Научная статья на тему 'Актуальные вопросы воспитания студенческой молодежи'

Актуальные вопросы воспитания студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поздняя юность / воспитание / социализация / возрастные особенности / куратор группы / базовые способности / позиция промедления / late adolescence / education / socialization / age features / curator group / basic skills / delay position

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каленникова Таисия Григорьевна

Рассматриваются особенности поздней юности, показана роль куратора в эмоциональной поддержке первокурсников, уделяется внимание таким характеристикам студенческого возраста, как самоопределение и самореализация. Делается упор на формирование в учебном процессе базовых способностей, необходимых будущему профессионалу: способность к рефлексии; способность учиться и переучиваться; способности воображения и др. Подчеркивается роль духовнонравственного воспитания в становлении личности студента. Раскрываются возможности курса «Основы психологии и педагогики» в формировании таких качеств личности, как гуманизм, честность, великодушие, сострадание. Содержание предмета направлено на оказание помощи студентам: разобраться в самом себе, в умении строить отношения с другими людьми, развивать в себе рефлексивные способности, правильно воспитывать своих детей, корректно разрешать конфликтные ситуации и реализовывать свои творческие способности. Приводятся примеры использования классической литературы на семинарских занятиях и кураторских часах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF EDUCATION STUDENTS

The article discusses the features of late adolescence, the role of a curator in emotional support of first-year students, pays attention to such characteristics of college age, as self-determination and selfrealization. It is focusing on the formation of the learning process of basic abilities required future professionals: the ability for reflection; ability to learn and re-learn; the ability of imagination, and others. It is noted the role of spiritual and moral education in the development of the individual student. It is Disclosed the possible course “Foundations of Psychology and Pedagogy” in the formation of personality traits such as humanism, honesty, generosity, compassion. The content of the subject is aimed at helping students to: understand yourself, the ability to build relationships with others, to develop a reflexive ability to properly educate their children properly resolve conflict and to realize their creative abilities. Examples of the use of classical literature in seminars and curatorial hours are given.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы воспитания студенческой молодежи»

Труды БГТУ, 2016, № 5, с. 85-88

85

УДК 371-057.875

Т. Г. Каленникова

Белорусский государственный технологический университет

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Рассматриваются особенности поздней юности, показана роль куратора в эмоциональной поддержке первокурсников, уделяется внимание таким характеристикам студенческого возраста, как самоопределение и самореализация. Делается упор на формирование в учебном процессе базовых способностей, необходимых будущему профессионалу: способность к рефлексии; способность учиться и переучиваться; способности воображения и др. Подчеркивается роль духовно-нравственного воспитания в становлении личности студента. Раскрываются возможности курса «Основы психологии и педагогики» в формировании таких качеств личности, как гуманизм, честность, великодушие, сострадание. Содержание предмета направлено на оказание помощи студентам: разобраться в самом себе, в умении строить отношения с другими людьми, развивать в себе рефлексивные способности, правильно воспитывать своих детей, корректно разрешать конфликтные ситуации и реализовывать свои творческие способности. Приводятся примеры использования классической литературы на семинарских занятиях и кураторских часах.

Ключевые слова: поздняя юность, воспитание, социализация, возрастные особенности, куратор группы, базовые способности, позиция промедления.

T. G. Kalennikova

Belarusian State Technological University

TOPICAL ISSUES OF EDUCATION STUDENTS

The article discusses the features of late adolescence, the role of a curator in emotional support of first-year students, pays attention to such characteristics of college age, as self-determination and self-realization. It is focusing on the formation of the learning process of basic abilities required future professionals: the ability for reflection; ability to learn and re-learn; the ability of imagination, and others. It is noted the role of spiritual and moral education in the development of the individual student. It is Disclosed the possible course "Foundations of Psychology and Pedagogy" in the formation of personality traits such as humanism, honesty, generosity, compassion. The content of the subject is aimed at helping students to: understand yourself, the ability to build relationships with others, to develop a reflexive ability to properly educate their children properly resolve conflict and to realize their creative abilities. Examples of the use of classical literature in seminars and curatorial hours are given.

Key words: late adolescence, education, socialization, age features, curator group, basic skills, delay position.

Введение. ВУЗ является одним из важных социальных институтов становления студенческой молодежи, которое осуществляется как в ходе организации учебного процесса, так и в процессе целенаправленной воспитательной работы. Педагогический смысл образования -постепенное возрастание человека, что предполагает: формирование у обучающихся общей картины мира, в которой особый акцент делается на прогноз перспектив развития мира, различных аспектов человеческой жизнедеятельности; достижение понимания смыслов передаваемых знаний через создание ситуаций понимания, особенно в областях знания, связанных с обществом, человеком, природой; формирование знаний и умений приобретать новые знания, осмыслять их с позиции не только профессии и личной перспективы, но и в контексте общественного развития; развитие личности с целью повышения ее творческих способностей.

Основная часть. К психологическим факторам, стимулирующим развитие познавательного потенциала студентов, можно отнести доминирующие показатели, характеризующие их возрастные особенности: социальную ситуацию развития личности в изучаемый период; ведущий вид деятельности; важнейшие психические новообразования.

Социальная ситуация развития студентов во многом определяется особенностями адаптации их к новым условиям жизни на 1-м курсе. Вчерашние школьники робко вступают в новый социум ВУЗа, они впервые оторвались от семьи, не готовы к самостоятельной жизни, не приобрели новых друзей; у них появляется чувство тревожности, неуверенности в себе, сомнение в правильном профессиональном выборе. К основным видам деятельности в этот период относятся: труд и учение. Активное включение первокурсника в учебный процесс,

ознакомление их с правилами внутреннего распорядка ВУЗа способствует совершенствованию таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, умение владеть собой. К концу 1-го курса у студентов должна сформироваться направленность на свое становление как субъекта собственного развития. Большая роль в этом процессе отводится куратору группы. Руководство студенческой группой - это единство организаторской работы куратора с его духовным влиянием. Сила этого влияния определяется личностными качествами самого куратора. Организация жизни студенческой группы невозможна без всестороннего изучения каждого студента и группы в целом. С этой целью изучение состава академической группы считается исходным этапом в организации коллектива и создании четкой системы воспитательной работы.

Студенческую группу можно назвать коллективом лишь тогда, когда в ней отчетливо проявляются товарищеская взаимопомощь, взаимная требовательность, ответственность и инициативность не только в учебной деятельности, но и во всем многообразии общественной жизни. Поведение первокурсников отличается высокой степенью конформизма и отсутствием дифференцированного подхода к своим ролям, поэтому опытные кураторы проводят в группах беседы: «О культуре поведения», «О психологической норме и патологии», «Характер и его роль в становлении личности», «Духовное богатство человека», раскрывая такие важные для студентов вопросы, как адекватность реакций на окружающие явления; умение уживаться с товарищами и самим собой; критический подход к обстоятельствам жизни; способность к самокоррекции поведения в соответствии с нормами морали; чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; самоутверждение в коллективе без ущерба для остальных его членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

Следует отметить, что трудности возникают в работе с первокурсниками, у которых не сформированы такие умения, как планировать свою деятельность; анализировать проблему с разных точек зрения; способность признавать свои ошибки, преодолевать обиду, уметь уступать; отсутствие самоконтроля. Эти студенты часто находятся в позиции промедления: «успею», «не хочу торопиться», «еще много времени впереди»; они несерьезно относятся к учебе (таких студентов 7-9%). Эти недостатки с большей силой проявляются накануне экзаменов, когда за короткий срок студент не может усвоить большой объем материала, что приводит к проявлению несдержанности, вспыльчивости,

неумению сконцентрироваться на главном. Поэтому студенты младших курсов остро нуждаются в психолого-педагогической поддержке, которую им может оказать куратор. В этот период в организме могут происходить такие процессы, как замедление сердечного ритма, улучшение работы иммунной системы, снижение депрессивного состояния.

Сегодня в стенах ВУЗа готовятся специалисты, которые будут жить в другое время - новое, обновляющееся, поэтому они должны быть конструктивными и креативными, им придется активно включаться в жизнь общества, в политическую жизнь, уметь влиять на других людей, достигать компромисса или консенсуса. Для этого им потребуются базовые способности, которые формируются в учебном процессе. К ним относятся: способности воображения, способности к рефлексии (умение анализировать, делать выводы, принимать решения); способность учиться и переучиваться, заниматься самообразованием; креативные способности, необходимые для практического воплощения новых идей и представлений; коммуникативные способности; способность к духовной навигации (самоопределение, осознание своей обусловленности и своих ценностей, преодоление себя, идентификация с другой личностью).

Практика показывает, что одни студенты много и охотно работают над получением знаний, а возникающие трудности только добавляют энергии и желания добиться поставленной цели, а другие все делают «из-под палки» и при появлении препятствий их активность резко снижается. Психологи объясняют причину такого положения индивидуальными особенностями личности - это уровень интеллекта, креативности, учебная мотивация, высокая самооценка. Так, высокая самооценка считается важным положительным фактором успешной учебы. С ней связана уверенность в себе и высокий уровень притязаний. Неуверенные в своих силах и способностях студенты часто просто не берутся за решение трудных заданий, заранее думая, что не справятся. Для того чтобы высокая самооценка была адекватной и побуждала к дальнейшему развитию, хвалить студентов надо не за объективно хороший результат, а за степень усилий, которые они приложили для преодоления препятствий [5].

Большое влияние на формирование личности студента оказывает весь университетский социум. Участие студентов в научной работе способствует развитию у них исследовательских задатков - памяти, наблюдательности, воображения, самостоятельности суждений, выводов, творческого мышления. Воспитывается потребность и умение применять теоретические

Т. Г. Каленникова

87

знания на практике. Формируется чувство личной сопричастности к общественно значимым делам, ответственное отношение к своей жизненной позиции. Психологи отмечают, что к концу 2-го курса обучения юношество начинает сознательно стремиться к профессиональному развитию. Меняется внутренняя позиция субъекта: он активно адаптируется в социуме, ведущей деятельностью является труд, профессионализм. Самоопределение и переход к самореализации - ключевые понятия в развитии людей позднего юношеского возраста, что требует внимания со стороны педагогов [2].

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Духовно-нравственное воспитание - это содействие нравственному становлению молодого человека, формированию у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурному диалогу, активному участию в общественной жизни, готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него.

Процесс учения в ВУЗе предполагает включение студентов в систему общественных отношений и усвоения ими социальных ценностей общества, к которым мы относим:

1. Земля - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию ХХ1 в., Земля людей и живой природы.

2. Отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина.

3. Семья - начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности.

4. Труд - основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека.

5. Знания - результат разнообразного, прежде всего, творческого труда. Знания студента -критерий труда многих преподавателей.

6. Культура - великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так и в духовной жизни.

7. Мир - покой и согласие между людьми, народами и государством, главное условие существования Земли и человечества.

8. Человек - абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания [4].

Значительное место в формировании активной жизненной позиции личности студента, его духовного наполнения отводится предмету «Основы психологии и педагогики». Содержание курса направлено на оказание помощи студентам разобраться в самом себе, развивать в себе рефлексивные способности, эффективно осуществлять будущую профессиональную деятельность, умение корректно разрешать кон-

фликтные ситуации и реализовывать свои творческие способности, быть патриотами своей Родины. Изучая тему «Характер», мы обращаем внимание на развитие у личности таких качеств, как требовательность к себе, самооценка, самокритичность, выдержка, решительность, смелость. Разбираем эти качества и делаем вывод - они должны быть у каждой личности. При изучении темы «Интеллект и его развитие» знакомим студентов с основными показателями интеллекта: счетная способность, вербальное восприятие, вербальная гибкость, память, ориентация в пространстве, умение рассуждать, умение сравнивать. Цель развития интеллектуальной сферы студента - обладание различными видами и типами мышления. По мнению ученых, мышление начинается с удивления, недоумения либо с противоречия. Развивать мышление, значит, развивать интеллектуальные способности и умения [5]. Делаем вывод, что интеллект - это структура способностей человека, среди которых мыслительные способности играют самую важную роль.

С большим вниманием слушают студенты письма Д. С. Лихачева к молодежи, которые обсуждаются на кураторских часах. Он считал, что для восприятия красоты окружающего мира человек должен сам быть духовно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. В письмах раскрываются вопросы дружбы, воспитанности человека, верности определенным принципам, человеческой мудрости, интеллигентности и т. д. Через все письма проходят мысли «об уважении к человеку» («чти отца своего и матерь свою и долголетен будешь на Земле»): «приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым» и др. Каждое письмо - это кладезь человеческой мудрости, тонкости людских отношений и обязательно - нравственности [3].

Определенный интерес для студентов составят и письма Ф. Честерфильда. Будучи личностью незаурядной и мудрой, он хорошо понимал, как важны для человека знания, помогающие понять ему другого человека, установить с ним дружеские отношения. Честерфильд считал, что эти знания необходимо заложить в личность до 18 лет. «Знания, - писал он, - это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и, если мы не посадим дерево пока мы молоды, то когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца» и далее:

«Есть также и еще кое-какие качества, которые необходимо» выработать в себе для того, чтобы справиться с практической стороной дела. Это - полное владение собой: чтобы никакое чувство ни при каких обстоятельствах не могло вывести из себя. Терпение - для того,

чтобы выслушивать суждения легкомысленные, безосновательные и даже наглые. Такт -чтобы уметь отвергнуть их и вместе с тем никого не обидеть, а если ты с чем-то соглашаешься, то сделать это в такой манере, чтобы человек почувствовал себя вдвойне тебе обязанным. Гибкость - чтобы уметь скрыть правду и при этом не прибегать ко лжи. Проницательность - чтобы читать написанное на лицах других и т. д. Вот те основные качества, которые должны быть у каждого деятеля, лидера, руководителя [3].

Включение студентов в активную мыслительную работу на занятиях и воспитательных мероприятиях способствует расширению их интересов, убеждений, взглядов, формированию направленности личности на самопознание себя. Через эти приемы и методы работы ведется поиск подходов к уму и душе студента, что помогает обратить его внимание на свое «Я»,

на вопросы, связанные с самореализацией и самоактуализацией своей личности, на свою жизненную позицию и на свои установки. Так формируется духовность личности - высшая нравственная способность человека отождествлять себя со всем человечеством.

Заключение. Студенческий возраст, по утверждению Б. Т. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на развитие всех уровней студента. Они определяют направленность ума человека, т. е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную основу личности. Для успешного обучения в ВУЗе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. С. 52-84.

2. Бодалев А. А. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С. 97-99.

3. Каленникова Т. Г. Воспитание в студенческой группе (воспитательные технологии). Пособие для кураторов. Минск: БГТУ, 2006. 88 с.

4. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Творческая педагогика, 1993. 80 с.

5. Яновская Н. Б. Саморазвитие интеллектуальной сферы студента как цель обучения // Almamater. 2015. № 7. С. 39-45.

References

1. Anan'yev B. G. Izbrannye psikhologicheskie trudy: v 2 t. T. 2. [Selected psychological works : in 2 vol. Vol. 2]. Moscow, Pedagogika Publ., 1980, pp. 52-84.

2. Bodalev A. A. Psikhologiya lichnosti [Psychology of Personality]. Moscow, Izd-vo Mosk. un-ta Publ., 1988, pp. 97-99.

3. Kalennikova T. G. Vospitanie v studencheskoy gruppe (vospitatel'nye tekhnologii). Posobie dlya ku-ratorov [Education in the student group (educational technology). Allowance for supervisors]. Minsk, BGTU Publ., 2006. 88 p.

4. Karakovskiy V. A. Stat' chelovekom. Obshchechelovecheskie tsennosti - osnova tselostnogo uchebno-vospitatel'nogo protsessa [Become a man. Human values - the basis of a holistic educational process ]. Moscow, Tvorcheskaya pedagogika Publ., 1993, pp. 52-84.

5. Yanovskaya N. B. Self-development of intellectual sphere of the student as a learning objective. Almamater [Almamater], 2015, no. 7, pp. 39-45 (In Russian).

Информация об авторе

Каленникова Таисия Григорьевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: kalenikova@belstu.by

Information about the author

Kalennikova Taisiya Grigor'yevna - PhD (Pedagogics), Assistant Professor, Assistant Professor, the Department of History of Belarus and Political Science. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: kalenikova@belstu.by

Поступила 25.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.