Роль куратора студенческой группы в развитии общей культуры будущих социальных педагогов Дудкина М.В.
Дудкина Марина Владиславовна / Dudkina Marina Vladislavovna - аспирант, кафедра педагогики начального образования, психолого-педагогический факультет, Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева,
г. Чебоксары
Аннотация: важную роль в становлении общей культуры будущих социальных педагогов играет куратор студенческой группы, так как именно он своим примером способствует всестороннему развитию личности. В статье рассматривается понятие «общая культура социального педагога», «куратор». Представлены основные направления работы куратора студенческой группы.
Abstract: an important role in the formation of General culture of the future social teachers plays the curator of the student group, as it is by their example, promote the comprehensive development of personality. The article discusses the concept of «common culture of a social pedagogue», «curator». Presents the main directions of work of the curator of the student group.
Ключевые слова: общая культура социального педагога, куратор, будущие социальные педагоги.
Keywords: general culture of the social teacher, curator, future social workers.
В современной педагогической науке созданы концепции, обосновывающие эффективность роли куратора студенческой группы в процессе становления культурного опыта студентов. В данном контексте перед куратором возникает сложная педагогическая задача организации таких форм совместной работы, в которых совместно со студентами могут быть выработаны способы решения различных культурных и образовательных задач.
Ориентируя студентов на ценности культуры, куратор студенческих групп опирается на такое понятие, как «ценностное взаимодействие». Приобщение личности к культуре есть, прежде всего, процесс формирования индивидуальной системы ценностей. В процессе овладения культурой индивид становится личностью, так как личность есть человек, совокупность свойств которого позволяет ему жить в обществе в качестве полноправного и полноценного его члена, взаимодействовать с другими людьми и осуществлять деятельность по производству предметов культуры. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной культуры, человек становится личностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего «Я» [1, с. 29].
Куратор (от лат. Curator - попечитель) - лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой [2, с. 146].
Куратор - ключевая фигура при проведении воспитательной работы со студентами. Куратор высшего учебного заведения должен быть не только источником профессиональной информации, но и носителем общей культуры. Он выступает в роли посредника между студентами и культурой, так как на уровень общей культуры студентов во многом влияет культура тех кураторов, которые с ними общаются, т. е. они оказывают влияние на становление и формирование студентов не только как специалистов, но и как личностей с достаточно высоким уровнем развития нравственной культуры.
Главной целью воспитательной деятельности куратора является содействие самопознанию, творческому саморазвитию каждого студента группы к уровню целостной личности, которая совмещает общую и профессиональную культуру, человеческое достоинство, гражданскую позицию и патриотизм, самостоятельность и ответственность, трудоспособность и трудолюбие.
В осуществляемой воспитательной деятельности куратор опирается на следующие положения:
- профессиональную, духовно-нравственную и культурно-творческую направленность обучения и воспитания;
- осуществление индивидуального подхода, демократического гуманистического стиля общения.
Куратор студенческой группы совместно с активом осуществляет работу по следующим направлениям:
- воспитание гармонично развитой личности студента - органичное сочетание учебной, общественной, социально-культурной деятельности будущего специалиста;
- формирование моральных ценностей, гражданской позиции, патриотизма;
- формирование общей культуры, культурно-творческой, научной деятельности студентов;
- формирование профессиональной культуры;
- содействие в организации культурного досуга студентов группы, вовлечение их в различные формы внеаудиторной деятельности;
- развитие традиций вуза, факультета, группы;
- помощь первокурсникам в адаптации к университетской жизни;
- формирование здорового образа жизни и профилактика социально-негативных явлений в молодежной среде.
Анализ научных работ и наш педагогический опыт позволяют нам поддержать мнение П. Ф. Каптерева, который отметил, что наряду со «специальными» учительскими свойствами, которые были отнесены к «умственным», педагог должен обладать необходимыми личностными - «нравственно-волевыми» свойствами учителя. К ним он отнес: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержку, самокритичность, подлинную любовь к детям [3, с. 598].
Все эти качества, по нашему мнению, непосредственно влияют на характер отношения куратора к студенту. Принципиальность, объективность, искренность и серьезность в обращении куратора со студентами создают атмосферу взаимопонимания. Такое гуманистическое взаимодействие создает не только атмосферу сотрудничества, доверия, взаимопомощи, но и задает контекст будущей профессиональной деятельности социального педагога. Развитые субъект-субъектные отношения способствуют росту личности студента и коллектива, полному доверию друг другу, помогают осознанию человеком своей индивидуальности, принятию другого человека, желанию помочь ему, что имеет важное значение в свете специфики будущей профессиональной деятельности социального педагога.
В ходе нашей опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что воспитательная работа кураторов по развитию общей культуры личности будущих социальных педагогов должна заключаться в решении ими следующих задач:
- содействие формированию культуры мышления, профессионально-нравственной позиции будущих специалистов;
- помощь в самоопределении будущего социального педагога в профессиональном пространстве;
- предъявление будущему социальному педагогу эталонных моделей профессионального поведения, деятельности, отношений, служащих ориентиром для самооценки и самосовершенствования;
- стимулирование процессов профессионально-личностного самовоспитания, саморазвития и самореализации будущих специалистов.
Под общей культурой социального педагога мы понимаем уровень культурного развития личности, который проявляется в позитивно-социальном отношении к себе и другим, своей профессиональной деятельности, потребности и готовности к культурному
и профессиональному самосовершенствованию. Основой общей культуры социального педагога является знание норм культуры и профессиональной этики, системы духовно-нравственных ценностей, которыми руководствуется социальный педагог в своей профессиональной деятельности, поведении и межличностном общении.
Наш эксперимент подтвердил, что добиться выраженного личностного роста студентов возможно лишь в рамках позитивного и продуктивного педагогического общения преподавателя со студентами, которое можно считать важным элементом культурного воспитания. Большое значение имеют педагогические умения и навыки куратора в общении со студентами. Особенно это касается умения владеть собой, внешним выражением эмоций и чувств, проявлять педагогический такт, а также навыки высококультурного внешнего поведения. В ходе нашего исследования мы отметили, что куратор с достаточно высоким уровнем общей культуры может грамотно использовать социально-нравственные ситуации, способствующие повышению уровня развития общей культуры, более прочному укреплению профессиональной позиции, большей устойчивости личности к воздействию сложных жизненных факторов, формированию своего нравственного образа в профессии.
Согласно мнению будущих социальных педагогов, они предпочитают взаимодействовать с куратором, у которого четко сформированы духовно-нравственные ценности и моральные нормы, ярко выражена профессиональная позиция, а также умение правильно принимать решения в ситуациях нравственного выбора. Будущие социальные педагоги считают, что куратор, имеющий достаточно высокий уровень общей культуры, способен эффективно управлять учебно-воспитательным процессом, продуктивно взаимодействовать со студентами, быть примером нравственного поведения в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, наше исследование доказало, что органическое проявление общей культуры кураторов студенческих групп, эффективно помогает в решении задач культурного воспитания и самовоспитания студентов.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-34.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: словарь / В. С. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - С. 270-652.