УДК: 37:370.1 «72»+316.28:37.034
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИООРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА: НРАВСТВЕННЫЙ
АСПЕКТ
Фахрутдинова А.В. - д.п.н., доцент; Кондратьева И.Г.- к.п.н., доцент Казанский (Приволжский) федеральный университет e-mail : [email protected]
Ключевые слова: учащиеся, нравственное воспитание, национальные традиции, социоориентированное воспитание.
Key words: student, character education, national traditions, socially oriented education.
В условиях международной интеграции и глобализации
демократических стран, которые в большинстве своем являются
многонациональными и
мультикультурными государствами
проблема воспитания привлекает внимание все большего числа исследователей, педагогов и политиков. Более того, сложившаяся ситуация с мигрантами, ведущая к возникновению проблем противостояния культур подразумевает необходимость изменения подходов к процессу социализации подрастающих поколений, определяющих развитие воспитательного направления
педагогической мысли.
Понимание социоориентированного воспитания в условиях
многонационального и мультикультурного общества как процесса и результата целенаправленной деятельности
государства, общественности, педагогов и семьи по формированию сознательных, социально активных и ответственных граждан, позволило определить процесс воспитания как педагогическое воздействие на учащихся, направленное на формирование у реципиентов (детей, студентов и взрослых) набора демократических, общечеловеческих и культурных нравственных ценностей; общественных, политических,
экономических, культурных знаний; навыков активного, участия в жизни социума; понимания ценностей; уважения общественных устоев и традиций, а также стремления выполнять свои обязанности перед обществом и государством [3].
Такое понимание воспитания подразумевает наличие следующих
принципов: 1) непрерывная реализация воспитания на всех этапах формирования личности, охватывающая все население; 2) обязательное соблюдение и уважение прав человека, демократических принципов и законов; 3) уделение особого значения культурному наследию и социально значимым традициям, касающимся сохранения сложившихся общественных устоев, развитию общества, пониманию, принятию и уважению всех людей; 4) реализация воспитания на региональном или локальном уровне в соответствии с национальными, социальными,
культурными и историческими традициями; 5)понимание процесса воспитания как инструмента развития толерантности, борьбы с расизмом, ксенофобией, насилием, агрессивным национализм; 6) поддержание общественного согласия, социальной справедливости и
общественного блага [4].
Процесс формирования активного члена общества обусловлен рядом требований, позволяющих реализовать перечисленные принципы:
□ в воспитательную деятельность вовлечены не только сотрудники учебных заведений, но и государство, представитель общин, представители местной власти, деятели науки, культуры и активные граждане, поскольку общество поддерживается и совершенствуется соответствующим воспитанием и образованием подрастающих поколений;
□ социальные и культурные ценности формируются с детских лет;
□ социоориентированное воспитание имеет следующую структуру: демократические, социальные, культурные, нравственные национальные и
общечеловеческие ценности,
соответствующи знания и навыки, которые позволяют сформировать активную жизненную позицию личности.
Представители педагогической
общественности и исследователи социоориентированного воспитания
считают необходимым вовлекать в общественно значимую деятельность и воспитывать приверженность к
культурным, нравственным, духовным ценностям на самых ранних этапах формирования личности и продолжать на протяжении всего курса обучения. Начиная с начальных классов, соответствующие знания и навыки отрабатываются в малых группах, это позволяет обмениваться мнениями и строить планы дальнейшего действия, соразмерные с возрастом и уровнем подготовленности [1].
Важно научить внимательно слушать собеседника, доброжелательно и/или критически подвергать сомнению его слова, идеи, разрешать конфликты, привлекая посредников или идя на компромисс, что приведет к согласию. Изучение принятых в обществе традиций и устоев в игровой форме позволит лучше понять их значение и важность. Учащиеся старших ступеней обучения могут и должны развивать не только теоретические знания, но и совершенствовать навыки контроля и влияния на общественную и культурную жизнь локального сообщества, региона. Важно вовлекать ребят в проведение социологических исследований, приучать именно к общению с организациями, правительством,
средствами СМИ посредством
электронных ресурсов, уметь грамотно сформулировать мысль, подтвердить ее фактами, выдвинуть аргументы, а не только общаться в «контакте», через «Фэйсбук» и другие социальные сети между собой. Важно научить пользоваться информацией, хранящейся в библиотеках (электронных и классических), находить ее в интернете, уметь разговаривать по телефону, общаться на всех уровнях, вступая в личные контакты или используя средства массовой информации, что развивает чувство принадлежности к обществу, позволяет на практике понимать значимость традиций и духовных и культурных ценностей
народов, проживающих на одной территории [2].
Программы воспитания в вузах подразумевают подготовку к активному, уважительному взаимодействию, которое является логическим и неотъемлемым компонентом воспитания, нацеленного на возможность применять под руководством опытных и квалифицированных
наставников полученные теоретические навыки на практике.
Необходимость, продиктованная демократическим укладом Российского общества, заключается в формировании у учащихся значимости принимать участие в культурной и общественной жизни. Это определяет важность формирования ряда интеллектуальных и практических навыков у учащихся на всех уровнях [5].
Таким образом, активная
общественная и гражданская позиция развиваясь медленно, начинает
формироваться в семье, далее совершенствуется в школе, обществе и посещаемых ребенком кружках и общественных организациях и строится на изучении и понимании культурного наследия различных народов,
проживающих на одной территории. Педагоги при этом должны понимать, что приобретенный опыт ведет к пониманию человеком значимости ответственного отношения к различным культурам и традициям в пределах социума.
Таким образом, мы можем говорить о важности и значимости формирования личностно значимых и общественно значимых качеств личности при организации социоориентированного
воспитательного процесса в условиях многонационального и мультикультурного общества.
К первому блоку общественно значимых качеств личности мы относим формирование у учащихся готовности к постоянному самосовершенствованию, целеустремленности, личной
ответственности за поступки и принятые решения, самодисциплины и уважения человеческого достоинства каждого человека; развитие возможности видения перспектив карьерного роста,
интеллектуального любопытства,
инициативы, уважения к культурному наследию, основанному на идеях
человеколюбия и осознания своего места в окружающем мультикультурном мире, соответствующей честности по отношению к себе и окружающим, инициативы, основанной на ответственности по отношению к своим поступкам, озабоченности своим благом и благом других. Более того, значимым компонентом при формировании личности является предусмотрительность по отношению к тому, как совершенные этой личностью поступки в дальнейшем могут отразиться на других людях, а также вера в человеческое достоинство и равенство, привычка судить о чем-либо и поступать с позиции принятой в обществе морали [6].
Кроме того, к чертам общественного значимым чертам характера относятся:
-на индивидуально-межличностном уровне: доброжелательность, чувство уважения к другим, понимание и принятие точки зраения других, готовность идти на компромисс, коммуникабельность,
толерантность, готовность отвечать за непредусмотренные последствия своих действий, ответственность, терпимость;
-на общественно-значимом уровне: соблюдение закона, критическая оценка происходящего, забота об общественном благе, стремление разрешать конфликты, готовность к совместной работе на общее благо, умение ответственно относиться к своим поступкам; думать о своем благе и благе других, заранее обдумывать, как эти поступки могут отразиться на других;
-на культурно-общественном уровне: демонстрация понимания культурного наследия и вкладов разнообразных культур в общественные устои, стремление сохранить мультикультурное наследие страны, умение ответственно относиться к своим поступкам; думать о своем благе и благе других, заранее обдумывать, как эти поступки могут отразиться на других, готовность отвечать за непредусмотренные последствия своих действий;
ответственность, терпимость [4].
Так, на основе изученного материала в современном представлении цель социиоориетированного воспитания в условиях многонационального и
соответственно мультикультурного
общества - это сформировать у учащегося активную жизненную позицию на основе принятия индивидом демократических,
культурных, общечеловеческих,
нравственных ценностей путем передачи соответствующих знаний и развития личностных качеств.
Соответственно, в качестве задач социоориетированного воспитания
рассматривается необходимость:
- сформировать набор демократических, культурных, общечеловеческих, нравственных ценностей;
- подготовить граждан к активному и информированному участию в работе ассоциаций общественных организаций и уважительному сотрудничеству с государственными, религиозными органами и между собой;
- сформировать готовность к поддержанию благополучия в обществе:
-принимать ответственные решения, не оскорбляющие взгляды представителей различных культур, проживающих в социуме;
- поддерживать и развивать чувство ответственности;
- демонстрировать цивилизованное демократическое, толерантное поведение и активную гражданскую и общественную позицию [7].
Определяя стратегию воспитательной деятельности, можно утверждать, что путь к созданию «спокойного общества» должен идти «через информацию и просвещение, развитие сознания, опыт преодоления противоречий и способность к критике, к творческой активности, к овладению навыками по самостоятельному принятию решений в культурной, социальной, экономической и политической областях» [2,4,1].
Социоориентированное воспитание учащихся в условиях многонационального и мульти-культурного общества
осуществляется в церквях, общинах, детских, молодежных, общественных организациях, через средства массовой информации, в учебных заведениях, в семье.
Таким образом, нами выявлено, что социоориентированное воспитание
реализуется в соответствии с национальными, социальными,
культурными и историческими традициями людей, проживающих на каждой конкретно взятой территории. Современное
социоориентированное понимание навыках граждан (интеллектуальных и
воспитания может быть представлено в практических), личностно значимых и
исследовании в виде триплексной общественно значимых, а также активной
структуры, построенной на знаниях, жизненной и гражданской позиции.
ЛИТЕРАТУРА: 1.БашароваН.Ф. Преподавание русского языка как иностранного для начинающих на подготовительном отделении КГАВМ Ученые записки КГАВМ, 2014.-Т.219.-С.36-39. 2. Масленникова, ВШ. Воспитание социально-ориентированной личности студента в системе профессионального образования/ Казанский педагогический журнал, 2005.- N° 4.- С. 41-50. З.Фахрутдинова А.В., Мулюкова Г.А. Влияние глобализационных процессов на подходы к иноязычной подготовке выпускников вузов Ученые записки КГАВМ, 2014.-Т.219.-С.161-164. 4.Фахрутдинова А.В. Махмутова М.М. Реализация воспитательного потенциала культурного наследия народов востока в локальном сообществе Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств,2014.- №4ч.2.-С.67-70. 5. Фахрутдинова А.В. Социализация молодежи в условиях миграционных процессов: зарубежный опыт Материалы международной научно практической конференции Миграционные процессы: тренды, вызовы, перспективы Казань: Отечество, 2014.- С.228-232. 6. Фахрутдинова А.В. Формирование социальных ценностей у подрастающих поколений как механизм предотвращения развития поведенческих девиаций / Материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Феноменология и профилактика девиантного поведения» ФГКОУВПО «Краснодарский университет МВД России». Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2014.С.254-258. 7. Хусаинова А.Т., Фахрутдинова А.В. Межпредметная интеграция при обучении студентов вузов на примере изучения иностранного языка Ученые записки КГАВМ, 2014.-Т.219.-С.240-243.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИООРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА: НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ
Фахрутдинова А.В., Кондратьева И.Г.
Резюме
В статье представлен анализ принципов и условий, способствующих организации социиоориетированного воспитания в условиях многонационального и, соответственно, мультикультурного общества, раскрыт ряд черт характера, на формирование которых педагогам следует обратить внимание при выборе форм, методов и технологий воспитательной деятельности.
MODERNTR TRENDS OF SOCIALLY ORIENTED EDUCATION AT THE TIME OF MULTICULTURALISM: ETHICAL ASPECT
Fakhrutdinova A.V., Kondratjeva I.G.
Summary
The paper presents an analysis of principles and conditions that allow to organize socially oriented education in a multi-national and therefore a multi - cultural society, describes a range of traits to the formation at which educators should pay special attention while choosing educational activities, forms, methods and technologies for organization of educational process.