Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕНЦИЯ / ПРАВА ИНВАЛИДОВ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ / МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ / СРЕДСТВА ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киселев Олег Алексеевич, Мартьянова Галина Васильевна

В данной статье проанализированы механизмы реализации защиты на международном и внутригосударственном уровнях (средства правовой защиты) прав, свобод и законных интересов инвалидов и отмечено, что их целью является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киселев Олег Алексеевич, Мартьянова Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES: GENERAL PROVISIONS

This article analyzes the mechanisms for the implementation of protection at the international and domestic levels (remedies) of the rights, freedoms and legitimate interests of persons with disabilities and notes that their purpose is to promote, protect and ensure the full and equal enjoyment by all persons with disabilities of all human rights and fundamental freedoms, as well as to promote respect for their inherent dignity.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_86 УДК 347.1

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ IMPLEMENTATION OF THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES: GENERAL PROVISIONS

КИСЕЛЕВ Олег Алексеевич,

кандидат юридических наук, Московский государственный гуманитарно-экономический университет. 107150, Россия, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49. E-mail: pss@list.ru;

МАРТЬЯНОВА Галина Васильевна,

кандидат юридических наук, доцент,

Московский государственный гуманитарно-экономический университет. 107150, Россия, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49. E-mail: martyanova@mggeu.ru;

Kiselev Oleg Alekseevich,

candidate of legal sciences Moscow state University of Humanities and Economics. Losinoostrovskaya str., 49, Moscow, 107150, Russia. E-mail: pss@list.ru;

Mart'yanova Galina Vasilyevna,

candidate of legal sciences, associate professor Moscow state University of Humanities and Economics. Losinoostrovskaya str., 49, Moscow, 107150, Russia. E-mail: martyanova@mggeu.ru

Краткая аннотация. В данной статье проанализированы механизмы реализации защиты на международном и внутригосударственном уровнях (средства правовой защиты) прав, свобод и законных интересов инвалидов и отмечено, что их целью является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Abstract. This article analyzes the mechanisms for the implementation of protection at the international and domestic levels (remedies) of the rights, freedoms and legitimate interests of persons with disabilities and notes that their purpose is to promote, protect and ensure the full and equal enjoyment by all persons with disabilities of all human rights and fundamental freedoms, as well as to promote respect for their inherent dignity.

Ключевые слова: Конвенция, права инвалидов, реализация прав, механизм защиты прав, средства правовой защиты прав инвалидов.

Keywords: Convention, rights of persons with disabilities, realization of rights, mechanism of protection of rights, remedies for the rights of persons with disabilities.

Для цитирования: Киселев О.А., Мартьянова Г.В. Реализация защиты прав инвалидов: общие положения // Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 86-88. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_86.

For citation: Kiselev O.A., Mart'yanova G. V. Implementation of the protection of the rights of persons with disabilities: general provisions // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 86-88. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_86.

Статья поступила в редакцию: 21.06.2022

Установленные Конституцией Российской Федерации [1], Всеобщей декларацией прав человека [2], Европейской конвенцией по правам человека [4], Конвенцией о правах инвалидов [3], Законом о социальной защите инвалидов[8] и другими законами права, свободы и законные интересы инвалидов не могут быть признаны действенными в отрыве предоставляемых государством правил и порядка их реализации -урегулированных нормативными правовыми актами процедур, обеспечивающими сам процесс реализации прав, свобод и законных интересов, включая правила и порядок их защиты и отстаивания, результатом которых будет принятие правоприменительного акта, основанного на правильном и своевременном рассмотрении и разрешении обращений заинтересованных лиц в соответствующие органы и организации, к должностным лицам.

Россия, являясь государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе судебную защиту, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, что отражено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21-П [11].

Сразу следует напомнить, что согласно части 1 статьи 125 Конституции РФ Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации, разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов и иных документов, указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, по запросам определенных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ субъектов, проверяет (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ) по запросам судов конституционность законов и иных нормативных актов, а по жалобам - конституционность законов и иных нормативных актов, примененных в конкретном деле. КС РФ в ходе осуществления конституционного судопроизводства принимает решения в форме постановлений, заключений, определений и его решения обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 и ст. 71 Закона о Конституционном Суде РФ).

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Таким образом, решения КС РФ могут являться одним из важнейших источников, обеспечивающих конституционность регулирующих нормативно-правовых актов, связанных с правами инвалидов и механизмами защиты и реализации этих прав.

В связи с ратификацией Россией [9] Конвенции о правах инвалидов были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов [10] , в том числе в Закон о социальной защите инвалидов, который был принят в 1995 году и является системным нормативно-правовым актом, определяющим основные положения правового статуса инвалидов и регулирующий обязанности государства, вытекающие из положений Конституции РФ и общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе содержащихся в Всеобщей декларации прав человека.

К сожалению, к Протоколу 2006 года Конвенции, Россия не присоединилась, что было отмечено в разделе III «Основные вопросы, вызывающие обеспокоенность, и рекомендации» Замечаний Комитета ООН по правам инвалидов 2018 года (далее - КИП ООН) [12] в ответ на рассмотренный на своих 379-м и 380-м заседаниях КПИ ООН, состоявшихся 27 и 28 февраля 2018 года соответственно, доклад России, представленного в КПИ ООН в качестве государства-участника в соответствии со ст. 35 Конвенции о правах инвалидов.

Поэтому предоставляемые Протоколом 2006 года возможности по направлению в КИП ООН от находящихся под юрисдикцией государства-участника лиц, группы лиц или от их имени сообщений о том, что этим государством нарушаются положения Конвенции о правах инвалидов в отношении этих лиц, в России пока не могут быть реализованы, так как сообщения не принимаются КИП ООН, если оно касается государства-участника Конвенции о правах инвалидов, которое не является участником Протокола 2006 , но в силу того, что Россия участвует в Конвенция о защите прав человека и основных свобод в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции РФ после исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты каждому предоставляется право обратиться в Европейский Суд по правам человека (далее -ЕСПЧ).

Также после исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты возможно обращение в КПЧ ООН в соответствии с Факультативным протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах [6].

Отметим, что в соответствии с положением статьи 3 Международного пакта о гражданских и политических правах[5] каждое государство-участник обязуется обеспечить любому лицу эффективное средство правовой защиты и применение компетентными властями средств правовой защиты. При этом под компетентными властями следует понимать компетентную судебную, административную или законодательную власть или любые другие компетентные органы, предусмотренные правовой системой государства.

Таким образом, можно выделить процедуры защиты на международном уровне и внутригосударственные процедуры (средства правовой защиты). Внутригосударственные средства правовой защиты можно разделить как по форме обращений, так и по избранному средству защиты, а также по характеру применения средств защиты в зависимости от характера власти или принадлежности компетентного органа к той или иной ветви публичной власти.

То есть в качестве средства защиты может быть избрана судебная защита путем подачи заявлений, исковых заявлений, жалоб или административная защита путем подачи заявлений, жалоб или иных обращений в административном порядке, или даже нормотворческое (законодательное) средство путем проявления инициативы или отклика на предложение компетентного органа (власти) для направления соответствующих предложений и рекомендаций с целью внесения изменений в действующее нормативно-правовое регулирование.

Во внутригосударственных процедурах, осуществляемых в административном порядке, защиты прав или при осуществлении защиты путем принятия участия в нормотворческом процессе, в соответствии с государственным устройством России (взаимосвязь положений ст. 5, ст. 11, ст. 12, ст. 65, ст. 66, ст. 71, ст. 72, ст. 73, ст. 76, ст. 77, ст. 78, ст. 130, ст. 131 и ст. 133 Конституции РФ) можно выделить федеральный уровень, уровень субъекта Российской Федерации, а также уровень местного самоуправления.

Избираемое субъектом (лицом) средство защиты также зависит от способа защиты права, под которым следует понимать то желаемое последствие правового характера, с наступлением которого будут удовлетворены обоснованные притязания субъекта (лица), связанные с нарушением его права или же связанные с отсутствием у него права (оснований для права), которое должно обеспечивать защиту интересов и свобод субъекта (лица).

Добиться справедливого и правильного регулирования процесса доказывание этой обоснованности притязаний и есть одна из главных задач обеспечения обязанности государства по защите и соблюдению прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав инвалидов, которые помимо специально указанных в законах прав имеют наравне с другими такие же права и свободы человека и гражданина.

Также следует указать, что защиту прав любой субъект реализует в обществе и в его социальных структурах, и даже на уровне межличностного взаимодействия, и поэтому не следует никогда сбрасывать со счетов защиту своих прав любыми допустимыми способами, в том числе путем самозащиты прав (например, в ст. 12 ГК РФ [7] такой способ указан для защиты гражданских прав) или путем обращения за помощью к общественности и даже к отдельным гражданам, тем более что для инвалидов реализовать самозащиту прав, как правило, бывает затруднительно. Наконец, следует указать, что употребление термина «инвалид» в России употребляется в различных значениях, иногда создающих неприятные коннотации, сама же Конвенция по правам инвалидов использует лексические составляющие с иными определениями «persons with disabilities» (англ.), «personnes handicapées» (франц.), «personas con discapacidad» (испан.).

Возможно, именно это обстоятельство также послужило одним из оснований для рекомендации КПИ ООН в Замечаниях КПИ 2018г. о том, что комитет (КПИ ООН) рекомендует государству-участнику (России) внести изменения в официальный перевод Конвенции о правах инвалидов и использовать термины, в полной мере отражающие правозащитную модель.

При том, что в самом докладе России, представленном в КПИ ООН в качестве государства-участника в соответствии со ст. 35 Конвенции о правах инвалидов, указывалось, что понятие «инвалид», закрепленное в абзаце первом статьи 1 Закона о социальной защите инвалидов практически соответствует определению «инвалида», сформулированному в Конвенции о правах инвалидов, так как «устойчивые нарушения» можно считать синонимом «стойких расстройств функций организма», также, в свою очередь «нарушения, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» вполне можно соотнести с нарушением здоровья, «приводящим к ограничению жизнедеятельности», данному в российском законодательстве.

При защите прав инвалидов необходимо исходить из того, что целью Конвенции о правах инвалидов является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Учитывая положения преамбулы этой Конвенции, цели и общие обязательства государств-участников, а также принцип «недискриминации», выделенный в ст. 3 Конвенции о правах инвалидов, защите подлежат все права и свободы инвалида как человека и гражданина вне зависимости от факта признания или непризнания его инвалидом, так как инвалидность - это эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995

3. Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006// Собрание законодательства РФ, 11.02.2013, № 6, ст. 468.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом « 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом « 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, № 2, ст. 163.

5. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР", 28.04.1976, № 17, ст. 291.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №

32, ст. 3301.

7. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.

8. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, № 19, ст. 2280.

9. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»// Собрание законодательства РФ, 08.12.2014, № 49 (часть VI), ст. 6928.

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21 -П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ, 27.07.2015, № 30, ст. 4658.

11. Заключительные замечания по первоначальному докладу Российской Федерации// fcoz.ru/international _ obligations/6/3/6.3.

12. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) //СПС «КонсультантПлюс» (документ опубликован не был).

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // Official Internet portal of Legal Information http://www.pravo.gov.ru , 04.07.2020.

2. Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948) // Rossiyskaya Gazeta, No. 67, 05.04.1995

3. Convention on the Rights of Persons with Disabilities of December 13, 2006// Collection of Legislation of the Russian Federation, 11.02.2013, No. 6, Article 468.

4. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (Concluded in Rome on 04.11.1950) (with amendments dated 24.06.2013) (together with "Protocol [No. 1]" (Signed in Paris on 20.03.1952), "Protocol " 4 on ensuring certain rights and Freedoms in addition to those already included in the Convention and the First Protocol thereto" (Signed in Strasbourg on 16.09.1963), "Protocol " 7" (Signed in Strasbourg on 11/22/1984)) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 08.01.2001, No. 2, Article 163.

5. International Covenant on Civil and Political Rights (Adopted on 16.12.1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary session of the UN General Assembly) // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR", 28.04.1976, No. 17, Article 291.6.

Civil Code of the Russian Federation (Part One) of 30.11.1994 No. 51-Federal Law (ed. of 25.02.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 05.12.1994, No. 32, Article 3301.7.

Federal Law of 24.11.1995 No. 181-FZ (ed. of 28.06.2021) "On Social protection of disabled persons in the Russian Federation"// Collection of Legislation of the Russian Federation, 27.11.1995, No. 48, article 4563.

8. Federal Law No. 46-FZ of 03.05.2012 "On Ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 07.05.2012, No. 19, Article 2280.

9. Federal Law No. 419-FZ of 01.12.2014 (as amended on 29.12.2015) "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on Social protection of persons with disabilities in connection with the ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities"// Collection of Legislation of the Russian Federation, 08.12.2014, No. 49 (Part VI), Article 6928.

10. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 21-P dated 14.07.2015 "On the Case of Checking the Constitutionality of the Provisions of Article 1 of the Federal Law "On Ratification of the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms and Protocols Thereto", paragraphs 1 and 2 of Article 32 of the Federal Law "On International Treaties of the Russian Federation" of Parts one and Four of Article 11, paragraph 4 of Part four of Article 392 of the Civil Procedure Code of the Russian Federation, parts 1 and 4 of Article 13, paragraph 4 of Part 3 of Article 311 of the Arbitration Procedure Code of the Russian Federation, parts 1 and 4 of Article 15, paragraph 4 of Part 1 of Article 350 of the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation and paragraph 2 of Part four of Article 413 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation in connection with the request of a group of deputies of the State Duma" // Assembly of Legislation of the Russian Federation, 27.07.2015, No. 30, Article 4658.

11. Concluding remarks on the initial report of the Russian Federation// fcoz.ru/international _ obligations/6/3/6.3.

12. Optional Protocol to the International Covenant on Civil and Political Rights (Adopted on 12/16/1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary meeting of the UN General Assembly) //PCA "ConsultantPlus" (the document was not published).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.