Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал традиций - современные реалии'

Воспитательный потенциал традиций - современные реалии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ЦЕННОСТИ / EDUCATION / TRADITION / SOCIOCULTURAL REFLECTION / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юхименко Альбина Николаевна, Арсланова Гульнар Айрато, Хабирова Наиля Мазгутовна

Современное понимание воспитательного потенциала традиций представлено с позиций актуализации элементов народной педагогической мысли в контексте совершенствования теории педагогики в условиях интернационализации общества и угрозы утери национальной самоидентичности у молодежи. В исследовании традиция представлена как условие, форма, метод и средство воспитания. Авторами раскрыта антропологическая значимость данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational potential of traditions - modern approaches

As soon as modern society tends to its internationalization we observe a real threat of national self-identification loss at young people. The modern understanding of traditions' potential in educational process is viewed from the point of folk pedagogical elements and ideas of actualization context of the educational process theory improvement. In research traditions are presented as a special condition, original form, method and means of education. Authors also expose anthropological meaningfulness of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал традиций - современные реалии»

УДК 37:304.2:316.66

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИЙ — СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ

А.Н. Юхименко, Г.А. Арсланова, Н.М. Хабирова

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Казань, РТ, Россия, 420008

Аннотация. Современное понимание воспитательного потенциала традиций представлено с позиций актуализации элементов народной педагогической мысли в контексте совершенствования теории педагогики в условиях интернационализации общества и угрозы утери национальной самоидентичности у молодежи. В исследовании традиция представлена как условие, форма, метод и средство воспитания. Авторами раскрыта антропологическая значимость данного явления.

Ключевые слова: воспитание, традиция, социокультурная рефлексия, ценности.

Современное российское общество вовлечено в глобализационные и интеграционные мировые процессы, вследствие чего возникает проблема потери представителями наций, проживающих на территории страны, их индивидуальности. Под влиянием западных идей разрушаются устоявшиеся формы межличностных отношений, что приводит к потере исторической памяти конкретного народа и национального достоинства, теряется преемственная связь культуры и воспитания. При этом формирование национальной самоидентичности за счет возрождения традиций, несомненно, требует тщательного и многоаспектного анализа сути данного вопроса и определения их воспитательного потенциала, с тем чтобы приступить к адекватной, оправданной, уместной и своевременной с педагогической точки зрения реконструкции [7].

Утверждение о том, что «все новое — хорошо забытое старое» не умаляет прогрес-

са научной и педагогической мысли, однако справедливо подчеркивает значимость изучения наследия прошлых эпох. В процессе социализации каждое новое поколение осознанно или неосознанно овладевает ранее созданными и хранимыми в обществе духовными, материальными, культурными ценностями, это позволяет интерпретировать современную ситуацию на основе опыта предыдущих поколений. Этот этап становления личности находится вне зоны научной аргументации, поскольку настоящее детерминировано прошлым, а не просто с ним связанно.

Культурная ценность наследия прошлого безусловна, воспитательная же ценность должна быть раскрыта и передана подрастающим поколениям через определенные трансляционные механизмы, которые позволят избежать крайностей, таких, как закостенелый консерватизм или фанатичное инновационное стремление. В такой ситуации авторы предла-

—--—

~ 26 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

----—-

гают рассмотреть традиции в качестве связующего звена, поскольку именно традиции обладают «большой общественной ценностью ... которую надлежит передать подрастающему поколению» [3, с. 9].

Учитывая, что само значение понятия «традиция» многозначно и применительно к тем или иным областям научного знания может трактоваться по-разному, отметим, что попытка выявить сущность и воспитательный потенциал традиций для подрастающего поколения, обуславливает необходимость его философско-педагогического анализа.

В современной науке традиция изучается в историческом, культурном, воспитательном и образовательном аспектах, что позволяет выдвинуть следующее определение: традиция — многоаспектный нематериальный элемент человеческого бытия, не принадлежащей человеку в частности, который позволяет сохранять и передавать ценности, информацию, алгоритмы поведения и механизмы социализации и формирования национального самосознания [4; 5].

Традиция в нашем исследовании не противовес развития и прогресса, не ограничитель свободы и инициативы индивида, как в социально неразвитых обществах, которым присущ духовный инфантилизм, техническая регрессивность и культурная стагнация, а средство и механизм сохранения культурного наследия, формирования у подрастающего поколения набора ценностей и передача социальных устоев и сохранения национального разнообразия общества. Современные исследователи при изучении данного понятия все чаще рассматривают его через призму национального мировоззрения, национальной психики, национального менталитета. Традиция же направлена на сохранение обычаев формы поведения, характеризуемого устойчивостью и нацеленностью на сохранение унаследованных обычаев, норм и правил.

В философском аспекте традиция является универсальной формой фиксации, закреп-

ления и селективного сохранения различных элементов и/или совокупности опыта предшествующих поколений, механизмом его передачи, позволяющим обеспечивать константную преемственность функционирования и развития конкретного не только субъектов социума, на и его самого. Функциональной составляющей традиции является сохранение связи между поколениями, развитие социокультурной рефлексии и принятие системы ценностей. Общность понимания и интерпретация накопленных социумом за длительное время значений и данных составляет основу связи поколений между собой, детерминируя, в свою очередь, дальнейшее развитие народа в целом и является условием духовно-нравственной стабильности [4].

Устойчивость и относительное постоянство традиции способствуют передаче ценностных ориентиров и социально-исторического опыта, культурно-духовного наследия. Традиция с развитием общества под влиянием времени и изменений представлений о бытии все же претерпевает незначительные трансформации.

Являясь неотъемлемой частью историко-культурного наследия народа, традиции не могут существовать вне данного контекста. Социальная природа традиций обуславливается значимостью, механизмами передачи и сохранения опыта, отражающего взгляды, культуру и ценности отдельного народа, наравне с общечеловеческими. Более того, часто традиции предопределяют систему правил и норм поведения, запретов, обусловленных рациональностью и особенностями развития, присущих конкретному социуму или даже народу. Изменения этих правил, норм и запретов возможны, когда они способны не просто органично вписаться в систему имеющихся традиций, согласуясь с ними, но и в случае изменения объективной ситуации — экономической, экологической, социальной и т. д. История человечества тем не менее хранит примеры построения «нового» общества за счет разру-

—--—

~ 27 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

шения «старого», что приводило к разложению и духовному обнищанию общества и, как это не парадоксально, к постепенному его возрождению за счет человеческой памяти и силы традиций. Так мы приходим к заключению о том, что традиция способствует сохранению ценностей, поддержанию нравственности, культуры и духовности народа.

Значимость традиций во временном контексте бинарна, поскольку они не только служат соединительным звеном между человеком и прошлым его народа, но и способствуют перспективе будущего развития, обеспечивая преемственность. Таким образом, традиции диалектически развиваются и выступают выражением диалектической преемственности.

Соответственно, мы рассматриваем традиции как проверенные временем механизмы духовной связи между поколениями. Поскольку они составляют основу народного воспитания, их рассматривают «как сознательную, целенаправленную деятельность по выработке у последующих поколений тех духовных и физических качеств, которые требовались условиями жизни» [2, с. 133].

На этапе возникновения и раннего формирования общества стихийно формировались не только социальные, но и воспитательные традиции. Они развивались, совершенствовались, трансформировались в механизм регуляции отношений в пределах общества, определяя общественно-нормативный, материальный, духовный, правовой, экономический, политический и другие уклады и нормы общества. Культура общения и механизмы регуляции, включая передачу опыта, формировались на протяжении всего развития человечества и в настоящее время могут рассматриваться как достижения человечества, оказывающие значительное влияние на дальнейший прогресс совершенствования общества. Важно отметить, что культура это не просто зеркальное отражение достижений предыдущих поколений в развитии цивили-

зации, это механизм, определяющий прогресс общества. Однако стабильная и устойчивая связь между поколениями, в свою очередь, обеспечивает развитие духовной культуры. Вот тогда воспитательный потенциал традиций выступает на передний план.

Глобализация и миграционные процессы, охватившие современное общество, ведут к поликультурализации общественных отношений, к утере народных традиций, призванных выступать в роли механизма сохранения национального разнообразия и формирования национальной самоидентичности граждан [5]. Пренебрежение народными традициями ведет к исчезновению культурного многообразия человечества. Утрата традиций трудно вос-полнима и приводит к разрыву связи между поколениями. Данная позиция также прослеживается и в работах академика Ю.В. Бром-лея: «наряду с борьбой за мир, экологическими проблемами, вопросами здравоохранения, этнические, национальные сюжеты все более выдвигаются на передний край, приобретая глобальный характер» [1, с. 4].

Трансформируясь во времени под влиянием развития общества, часть традиций переросла в религиозно-культурологические, сохранив бесценный педагогический потенциал, использованию которого в практике воспитания посвящают свою деятельность прогрессивные педагоги как прошлого, так и современности.

Являясь одной из главных задач человечества, воспитание находится в тесной связи с религиозно-культурологическими традициями народа. Оно отражает интеллектуальное наследие — философов, теологов, независимых исследователей и народа. Различаясь концептуальными установками, формами проявления, обрядовыми и культовыми мероприятиями, в содержании воспитания подрастающего поколения традиции обнаруживают много рационального [6; 8].

Многолетние исследования показывают воспитательную значимость религиозных

—--—

~ 28 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

-----

традиций, которые не являются оторванными от реалий жизни догмами. Они в своем большинстве представляют собой свод правил, регулирующих все стороны жизни общества с позиций норм морали и нравственности. Уже в средние века религиозные мыслители Востока и Запада, под сферой влияния религии подразумевали как веру в Бога, так и духовную жизнь народа (нравы, культурные ценности и народные традиции). Религии часто основываются на рациональном, научном понимании природы и человека. Более того, многие традиции, не относящиеся к сфере религиозного, несут ее отпечаток, поскольку религия является непосредственно частью культуры народа, накладывая отпечаток на формирование конкретной национальной культуры, и черт характера, свойственных тому или иному народу, на образ жизни, мировоззрение, миропонимание, мироощущение [10].

При этом выступая в качестве гаранта духовной стабильности в жизни народа, традиции, не являясь основным средством воспитания, обеспечивают стабильность в передаче духовно-нравственного наследия прошлого. Роль воспитания подрастающих поколений обретает особую значимость при понимании важности сохранения национальной самоидентичности. Тогда традиция может выступать как условие успешности педагогического процесса при формировании личности гражданина и рассматриваться как форма, метод и/или средство.

Помимо роли традиций в реализации организации передачи культурного наследия, здоровье нации, также является ключевым в практике народных педагогических систем. Здоровье выступает как органичная часть традиций, связанных с духовно-нравственным, физическим, культурным наследием.

Динамичное развитие современного общества определяет значимость удержания связи между поколениями. В этом случае возможность и важность использования педаго-

гического потенциала наследия народа, выраженного в ряде традиций, в том числе часто религиозных, при организации воспитания детей, подростков и молодежи не подвергается сомнению. Труды исследователей, посвященных традициям, отличаются мероприятийным подходом, сужая значимость традиций до обрядов или ритуалов, в редких случаях праздников.

В нашем исследовании мы рассматриваем воспитательный потенциал традиций с позиций именно духовно-нравственного и культурного наследия отдельного народа, всей Нации в целом. Такой подход к пониманию традиций может служить решению обозначенной нами ранее проблемы — ослаблению связи между поколениями, определяя антропологическую значимость современной трактовки [7].

В работах педагогов всех эпох прослеживается значимость учета индивидуальных особенностей и способностей каждого человека.

Современная особенность понимания воспитательного потенциала традиций основывается на противопоставлении неограниченности возможностей человека при освоении знаний и фатализации при оценке понимания ситуаций, поскольку выбор жизненного пути остается за человеком при возрастающей ответственности перед обществом за совершенные поступки. В результате традиция выступает как регулятор нормативности, и ее использование позволяет решить ряд сложных педагогических задач современности [5].

Человек является главным объектом познания, и его природу важно изучать тщательно, основываясь на таких понятиях, как антропологическая и историческая память, поскольку воспитание должно быть ориентировано на конкретную личность и его дальнейшую социализацию [7; 9].

Еще К.Д. Ушинский в своих научных работах подчеркивает значимость учета антро-

—--—

~ 29 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

пологического подхода при организации воспитания, поскольку целью педагогических воспитательных воздействий является человек. При этом Ушинский уделяет особую значимость православной традиции воспитания и в качестве одного из наиболее перспективных направлений развития педагогической науки и школы обосновывает необходимость соотнесения религиозного и светского в воспитании. Религиозные традиции выступают в роли воспитательных механизмов (регулятор поведения, поддержания здоровья как психического, так и физического), а также механизмов передачи культуры народа (ценностные, духовные, нравственные ценности).

До принятия единой религии, а именно в сказаниях, русских летописях и просто сказках такие понятия, как добродетель, трудолюбие, послушание отражаются в воспитательном контексте, насаждая поведенческие традиции, обладающие духовно нравственным потенциалом, передающие уклад жизни народа, ценностные ориентиры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988.

2. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции педагогики: Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. Казань: ТаРИХ, 2003.

3. Петров И.Н. Традиции в строю. М., 1980.

4. Фахрутдинова А.В., Махмутова М.М. Реализация воспитательного потенциала культурного наследия стран Востока в Локальном сообществе // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4. Ч. 2. С. 67—70.

5. Фахрутдинова А.В., Кондратьева И.Г. Современные тенденции социоориентированного воспитания учащихся в условиях мультикультура-лизма: нравственный аспект // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2015. Т. 221. № 1. С. 228—231.

6. Фахрутдинова А. В. Реформирование профессионального образования в Европе как условие повышения его конкурентоспособности // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. 2012. Т. 210. С. 247—251.

7. Щепкина Н.К. Аксиология как методологическая основа образования // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2003. № 22. С. 27—29.

8. Valeev E., Valeeva R., Fakhrutdinova A. Prospects for the Use of Foreign Experience of Distance Learning Procedia // Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. P. 1909—1912.

9. Ganieva I.N., Saifutdinova G.V., Yunuso-va A.B., Sadivaya V.V., Shepkina N.K. et al. Structure and content of higher professional school lecture education conpetence // Review of European Studies. 2015. Issue 7. № 4. P. 32—38.

10. Fakhrutdinova E., Fakhrutdinova A., Seve-ryanov O., Valeev E. The transformation of educational approaches at the time of social and economical changes // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 27. № 13. P. 15—19.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF TRADITIONS — MODERN APPROACHES

A.N. Yukhimenko, G.A. Arslanova, N.M. Khabirova

Kazan Federal University Kazan, Russia, 420008

Annotation. As soon as modern society tends to its internationalization we observe a real threat of national self-identification loss at young people. The modern understanding of traditions' potential in educational process is viewed from the point of folk pedagogical elements and ideas of actualization context of the educational

—--—

~ 30 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

-----

process theory improvement. In research traditions are presented as a special condition, original form, method and means of education. Authors also expose anthropological meaningfulness of this phenomenon.

Key words: education, tradition, sociocultural reflection, values.

REFERENCES

1. Bromley Yu.V. Natsional'nye protsessy v SSSR: v poiskakh novykh podkhodov [National processes in the Soviet Union: in search of new approaches]. Moscow, Nauka, 1988.

2. Nigmatov Z.G. Gumanisticheskie traditsii pedagogiki: Uchebnoe posobie dlya studentov i as-pirantov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Humanistic tradition of pedagogy: textbook for undergraduate and graduate students of higher educational institutions]. Kazan', TaRIKh, 2003.

3. Petrov I.N. Traditsii v stroyu [Tradition in the ranks]. Moscow, 1980.

4. Fakhrutdinova A.V., Makhmutova M.M. Realizatsiya vospitatel'nogo potentsiala kul'turnogo naslediya stran Vostoka v Lokal'nom soobshchestve [Realization of educational potential of the cultural heritage of East in the Local Community]. Vestnik Kazansogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 4, pp. 67—70.

5. Fakhrutdinova A.V., Kondrat'eva I.G. So-vremennye tendentsii sotsioorientirovannogo vospi-taniya uchashchikhsya v usloviyakh mul'tikul'tura-lizma: nravstvennyy aspekt [Modern trends of social oriented education of pupils in the conditions of multiculturalism: the moral aspect]. Uchenye zapis-ki Kazanskoi gosudarstvennoi akademii veterinarnoi

meditsiny im. N.E. Baumana, 2015, no. 1, pp. 228— 231.

6. Fakhrutdinova A.V. Reformirovanie profes-sional'nogo obrazovaniya v Evrope kak uslovie po-vysheniya ego konkurentosposobnosti [Reforming of professional education in Europe as a condition for improving its competitiveness]. Uchenye zapiski Ka-zanskoi gosudarstvennoi akademii veterinarnoi medi-tsiny im. N.E. Baumana, 2012, vol. 210, pp. 247—251.

7. Shchepkina N.K. Aksiologiya kak metodo-logicheskaya osnova obrazovaniya [Aksiology as a methodological basis of Education]. Vestnik Amur-skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gu-manitarnye nauki, 2003, no. 22, pp. 27—29.

8. Valeev E., Valeeva R., Fakhrutdinova A. Prospects for the Use of Foreign Experience of Distance Learning Procedia. Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 191, pp. 1909—1912.

9. Ganieva I.N., Saifutdinova G.V., Yunuso-va A.B., Sadivaya V.V., Shepkina N.K. et al. Structure and content of higher professional school lecture education competence. Review of European Studies, 2015, issue 7, no. 4, pp. 32—38.

10. Fakhrutdinova E., Fakhrutdinova A., Seve-ryanov O., Valeev E. The transformation of educational approaches at the time of social and economical changes. World Applied Sciences Journal, 2013, vol. 27, no. 13, pp. 15—19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.