УДК 378.2
А.Е.Михайлова
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПСКОВСКОГО КРАЯ
Псковский государственный педагогический университет
In scientific paper the results of research of use of integration cultural and regional components in vocational training students of high school to educational activity by means of traditional culture of the Pskov region are presented. Ideas of such integration are presented in the form of model where the syncretic unity of pedagogical and cultural functions in educational activity and polyfunctionality of national culture are carried out.
Завтрашний день России будет во многом определяться уровнем образования, воспитания и профессиональной подготовки нынешнего молодого поколения, его мировоззренческой позицией, желанием и умением активно участвовать в возрождении России. Рассуждая о духовной преемственности поколений,
В.Т.Лисовский пишет: «Новая ситуация требует особой гибкости, взаимной терпимости, умения сохранять связь времен, не отторгая прошлого как слишком старого, но и не пренебрегая новым как недостойным. Иначе разрыв и конфликт между поколениями становится неизбежным... Социальный имидж «другого» поколения формируется под воздействием ряда факторов, определяющими из которых являются:
— культурный аспект взаимоотношений «отцов» и «детей», закрепленный в национальном менталитете;
— стереотипы восприятия «другого», создаваемые средствами массовой информации и другими источниками масс-культурных воздействий;
— собственный опыт взаимоотношений с представителями другого поколения» [1].
Проблема подготовки студентов-педагогов к воспитательной деятельности обусловлена необходимостью переосмысления феноменов образования и воспитания в изменившихся социально-экономических условиях, преодоления отчуждения между культурой, наукой и образованием, укрепления связи образования с истоками национальной культуры. Л.А.Вербицкая отмечает важнейшее отличие образования от воспитания — оно состоит в том, что знания усваиваются умом, силой интеллекта, а ценности — силой переживания, духовного чувства, которым человек не наделен от природы, но которое воспитывается, как все другие духовные чувства человека, в процессе его вхождения в культуру [2]. Ориентация студентов — будущих педагогов на воспитание и воспитывающую деятельность в системе вузовского образования — это не только профессиональная, но и глубоко личностная ценность человека, его гуманистический потенциал.
В настоящее время наблюдается рост интереса к духовной культуре народов, развитие национального самосознания. Нивелирование культурных традиций ведет к потере исторической памяти, преемственности поколений и духовного наследия народов.
Важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия играют этнокультурные традиции и обычаи. Усвоение традиционной культуры обогащает не только представления об окружающем мире, но и изменяет личность в целом — ее мировоззрение, ценности, систему отношений к миру и в мире.
Значение народных традиций и их связь с мировоззрением, средой обитания, образом жизни, трудом, творчеством народа рассматривается на основе культурологического и регионального подходов, с внедрением которых в содержание воспитания образовательная система опережающе раскрывает и возрождает многоукладные, этнические, национальные виды народных промыслов, культурные традиции региона как целостную систему. В ряде работ отмечается, что эта целостность должна быть сохранена в сфере современного образования. «Культура личности формирует-
ся в результате деятельностной памяти одного человека, культура семьи — как результат семейной памяти, культура народа — народной памяти» [3].
В нашем исследовании осуществляется поиск путей применения традиционной культуры Псковского края в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов в вузе. Противоречия между культурой, рассматриваемой как педагогическое средство, и системой образования как пространственно-временным периодом становления и развития личности, где она осваивает культурные образцы жизни человека, во многом связаны с ощущающимся сегодня недостатком фундаментальных знаний об образовании как историко-культурном феномене.
В этом контексте большое значение имеет проблема регионального образования. Народная культура отражает социально-экономическую историю региона и представляет собой среду бытования этнических традиций, закономерностей развития традиционной культуры. Мы полагаем, что в сфере профессиональной подготовки традиционная культура, рассматриваемая как «диалог культур» — в традиции и в современности, может выступать активным педагогическим средством подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности.
В современной высшей школе осуществляется поиск путей создания регионального компонента содержания образования в обучении и воспитании молодежи. Д.С.Лихачев по этому поводу заметил, что сегодня требуется обращение к социальноисторической и культурной памяти народа: «. если заболевают беспамятностью целые слои общества? Тогда это неизбежно сказывается и в нравственной области, на их отношениях к семье, детям, родителям и труду, именно к труду и трудовым традициям» [4]. Проблема состоит в том, что усвоение национальнокультурных ценностей требует также раскрытия культурных достижений других народов и овладения ими. Эта работа предполагает наличие высокого педагогического мастерства учителя, хорошее знание возрастных и психологических особенностей младших школьников, умение использовать воспитательный потенциал содержания традиционной культуры.
Все это будущий учитель, выпускник педагогического вуза, может приобрести в результате введения наряду с федеральным компонентом профессионального образования регионального и внутриву-зовского компонентов. В одной из серий нашей экспериментальной работы изучалась точка зрения преподавателей на введение содержания русской традиционной культуры в предметы общеобразовательного блока и в дисциплины по выбору. Анализ результатов показал, что, по мнению преподавателей, именно межпредметные связи расширяют воспитательные возможности предметов как педагогического, так и культурологического циклов и позволяют решать задачи профессиональной подготовки более глубоко и полно, но какой элемент может выступить связующим в интеграции содержания различных учебных дисциплин, ответить затруднялись. Никто из преподавателей не определил ценность как возможное средство интеграции содержания педагогических и
культурологических дисциплин или же национальную идею в качестве системообразующей.
Необходимость культуросообразной ориентации педагогической науки и практики остается чрезвычайно актуальной и требует теоретического осмысления и практического воплощения на разных ступенях в системе образования. Здесь особое место занимает интеграция педагогического и культурноисторического знания как коллективной памяти народа о ценностях культуры и воспитания, о способах жизни и преобразования мира, о средствах передачи традиций, обычаев от поколения к поколению, что позволит обеспечить действительный расцвет главного носителя и хранителя человеческого опыта — конкретного индивидуума.
С нашей точки зрения, усиление культурологического образования в системе профессиональнопедагогического позволит будущему учителю начальных классов гибко трансформировать культуросообразные методы и способы в процесс обучения и воспитания младших школьников, так как наследие народной культуры, содержащее в себе игровой элемент, образный и действенный, наиболее адекватны личности учащихся начальных классов. Рассмотрение содержания педагогического образования в аспекте национальных культурных ценностей, традиций позволит студентам одни и те же явления увидеть в горизонте исторических и современных педагогических концепций, в российских, мировых и национальных культурах.
При сегодняшней стандартизации системы высшего профессионального образования именно национальная культура может выступать региональным компонентом в сфере профессиональной педагогической подготовки. Регионализация содержания педагогического образования посредством традиционной культуры обеспечит возможность выпускникам вуза реализовать свои потребности в культурной среде жизни и профессионального становления. Учитель, владеющий смыслами и содержанием народной философии, народной педагогики, будет способен активно содействовать возрождению национального самосознания, регулировать характер социокультурных отношений в обществе, развивать идею народности, заложенную в лучших произведениях передовых мыслителей России.
Нам представляется, что специфика подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности состоит в синкретическом единстве этнокультурного и психолого-педагогического компонентов. Это обусловлено, с одной стороны, универсальностью профессиональной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, учителя начальных классов, с другой, — полифункциональностью традиционной культуры. В процессе освоения традиционной культуры, «проживания» ее в деятельности возможно развитие не только специальных воспитательных умений, но и культуры речи и общения, креативности мышления — качеств, имеющих важное значение для становления общей и профессиональной культуры педагогов. В данном контексте нами и разворачивался поиск развивающих технологий в концепции культурологического и регио-
нального образования в высшей школе. В ее основу положены: 1) национальный контекст культуры, раскрывающий этнические особенности и ценности народов, проживающих на одной территории, и интеграция их в системе профессионально-педагогической подготовки с целью обеспечения свободного творческого развития личности будущего учителя; 2) преемственность культурных традиций как фактор развития личности, обеспечивающий сохранение, воспроизведение народных художественных, педагогических ценностей в процессе профессионально-педагогического образования.
Концептуально-теоретические положения определили основные принципы построения модели подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности: народности, культуросообразности, природосооб-разности, гуманистической ориентации, гуманитаризации интеграции содержания этнографической культуры и профессионально-педагогической информированности, практической деятельности, системного анализа. Готовность будущих педагогов к воспитательной деятельности включала следующие компоненты: мотивационный, ценностно-содержательный, деятельностно-практический, рефлексивный. Генеральные линии готовности к воспитательной деятельности позволили сформулировать систему критериев: осознание и принятие роли народной культуры в профессиональном становлении педагога-воспитателя; конкретные представления о различных видах и формах народной культуры, в том числе народной педагогике, ее воспитательном потенциале; наличие творческих умений в отдельных видах народного искусства (будущей деятельности); оформление быта, использование региональных традиций и других деятельностей; специальные знания и умения по методике воспитательной деятельности средствами народной культуры, опыт такой деятельности. Намечены стратегические направления в реализации концепции культуроориентированной модели в системе профессиональнопедагогической подготовки:
— разработка программ спецкурсов как составляющих содержание профессионально-педагогической подготовки студентов к воспитательной деятельности;
— изменение содержания и форм организации педагогической практики студентов (этнографическая, волонтерская практики);
— актуализация традиционной народной культуры Псковского края в контексте педагогической деятельности в начальной школе;
— разработка культурно-диалоговых технологий, обеспечивающих становления педагогической культуры студентов и формирование их профессионально-творческого опыта;
— разработка научно-методических пособий, обеспечивающих учителю начальных классов возможность реализовывать инновационные подходы к организации воспитательной деятельности и трансляции народной культуры в начальной школе.
Важнейшими функциями содержания культуроориентированной модели подготовки студентов к воспитательной деятельности являются: созидательная, развивающая, ценностно-ориентированная, вос-
питывающая, культурно-творящая, системообразующая. Основной формой организации процесса обучения студентов на факультете начального образования была определена технология, суть которой состоит в содержательно-целевом объединении учебных дисциплин при наличии синтезирующей единицы — ценности. Границы обучающего содержания определяются совокупностью или теоретических знаний, или практических действий. Причем этапы обучения народной культуре, народной педагогике Псковского края, теории и методике воспитания были представлены в логической взаимосвязи: теоретический — семинарский — практический — факультативный и внеучебный.
Результаты исследования позволяют сделать следующий вывод: введение регионально-национального контекста в профессионально-педагогическое образование обеспечивает его фундаментализацию,
отвечает требованиям времени и социальнокультурному развитию страны, региона. Основными педагогическими и культурологическими средствами подготовки будущего учителя начальных классов к воспитательной деятельности выступали национальные народные ценности истории и культуры, обеспечивающие дальнейшее развитие системы российского образования в целом и регионального в частности.
1. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: Алетейя, 2000. С.11. См. также: Лисовский В.Т. Образ будущего: Опыт социологофилософского анализа. СПб, 2001. С.27-35.
2. Вербицкая Л.А. Проблемы современного университетского чтения. СПб., 2001. С.5.
3. Лихачев Д.С. Прошлое — будущему: Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985. С.57.
4. Там же.