Научная статья на тему 'Формирование личности студента в вузовском пространстве'

Формирование личности студента в вузовском пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каленникова Таисия Григорьевна

В статье рассматривается значимость гуманитарных дисциплин в формировании личности студента. Показана роль аудиторной и внеаудиторной работы. Раскрыто содержание модели «студент вуз», через которую реализуются воспитательные задачи на протяжении всей учебы в вузе. Акцентировано внимание на содержании курса «Основы психологии и педагогики», который способствует формированию знаний о межличностных отношениях, развитию интеллектуальных качеств личности, закреплению рефлексии и толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование личности студента в вузовском пространстве»

УДК 37.017.4:378

Т. Г. Каленникова, кандидат педагогических наук, доцент (БГТУ)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ВУЗОВСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматривается значимость гуманитарных дисциплин в формировании личности студента. Показана роль аудиторной и внеаудиторной работы. Раскрыто содержание модели «студент — вуз», через которую реализуются воспитательные задачи на протяжении всей учебы в вузе. Акцентировано внимание на содержании курса «Основы психологии и педагогики», который способствует формированию знаний о межличностных отношениях, развитию интеллектуальных качеств личности, закреплению рефлексии и толерантности.

The article deals with possibilities of higher education institutions in socialisation of the student personality. The author singles out three directions of upbringing which play an essential role in forming the student personality: civil-legal, professional-labor, cultural-moral. The contents of upbringing is revealed through the model «student - Higher School», including educational and out-of-class activities. The article shows possibilities of the humanities in formation of the world outlook, philosophy of life and development of initiatives. It touches upon the problem of increasing the status of upbringing.

Введение. Динамизм современной общественной жизни диктует необходимость в постоянном совершенствовании деятельности вузов, внесении новшеств в процесс обучения и воспитания. Уровень развития молодежи, ее культура, образованность — все это является стратегическим ресурсом XXI в. Поэтому нас, педагогов, особенно остро волнует проблема, чтобы из стен нашего вуза выпускники выходили не только хорошо подготовленными специалистами, владеющими современными нанотехно-логиями, но и чтобы они умели быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, умели ориентироваться в экономической и социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности [1].

Основная часть. На наш взгляд, именно образовательное пространство вуза, отличительной особенностью которого является его духовно-информационное наполнение — ценности, идеи, установки, ориентиры, знания, информационное поле и т. д. — может оказать влияние на формирование молодых людей как сознательных и ответственных субъектов выбора своего жизненного пути, личностно-профессионального развития, самосовершенствования. Большое значение для формирования мировоззренческих ориентиров студентов имеет изучение цикла гуманитарных дисциплин. Содержательный аспект этих дисциплин дает большие возможности для решения следующих воспитательных задач: убедить студентов в эвристической ценности знаний об общем для понимания частного, для формирования мировоззренческой позиции, эффективной для личности и приемлемой для общества; способствовать формированию у студентов навыков гибкого диалектического мышления; развивать навыки рационально-кри-

тического анализа политической жизни, способствовать формированию современной политической культуры, норм консенсусных отношений в условиях политического плюрализма, пониманию и умению реализовать свои политические интересы, гражданские права и обязанности; формировать ценностное отношение к природе и человеку как части природы.

Решение задачи формирования мировоззренческих ориентиров у студентов предполагает гармоническое сочетание активных методов обучения с проблемно-поисковыми. Так, накануне 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне в вузе проводился конкурс студенческих работ на тему «Великая Отечественная война в памяти белорусского народа». Студенты провели огромную поисковую работу и представили жюри более 500 работ. Вот некоторые из них:

1. «Сожженные деревни Каменецкого района» (О. Смирнова). В работе описаны 33 деревни, которые сожгли фашисты.

2. «О рельсовой войне на Оршанщине» (Е. Шешилова). В работе представлен список проделанных партизанами диверсий в «рельсовой войне».

3. «Роль женщины в Великой Отечественной войне» (Я. Ранько). На фронтах сражалось до 1 млн. женщин, 80 тыс. из них были офицерами. Описываются боевые подвиги танкисток М. В. Октябрьской и И. Н. Левченко, которые стали Героями Советского Союза.

Каждая студенческая работа заканчивается выводами и своим отношением к данному вопросу. Вот один из примеров: пишет Демьянов Олег, студент IV курса факультета ТТЛП: «Под тысячами обелисков по всей белорусской земле вечным сном спят миллионы тех, кто не вернулся с войны. И пока бьются наши сердца,

Воспитательный процесс в вузе

29

мы не имеем права забывать об их подвиге. Низко склоняем головы перед памятью героев, сделавших все для нашей свободы, счастья и светлого будущего. Это память зовет нас, сыновей, дочерей, внуков, правнуков отважных бойцов, быть достойными их славы».

Стратегия воспитательной работы в нашем вузе направлена на необходимость обеспечения соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства [2]. Стало уже традицией проводить студенческие выставки, посвященные знаменательным датам: 75-летию со дня рождения В. Короткевича, 95-летию со дня рождения О. Берггольц, 100-летию со дня рождения П. Бровки, 80-летию БГТУ и др. Студенты активно участвуют в студенческих конференциях: «Жыву у Беларуи х тым ганаруся», «Язык 1 соцыум», «Халакост: памяць 1 перасця-рога», «Той люд жыве, што свае песш мае», «Язык - есть исповедь народа», в организации экскурсий по родному краю. Памятными стали экскурсии на родину Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко по маршруту «Минск — Шклов — Александрия». Студенты выступили с концертом перед сельскими жителями и провели профориентационные беседы со старшеклассниками в местной школе.

Проведены экскурсии по местам Адама Мицкевича, «Минск — Слоним — Жировичский монастырь», «Минск — Полоцк», «Минск — Туров», «Минск - Вязанка», «Мой город - моя гордость (Минск)» и др.

Задачи воспитания в вузе реализуются через модель «студент — вуз», которая включает в себя содержание обучающих программ, внеучеб-ную деятельность, факультет общественных профессий [3]. Так, на I курсе (ознакомительная ступень) студенты знакомятся с историей своего университета (посещают музей университета), традициями, правилами внутреннего распорядка, осваивают основные нравственные категории. На II курсе (диалоговая ступень) ознакомление с деятельностью различных общественных молодежных организаций, участие в дискуссиях, круглых столах, презентациях и обсуждениях литературы, фильмов, встречи с иностранными студентами, участие в строительных отрядах. На III курсе (аналитико-исследовательская ступень) исследовательские проекты, связанные с проблемами молодежи, развития общества, участие в студенческих конференциях, конкурсах, олимпиадах, научных обществах, творческом объединении «Поиск». На IV курсе (социально-проектная деятельность) инициативные студенческие проекты, волонтерские программы, социально-педагогическая, культурно-просветительская, правовая, психологическая под-

держка студентов младших курсов. На V курсе (профессионально-деятельностная ступень) освоение профессиональной этики, участие в международных и межвузовских конференциях, активная деятельность по поддержке имиджа вуза, факультета, профессии.

Комплекс мер и действий, объединенных в модель «студент — вуз», помогает студентам сформировать совокупный «социальный капитал», который будет поддерживать дальнейшее развитие личности выпускника в открытом сообществе с ориентацией на гражданственность, патриотизм, демократию.

Следует отметить, что год от года статус воспитания в вузе заметно повышается, этому способствуют многие факторы. Так, воспитательная направленность в процессе обучения значительно активизируется. Студенты участвуют в разработке проектов, выходящих за рамки программы, готовят мультимедиа презентации и выступают на семинарских занятиях, участвуют в конкурсах, смотрах, конференциях, олимпиадах. Эта активная деятельность способствует совершенствованию профессиональной подготовки, приобретению умений сотрудничества, развитию организаторских, коммуникативных и креативных умений. Так, учебный материал дисциплины «Основы психологии и педагогики» позволяет формировать у студентов глубокие знания психологии человека, усваивать такие понятия, как личность, субъект, индивидуальность, психика и организм, поведение и деятельность, восприятие и мышление, память и интеллект. Предмет способствует формированию знаний о межличностных отношениях, психологии малых групп, межгрупповых отношениях и взаимодействиях, механизмах командной деятельности, сущности инженерной деятельности, направленной на создание работоспособного нравственно устойчивого коллектива, ценностных ориентаций на диалоговое общение и согласование интересов коллектива и личности, качествах восприимчивости к инновациям.

Выполняя творческие работы (составить из предложенных понятий рассказ), студенты проявляют инициативу, аналитический подход, стремление к успеху. Так, студентка IV курса TOB А. А. Бессонова составила мини-рассказ «Страна Педагогика и Психология».

«В одной удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира, в которой всегда побеждают добро над злом, вежливость над невежеством, а у жителей которой никогда не возникает межличностных конфликтов, жили-были две подруги Педагогика и Психология.

Жили они дружно-дружно, боролись со злом и несправедливостью, учти людей быть

открытыми, вежливыми, тактичными, коммуникативными, чтобы между ними никогда не возникало конфликтов. А помогали им в этом их помощники: Вежливость, Внимание, Восприятие и многие другие.

Вежливость учила людей тому, чтобы ува-оюение к людям стало повседневной нормой общения и взаимоотношений. Вежливость учила деликатности, внимательности, доброжелательности. Внимание учило направлять свою психическую деятельность на объект, сосредоточиться на нем. Восприятие учило принимать и перерабатывать различную информацию, формировать образ. Так Педагогика и Психология с помощью своих друзей занимались с жителями страны. И хотя взгляды жителей могли расходиться, жили они все в счастье и гармонии. Никто не знает, где эта идеальная страна, но Педагогика и Психология помогают людям в жизни и общении на всей нашей планете».

При изучении темы «Эстетическое воспитание» (курс «Основы психологии и педагогики», TOB, IV курс) студенты подготовили сообщения о выдающихся людях мира: Бетховене, Мусоргском, Шопене, Глазунове, Толстом, Высоцком, Есенине, Рафаэле и др. Занятие началось с прослушивания Лунной сонаты. Выступления студентов были настолько интересны и образны, что они забыли про перерыв и высказали в конце занятия пожелание чаще проводить такого рода семинары, т. к. узнали много нового и полезного, появилось желание прикоснуться к прекрасному.

В результате преподавания этой дисциплины формируется культура инженера, обладающего навыками эмоциональной и поведенческой саморегуляции, качествами уравновешенной личности, способной к опережающему мышлению, рефлексии и толератности.

Стратегическую роль в развитии личности будущего профессионала играют все дисциплины учебного плана. Проведенное анкетирование студентов III курса ТТЛП показало следующее.

На вопрос «Какие изменения произошли с Вами за время учебы в университете?» ответы были следующие: а) укрепила у себя волевые качества, целеустремленность, ответственность, стала более общительна; б) изменила у себя упрямство, ленность, стала больше задумываться о будущем; в) подтвердил позицию, что не зря пришел учиться на данный факультет; г) стал более ответственным; д) многое изменил в себе, можно сказать, что стал другим человеком.

На вопрос «Какое влияние оказала университетская среда на Вас?» ответы следующие: а) университет оказал влияние на формирование рассудительности, здравомыслия; б) стал более серьезный, подготовленный; в) стала больше делать что надо, а не то, что хочется; г) изменила свою самооценку; д) научилась больше доверять людям, но и больше разочаровываться в них; е) стала больше ценить родителей; ж) стала более требовательна к себе; з) большое влияние оказала на меня наша дружная группа.

На вопрос «Не разочаровались ли Вы в своем выборе?» все студенты группы ответили, что они подтверждают и укрепляют свою позицию в выборе будущей профессии.

Практика показывает, что студент в процессе обучения в вузе приобретает следующие навыки-компетенции: владение устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни так, что тем, кто ими не обладает, грозит социальное исключение; владение новыми технологиями, понимание их применения; способность аналитического и критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации; навыки жизни в поликультурном обществе; способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, продуцировать социальные проекты, уметь их представлять; способность учиться всю жизнь как основу непрерывной подготовки в профессиональном плане.

Заключение. Таким образом, пространство университета, отличающееся особым духом науки, культуры, образования, способствует становлению, самосовершенствованию, самоопределению будущих специалистов, а также раскрытию их дарований.

Литература

1. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1980. - 650 с.

2. Плаксий, С. И. Качество высшего образования / С. И. Плаксий. — М.: Национальный институт бизнеса, 2003. - 653 с.

3. Рангелова, Е. Взаимодействие преподавателя и студента — взглядом студента / Е. Рангелова // Гуманизация и демократизация университетского образования: сб. науч. ст. Междунар. науч.-прак. конф. / Софийский ун-т «Св. Климент Охридски». - София, 2008. - 463 с.

Поступила 15.04.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.