Научная статья на тему 'Реализация воспитательного потенциала культурного наследия народов Востока в локальном сообществе'

Реализация воспитательного потенциала культурного наследия народов Востока в локальном сообществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / NATIONAL SELF-IDENTIFICATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахрутдинова А. В., Махмутова М. Д.

Статья посвящена организации воспитательного процесса в локальном сообществе через призму гносеологической, гуманистической, коммуникативной, информационной, нормативной, обучающей и воспитывающей функций культуры. Каждая функция соответствует различным способам решения методологических, инновационных, исследовательских и других воспитательных задач. Это позволяет констатировать многоаспектность содержания воспитательной деятельности по духовно-нравственному развитию подрастающих поколений в локальных сообществах, разнообразие форм ее реализации при организации духовнонравственного воспитания детей, подростков и молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фахрутдинова А. В., Махмутова М. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVEMENT OF THE CULTURAL HERITAGE OF EASTERN COUNTRIES INTO EDUCATIONAL PROSESS IN LOCAL COMMUNITIES

The article is devoted to the organization of educational process in local community, through a prism of the gnoseological humanistic, communicative, information, normative and educational functions of culture. Each function corresponds to various ways of the solution of methodological, innovative, scientific, and other educational purposes. It allows to speak about multifunctional content of educational activities towards spirituall and moral development of younger generations in local communities, about wide range of its forms sutable for children, teenagers and youth.

Текст научной работы на тему «Реализация воспитательного потенциала культурного наследия народов Востока в локальном сообществе»

УДК 371.389-79

А.В.Фахрутдинова, МДМахмутова

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ ВОСТОКА В ЛОКАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ

Статья посвящена организации воспитательного процесса в локальном сообществе через призму гносеологической, гуманистической, коммуникативной, информационной, нормативной, обучающей и воспитывающей функций культуры. Каждая функция соответствует различным способам решения методологических, инновационных, исследовательских и других воспитательных задач. Это позволяет констатировать многоаспектность содержания воспитательной деятельности по духовно-нравственному развитию подрастающих поколений в локальных сообществах, разнообразие форм ее реализации при организации духовно- нравственного воспитания детей, подростков и молодежи.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура, национальное самосознание, воспитание

Anastasia VictorovnaFakhrutdinova, Madina Djaudatovna Makhmutova INVOLVEMENT OF THE CULTURAL HERITAGE OF EASTERN COUNTRIES INTO EDUCATIONAL PROSESS IN LOCAL COMMUNITIES

The article is devoted to the organization of educational process in local community, through a prism of the gnoseological - humanistic, communicative, information, normative and educational functions of culture. Each function corresponds to various ways of the solution of methodological, innovative, scientific, and other educational purposes. It allows to speak about multifunctional content of educational activities towards spirituall and moral development of younger generations in local communities, about wide range of its forms sutable for children, teenagers and youth.

Keywords: spiritual and moral culture, national self-identification, education

Целостное системное представление о воспитательном потенциале культурного наследия народов Востока, направленного на сохранение, развитие духовности и нравственности молодежи, обоснование подходов к ее организации, принципов, условий, форм и методов, рассматривается нами как необходимая теоретическая предпосылка для последующего изучения механизмов сохранения и развития феномена «социокультурной деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание молодежи и развитие национального самосознания и самоидентификации подрастающих поколений России. При этом понимание воспитательной значимости национальной культуры находит воплощение в деятельности не только государственных структур организации досуга, но и локальных сообществ у народов Востока.

Современные исследования по теории культуры и частным культурологическим направлениям позволяют выделить следующие основные функции культуры, лежащие в основе организации воспитательного процесса в локальном сообществе - гносеологическую, гуманистическую, коммуникативную, информационную, нормативную, обучающую и воспитывающую. Каждая функция отражает различные способы решения методологических, инновационных, исследовательских, дидактических и других педагогических задач. Признание многообразия функциональных компонентов культуры подчеркивает многоаспектность содержания воспитательной деятельности, разнообразие форм ее реализации при организации духовно- нравственного воспитания детей, подростков и молодежи [1,7,8].

Ученые Востока отмечают значимость целостностных представлений о народе, его традициях, обычаях, культуре и культурном наследии, о реальных путях ее познания, принятия и дальнейшего развития (гносеологическая функция культуры). Особое значение приобретают многоуровневые механизмы получения воспитанниками информации, оказывающей влияние на их национальную самоидентификацию и духовно- нравственное становление. Соответственно, на первом месте - семья, воспитательная работа родителей, основанная на передаче семейного уклада, преданий, обрядов, религиозных правил, далее сообщество - клан, община, здесь воспитание почитания традиций народа, уважительного отношения к старейшинам, развитие устойчивого чувства ответственности за семью, соседей, друзей семьи и за членов общины.

Особый интерес для формирования национальной самоидентичности представляют исторически сложившиеся и вновь создаваемые локальные сообщества, особенно в случаях проживания выходцев из восточных стран за рубежом. Особое внимание следует уделить деятельности по организации духовно-нравственного воспитания и развитию национальной самоидентичности у детей членов диаспор разных возрастов. К субъектам процесса следует отнести различные досуговые мероприятия: летние курсы обучения и воспитания по форме летних оздоровительных лагерей и учреждения: библиотеку, музыкальные, спортивные клубы,

воскресные школы, дошкольные учреждения, учреждения досуга, которые занимаются организацией и проведением зимних курсов с преподаванием дисциплин по истории народов, в том числе и национальных меньшинств, проживающих на исторической родине; родного языка, основам религии, проведение национальных праздников и передачи традиций общения со старейшинами. Не последнюю роль в духовно-нравственном воспитании играют и средства массовой информации: журналы, газеты, передачи, блоги, интернет-группы общения. Гносеологическая функция культуры позволяет сформировать научное представление о ее значимости и целостности в процессе педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. Это особенно важно сейчас при активном внимании ученых к теме исследования педагогических процессов формирования представлений о культуре народов, выявления ее педагогической ценности в процессе духовно нравственного развития подрастающих поколений, формирования национальной самоидентичности в условиях глобализации и системы ценностей

[1,4].

Деятельность локального сообщества позволяет использовать гуманистическую функцию национальной культуры в определении места национальных ценностей в системе общечеловеческих, что позволяет развивать природные способности ребенка[6]. В основе реализации гуманистической функции лежит объединение противоположных и одновременно тесно связанных процессов индивидуализации и социализации личности. На индивидуальном уровне опыт общественных отношений происходит во время совершения деятельности при общении, за счет чего индивидуум усваивает общественные правила. Целенаправленный процесс социализации молодежи в локальном сообществе осуществляется одновременно с индивидуально-личностным становлением, формированием национального самосознания, осознанием себя как части единого целого народа.

Процесс воспитания невозможен за пределами реализации всего спектра коммуникативных связей, существующих в данном локальном сообществе. Способы и правила коммуникации в пределах локального сообщества соответствуют требованиям общественной этики Востока, основанной на уважении старших и конструктивном подчинении, переложении современных ситуаций на традиционные модели поведения, целям совместной деятельности в индуистском обществе. Если взгляды на выбор форм, технологий, методов и средств общения у субъектов коммуникации совпадают, то коммуникативная функция культуры реализуется успешно. Эту задачу эффективно решает комплекс мероприятий, разработанный правлением каждого конкретного сообщества и проводимый всеми его членами. В результате на коммуникативную функцию культуры восточных народов возлагается необходимость развития таких составляющих культуры, как речевая культура родного языка, культура межпоколенного общения, культура общения на уровне коммерческих взаимоотношений (корпоративная этика, долг), на уровне уважения к государственной власти.

В локальных сообществах воспитательная деятельность направлена на овладение молодыми поколениями определенным социальным опытом, иерархией знаний, системой навыков, направленных на развитие интеллекта и мироощущения воспитуемого, необходимых для формирования национального самосознания, овладения родным языком, овладения нравственными нормами религии (реализуется обучающая функция культуры). В интересах обучающегося правление локального сообщества при поддержке института социализации -семьи - создает особые инвайроментарные духовно- насыщенные, направленные на поддержание культурных традиций условия для личностного развития в интересах его членов и государства в целом, занимается поддержкой высокого образовательного уровня будущего специалиста-профессионала современного общества. Обучающая функция реализуется в таких видах педагогических проявлений, как определение подходов, принципов, создание условий, поиск форм, использование традиционных технологий и методов воспитания [5,6].

Главной задачей, которую решает правление общества, является формирование духовно-нрав-ственного развития подрастающего поколения, нацеленного на сохранение национальных и религиозных традиций народа.

Область, направленная на духовно нравственное развитие воспитательной деятельности локального сообщества у народов Индии, Пакистана и Бангладеш, возможна за счет реализации воспитывающей функции культуры. Каждый представитель старшего поколения воспринимается как педагог и воспитатель, сила его авторитета, эрудиция, профессионализм -качества, которые уважаются членами сообщества, за счет чего тем или иным образом влияют на

становление личности молодого человека, будущей частички единого народа. Единство учебной и воспитательной деятельности в локальном сообществе организуется и контролируется его правлением - старейшинами общества. Воспитание национальной, нравственной, религиозной, эстетической культуры личности остаются основными направлениями деятельности, ориентированной на воспитание подрастающих поколений. Именно они формируют национальную самоидентичность через культурные ценности: традиции, обычаи, обряды, фольклор народа[5].

Нормативная функция культуры позволяет поддерживать равновесие в этнокультурной среде. Любое регулирование подразумевает набор определенных норм и требований, которые лежат в основе обеспечения сотрудничества и достижения совместных целей. В деятельности локального сообщества сами принципы его организации, отражая исторический опыт, накопленный народом, выполняют функцию ценностей, помогают утвердить в жизни будущего поколения жизненные и профессиональные приоритеты, определить цели и идеалы. Нормативная функция, имея отношение ко всем видам культуры, наиболее полно проявляется в правовой и управленческой культуре, а также культуре взаимодействия, культуре почитания традиций, культуре сохранения и почитания национальных ценностей, культуре организации воспитательного процесса, культуре поведения[4].

Информационная функция культуры реализуется в локальном сообществе за счет необходимости информационного обеспечения всех компонентов культуры: воспитывающего и обучающего, гуманистического и гносеологического, коммуникативного и правового и др. Она может считаться основой духовно-нравственной преемственности эпох и поколений. Характер воспитательной деятельности при этом постепенно усложняется от передачи простейших практических умений и навыков до трансляции систематизированной информации. Овладение ею становится задачей общности людей, в данном исследовании - локальное сообщество и семья. Кроме того, часто ценности духовно-нравственной культуры хранятся и накапливаются в памяти старшего поколения, передающего информацию из «уст в уста». Увеличение информационного потока, дифференциация и интеграция знаний требует от современных поколений сохранения исторического пласта культурных ценностей народа в виде рукописей, книг, норм религиозных традиций, народной педагогики и т.д.

Восточная система воспитания, основанная на ценностях духовно-нравственного и культурного наследия, опирается на взаимодействие в вопросах воспитания семьи, общественности (религиозной и светской) и школы, основанного на сохранении и поддержании многовековых воспитательных идеалов, общественных и семейных традиций, которые обеспечивают духовно-нравствен-ное воспитание и развитие учащихся через приобщение к духовно-нравственным ценностям, формирование отношения к себе, людям и окружающему миру[3].

Основные направления воспитания личности в традициях восточных стран составляют основу сохранения и развития духовно-нравственной культуры.

Еще с языческих времен основным кодексом, регулировавшим отношения между членами общины, были своды правил, в том числе Камасутра, они регулировали и ограничивали поведение индивида. С развитием общества и с принятием религии свод таких правил усложнился, а их взаимодействие нашло отражение в видоизменившейся традиции.. Постоянный контингент населения, появление разветвленной системы и строгой иерархии служителей культа, развитие строительного ремесла и архитектуры в свою очередь способствует сооружению культовых зданий, появлению теологических школ, которые оказывали влияние на общественную религиозность масс.

Первым существенным направлением формирования нравственно совершенной личности является воспитание в ней чувства ответственности за выполнение своих обязанностей в общественной иерархии. В этом смысле чувство ответственности перед локальным сообществом выступает в качестве психотерапевтического средства. Душа у такого человека спокойна, он уверен в себе.

Для восточных обществ Индии, Пакистана, Бангладеш характерно большое внимание к физическому состоянию человека как условию сильного нравственного духа - энергия человека должна направляться на благо самого человека и общества.

Третье направление - воспитание и развитие ума человека. Ум человека с точки зрения восточных религий (Индуизм, Ислам) является самой важной и главной его способностью.

Поэтому религиозное воспитание построено с целью развития умственных способностей.

Четвертый аспект воспитания - общественная коллективистская направленность развития общественных способностей человека. Единство убеждений, цели, действий сплачивает людей для решения общих задач развития общества.

Своеобразным является пятое направление - воспитание благочестивого гражданина, человека, активно участвующего в жизни общества, постоянно повышающего свое гражданское самосознание.

Одно из направлений воспитания определяет формирование нравственной позиции к материальным благам. Учения восточных мыслителей учат развивать природные способности человека, его кругозор для достижения жизненных целей, выражающихся в приобретении профессии, становлении доброго семьянина, воспитания хорошего сына или дочери и т.д. Материальные ценности должны быть направлены на благородные и благочестивые цели: содержание самого человека и его семьи, помощь бедным, сиротам и т.д. [2].

На основе вышеизложенного можно констатировать, что организация воспитательного процесса на уровне локального сообщества в странах Востока позволяет использовать потенциал культурного наследия, а также в полной мере раскрыть гносеологический, гуманистический, коммуникативный, информационный, нормативный, обучающий и воспитывающий потенциал культурного наследия. При этом воспитательный процесс не ограничивается традиционными способами решения методологических, инновационных, исследовательских и других воспитательных задач. Это позволяет констатировать многоаспектность содержания воспитательной деятельности, направленной на духовно-нравственное развитие подрастающих поколений (детей, подростков и молодежи) в локальных сообществах.

Литература

исследования электронный N6(14). URL:

1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура. М.: Издательский центр Академия, 2002. 208 с.

2. Мефодьева М.А. Фахрутдинова А.В. Формы, методы и средства духовно-нравственного воспитания в индийской семье Современные социальных проблем: научный журнал. 2012. http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/6/mefodeva.pdf

3. Мударисова А.А. Проблема формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга Вестник казанского государственного университета культуры и искусств, 2013. №3.

4.Махмутова М.М. Развитие педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья. Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования» (редакционно-издательский отдел), 2012. 192 с.

5. Фахрутдинова А.В. Общественная направленность гражданского воспитания в теории и практике зарубежной школы Вестник южно-уральского государственного университета, 2011. № 24(241). С.64-68.

6. Фахрутдинова А.В. Гражданское

1. Isaev I.F. Professional'no-pedagogicheskaja kul'tura. M.: Izdatel'skij centr Akademija, 2002. 208 s.

2. Mefod'eva M.A. Fahrutdinova A.V. Formy, metody i sredstva duhovno-nravstvennogo vospitanija v indijskoj sem'e Sovremennye issledovanija social'nyh problem: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2012. N6(14). URL: http://sisp. nkras .ru/e-ru/issues/2012/6/mefodeva.pdf

3. Mudarisova A.A. Problema formirovanija cennostno-smyslovyh kompetencij molodezhi v uslovijah dosuga Vestnik kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2013. №3.

4.Mahmutova M.M. Razvitie pedagogicheskoj kul'tury tatar Finljandii v kontekste obshhnosti subjetnosov tatar Povolzh'ja. Kazan': GBU «Respublikanskij centr monitoringa kachestva obrazovanija» (redakcionno-izdatel'skij otdel), 2012. 192 s.

5. Fahrutdinova A.V. Obshhestvennaja napravlennost' grazhdanskogo vospitanija v teorii i praktike zarubezhnoj shkoly Vestnik juzhno-ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2011. № 24(241). S.64-68.

6. Fahrutdinova A.V. Grazhdanskoe vospitanie i formirovanie obshhnosti grazhdan v uslovijah stanovlenija gosudarstv: zarubezhnyj opyt Perspektivy nauki, 2011. №7. S.45-52.

воспитание и формирование общности граждан в условиях становления государств: зарубежный опыт

Перспективы науки, 2011. №7. С.45-52.

7. Шкалина Г.Е. Традиционная культура в современном самосознании народа мари: Автореф. дисс. д-ра. культурол. М., 2003.39с.

8. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М., 2000. 309 с.

7. Shkalina G.E. Tradicionnaja киГШга V sovremennom samosoznanii naroda mari: Avtoref. diss. d-ra. ЫЪш1. М., 2003.39s.

8. Jaroshenko NN. Social'no-kul'tumaja dejatel'nost': paradigmy, metodologija, teorija. М., 2000. 309 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.