ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Педагогика
№ 1(41)
УДК 796.011 Б01 10.52928/2070-1640-2024-41-1-39-42
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
К.С. ВАШКЕВИЧ (Белорусский государственный университет, Минск) ORCID https://orcid.org/0000-0003-4783-5710
Анализируются формы воспитания специализированных социально-личностных компетенций у студентов в процессе факультативной учебной дисциплины. Рассматривается использование возможностей социальных медийных ресурсов для внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Для улучшения эмоционального благополучия как эмоциональной компетенции, являющейся частью и отражающей межличностную коммуникацию студентов, предлагаются средства реализации воспитания специализированных компетенций.
Ключевые слова: компетенции, личность, физическая культура, студенты, образование, факультативные занятия.
Введение. За последние годы система образования претерпевает значительные перемены. Научно-технический прогресс и социально-экономические условия обусловливают появление инновационных методик, основанных на междисциплинарном подходе и гуманизации образования. Современный студент в процессе обучения получает не только профессиональные навыки, но и развивается как личность, гармонизируя духовные и физические силы. Для ведения здорового и продуктивного образа жизни современному студенту необходимо полноценно реализовать себя и в профессиональном, и в социальном плане [1].
Ежегодно пересматриваемые учебные программы способствуют не только получению профессиональных навыков будущими специалистами, но и дают возможность качественному переносу знаний из одной области в другую посредством внедрения междисциплинарного подхода в высшей школе. Возрастающие критерии подготовки современных специалистов предполагают, что такая взаимосвязь способствует более быстрому и успешному овладеванию знаниями и навыками не только в выбранной профессии, но и скорейшей социализации будущих специалистов. Возможности социально-психологической подготовки будущих специалистов, т.е. развитие социально-личностных компетенций, приобретают все большее значение. Наряду с этим, стремительное развитие и внедрений технологий во всех сферах жизни, включая образовательную среду, влечет за собой интенсификацию информационного пространства, в котором человек может быть дезориентирован. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании способствует развитию умению поиска необходимой информации и определению степени ее важности, умению переходить от большего к частному и структурировать полученные знания [2].
Следовательно, современный студент как будущий специалист нуждается не только в профессиональных умениях, но и обладать навыками психолого-социологической готовности к будущей профессиональной деятельности.
С учетом вышесказанного, целью нашего исследования стало выявление форм реализации воспитания специализированных компетенций в процессе факультативных занятий по физическому воспитанию. Объектом исследования выступили студенты Белорусского государственного университета, предметом - процесс воспитания социально-личностных компетенций, способствующих готовности студентов к будущей профессии и жизни в обществе.
Основная часть. В современных условиях требований рынка труда будущему специалисту необходимо обладать умением выстраивать цели для достижения определенного результата и эмоциональной устойчивостью. Эмоциональная устойчивость, в свою очередь, напрямую зависит от эмоционального благополучия человека. Эмоциональное благополучие - это эмоциональная компетенция, которая обеспечивает доступ к эмоциональному опыту, а также регуляции и трансформации эмоций, их выражению и пониманию в процессе межличностных коммуникаций [3]. Социально-личностная обусловленность требований к будущему специалисту предполагает воспитание компетенций, таких как: обладать качествами гражданственности, быть способным к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям, и их реализацию в системе общего высшего образования и специального высшего образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать формы реализации развития социально-личностных компетенций через участие в волонтерском движении, просветительскую деятельность и социальное взаимодействие.
2. Определить основные преимущества использования форм и средств физической культуры и спорта для их развития.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, метод информационного ресурса, методы математической статистики.
Результаты исследования. Воспитание специализированных компетенций у студентов в Белорусском государственном университете с помощью средств и форм физической культуры осуществляется в процессе
2024
ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е
включения факультативных учебных дисциплин «Специальные спортивные и оздоровительные компетенции» в образовательную программу студентов, где им отведена немаловажная роль [4; 5]. Данные учебные программы призваны реализовать информационные, профессиональные и личностные потребности студентов. Педагогическое сопровождение студентов в процессе реализации данных потребностей осуществляется посредством как традиционных (аудиторных), так и с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Социальная область применения информационно-коммуникационных технологий позволяет в процессе факультативных занятий создать необходимую совокупность условий для развития человека и становления его личности. Например, в результате публикации в социальных медийных ресурсах кафедры физического воспитания и спорта «sport.bsu» анонса экскурсий в Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь, а затем отчета о посещении музея первой группой, интерес к просмотру публикации и анонса возрос в несколько раз (рисунок 1) [6].
Количество подписчиков - 3850
14 12
10 3,928
Анонс Первый отчет Второй отчет
■ Охват аудитории (тыс.) Количество просмотров (тыс.)
Рисунок 1. - Мониторинг просмотра анонса и публикации экскурсии в Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь
В результате данных мероприятий происходит приобщение студентов к олимпийскому движению, его ценностям и идеалам. Информация о выступлении белорусских спортсменов позволяет ощутить гордость за свою страну, способствует развитию духовности нации. Воспитание гражданственности осуществляется через накопление позитивного опыта и становление патриотического мировоззрения [1]. Благодаря такой деятельности, носящей просветительский характер, происходит реализация компетенции, формирующей качества гражданственности у студентов.
В соответствии с постоянными меняющимися требованиями к будущим специалистам увеличивается актуальность в потребности воспитания межличностных коммуникаций и социальному взаимодействию. Данные критерии реализуются в процессе участия студентами в волонтерском движении, которое организовано кафедрой физического воспитания и спорта и Управлением по воспитательной и идеологической работе с молодежью Белорусского государственного университета. Волонтерское движение в сфере физической культуры и спорта способствует не только повышению уровня знаний о той или иной деятельности, но и позволяет социально взаимодействовать различным группам, находить точки соприкосновения и руководствоваться творческим подходом в процессе решения задач.
В процессе такого взаимодействия студенты разных факультетов Белорусского государственного университета объединяются посредством интересов, а не ограничиваются только учебной группой или факультетом. В результате общения у студентов формируется эмоциональное благополучие, основанное на групповой поддержке, мотивации достижения успеха в поставленных целях. Таким образом, коммуникативная культура студентов-волонтеров выходит на новый уровень. Умение общаться, слышать и понимать потребности других людей позволяет студентам проявлять эмпатию и формировать просоциальную группу в рамках судейства соревнований или помощи в организации их. В результате волонтерской деятельности «одобрение» пользователями медийных ресурсов групп студентов-волонтеров увеличилось по сравнению с отчетами мероприятий о прошедших соревнованиях (рисунок 2) [6].
Эмоциональное благополучие студентов, занимающихся волонтерской деятельностью, способствует развитию уверенности в своих силах, защищенности и сплоченности группы (коллектива), развитию личности и доброжелательного отношения к другим людям. Согласно мета-анализу авторов добровольная работа не только помогает более широкому сообществу, но и может улучшить собственное благосостояние. Авторы подчеркивают, что стабильность
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Педагогика
№ 1(41)
занятий волонтерством напрямую влияет на удовлетворенность жизнью независимо от статуса и возраста. Причем участие в волонтерском движении молодежи несет намного более положительный эффект от этого рода деятельности [7; 8].
Количество подписчиков - 3850
9
Анонс Первый отчет Второй отчет
Количество пересылок публикации (тыс.)
■ Количество просмотров (тыс.)
■ Охват аудитории (тыс.)
Рисунок 2. - Мониторинг просмотра публикации об участии в волонтерском движении
В результате организации спортивно-массовых мероприятий и судействе соревнований студенты осуществляют добровольческую деятельность, выстраивают гражданскую позицию и используют свое время более осмысленно.
Однако в контексте социального аспекта необходимо упомянуть и организацию зрительской аудитории на различных спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях. Участие в составе зрительской аудитории на финальных матчах Республиканской Универсиады позволяет студентам не только обогатить свои знания о том или ином виде спорта, но и получить возможность познакомиться с другими болельщиками, т.е. выстроить межличностную коммуникацию. Так, уже посетив предварительные и полуфинальные матчи Республиканской Универсиады по мини-футболу среди мужчин и женщин, студенты определяют для себя любимых игроков, эмоционально переживают голы и ожидают финальных игр, увеличивая количество пересланных публикаций об анонсе матчей (рисунок 3).
Количество подписчиков - 3850
9
Анонс Первый отчет Второй отчет
Количество пересылок публикации (тыс.)
■ Количество просмотров (тыс. )
■ Охват аудитории (тыс.)
Рисунок 3. - Мониторинг просмотра публикации организации зрительской аудитории
Также межличностная коммуникация студентов выходит за рамки посещения соревнований, они продолжают выстраивать социальные взаимоотношения и после окончания игр [6].
2024
ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия E
В процессе освоения учебных программ «Специальные спортивные и оздоровительные компетенции» раскрывается личностный потенциал студентов. Личное благополучие - приоритетная задача для каждого. Качественное воспитание самодостаточной личности способствует позитивному психоэмоциональному состоянию, что положительно сказывается на процессе образования.
Кроме того, необходимо отметить и особо подчеркнуть нормы воспитания гражданственности и патриотизма, имеющие конституционно-правовое закрепление. Так, например, ст. 321 обновленной Конституции Республики Беларусь гласит, что: «Государство способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества». Текст данной статьи подчеркивает фундаментальную важность, особую значимость и ценность молодого поколения. Таким образом, государство определяет несколько направлений в развитии подрастающего поколения, включая молодых специалистов, которые в дальнейшем станут основой нации. Патриотизм и патриотическое воспитание граждан Республики Беларусь являются смыслообразующей идеологической основой нашего государства, что отражено в ч. 2 ст. 54 Конституции Республики Беларусь [9].
Заключение. Критерии подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием ежегодно меняются. Молодому специалисту необходимы не только полученные академические знания, но и умения, основанные на воспитании социально-личностных компетенций. В процессе участия в волонтерском движении студентов Белорусского государственного университета можно говорить об эмоциональном благополучии, проявляющемся в улучшении качества жизни, развитии личностного потенциала, экспрессивности и внутренней детерминации целепола-гания. Таким образом, через участие в волонтерском движении, обогащении опытом межличностных коммуникаций и социального взаимодействия, а также формирования гражданского мировоззрения происходит воспитание социально-личностных компетенций в процессе факультативных занятий по физическому воспитанию. Благодаря использованию форм физической культуры и спорта, студенты становятся инициативными и самостоятельными, используют творческий подход при решении задач и выстраивают гражданскую позицию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вашкевич К.С. Спорт как социальный институт в Белорусском государственном университете // Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов: материалы II междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию каф. физ. воспитания и спорта БГУ / Минск (31 янв. 2023 г.). - Минск: БГУ, 2023. - С. 38-42.
2. Вашкевич К.С. Роль социально-личностных компетенций в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. Е, Пед. науки. - 2023. - № 2. - С. 24-26. DOI 10.52928/2070-1640-202340-2-24-26
3. Одинцова В.В., Горчакова Н.М. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы // Вестн. СПбГУ. Сер. 12. - 2014. - Вып. 1. - С. 69-77.
4. Вашкевич К.С., Садовникова В.В. Специальные спортивные и оздоровительные компетенции [Электронный ресурс]: учеб. программа учреждения высш. образования по учеб. дисциплине для специальностей спец. высш. образования, № УД-31/н. - Минск: Белорус. гос. ун-т, 2023. - URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/299404 (дата обращения: 17.03.2024).
5. Вашкевич К.С., Садовникова В.В. Специальные спортивные и оздоровительные компетенции [Электронный ресурс]: учеб. программа учреждения высш. образования по учеб. дисциплине для специальностей общ. высш. образования, № УД-30/б. -Минск: Белорус. гос. ун-т, 2023. - URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/299403 (дата обращения: 17.03.2024).
6. Спорт БГУ [Электронный ресурс] // Instagram. - URL: https://instagram.com/sport.bsu (дата обращения: 17.03.2024).
7. Rewards of kindness? A meta-analysis of the link between prosociality and well-being / B.P.H. Hui, J.C.K. Ng, E. Berzaghi et al. // Psychol. Bull. - 2020. - Vol. 146, № 12. - 1084-1116. DOI: 10.1037/bul0000298.
8. Как прийти в себя и нащупать почву под ногами? [Электронный ресурс] // Павел Зыгмантович. - URL: https://zygmantovich.com/?p=23340 (дата обращения: 17.03.2024).
9. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс]: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 февр. 2022 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2024.
Поступила 22.03.2024
THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATION OF SOCIAL AND PERSONAL COMPETENCIES
IN THE PROCESS OF ELECTIVE CLASSES
K. VASHKEVICH (Belarusian State University, Minsk)
The article analyzes the forms of education of specialized socio-personal competencies among students in the process of elective academic discipline. The author considers the use of the possibilities of social media resources for the introduction of information and communication technologies in the educational process. To improve emotional well-being, as an emotional competence that is part of and reflects the interpersonal communication of students, the means of implementing the education of specialized competencies are offered.
Keywords: competencies, personality, physical culture, students, education, elective classes.