Научная статья на тему 'Педагогические технологии при разработке и осуществлении проекта «Школа будущего школа здоровья»'

Педагогические технологии при разработке и осуществлении проекта «Школа будущего школа здоровья» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидакова Ильвина Владленовна

Развитие, формирование и сохранение всех компонентов здоровья подрастающего поколения задача каждого образовательного учреждения. В данной работе представлены новые методологические и организационные подходы к осуществлению эффективной и результативной здоровьесберегающей деятельности всех участников реализации проекта «Школа будущего школа здоровья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидакова Ильвина Владленовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии при разработке и осуществлении проекта «Школа будущего школа здоровья»»

она может быть использоьана на этапах введения или заключения (творческий отчет) по какой-либо теме. Но она обязательно должна присутствовать несколько раз (3-5) в год. Мастерской нужно уделять особое внимание, не только со стороны учителя, но и со стороны ученика, и тогда возможно достижение единства эмоциональной и познавательной сфер личности каждого участника мастерской.

В этой мастерской реализованы идеи экспериментальной педагогики. В основе лежит индивидуальная и коллективная работа, в центре внимания человек как самоценность, уважительное отношение к нему, опора на интерес, право ребенка быть активным и самостоятельным в учебной деятельности; слушать не учш-еля, а одноклассников, выдвигать гипотезы, отстаивать их, отказываться от них и выдвигать новые.

Библиографический список

1. Белова Н.И. Дорога к согласию // Под редакцией Н.И. Беловой - СПб.: Изд-во

«Просвещение», 1999.

2. Белова h И. Я знание построю в мастерской: Из опыта использования методики педагогического мастерства в обучении биологии / Санкт-Петеобургский гос. ун-т педагогического мастерства, Центр педагогического опыта. - Спб.: СПбГУПМ, 1994.

3. Ермолаева М.Т. Андреева Ж.О. Дорога к согласию / Под редакцией Н.И. Беловой - СП<\ 1999.

4. Мухина И,А. Педагогические мастерские: теория и пракгию / Сост. И.И. Белова, И.А. Мухина -СПб., 1998.

5. Окунев A.A. Урок? Мастерская? или... -СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2001.

6. Окунев A.A. Развитие и реализация философско-педагогических идей французской группы "Новое образование" (GFEN) в опыте современной школы России, автореферат - СПб., 2001.

7. Окунев A.A. Спасибо за урок, дети - М.: Изд-во «Просвещение», 1988.

И. В. Сидакова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОЕКТА «ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»

Развитие формирование и сохранение всех компонентов здоровья подрастающего поколения - заоача кажоого образовательного учреждения. В данной работе представлены новые методологические и организационные подходы к осуществлению эффективной и результативной здоровьесберегающей деятельности всех участников реализации проекта «Школа будущего - школа здоровья».

Актуальность работы заключается в том, что здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Контроль за качеством обучения - это, прежде всего, контроль психэлого-педагогических условий образования, а не комплекс требований, предъявляемых к ребенку.

Цель работы - развитие и сохранение здоровья учащихся через реализацию проекта «Школа будущего - школа здоровья», основополагающей задачей которого является выработка ^правотворческой и поведенческой мотивации детей,

направленной на увеличение потенциала и резерва здоровья

Сегодня в большинстве школ идет освоение новых технологий обучения, интересных методов подачи знаний, введение разнообразных предметов. За этим инновационным процессом, школа чаще всего забывает о самом главном - о здоровье детей. Новые технологии обучения, должны не усложнять и не упрощать процесс познания, а способствовать глубокому усвоению определенной нормы знаний, умений и навыков [3, с. 90]. Поэтому главным в рамка-" программы «Школа будущего - школа здоровья» является создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы. Перед образовательными

20 t»

вестник КГУ им. НА. Некрасова♦ 2007. Том 13

© И.В. Сидакова, 2007

Педагогические технологии при разработке и осуществлении проекта «Школа будущего-школа здоровья»

учреждениями сейчас стоит вопрос: решению, каких проблем должна способствовать «Школа здоровья»? Назовем некоторые из них, реально решаемые в рамках программы «Школа будущего - школа здоровья»:

1. Основополагающую роль в здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения играет грамотная организация учебного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты, группы продленного дня).

2. Вторая очень серьезная проблема - что методика преподавания учебных дисциплин, когоряя должна строиться на здоровьесберегающих технологиях. Т акже необходимо изучение методик, которые могли бы помочь любому учителю внедрить в практику преподавания здоровьесберегающие технологии.

3. Не следует забывать, что здоровье ученика во многом зависит от здоровья учителя, от его психологического состояния. Поэтому задачей руководителя «Школы здоровья» является создание в коллективе благоприятного психологического микроклимата, а также формирование сознательного и грамотного отношения к своему здоровью у педагогов.

4. Следующая проблема — это необходимость ведения просветительской работы с педагогами, учащимися и родителями, так как многие вопросы сохранения и улучшения здоровья учащихся образовательное учреждение и родители должны решать совместно [2].

Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, исключительное значение имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребенка. Суть этого подхода заключается в том, чтобы при разраОотке и внедрении в образование различных моделей и технологий обучения, при создании программ и учебников реально учитывать закономерности психического развития детей.

Возрастной подход к обучению и воспитанию детей позволяет поддерживать тесную связь и согласованность всех компонентов системы каждой ступени образования (целей, задач, содержания, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса) с возрастными особенностями и возможностями развития детей. Благодаря этому обеспечивается преемственность в развитии каждого

ребенка на каждом этапе школьного образования. Здесь исключительное значение имеет.

- во-первых, самостоятельность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития;

- во-вторых, индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения с учетом возрастных возможностей детей, особенностей их развития - в соотношении с достижениями современной науки, потребностями общества и социо-культурными особенностями региона. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка, и что особенно важно, учет особенностей различных контингентов де^ей. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка — гражданина РФ - на получение равного с другими образования.

Задача «Школы будущего» заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. В результате отбора по специальным критериям мы считаем, что к ним можно отнести1 ■ игровые технологии;

- технологию уровневой дифференциации;

-технологию проектного обучения.

В образовательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Принцип здоровьесбережения является системообразующим.

Исследовательская работа по разработке и

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 2007

осуществлению проекта «Школа будущего - школа здоровья» была организована на базе экспериментальной школы - МОУ «Лицей №Ъ> г. Тырныауза, КБР. Профильное обучение в старших классах по направлениям: химико-биологическое, физико-математическое, гуманитарное обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию обучения Это позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. С учетом физиологических особенностей организма школьников и для уменьшения нагрузки при подготовке домашнего задания, уроки по 30 минут объединяются в пары с пятиминутным перерывом. В день не более четырех пар.

Учебный план лицея на основе республиканского базисного учебного плана, ориентирован на дифференциацию обучения, на развитие учащихся, на довузовскую подготовку. План модернизирован за счет введения в школьный компонент предметов общеразвивающего и профильного характера. Организовано раннее изучение иностранных языков, основ информатики, искусствознания. На II и III ступенях увеличено количество часов на иностранные языки (в гуманитарных классах организовано изучение второго иностранного языка), на профильные предметы: математика, физика, биология, химия, русский язык и литература, история. Организовано изучение 10 специальных курсов: «Словесность», «Риторика», «Информационные технологии обработки данных», «Технология подготовки и решения задач на ЭВМ», «Издат ^льско-редакционная систем?.», «Аналитическая химия», «Клинико-диагностическая лаборатория», «Основы валеологии», «Физиология высшей нервной деятельности и психология», «Основы экологии».

Учебный план реализует: удовлетворение образовательных задач и потребностей учащихся и их родителей, повышение качества ЗУН, создание каждому ученику условий для самоопределения и развития. Введенная блочно-модульная система обучения учеников, и составленные блоками поурочные программы, заметно облегчили учебную нагрузку.

На базе школы действуют спортивные

секции: футбол, волейбол, баскетбол, бальные и национальные танцы, плавание, школьный театр. Изучив потребности детей и учитывая возможности школы необходимо.

- сплотить детский коллектив;

- заладить межвозрастное общение детей;

-увести подростков от влияния улицы;

- создать детские организации.

Помимо этого создан Центр Взаимодействия «Ученик - учитель - родитель». Один раз в четверть проводятся заседания совета, куда входят: директор, представитель администрации, представители от учителей, старосты классов, родительский комитет, редактор школьной газеты, врач-педиатр. Школьная газета освещает все решения Центра, заседания проходят открыто.

Задачи Центра Взаимодействия:

-принимать Устав школы и вносить в него необходимые изменения;

- утверждать основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества учебно-воспитательного процесса;

- привлекать дополнительные средства цля укрепления и развития материально-технической базы Школы;

- создавать при необходимости временные или постоянные комиссии и устанавливать их полномочия.

Центр Взаимодействия - это именно та форма работы, которая позволяет ребенку на практике постигать те постулаты, которые преподаются ему на уроке права. В сознание ребенкь входи" гакое важное понятие, как ответственность -за выбор, за действие, за решение. Центр Взаимодействия - орган, выбранный при участии самих детей - доступен и при необходимости защищаем основные праза ребенка, поскольку имеет полномочия работать с родителями и учителями. Ребенок, как гражданин школы, защищен Центром.

Центр Взаимодействия является «мостиком» между тремя мирами «семья» - «школа» -«сверстники», но этим не ограничиваются его функции. Центр - это великолепная практическая модель для обучения детей праву в действии, моделг, которая позволяет трансформировать теоретические знания в ежедневную практику. И происходит »то потому, что ребенок убеждается, что абстрактные правила действительно работают на практике и дают реальные результаты.

208

Ree-ник КГУ им H.A. Некрасова* 2007. Том 13

Педагогические технологии при разработке и осуществлении приекта «Школа буцушего-школа здоровья»

Имея в школе оснащенную базу - Институт ЗОЖ, за здоровье детей можно не беспокоиться. Отрицательное влияние школьных факторор риска на здоровье школьников, благодаря Институт} ЗОЖ можно свести к нулю. Структурными единицами Института ЗОЖ являются: стоматологический кабинет, кабинет психологической разгрузки, физиокабинет (массаж, ингаляция, фитобар, аромотерапия), столовая, кабинет врача-педиатора, спортивный зал, зал ЛФК, спортивная площадка и бассейн. В качестве основы нашей деятельности в лицее № 1 стало создание экспериментального кабинета, целью которого является забота о сохранении здоровья школьников и учителей. Определим основные задачи создания школьного кабинета «Здоровья и Гармонии»:

- развитие и обеспечение дополнительного образования обучающихся, в аспектах здоровьесбережения, их итдыха. досуга;

- разработка нового курса «Моя жизнь - мое здоровье», при участии самих учащихся;

- четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

- организация психологической разгрузки для учеников и учителей;

- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

В кабинете «Здоровья и Гармонии» много зелени, для создания естественного микроклимата, он оснащен ионизатором воздуха — люстрой «Чижевского», искусственным фонтанчиком для поддержания оптимальной влажности. Детьми был создан «Уголок здоровья», содержащий схему программы работы кабинета, небольшую библиотеку, режим дня и рисунки самих школьников.

Результаты разработки и реализации проекта «Школа будущего - школа здоровья» были

представлены на республиканском этапе VI Всероссийской акции «Я гражданин России» и удостоен ГРАН-ПРИ Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской республики.

В ходе дальнейшей исследовательской раооты был разработан законопроект «Содействие развитию Школы будущего-школы здоровья через Гражданский Институт независимой аттестации», который был удостоен звания Лауреата Всероссийского заочного конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива».

Таким образом, модель Школы будущего-школы здоровья, заинтересованной в сохранении и укреплении здоровья и формирования здорового образа жизни, предполагает осуществления комплекса психолого-педагогического мониторинга в целях здоровьесберегающей деятельности и воспитания и обучения культуре здоровья, спосоОствующей в свою очередь физическому, психическому и духовно-нравственному развитию личности учащегося.

Библиогоафическии список

1. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.160 с.

2. Куинджи H.H. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

3. Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения» / под ред. М.М. Безруких и В.Д. Сонькина. - М.: Триада-фарм, 2002. -120 с.

Педагогика. Психология. Социальная работ Ювенологи.. Социокинетика ♦№ 3, 2007

10О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.