Научная статья на тему 'Формирование открытой здоровьесозидающей образовательной среды в МОУ СОШ № 117'

Формирование открытой здоровьесозидающей образовательной среды в МОУ СОШ № 117 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даниленко Светлана Юрьевна

В статье рассмотрены проблемы создания здоровьесберегающей среды и развития использования здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование открытой здоровьесозидающей образовательной среды в МОУ СОШ № 117»

В статье рассмотрены проблемы создания здоровьесберегающей среды и развития использования здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.

Дан ил ен ко Светлана Юрьевна

директор МОУ СОШ № 117 г. Екатеринбург

Формирование открытой здоровьесозидающей образовательной среды в МОУ СОШ №117

Какие факторы способствуют формированию здоровьесозидающей образовательной среды в общеобразовательной школе?

Ключевые слова: здоровьесозидающая образовательная среда, укрепление физического здоровья, опережающее развитие школьников

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из ведущих направлений развития нации является сохранение и укрепление здоровья школьников. В программе заявлено, что «здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».

Традиционно для решения поставленной задачи используется оптимизация способов организации учебного процесса, разработка здоровьесберегающих технологий обучения, формирование сознания обучающихся путем создания здоровьесберегающей среды, осознания ценностей здоровья и здорового образа жизни [1, 2, 3].

Внимательное изучение системы предложений, сформулированных в президентском проекте, позволило нам сделать вывод о том, что идея здоровьесбе-режения пронизывает все шесть направлений модернизации общего образования:

- при постановке задачи по опережающему развитию школьников предлагается сделать акцент на совершенствование психологического здоровья: «вовлекать ребят в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности»;

- заботой о психическом здоровье школьников вызвано предложение учитывать возрастные особенности школьников и разную организацию обучения на начальной, основной и старшей ступенях образования;

- решение вопроса о социализации школьника предлагается искать в поле взаимодействия с органами, обеспечивающими социальное здоровье человека: с учреждениями «здравоохранения, спорта, досуга, культуры и другими организациями социальной сферы»;

- при описании «школы нашей мечты» просматривается идея сохранения и укрепления физического здоровья детей: каждая школа будет оборудована «столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством»;

- ключевой особенностью школы будущего, по мнению разработчиков федерального проекта, являются «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми». Новая школа - это «чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя»;

- логика рассуждений авторов проекта приводит к выводу о том, что и в современной системе оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают образовательные учреждения, должна появиться система показателей уровня комплексного здоровья школьников.

При создании нашего проекта мы обратились не только к проблеме здоровьесбережения, но и к ключевой фигуре системы общего образования - к Учителю. Анализ внутришкольной ситуации показывает, что отсутствие у педагога здоровьесозидающего сознания не позволяет ему строить образовательный процесс по принципам укрепления и сохранения здоровья школьников.

Опираясь на вышеизложенные представления о школе будущего, мы пришли к выводу, что построение открытой здоровьесозидающей образовательной среды может дать положительные результаты, если организовать систему внутришкольной подготовки коллектива к здоровьесозидающей профессиональной деятельности.

Эффективная профессиональная деятельность представляется возможной только при условии сформированной профессиональной позиции. Именно осознание педагогом ценности собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличие знаний о способах развития навыков по здоровьесбережению станет стимулом для использования здоровьесозидающих приемов педагогической деятельности в реальной практике каждого учителя.

Цель проекта: построение открытой здоровьесозидающей образовательной среды через организацию системы внутришкольной подготовки педагогического коллектива МОУ СОШ № 117 к здоровьесозидающей профессиональной деятельности.

Задачи:

1. Повышение готовности педагогов школы к сохранению и укреплению собственного здоровья.

2. Повышение квалификации педагогов в области сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3. Реализация здоровьесберегающего потенциала всех участников образовательного процесса через урочную, внеурочную, творческую, проектную и исследовательскую деятельность.

Реализация основных направлений подготовки педагогического коллектива к здоровьесозидающей деятельности показала, что факторами успешного «выращивания» инновации по построению здоровьесозидающей образовательной среды школы являются:

• мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды по основным показателям: результаты профилактических осмотров с учетом диагнозов, относящихся к «школьной патологии»; анализ эффективности системы профилактических мероприятий по укреплению здоровья; уровень развития здоровьесберегающей инфраструктуры через охват консультациями, мед. помощью специалистов;

• стратегическое планирование развития школы, построенное на основе проведенного анализа образовательной ситуации;

• внутришкольная комплексная подготовка педагогов школы к здоровьесозидающей деятельности.

Успешность этого направления определяется следующими его особенностями: длительный и системный характер подготовки, в которой участвует весь педагогический коллектив школы при активной поддержке администрации; апробация полученных знаний на практике с включением их в контекст инновационной деятельности школы; направленность на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Системная деятельность в данном направлении позволила.:

1) снизить количество учащихся, имеющих специальную группу здоровья на 0,4% (2008-2009 г. -1,8%, 2009-2010 г. -1,04%).

2) понизить острую заболеваемость в ОУ в 2,5 раза;

3) уменьшить количество учащихся, имеющих вредные привычки (2008-2009 г. - 9,07%; 2009-2010 г.-8,22%).

4) значительно повысить результаты школьников -участников спартакиады учреждений Орджоникид-зевского района: 2007г. - 15 место, 2008 г. - 7 место, 2009 г. - 1 место, 2010 г. - 2 место.

5) завоевать кубок района за организацию спортивно-оздоровительной работы в школе;

6) продемонстрировать высокие результаты на олимпиадах по физической культуре: в 08-09 учебном году 7 класс стал победителем муниципального и городского тура олимпиад по физкультуре; завоевано 3 место в муниципальном туре олимпиад по физкультуре; в Ш региональном этапе Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре получены 1 место по гимнастике, 2 место по баскетболу.

7. Особым направлением работы стало туристическое. Туристический отряд «Комета» занял II место в комплексном командном зачете и II место на контрольно - измерительном маршруте в средней возрастной группе (Областное открытое первенство по спортивному туризму «Школа безопасности - 2010).

8. Разработана и успешно реализуется авторская программа игры «Снайпер», в 2009 г. учитель высшей категории по физической культуре Конева Ю.С. стала победителем (3 место) на Всероссийском конкурсе «Мастер педагогического труда». В 2010 г. проведен мастер - класс для учителей физкультуры города по реализации данной Программы.

Таким образом, реализация разработанной внутришкольной модели подготовки педагогического коллектива к здоровьесозидающей профессиональной деятельности позволила добиться положительных результатов. Учитывая положительное действие учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся, в ходе наших исследований мы выявили возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка.

• Изменение характеристик образовательной среды на уровнях технологий, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом, что, безусловно, обеспечивает не только новое качество образования, высокую мотивацию, но и сохранение здоровья ребенка, новое сознание учителя, его отношение к ребенку: ведущими критериями качества образования становится не ценность знаний, а ценность здоровья.

• Появление нового сознания, основанного на ва-леологической подготовке ребенка и учителя (именно сознание не только позволяет понять проблемы внутреннего мира ребенка, но и показывает пути их решения).

Литература

1. Бутакова О. А. Здоровьеобеспечивающее обучение как средство управления непрерывным развитием педагогов и обучающихся/Юбразование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 7, с. 131

2. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8(76), 2010. С.32-42

3. Смирнов НК. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. М., 2008. - 285с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.