The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (1)
20_DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-20-22
Health and society
© Коллектив авторов, 2017 УДК 616-036.86:364.65]:34
Медведева О.В., Афонина Н.А., Драенкова Ф.Р.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ
ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова», 390026, г. Рязань
Статья посвящена изучению нормативно-правовых документов и основных законов, которые имеют отношение к социальной защите инвалидов трудоспособного возраста, а также к формированию государственной политики в отношении данной категории населения. Цель данного исследования — анализ основных нормативно-правовых документов в сфере изучения социальной защиты инвалидов трудоспособного возраста применительно к опыту Рязанской области. Актуальность темы определяется наличием проблемы социально-правовой защиты инвалидов, которая остается одной из самых сложных, требующих от общества не только понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур. Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что региональное законодательство в совокупности с нормами федерального законодательства содержит положения, отражающие основополагающие принципы и нормы Конвенции о правах инвалидов. При применении действующего законодательства и в процессе законодательной деятельности государственные и общественные институты Рязанской области стремятся к возможно более широкой реализации прав инвалидов и обеспечению им доступа к социальной, политической, гражданской, культурной и иной интеграции в общество.
Ключевые слова: социальная защита инвалида; инвалидность; социальная политика. Для цитирования: Медведева О.В., Афонина Н.А., Драенкова Ф.Р. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты инвалидов трудоспособного возраста. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25(1): 20—22. DOI 10.18821/0869-866X-2017-25-1-20-22
Для корреспонденции: Медведева Ольга Васильевна, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, организации сестринского дела с курсом социальной гигиены и организации здравоохранения, E-mail: [email protected]
Medvedeva O. V, Afonina N.A., Draienkova F.R
the normative legal regulation of social protection of disabled persons of able-bodied age
The I.P. Pavlov Ryzanskii' state medical university, 390026 Ryazan, Russia The article presents results of analysis of normative legal documents and basic laws relating to social protection of the disabled of able-bodied age and also to development ofpublic policy concerning the given category ofpopulation. The purpose of actual study is to analyze main normative legal documents in the field of investigation of social protection of the disabled of able-bodied age as applied to experience of the Riazanskaia oblast. The actuality of study is determined by problem of social legal defense of the disabled as one of the most complicated and requiring from society both understanding and participation in this process of many specialized institutions and structures. The analysis of study results permits to conclude that the regional legislation шт its total with standards of the Federal legislation contains regulations reflecting fundamental principles and norms of the Convention of the rights of the disabled. On application of currently in force legislation and in the process of legislative activity the state and public institutions of the Riazanskaia oblast seek the possibly most broad implementation of the rights of the disabled and securing access to social, political, civil, cultural and other integration into society.
Keywords: the disabled; social protection; disability; social policy
For citation: Medvedeva O.V., Afonina N.A., Draienkova F.R. The normative legal regulation of social protection of disabled persons of able-bodied age. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2017; 25 (1): 20—22. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2017-25-1-20-22
For correspondence: Medvedeva O.V., doctor of medical sciences, professor, head of the chair of public health and health care, organization of nurse business with the course of social hygiene and health care organization. e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.
Received 27.10.2016 Accepted 24.11.2016
В России приняты и соблюдаются принципы концепции инвалидности, которая существует во всех цивилизованных странах и основаны на высокогуманном отношении общества к инвалидам. Законодательно на федеральном и региональном уровнях определены различные формы социального обеспечения инвалидов.
Информация о предусмотренных правах и обязанностях инвалидов позволяет сглаживать бремя заболевания, возложенное на плечи родственников. Поэтому очень важна социальная защищенность этой категории населения.
Социальная защита инвалидов — это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества [1, 2].
Материалы и методы
Целью исследования стало изучение основных нормативно-правовых документов, которые касаются изучения социальной защиты инвалидов тру-
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (1)
РР! http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-20-22_21
Здоровье и общество
доспособного возраста применительно к опыту Рязанской области, а также к формированию государственной политики в отношении к данной категории населения.
Результаты исследования
В ходе анализа удалось установить наличие достаточной правовой базы, касающейся социальной защиты инвалидов трудоспособного возраста в Рязанской области.
Решение проблемы социально-правовой защиты инвалидов требует участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур. Социальная защита включает не только вопросы лечения и улучшения состояния здоровья, но и достижения человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе [2, 3].
Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов, выработанные мировым со-о6ществом, могут быть представлены следующим образом:
— государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решает вопросы, связанные с последствиями инвалидности;
— государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового с другими гражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни;
— инвалиды имеют право жить в социуме, для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (самообеспечение, самодостаточность в повседневной жизни, безбарьерная среда);
— за инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества [4].
Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационных средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.
Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.
Законы и иные правовые акты субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ регулируют правовые отношения, не урегулированные федеральным законом [4].
Обсуждение
В связи с наличием в нормативных правовых актах принятых на федеральном уровне норм, отражающих положения Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.2006 № 61/106, их принятие на регио-
нальном уровне не требуется.
Участие органов государственной власти субъектов РФ в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов регламентировано Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015), которым закреплено право названных государственных органов на предоставление дополнительных мер социальной поддержки за счет средств субъекта РФ.
В соответствии с имеющимися полномочиями, в том числе переданными РФ органам государственной власти субъектов РФ, на территории Рязанской области правоотношения в сфере обеспечения и защиты прав инвалидов урегулированы следующими нормативно-правовыми документами:
— Законом Рязанской области от 20.12.2005 г. № 142-ОЗ «О социальном обслуживании населения Рязанской области», в котором право на социальное обслуживание одновременно с другими категориями граждан предоставлено также инвалидам, что обеспечивает возможность получения различных социальных услуг и помощи, отражены положения Конвенции о равенстве и недискриминации, доступности, самостоятельном образе жизни инвалидов (статьи 5, 9,19 Конвенции ООН о правах инвалидов);
— постановлением Правительства Рязанской области от 06.05.2005 «Об утверждении списка и порядка выдачи средств, необходимых для социальной адаптации инвалидов», регулирующим правоотношения в сфере государственной поддержки, социальной адаптации инвалидов, отражающим предоставление реабилитационных мероприятий (статья Конвенции ООН о правах инвалидов);
— Законом Рязанской области от 24.04.2008 № 49-ОЗ «О лекарственном обеспечении населения Рязанской области», в соответствии с которым право на бесплатное получение лекарственных средств по рецепту врача на территории Рязанской области предоставлено инвалидам Великой Отечественной войны, а также иным гражданам, страдающим определенными заболеваниями, которые, как правило, влекут инвалидность; таким образом, оказывается социальная поддержка граждан-инвалидов и поддержание необходимого уровня жизни (ст. 28 Конвенции ООН о правах инвалидов);
— постановлением Правительства Рязанской области от 31.12.2009 № «Об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, услугами, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», которым утверждены порядки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета, т. е. предусмотрены меры, направленные на обеспечение инвалидам доступности реабилитации и индивидуальной мобильности, обеспече-
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (1)
22_DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-20-22
Health and society
ние эффективного существования наравне с другими гражданами (статьи 9, 10, 20, 26 Конвенции ООН о правах инвалидов);
— постановлением Правительства Рязанской области от 30.10.2013 № «Об утверждении государственной программы Рязанской области «Социальная защита и поддержка населения на 2014—2020 годы»» предусмотрены мероприятия по созданию доступной среды и повышению доступности и качества реабилитационных мероприятий для инвалидов, совершенствование организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов (статьи 9, 20 Конвенции ООН о правах инвалидов).
Положения иных нормативных правовых актов Рязанской области, устанавливающих меры социальной поддержки или порядок их предоставления, не содержат ограничений или препятствий осуществления инвалидами реализации их прав и возможностей наравне с гражданами, не имеющими расстройств здоровья и стойких расстройств функций организма [2, 5].
Заключение
На основании изученных материалов можно сделать вывод, что региональное законодательство в совокупности с нормами федерального законодательства содержит положения, отражающие основополагающие принципы и нормы Конвенции о правах инвалидов. При применении действующего законодательства и в процессе законодательной деятельности Рязанская область стремится к возможно более широкой реализации прав инвалидов и обеспечению их доступа к социальной, политической, гражданской, культурной и иной интеграции в общество.
При реализации полномочий в сфере социальной защиты населения и в дальнейшем Рязанская область будет руководствоваться положениями назван-
ной Конвенции и стремиться к более широкому их отражению в региональном законодательстве.
Исследование не имело спонсорской поддержки. Не было конфликтов интересов авторов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриева Л.В. Развитие социально-психологической помощи для инвалидов допенсионного возраста с нетяжелой формой психического заболевания (социальный проект). Социальное обслуживание. 2009; (1): 54—8.
2. Панов А.М. Социальная поддержка инвалидов в Российской Федерации: современное состояние, проблемы, перспективы. Отечественный журнал социальной работы. 2007; (3): 44—58.
3. Пачгин И.В., Кича Д.И. Методологические и организационные основы развития здравоохранения как приоритетной подсистемы социально-экономической сферы региона. Российский медико-биологический вестник имени академикаИ.П. Павлова. 2015; (3): 76—81.
4. Петров В. Социальная среда интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика и социология. 2009; (2): 50—4.
5. Трифонова Н.Ю. Социально-гигиенические аспекты инвалидности взрослого населения и пути совершенствования мер реабилитации инвалидов. Проблемы управления здравоохранением. 2008; (2): 34—8.
Поступила 27.10.2016 Принята в печать 24.11.2016
REFERENCES
1. Dmitrieva L.V. Development of social and psychological assistance for disabled dopensionnogo age with mild form of mental illness (social project). Sotsial'noe obsluzhivanie. 2009; (1): 54—8. (in Russian)
2. Panov A.M. Methodological and organizational bases of development of public health as a priority subsystem socio-economic sphere of the region. Otechestvennyy zhurnal sotsial'noy raboty. 2007; (3): 44— 58. (in Russian)
3. Pachgin I.V., Kicha D.I. Social support for the disabled in the Russian Federation: Current State, Problems and Prospects. Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik imeni akademika I.P. Pavlova. 2015; (3): 76—81. (in Russian)
4. Petrov V. The social environment is the integration of people with disabilities. Sotsial'nayapolitika i sotsiologiya. 2009; (2): 50—4. (in Russian)
5. Trifonova N.Yu. Socially-hygienic aspects of adult disability population and ways to improve the rehabilitation of disabled people measures. Problemy upravleniya zdravoohraneniem. 2008; (2): 34— 8. (in Russian)