Научная статья на тему 'Современные тенденции социоориентированного воспитания учащихся в условиях мультикультурализма: нравственный аспект'

Современные тенденции социоориентированного воспитания учащихся в условиях мультикультурализма: нравственный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / СОЦИООРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ / NATIONAL TRADITIONS / STUDENT / CHARACTER EDUCATION / SOCIALLY ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахрутдинова А. В., Кондратьева И. Г.

В статье представлен анализ принципов и условий, способствующих организации социиоориетированного воспитания в условиях многонационального и, соответственно, мультикультурного общества, раскрыт ряд черт характера, на формирование которых педагогам следует обратить внимание при выборе форм, методов и технологий воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фахрутдинова А. В., Кондратьева И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNTR TRENDS OF SOCIALLY ORIENTED EDUCATION AT THE TIME OF MULTICULTURALISM: ETHICAL ASPECT

The paper presents an analysis of principles and conditions that allow to organize socially oriented education in a multi-national and therefore a multi cultural society, describes a range of traits to the formation at which educators should pay special attention while choosing educational activities, forms, methods and technologies for organization of educational process.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции социоориентированного воспитания учащихся в условиях мультикультурализма: нравственный аспект»

УДК: 37:370.1 «72»+316.28:37.034

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИООРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА: НРАВСТВЕННЫЙ

АСПЕКТ

Фахрутдинова А.В. - д.п.н., доцент; Кондратьева И.Г.- к.п.н., доцент Казанский (Приволжский) федеральный университет e-mail : [email protected]

Ключевые слова: учащиеся, нравственное воспитание, национальные традиции, социоориентированное воспитание.

Key words: student, character education, national traditions, socially oriented education.

В условиях международной интеграции и глобализации

демократических стран, которые в большинстве своем являются

многонациональными и

мультикультурными государствами

проблема воспитания привлекает внимание все большего числа исследователей, педагогов и политиков. Более того, сложившаяся ситуация с мигрантами, ведущая к возникновению проблем противостояния культур подразумевает необходимость изменения подходов к процессу социализации подрастающих поколений, определяющих развитие воспитательного направления

педагогической мысли.

Понимание социоориентированного воспитания в условиях

многонационального и мультикультурного общества как процесса и результата целенаправленной деятельности

государства, общественности, педагогов и семьи по формированию сознательных, социально активных и ответственных граждан, позволило определить процесс воспитания как педагогическое воздействие на учащихся, направленное на формирование у реципиентов (детей, студентов и взрослых) набора демократических, общечеловеческих и культурных нравственных ценностей; общественных, политических,

экономических, культурных знаний; навыков активного, участия в жизни социума; понимания ценностей; уважения общественных устоев и традиций, а также стремления выполнять свои обязанности перед обществом и государством [3].

Такое понимание воспитания подразумевает наличие следующих

принципов: 1) непрерывная реализация воспитания на всех этапах формирования личности, охватывающая все население; 2) обязательное соблюдение и уважение прав человека, демократических принципов и законов; 3) уделение особого значения культурному наследию и социально значимым традициям, касающимся сохранения сложившихся общественных устоев, развитию общества, пониманию, принятию и уважению всех людей; 4) реализация воспитания на региональном или локальном уровне в соответствии с национальными, социальными,

культурными и историческими традициями; 5)понимание процесса воспитания как инструмента развития толерантности, борьбы с расизмом, ксенофобией, насилием, агрессивным национализм; 6) поддержание общественного согласия, социальной справедливости и

общественного блага [4].

Процесс формирования активного члена общества обусловлен рядом требований, позволяющих реализовать перечисленные принципы:

□ в воспитательную деятельность вовлечены не только сотрудники учебных заведений, но и государство, представитель общин, представители местной власти, деятели науки, культуры и активные граждане, поскольку общество поддерживается и совершенствуется соответствующим воспитанием и образованием подрастающих поколений;

□ социальные и культурные ценности формируются с детских лет;

□ социоориентированное воспитание имеет следующую структуру: демократические, социальные, культурные, нравственные национальные и

общечеловеческие ценности,

соответствующи знания и навыки, которые позволяют сформировать активную жизненную позицию личности.

Представители педагогической

общественности и исследователи социоориентированного воспитания

считают необходимым вовлекать в общественно значимую деятельность и воспитывать приверженность к

культурным, нравственным, духовным ценностям на самых ранних этапах формирования личности и продолжать на протяжении всего курса обучения. Начиная с начальных классов, соответствующие знания и навыки отрабатываются в малых группах, это позволяет обмениваться мнениями и строить планы дальнейшего действия, соразмерные с возрастом и уровнем подготовленности [1].

Важно научить внимательно слушать собеседника, доброжелательно и/или критически подвергать сомнению его слова, идеи, разрешать конфликты, привлекая посредников или идя на компромисс, что приведет к согласию. Изучение принятых в обществе традиций и устоев в игровой форме позволит лучше понять их значение и важность. Учащиеся старших ступеней обучения могут и должны развивать не только теоретические знания, но и совершенствовать навыки контроля и влияния на общественную и культурную жизнь локального сообщества, региона. Важно вовлекать ребят в проведение социологических исследований, приучать именно к общению с организациями, правительством,

средствами СМИ посредством

электронных ресурсов, уметь грамотно сформулировать мысль, подтвердить ее фактами, выдвинуть аргументы, а не только общаться в «контакте», через «Фэйсбук» и другие социальные сети между собой. Важно научить пользоваться информацией, хранящейся в библиотеках (электронных и классических), находить ее в интернете, уметь разговаривать по телефону, общаться на всех уровнях, вступая в личные контакты или используя средства массовой информации, что развивает чувство принадлежности к обществу, позволяет на практике понимать значимость традиций и духовных и культурных ценностей

народов, проживающих на одной территории [2].

Программы воспитания в вузах подразумевают подготовку к активному, уважительному взаимодействию, которое является логическим и неотъемлемым компонентом воспитания, нацеленного на возможность применять под руководством опытных и квалифицированных

наставников полученные теоретические навыки на практике.

Необходимость, продиктованная демократическим укладом Российского общества, заключается в формировании у учащихся значимости принимать участие в культурной и общественной жизни. Это определяет важность формирования ряда интеллектуальных и практических навыков у учащихся на всех уровнях [5].

Таким образом, активная

общественная и гражданская позиция развиваясь медленно, начинает

формироваться в семье, далее совершенствуется в школе, обществе и посещаемых ребенком кружках и общественных организациях и строится на изучении и понимании культурного наследия различных народов,

проживающих на одной территории. Педагоги при этом должны понимать, что приобретенный опыт ведет к пониманию человеком значимости ответственного отношения к различным культурам и традициям в пределах социума.

Таким образом, мы можем говорить о важности и значимости формирования личностно значимых и общественно значимых качеств личности при организации социоориентированного

воспитательного процесса в условиях многонационального и мультикультурного общества.

К первому блоку общественно значимых качеств личности мы относим формирование у учащихся готовности к постоянному самосовершенствованию, целеустремленности, личной

ответственности за поступки и принятые решения, самодисциплины и уважения человеческого достоинства каждого человека; развитие возможности видения перспектив карьерного роста,

интеллектуального любопытства,

инициативы, уважения к культурному наследию, основанному на идеях

человеколюбия и осознания своего места в окружающем мультикультурном мире, соответствующей честности по отношению к себе и окружающим, инициативы, основанной на ответственности по отношению к своим поступкам, озабоченности своим благом и благом других. Более того, значимым компонентом при формировании личности является предусмотрительность по отношению к тому, как совершенные этой личностью поступки в дальнейшем могут отразиться на других людях, а также вера в человеческое достоинство и равенство, привычка судить о чем-либо и поступать с позиции принятой в обществе морали [6].

Кроме того, к чертам общественного значимым чертам характера относятся:

-на индивидуально-межличностном уровне: доброжелательность, чувство уважения к другим, понимание и принятие точки зраения других, готовность идти на компромисс, коммуникабельность,

толерантность, готовность отвечать за непредусмотренные последствия своих действий, ответственность, терпимость;

-на общественно-значимом уровне: соблюдение закона, критическая оценка происходящего, забота об общественном благе, стремление разрешать конфликты, готовность к совместной работе на общее благо, умение ответственно относиться к своим поступкам; думать о своем благе и благе других, заранее обдумывать, как эти поступки могут отразиться на других;

-на культурно-общественном уровне: демонстрация понимания культурного наследия и вкладов разнообразных культур в общественные устои, стремление сохранить мультикультурное наследие страны, умение ответственно относиться к своим поступкам; думать о своем благе и благе других, заранее обдумывать, как эти поступки могут отразиться на других, готовность отвечать за непредусмотренные последствия своих действий;

ответственность, терпимость [4].

Так, на основе изученного материала в современном представлении цель социиоориетированного воспитания в условиях многонационального и

соответственно мультикультурного

общества - это сформировать у учащегося активную жизненную позицию на основе принятия индивидом демократических,

культурных, общечеловеческих,

нравственных ценностей путем передачи соответствующих знаний и развития личностных качеств.

Соответственно, в качестве задач социоориетированного воспитания

рассматривается необходимость:

- сформировать набор демократических, культурных, общечеловеческих, нравственных ценностей;

- подготовить граждан к активному и информированному участию в работе ассоциаций общественных организаций и уважительному сотрудничеству с государственными, религиозными органами и между собой;

- сформировать готовность к поддержанию благополучия в обществе:

-принимать ответственные решения, не оскорбляющие взгляды представителей различных культур, проживающих в социуме;

- поддерживать и развивать чувство ответственности;

- демонстрировать цивилизованное демократическое, толерантное поведение и активную гражданскую и общественную позицию [7].

Определяя стратегию воспитательной деятельности, можно утверждать, что путь к созданию «спокойного общества» должен идти «через информацию и просвещение, развитие сознания, опыт преодоления противоречий и способность к критике, к творческой активности, к овладению навыками по самостоятельному принятию решений в культурной, социальной, экономической и политической областях» [2,4,1].

Социоориентированное воспитание учащихся в условиях многонационального и мульти-культурного общества

осуществляется в церквях, общинах, детских, молодежных, общественных организациях, через средства массовой информации, в учебных заведениях, в семье.

Таким образом, нами выявлено, что социоориентированное воспитание

реализуется в соответствии с национальными, социальными,

культурными и историческими традициями людей, проживающих на каждой конкретно взятой территории. Современное

социоориентированное понимание навыках граждан (интеллектуальных и

воспитания может быть представлено в практических), личностно значимых и

исследовании в виде триплексной общественно значимых, а также активной

структуры, построенной на знаниях, жизненной и гражданской позиции.

ЛИТЕРАТУРА: 1.БашароваН.Ф. Преподавание русского языка как иностранного для начинающих на подготовительном отделении КГАВМ Ученые записки КГАВМ, 2014.-Т.219.-С.36-39. 2. Масленникова, ВШ. Воспитание социально-ориентированной личности студента в системе профессионального образования/ Казанский педагогический журнал, 2005.- N° 4.- С. 41-50. З.Фахрутдинова А.В., Мулюкова Г.А. Влияние глобализационных процессов на подходы к иноязычной подготовке выпускников вузов Ученые записки КГАВМ, 2014.-Т.219.-С.161-164. 4.Фахрутдинова А.В. Махмутова М.М. Реализация воспитательного потенциала культурного наследия народов востока в локальном сообществе Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств,2014.- №4ч.2.-С.67-70. 5. Фахрутдинова А.В. Социализация молодежи в условиях миграционных процессов: зарубежный опыт Материалы международной научно практической конференции Миграционные процессы: тренды, вызовы, перспективы Казань: Отечество, 2014.- С.228-232. 6. Фахрутдинова А.В. Формирование социальных ценностей у подрастающих поколений как механизм предотвращения развития поведенческих девиаций / Материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Феноменология и профилактика девиантного поведения» ФГКОУВПО «Краснодарский университет МВД России». Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2014.С.254-258. 7. Хусаинова А.Т., Фахрутдинова А.В. Межпредметная интеграция при обучении студентов вузов на примере изучения иностранного языка Ученые записки КГАВМ, 2014.-Т.219.-С.240-243.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИООРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА: НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ

Фахрутдинова А.В., Кондратьева И.Г.

Резюме

В статье представлен анализ принципов и условий, способствующих организации социиоориетированного воспитания в условиях многонационального и, соответственно, мультикультурного общества, раскрыт ряд черт характера, на формирование которых педагогам следует обратить внимание при выборе форм, методов и технологий воспитательной деятельности.

MODERNTR TRENDS OF SOCIALLY ORIENTED EDUCATION AT THE TIME OF MULTICULTURALISM: ETHICAL ASPECT

Fakhrutdinova A.V., Kondratjeva I.G.

Summary

The paper presents an analysis of principles and conditions that allow to organize socially oriented education in a multi-national and therefore a multi - cultural society, describes a range of traits to the formation at which educators should pay special attention while choosing educational activities, forms, methods and technologies for organization of educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.