Научная статья на тему 'Этнопедагогическая культура педагога одно из условий повышения эффективности воспитательной деятельности (теоретический аспект)'

Этнопедагогическая культура педагога одно из условий повышения эффективности воспитательной деятельности (теоретический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1483
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА / СИСТЕМА НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамукова Бэла Хасамбиевна

В статье рассматривается этнопедагогическая культура педагога как одно из условий повышения эффективности воспитательной деятельности, дается анализ определений педагогической культуры, позволяющий выделить ее основные признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическая культура педагога одно из условий повышения эффективности воспитательной деятельности (теоретический аспект)»

УДК 37.013.42 ББК 74.65 Х 18

Б.Х. Хамукова

Этнопедагогическая культура педагога - одно из условий повышения эффективности воспитательной деятельности

(теоретический аспект)

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматривается этнопедагогическая культура педагога как одно из условий повышения эффективности воспитательной деятельности, дается анализ определений педагогической культуры, позволяющий выделить ее основные признаки.

Ключевые слова:

Этнопедагогическая культура, воспитание общей и педагогической культуры, формирование личности школьника, система нравственных ценностей, профессиональные знания, умения, навыки.

В современном обществе культура стала предметом всеобщего внимания и интереса. Это объясняется тем, что она представляет собой сложное многофункциональное социальное явление.

Есть понятия, которые в связи со своей многозначностью с трудом поддаются определению. Тем более неоднозначно такое понятие, как культура. Культура труда, поведения, культура нации, человека, педагогическая культура, этнопедагогическая культура, наконец.

Выделение этнопедагогической культуры как особого феномена обусловлено спецификой педагогической деятельности и требованиями, предъявляемыми учителю в современных условиях. Для того, чтобы полнее представить, что такое этнопедагогическая культура во всех ее связях и компонентах, необходимо обеспечить системный подход к изучению этого явления. В связи с этим, прежде чем дать определение понятию «этнопедагогическая культура учителя», нам представляется целесообразным рассмотреть ее составляющие - педагогическую культуру и этническую культуру учителя.

В подготовке будущих учителей педагогическая культура занимает особое место. Педагоги разных времен и народов, размышляя над проблемами обучения и воспитания, приходили к выводу о том, что успех педагогического воздействия в первую очередь определяется каче-

ствами ума, характера, воли самого воспитателя, яркостью и своеобразием его личности.

Так, В.А. Сухомлинский видит в педагогической культуре комплекс различных качеств педагога - от умения внести в образовательный потенциал культуротворческий до способности свободной ориентации в сложных вопросах науки, основы которой он преподает [5].

В качестве важнейших компонентов педагогической культуры З.К. Меретукова выделяет: нравственно-духовную культуру; профессиональную культуру (педагогические знания и педагогические умения); культуру слова и культуру мышления в целом, предполагающую кроме всего прочего и овладение операциями мышления, культуру педагогического мышления; педагогическое творчество; методологическую культуру; диагностическую культуру; фундаментальные человековедческие и культурологические знания; культуру самообразования, самосовершенствования, потребность в ней, потребность к профессиональному информационному взаимообмену, создающему развивающее поле для коллег; гармонию личностных особенностей и профессионального мастерства; потребность в общении с учащимися и способность испытывать удовлетворение от процесса общения с ними [4].

Весьма примечательным является взгляд на проблему педагогической культуры А. В. Барабанщикова, который трактует её как синтез пе-

дагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и профессионально-педагогических качеств, стиля учебно-воспитательной работы и отношения преподавателя к своему делу и самому себе. Как специфически профессиональное явление педагогическая культура представляет собой определенную «степень овладения преподавателем педагогическим опытом человечества, степени его совершенства в педагогической деятельности, достигнутом уровне развития его личности как педагога». Отмечая интегративные функции культуры и определяя её как сквозную характеристику развития общества, А.В. Барабанщиков считает, что Исходным её началом служит общая культура. Связи между ними настолько непосредственны, что с полным основанием можно утверждать: педагогическая культура является специфическим проявлением общей культуры в условиях педагогического процесса [2].

Аргументированным представляется нам определение педагогической культуры учителя, данное Б. Гармаш в своем диссертацион-ном исследовании: «Педагогическая культура учителя представляет собой системное динамическое образование, отражающее определенный уровень его развития; способы организации его жизни деятельности на данном уровне; многостороннюю деятельность, направленную на овладение педагогом опытом, представленным в самых различных формах с целью самопознания, самосовершенствования и подготовки к формированию личности школьника в соответствии с современным идеалом» [3].

Таким образом, анализ приведенных выше определений педагогической культуры позволяет выделить ее основные признаки: педагогическая культура характеризует творческую деятельность учителя и является как бы качественным показателем его педагогической деятельности; во-вторых, педагогическая культура влияет на процесс формирования мышления учителя; и, в-третьих, педагогическая культура представляет собой процесс постоянного самосовершенствования и самоутверждения в культуротворческой деятельности педагога.

Наряду с педагогической, составной частью этнопедагогической культуры является феномен как этническая культура. Идеи, представления, обычаи, традиции, религиозные верования оказываются мощными факторами

формирования этнической культуры человека. Этническая культура - это система ценностей формируемых в силу единства языка, традиций, обычаев и национальной психологии тех или иных этнических групп и этнических общностей. Ее феномен обусловлен исторически стабильным стремлением представителей той или иной нации к признанию своей самоценности, устойчивой потребностью самосохранения. Знание культуры своего народа - это одно из главных условий успешной деятельности педагога в работе с многонациональным составом учащихся. Невозможно привить любовь детям к своей культуре, если самому учителю не присуща высокая этническая культура.

Таким образом, этнопедагогическая культура учителя представляет собой необходимый уровень сформированности у учителя современных, общекультурных и профессиональных знаний, умений, навыков, развития личностных качеств и способностей, позволяющих организовать педагогическую деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями педагогики и психологии тех или иных этнических групп и общностей.

Изучение народного опыта воспитания позволяет утверждать, что народ великий педагог, который определяет содержание воспитания в соответствии с собственными идеалами, одновременно вырабатывает действенные пути и способы его осуществления в подрастающих поколениях. Подход народа к воспитанию как целостному процессу проявляется не только в его представлениях о взаимодействии и взаимосвязи отдельных сторон формирования личности, но и в наличии многообразных методов воздействия на сознание, чувства и поведение испытуемых [1].

Народная мудрость и сознание народа в течение многих тысячелетий преодолели трудности воспитания и сохранили идеальные черты человеческого характера, как честность, трудолюбие, уважение, что заслуживает внимания искусство их привития новым поколениям. Именно поэтому в последнее время актуальность воспитания в русле традиций народной педагогики повысилась и чаще поднимается вопрос о формировании готовности будущего педагога к работе с детьми с использованием идей народной педагогики.

Теоретическая подготовленность учителя в этом аспекте предполагает:

- глубокое знание таких категорий, как «народная педагогика», «этнопедагогика», «цель воспитания в педагогических воззрениях народа», «средства и методы воспитания в народной педагогике» и т. д.;

- знание прогрессивных воспитательных традиций народа, используемых в живой воспитательной практике;

- широкая осведомленность о произведениях фольклора, об исследованиях, посвященных им;

- сформированность знаний о социальнопедагогическом, этико-нравственном, эстетическом, познавательном значении эпоса, сказок, пословиц, поговорок и т.д.

- владение знаниями об особенностях художественно-творческой, воспитательной деятельности народных педагогов;

- знание памятников культуры, а также работы музеев народного творчества;

- сформированность знаний о научно-педагогических основах использования материалов народной педагогики в воспитании школьников;

- знание критериев отбора материалов народно-художественных традиций для учебновоспитательных целей начальной школы.

В заключение следует отметить, что система педагогического образования, независимо от конкретной учительской специальности, должна быть нацелена на воспроизводство у студентов целостной диалектической картины культурного процесса, обуславливающего специфику их сознания и деятельности. Критерием эффективности образованности будущего учителя выступает общая и этнопедагогическая культура учителя.

:

1. Арабов И А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика (куль^фологический аспект). - Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 1999. - 215с.

2. . ., . . -ская культура преподавателей высшей военной школы. - М.: ВПА, 19S5. - 173 с.

3. . .

культуры будущего учителя (на материале пе-

). -

дата пед. наук. - Киев, 199G.

4. . . -

. -

дентов и аспирантов. - Майкоп, 1999. - 160 с.

5. . . -

тором школы. - М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.