Научная статья на тему 'Реализация здоровьесберегающих технологий в современном образовательном учреждении'

Реализация здоровьесберегающих технологий в современном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
373
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТ "ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ" / ОБРАЗ ЖИЗНИ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зарипова Альмира Идрисовна

В статье рассматриваются особенности внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. Представлены модель комплексной здоровьесберегающей образовательной системы «Школа здоровья» и результаты оценки проводимой работы по итогам мониторинга образа жизни и состояния здоровья учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация здоровьесберегающих технологий в современном образовательном учреждении»

А.И. Зарипова

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, проект «Школа здоровья», образ жизни и состояние здоровья учащихся.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. Представлены модель комплексной здоровьесберегающей образовательной системы «Школа здоровья» и результаты оценки проводимой работы по итогам мониторинга образа жизни и состояния здоровья учащихся.

Одной из важнейших социальных задач общества является охрана здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детерминируется множеством разнообразных факторов, но для детей и подростков постоянно действующим, практически главным фактором является организация учебно-воспитательного процесса. Соответственно, учебный процесс должен проходить в таких условиях, которые не вызывали бы ухудшения состояния здоровья учащихся. Не случайно одним из основных направлений Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» является решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников, минимизации рисков для здоровья в процессе обучения.

Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. В связи с этим возникает необходимость изменения ориентации традиционной школы с передачи знаний, умений и навыков на целостное развитие ребенка без нанесения ущерба его здоровью, а также расширение функций образования, направленных на всестороннее развитие здорового ребенка в течение всей его учебной деятельности [3; 6; 9; 10]. Здоровьесберегающее образование рассматривается в настоящее время как ключевой фактор, обеспечивающий высокое качество образования, формирования и развития у субъектов образовательного процесса культуры здоровья, основ здорового образа жизни, как комплекс условий, важных для создания и функционирования полноценной здоровьесберегающей социокультурной и образовательной среды школы [1; 2; 7; 8].

Опираясь на проведенные исследования, мы считаем, что здоровьесберегающие технологии, как правило, связаны с решением узких здоровьеохранительных задач. В данном смысле к здоровьесберегающим технологиям будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов и обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении. Здоровьеформирующие образовательные технологии включают в себя психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у школьников культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Вместе с тем перевод проблемы в плоскость педагогики и психологии не завершился созданием технологии организации оздоровительной работы в образовательном учреждении. Анализ здоровьесберегающей деятельности в учреждениях образования, проводимый в рамках широкомасштабного федерального экс-

перимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, показал, что только 20 % школ проводят комплексную системную работу. Чаще здоровьесберегающая деятельность сводится к набору большего или меньшего количества недостаточно обоснованных, плохо систематизированных, мало взаимосвязанных, а значит, и неэффективных мероприятий [1; 2; 8].

В последние годы в ряде образовательных учреждений реализуется проект «Школа здоровья», который разработан в рамках программы Европейского регионального бюро ВОЗ по медико-санитарному просвещению и укреплению здоровья. На основе анализа концепции и опыта работы этих школ многие образовательные учреждения разрабатывают свой вариант концепции «школа здоровья» и технологию укрепления здоровья детей [4; 5; 9]. С нашей точки зрения, центральным положением концепции «Школа здоровья» является направление «Здоровье есть критерий образования». «Школа здоровья» должна быть основана на модели реализации трех взаимосвязанных направлений - педагогического (корректировка содержания и форм учебной деятельности), физиолого-валеологического (исследование и типологизация форм и проявлений патологии, изучение функционального состояния учащихся и учителей) и психологического (психологическое сопровождение педагогического процесса).

Результатом осмысления существующих подходов к сохранению здоровья детей в процессе школьного обучения стала разработка педагогическим коллективом МОУ «Лицей № 5» г.Уфы общей концепции комплексной образовательной системы (проекта) «Школа здоровья», в которой автор данной работы выступает как один из основных разработчиков данной концепции, организатором апробации и внедрения разработанной модели.

Школа здоровья представляет собой учебно-воспитательную модель, интегрирующую здоровьесберегающие технологии в основное и дополнительное образование с целью полноценного развития личности каждого школьника. В основе интеграции лежит обеспечение взаимодействия общего и дополнительного образования, а также обеспечение единства обучения, воспитания, здоровьесбережения и психологического комфорта.

Конечная цель реализации данного проекта - укрепление и сохранение здоровья учащихся, выработка установки на ведение здорового образа жизни. В проекте активно участвуют сами ученики, учителя, медицинские работники оздоровительного центра, социальные педагоги, психологи, родители.

Модель школы здоровья и работа по формированию здорового образа жизни в образовательном учреждении включают в себя несколько компонентов:

- компоненты информационного потока;

- компоненты, способствующие выбору здорового стиля поведения, закреплению полученных знаний в реальных навыках и привычках;

- компоненты создания благоприятных для здоровья условий пребывания и обучения;

- компоненты отслеживания изменений в поведении и состоянии здоровья;

- профессионально-ориентированный компонент (обучение педагогов навыкам рациональной организации учебно-воспитательного процесса и методикам формирования у школьников здорового образа жизни; проведение мероприятий по охране здоровья учителя).

Соответственно, реализация данных компонентов осуществляется в рамках следующих взаимодействующих организационно-аналитических блоков.

1. Формирование здорового образа жизни и ценности здоровья посредством содержания образования (введение дополнительных уроков здоровья, обучение в профильных медико-биологических классах).

2. Внедрение элементов здорового образа жизни во внеклассные мероприятия и досуг учащихся (проведение тематических классных часов, викторин, дискотек и т.д.).

3. Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.

4. Организация рационального питания учащихся (в лицее работают две столовые, в том числе столовая для учащихся с ослабленным здоровьем).

5. Рациональная организация двигательной активности учащихся, введение дополнительных уроков физической культуры (внедрены дополнительные уроки физической культуры, проводятся динамические паузы, действует несколько кружков и секций; на территории лицея действует хоккейная площадка, причем организованные занятия проводятся на ней до глубокого вечера).

6. Использование локальных средств массовой информации (по радио лицея проводятся передачи о здоровье).

7. Работа с родителями учащихся (проводится цикл тематических родительских собраний; родители привлекаются к осуществлению внеклассных мероприятий; проводятся семейные соревнования и викторины).

8. Организация работы дневного стационара и оздоровительного центра (благодаря работе стационара стало возможным своевременное выявление различных заболеваний и состояний предболезни, проведение медицинских осмотров, осуществление долечивания детей без отрыва от учебы, а также проведение соответствующих лечебных и профилактических процедур; в результате в лицее количество пропусков занятий учащихся по болезни ниже, чем в других учебных заведениях района).

9. Контроль за состоянием здоровья и изменениями в поведении учащихся посредством заполнения последними специальных Паспортов (дневников) здоровья (паспортизация здоровья представляет собой многоплановое активное документальное отображение индивидуальных особенностей организма и личности субъекта, его социального статуса; факторов, оказывающих влияние на его здоровье; результатов мониторинга и анализа показателей функционального состояния и здоровья; краткосрочных и долговременных прогнозов динамики здоровья; программ здорового образа жизни и развития).

10. Проведение специальных занятий с педагогическим коллективом лицея (для полноценной реализации проекта «Школа здоровья» необходима непременная воспитательная и обучающая активность педагогов, соответствие их здоровья и их образа жизни целям и задачам процесса охраны и укрепления здоровья учащихся, поэтому нами активно проводятся семинары, тренинги по обучению педагогов навыкам сохранения и укрепления здоровья не только учащихся, но и самих педагогов, работе с родителями учащихся, методикам формирования потребности в здоровом образе жизни при изложении собственного предмета и во внеклассных мероприятиях).

11. Проект «Здоровье учителя на рабочем месте» (для осуществления учебновоспитательного процесса в комфортных условиях необходимо, чтобы учитель, педагог был здоров и ощущал поддержку на работе, поэтому мы всемерно способствуем созданию условий для сохранения здоровья и продления профессионального долголетия учителей лицея).

Результаты своей работы лицей неоднократно презентовал на районных и городских конкурсах и смотрах-конкурсах, участвовал в международном конкурсе-фестивале «Красивая школа», был представлен в Нижнем Новгороде на Всероссийском Конгрессе «Медицина - детям». Лицей стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшие школы России - 2004» в номинации «Школа здоровья»; лауреатом Всероссийского конкурса школ, содействующих укреплению здоровья учащихся (2009г.); победителем конкурса инновационных образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Средства, полученные в рамках национального проекта, используются на дальнейшее совершенствование здоровьесберегающих технологий: укрепление спортивной базы лицея, оснащение спортивного зала.

На протяжении ряда лет нами осуществляется оценка результативности проводимой работы, то есть мониторинг уровня гигиенических знаний, учебных достижений, мотивации,

психологической готовности к ведению здорового образа жизни, реального поведения, состояния здоровья школьников и представителей педагогического коллектива.

Исследования проводились на двух группах школьников - основной группе, в которую вошли учащиеся МОУ «Лицей № 5» г.Уфы, и контрольной группе, в которую вошли учащиеся других образовательных учреждений г.Уфы, где системная деятельность по формированию здорового не проводилась. В исследовании приняло участие 1166 человек (428 мальчиков и 738 девочек), из них 578 основной группы (216 мальчиков и 362 девочек) и 588 контрольной группы(212 мальчиков и 376 девочек).

Первоначально проводилась оценка уровня теоретических знаний учащихся. С этой целью в соответствии с концепцией формирования речевых навыков человека были разработаны три группы тестов, позволяющих оценить составляющие такого интегрального показателя как уровень знаний: знание, понимание, узнавание, что было заложено в формулировку вопросов теста. Данные средних балльных оценок представлены в табл. 1. Анализ опросных листов выявил, что во всех возрастных группах средняя оценка теоретических знаний учащихся основной группы была выше, чем в контрольной группе.

Таблица 1

Сравнительные показатели результатов тестирования уровня теоретических знаний учащихся в зависимости от возраста и пола респондентов (в % ± т)

Вид теста

«Знание» «Понимание» «Узнавание»

Возраст учащих- Группа наблюдения Группа наблюдения Группа наблюдения

ся Контр. Основ. Контр. Основ. Контр. Основ.

1-4 классы 4,1 4,3** 3,6 4,3** 4,1 4,4**

±0,04 ±0,05 ±0,04 ±0,05 ±0,04 ±0,05

5-9 классы 3,4 4,3** 3,8 4,4** 3,1 4,6

±0,03 ±0,02 ±0,03 ±0,02 ±0,03 ±0,02

10-11 классы 3,3 3,8** 3,2 3,7** 3,7 4,3**

±0,13 ±0,03 ±0,12 ±0,03 ±0,10 ±0,03

Примечание:* Различие достоверно при р<0,05.

** Различие достоверно при р<0,01.

Одним из ключевых моментов здоровьесбережения является реализация полученных знаний в реальной жизни и трансформация сформированных навыков в устойчивые гигиенические привычки. Мы провели исследование образа жизни и уровня использования школьниками гигиенических навыков в реальной жизни, для чего была разработана специальная анкета, содержавшая следующие блоки вопросов:

- ценностно-мотивационная ориентация;

- объективные показатели и самооценка состояния здоровья и образа жизни;

- использование гигиенических знаний и навыков в повседневной жизни, наличие или отсутствие вредных привычек;

- особенности учебно-воспитательного процесса;

- особенности домашнего режима, досуга, организация каникулярного времени;

- влияние микросоциального окружения;

- паспортная часть.

Ответы школьников на вопросы анкеты дают развернутую характеристику их образа жизни в отношении здоровья с учетом специфики современной ситуации в детской и подростковой среде. С помощью анкеты можно проанализировать адекватность образа жизни возрасту учащихся, оценить реально существующие условия для поддержания и сохранения здоровья как с точки зрения субъективной готовности к ведению здорового образа жизни, так и с точки зрения активизации участия родителей, педагогов в формировании определенных навыков гигиенического поведения. В основной группе данные социологического исследования дополнялись сведениями из Дневников здоровья учащихся.

Все изученные нами навыки по сохранению и укреплению здоровья были разделены на три группы:

I группа - элементы здорового образа жизни, не требующие выраженной субъективной активности самого подростка (когнитивно-эмоциональный уровень). К данной группе мы отнесли соблюдение правил личной гигиены, соблюдение режима питания, прием витаминов, проведение профилактических медицинских процедур, соблюдение рационального режима дня. Обычно инициатором и организатором такой деятельности выступают родители детей и подростков.

II группа - элементы здорового образа жизни, связанные с умеренной субъективной активностью самих учащихся (операционно-практический уровень). Это выполнение зарядки, посещение тренажерных залов или бассейна, использование элементов рационального питания, выполнение самомассажа, профилактика школьных болезней, освоение приемом психогигиены, диагностика своего физического и психического состояния, использование элементов оздоровления при организации досуга. Выполнение элементов данной группы, как правило, связано с наличием условий для их реализации в реальном поведении и стимулировании со стороны родителей, учителей или друзей.

III группа - элементы здорового образа жизни, связанные с выраженной субъективной активностью самих учащихся, их устойчивой мотивацией на ведение адекватного в плане здоровья поведения (потребностно-мотивационный уровень). К данной группе относится закаливание, занятия спортом, самоконтроль за физической нагрузкой, отказ от вредных привычек, самостоятельная медицинская активность, занятия нетрадиционными системами оздоровления.

Было выявлено, что для учащихся начальных классов в большей степени характерно выполнение навыков первой группы элементов здорового образа жизни. Для учащихся средних и старших классов - выполнение навыков второй группы. Элементы здорового образа жизни, относящиеся к третьей группе навыков, выполняются в более редких случаях, при этом они практически не встречаются в образе жизни учащихся начальных классов (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительные показатели использования навыков сохранения и укрепления здоровья учащимися исследуемых ____________________________________групп (в% ± т)________________________________

Группы навыков Уровень использования навыков в группах учащихся

Начальные классы Средние классы Старшие классы

Основ. группа Контр. группа Основ. группа Контр. группа Основ. группа Контр. группа

Первая 93,2*+4,9 86,4+4,7 100,0 98,4+4,9 100,0 100,0

Вторая 15,2*+1,6 8,4+1,5 78,6**+4,6 27,3+2,3 86,3**+4,7 54,2+3,2

Т ретья 3,6+1,5 2,4+1,5 25,8**+2,3 12,5+1,6 62,8**+3,7 34,7+3,5

Примечание: * Различие достоверно при р<0,05.

** Различие достоверно при р<0,01.

Различия в выполнении навыков операционно-практического и потребностно-мотивационного уровней выявлены среди учащихся исследуемых групп в средних и старших классах. Так, в старших классах учащиеся основной группы выполняют навыки в 62,8 % случаев, что достоверно больше аналогичного показателя, зафиксированного в контрольной группе, - 34,7 %.

Конечной целью внедрения проекта «Школа здоровья» и формирование культуры здоровья является воспитание здорового поколения. Интегральными показателями результативности реализации рассмотренных проектов являются изменения в состоянии здоровья учащихся.

Многолетний опыт реализации проекта «Школа здоровья» показывает четкую тенденцию к снижению заболеваемости наших школьников по сравнению с контрольной группой и общей заболеваемостью школьников города. По данным медицинских осмотров, 90 % школьников города Уфы имеют отклонения в состоянии здоровья, и лишь 10 % выпускников имеют I группу здоровья. По МОУ Лицей № 5 по данным за последние пять лет процент выпускников с I группой здоровья составил 18 %. Если показатель острой заболеваемости по школам города составил 1112 на 1000 учащихся, то в МОУ Лицей № 5 этот показатель -681 на 1000 учащихся.

Показатель пропусков на одного ребенка по школам города составил 1,8 дней, по МОУ Лицей № 5 этот показатель ниже на 30 % и составляет 1,26. В последние годы в период эпидемии гриппа лицей не закрывается на карантин, уменьшается число учащихся, подвергающихся инфекционным заболеваниям.

При анализе результатов внедрения проекта «Школа здоровья» отчетливо проявляется экономическая эффективность: стоимость одного койко-дня в дневном стационаре лицея №5 в 5-6 раз дешевле, чем в соматическом отделении детской больницы.

Таким образом, реализация в МОУ Лицей № 5 г.Уфы комплексной здоровьесберегающей образовательной системы «Школа здоровья» позволяет создать условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, оптимальный уровень функций и благоприятное развитие организма детей и подростков. При анализе эффективности реализуемого проекта было выявлено, что среди учащихся основной группы выше уровень гигиенических знаний. Определено, что учащиеся средних и старших классов основной группы достоверно чаще, чем их сверстники контрольной группы, выполняют навыки операционно-практического и потребностно-мотивационного уровней.

Результаты своей деятельности лицей неоднократно представлял на районных, городских, республиканских конкурсах, содействующих укреплению здоровья учащихся, занимал призовые места. В 2009 году в г. Москве на Всероссийском конкурсе «За здоровье в образовании» проект лицея №5 «Школа здоровья» получил высокую оценку комиссии и был отмечен дипломом I степени.

1. Безруких, М.М. Организация и оценка здоровосберегающей деятельности образовательных учреждений [Текст] / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин. - М.: ООО «Фирма Вариант», 2005 - 584 с.

2. Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии технологии) [Текст] / В.А. Вишневский. - М.: Теория и практика физической культуры, 2002. - 270с.

3. Клещина, Ю.В. Состояние здоровья современных школьников и перспективы его укрепления [Текст] / Ю.В.Клещина // Российский педиатрический журнал. - 2009. - № 3. - С. 48-51.

4. Кузнецова, И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях [Текст] / И.В. Кузнецова. - М: «Радио и связь», 2003 - 224с.

5. Никитенко, С.В. Формирование и развитие интегративной здоровьесберегающей образовательной системы «Школа здоровья полного дня»: автореф. дис....канд. пед. наук.- М., 2006 - 26с.

6. Савина, Е.П. Школа как здравосберегающая система [Текст]. / Е.П. Савина, Т.А. Мацкевич, А.Л. Шевченко. -Самара, 2002 - 248с.

7. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К. Смирнов, М.В. Аносова. - М.: АРКТИ, 2006.- 320с.

8. Сонькин, В.Д. Мониторинг эксперимента (библиотека модернизации образования) [Текст]. / В.Д. Сонькин - М.: АПКиПРО, 2003. - 84с.

9. Стригин, В.В. Здоровьесбережение в современном образовательном учреждении [Текст] / В.В. Стригин, А.Ю. Петров. - Челябинск, 2004. - 340с.

10. Яковлева, Т.В. Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи [Текст] / Т.В. Яковлева, А.А. Баранов // Вопросы современной педиатрии. - 2009. - № 2. - С. 6-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.