УДК 378.147:378.189
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (ИЗ ОПЫТА БГТУ)
канд. пед. наук, доц. Т.Г. КАЛЕННИКОВА (Белорусский государственный технологический университет, Минск)
Раскрываются педагогические условия поэтапного формирования личности студента к будущей профессиональной деятельности. Показано, что задачи воспитания в вузе реализуются через модель «студент - вуз», которая включает в себя содержание обучающих программ, внеучебную деятельность, проблематику научных исследований, факультет общественных профессий. Комплекс мер и действий, объединяемых в эту модель, поможет студентам сформировать совокупный «социальный капитал», который будет поддерживать дальнейшее развитие личности выпускника в открытом сообществе с ориентацией на гражданственность, патриотизм, демократию.
Введение. В настоящее время осуществляется перестройка системы высшего образования. Это связано с изменением как внешних требований к деятельности вузов, так и внутренних условий развития высшего образования. В связи с этим одной из актуальных задач становится повышение воспитательного потенциала образовательного процесса высшего учебного заведения. Общество предъявляет социальный заказ вузу, предусматривающий не только подготовку образованного человека, но и воспитание активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных профессиональных проблем, готовой к исполнению своего гражданского долга, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны.
Большое значение в подготовке такого специалиста имеет педагогическая среда университета. Среда высшего учебного заведения - сложное многомерное образование, которое интегрирует в себе различные компоненты, каждый из которых представляет всевозможные аспекты образовательного пространства вуза. Следует отметить, что каждое учебное заведение характеризуется своим микроклиматом: межличностными отношениями «студент - студент», «преподаватель - студент»; традициями; нормами, правилами поведения; профессиональными и культурными ценностями.
Образовательная среда это совокупность природных, социальных и педагогических факторов, влияющих непосредственно и опосредованно на профессионально-гражданское становление будущих специалистов. Она является связующим мостиком между субъектом педагогического процесса и условиями, в которых он протекает, что стимулирует взаимное воздействие и обогащение профессионального развития личности и микроклимата университета (А. Кузьминский).
Основная часть. Высшее учебное заведение как социальный институт готовит молодежь к жизни. А жизнь - это не только академические знания. Социализация не сводится к передаче знаний. Развитие студента как личности в вузе - это обязательное развитие интеллекта, эмоциональной сферы; устойчивости к стрессу; уверенности в себе (самопринятие); позитивного отношения к миру (принятие других); самостоятельности и автономности; мотивации самоактуализации.
Рассмотрим, как это процесс протекает на практике. Социальный мир вуза влияет на индивида не только через действия реально существующих людей, которые общаются, показывают пример, убеждают, но и через невидимые способы действий и объекты, созданные людьми в окружающем индивида мире. Личность, писал Н.А. Бердяев, должна себя созидать, обогащать, наполнять универсальным содержанием, достигать единства и целостности на протяжении всей своей жизни [1]. Это положение доказывает необходимость целенаправленного самоформирования и саморазвития студента в различных формах учебной и воспитательной деятельности.
Личностно-ориентированная подготовка студентов в вузе осуществляется посредством педагогического процесса как процесса самоутверждения и самовыражения личности, где имеет место отношение к личности студента как к полноценному и равноправному партнеру преподавателя в различных видах совместной деятельности. Каждый студент включается в субъект-субъектные отношения. Понятие личности фиксирует социально значимые качества человека, описывает включенность индивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение общественных отношений.
Так, задачи воспитания в вузе реализуются через модель «студент - вуз», которая включает в себя содержание обучающих программ, внеучебную деятельность, проблематику научных исследований, факультет общественных профессий [2]. На первом курсе - ознакомительная ступень: студенты знакомятся с историей своего университета, с традициями, правилами внутреннего распорядка, осваивают основные
нравственные категории. У студентов создается новый способ взаимоотношений с пространством его жизни - «освоение», «расширение» и «присвоение» этого пространства и тем самым превращение окружающего мира в собственное жизненное пространство. На втором курсе - диалоговая ступень: ознакомление с деятельностью различных общественных молодежных организаций, участие в дискуссиях, круглых столах, презентациях, обсуждениях литературы, фильмов; встречи с иностранными студентами, участие в строительных отрядах. На третьем курсе - аналитико-исследовательская ступень: исследовательские проекты, связанные с проблемами молодежи, развития общества; участие в студенческих конференциях, конкурсах, олимпиадах, научных обществах, творческих объединениях, участие в работе факультета общественных профессий (ФОП). На четвертом курсе - социально-проектная ступень: инициативные студенческие проекты, волонтерские программы, социально-педагогическая, культурно-просветительская, правовая, психологическая поддержка студентов младших курсов. На пятом курсе - профессионально-деятельностная ступень: освоение профессиональной этики, участие в международных и межвузовских конференциях, активная деятельность по поддержанию имиджа вуза, факультета, профессии.
Комплекс мер и действий, объединенных в модель «студент - вуз» помогает студентам сформировать совокупный «социальный капитал», который будет поддерживать дальнейшее развитие личности выпускника в открытом сообществе с ориентацией на гражданственность, патриотизм, демократию.
В настоящее время в БГТУ работает 8 научно-педагогических школ, возглавляемых ведущими учеными, среди которых:
- научная школа по информационным системам и технологиям в лесоустройстве и лесном хозяйстве (основоположник В.К. Захаров, доктор сельскохозяйственных наук, профессор);
- научная школа в области лесоводства (основоположник Б.Д. Жилкин, доктор сельскохозяйственных наук, профессор);
- научная школа в области статистической термодинамики и механики сплошных сред (основоположник Л.А. Ротт, доктор физико-математических наук, профессор;
- научная школа по химии, технологии электрохимических производств и материалов электронной техники (основоположник И.М. Жарский, кандидат химических наук, профессор, ректор БГТУ, заслуженный работник народного образования Республики Беларусь);
- научная школа по лесной фитопатологии (основоположник Н.И. Федоров, доктор биологических наук, профессор, отличник образования Республики Беларусь).
Спектр научных исследований ученых университета достаточно широк и разнообразен - это перспективные материалы и прогрессивные технологии; высокоэффективные машины и инструменты; современные фундаментальные исследования в лесном хозяйстве, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, химической, нефтехимической, лесохимической, гидролизной, полиграфической, микробиологической, фармацевтической и электронной промышленности; машино- и приборостроение; информационные системы и программирование; системы стандартизации, метрологии и сертификации; озеленение населенных мест и др. При таком научном потенциале студенты вуза широко привлекаются к участию в научно-исследовательской работе. Так, за последние пять лет в науку привлечено более 12 тысяч студентов. По результатам исследований студентами самостоятельно и в соавторстве опубликовано 4228 научных статей. На конференциях и семинарах прочитано более 8000 докладов.
Один из важнейших показателей развития творческой направленности студентов - участие их в различных конкурсах, выставках, конференциях. Практика показывает, что человек творческого склада ума обладает богатством воображения, т.е. способностью выходить за традиционные стереотипные представления, менять угол зрения и, главное, разрешать мыслительные тупики внелогическим способом. Участвуя в научных конкурсах, студенты учатся развивать свое воображение, а воображение есть высшая познавательная способность личности - дар творчества. Так, в 2013 году студенты факультета ХТиТ участвовали: 1) в международном конкурсе студенческих идей «Шаг в будущее-2013». Работы отдельных студентов факультета отмечены дипломами; 2) во всероссийском конкурсе «Молодежные идеи и проекты, направленные на повышение энергоэффективности и энергосбережения» (работа студента Н.В. Родомона отмечена дипломом и медалью лауреата в номинации «Лучший проект в области энергоэффективности и энергосбережения»); 3) в ежегодном конкурсе студентов и аспирантов «Устойчивое будущее России» г. Москва» были работы, отмеченные поощрением.
В университете стало традицией проводить студенческие выставки, посвященные знаменательным датам: к 75-летию со дня рождения В. Короткевича, 95-летию со дня рождения О. Бергольц, 100-летию со дня рождения П. Бровки и др. Студенты активно участвуют в студенческих конференциях: «Жыву у Беларуа i тым ганаруся», «Язык i соцыум», «Халакост: памяць i перасцярога», «Той люд жыве, што свае песш мае» и др.
На кафедре белорусского языка создано творческое объединение «Пошук», в состав которого входят студенческие кружки: «Памяць», «Познай свой край», «Мая Радзiма - Беларусь», «Спадчына», «Патры-ёт», «Выток», «Крынща». Ежегодно студенты участвуют в республиканском конкурсе научных и творческих работ. За последние пять лет 104 студента участвовали в этом конкурсе, а 48 из них - стали победи-
телями. Студенты подготовили к конкурсу интересные проекты: «Фальклор беларуска-украшскага памежжа»; «Вытош паходжання пдрошмау Браслаускага краю»; «Шфалапчныя геро1 славян»; «Дыялекты Бяро-заушчыны»; «Сямейная палггыка: псторыя 1 сучаснасць» и другие.
Основная идея проведения конкурсов - приобщение участников к осознанию современных проблем, требующих практического решения, определения своей гражданской позиции и направлений собственной деятельности, способной повлиять на решение общих проблем.
Большое значение для формирования мировоззренческих ориентиров студентов имеет изучение цикла гуманитарных дисциплин: философии, истории Беларуси, культурологии, основ психологии и педагогики, спецкурса «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» и др. Содержательный аспект этих дисциплин дает большие возможности для решения следующих воспитательных задач:
- убедить студентов в эвристической ценности знаний об общем для понимания частного, для формирования мировоззренческой позиции, эффективной для личности и приемлемой для общества;
- способствовать формированию у студентов навыков гибкого диалектического мышления;
- развивать навыки рационально-критического анализа политической жизни, способствовать формированию современной политической культуры, норм консенсусных отношений в условиях политического плюрализма, пониманию и умению реализовать свои политические интересы, гражданские права и обязанности;
- формировать ценностное отношение к природе и человеку как части природы.
Традиционным стало проведение в вузе конкурса студенческих работ на тему «Великая Отечественная война в памяти белорусского народа». Студенты проявляют высокую активность и собирают интереснейший материал, который затем используется в учебно-воспитательном процессе вуза. Тематика отдельных работ: «Сожженные деревни Каменецкого района»; «О рельсовой войне на Оршанщине»; «Роль женщины в Великой Отечественной войне»; «Книгоиздание и печать во время Великой Отечественной войны» и др.
Интерес представляет авторское видение рассматриваемого в работе вопроса. Например, студент 4 курса факультета химической технологии и техники О. Демьянов пишет: «Под тысячами обелисков по всей белорусской земле вечным сном спят миллионы тех, кто не вернулся с войны. И пока бьются наши сердца, мы не имеем права забывать об их подвиге. Низко склоняем головы перед памятью героев, сделавших все для нашей свободы, счастья и светлого будущего. Это память зовет нас, сыновей, дочерей, внуков, правнуков отважных бойцов, быть достойными их славы».
Изучая тему по политологии «Институты государственной власти», студенты знакомятся с одним из таких институтов, как Парламент. Для того чтобы у них сложилось более четкое представление о работе Парламента, преподаватели организуют экскурсии в Дом правительства, где они знакомятся со структурой, основными функциями, деятельностью постоянных и временных комиссий Парламента, в их сознании формируется образ лидера и яркой личности.
Следует отметить, что год от года статус воспитания в вузе заметно повышается, этому способствуют многие факторы. Так, воспитательная направленность в процессе обучения значительно активизируется. Студенты участвуют в разработке проектов, выходящих за рамки программы, готовят мультимедио презентации и выступают на семинарских занятиях, участвуют в конкурсах, смотрах, конференциях, олимпиадах. Эта активная деятельность способствует совершенствованию профессиональной подготовки, приобретению умений сотрудничества, развитию организаторских, коммуникативных и креативных умений.
При изучении темы «Эстетическое воспитание» (курс «Основы психологии и педагогики», факультет технологии органических веществ - ТОВ, IV курс) студенты подготовили сообщения с мультимедийным сопровождением о выдающихся людях мира разных времен: Бетховене, Мусоргском, Шопене, Глазунове, Рафаэле, Толстом, Есенине, Высоцком. Занятие началось с прослушивания Лунной сонаты. Выступления студентов были настолько интересны и образны, что в конце занятия было высказано пожелание чаще проводить такого рода семинары, позволяющие узнать много нового, полезного и прикоснуться к прекрасному. Выполняя творческие работы по данной дисциплине, студенты проявляют инициативу, смекалку, воображение.
Пример - составить из предложенных понятий мини - рассказ.
Студентка IV курса А. Бессонова (факультет ТОВ) реализовала эту идею в своей работе следующим образом.
Страна Педагогика и Психология
«В одной удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира, в которой всегда побеждают добро над злом, вежливость над невежеством, а у жителей никогда не возникает межличностных конфликтов, жили-были две подруги Педагогика и Психология.
Жили они дружно-дружно, боролись со злом и несправедливостью, учили людей быть открытыми, вежливыми, тактичными, коммуникативными, чтобы между ними редко возникали конфликты. А помогали им в этом их помощники: Вежливость, Внимание, Восприятие и многие другие.
Вежливость учила людей тому, чтобы уважение к людям стало их повседневной нормой общения, учила деликатности и доброжелательности. Внимание учило направлять свою психическую деятельность на объект, сосредоточиться на нем. Восприятие учило принимать и перерабатывать различную информацию, формировать образ. Так Педагогика и Психология с помощью своих друзей занимались с жителями страны. И хотя взгляды жителей могли расходиться, жили они все в счастье и гармонии. Никто не знает, где эта идеальная страна, но Педагогика и Психология помогают людям жить в дружбе и взаимопонимании на всей нашей планете».
Следует отметить, что изучение курса «Основы психологии и педагогики» способствует формированию культуры общения инженера, обладающего навыками эмоциональной и поведенческой саморегуляции, качествами уравновешенной личности, способной к опережающему мышлению, рефлексии и творчеству.
Значимую роль в формировании направленности личности студента выполняет куратор. В подструктуре направленности личности мы выделяем интересы, склонности, идеалы, «индивидуальную картину мира», убеждения.
Так, под руководством куратора студенты с большим интересом включаются в воспитательные мероприятия, проводимые на факультетах. Например, на факультете технологии органических веществ студенты участвовали в просветительской акции «Студенты за мир!». Эта акция включала участие в конкурсе, викторине, мастер-классе по твистингу (сентябрь, 2013 г.). В октябре на этом же факультете в общежитии № 4 проведен форум для иностранных студентов «Успешно учиться вместе!». Студенты из Камеруна, Туркменистана, Ирака ознакомились с презентациями актива факультета и членов студенческого совета общежития по следующим вопросам:
- особенности обучения в нашем университете;
- отлично учиться, чтобы стать успешным;
- Беларусь гостеприимная.
В ноябре на факультете проводился конкурс:
- на лучший гимн о факультете;
- на лучший логотип факультета и специальности;
- на лучший рекламный видеоролик;
- на лучшую листовку;
- на лучшую презентацию;
- на лучший рекламный текст.
В декабре первокурсники приняли участие в конкурсе талантов «Минута славы».
На этом же факультете создан и много лет работает волонтерский отряд «Открытые сердца», который шефствует над детьми-сиротами и ветеранами Великой Отечественной войны и труда.
Велика роль кураторов групп на первом и втором курсах. Они помогают студентам адаптироваться к новым условиям, войти в социум вуза, включиться в активную деятельность. Так, на первом курсе проводятся следующие беседы: «Как учиться в вузе?», «Что мы знаем о нашей памяти?», «О воспитанности», «Как готовиться к экзаменам?», обсуждаются письма Д.С. Лихачева («Самая большая ценность жизнь», «Быть веселым, но не быть смешным», «Человек должен быть интеллигентом» и др.) [3]. Проводятся экскурсии в музей БГТУ, в Национальный художественный музей, в экологический центр, Дом правительства, на научные выставки и т.д. Организуются встречи с профессорским составом университета.
Немалую роль в становлении личностных качеств студента выполняет факультет общественных профессий, созданный еще в 1968 году. Многие студенты получают дополнительную квалификацию организатора культурно-массовой работы, общественного тренера, референта-переводчика технической литературы, а также приобретают навыки компьютерного моделирования. Как показала практика, студенты, которые обучаются на ФОПе, лучше других успевают в учебе, более коммуникабельны, легче адаптируются в коллективе, у них шире диапазон интересов.
Участвуя во всех этих мероприятиях, студенты развивают свою активность, самостоятельность, творчество, профессиональные интересы, лидерские качества, интеллектуальные потребности. Таким образом, у молодежи постепенно развиваются способности к продуктивной деятельности, т.е. способность эффективно с высоким результатом трудиться. Как писал С.Л. Рубинштейн, «человек подлинно владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом» [4, с. 14].
Анкетирование, проведенное со студентами третьего курса факультета ТТЛП, продемонстрировало следующую картину.
На вопрос: «Какие изменения произошли с Вами за время учебы в университете?»
Ответы:
а) укрепила в себе волевые качества, целеустремленность, ответственность, стала более общительна;
б) изменила в себе упрямство, леность, стала больше задумываться о будущем;
в) подтвердил позицию, что не зря пришел учиться на данный факультет;
г) стал более ответственным;
д) многое изменил в себе, можно сказать, что стал другим человеком.
На вопрос: «Какое влияние оказала университетская среда на Вас?»
Ответы:
а) университет оказал влияние на формирование рассудительности, здравомыслия;
б) стал более серьезный, подготовленный;
в) стала больше делать что надо, а не, что хочется;
г) изменила свою самооценку;
д) научилась больше доверять людям, но и больше разочаровываться в них;
е) стала больше ценить родителей;
ж) стала более требовательна к себе;
з) большое влияние оказала на меня наша дружная группа.
На вопрос: «Не разочаровались ли Вы в своем выборе профессии?» все респонденты ответили, что они подтверждают и укрепляют свою позицию о будущей профессии.
Таким образом, как показывает практика, студент в процессе обучения в вузе приобретает следующие навыки-компетенции:
- навыки владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит социальное исключение;
- владение новыми технологиями, понимание их применения; способность аналитического и критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации;
- навыки жизни в поликультурном обществе;
- способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, продуцировать социальные проекты, уметь их представлять;
- способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане. Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод: пространство университета,
отличающееся особым духом науки, культуры, образования, способствует становлению, самосовершенствованию, самоопределению будущих специалистов, а также раскрытию их дарований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа развития учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет». - Минск: БГТУ, 2011.
2. Бердяев, Н.А. Царство духа и царство кесаря / Н.А. Бердяев. - М., 1955. - 132 с.
3. Актуальные проблемы воспитания: метод. рекомендации для кураторов студенческих групп / авт.-сост. Т.Г. Каленникова. - Минск: БГТУ, 2013. - 94 с.
4. Рубинштейн, С.Л. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов / С.Л. Рубинштейн // Идея дидактики и педагогической психологии в учебном процессе: межвуз. науч. сб. - Саратов, 1983.
5. Сманцер, А.П. Методологические аспекты подготовки будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде / А.П. Сманцер // Формирование гражданина, профессионала в условиях университетского образования: сб. науч. ст.: в 2-х т., 2013. - Т. 2. - С. 411-413.
Поступила 17.03.2014
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF UNIVERSITY IN FORMATION OF PERSONAL QUALITIES OF FUTURE SPECIALISTS (FROM EXPERIENCE BSTU)
T. KALLENIKOVA
Pedagogical conditions of students' individuality gradual formation for future professional activities are described in this article. Goals of university education are implemented through the model "student - university", which includes training programs, extracurricular activities, research work, department of social occupations. A set of measures and actions, combined in a model "student - university" will help students gain "social assets" that will support further personality development of the graduate with a focus patriotism and democracy.