Научная статья на тему 'Социально-педагогическая адвокация в контексте защиты прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья'

Социально-педагогическая адвокация в контексте защиты прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
856
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДВОКАЦИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНО СТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL AND PEDAGOGICAL ADVOCACY / DEFENCE OF RIGHTS / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алехина Екатерина Валентиновна

Современная социально-правовая действительность в России включает в себя процессы формирования правовой культуры общества и усиление правовой и социальной защищенности отдельных категорий граждан, среди которых дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная категория детей одна из наиболее уязвимых, требующих дополнительных мер по защите их прав и законных интересов. В связи с рассогласованием терминологии в законодательстве, защита прав детей с ОВЗ традиционными способами становится затруднительной. В таком случае защита прав и интересов детей с ОВЗ может осуществляться с помощью технологий социально-педагогической адвокации. Адвокация по правам человека технология, активно используемая общественными и правозащитными организациями. Социальнопедагогический характер адвокация приобретает в ситуации, когда защита прав и законных интересов выходит за рамки традиционного понимания, становясь частью социального воспитания. Потенциал ее может быть использован и в социальной педагогике. Теоретическое изучение и обоснование ее взаимосвязи с социально-педагогической деятельностью является актуальным. В связи с активизацией родительского сообщества, повышением спроса на адвокационные услуги социально-педагогической практикой востребованы научно обоснованные рекомендации по проведению социально-педагогической адвокации. Автором были проанализированы методические пособия по различным видам адвокации, нормативно-правовая база международного, федерального и регионального (на примере Воронежской области) уровней, а также литература по социально-педагогической деятельности. Автор выявляет особенности социально-педагогической адвокации. Результаты данного исследования будут способствовать повышению качества социально-педагогической деятельности и, в конечном итоге, улучшению качества жизни детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL ADVOCACY IN CONTEXT OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF CHILD WITH DISABILITIES

The present-day social and legal situation in Russia includes processes of developing the civil culture of society and increase in the legal and social security of specifi c categories of citizens, among whom are children with disabilities. This category of children is one of the most vulnerable, and it requires additional measures as to the protection of their rights and lawful interests. Due to discordant legal terminology, the protection of children with disabilities by means of traditional methods becomes problematic. In this case the protection of children with disabilities can be implemented through instruments of pedagogical advocacy. Advocacy of human rights is an instrument which is being actively used by social organisations and human rights defenders. The advocacy assumes the socio-pedagogical character when the protection of rights and lawful interests goes beyond the limits of the traditional understanding and becomes a part of social education. Its potetntial can be used in social pedagogy as well. Theoretical study and providing grounds for its link with social and pedagogical activities is topical. Due to the activisation of parental community, the increase in demand for advocacy, the social and pedagogical practice requires scientifically founded recommendations on implementing social and pedagogical advocacy. The author of the article has analysed study materials on various kinds of advocacy, the legal base of international, federal and local (with Voronezh region as an example) levels, as well as literature on social and pedagogical activities. The article identifies features of social and pedagogical advocacy. Results of this study will support the increase in the quality of social and pedagogical activities and, ultimately, the improvement of the quality of life of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая адвокация в контексте защиты прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2018. Вып. 51. С. 65-72

Э01: 10.15382/бШг^201851.65-72

Алехина Екатерина Валентиновна, канд. пед. наук,

доцент кафедры общей и социальной педагогики

ФГБОУ ВО «ВГПУ», Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86 ev_alekhina@mail.ru

ОЯСГО: 0000-0001-8609-3962

Социально-педагогическая адвокация

В КОНТЕКСТЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА

*

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Е. В. Алехина

Аннотация: Современная социально-правовая действительность в России включает в себя процессы формирования правовой культуры общества и усиление правовой и социальной защищенности отдельных категорий граждан, среди которых дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная категория детей одна из наиболее уязвимых, требующих дополнительных мер по защите их прав и законных интересов. В связи с рассогласованием терминологии в законодательстве, защита прав детей с ОВЗ традиционными способами становится затруднительной. В таком случае защита прав и интересов детей с ОВЗ может осуществляться с помощью технологий социально-педагогической адвокации. Адвокация по правам человека — технология, активно используемая общественными и правозащитными организациями. Социально-педагогический характер адвокация приобретает в ситуации, когда защита прав и законных интересов выходит за рамки традиционного понимания, становясь частью социального воспитания. Потенциал ее может быть использован и в социальной педагогике. Теоретическое изучение и обоснование ее взаимосвязи с социально-педагогической деятельностью является актуальным. В связи с активизацией родительского сообщества, повышением спроса на адвокацион-ные услуги социально-педагогической практикой востребованы научно обоснованные рекомендации по проведению социально-педагогической адвокации. Автором были проанализированы методические пособия по различным видам адвокации, нормативно-правовая база международного, федерального и регионального (на примере Воронежской области) уровней, а также литература по социально-педагогической деятельности. Автор выявляет особенности социально-педагогической адвокации. Результаты данного исследования будут способствовать повышению качества социально-педагогической деятельности и, в конечном итоге, улучшению качества жизни детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ являются одной из наиболее незащищенных категорий несовершеннолетних в Российской Федерации. Сложность реализации их прав и законных интересов состоит в том, что зачастую есть норма права, но нет регламентиро-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00545.

ванного механизма ее исполнения или нет опыта реализации данной нормы в субъекте федерации или конкретной организации. Для защиты прав и законных интересов в подобных случаях может быть использована технология социально-педагогической адвокации.

Адвокация (адвокатирование) по правам человека в мировой практике реализуется уже более 20 лет как успешная технология социальной деятельности. В Россию адвокация пришла в конце 1990-х гг. как заимствованная технология правозащитной деятельности. В этот период издаются зарубежные и отечественные методические пособия. Использовалась адвокация, как правило, общественными организациями, имеющими сотрудничество с зарубежными правозащитными организациями. Таким образом наиболее часто защищались интересы ВИЧ-инфицированных, людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, наркозависимых, реже отдельных категорий женщин и детей.

Перевод английского слова «advocacy» на русский язык порождает сложности в понимании данного явления.

В переводе на русский язык существительное «advocacy» близко по значению к «призывать, пропагандировать». А глагол «advocate» предполагает значение «защищать, рекомендовать». Таким образом, «адвокация» как таковая понимается как продвижение чего-либо. Часто происходит ошибочная трактовка адвокации как адвокатской деятельности. «Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию»1. Принципиальным отличием является то, что адвокацию могут осуществлять любые заинтересованные лица, а адвокатскую деятельность только профессионалы.

В русском языке «адвокация» определяется как особый род социозащитной деятельности.

Характер данной деятельности позволяет гражданам быть услышанными, всколыхнуть общественное мнение, активизировать гражданское общество. При этом адвокация побуждает государство быть более активным во внедрении международных норм права, реализации конституционных прав и государственных гарантий.

В общем виде адвокацию можно разделить на три типа2:

• самоадвокация;

• адвокация конкретного случая;

• общественная адвокация.

Самоадвокация предполагает самостоятельную защиту своих прав человеком как субъектом права.

1 Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_36945/

2 См.: Пособие по адвокации: Власть и участие народа. URL: http://mognovse.ru/viw-advokaciya-vlaste-i-uchastie-mroda.html

Адвокация конкретного случая основывается на защите прав и законных интересов отдельных людей и групп, которые в силу обстоятельств не могут защищать свои интересы.

Общественная или публичная адвокация направлена на решение глобальных проблем больших социальных групп.

Объектом воздействия адвокации принято считать государственные и муниципальные органы власти, организации и учреждения. Целью воздействия являются законодательные или структурные изменения в интересах конкретных граждан или определенных социальных групп. Предметом адвокации является неблагополучие и неэффективность в решении социальных проблем. Часто ад-вокация имеет направленность на изменение социальной ситуации, политики, положения тех или иных групп. Адвокацию можно рассматривать с двух позиций (подходов): подхода на основе потребностей и подхода на основе прав3.

Подход на основе потребностей основывается на их оценке. Потребности являются главным ориентиром, который предполагает вмешательство в определенную ситуацию.

Подход на основе прав базируется на признанных правах человека. Нарушение прав является точкой инициирования, которая ведет к анализу событий и последующим адвокационным действиям.

Исходя из определения, субъектов адвокации можно подразделить на две категории: агенты и контрагенты.

К агентам адвокации традиционно относятся:

• некоммерческие (общественные) организации, являющиеся наиболее организованной и активной частью гражданского общества;

• инициативные члены общества, защищающие права сторонних лиц;

• инициативные члены сообществ, чьи права нарушаются.

К контрагентам адвокации можно отнести:

• политических, общественных деятелей, законодателей разных уровней;

• органы исполнительной власти;

• администрацию учреждений и организаций.

В силу своих характерологических черт особым видом можно считать социально-педагогическую адвокацию или адвокацию прав несовершеннолетних. Отличия ее от других видов адвокации заключаются в следующем:

• несовершеннолетние агентами самоадвокации могут быть лишь по достижении определенного возраста (18 лет), а агентами других типов адвока-ции могут быть только опосредованно;

• ресурсом социально-педагогической адвокации является родительская общественность;

• существуют определенные трудности в выявлении объектов адвокации, так как несовершеннолетние могут уклоняться от решения возникших проблем;

• инициировать адвокацию могут не только представители общественности, но и должностные лица, в частности социальный педагог школы;

3 См.: Практический гид по развитию навыков действия для осуществления общественных перемен. URL: http://docplayer.ru/26941723-Uchebnik-po-advokasi-prakticheskiy-gid-po-razvitiyu-navykov-deystviya-dlya-osushchestvleniya-obshchestvennyh-peremen.html

• в процессе социально-педагогической адвокации решаются не только вопросы защиты, но и вопросы социального воспитания.

Социально-педагогическая адвокация в основе имеет ряд принципов, среди которых принципы:

• гуманизма,

• законности,

• реалистичности,

• конкретности,

• законченности.

Принцип гуманизма в данном случае понимается как уважение человеческого достоинства всех персонифицированных субъектов адвокации.

Принцип законности заключается в выборе методов и средств, лежащих в правовой плоскости.

Принцип реалистичности заключается в том, что адвокация проводится по тем проблемам, которые действительно можно решить.

Принцип конкретности реализуется в выборе конкретных субъектов или определенных социальных групп, на решение проблемы которых будет направлена адвокация.

Принцип законченности выражается в конечности адвокации и в плане времени ее проведения, и в плане достижимого результата.

Социально-педагогическая адвокация может быть реализована в интересах любой социальной группы несовершеннолетних. Наиболее часто испытывают дискриминационные воздействия дети с ОВЗ, в том числе с инвалидностью.

Специфика социально-педагогической адвокации по защите прав детей с ОВЗ заключается в том, что она имеет достаточно веские основания, базируясь на международных документах, ратифицированных в Российской Федерации, таких как Конвенция ООН о правах ребенка, Конвенция ООН о правах инвалидов. Несмотря на это российское законодательство имеет значительные расхождения как с международными нормами, так и внутри своего правового поля. Неоднородность в терминологии порождает нарушение прав данной категории детей.

Специфика российского законодательства такова, что к категории детей с ОВЗ относятся дети-инвалиды, дети с ограничением жизнедеятельности, граждане, нуждающиеся в социальном обслуживании, обучающиеся с особыми образовательными потребностями, обучающиеся с ОВЗ и т. п.

Конвенция ООН о правах инвалидов определяет инвалидность как «результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими»4.

А в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,

4 Конвенция о правах инвалидов. URL: www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ disability

последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»5.

Под ограничением жизнедеятельности понимается «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»6.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлены нормы правового регулирования по оказанию социальных услуг гражданам, «признанным нуждающимися в социальном обслуживании»7:

• полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

• наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» используется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»8.

В региональном законодательстве встречаются и другие понятия, например, «другие лица с ограничениями жизнедеятельности». На основании закона Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»9 к категории граждан, которым предоставляется социальная поддержка, относятся:

• инвалиды;

• граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями, граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также граждане, страдающие психическими расстройствами, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Исходя из этого, происходит двоякое понимание статуса инвалида или как отдельной категории, или как включающей в себя все вышеперечисленные.

В зависимости от отрасли права, льготы и меры поддержки распространяются на различные категории. Так, в законе «Об основах социального обслу-

5 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8559/

6 Там же.

7 Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 07.03.2018). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_167365/

8 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

9Закон Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» от 14.11.2008 г. № Ш-ОЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/819075666

живания населения в РФ» они распространяются в основном на лиц, которым присвоен статус инвалида, в законе «Об образовании» помощь получают только «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» и т. д.

Рассматривая виды социально-педагогической адвокации по защите прав детей с ОВЗ, необходимо дать их классификацию.

По отраслям права социально-педагогическая адвокация по правам детей с ОВЗ может быть нескольких видов:

• по защите образовательных прав;

• по защите прав в рамках социального обеспечения и социального обслуживания;

• по защите медицинских прав;

• по защите жилищных прав;

• по защите гражданских прав;

• по защите культурных прав.

Наиболее часто сейчас оказываются востребованными образовательные права. Причиной этого становится расхождение в статусе ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ и обучающегося с особыми образовательными потребностями.

Отсутствие статуса «инвалид» у ребенка может быть вызвано как объективными причинами (ограничения жизнедеятельности не удовлетворяют критериям, установленным для признания инвалидности), так и субъективными (боязнь дискриминации, нежелание проходить множество медицинских, экспертных и других процедур, связанных с оформлением инвалидности).

Отсутствие статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» может быть обусловлено сложностями в прохождении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или отказом родителей от этой процедуры в отношении своих детей из-за недопонимания, боязни дискриминации, нежелания исполнения рекомендаций ПМПК. Это порождает увеличение числа детей, не подходящих под определенный статус.

Среди детей с ОВЗ, наиболее часто запрашивающих адвокацию по образовательным правам, можно назвать детей с психическими и психоневрологическими проблемами (в России данная категория детей составляет до 75% всех детей-инвалидов — это около 2% детского населения), детей с тяжелыми нарушениями слуха и зрения, маломобильных детей.

Еще одним несоответствием международного и российского законодательства является понимание помощи государства: приоритет материальной помощи в российском законодательстве (жизнь, питание, лечение, реабилитация).

Таким образом, сутью социально-педагогической адвокации является востребование медицинской и материальной помощи, услуг по социальной реабилитации (абилитации), адаптации, интеграции ребенка с ОВЗ в общество, прав на образование (инклюзивное образование, профессиональное образование) и т. п.

Хотя в России и нет прецедентного права, но успешно реализованная ад-вокация в определенном субъекте федерации по востребованию определенных прав детей с ОВЗ дает основание для защиты подобным образом интересов в похожих случаях в других регионах.

Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, социальная защита, социально-педагогическая адвокация, защита прав, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, правозащитная деятельность.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» от 14.11.2008 г. № 103-ОЗ. URL: http://docs.cntd.ru/ document/819075666

Конвенция о правах инвалидов. URL: www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ disability

Пособие по адвокации: Власть и участие народа. URL: http://mognovse.ru/viw-advokaciya-

vlaste-i-uchastie-naroda.html Практический гид по развитию навыков действия для осуществления общественных перемен. URL: http://docplayer.ru/2694r723-Uchebnik-po-advokasi-prakticheskiy-gid-po-razvitiyu-navykov-deystviya-dlya-osushchestvleniya-obshchestvennyh-peremen.html Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_36945/ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_8559/

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 07.03.2018). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_167365/

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.

2018. Vol. 51. P. 65-72

DOI: 10.15382/sturIV201851.65-72

Ekaterina Alekhina, Candidate of Sciences in Education, Associate Professor, Voronezh State Pedagogical University, 86 Lenina Str., Voronezh 394043, Russian Federation ev_alekhina@mail.ru

ORCID: 0000-0001-8609-3962

Socio-Pedagogical Advocacy in Context of Protection of the Rights of Child with Disabilities

E. Alekhina

Abstract: The present-day social and legal situation in Russia includes processes of developing the civil culture of society and increase in the legal and social security ofspecific categories of citizens, among whom are children with disabilities. This category of children is one of the most vulnerable, and it requires additional measures as to the protection of

their rights and lawful interests. Due to discordant legal terminology, the protection of children with disabilities by means of traditional methods becomes problematic. In this case the protection of children with disabilities can be implemented through instruments of pedagogical advocacy. Advocacy of human rights is an instrument which is being actively used by social organisations and human rights defenders. The advocacy assumes the socio-pedagogical character when the protection of rights and lawful interests goes beyond the limits of the traditional understanding and becomes a part of social education. Its potetntial can be used in social pedagogy as well. Theoretical study and providing grounds for its link with social and pedagogical activities is topical. Due to the activisation of parental community, the increase in demand for advocacy, the social and pedagogical practice requires scientifically founded recommendations on implementing social and pedagogical advocacy. The author of the article has analysed study materials on various kinds of advocacy, the legal base of international, federal and local (with Voronezh region as an example) levels, as well as literature on social and pedagogical activities. The article identifies features of social and pedagogical advocacy. Results of this study will support the increase in the quality of social and pedagogical activities and, ultimately, the improvement of the quality of life of children with disabilities.

Keywords: social and pedagogical activity, social protection, social and pedagogical advocacy,

defence of rights, children with disabilities.

References

Federal'nyi zakon «Ob advokatskoi deiatel'nosti i advokature v Rossiiskoi Federatsii» ot 31.05.2002 № 63-FZ[Federal Law "On Advocacy and Lawyers in the Russian Federation"], available at http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36945/ (11.11.2018) (in Russian).

Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ [Federal Law "On Education i the Russian Federation"], available at http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (11.11.2018) (in Russian).

Federal'nyi zakon ot 24.11.1995№ 181-FZ (red. ot 07.03.2018) «O sotsial'noi zashchite invalidov v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law "On Social Protection of the Disabled in the Russian Federation"]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (11.11.2018) (in Russian).

Federal'nyi zakon ot 28.12.2013 № 442-FZ «Ob osnovakh sotsial'nogo obsluzhivaniia grazhdan v Rossiiskoi Federatsii» (red. ot 07.03.2018) [Federal Law "On Fundamentals of Social Service for Citizens of the Russian Federation"], available at http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_167365/ (11.11.2018) (in Russian).

Konventsiia opravakh invalidov [Convention on the Rights of the Disabled], available at www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (11.11.2018) (in Russian).

Posobiepo advokatsii: Vast'iuchastienaroda [Handbook ofAdvocacy: Authorities and Involvement of the People], available at http://mognovse.ru/viw-advokaciya-vlaste-i-uchastie-naroda. html (11.11.2018) (in Russian).

Prakticheskii gid po razvitiiu navykov deistviia dlia osushchestvleniia obshchestvennykh peremen [Practical Guide for Developing Skills in Activities for Implementing Changes in Society], available at http://docplayer.ru/26941723-Uchebnik-po-advokasi-prakticheskiy-gid-po-razvitiyu-navykov-deystviya-dlya-osushchestvleniya-obshchestvennyh-peremen.html (in Russian).

Zakon Voronezhskoi oblasti «O sotsial'noipodderzhke otdel'nykh kategorii grazhdan v Voronezhskoi oblasti» ot 14.11.2008g. № W3-OZ. [Law of Voronezh Region "On Social Support of Specific Categories of Citizens in Voronezh Region", 14.11.2008], available at http://docs.cntd.ru/ document/819075666 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.