Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙО БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ(НА ПРИМЕРЕ СПЕЦПРОЕКТА КЕМГУ "ПРЯМАЯ ЛИНИЯ С РЕКТОРОМ")'

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙО БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ(НА ПРИМЕРЕ СПЕЦПРОЕКТА КЕМГУ "ПРЯМАЯ ЛИНИЯ С РЕКТОРОМ") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / СТУДЕНТЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Ирина Станиславовна, Дзвоник Вероника Петровна

Введение. В статье актуализируется роль проектной деятельности в формировании представлений о будущей профессии у студентов направления «Журналистика». Доказано, что опыт участия студента в проектной деятельности на примере участников спецпроекта Кемеровского государственного университета «Прямая линия с ректором» способствует формированию у будущего журналиста первичных представлений о профессии. Выявлено, что процесс формирования представлений о будущей профессии имеет возрастно-психологическую обусловленность и детерминирован системой внешних условий, обеспечивающих позитивные изменения изучаемых показателей. Авторы предлагают рассмотреть процесс формирования у будущего журналиста адекватных представлений о профессии, показывают ограничения в рамках функционирования в условиях пандемии коронавирусной инфекции, предлагают средства оптимизации данного процесса в условиях деятельности медиацентра университета. Методология. Сбор данных осуществлялся с помощью анкетирования. В качестве испытуемых выступили студенты направления «Журналистика» Кемеровского государственного университета (Кемерово), Российского государственного гуманитарного университета (Москва) и Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калининград). В исследовании приняли участие 82 студента. Возраст испытуемых на период исследования составил 17-18 лет. Полученные данные были проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу. Результаты. На основании данных, полученных в ходе анкетирования, мы пришли к выводу, что вне зависимости от территориального расположения вузов студенты первого курса Калининграда, Москвы и Кемерова сталкиваются со схожими проблемами: отсутствием первичных знаний и умений в выбранной сфере, проблемой поиска себя, хаотичным представлением о будущей профессии, потребностью в адаптации к новым условиям жизни и обучения. Одним из инструментов, с помощью которых можно сделать вузовскую социализацию эффективнее при совмещении профессиональной и студенческой субкультур и при знакомстве на практике будущих журналистов с профессией, является проектная деятельность, организованная на площадке медиацентра вуза. Заключение. У студентов первого курса вузов Калининграда, Кемерова и Москвы, обучающихся на направлении «Журналистика», преобладает несогласованная система представлений о предстоящей профессии, присутствует потребность в социализации. Доказано, что опыт Кемеровского государственного университета по реализации проекта «Прямая линия с ректором» может быть использован коллегами из других вузов России: он позволяет не только знакомить студентов с будущей профессией, но и способствует эффективной социализации первокурсников, обогащает опыт самореализации и взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Ирина Станиславовна, Дзвоник Вероника Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROJECT ACTIVITY IN FORMING IDEASABOUT THE FUTURE PROFESSION OF STUDENTS OF JOURNALISM(ON THE EXAMPLE OF THE SPECIAL PROJECT OF KEMSU“DIRECT LINE WITH THE RECTOR”)

Introduction. The article is devoted to the issues of actualization of the role of practice-oriented activity in the formation of ideas about the future profession of students of journalism departments. It is proved that the experience of student participation in project activities, in particular, entering as a participant in the implementation of the special project of Kemerovo State University “Direct line with the rector” contributes to the formation of the future journalist’s primary ideas about the profession. It is revealed that the process of forming ideas about the future profession has an age-psychological conditionality and is determined by a system of external conditions that ensure positive changes in the studied indicators. The article describes the issues of organizing the process of forming adequate ideas about the profession of a future journalist, shows the limitations in the framework of functioning in the context of a coronavirus pandemic, and suggests ways to optimize this process in the context of the university’s media center. Methodology. Data collection was carried out by means of a questionnaire. The subjects were students of the journalism departments of Kemerovo State University (Kemerovo), the Russian State University for the Humanities (Moscow) and the I. Kant Baltic Federal University (Kaliningrad). The study involved 82 students. The age of the subjects for the study period was 17-18 years. The data obtained were interpreted and subjected to statistical analysis using percentage analysis. Results. Based on the data obtained during the survey, we came to the conclusion that it does not matter where the university is located geographically, because first-year students of Kaliningrad, Moscow and Kemerovo face similar problems: the lack of primary knowledge and skills in the chosen field, the problem of finding oneself, a chaotic idea of the future profession, the need to adapt to new living and learning conditions. One of the tools that can be used to make university socialization more effective by combining professional and student subcultures, and in practice introduce future journalists to the profession, is practice-oriented activities organized on the site of the university’s media center. Conclusion. It is concluded that the first-year students of the universities of Kaliningrad, Kemerovo and Moscow, studying at the departments of journalism, have a chaotic idea of the upcoming profession, there is a need for socialization. It is proved that the experience of Kemerovo State University in the implementation of the project “Direct line with the rector” can be used by colleagues from other universities in Russia: it allows not only to introduce students to the future profession, but also contributes to the effective socialization of first-year students.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙО БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ(НА ПРИМЕРЕ СПЕЦПРОЕКТА КЕМГУ "ПРЯМАЯ ЛИНИЯ С РЕКТОРОМ")»

References

1. Bardier G., Romazan I., Cherednikova T. Ya hochu! Psihologicheskoe soprovozhdenie estestvennogo razvitiya malen'kih detej [I want! Psychological support for the natural development of young children]. Kishinev, St. Petersburg, 1993, 96 p. (In Russian).

2. Bezyuleva G. V. Kompleksnoe psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya studentov kolledzheji vuzov [Complex psychological and pedagogical support of professional self-determination of college and university students]. Izvestia of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, 2008, vol. 12, no. 2, pp. 102-109. (In Russian).

3. Glukhanyuk N. S. Psihologicheskoe soprovozhdenie: principy i tekhniki [Psychological support: principles and techniques]. Izvestia of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, 2008, vol. 12, no. 2, pp. 86-89. (In Russian).

4. Gutman E. V. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo stanovleniya specialista v negosudarstvennom vuze [Socio-pedagogical support of professional development of a specialist in a non-state university]. Abstract of Ph. D. thesis. Kazan, 2013. Available at: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie. (In Russian).

5. Zeer E. F., Rudey O. A. Psihologiya professional'nogo samoopre-deleniya v rannej yunosti [Psychology of professional self-determination in early youth]. Moscow, Voronezh, 2008, 256 p. (In Russian).

6. Kazakova E. I., Tryapitsyn A. P. Dialog na lestnice uspekha [Dialogue on the ladder of success]. St. Petersburg, 1997, 160 p. (In Russian).

7. Ovcharova R. V. Psihologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva [Psychological support for parenting]. Moscow, 2003, 319 p. (In Russian).

8. Kazakova E. I. Sistema kompleksnogo soprovozhdeniya rebenka: ot koncepcii k praktike [The system of comprehensive child support: from concept to practice]. Psychological and pedagogical medical and social support for child development. St. Petersburg, 1998. (In Russian).

9. Maltseva N. S., Snegireva T. V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sub"ektov obrazovatel'nogo processa v usloviyah realizacii FGOS v voprosah i otvetah [Psychological and pedagogical support of subjects of the educational process in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard in questions and answers]. Khanty-Mansiysk, Nizhnevartovsk, 2012, pp. 8-9. (In Russian).

10. Savitskaya N. V. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya bezopasnosti i zhiznedeyatel'nosti obuchayushchihsya uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya [Socio-pedagogical support for the development of safety and life of students of secondary vocational education]. Abstract of Ph. D. thesis. Available at: https://www.dissercat.com/ content/sotsialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya-bezopasnoi-zhiznedeyatelnosti-obuchayushc. (In Russian).

11. Silchenkova S. V. Formy i napravleniya pedagogicheskogo soprovozhdeniya [Forms and directions of pedagogical support]. Modern Scientific Researches and Innovations, 2013, no. 10. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827. (In Russian).

12. Tryapitsyna A. P. Organizaciya tvorcheskojuchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti shkol'nikov [Organization of creative educational and cognitive activities of schoolchildren]. Leningrad, 2001, 91 p. (In Russian).

13. Shipitsina L. M., Khilko A. A., Gallyamova J. S. et al. Kompleksnoe soprovozhdenie detejdoshkol'nogo vozrasta [Comprehensive support of preschool children]. St. Petersburg, 2005, 240 p. (In Russian).

УДК/UDC 378.147 И. С. Морозова, В. П. Дзвоник

I. Morozova, V. Dzvonik

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦПРОЕКТА КЕМГУ «ПРЯМАЯ ЛИНИЯ С РЕКТОРОМ»)

THE ROLE OF PROJECT ACTIVITY IN FORMING IDEAS ABOUT THE FUTURE PROFESSION OF STUDENTS OF JOURNALISM (ON THE EXAMPLE OF THE SPECIAL PROJECT OF KEMSU "DIRECT LINE WITH THE RECTOR")

Введение. В статье актуализируется роль проектной деятельности в формировании представлений о будущей профессии у студентов направления «Журналистика». Доказано, что опыт участия студента в проектной деятельности на примере участников спецпроекта Кемеровского государственного университета «Прямая линия с ректором» способствует

формированию у будущего журналиста первичных представлений о профессии. Выявлено, что процесс формирования представлений о будущей профессии имеет возрастно-психологическую обусловленность и детерминирован системой внешних условий, обеспечивающих позитивные изменения изучаемых показателей.

Авторы предлагают рассмотреть процесс формирования у будущего журналиста адекватных представлений о профессии, показывают ограничения в рамках функционирования в условиях пандемии коронавирусной инфекции, предлагают средства оптимизации данного процесса в условиях деятельности медиацентра университета.

Методология. Сбор данных осуществлялся с помощью анкетирования. В качестве испытуемых выступили студенты направления «Журналистика» Кемеровского государственного университета (Кемерово), Российского государственного гуманитарного университета (Москва) и Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калининград). В исследовании приняли участие 82 студента. Возраст испытуемых на период исследования составил 17-18 лет. Полученные данные были проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу.

Результаты. На основании данных, полученных в ходе анкетирования, мы пришли к выводу, что вне зависимости от территориального расположения вузов студенты первого курса Калининграда, Москвы и Кемерова сталкиваются со схожими проблемами: отсутствием первичных знаний и умений в выбранной сфере, проблемой поиска себя, хаотичным представлением о будущей профессии, потребностью в адаптации к новым условиям жизни и обучения. Одним из инструментов, с помощью которых можно сделать вузовскую социализацию эффективнее при совмещении профессиональной и студенческой субкультур и при знакомстве на практике будущих журналистов с профессией, является проектная деятельность, организованная на площадке медиацентра вуза.

Заключение. У студентов первого курса вузов Калининграда, Кемерова и Москвы, обучающихся на направлении «Журналистика», преобладает несогласованная система представлений о предстоящей профессии, присутствует потребность в социализации. Доказано, что опыт Кемеровского государственного университета по реализации проекта «Прямая линия с ректором» может быть использован коллегами из других вузов России: он позволяет не только знакомить студентов с будущей профессией, но и способствует эффективной социализации первокурсников, обогащает опыт самореализации и взаимодействия.

Introduction. The article is devoted to the issues of actualization of the role of practice-oriented activity in the formation of ideas about the future profession of students of journalism departments. It is proved that the experience

of student participation in project activities, in particular, entering as a participant in the implementation of the special project of Kemerovo State University "Direct line with the rector" contributes to the formation of the future journalist's primary ideas about the profession. It is revealed that the process of forming ideas about the future profession has an age-psychological conditionality and is determined by a system of external conditions that ensure positive changes in the studied indicators.

The article describes the issues of organizing the process of forming adequate ideas about the profession of a future journalist, shows the limitations in the framework of functioning in the context of a coronavirus pandemic, and suggests ways to optimize this process in the context of the university's media center.

Methodology. Data collection was carried out by means of a questionnaire. The subjects were students of the journalism departments of Kemerovo State University (Kemerovo), the Russian State University for the Humanities (Moscow) and the I. Kant Baltic Federal University (Kaliningrad). The study involved 82 students. The age of the subjects for the study period was 17-18 years. The data obtained were interpreted and subjected to statistical analysis using percentage analysis.

Results. Based on the data obtained during the survey, we came to the conclusion that it does not matter where the university is located geographically, because first-year students of Kaliningrad, Moscow and Kemerovo face similar problems: the lack of primary knowledge and skills in the chosen field, the problem of finding oneself, a chaotic idea of the future profession, the need to adapt to new living and learning conditions. One of the tools that can be used to make university socialization more effective by combining professional and student subcultures, and in practice introduce future journalists to the profession, is practice-oriented activities organized on the site of the university's media center.

Conclusion. It is concluded that the first-year students of the universities of Kaliningrad, Kemerovo and Moscow, studying at the departments of journalism, have a chaotic idea of the upcoming profession, there is a need for socialization. It is proved that the experience of Kemerovo State University in the implementation of the project "Direct line with the rector" can be used by colleagues from other universities in Russia: it allows not only to introduce students to the future profession, but also contributes to the effective socialization of first-year students.

Ключевые слова: журналистика, студенты, проектная деятельность, готовность к профессиональной деятельности, социализация.

Keywords: journalism, students, project activity, readiness for professional activity, socialization.

Введение

С 2021/22 уч. г. в школах, колледжах и вузах России, согласно плану мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания до 2025 г., утвержденному правительством РФ, появятся новые воспитательные программы1. Ранее входивший в образовательные программы воспитательный компонент получит практико-ориентированную направленность. В частности, в рабочих программах будут прописаны конкретные мероприятия, формирующие наглядное представление о системе воспитательной работы в учебном заведении. Согласно стратегии, профессиональное самоопределение реализуется посредством развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно с мобилизацией необходимых ресурсов, правильной оценкой смысла и последствий своих действий. Усиление практического блока в рамках воспитательной деятельности образовательной организации позволит студентам проявлять творческий потенциал и приобретать опыт, в том числе связанный с будущей профессией.

По мнению министра науки и высшего образования России В. Н. Фалькова, высказанному в рамках Всероссийского семинар-совещания по воспитательной работе в ноябре 2020 г., в результате ежедневного взаимодействия преподавателя и студентов формируются грани личности. Их масштаб и качество зависят от педагогов, выполняющих, в том числе, воспитательную функцию. Само присутствие в коллективе воспитывает студента, поэтому важно активно применять на практике коллективные формы деятельности. Это позволит сделать социализацию более эффективной, поможет студентам понять, кто они есть. Воспитательная работа должна корректироваться в зависимости от ситуации: ее необходимо проводить как в офлайн-, так и онлайн-режиме. Этот процесс, по мнению министра, останавливаться не может2.

Профессиональное самоопределение молодежи успешнее реализуется посредством проектной деятельности. Чем раньше будущий специалист сможет на практике познакомиться с профессией, тем оптимальнее будет проходить его адаптация в профессиональном поле в рамках практики или трудовой деятельности. Для этого в университете, наряду

с учебными занятиями, необходимо обеспечить возможность практического знакомства с журналистикой в ходе конкретных творческих проектов. Данную задачу не решают визиты студентов первого-второго курсов в журналистские редакции с целью публикации материалов для допуска к зачету или экзамену по учебной дисциплине. Первые полтора года обучения в вузе являются наиболее продуктивными для формирования профессиональной идентичности будущего журналиста. Отметим, что это должна быть системная групповая работа, организованная куратором/ преподавателем /руководителем медиацентра, позволяющая студентам проявить творческие способности. Она может быть интегрирована в существующие учебные дисциплины в качестве одного из обязательных условий для получения экзамена или зачета либо вынесена в блок внеучебной деятельности, предлагаемой медиацентрами вузов.

Поступление в университет совпадает для первокурсников с кризисом 17-18 лет. По мнению И. Ю. Кулагиной и В. Н. Колюцкого, страхи вчерашних школьников обусловлены ответственностью перед собой и родными за сделанный выбор, наличием либо отсутствием возможности демонстрировать социуму реальные достижения, боязнью допущения ошибок в рамках нового жизненного этапа [8]. Психическое состояние личности в данный период характеризуется повышенной тревожностью, которая может спровоцировать невротическое поведение. Напряжение студента-первокурсника могут вызвать стремительная смена образа жизни, появление новых людей, увеличение учебной нагрузки. Адаптация к новой реальности может стать возможностью выхода из кризиса. Ее успешному протеканию способствует поддержка близких, уверенность в себе, своей успешности в области будущей профессиональной деятельности. По мнению Д. Б. Бромлея, в этот период строится образ жизни человека, усваиваются профессиональные роли, происходит включение в различные виды социальной активности [15].

Б. Г. Ананьев основополагающими в структуре личности человека называл социальные качества, которые формируются вокруг статуса и социальных функций в процессе его профессиональной деятельности. Процесс развития зависит от степени активности человека в социуме и его личной продуктивности [1].

1 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года// Static. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9t gUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 18.01.2021).

2 Интервью министра науки и высшего образования В. Н. Фалькова в рамках Всероссийского семинара-совещания//Minobrnauk. URL: https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=25863 (дата обращения: 18.01.2021).

Для того чтобы адаптироваться к новым условиям проживания и обучения, студент может выбрать одну из наиболее приемлемых для него субкультур. Так, Ф. Райс выделяет несколько субкультур учебных заведений [14]:

- студенческую субкультуру (доминирует атмосфера развлечений, учеба уходит на второй план);

- профессиональная субкультура (нацеленность на обучение, потребность в получении профессиональной подготовки);

- академическую субкультуру (углубленное изучение предметов, выход за рамки учебной программы, уклон в научную деятельность);

- нонконформистскую субкультуру (инакомыслие, попытка создать альтернативу существующему укладу).

В ходе формирования представлений о будущей профессии в образовательной организации необходимо обеспечить условия становления профессиональной субкультуры, поскольку именно она позволит развить необходимые будущему специалисту для работы качества, сконцентрирует его на решении задачи. Совмещение ее с воспитательной работой позволит снизить риск выбора студентами нонконформистской субкультуры и связанные с ней девиации в поведении.

По мнению Л. С. Выготского, для школьника важное значение имеет положение, которое он занимает в обществе, в связи с чем на первый план для него выходит «общественное мнение» [5]. Выбирая будущую профессию, ребенок делает выбор между требованиями взрослых и сверстников, они не всегда совпадают. Этот выбор является составной частью волевого поведения.

Н. Н. Ускова одной из ключевых задач, стоящих перед педагогами, работающими со студентами младших курсов факультетов и отделений журналистики, считает развитие творческого потенциала: вуз должен создать условия, чтобы замотивировать вчерашнего школьника, заинтересованного в познании нового [18].

И. С. Морозова и И. Г. Тимофеева отмечают важность создания условий, в которых личность смогла бы достигать своих целей с учетом потребностей окружающих ее людей, норм и правил поведения в обществе [10].

После окончания первого курса университета и практики студенты начинают сотрудничество с редакциями, где работодатель предъявляет требования, не делая послаблений для вновь прибывших: отношения выстраиваются на уровне коллег, спо-

собных с разными скоростью и качеством выполнить редакционную задачу. Проектная деятельность на площадке студенческого медиацентра, предложенная студентам с первых месяцев их пребывания в вузе, позволит повысить качество подготовки журналистов к дальнейшей профессиональной деятельности, заложит основы профессиональной идентичности, в рамках практической деятельности способствует знакомству с нормами и ценностями профессионального сообщества. Поэтапное изучение особенностей становления профессиональной идентичности позволит отследить этапы, на которых студенты наиболее склонны к погружению в профессию, приобретению опыта, развитию профессиональных качеств, а также определить стадии, в рамках которых происходит выгорание, ослабление интереса к будущей профессии, равнодушие или разочарование.

В связи с пандемией коронавирусной инфекции российские и зарубежные вузы вынуждены искать новые форматы работы со студентами. Комбинирование в данном вопросе представляется действенным инструментом, требующим практического применения в условиях быстро меняющегося мира. В частности, университеты переходят на смешанный формат обучения (очные практические занятия и дистанционные лекции). Ограничения по присутствию студентов в университете (вузы Москвы и Санкт-Петербурга переведены на дистанционный формат обучения, вузы других регионов принимают решения по согласованию с Роспотребнадзором и региональными властями) повлияли на степень их вовлеченности во внеучебную деятельность. В связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий университеты либо переводят их в онлайн-формат, либо ставят на паузу на неопределенный срок по причине риска распространения коронавирусной инфекции (например, фестивали непрофессионального творчества студентов). Однако важно понимать, что студентам, наряду с получением знаний, необходимы социализация, общение со сверстниками, приобретение новых компетенций в свободное от учебы время.

При попытке объединить процессы социализации студента и его обучения важно учитывать добровольный характер предстоящей работы. По мнению Д. Дьюи, деятельность, которая осуществляется с использованием принуждения, начинает терять смысл для исполнителя: человек не получает удовлетворения и участвует в процессе лишь с целью избегания или получения вознаграждения. Она исключает положительные эмоции и воображение. Для него важно, чтобы эта задача как можно ско-

рее была выполнена. Однако цель должна быть свойственна не только конечному результату, но и процессу. Мы считаем необходимым согласиться с мнением Д. Дьюи относительно того, что если в ходе образовательного процесса не создавать условия для отдыха и не предлагать способы восстановления сил, это приведет к проявлению подавленных инстинктов либо в реальных действиях, либо в воображении [6].

С. Л. Соловейчик отмечает, что молодежь становится объектом воздействия активной и пассивной педагогики. Воспитание воздействием он называет пассивным («должен»), нравственно-духовное - активным (каким способом достичь желаемого). Для воспитания лидера, неравнодушного человека педагог рекомендует делать упор на активной педагогике [17].

По мнению М. Ю. Валентирова, социализация представляет двухсторонний процесс, суть которого состоит в освоении индивидом существующего социального опыта, в его активном преобразовании и воспроизводстве в различных видах деятельности [4].

Под социализацией понимается процесс усвоения правил поведения, приобретение системы ценностей, представлений и позиций, позволяющих личности быть включенной в ситуации межличностного общения и решение задач, стоящих перед обществом [3]. Иными словами, социализация - это процесс обретения человеком социальных качеств в условиях взаимодействия с обществом.

Г. М. Андреева отмечает роль творческого содержания процесса, когда индивид не только приобретает опыт, но и в силах творчески его переработать, при этом меняя свое мировоззрение. Таким образом, позитивное социальное развитие человечества напрямую связано с творческим характером социализации [2]. Возраст выпускников школ, по мнению Л. И. Мнацаканян, влияет на период значимых эмоциональных, интеллектуальных, морально-нравственных и волевых изменений, вызванных появлением множества новообразований в сфере индивидуального сознания. В сравнении с подростками эмоциональная сфера выпускников более насыщенна. На смену внешней экспрессии приходит активная внутренняя эмоциональная жизнь и интенсивное развитие оценочных способностей [9]. Через сравнение со сверстниками человек идентифицирует себя и приобретает необходимые ему социальные умения по взаимодействию с окружением. Сквозь призму восприятия достоинств и недостатков сверстников и педагогов выпускник начинает осознавать собственные достоинства и слабости. На этом этапе возникают личностно-поведенческие противоречия, обу-

словленные необходимостью стыковать требования и ожидания родителей с собственными представлениями и целями.

Единый государственный экзамен становится ключевым маркером, вокруг которого строится жизнь старшеклассника. Выходя из класса, старшеклассник не перестает учиться, продолжая подготовку к ЕГЭ дома самостоятельно либо с помощью репетитора. Количество свободного времени, которое можно уделить внеучебной деятельности, сокращается. Нацеленность на результат в виде высоких баллов ЕГЭ и последующего поступления в вуз на престижную специальность нивелирует ценность текущего периода жизни, отличного от времени учебной деятельности. Когда результат достигнут, вчерашний школьник испытывает чувство опустошения и не всегда может ответить на вопрос, чем кроме гонки за баллами ЕГЭ ему запомнились старшие классы в школе. В связи с этим существует вероятность, что выпускник может оценивать людей и события, опираясь на ложные, сложно измеримые ориентиры. Диссонанс, возникающий между его оценкой и позицией социума, может ввести в состояние нестабильности. Неустойчивость развивающейся личности, находящейся на переходной стадии формирования, можно преодолеть с помощью целенаправленного педагогического воздействия в специально организованных условиях, где у вчерашних выпускников, поступивших в вуз, в ускоренном формате будут формироваться способности оценивать себя и других людей, события и явления.

Одним из инструментов психологического взросления выпускников школ является инициация, представляющая собой посвящение, позволяющее перейти с одного уровня развития на другой. По мнению Л. М. Проценко, в советские годы с опорой на коммунистическую идеологию в стране была выстроена и эффективно работала система продвижения подростков к социальной зрелости [13]. С помощью инициации выпускники школ совместно с группой единомышленников могут преодолевать трудности, испытания и в результате успешно социализироваться в новых условиях.

Явление, зародившееся в первобытном обществе, предполагало наглядную демонстрацию качественного изменения состояния человека. По мнению О. В. Хухлаевой, инициации, ставшие ключевой частью жизни общества, позволяли человеку встать на путь социализации с вытекающими из этого правами и обязанностями. Ритуал включал в себя символическую потерю прежних качеств (разрушение),

наделение новыми признаками (трансформация). Инициации, уйдя в прошлое в физическом плане, в настоящее время обладают ценностью и являются эффективным способом социализации школьников и студентов первых курсов вузов [20].

И. С. Зимина, характеризуя современную молодежь, отмечает, что она застревает на стадии зависимости от родителей в материальном и психологическом планах, не находя при этом способов перешагнуть из детства во взрослую жизнь [7]. Это происходит по ряду причин: отсутствуют стадии практической адаптации человека на разных жизненных этапах (необходимы не только приписанные в теории требования к поведению на новом этапе, но и реальный спрос за результат), диссонанс в отношениях родителей и детей (сопротивление взрослению ребенка с одной стороны, требования от него поведения и поступков взрослого человека с другой).

Д. Холлис называет жизнь без ритуалов социализации поверхностной, лишенной смысла [19]. Для восполнения пробелов необходимо создание системы инициации школьников и студентов, способной наполнить кризисные для человека моменты смыслом, реальными проектами. Ритуал не только обозначает переход от детской зависимости к самодостаточности взрослого человека, но и обеспечивает преемственность ценностей: чувство гражданского долга, установки и убеждения, которые связывают человека с его «богами», обществом, в котором он живет, и с самим собой.

И. С. Зимина выделяет компоненты, из которых складывается система инициирования: символическое отделение от родителя, ритуальная смерть, возрождение, обучение, страдание, возвращение. Инициации позволяют проверить способности, развивать личностные качества, разграничить в сознании важные в его жизни периоды и предоставить инструментарий для адаптации к новым реалиям. Л. М. Проценко называет инициации социально-психологическими испытаниями общественно значимых качеств, проводимых в специально организованных условиях: во временных объединениях создаются специальные условия для повышения уровня компетентности и развития чувства личности - моделирование системы самоорганизации.

По мнению В. И. Слободчикова, профессиональное развитие происходит в том случае, когда развитие личности в профессии направлено на свое саморазвитие [16]. В. А. Петровский отмечает роль надситуатив-ной активности личности, когда в процессе профессионального развития создаются условия, которые

позволяют развиваться как субъекту, так и его деятельности [11]. О. В. Царькова определяет готовность как интегральное качество личности, обеспечивающее возможность личности участвовать в каком-либо процессе, и характеризует ее наличием определенного уровня способностей, навыков, умений, опыта личности [21].

Важным аспектом формирования готовности к профессиональной деятельности является формирование пространства, включающего атмосферу, в которой происходит обучение в вузе, взаимодействие с преподавателями и сокурсниками, дополнительные сообщества по профессиональным интересам. Факт наличия такого пространства дает студенту возможность осмыслить предыдущие сценарии жизни, избежать отождествления себя со сценариями близких и друзей.

Направление «Журналистика» Кемеровского государственного университета в перечне экзаменов, необходимых для поступления, одно из двух в вузе (наряду с факультетом физической культуры и спорта), предполагает творческий конкурс/ испытание, который предусматривает написание абитуриентами эссе, собеседование и изучение портфолио с публикациями и видеоматериалами. Половина абитуриентов, претендующих на обучение на бюджетной основе, на момент поступления в вуз не имеет портфолио, демонстрирующего первичное знакомство с профессией. По данным за 2020 г., из 14 человек, поступивших по общему конкурсу на бюджет, портфолио имели лишь пятеро первокурсников. Поступающие получают дополнительные баллы за золотую медаль, знаки ГТО, участие в олимпиадах и Ассамблее звезд Кузбасса, но теряют баллы за творческое испытание по причине отсутствия порт-фолио (максимальное количество баллов за творческое испытание в Кемеровском госуниверситете -100: 50 - эссе, собеседование - 50). Отсутствие баллов за творческое испытание абитуриенты компенсируют высокими баллами ЕГЭ по русскому языку и литературе. Примечателен факт: старшеклассники самостоятельно или с репетиторами готовятся к ЕГЭ, в меньшей степени уделяя время подготовке к профильному испытанию. Таким образом, мы имеем показатели успешного освоения выпускниками школьных дисциплин (баллы ЕГЭ) и поверхностное представление о профессии (знакомство с ней на практике), которую будут осваивать в предстоящие четыре года (отсутствие портфолио). Важной в данном случае представляется задача формирования готовности студентов-журналистов к профессиональной деятельности посредством проектной деятельности.

Методология

Для сравнения в рамках исследования нами выбраны Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Российский государственный гуманитарный университет и Кемеровский государственный университет. В исследовании приняли участие 82 студента вузов Кемерова, Москвы и Калининграда.

Сбор данных осуществлялся с помощью анкетирования. В качестве испытуемых выступили студенты отделения журналистики. Возраст испытуемых на период исследования составлял 17-18 лет. Полученные данные были проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу с помощью процентного анализа.

Результаты

Респондентами в нашем исследовании выступили студенты системы высшего образования Российской Федерации. На рисунке 1 приведены данные представленности участников опроса. Свое мнение выразили студенты отделений журналистики, обучающиеся на первом курсе: 45,1 % - РГГУ, 30,5 % - КемГУ, БФУ - 24,4 %.

По данным проведенного анкетирования, больше половины первокурсников РГГУ, КемГУ и БФУ им. Канта (51,2 %) не имели при поступлении в вуз журналистского портфолио, что автоматически лишало их нескольких десятков баллов за вступительное испытание. В ходе собеседования в рамках творческого конкурса абитуриенты отмечали, что делали упор непосредственно по подготовку к ЕГЭ по профильным предметам (русский язык, литература). В числе других причин, не позволивших обзавестись портфолио, называлось отсутствие свободного времени в старших классах, позднее - самоопределение с будущей профессией, отсутствие возможности для школьников публиковаться в средствах массовой информации.

В числе факторов, повлиявших на выбор будущей профессии, будущие журналисты российских вузов на первое место (50 % опрошенных) поставили наличие внутренней готовности (способностей, мотивов). 32,9 % первокурсников отметили важность жизненных обстоятельств и эпизодов, 9,8 % - роль родителей, родственников, педагогов, друзей, знакомых, 7,3 % - влияние книг и фильмов.

В рамках анкетирования будущим журналистам было предложено назвать важные, на их взгляд, качества, которые понадобятся в профессиональной деятельности. К их числу студенты отнесли: харизматич-ность, внимательность, стрессоустойчивость, эруди-

■ 45,1 % РГГУ Е2 30,5 % КемГУ □ 24,4 % БФУ

Рис. 1. Соотношение респондентов-первокурсников из различных университетов РФ

■ 51,2 % Да □ 48,8 % Нет

Рис. 2. Наличие творческого портфолио при поступлении в вуз

■ 50,0 % Внутренняя готовность

И 32,9 % События

□ 9,80 % Люди

ЕЗ 7,30 % Источники информации

Рис. 3. Факторы, влияющие на выбор профессии

рованность, пунктуальность, гибкость, грамотность, упорство, объективность, коммуникабельность, работоспособность, смелость, универсальность, команд-ность, самокритичность, креативность, выносливость, сопричастность, мужество, ответственность, решительность.

Участие в проектах, изучение профготовности в рамках диагностики, знакомство со спецификой профессии на первых курсах приводят к тому, что наиболее успешные студенты третьего курса выходят на работу по специальности и продолжают совмещать ее с обучением. По мнению Ю. П. Поваренкова, процесс профессионального становления в рамках вуза включает учебно-академический и учебно-профессиональный этапы [12]. В рамках первого этапа на первом-втором курсах превалируют общеобразовательные предметы и спецкурсы, учебно-познавательная мотивация становится основной, формируется структура познавательных способностей, происходит становление идентичности студентов. На втором этапе (третий-четвертый курс) в ходе предложенной в вузе в рамках отделения специализации происходит погружение будущих журналистов в профессию, в рамках которой на первый план выходит актуализация профессиональной мотивации.

На протяжении первого этапа обучения в вузе необходимо обеспечить активное включение студентов в учебную деятельность, приобретение ими первичных представлений о профессии и соотношение их с личностными качествами. Сделать процесс усвоения знаний более продуктивным может помочь проектная деятельность, в рамках которой студент сможет познакомиться с профессией на практике, получить опыт, зрительскую и экспертную оценку проделанной работе. Это позволит начать формировать отношение к себе как к деятелю, творцу.

Важной в условиях вуза представляется задача формирования готовности студентов отделения журналистики к профессиональной деятельности посредством проектной деятельности. Медиацентр может стать пространством/структурой для развития профессиональных качеств будущих журналистов. По мнению Сергея Косенчука, заместителя исполнительного директора Международной ассоциации студенческого телевидения (МАСТ), медиа-центр - это место, которое, с одной стороны, является точкой для практики студентов, а с другой -местом их социализации.

В рамках знакомства студентов направления «Журналистика» Кемеровского государственного университета с будущей профессией в сентябре 2020 г. на площадке вузовского медиацентра было предложено организовать проект «Прямая линия с членом-корреспондентом РАН, ректором университета А. Ю. Просековым». Предварительно студенты прошли вводное анкетирование. Участниками стали 35 первокурсников отделения журнали-

стики Кемеровского государственного университета. Анкетирование проводилось с целью составления собирательного образа будущей профессии у студентов-журналистов. Творческое портфолио при поступлении имели 47 % студентов. По условиям проекта организацией и проведением мероприятия занимались проявившие инициативу студенты первого курса под руководством наставников, обучающихся на старших курсах, и куратора из числа преподавателей. Продюсер проекта на первом совещании с коллективом обозначил ключевые условия, при которых может быть достигнут положительный результат: добровольность участия, персональная ответственность за свой фронт работ и командный результат в целом, творческий подход, нацеленность на конструктивную командную работу, основанную на гибкости и уважении друг к другу.

Сформировавшемуся на добровольных началах коллективу необходимо было выбрать продюсера проекта, распределить роли и обязанности между всеми участниками, провести кастинг ведущих с привлечением в состав жюри журналистов из сферы телевидения, презентовать графическое оформление мероприятия, организовать пиар-кампанию по его освещению - отработать по ряду позиций на практике мероприятие, которое в схожем формате организуется профессиональными журналистами для президента страны, губернатора региона, мэра города и т. д.

Студенты первого курса на практике попробовали себя в роли продюсера, ведущих, главного редактора, координаторов, корреспондентов, операторов, пиар-специалистов. Проект «Прямая линия с ректором» проводился в прямом эфире на площадке социальной сети «ВКонтакте», его зрителями стали более 5 тысяч пользователей. Основная ведущая задавала заранее отобранные из присланных студентами вопросы, вторая ведущая в режиме реального времени вела мониторинг поступавших во время эфира вопросов и в момент перехода от одного тематического блока к другому озвучивала пришедшие вопросы. В прямом эфире ректор вместе с ведущими проекта находился 1 час 45 минут. За время работы ведущие столкнулись со спамом в комментариях и агрессивными высказываниями: вопросы реагирования на подобное поведение обсуждались в рабочем чате продюсера, главного редактора, куратора проекта и второй ведущей, оперативно определялась тактика поведения. В связи с мерами по профилактике распространения коронавирусной инфекции на съемочной площадке работал ограниченный круг членов команды (общее коли-

чество участников проекта - 17 человек, в концертном зале во время проведения мероприятия находились продюсер проекта, ведущие, визажисты, главный редактор и руководитель проекта из числа преподавателей). Съемку проекта осуществлял профессиональный оператор и два его ассистента из числа студентов старших курсов. По итогам проекта продюсер провел презентацию результатов проделанной командной работы.

На основании данных, полученных в ходе анкетирования, мы пришли к выводу, что не важно, где территориально находится университет, ведь студенты первого курса Калининграда, Москвы и Кемерова сталкиваются со схожими проблемами: отсутствием первичных знаний и умений в выбранной сфере, проблемой поиска себя, хаотичным представлением о будущей профессии, потребностью в адаптации к новым условиям жизни и обучения. Одним из инструментов, с помощью которых можно сделать вузовскую социализацию эффективнее при совмещении профессиональной и студенческой субкультур и на практике познакомить будущих журналистов с профессией, является проектная деятельность, организованная на площадке медиацентра вуза.

Заключение

Таким образом, предложенный проектный формат телевизионной работы позволил студентам первого курса получить опыт работы над крупным проектом в команде, дал возможность оперативного знакомства с различными службами и структурными подразделениями вуза, опыт коммуникации с иностранными студентами, работы в условиях многозадачности, сформировал умение работать в стрессовых ситуациях (прямой эфир, агрессия пользователей социальных сетей, сжатые временные рамки), сопричастность, вовлеченность в общее дело. Опыт Кемеровского государственного университета может быть использован коллегами других вузов России. В условиях пандемии коронавирусной инфекции проект можно трансформировать и проводить в гибридном формате. Он позволяет не только знакомить студентов с будущей профессией, но и способствует эффективной социализации первокурсников. По итогам реализации проекта «Прямая линия с ректором» принято решение о проведении серии прямых трансляций с директорами и деканами институтов и факультетов КемГУ с предварительной серией образовательных мастер-классов от студентов первого курса направления «Журналистика», успешно реализовавших пилотный проект с ректором университета.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ананьев Б. Г Психология и проблемы человекознания. М. ; Воронеж, 1996. 383 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2017. 363 с.

3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2013. 672 с.

4. Валентиров М. Ю. Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной и отечественной психологии // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 804-809.

5. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996. 512 с.

6. Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000. 384 с.

7. Зимина И. С. Современный вариант инициации в процессе взросления подростков // Педагогическое образование в России. 2010. № 2. С. 75-82.

8. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2001. 464 с.

9. Мнацаканян Л. И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М., 1991. 189 с.

10. Морозова И. С., Тимофеева И. Г. Формирование волевой саморегуляции обучающихся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях социально полезной деятельности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 12-18.

11. Петровский А. В. Развитие личности и проблем ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 15-26.

12. Поваренков Ю. П. Формирование профессиональной идентичности (на материале деятельности учителя) // Ярославский педагогический вестник. 1999. № 1-2. С. 79-85.

13. Проценко Л. М. Социально-психологические инициации подростков во временных объединениях как условие развития личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 190 с.

14. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2012. 816 с.

15. Реан А. А. Психология детства. СПб., 2003. 368 с.

16. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии // Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. 384 с.

17. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. М., 2018. 384 с.

18. Ускова Н. Н. Формирование мотивации на профессию «Журналист» и развитие творческих способностей студентов // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. С. 182-190.

19. Холлис Дж. Под тенью Сатурна. Мужские психологические травмы и их исцеление. М., 2009. 210 с.

20. Хухлаева О. В. Психология подростка. М., 2004. 160 с.

21. Царькова О. В. Формирование готовности будущего техника к решению инновационных производственных задач : авто-реф. дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 2009. 22 с.

References

1. Ananyev B. G. Psihologiya i problemy chelovekoznaniya [Psychology and the Problems of Human Cognition]. Moscow, Voronezh, 1996, 383 p. (In Russian).

2. Andreeva G. M. Social'naya psihologiya [Social psychology]. Moscow, 2017, 363 p. (In Russian).

3. Bol'shoj psihologicheskij slovar' [The Big Dictionary of Psychology]. Eds. B. G. Meshcheriakov, V. P. Zinchenko. Moscow, 2013, 672 p. (In Russian).

4. Valentirov M. Podhody k issledovaniyu socializacii lichnosti v zarubezhnoj i otechestvennoj psihologii [Approaches to the study of personality socialization in foreign and domestic psychology]. Young Scientist, 2013, no. 12, pp. 804-809. (In Russian).

5. Vygotsky L. S. Psihologiya razvitiya kak fenomen kul'tury [Developmental psychology as a phenomenon of culture]. Moscow, 1996, 512 p. (In Russian).

6. Dewey J. Demokratiya i obrazovanie [Democracy and Education]. Moscow, 2000, 384 p. (In Russian).

7. Zimina I. S. Sovremennyj variant iniciacii v processe vzrosleniya podrostkov [Modern variant of initiation during old age teenagers]. Pedagogical Education in Russia, 2010, no. 2, pp. 75-82. (In Russian).

8. Kulagina I. Y., Kolyutsky V. N. Vozrastnaya psihologiya: Polnyj zhiznennyj cikl razvitiya cheloveka [Age psychology: The full life cycle of human development]. Moscow, 2001, 464 p. (In Russian).

9. Mnatsakanyan L. I. Lichnost' i ocenochnye sposobnosti starsheklassnikov [Personality and evaluative abilities of high school students]. Moscow, 1991, 189 p. (In Russian).

10. Morozova I. S., Timofeeva I. G. Formirovanie volevoj samoregulyacii obuchayushchihsya uchrezhdenij dlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, v usloviyah social'no poleznoj deyatel'nosti [Formation of volitional self-regulation of students in institutions for orphans and children left without parental care in terms of socialy useful activity]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 1 (33), pp. 12-18. (In Russian).

11. Petrovsky A. V. Razvitie lichnosti i problem vedushchej deyatel'nosti [Development of personality and problems of leading activity]. Voprosy Psychologii, 1987, no. 1, C. 15-26. (In Russian).

12. Povarenkov Yu. P. Formirovanie professional'noj identichnosti (na materiale deyatel'nosti uchitelya) [The formation of professional identity (on the material of the teacher's activity)]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 1999, no. 1-2, pp. 79-85. (In Russian).

13. Protsenko L. M. Social'no-psihologicheskie iniciacii podrostkov vo vremennyh ob"edineniyah kak uslovie razvitiya lichnosti

[Socio-psychological initiations of adolescents in temporary associations as a condition for the development of personality]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2001, 190 p. (In Russian).

14. Rice F., Dolgin K. Psihologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [Psychology of Adolescence and Adolescence]. St. Petersburg, 2012, 816 p. (In Russian).

15. Rean A. A. Psihologiya detstva [The psychology of childhood]. St. Petersburg, 2003, 368 p. (In Russian).

16. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psihologicheskoj antropologii [Fundamentals of psychological anthropology]. Human psychology - Introduction to the psychology of subjectivity. Moscow, 1995, 384 p. (In Russian).

17. Soloveitchik S. L. Pedagogika dlya vsekh [Pedagogy for All]. Moscow, 2018, 384 p. (In Russian).

18. Uskova N. N. Formirovanie motivacii na professiyu «Zhurnalist» i razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov [Formation of motivation for the profession "Journalist" and the development of creative abilities of students]. Siberian Pedagogical Journal, 2011, no. 10, pp. 182-190. (In Russian).

19. Hollis J. Pod ten'yu Saturna. Muzhskie psihologicheskie travmy i ih iscelenie [Under the Shadow of Saturn. Men's Psychological Traumas and Their Healing]. Moscow, 2009, 210 p. (In Russian).

20. Khukhlaeva O. V. Psihologiya podrostka [Psychology of the adolescent]. Moscow, 2004, 160 p. (In Russian).

21. Car'kova O. V. Formirovanie gotovnosti budushchego tekhnika k resheniyu innovacionnyh proizvodstvennyh zadach [Formirovanie gotovnosti budushchego tekhnika k resheniyu innovacionnyh proizvodstvennyh zadach]. Abstract of Ph. D. thesis. Orenburg, 2009, 22 p. (In Russian).

УДК/UDC 159.96 : 004 В. В. Смирнов

V. Smirnov

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ)

DIGITALIZATION AS A FACTOR IN THE FORMATION OF DEVIANT ILLEGAL BEHAVIOR AMONG STUDENTS (SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE STUDY)

Введение. В статье представлено социально-психологическое исследование по проблеме циф-ровизации как фактора формирования девиантного (отклоняющегося) поведения у учащейся молодежи. Представлен механизм формирования цифровой зависимости у подростков и молодежи.

Даны понятия «цифровая зависимость», «цифровая девиантность», «цифровая аддикция» в процессе социально-психологического исследования.

Методология. Исследование проводилось с использованием методов теоретического анализа оте-

чественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме, а также с применением методов контент-анализа, анкетирования, целенаправленного наблюдения за респондентами разных возрастных групп. Проведен естественный эксперимент по проблеме цифровой зависимости, а также анкетирование респондентов разных возрастных групп.

Результаты. В работе выявлены и проанализированы механизмы формирования цифровой зависимости у подрастающего поколения и, как следствие, перехода ее в девиантные формы поведения. Рассмотрены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.