Научная статья на тему 'Формирование гуманистической направленности личности будущих инженеров в процессе студенческого самоуправления'

Формирование гуманистической направленности личности будущих инженеров в процессе студенческого самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМООЦЕНКА / САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / UPBRINGING / FORMATION / TRENDS / HUMANIZATION / PERSONALITY / SOCIALIZATION / SELF-EVALUATION / SELD-ADMINISTARTION / SELF-REALIZATION / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламова Л. Д.

Формирование гуманистической направленности личности в техническом вузе является одной из основных задач воспитательной работы в современных условиях. Студенческое самоуправление можно рассмотреть как возможность формирования гуманистической направленности личности будущего инженера в условиях реформирования высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanistic oriented personality in the process of student self-governing

Nowadays formation of human personality in technological higher educational institution becomes one of the most important tasks in educational work. Student self-administration can be seen as a possibility of formation of a humane personality in future engineers under condition of high school reformation

Текст научной работы на тему «Формирование гуманистической направленности личности будущих инженеров в процессе студенческого самоуправления»

понятий образами; пословицы, поговорки - развитие речи, воспитание нравственных качеств, чабыргахи - воспитание нравственности средствами сатиры и юмора, развитие речевых навыков; мифология - объяснение архетипов поведения, образной картины мира; сказки - подсказка поведенческой модели; народная песня, осуохай - воспитание чувств, развитие способностей; олонхо - формирование мировоззрения, гражданское воспитание, моделирование общества будущего, развитие способностей.

В комплексе приобщение к устному народному творчеству может рассматриваться как действенное средство воспитания личности, выработанное якутским народом на протяжении долгого исторического пути.

Литература

1. Психология развития: Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. Т. 1. 176 с.

2. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). 2-е изд., дополненное и переработанное. М.: Полиграфресурсы, 1998. 421 с.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Опыт изложения вводной части курса общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1976. 150 с.

4. Якобсон М.А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80-90 гг. 20 века: Автореф. дисс... канд. пед. наук. Ставрополь, 1997. 24 с.

5. Кулаковский А.Е. Научные труды / Сост. Н.В Емельянов, П.А. Слепцов. Якутск: Кн. изд-во, 1979. 484 с.

6. Ксенофонтов Г.В. Эллайада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. Якутск: Бичик, 2004. 352 с.

7. Окладников А.П. Якутия до присоединения к Русскому государству // История Якутской АССР. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 1. 439 с.

8. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. 404 с.

9. Васильев Г.М. Живой родник. Об устной поэзии якутов. Якутск: Кн. изд-во, 1973. 303 с.

10. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1993. 199 с.

M.T. Gogoleva

Folklore study as one of factors of teenager socialization

The article presents psychological-educational charcteristics of Yakut folklore as an active means of up-bringing for teenagers in terms of socilaizing. On the example historical legend there has been revealed main ideas that become actual in the process of teenagers upbringing. The main theme is to admit needs for folklore genres in teenagers' upbringing, in formation of their moral and spiritual qualities.

Key-words: pedagogy, folklore, perception of native culture values, teenagers socilaization, spiritual and moral qualities, civil education,, culture dialogue.

УДК 378.183

Л.Д. Варламова

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Формирование гуманистической направленности личности в техническом вузе является одной из основных задач воспитательной работы в современных условиях. Студенческое самоуправление можно рассмотреть как возможность формирования гуманистической направленности личности будущего инженера в условиях реформирования высшей школы.

Ключевые слова: воспитание, формирование, направленность, гуманизация, личность, социализация, самооценка, самоуправление, самореализация, самоактуализация.

К настоящему времени накопился обширный и разнообразный материал по принципам формирования лично-

ВАРЛАМОВА Любовь Дмитриевна - старший преподаватель ИТФ ЯГУ.

E-mail: lyuv@yandex.ru

стных качеств и моделей специалистов. Но современное реформирование высшего образования выдвигает новые требования в условиях динамично меняющихся структур во всех областях народного хозяйства, утвердившихся рыночных отношениях в экономике, внедрения и модернизации технологий производства. Развитие и обширное

использование различных информационных технологий с тенденцией к постоянному обновлению требуют совершенно иных подходов к подготовке инженерных кадров.

Кризис политической и экономической жизни в конце прошлого столетия существенно повлиял на единство образования и воспитания. Образование утратило социально-гражданский смысл, произошел резкий отказ от идейно-воспитательного опыта прошлых лет, имевшего немало положительных сторон. Кроме классовых ориентиров этот опыт включал ценности, ориентированные на личность - культуру, мировой опыт цивилизованного развития, достижения научно-технического прогресса, и эти ориентиры составляли стержень общественного идеала.

«Воспитательно-образовательный процесс утратил ориентацию на гуманистические ценности (само гуманитарное образование не играет прежней роли в педагогическом процессе), на идеи патриотического воспитания, на признание самоценности культуры и образованности. И в результате на наших глазах выросло поколение, у которого нет общественного идеала и соответствующего ему мировоззрения. ... А если быть точнее, то можно сказать, что не только между образованием и воспитанием, но между образованием и культурой пролегла большая трещина, которая, собственно, и стала причиной того, что образовательный процесс утратил свой воспитательный (гражданский) потенциал, потеряв связь с социокультурными традициями российского общества, складывавшимися всю долгую его историю.» [1, с. 18-19].

Действительно, реформирование отечественной политической и экономической жизни оказало существенное влияние на систему высшего образования, её функции и задачи. В период преобразований наше общество перетерпело крушение прежних ценностей. Сегодня идет поиск новых социально-нравственных ориентиров, и это положение актуализирует проблему формирования гуманистической направленности личности в современных условиях.

Для формирования нового сознания необходимо вернуться к идеям наших великих педагогов [2, 3], чьи имена связаны с утверждением парадигмы воспитания, воспринятой в конце XIX века мировой педагогической мыслью - признание гуманистического подхода к проблемам образования.

Образование в XXI веке, по всеобщему признанию, должно быть ориентировано на личность - свободную, творческую, способную к непрерывному саморазвитию, самообразованию и самоопределению. Для этого человеку важно понимать себя и использовать свои интеллектуальные, эмоциональные, духовно-нравственные резервы.

Претерпевает изменения и высшая техническая школа, современная реформа которой направлена на формирование специалиста нового типа образованности, характеризующегося переориентацией технического образования на личность. Сегодня формирование личностных качеств инженера в процессе учебы так же немаловажно, как его

профессиональная подготовка. В связи с этим наряду с учебным процессом большое значение имеет организация воспитательной работы в техническом вузе.

Особенности организации воспитательного процесса в техническом вузе обусловлены требованиями, разработанными под эгидой ЮНЕСКО, которые предъявляются к современному специалисту. В интегрированном виде эти требования выглядят следующим образом:

- устойчивое, осознанное и позитивное отношение к своей профессии, избранной сфере деятельности, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и развитию своего интеллектуального потенциала;

-высокая профессиональная компетентность, овладение всей совокупностью фундаментальных и специальных знаний и практических навыков в трудовой деятельности;

- владение методами моделирования, прогнозирования и проектирования, а также методами исследований и испытаний, необходимыми для создания новых интеллектуальных ценностей и материальной продукции;

- развитая способность творческого подхода к решению профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартных и нештатных ситуациях, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и ре-ализовывать план необходимых действий;

- владение методами технико-экономического анализа производства и инженерной защиты окружающей среды;

- понимание тенденций и основных направлений развития техники и технологии, научно-технического процесса в целом, его влияние на окружающую природную среду, жизнедеятельность человека и общества, а также глобальные процессы в мире;

- высокая коммуникативная готовность к работе в профессиональной и социальной среде;

- осознанная личная гражданская и профессиональная ответственность за результаты своей деятельности;

- целостность мировоззрения, ориентация на здоровый образ жизни личности специалиста как представителя относящейся к интеллигенции социально-профессиональной группы [4].

Профессиональная деятельность будущего инженера в условиях современного производства является сложной, иерархически построенной, многофункциональной, многоуровневой и динамически развивающейся структурой. Рыночные отношения выдвигают условия, связанные с совокупностью выполняемых специалистом разнородных функций из смежных областей и видов, определяющих не только его функциональную подготовленность, но также социальную зрелость, гуманистическую направленность.

В 1970- 1980-х годах модель инженерного кадра базировалась на идее задания высшей школы. Считалось, что модель инженера должна быть средством, описывающим пути развития отрасли, где будет работать специалист. Это определяло наполнение учебного процесса, т.е. знания и умения, которые должен получить выпускник вуза. В этих

моделях качества и свойства личности определялись спецификой профессии, отражали мировоззренческий характер личности, ориентирующий специалиста на решение важнейших задач общества. Так, В.А. Ядов, классифицируя качества личности инженера, в комплекс «творчество-самостоятельность» включает такие качества, как активность, предприимчивость, творческий подход к делу, инициативность, умственные способности, опыт и знания; в комплекс «исполнительность» - старательность, аккуратность, тщательность, дисциплинированность, усидчивость, добросовестность, трудолюбие; в комплекс «ответственность-организованность» - оперативность, настойчивость, работоспособность, собранность [5]. Эти качества личности и сегодня имеют актуальность в профессии инженера.

В современных условиях в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования (квалификация «Инженер»), в зависимости от вида профессиональной деятельности, выпускник должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

- проектно-конструкторской;

- организационно-управленческой;

- производственно-технологической;

- экспериментально-исследовательской [6].

Безусловно, что данные виды деятельности предполагают наличие не только качественной профессиональной подготовки специалиста, но и определенного набора личностных качеств, способствующих достижению социально и индивидуально значимых результатов. К сожалению, в действующем государственном стандарте не предусмотрено наличие определенных социокультурных навыков, связанных с поведением личности в социокультурной среде.

Основываясь на работах современных исследователей и специалистов по проблемам воспитания в высшей школе [7, 8], можно сделать вывод, что проблема воспитания в высшей школе менее разработана, чем вопросы обучения.

В Якутском государственном университете реформа высшего образования направлена на формирование нового типа образованности специалиста. В том числе на инженерно-техническом факультете стратегия высшего технического образования обеспечивает формирование гуманистической направленности будущего инженера, обладающего соответствующими личностными качествами.

Формирование гуманистической направленности личности будущего инженера представляет собой непрерывное изменение системного единства его личности и деятельности. Основываясь на деятельностной теории личности, у истоков которой стоят К.А. Абульханова-Славская [9], А.Н. Леонтьев [10], Е.А. Климов [11], рассматривающей саморазвитие как основной путь движения человека к личностной зрелости, на нашем факультете создана структура студенческого самоуправления. При этом формиро-

вание гуманистической направленности личности осуществляется на основе активизации самой личности как субъекта воспитания, включения каждого индивида в активную социально значимую деятельность в процессе студенческого самоуправления.

Сегодня организационная структура студенческого самоуправления на факультете базируется на следующих положениях.

Первичная профсоюзная организация (III ЮС) стоит во главе студенческого самоуправления. Председатель III ЮС избирается тайным голосованием на ежегодных отчетно-выборных конференциях, делегатами которых являются студенты с каждой группы, избираемые на собраниях группы.

Актив студенческого самоуправления - это лидеры, руководители секторов. Предложения, проекты студентов рассматриваются на заседаниях самоуправления. При этом определяются цели, задачи, место, время, объемы, массовость мероприятия. Разработанная нами функциональная структура студенческого самоуправления состоит из секторов различной направленности (рис. 1):

- сектор по учебной работе ведет учет успеваемости, количества прогулов, выявляются и обсуждаются проблемы , организовывается шефская помощь и т.д.;

- сектор по социальным вопросам проводит рассмотрение заявлений на материальную помощь, заселение в общежитие, обеспечение профилакторием, оплату выезда сиротам на лечение и т.д.;

- сектор по культурно-массовой работе организует «День первокурсника», конкурсы красоты, ведет постоянную информационную работу со студентами о репертуа-рах театров, цирка, кинотеатров, кружковых работах культурного центра ЯГУ и т.д.;

- сектором ЗОЖ проводится работа по пропаганде здорового образа жизни, организуется участие студентов во всемирных днях бега, отмечаются Всемирный день борьбы со СПИД, день против курения и т.д.;

- сектор спортивно-оздоровительных мероприятий организовывает спартакиады, причем привлекает и команды профессорско-преподавательского состава, спортивные мероприятия проводятся ежегодно и традиционно участвует новое пополнение;

- сектор общественно-полезного труда каждую весну организовывает трудовой десант, который безвозмездно оказывает помощь ветеранам в ремонтных работах, по очистке снега, проводит уборку в учебном корпусе;

- сектор безопасности жизнедеятельности организовывает дежурства при проведении мероприятий, профилактические работы;

- бойцы ССО (студенческих строительных отрядов) факультета за трудовые семестры построили не одну сельскую школу в улусах нашей республики, благодаря их усердному труду 2007-2008 учебный год начался для нашего факультета в современном новом корпусе технических факультетов.

Рис. 1. Функциональная структура студенческого самоуправления инженерно-технического факультета

Якутского госуниверситета

В структуре студенческого самоуправления первичная профсоюзная организация (ППОС) и Управление по вне-учебной работе (УВУР) дают целевую установку, выполняют основные задачи воспитательной политики университета, обеспечивают нормативно-правовой документацией. Далее руководство вуза и факультета в лице педагогов содействует, советует, координирует деятельность актива студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление взаимодействует с министерствами, комитетами и другими организациями, осуществляющими государственную молодежную политику.

В процессе реализации структуры студенческого самоуправления нами выделен ряд принципов:

- Принцип этапности - планирование, реализация, итоги;

- Принцип полисубъектности - представленность участников в реализации конкретной деятельности студенческого самоуправления;

- Принцип полифакторности - ориентированность деятельности кураторов, наставников, ответственных за воспитательную работу факультетов на развитие студенческого самоуправления, материальная и нормативно-правовая обеспеченность; информационная обеспеченность;

- Принцип репрезентативности - фото- и видеоархивы о деятельности студенческого самоуправления, благодарственные письма, кубки, другие успехи.

Действующая в условиях эксперимента функциональная структура имеет тенденцию к трансформированию в зависимости от особенностей будущей профессии студентов и в зависимости от актуальности социально-экономических положений общества. В процессе эксперимента нами выявлены следующие свойства функциональной структуры студенческого самоуправления:

1) свойство количественного изменения (как в количестве участников деятельности, так и в реализуемых направлениях);

2) свойство качественного изменения (от решения простых задач происходит переход к более усложненным зада -чам);

3) свойство актуализироваться (так как структура развивается в конкретном историческом месте и времени, в ней происходят изменения в выборе направлений деятельности по актуальности в интересах студентов);

4) свойство интегрироваться (переход из данного состояния в более совершенное, например, простое увлечение спортом - «спортивный сектор» интегрировал в «сектор здорового образа жизни», который охватывает более широкую область деятельности);

5) открытость инновациям (восприятие новой информации, постоянное обновление).

При этом основная закономерность структуры студенческого самоуправления - гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентаций студенческой молодежи технического вуза.

Основными принципами деятельности студенческого самоуправления определены: сплочение коллектива вокруг единой цели; взаимосвязь коллективных и личных интересов студентов, динамичность и вариативность структуры студенческого самоуправления, добровольность в формировании их.

Формирование гуманистической направленности личности через деятельность студенческого самоуправления рассматривается нами как:

1) условие самореализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном и культурном отношениях;

2) реальная форма самооценки, самоконтроля и студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;

3) возможность самовоспитания, самоопределения в процессе реальной управленческой и организационной деятельности;

4) средство социальной самозащиты и развития правовой культуры;

5) самоосознанная личность - субъект практической и познавательной деятельности.

Деятельность в студенческом самоуправлении побуждает в формирующемся специалисте потребность к самоактуализации. Самоактуализация своих индивидуальных, личностных способностей, компетенций становится основой для формирования гуманистической направленности личности.

Для выбора методики и критериев, с помощью которых оценивалась эффективность влияния студенческого самоуправления на формирование гуманистической направленности личности, использовались психологические опросники «Диагностика особенностей самоорганиза-ции» (ДОС) А.Д. Ишкова [12], и

«Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова [12]. Результаты опроса начальной стадии эксперимента и в стадии развитой структуры студенческого самоуправления показали динамику изменения исследуемых параметров участников эксперимента. Данные свидетельствуют о том, что повышаются такие качества личности, как целеполага-ние, анализ ситуации в деятельности, коррекция, самоконтроль, волевые усилия. Все это в общей сложности вызывает повышение уровня самоорганизации (табл. 1).

Таблица 1

Шкалы опросника «ДОС»

Показатели Ц/п, % АС, % Пл, % С/к, % Кор, % ВУ, % СО %

В начале опыта

Экспериментальная 68.5 69.8 70.0 68.8 63.9 69.3 68.3

группа

Контрольная группа 63.1 62.5 48.5 54.5 62.5 69.6 60.1

Разность 5.4 7.3 21.5 14.5 1.4 0.3 8.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При развитом СС Экспериментальная 91.2 90.3 85.3 70.0 66.7 83.3 81.1

группа

Контрольная группа 63.5 62.8 56.2 58.3 63.8 68.3 62.1

Разность 27.7 27.5 29.1 11.7 2.9 15.0 19.0

Сравнение результатов по шкалам опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» у активистов студенческого самоуправления (СС) (экспериментальная группа) и неактивных студентов (контрольная группа)

Способность самоуправления участников эксперимента определялась по уровням этапов самоуправления (табл. 2), количество студентов со «средним» и «выше среднего» уровнями самоуправления увеличивается в процессе деятельности в студенческом самоуправлении. В контрольной же группе (неактивные студенты) эти способности самоуправления остаются на 3 курсе обучения на том же уров -не (табл. 3). Общая способность самоуправления опреде-

ляется как сумма: У о6щ = У АП + УПр + Уц/п + Уш + у к„+ у пР

+ У С/к + У Кор.

Шкалы «Анализ противоречий» (АП), «Прогнозирование» (Пр), «Целеполагание» (Ц/п), «Планирование» (Пл), «Критерии оценки качества» (Ко), «Принятие решения» (Пр), «Самоконтроль» (С/к), «Коррекция» (Кор) определялись по суммам баллов оценки утверждений опросника.

Определение уровней «Способности самоуправления»

Таблица 2

Показатели У общ Уровни способности самоуправления, % от общего числа испытуемых

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Экспер.группа В начале опыта 22 36 32 5 5

При разв. СС 12 21 45 12 10

Разность -10 -15 +7 +7 +5

Контр.группа В начале опыта 23 38 36 3 -

На 4 курсе 17 29 40 10 4

Разность -6 -9 +4 +7 +4

Определение основных ценностных ориентаций студентов в %

Таблица 3

№ Ценностные ориентации Эксперимент. гр. Контрольная гр.

Начало опыта Активисты студ.самоуп равления Начало опыта 3 курс

1 Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от меня 40.8 68.9 42.5 45.8

2 От меня мало что зависит - важно, какая экономическая ситуация будет 33.8 32.5 32.5 45.8

3 Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс 43.6 70.8 34.8 35.5

4 В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру 50.7 55.9 52.8 55.7

5 Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо 65.8 62.5 63.5 72.3

6 Надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел 47.8 78.5 48.3 45.6

7 Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни 69.7 75.6 70.2 74.8

8 Главное в работе - это сколько за нее заплатят 65.0 67.7 65.5 82.6

9 Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены 31.8 25.2 30.6 35.8

10 Человек должен иметь доходы, заработанные честным путем 90.8 98.5 90.5 87.8

11 Свобода - то, без чего жизнь человека теряет смысл 86.0 90.7 85.6 84.9

12 Главное в жизни - материальное благополучие, а свобода второстепенна 35.9 35.3 36.8 40.2

13 Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все 45.2 69.2 32.5 25.9

14 Жить как все лучше, чем выделяться среди других 25.8 34.3 38.3 56.8

15 Современный мир жесток: чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, даже преступая некоторые морали 55.5 35.9 58.2 59.0

16 Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не предам свою совесть и не нарушу моральные нормы 68.5 70.5 67.3 62.9

Для выявления межличностных отношений студентов использовалась методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири в модификации Л.Н. Собчик [12]. Эта методика позволяет исследовать широкий спектр социально-психологических особенностей личности, включая преобладающий стиль поведения с окружающими. Прослеживается развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых и коммуникативных свойств личности. В процессе деятельности в студенческом самоуправлении студенты формируют успешность в межличностном отношении, инициативность, предприимчивость, решительность, вежливость, склонность ориентироваться на групповые нормы и другие положительные качества личности. У студентов прослеживается динамика изменения свойств личности, повышения лидерских качеств, уверенности в себе, требовательности, добросердечия, доброжелательности.

Анализ процесса формирования гуманистической направленности личности в процессе студенческого самоуправления будет неполным, если не сделать попытку понять изменения, которые происходят со студентами в этической плоскости: какие ценности, нормы, законы человеческих взаимоотношений он предпочитает и в каком направлении меняются эти ценности.

В экспериментальной и контрольной группах с целью изучения основной ценностной ориентации студентов проведено социологическое анкетирование [13]. Определение основных ценностных ориентаций отражается в табл. 3. Интерпретация результатов позволяет нам сде-

лать вывод, что у участников экспериментальной группы смыслом жизни являются свобода, честность, гуманность, у них появилась уверенность в себе. У участников контрольной группы эти изменения не так сильно выражены, материальное благополучие ставится выше всего, при этом свобода также является основной ценностью; ради благополучия больше половины готовы преступить мораль.

Проведенное анкетирование показало, что в процессе деятельности в студенческом самоуправлении происходит трансформирование основных ориентирующих ценностей во взглядах студентов экспериментальной гуп-пы. Наиболее важными становятся общечеловеческие ценности гуманистической направленности. Принимая во внимание эти данные, мы пришли к выводу, что социально ориентированная деятельность в процессе студенческого самоуправления положительно влияет на процесс формирования гуманистической направленности личности.

Формирование гуманистической направленности личности предполагает наличие у нее общественно значимой ценностной ориентации - это обеспечивает творческое отношение к деятельности, побуждает её к поиску путей самосовершенствования, воспитывает мотиваци-онно-ценностное отношение к деятельности, оказывает влияние на профессиональное и нравственное саморазвитие, овладение общечеловеческой культурой.

Таким образом, на формирование гуманистической направленности личности влияет сформированность ее

базовых компонентов: эмоционального (нравственная направленность), когнитивного (трудовая направленность), интеллектуально-волевого (творческая направленность).

Сопоставление результатов сформированное™ гуманистической направленности студентов экспериментальной группы позволяет констатировать, что в результате проведенного исследования произошли качественные и количественные изменения данного феномена по всем основным компонентам.

В современной жизни самоуправление является одной из основ и условием функционирования любого демократического общества. В этой связи опыт студенческого самоуправления поможет нашим студентам гармонично влиться в существующую структуру и найти возможность реализоваться в своей будущей профессиональной многофункциональной деятельности.

Литература

1. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Идеи воспитания в русской философии XIX-нач. XX века. М.: РОСПЭН, 2004. 271 с.

2. Бердяев H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991. 445 с.

3. УшинскийК.Д. Человек как предмет воспитания. М.: Фаир-пресс, 2004. 576 с.

4. Методология и организация элитной подготовки / А. Петров, В. Мануйлов, В. Приходько, Н. Федоров // Высшее образование в России. 2003. № 4. С. 56-64.

5. Социально-психологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-кон-структорских организаций / Под ред. В.А. Ддова. М.: Мысль, 1977. 249 с.

6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Квалификация «Инженер»: Утв. Министерством образования Российской Федерации 02.03.2000. М., 2000. № 686.

7. Зимняя H.A. Гуманизация образования - императив XXI века. Выпуск 1. Набережные Челны, 1996. 224 с.

8. Мудрик A.B. Социализация вчераи сегодня. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 432 с.

9. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

10. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Политиздат, 1980. 304 с.

11. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. 57 с.

12. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: Изд-во АСВ, 2004. 224 с.

13. КузнецовВ.Н. Социология молодежи: Учебник/ Под ред. д-ра социолог. наук, проф., чл.- корр. РАН В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2007. 335 с.

L.D. Varlamova

Humanistic oriented personality in the process of student self-governing

Nowadays formation of human personality in technological higher educational institution becomes one of the most important tasks in educational work. Student self-administration can be seen as a possibility of formation of a humane personality in future engineers under condition of high school reformation.

Key-words: upbringing, formation, trends, humanization, personality, socialization, self-evaluation, seld-administartion, self-realization, self-actualization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.