УДК 616-053.03:314.44:314.93:311:42
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБЩЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ НА ФОНЕ ПОСТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РФ
О.Н. Владимирова1, А.С. Башкирева2'3, М.В. Коробов1, О.В. Ломоносова4, О.В. Хорькова1
1ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, Санкт-Петербург, Россия
2 Комитет по здравоохранению Ленинградской области, Санкт-Петербург, Россия
3 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградская областная клиническая больница, Санкт-Петербург, Россия
4 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу» Минтруда России, Санкт-Петербург, Россия
Цель исследования. Оценить основные эпидемиологические показатели общей инвалидности в РФ как медико-социального индикатора здоровья населения. Материал и методы. На основе материалов федерального государственного статистического наблюдения поведен сравнительный анализ показателей общей инвалидности за 2010—2016 гг. на фоне демографического развития в Российской Федерации.
Результаты. Представленные данные свидетельствуют об уменьшении численности и уровня общей инвалидности при росте численности населения старше трудоспособного возраста и снижении числа лиц трудоспособного возраста. Заключение. Необходима интеграция политики в отношении старшего поколения и социальной политики в отношении инвалидов: целесообразно внести коррективы в общенациональные стратегии и программы, предусматривающие обязанности органов власти по защите и поощрению прав инвалидов, предполагающие развитие профилактического, реабилитационного и медико-социального направлений в интересах граждан старшего поколения.
Ключевые слова: социальная геронтология, постарение населения, инвалидность, медико-социальные индикаторы, лица трудоспособного возраста, лица старше трудоспособного возраста
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов
CURRENT TRENDS OF TOTAL DISABILITY ON THE BACKGROUND OF THE DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT OF RUSSIA
O.N. Vladimirova1, A.S. Bashkireva2,3, M.V. Korobov1, O.V. Lomonosova4, O.V. Khorkova1
1 The Federal State Budgetary Institution «Saint-Petersburg Postgraduate Institute
of Medical experts» of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation,
Moscow, Russia
2
Health Committee of the Leningrad Region, Saint Petersburg, Russia
State Budget Health Organization «Leningrad Regional Hospital», Saint -Petersburg, Russia
4 Main bureau of medical and social expertise in St. Petersburg of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russia
Objective. To assess the basic epidemiological indicators of general disability in the Russian Federation as a medical and social indicator of public health.
Material and methods. According to the State Statistics a comparative analysis of total disability in the Russian Federation in 2010—2016 years was conducted, taking into account the performance of the working-age and over working-age population. Results. Reported data indicate a decrease in the number and level of total disability background population older than working age of growth and decline of population of working age.
Conclusion. The necessity of integration policy towards the older generation and social policy in respect of disabled persons is shown: it is advisable to make adjustments to the national strategies and programs involving the duties of authorities to protect and promote the rights of disabled people, the development of preventive, rehabilitation and medical and social trends in the interests of senior citizens is involved.
Key words: social gerontology, aging of the population, disability, medical and social indicators, persons of working age, persons over working age
В современном мире инвалидность — сложный феномен, отражающий взаимодействие между человеком с определенным состоянием здоровья и обществом, в котором этот человек живет [1,2]. Показатели инвалидности являются медико-социальным индикатором здоровья населения, характеризуют уровень социально-экономического развития общества, эффективность проводимых профилактических мероприятий и т.д. В современной России происходит совершенствование государственной политики как в интересах граждан старшего поколения, так и в сфере социальной защиты инвалидов разных возрастов [3,4-9]. Разработаны Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г. и План мероприятий на 2016—2020 гг. по реализации первого ее этапа [9,10]. На решение национальных задач в сфере социальной защиты инвалидов путем создания доступной среды, развития системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в 2011—2020 гг. выделено бюджетных ассигнований федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов около 424 млрд руб. [79].
Цель исследования — оценка основных эпидемиологических показателей общей инвалидности как медико-социального индикатора здоровья населения для внесения предложений по совершенствованию государственной политики в отношении лиц трудоспособного (ЛТВ) и лиц старше трудоспособного возраста (ЛСТВ), в том числе инвалидов.
Authors declare lack of the possible conflicts of interests.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
По данным официальной статистики, проанализированы показатели численности, уровня и структуры общей инвалидности в РФ, в том числе ЛТВ и ЛСТВ, действующие российские и международные документы. Для расчетов использованы статистические сведения Росстата, Министерства труда и социальной защиты РФ и Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты проведенных исследований показали, что общее число инвалидов в РФ сократилось с 13 134 тыс. человек в 2010 г. до 12 751 тыс. человек в 2016 г. (табл. 1). В общую численность инвалидов включены лица, состоявшие на учете и получавшие пенсию в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы исполнения наказаний Минюста России и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. С 2015 г. сведения, представленные в табл. 1, проанализированы с учетом численности инвалидов по Крымскому федеральному округу.
Удельный вес инвалидов среди населения в РФ уменьшился за 2010-2015 гг. с 9,2 до 8,8%. Удельный вес инвалидов среди пенсионеров, состоявших на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, составил в среднем за
ф /ровень )бщей инвалидности
к
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Годы
Рис. 1. Динамика уровня общей инвалидности населения в РФ на 2010—2016 гг. (по данным Росстата).
исследуемый период 31,7 ± 0,4%, с уменьшением в динамике с 33,1 до 30,3% соответственно.
Анализ численности инвалидов в РФ за 2010—2016 гг., получавших пенсии, показал ежегодное снижение показателя, начиная с 2012 г. ^ < 0,05). Наибольший темп снижения наблюдался в 2014 и 2016 гг.: 1,0 и 1,3% соответственно. В целом за 7 лет снижение общего числа инвалидов в РФ составило 2,9%. Уровень общей инвалидности также уменьшился с 92,5 на 1000 человек в 2011 г. до 87,0 в 2016 г. соответственно (рис. 1).
Таким образом, зарегистрировано снижение уровня общей инвалидности на фоне увеличения численности населения страны. Изучение динамики медико-демографических показателей в РФ за 12 лет (2004—2015 гг.) выявило увеличение численности россиян на 2136 тыс. человек. В динамике численности зафиксировано два периода: с 2004 по 2008 г. — снижение численности с 144,1 до 142,7 млн человек соответственно и период постепенного увеличения числа россиян с 142,7 млн человек в 2009 г. до 146,3 млн человек в 2015 г. При этом численность ЛТВ уменьшилась на 4437 тыс. человек, а ЛСТВ — возросла на
5817 тыс. человек. Иными словами, число ЛСТВ из года в год возрастало (табл. 2). Наибольший темп прироста наблюдался в 2010 и 2015 гг., когда он достиг 4,1 и 3,8% соответственно. В целом за 12 лет число ЛСТВ увеличилось на 19,8%. При этом численность ЛТВ с каждым годом снижалась. Исключение составили 2005, 2006 и 2015 гг., когда темп прироста колебался от 0,1 до 0,3%. Максимальный темп снижения анализируемого показателя наблюдался в 2010 г. и составил 1,5%. В целом за 12 лет снижение численности населения трудоспособного возраста РФ составило 4,9%.
В Российской Федерации процессы старения населения происходят на фоне относительно низкой продолжительности жизни граждан и сохраняющейся высокой смертности трудоспособного населения, причем каждый 4-й в возрасте старше трудоспособного. Сохраняется гендерная диспропорция в численности населения старше трудоспособного возраста: на начало 2015 г. на 1000 мужчин в возрасте 60 лет и старше приходилось 1854 женщины. Наблюдается относительный рост продолжительности жизни населения — с 67,61 г. в 2007 г. до 70,93 г. в 2014 г. [10].
Снижение показателей общей инвалидности, в первую очередь, связано с устойчивым уменьшением числа граждан, впервые признанных инвалидами в учреждениях медико-социальной экспертизы (МСЭ), начиная с 2006 г. Так, в 2005 г. в учреждения МСЭ было направлено 1799 тыс. граждан, которым установлена инвалидность впервые, а в 2015 г. в 2,6 раза меньше — лишь 695 тыс. человек. Среди впервые направленных и признанных инвалидами зарегистрировано ЛСТВ в 1,3 раза больше, чем ЛТВ ^ < 0,05).
Таблица 1
Показатели общей численности и удельного веса инвалидов в РФ (по данным Росстата за 2010—2016 гг.)
Показатель Годы
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Общее число инвалидов, тыс. человек 13 134 13 209 13 189 13 082 12 946 12 924 12 751
Численность населения РФ, тыс. чел. 142 857 142 865 143 056 143 347 143 667 146 267 -
Удельный вес инвалидов среди населения, % 9,2 9,2 9,2 9,1 9,0 8,8 -
Численность лиц, получающих пенсии в РФ, тыс. чел. 39706 40162 40573 41019 41456 42729 -
Удельный вес инвалидов среди лиц, получающих пен- 33,1 32,9 32,2 31,9 31,2 30,3 -
сии в РФ, %
Анализ структуры инвалидности в 2016 г. выявил следующие особенности: среди всех инвалидов, получавших пенсионные выплаты, инвалиды I группы составили 1283 тыс. человек (10,6%), II - 6250 тыс. человек (51,5%), III -4601 тыс. человек (37,9%) соответственно. В среднем с 2010 по 2016 гг. в структуре общей инвалидности преобладали инвалиды II группы — их удельный вес составил 54,54 ± 0,06%; III — 33,36 ± 0,11%; I — 12,09 ± 0,81%.
Изучение динамики анализируемого показателя с 2010 по 2016 гг. выявил снижение как абсолютной численности инвалидов I группы с 1920 тыс. человек в 2010 г. до 1283 тыс. человек в 2016 г., так и их удельного веса — с 15,2 до 10,6%, а также снижение численность инвалидов II группы с 7086 тыс. человек до 6250 тыс. человек (с 56,2 до 51,5%) соответственно. Численность инвалидов III группы возросла за анализируемый период с 3609 до 4601 тыс. человек, удельный вес — с 28,6 до 37,9%.
Анализ показателей общей инвалидности в возрастном аспекте выявил следующие особенности: в РФ на 1 января 2015 г. зарегистрировано 12 066 тыс. взрослых инвалидов (18 лет и старше), из них 31,5% составили ЛТВ с преобладанием в данной возрастной группе лиц молодого возраста 18—30 лет (табл. 3).
Как видно из табл. 3, среди мужчин-инвалидов 52,4% составили ЛСТВ; 47,6% в трудоспособном возрасте, при этом большая часть из них (40,7% всех мужчин-инвалидов) — в возрасте 31—59 лет. В то же время среди женщин-инвалидов ЛСТВ составили 80%, что в 4 раза больше, чем женщин-инвалидов в трудоспособном возрасте ^ < 0,05). Нами зарегистрированы ген-дерные различия в составе общей взрослой инвалидности в РФ на 01.01.2015 г. В частности, мужчин-инвалидов в трудоспособном возрасте больше, чем женщин-инвалидов в 1,7 раза ^ < 0,05). В возрастной группе 18—30 лет — в 1,4 раза ^ < 0,05); с 31—54/59 лет — в 1,7 раза
Таблица 2
Динамика численности лиц трудоспособного и старше трудоспособного возраста в РФ за 2004—2015 гг.
Годы
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009
м м м м м м
М н м н м н м н м н м н
н и н и н и н и н и н и
ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч
Численность, тыс. чел. 89 852 29 346 90 099 29 353 90 157 29 408 90 058 29 732 89 745 30 161 89 342 30 541
Абсолютный прирост, — — +247 +7 +58 +55 —99 +324 —313 +429 —403 +380
тыс. чел.
Темп прироста — — +0,3 +0,02 +0,1 +0,2 —0,1 + 1,1 —0,3 +1,4 —0,4 +1,3
(%, +, -)
Показатель нагляднос- 100,0 — 100,3 — 100,3 — 100,2 — 99,8 — 99,4 —
ти для ЛТВ, %
Показатель нагляднос- — 100,0 — 100,0 — 100,2 — 101,3 — 102,8 — 104,1
ти для ЛСТВ, %
Годы
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015
м м м м ш ш
м н м н м н м н ш н ш н
н и н и н и н и н и н и
ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч
Численность, тыс. чел. 87 983 31 714 87 847 31 809 87 055 32 433 86 137 33 100 85 162 33 788 85 415 35 163
Абсолютный прирост, — 1359 + 1173 — 136 +95 —792 +624 —918 +667 —975 +688 +253 +1375
тыс. чел.
Темп прироста — 1,5 +3,8 —0,2 +0,3 —0,9 +2,0 — 1,1 +2,1 — 1,1 +2,1 +0,3 +4,1
(%, +, -)
Показатель нагляднос- 97,9 — 97,8 — 96,9 — 95,9 — 94,8 — 95,1 —
ти для ЛТВ, %
Показатель нагляднос- — 108,1 — 108,4 — 110,5 — 112,8 — 115,1 — 119,8
ти для ЛСТВ, %
Таблица 3
Показатели общей инвалидности в возрастном и тендерном аспектах в РФ (данные Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 1 января 2015 г.)
Показатель Всего инвалидов В том числе
муж жен
абс. % абс. % абс. %
Общее число инвалидов 18 лет и старше, тыс. чел. 12066 100,0 5021 100,0 7045 100,0
Лица трудоспособного возраста 3801 31,5 2389 47,6 1411 20,0
в том числе:
в возрасте 18-30 лет 587 4,9 345 6,9 242 3,4
мужчины в возрасте 31 —59 лет, женщины в возрасте 31—54 года 3214 2,7 2044 40,7 1169 16,6
Лица старше трудоспособного возраста 8265 68,5 2632 52,4 5634 80,0
^ < 0,05) соответственно. Среди лиц старше трудоспособного возраста женщин-инвалидов было в 2,1 раза больше, чем мужчин-инвалидов ^ < 0,05) (рис. 2).
31,8%
■ мужчины женщины
,9%
68,2%
Рис. 2. Гендерная структура общей инвалидности лиц трудоспособного и старше трудоспособного возраста в РФ в 2015 г.
ВЫВОДЫ
1. Анализ основных медико-демографических показателей за 2010-2016 гг. выявил уменьшение численности и уровня общей инвалидности в РФ на фоне роста численности населения старше трудоспособного возраста и снижения числа лиц трудоспособного возраста. Основной фактор, определяющий уровень общей взрослой инвалидности, - первичная инвалидность. Такое парадоксальное развитие общей инвалидности на фоне постарения населения, возможно, является подтверждением гипотезы «управляемой инвалидности», которая характеризуется значимой ролью нормативно-правовых документов в регулировании процедуры и критериев установления инвалидности, часто приводя к расхождению ожиданий общества в отношении социальной поддержки граждан путем установления инвалидности и возможностей государства.
2. Основными социально-гигиеническими особенностями показателей общей инвалидности
в РФ, характеризующих контингент лиц, получающих пенсии по инвалидности, являются:
- преобладание инвалидов I и II групп в структуре общей инвалидности (с выраженными и значительно выраженными нарушениями функций организма);
- в динамике с 2010 по 2016 г. прослеживается увеличение абсолютной численности и удельного веса инвалидов III группы, а также снижение численности и доли инвалидов I и II групп;
- лица старше трудоспособного возраста составляют преобладающую часть среди инвалидов (68,5% в 2015 г.);
- доминирование в 2,1 раза женщин-инвалидов среди инвалидов старше трудоспособного возраста (соотношение мужчин и женщин 31,8 и 68,2% соответственно);
3. Анализ демографической ситуации показал, что население РФ в последние годы постепенно увеличивалось с 142,7 млн человек в 2009 г. до 146,3 млн человек в 2015 г. Вместе с тем в целом за 12 лет увеличение числа жителей РФ старше трудоспособного возраста было на 19,8%, снижение населения трудоспособного возраста - на 4,9%. Современные медико-демографические тенденции в РФ представляют потенциальную угрозу устойчивому развитию страны и приводят к нехватке трудовых ресурсов, снижению трудовой преемственности поколений, нарастанию проблем в социальном и пенсионном обеспечении в ближайшей перспективе [10]. Увеличение числа пенсионеров приводит к перенапряжению системы социального обеспечения, пенсионной системы и системы здравоохранения и требует серьезной коррекции государственных программ и реформирования геро-нотосоциальной политики в РФ [3,10,11].
4. Складывающаяся социально-демографическая ситуация в РФ ставит новые задачи и цели перед государством и обществом, направленные не только на обеспечение основных потребностей инвалидов, но и учет особенностей граждан старшего поколения, которые формируют большую часть общей и первичной инвалидности. В общенациональные стратегии и программы, предусматривающие обязанности органов власти по защите и поощрению прав инвалидов, необходимо внести коррективы, предполагающие развитие профилактического, реабилитационного и медико-социального направлений в интересах граждан старшего поколения. Для совершенствования организационно-методической деятельности учреждений и организаций, оказывающих услуги инвалидам, в том числе лицам старше трудоспособного возраста, необходимо изучать и внедрять положения Конвенции о правах инвалидов, Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г. [1-3,9].
Необходима дальнейшая работа по уточнению поставленных задач и целевых ориентиров для разных уровней (федерального, регионального, муниципального) реализации социальной политики государства в отношении граждан старшего поколения по профилактическому, реабилитационному и медико-социальному направлениям, расчеты необходимых средств и поиски механизмов финансирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвенция о правах инвалидов: Конвенция от 13.12.2006. Бюллетень международных договоров. 2013; 7.
2. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: 54-й сессия ассамблеи Всемирной организации здравоохранения 22 мая 2001 г. Библиотечная служба ВОЗ. Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Министерства труда и социального развития Российской Федерации; 2003: 228.
3. Башкирева А.С., Шестаков В.П., Свинцов А.А. и др. Законодательное закрепление вопросов социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации (обзор). Успехи геронтологии. 2014; 27(2): 297-301.
4. О приоритетах Правительства Российской Федерации в социальной сфере на среднесрочную перспективу: постановление Совета Федерации от 12.10.2016 г.
№ 455-СФ. Собрание законодательства Российской Федерации, № 45 (ч. II), 07.11.2016, ст. 6207.
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, № 48, 27.11.95, ст. 4563.
6. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, № 52 (ч. I), 30.12.2013, ст. 7007.
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы: постановление Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297. Доступно по: http://www.pravo.gov.ru. Ссылка активна на: 13.01.2018.
8. Об утверждении плана мероприятий на 2016-2020 гг. по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.11.2016 г. № 2539-р. Доступно по: http://www.pravo.gov.ru. Ссылка активна на: 13.01.2018.
9. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 г. № 164-р. Доступно по: http:// www.pravo.gov.ru. Ссылка активна на: 13.01.2018).
10. Башкирева А.С. Инновационные геронтотехнологии в развитии стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ. Вестник Росздравнадзора. 2016.; 4: 19-24.
11. Владимирова О.Н., Корюков А.А., Орешков А.Б., Андриевская А.О. и др. Организация реабилитации и аби-литации инвалидов с последствиями болезней опорно-двигательной системы в Российской Федерации. Гений ортопедии. 2016; 4: 62-66.
Поступила 03.04.2017 Принята к опубликованию 25.04.2017
REFERENCES
1. Convention on the Rights of Persons with Disabilities: Convention of 13.12.2006. Bulletin of international treaties. 2013; 7. (In Russ.).
2. International Classification of Functioning, Disability and Health: 54th Session of the World Health Organization Assembly May 22, 2001 WHO Library Library. St.-Pe-tersburg Institute for Advanced Expert Physicians of the Ministry of Labor and Social Development of the Russian Federation; 2003: 228. (In Russ.).
3. Bashkireva A.S., Shestakov V.P., Svintsov A.A. Etc. Legislative consolidation of issues of social services for elderly people in the Russian Federation (review). Successes of gerontology. 2014; 27(2): 297-301. (In Russ.).
4. On the priorities of the Government of the Russian Federation in the social sphere for the medium term: Decree of the Council of Federation of 12.10.2016 No. 455-SF. Collection of legislation of the Russian Federation, No. 45 (Part II), 07.11.2016, art. 6207. (In Russ.).
5. On the social protection of disabled people in the Russian Federation: Federal Law No. 181-FZ of 24.11.1995. Collection of legislation of the Russian Federation, No. 48, 27.11.95, art. 4563. (In Russ.).
6. On the basis of social services for citizens in the Russian Federation: Federal Law No. 442-FZ of December 28, 2013. Collection of legislation of the Russian Federation, No. 52 (Part I), 30.12.2013, Art. 7007. (In Russ.).
7. On the approval of the state program of the Russian Federation «Affordable Environment» for 2011—2020: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1297 of 01.12.2015. Available at: http://www.pravo.gov.ru. Accessed January 13, 2018). (In Russ.).
8. On the approval of the plan of measures for 2016—2020. On the implementation of the first stage of the Strategy of Action for the benefit of citizens of the older generation until 2025: the order of the Government of the Russian Federation of 29.11.2016 No. 2539-r. Available at: http://www.pravo.gov.ru. Accessed January 13, 2018. (In Russ.).
9. On the approval of the Strategy of Action for the benefit of citizens of the older generation in the Russian Federation until 2025: Order of the Government of the Russian Federation No. 164-r of 05.02.2016. Available at: http://www.pravo.gov.ru. Accessed January 13, 2018. (In Russ.).
10. Bashkireva A.S. Innovative gerontotechnologies in the development of an action strategy in the interests of citizens of the older generation in the Russian Federation. Bulletin of Roszdravnadzor. 2016; 4: 19-24. (In Russ.).
11. Vladimirova O.N., Koryukov A.A., Oreshkov A.B., An-drievskaya A.O. etc. The organization of rehabilitation and habilitation of invalids with the consequences of diseases of the musculoskeletal system in the Russian Federation. The genius of orthopedics. 2016; 4: 62-66. (In Russ.).
Received 03.04.2017 Accepted 25.04.2017
Сведения об авторах
Башкирева Анжелика Сергеевна — д.м.н., член-корреспондент РАЕ, доцент, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ленинградская областная клиническая больница» (ГБУЗ ЛОКБ), заместитель главного врача по геронтологии и гериатрии; Комитет по здравоохранению Ленинградской области, главный внештатный специалист по геронтологии и гериатрии; Национальный секретарь РФ в Международной комиссии по медицине труда. Тел.: (812) 542-14-45; (812) 542-07-95. E-mail: angel_darina@mail.ru
Владимирова Оксана Николаевна — к.м.н., ученый секретарь, доцент кафедры организации здравоохранения, медико-социальной экспертизы и реабилитации ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Тел.: (812) 542-14-45; (812) 542-07-95. E-mail: vladox1204@yandex.ru
Коробов Михаил Васильевич — д.м.н., профессор, заведующий кафедрой организации здравоохранения, медико-социальной экспертизы и реабилитации ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Тел.: (812) 542-14-45. E-mail: spbipde@mail.ru.
Ломоносова Оксана Владимировна — заместитель главного эксперта ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Тел.: (812) 542-07-95. E-mail: spbipde@mail.ru.
Хорькова Оксана Владимировна — старший преподаватель кафедры организации здравоохранения, медико-социальной экспертизы и реабилитации ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Тел. 8(812) 542-14-45. E-mail: spbipde@mail.ru.
About the authors
Bashkireva Anzhelika S. — MD, Correspondent Member of the RAE, Associate Professor, State Budgetary Healthcare Institution «Leningrad Regional Clinical Hospital» (GBUZ LOKB), Deputy Chief Physician for Gerontology and Geriatrics; Committee on Public Health of the Leningrad Region, chief freelance specialist in gerontology and geriatrics; National Secretary of the Russian Federation in the International Commission on Occupational Medicine. Tel: 8 (812) 542-14-45; (812) 542-0795. E-mail: angel_darina@mail.ru.
Vladimirova Oksana N. — Candidate of Medical Science, Scientific Secretary, Associate Professor of the Department of Health Organization, Medical and Social Expertise and Rehabilitation of the St. Petersburg Institute of Advanced Medical Experts of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. Tel: 8 (812) 542-14-45; (812) 542-0795. E-mail: vladox1204@yandex.ru.
Korobov Mikhail V. — MD, Professor, Head of the Department of Health Organization, Medico-Social Expertise and Rehabilitation of the St. Petersburg Institute for Advanced Medical Experts of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. Tel.: 8 (812) 542-14-45. E-mail: spbipde@mail.ru.
Lomonosova Oksana V. — Deputy Chief Expert of the PKU «Main Bureau of Medical and Social Expertise in St. Petersburg» of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. Tel: 8(812) 542-07-95. E-mail: spbipde@mail.ru.
Horkova Oksana V. — Lecturer of the Department of Health Organization, Medico-Social Expertise and Rehabilitation of the St. Petersburg Institute for Advanced Medical Experts of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. Tel.: 8(812) 542-14-45. E-mail: spbipde@mail.ru.