Научная статья на тему 'Защита прав инвалидов: содержание и сущностная характеристика'

Защита прав инвалидов: содержание и сущностная характеристика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5486
710
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВАЛИД / DISABLED PERSON / СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ ГРАЖДАНЕ / SOCIALLY UNPROTECTED CITIZENS / HUMAN RIGHTS ACTIVITY / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL SUPPORT CONCEPT / ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игонина Надежда Александровна, Ашиткова Татьяна Васильевна

В статье анализируется защита прав инвалидов как функция современного социального демократического государства. Авторы отмечают, что содержание и порядок защиты прав инвалидов в наше время значительно трансформировались, инвалид уже не рассматривается обществом как ущербный индивидуум. В соответствии с международными договоренностями государства берут на себя обязательства по разработке и принятию комплекса мер для полноценного включения инвалидов в социум, устранения препятствий для их всестороннего участия во всех сферах современной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Игонина Надежда Александровна, Ашиткова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES: CONTENTS AND ESSENTIAL CHARACTERISTICS

The protection of the rights of persons with disabilities is a function of the modern social democratic state. The content and order of protection of the rights of disabled people in our time has changed significantly. A disabled person is no longer considered by society as a burden and a flawed individual. In accordance with international agreements, States undertake to develop and adopt a set of measures to fully integrate persons with disabilities into society and to remove obstacles to the full participation of persons with disabilities in all spheres of modern life.

Текст научной работы на тему «Защита прав инвалидов: содержание и сущностная характеристика»

УДК 349.3 ББК 67.405

Игонина Надежда Александровна Igonina Nadezhda Aleksandrovna

заведующий отделом Научно-исследовательского института Университета прокуратуры Российской Федерации кандидат юридических наук.

Chief of the Department of the Research Institute of the University of Prosecutor's Office of the Russian Federation, PhD in Law.

E-mail: igonadezhda@yandex.ru

Ашиткова Татьяна Васильевна Ashitkova Tatyana Vasilievna

ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Университета прокуратуры Российской Федерации кандидат юридических наук.

Leading Researcher at the Research Institute of the University of Prosecutor's Office of the Russian Federation, PhD in Law.

E-mail: tvwin86@mail.ru

ЗАЩИТА ПРАВ ИНВАЛИДОВ: СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Protection of rights of persons with disabilities: contents and essential characteristics

В статье анализируется защита прав инвалидов как функция современного социального демократического государства. Авторы отмечают, что содержание и порядок защиты прав инвалидов в наше время значительно трансформировались, инвалид уже не рассматривается обществом как ущербный индивидуум. В соответствии с международными договоренностями государства берут на себя обязательства по разработке и принятию комплекса мер для полноценного включения инвалидов в социум, устранения препятствий для их всестороннего участия во всех сферах современной жизни.

Ключевые слова: инвалид, социально незащищенные граждане, правозащитная деятельность, социальная защита, концепция социальной поддержки.

The protection of the rights of persons with disabilities is a function of the modern social democratic state. The content and order ofprotection of the rights of disabled people in our time has changed significantly. A disabled person is no longer considered by society as a burden and a flawed individual. In accordance with international agreements, States undertake to develop and adopt a set of measures to fully integrate persons with disabilities into society and to remove obstacles to the full participation ofpersons with disabilities in all spheres of modern life.

Keywords: disabled person, socially unprotected citizens, human rights activity, social protection, social support concept.

Защита - необходимая и обязательная часть жизни, предполагающая наличие гарантий безопасности для выживания и поддержания жизни. Защита как физическое явление заложена в самой природе окружающего мира, она порождает у живых существ чувство доверия, надежности и стабильности существования. В природе защиту обеспечивает действие биологических законов.

Социальный индивидуум получает особую дополнительную защиту со стороны государства посредством реализации предоставленных прав и исполнения обязательств,

наложенных как на него самого, так и на уполномоченные органы.

Как правовое явление защита представляет собой предусмотренную законодательством комплексную систему мер, направленных на обеспечение подлинной и свободной реализации субъективных прав, обеспечивающих судебную, законодательную, экономическую и организационную защиту индивидуума, а также самозащиту гражданских прав [1].

Государственная защита предполагает предоставление гарантированной государством безопасности подзащитным лицам от негатив-

ных и неблагоприятных обстоятельств, действий или мероприятий. Эту защиту предоставляют гражданам и иным лицам, находящимся на территории государства, такие структуры, как служба безопасности, полиция, судебная система, прокуратура.

В Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется конституцией, установившей, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» [2]. Общий перечень способов защиты определен в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В способах защиты, по мнению А. Я. Курбатова, реализуется материально-правовое содержание права и под ними понимаются «не запрещенные законом меры (средства), за счет которых производится пресечение правонарушений и устранение их последствий, а также осуществляется воздействие на правонарушителя» [3, с. 12].

Как отмечает М. Ю. Калнина, государственная система защиты прав и свобод человека и гражданина надлежащим образом проявляется в функциональном единстве составляющих ее элементов, главными из которых являются «правозащитные нормы; принципы защиты прав и свобод человека и гражданина; субъекты, осуществляющие правозащитную деятельность; правозащитная деятельность» [4, с. 19-20].

В. В. Росинский выделяет три типа правозащитной деятельности: внутригосударственную, международную, а также самозащиту, объединяющими признаками которых является наличие общей цели - защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционной гарантированности и государственной обусловленности [5, с. 36].

Правозащитная деятельность государства может рассматриваться в широком смысле как законодательная и правоприменительная, специфика которой определена национальными обычаями и традициями, а также социально-экономическим уровнем развития стран.

В узком понимании правозащитная деятельность - это совокупность контрольных механизмов, представленных определенными организационными структурами, специализированных правозащитных институтов и процедур, определяющих методы, порядок рассмотрения, проверки, подготовки предложе-

ний и принятия решений по жалобам, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека, базирующихся на конституционных и отраслевых нормах внутреннего права государства [6, с. 33-34].

Для удовлетворения социальных потребностей на уровне стандартов современного общества формируется система мер социальной защиты правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая государством посредством соответствующих нормативных правовых источников, регламентирующих отдельные аспекты социальной жизни различных категорий граждан.

На практике социальная защита реализуется через специальные структуры по организации труда и занятости, здравоохранения и образования, пенсионного обеспечения, социального обслуживания, предоставления социальных услуг, мер социальной поддержки (пособий, выплат, социальных программ), обеспечивающих достойный материальный и духовный уровень жизни любого члена общества.

Современная система социальной защиты представляет собой механизм предотвращения социальных рисков, актуальный и адекватный в условиях рыночной экономики. Социальная защита является частью правозащитной деятельности государства.

Развитие системы социальной защиты и социального законодательства предопределило формирование социального права, являющегося комплексной отраслью права и представляющей совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической организации и осуществления социальной защиты населения в целях смягчения социальной напряженности в обществе [7, с. 18-19].

Государственная социальная защита предоставляется лицам, которые в силу объективных факторов (состояния здоровья, возраста, тяжелых жизненных обстоятельств и пр.) не могут позаботиться о себе надлежащим образом. К таким получателям социальной поддержки относятся инвалиды, дети-инвалиды, многодетные, безработные, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, боевых действий и другие.

Наличие института социальной защиты особенно актуально для такой категории гра-

ждан, как инвалиды, нуждающихся в особом протекционизме со стороны государства и общества. Инвалиды - одна из наиболее социально уязвимых категорий населения и самое многочисленное «меньшинство» в обществе, поскольку проблемы со здоровьем негативно влияют на качество их жизни и снижают возможности адаптации.

Понятие социальной защиты инвалидов закреплено законодательно и представляет собой систему «гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества» [8].

Физиологические нарушения инвалидов требуют особых медицинских и реабилитационных мероприятий, а также применения комплекса государственных и общественных мер по организации специального профессионального образования и особых мер трудоустройства, выплат пенсий, пособий, компенсаций и гарантированности получения льгот, а также реальной доступности объектов социальной инфраструктуры [9].

Построение сложной и ресурсоемкой системы государственной поддержки и защиты требует от законодателя четкого определения круга лиц и их статусных признаков для включения в число объектов, которые будут охвачены этой системой.

Однако такой основополагающий для всех государств-участников международный документ, как Конвенция о правах инвалидов 2006 года, не содержит определения понятия «инвалиды» и «инвалидность». В Преамбуле и ст. 1 Конвенции лишь названы признаки инвалидов и инвалидности: «"инвалидность" -эволюционирующее понятие, которое является результатом взаимодействия, происходящего между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Инвалиды именуются лицами с ограниченными возможностями» [10, с. 45-67].

Конвенция с современных гуманитарных позиций подошла к рассмотрению понятия «инвалидность» и не обозначает ее как дефект

личности. Государствам-участникам предписано на национальном уровне предпринимать меры, обеспечивающие возможность инвалидам участвовать во всех сферах социальной жизни. Международное право акцентирует внимание на социальных аспектах инвалидности, а не медицинских.

В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается определение понятия «инвалид», под которым понимается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и обуславливающими необходимость его социальной защиты [8], и, таким образом, однозначно определяется обязанность государства и общества в проведении комплекса мероприятий по защите инвалидов.

В то же время анализ приведенного термина позволяет заметить, что российский законодатель исходит из медицинских критериев и, подчеркивая необходимость защиты инвалидов со стороны государства и общества, упускает социальные аспекты обеспечения их полноценной жизнедеятельности. По сути, это определение указывает на ущербность правового положения данной группы лиц по сравнению с другими членами общества в силу особенностей их здоровья и ограничивает понятие инвалидности. Тогда как в современном обществе главная забота государства и общества должна заключаться не столько в проявлении жалости и сострадании по отношению к инвалидам, сколько в создании условий для их нормального включения в жизнь общества, сведении к минимуму возможных препятствий для реализации ими своих прав.

Российское определение понятия «инвалид» не соответствует используемому в ратифицированной в 2012 году Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, где к ним относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые могут мешать их полному и эффективному участию в социальной жизни [10], в связи с чем представляется необходимым привести указанное понятие в отечественном законодательстве в соответствие с международными нормами.

В мире накоплен многообразный опыт социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, современная политика по защите инвалидов характеризуется разносторонностью, комплексностью, высоким уровнем гуманизма.

История социальных решений проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, начав с признания инвалидов неполноценными членами общества, современная идеология основывается на концепции возможности и необходимости интеграции лиц с физическими недостатками во все общественные структуры. Долгие годы такие социальные факторы, как невежество, пренебрежение, предрассудки, страх, являлись препятствием для включения инвалидов в нормальную жизнь общества и вели к их социальной изоляции.

В последние десятилетия политика в отношении инвалидов изменилась от установки на необходимость и достаточность обычного ухода за ними в соответствующих учреждениях до признания важности реабилитации и абилита-ции. Главной целью стало создание данной категории лиц равных возможностей для полноценной реализации прав на уровне общепризнанных принципов и норм международного права [8]. Инвалиды, благодаря открывшемуся доступу к образованию и реабилитации, стали активно выступать за дальнейшее развитие социальной политики в их отношении. Выросло понимание потенциальных возможностей инвалидов, созданы многочисленные международные и национальные организации инвалидов, сформировалось общественное мнение о необходимости и возможности их интеграции в нормальную жизнь общества.

Новое понимание инвалида и инвалидности предполагает не только взгляд на проблему со стороны, но и учитывает личное отношение к этому состоянию самого инвалида. Участие в решении проблемы инвалидности человека с ограниченными возможностями является исключительно важным для развития гуманитарного и социального знания. Данное отношение необходимо для переоценки и реконструкции общего понимания социальных и культурных категорий идентичности, наконец, для создания полной картины того, что же значит быть человеком [20].

Большую роль для выработки новой концепции понимания инвалидности сыграла дея-

тельность ООН и других международных организаций. 20 декабря 1993 года на сорок восьмой сессии ООН были приняты Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (далее - Стандартные правила), которые предполагают взятие государствами серьезных моральных и политических обязательств по обеспечению равенства возможностей для данной категории лиц. Несомненной заслугой Стандартных правил явилась разработка таких фундаментальных понятий, как «инвалидность», «нетрудоспособность», «реабилитация», «предупреждение инвалидности», при определении которых акцент смещен с медицинских аспектов на социальные, то есть на важность обеспечения участия инвалидов в жизни общества наравне с другими его членами. Современная задача национальных государств заключается в максимально возможном устранении препятствий для вовлечения инвалидов в социальную жизнь, создании условий для реализации ими прав человека без какой-либо дискриминации наравне с другими членами общества [11].

Большое значение имело определение в Стандартных правилах понятия «обеспечение равных возможностей», означающее процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды оказываются доступными всем, особенно инвалидам [12].

В любой стране независимо от социально-политического устройства и политического режима права инвалидов соблюдаются в последнюю очередь. Инвалиды как категория граждан лишена обычных человеческих возможностей, что умаляет их независимость в обществе, а конкретная реализация законных прав и интересов не имеет устойчивых основ и, как правило, непосредственно связана с великодушием и милосердием окружающих. Это нарушает права 650 млн человек, приводит их к дополнительным страданиями, с чем нельзя мириться в современном обществе [13]. Поэтому принятие Конвенции о защите прав инвалидов в 2006 году, изменившей само понимание проблемы инвалидности и подходы к ее решению, является знаковым событием для инвалидов всего мира.

В России после ратификации Конвенции о правах инвалидов стало уделяться пристальное внимание защите прав данной категории лиц, поставлена задача и принимаются разно-

сторонние меры по формированию для них доступной среды, приобщения к обычной трудовой, семейной и общественной жизни.

Инвалиды наравне со всеми гражданами нашей страны наделены Конституцией Российской Федерации основополагающими правами, наиболее актуальными из которых являются: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы; право на отдых (ст. 37); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на жилище (ст. 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на образование (ст. 43), право на культуру (ст. 44). Закрепление в Конституции РФ гарантий социального обеспечения соответствует положениям международных правовых актов.

Вместе с тем приходится констатировать, что в современном российском обществе отсутствует системный подход к защите социально уязвимых категорий граждан, особенно в ней нуждающихся [14].

Полагаем, назрела необходимость разработки концепции социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан, которая способствовала бы установлению взаимосвязанного комплекса мер и форм ее предоставления, определения конкретных групп получателей и, в конечном итоге, принятию пакета законодательных актов, направленных на реализацию данной концепции [15, с. 19].

Главным условием разработки такой концепции является определение целей государственной (муниципальной) поддержки граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. К ним можно отнести предотвращение социальных конфликтов, подрывающих основы национальной безопасности; приоритетность охраны материнства и детства, целостности семьи, реализации прав инвалидов; доступность для всех слоев населения важнейших социальных благ (продуктов питания, лекарственных средств и пр.); предоставление качественного здравоохранения и образования, коммунальных услуг, разумное соотношение платных и бесплатных услуг в данных областях [16, с. 14].

Следует также определить понятие и очертить круг лиц, нуждающихся в такой социальной защите, поскольку именно они станут основными потребителями услуг социальной поддержки и выступят непосредственными объектами государственного целевого воздействия.

Ключевым фактором, определяющим включение той или иной группы в круг лиц, нуждающихся в социальной защите, станет такой показатель, как низкий уровень доходов, возникающий по определенным причинам, среди которых можно назвать малолетний или преклонный возраст; ненадлежащее состояние здоровья; особенности состава семьи (многодетность или, наоборот, одиночество пожилых или больных граждан); низкий уровень дохода [17, с. 55]; труднодоступные места проживания или удаленные от центра, что делает невозможным полноценную реализацию конституционных прав.

Перечисленные факторы не дают человеку возможности обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни с учетом сложившихся в современном обществе общепринятых стандартов. Доходы таких лиц ниже прожиточного минимума, качество жизни низкое, поэтому возникает необходимость в защите со стороны государства.

К числу таких лиц можно отнести и инвалидов, доходы которых, как правило, сводятся к размеру ежемесячного пенсионного обеспечения, обладающих плохим состоянием здоровья, в силу чего зависящих от помощи других людей либо государства.

Современный этап развития института защиты прав инвалидов характеризуется увеличением многообразия форм и методов этой деятельности. Существенную роль в защите лиц данной категории играют общественные объединения инвалидов, имеющие в России и в мире многолетнюю историю и достаточно развитую правовую базу. Право граждан на объединения для осуществления деятельности в различных сферах является одним из основных и неотъемлемым элементом гражданской правосубъектности.

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов государство поддерживает их объединения. Государствам рекомендовано на национальном уровне признать право объединений инвалидов представлять их интересы во всех

сферах государственной и общественной жизни, а также осуществлять консультативную роль при принятии решений по вопросам, касающимся прав инвалидов [12]. Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов данной категории лиц, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов.

Организации инвалидов, объединяя представителей наименее социально защищенной категории граждан, в своей деятельности непосредственно руководствуются их жизненными приоритетами и интересами, благодаря чему нацелены на решение их жизненно важных проблем и являются наиболее соответствующими для взаимодействия с другими институтами общества.

В общем социальном процессе решения проблем инвалидов такие организации выполняют специфические функции посредством реализации присущих только им полномочий и методов. Государственные структуры, как правило, не в состоянии так оперативно, адекватно и гибко отреагировать на насущные потребности инвалидов, что делает социальное партнерство государства и организаций инвалидов эффективным средством решения проблем людей с ограниченными возможностями.

Вполне справедливым видится предложение законодательно закрепить обязанность привлечения представителей организаций и объединений инвалидов для подготовки и принятия нормативных правовых актов как органов исполнительной, так и представительной власти [18, с. 57-59].

Литература

1. Большой юридический словарь. URL: http://slovari.bibliofond.ru/ jurisprudence_word/ защита/.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_28399/.

3. Курбатов А. Я. Защита прав и законных интересов предпринимателей в публичных отношениях: порядок реализации и проблемы правоприменения // Хозяйство и право. 2009. № 1.

Мировая практика объединений инвалидов позволяет выделить наиболее эффективные организации, занимающиеся вопросами распространения идеологии и внедрения практики независимой и автономной жизни для инвалидов. Такие организации носят название центров независимой жизни (далее - ЦНЖ) и начали появляться в России. ЦНЖ - это новая комплексная инновационная форма системы социальных служб, целью деятельности которых является создание для людей с ограниченными возможностями режима равных возможностей. ЦНЖ активно подключают и самих инвалидов к поиску и привлечению личных и общественных ресурсов, тем самым помогая им приобрести возможность управлять своей жизнью.

Государство обратило внимание на вопросы инвалидов и работу их общественных организаций в 2008 году, когда при Президенте Российской Федерации был образован Совет по делам инвалидов [19]. В настоящее время на смену данному органу пришла образованная Указом Президента от 21.08.2012 № 1201 Комиссия по делам инвалидов, имеющая статус совещательного органа при главе государства в целях содействия реализации его полномочий по обеспечению взаимодействия при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Российской Федерации. Одна из задач, решение которой возложено на Комиссию, - подготовка предложений по выработке основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере установления мер государственной поддержки инвалидов.

Bibliography

1. Large legal dictionary. URL: http:// slovari.bibliofond.ru/jurisprudence_word/ защита/.

2. The Constitution of Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993). URL: http:/ /www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 28399/.

3. Kurbatov A. Ya. Protection of the rights and legitimate interests of entrepreneurs in public relations: the order of implementation and enforcement problems // Economy and law. 2009. №. 1.

4. Kalnina M. Yu. Human rights activities in the subjects of the Russian Federation: basic forms

4. Калнина М. Ю. Правозащитная деятельность в субъектах Российской Федерации: основные формы и методы // История государства и права. 2008. № 21.

5. Росинский В. В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации. М., 2010.

6. Чуксина В. В. Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6.

7. Федянина М. М. Проблемы социальной защиты населения в социальной политике современного российского государства: политико-правовой и организационные аспекты. М., 2003.

8. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559/.

9. Больницкая А. Н. Инвалиды и общество. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 4. URL: https://wciom.ru/fileadmin/iile/monitoring/ 2014/122/2014_122_8_B0LMTSKAYA%20 Aytalina%20Nikolaevna.pdf.

10. Конвенция о правах инвалидов // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7.

11. Мачульская Е. Е. Концепция инвалидности в международных и российских нормативных актах // Социальное и пенсионное право. 2015. № 4.

12. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН 20.12.1993. URL: http: //consultant.ru.

1 3. От социальной изоляции к равенству. Осуществление прав инвалидов. Руководство для парламентариев // Международная конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней. 2007. № 14.

14. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на заседании президиума Госсовета по социально-экономической ситуации в регионах от 24.02.2015. URL: http:// kremlin.ru/transcripts/47733/.

15. Игонина Н. А. Механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в социальном государстве в периоды кризисных явлений в экономике // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 2.

and methods // History of state and law. 2008. №. 21.

5. Rosinskyi V. V. Constitutional bases of human rights activity of Prosecutor's office of the Russian Federation. Moscow, 2010.

6. Chuksina V. V. Non-Judicial protection of human rights in the system of national human rights activities of the Russian Federation and foreign states // Constitutional and municipal law. 2006. № 6.

7. Fedyanina M. M. Problems of social protection of the population in the social policy of the modern Russian state: political and legal and organizational aspects. Moscow, 2003.

8. Federal law from 24.11.1995 № 181-FZ «On social protection of disabled persons in the Russian Federation». URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/.

9. Bolnitskaya A. N. Persons with disabilities and society // Public opinion monitoring: economic and social changes. 2014. № 4.

10. Convention on the rights of persons with disabilities // Bulletin of international treaties. 2013. № 7.

11. Machulskaya E. E. The concept of disability in international and Russian normative acts // Social and pension law. 2015. № 4.

12. Standard rules on the equalization of opportunities for persons with disabilities. Adopted by General Assembly resolution 48/96 of the UN 20.12.1993. URL: http: //consultant.ru.

13. From social exclusion to equality. Implementation of the rights of persons with disabilities. Guide for parliamentarians // International convention on the rights of persons with disabilities and its optional protocol. 2007. № 14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Speech by Russian President Vladimir Putin at a meeting of the presidium of the state Council on the socio-economic situation in the regions of 24.02.2015. URL: http://kremlin.ru/tran-scripts/47733/.

15. Igonina N. A. Mechanisms to ensure the rights and freedoms of man and citizen in the welfare state in periods of crisis phenomena in the economy // Gaps in Russian legislation. 2015. № 2.

16. Nikishina E. S. State support of unprotected segments of the population in the conditions of formation of the social state: the author. dis. ... PhD in Sociology. Moscow, 2012.

17. Igonina N. A. Defense attorney rights of persons with disabilities outside the criminal justice sphere // The lawyer. 2017. № 1.

16. Никишина Е. С. Государственная поддержка незащищенных слоев населения в условиях становления социального государства: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2012.

17. Игонина Н. А. Защита прокурором прав инвалидов вне уголовно-правовой сферы // Адвокат. 2017. № 1.

18. Синельщикова Е. Ю. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Российская юстиция. 2015. № 3.

19. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.2008 № 1792 «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов». URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_82727/.

20. Linton S. Claiming disability: knowledge and identity. N. Y., 1998.

18. Sinelshchikova E. Yu. Modern aspects of legal regulation in the sphere of social protection of invalids in the Russian Federation // Russian justice. 2015. № 3.

19. The decree of the President of the Russian Federation dated 17.12.2008 № 1792 «About Council at the President of the Russian Federation for affairs of persons with disabilities». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82727/.

20. Linton S. Claiming disability: knowledge and identity. N. Y., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.