тяжелых обстоятельств. Факт получения низкого дохода таковым обстоятельством не является (24.07.2013).

С одной стороны, на официальном сайте УФССП этот контекст вполне может быть рассмотрен как реализация первого варианта модели, когда в качестве AGGR выступают

Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 128-142

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти

Е.В. Лукашевич

УФССП и его сотрудники, к которым относится и адресант, судебные органы и их сотрудники, ограничивающие свободу, действия и ресурсы VICT (должников).

Мы считаем, что в предложенном выше контексте используется речевая стратегия диалогизации монологической речи [Сковородников 20056: 114-115]. Адресант не имеет отношения к AGGR, но у него есть намерение представить позицию AGGR, что можно квалифицировать как попытку анализа ситуации и взаимодействия с адресатом. Оценка позиции AGGR адресантом выражена прямо в контексте «граждане не понимают всей серьезности ситуации» (д-сценарий НЕАДЕКВ), а также в тексте комментария к позиции оппонента - отсылке к статье 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (без указания данного источника). Категоричность резюме к комментарию, по нашему мнению, свидетельствует о том, что у адресанта в этой ситуации основная задача -формирование у адресата правовой культуры, уважительного отношения к закону, ответственности перед государством и обществом.

С другой стороны, в качестве AGGR могут выступать сами должники, которые, выполняя действия (скрываясь от судебных приставов, не исполняя решения суда и др.), ограничивают для VICT (в качестве которых выступают УФССП и его сотрудники, судебные органы и их сотрудники) возможность законных действий (исполнение решений суда). Только в этом случае сценарий ОГРАНИЧ является отрицательным для адресанта.

Д-сценарий «Опасность» (МЫ-ОПАСН; ОПАСН) - 10,5 %.

По мнению А.Г. Донских, игра на «болевых точках» человека (чувствах страха, вины и т. п.) является наиболее эффективным механизмом воздействия [Донских 2011: 25].

Модель реализуется в двух вариантах:

а) AGGR представляет опасность для VICT.

Отметим, что в контекстах, отнесенных нами к этой группе, в качестве AGGR выступает УФССП по Алтайскому краю или его сотрудники, к этой же группе принадлежит и адресант; VICT - граждане, в том числе нарушители закона, чья деятельность относится к компетенции службы судебных приставов (адресат).

Об уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание несовершеннолетнего ребенка) Петров предупреждался неоднократно (08.07.2013).

В работе с должниками данной категории судебные приставы используют весь комплекс мер принудительного исполнения, предусмотренный законодательством (10.07.2013).

Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 128-142

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти

Е.В. Лукашевич

В этих контекстах используются терминологическое сочетание «злостное уклонение» («сознательно недобросовестное»), квантификатор «неоднократно» («происходящий несколько раз»), интенсификатор «весь», выражающие значение интенсивности, частотности действий AGGR, к которому относится и адресант.

ВНИМАНИЕ РОЗЫСК! Управлением Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю за неисполнение решения суда об уплате алиментов на содержание ребенка РАЗЫСКИВАЕТСЯ ОСИПОВ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ, 27 декабря 1981 г.р. (03.07.2013).

Адресант использует графон. Основная функция - выделительно-актуализирующая: зрительное выделение психологически акцентированных слов [Сковородников 2005а: 106108]. Кроме того, использован прецедентный текст «Внимание розыск!», с помощью которого правоохранительные органы ищут граждан, преступивших закон; лиц, пропавших без вести; свидетелей и очевидцев преступления (Ср.: поисковая программа сервера google.ru позволила нам найти подтверждение этому - почти миллион упоминаний за 0, 21 сек. - дата обращения 31.08.2013). Он позволяет усилить авторскую оценку и эмоцию, чему способствует и оформление синтаксической конструкции как восклицательного побудительного предложения (за пределами данного исследования оставляем обсуждение пунктуации в тексте. Встреченные нами варианты: «Внимание розыск!», «Внимание розыск», «Внимание: розыск!», «Внимание, розыск!», «Внимание, розыск»).

б) AGGR (владелец заведения, гражданин, должник) своими действиями представляет опасность для VICT (гражданина, судебного пристава и др.) / приводит VICT в негативное состояние: Можно привести один из примеров, когда в доме должника судебному приставу угрожали оружием. В течение нескольких минут полиция прибыла на место, угроза была устранена, оружие изъято. Обязательно присутствие сотрудника полиции и при изъятии из семьи ребенка. Так, в п. Новый при изъятии ребенка и передаче его другому родителю существовала угроза не только жизни пристава, но и ребенка. Помощь полиции при исполнении решений для нас очень значима (24.07.2013).

Механизмом речевого действия здесь является построение ситуаций будущего (сценарий ОПАСН обусловливает реализацию МЫ-ОПАСН).

Данный гражданин, владелец заведения, высказал прямую угрозу жизни и здоровью судебного пристава-исполнителя, которая нанесла ему первый визит, чтобы известить о начале исполнительного производства. Поэтому в следующий раз для защиты пристава с ним отправилась наша группа быстрого реагирования с оружием и в бронежилетах

Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 128-142

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти

Е.В. Лукашевич

<...> Но двери в заведении никто не ломал, все вели себя культурно, тактично, лицом в землю никого не клали. Это скорее превентивные меры. Просто, привлекая сотрудников с оружием, мы убережем владельца от желания еще раз высказывать угрозы. И, видимо, нам систематически придется являться туда в полной экипировке, потому что есть проблемы с доступом в помещение (12.07.2013).

Интент-анализ текстов позволил установить, что в текстах новостей на сайте УФССП представлены четыре интенциональные категории:

«МЫ» - УФССП, судебные приставы, сотрудники аппарата управления, дети судебных приставов (100 % текстов); чаще встречается в контекстах с нейтральной или мажорной тональностью - интенции «информация; справедливость/наказание; разоблачение; самопрезентация; презентация/оценивание(+)/неявная презентация; похвала; инструкция; успокоение аудитории». Только один контекст потенциально может быть отнесен к контекстам с минорной тональностью (интенция призыва/побуждения): «напоминаем, что по "телефону доверия" необходимо сообщать обо всех признаках коррупционных проявлений со стороны судебных приставов», - поскольку предполагает возможность нарушения закона работниками УФССП.

«ОНИ» - должники, например, злостные неплательщики алиментов, организации, нарушающие требования законодательства, и др. (86% текстов); доминируют контексты с интенциями «справедливость/наказание; критика/оценивание (-)/дискредитация; безличное обвинение; разоблачение; угроза», которые обладают минорной тональностью. Реже эта категория встречается в контекстах с нейтральной тональностью - интенции «информация; предупреждение/совет/рекомендация; побуждение/обращение/призыв; инструкция; объяснение/отсылка». Тексты с мажорной тональностью единичны: Гражданин оплатил долг и сохранил свой автомобиль; Я рассталась с алкоголем, с ненужными друзьями, в жизни встретился человек, с которым живу <...> Учусь на парикмахера. Плачу алименты сыну и считаю это своим долгом». «ТРЕТЬЯ СТОРОНА» - чаще всего граждане, жители Алтайского края, в том числе дети, которые не получают алименты на содержание; власти различного уровня, полиция, прокуратура, органы местного самоуправления и иные заинтересованные службы и ведомства; кредитные организации, журналисты (54 % текстов); преобладают контексты с интенциями «информация; кооперация; успокоение аудитории/объяснение/отсылка; побуждение/призыв/обращение; совет/рекомендация; инструкция», адресованные аудитории, либо третьей стороне в разрешаемой ситуации. Как

Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 128-142

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти

Е.В. Лукашевич

правило, они обладают нейтральной тональностью, предполагающей объективность информации.

«СИТУАЦИЯ» (38 % текстов): в контекстах реализуются интенции «информация, оценивание (-), анализ (-), анализ (+)», направленные на обсуждение важности и актуальности событий, связанных с деятельностью УФССП. Поэтому в оценке исходной ситуации доминирует минорная тональность («задолженности по алиментам исчисляются миллионами!»; «существуют сложности и по взысканию административных штрафов»; «к сожалению, в настоящее время достаточно сложная ситуация складывается с банковскими исками» и др.). Однако профессионализм и социальная ответственность интенциональной категории «МЫ» позволяют вполне успешно разрешить проблемную ситуацию.

Следует отметить наличие определённой структуры интенциональных направленностей новостных текстов. Эта структура иерархична: выявляются доминирующие интенциональные направленности (на себя - 100 %, на «противника» - 86 %, «третью сторону» - 54%, ситуацию - 38%) и конкретизирующие их виды интенций («информация», «справедливость/наказание», «побуждение/призыв/обращение и т.д.).

Полученные результаты дают, с нашей точки зрения, возможность охарактеризовать особенности коммуникации УФССП, представленной в рубрике «Новости» на официальном сайте органа власти. Кроме того, анализ новостных материалов на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю позволил нам выделить параметры, на основе которых с позиций самого УФССП может быть охарактеризован его имиджево-репутационный капитал: степень важности деятельности для государства и общества и связанная с этим эмоциональная привлекательность ОГВ; качество оказываемых услуг; развитие партнерских отношений с обществом и властью; политика социальной ответственности перед обществом.

Список литературы

Горохов В.М. Корпоративные коммуникации: к проблеме идентификации паблик рилейшнз // Вестник Московского государственного университета. Сер. 10. Журналистика. 2006. № 5. С. 94-95.

Донских А.Г. Убедить. Призвать. Добиться своего! Речевое воздействие на собеседника. Практическое пособие для манипулятора. СПб., 2011. 128 с.

Котов А.А. Теоретические основания для определения речевого средства воздействия // Юрислингвистика 2004: Юридические аспекты языка и лингвистические аспекты права. Барнаул, 2004а. URL: http://siberia-expert.com/load/nomera_zhurnalov/1-1-0-11

Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 128-142

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти

Е.В. Лукашевич

Котов А.А. Механизмы речевого воздействия в публицистических текстах. 2004б. URL: http://www.harpia.ru/d-scripts.html

Лукашевич Е.В. Социопсихолингвистический анализ сайтов органов государственной власти Алтайского края // Эффективные модели взаимодействия органов государственной власти и населения в Интернете: сб. науч. ст. Барнаул, 2012. С. 86-119.

Серио П. Деревянный язык, язык Другого и свой язык. Поиски настоящей речи в социалистической Европе 1980-х годов // Политическая лингвистика. Вып. 5 (25). Екатеринбург, 2008. С. 160-167.

Сидорова А.Г. Оценка сайтов органов государственного и муниципального управления Алтайского края: аналитический отчет. Барнаул, 2012.

Сковородников А.П. Графон // Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. М., 2005а. С. 106108.

Сковородников А.П. Диалогизация монологической речи // Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. М., 2005б. С. 114-116.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. 2-е изд., испр. и доп. М., 2006. 696 с.

References

Donskikh А^. To convince. To summon. To get one's own way! The Speech influence on a interlocutor. Practical guide for a manipulator [Ubedit'. Prizvat'. Dobit'sya svoego! Rechevoe vozdejstvie na sobesednika. Prakticheskoe posobie dlya manipulyatora]. SPb., 2011. 128 p.

Gorokhov V.M. Corporative communications: on a problem of public relations [Korporativnye kommunikatsii: k probleme identifikatsii pablik rilejshnz]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 10. Zhurnalistika. 2006. № 5. P. 94-95.

Kotov А.А. Mechanisms of speech influence in the journalistic texts [Mekhanizmy rechevogo vozdejstviya v publitsisticheskikh tekstakh]. 2004b. URL: http://www.harpia.ru/d-scripts.html

Kotov А.А. Theoretical basis for determining the impact of the speech means [Teoreticheskie osnovaniya dlya opredeleniya rechevogo sredstva vozdejstviya]. Yurislingvistika 2004: juridical aspects of language and linguistic aspects of law [Yurislingvistika 2004: Yuridicheskie aspekty yazyka i lingvisticheskie aspekty prava]. Barnaul, 2004a. URL: http://siberia-expert.com/load/nomera_zhurnalov/1-1-0-11

Lukashevich E.V. Socio- and psycholinguistic analysis of sites of public authorities of the Altai Territory [Sotsiopsikholingvisticheskij analiz sajtov organov gosudarstvennoj vlasti Аltajskogo kraya]. Effective models of interaction between the government and the public in the Internet: collection of scientific papers [Ehffektivnye modeli vzaimodejstviya organov gosudarstvennoj vlasti i naseleniya v Internete: sb. nauch. st.]. Barnaul, 2012. P. 86-119.

Serio P. Clumsy language, the language of the Other and your own language. Searches of the real speech in socialist Europe of 1980-ies [Derevyannyj yazyk, yazyk Drugogo i svoj yazyk. Poiski nastoyashchej rechi v sotsialisticheskoj Evrope 1980-kh godov]. Politicheskaya lingvistika. Issue 5 (25). Ekaterinburg, 2008. P. 160-167.

Sidorova А^. The Rating of sites of state and municipal government of the Altai Territory: analytical report [Otsenka sajtov organov gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya Аltajskogo kraya: analiticheskij otchet]. Barnaul, 2012.

Skovorodnikov АР. Dialogization of monologue speech [Dialogizatsiya monologicheskoj rechi]. Encyclopedic Dictionary-Handbook. Expressive means of the Russian language and speech

Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1. С. 128-142

«Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти

Е.В. Лукашевич

errors and omissions [Ehntsiklopedicheskij slovar'-spravochnik. Vyrazitel'nye sredstva russkogo yazyka i rechevye oshibki i nedochety]. A.P. Skovorodnikov (ed.). M., 2005b. P. 114-116.

Skovorodnikov A.P. Grafon. Encyclopedic Dictionary-Handbook. Expressive means of the Russian language and speech errors and omissions [Ehntsiklopedicheskij slovar'-spravochnik. Vyrazitel'nye sredstva russkogo yazyka i rechevye oshibki i nedochety]. A.P. Skovorodnikov (ed.). M., 2005a. P. 106-108.

Stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language [Stilisticheskij ehntsiklopedicheskij slovar' russkogo yazyka]. M.N. Kozhina (ed.). 2nd ed. M., 2006. 696 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Лукашевич Елена Васильевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий

кафедрой теории и практики массовых коммуникаций

Алтайский государственный университет

Россия, 656049, Барнаул, ул. Ленина, 61

E-mail: lmce@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR:

Lukashevich, Elena Vassilievna, Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of

Theory and Practice of Mass Communications

Altai State University

61 Lenina street, Barnaul 656049 Russia

E-mail: lmce@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.