Научная статья на тему 'Реализация военного компонента на уроках английского языка как средство патриотического воспитания суворовцев'

Реализация военного компонента на уроках английского языка как средство патриотического воспитания суворовцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННЫЙ КОМПОНЕНТ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиняева Татьяна Юрьевна

Статья посвящена вопросу реализации военного компонента на уроках английского языка в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ в рамках реализации ФГОС ООО. С учетом перехода на современные образовательные стандарты и специфики довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ, преподавание английского языка дает педагогам широкие возможности по воспитанию патриотизма и гражданственности, которым способствует коммуникативный характер дисциплины, ее нацеленность на изучение быта, традиций и языка другого народа. Автор выделил цели, структуру и содержание военной составляющей курса английского языка, а также предложил приемы и методы работы с лексико-грамматическим материалом с подробным описанием процесса применения в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиняева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация военного компонента на уроках английского языка как средство патриотического воспитания суворовцев»

самоуправление - это взаимодействие студентов младших и старших курсов, педагогов в целях передачи опыта ответственности за собственное поведение и развитие.

Образовательная и внеурочная деятельность должны эффективно дополнять друг друга, рассматриваться с применением комплексного подхода. Воспитание студентов должно являться сознательно организованным процессом, в котором обучающийся выступает как субъект собственного развития, самовоспитания и самореализации, когда осуществляется приобретение личностных духовно-нравственных, профессиональных ценностей, актуализированных в культуре, истории человечества.

Успех организации определяется не только умениями и знаниями, не только прорывом в области техники и технологии, но в значительной степени нравственными принципами, по которым живет организация, ее общей культурой и духовным миром. Учебное заведение на период обучение становится не просто местом получения профессионального образования, а практически домом, с особой атмосферой, в котором поддержат, поймут, заметят и помогут раскрыть индивидуальные особенности личности. Задача каждого студента и преподавателя состоит в сохранении истории, традиций и культуры учебного заведения.

Список литературы

1. Грошев И.В., Юрьев В.М. Вуз как объект брендинга // Высшее образование в России, 2010. № 1. С. 23-29.

2. Заец Д.А. Влияние организационной культуры на эффективность управления образовательным учреждением / Д.А. Заец // Юридическая психология, 2013. № 1. С. 34-36.

3. Ермолаев В.В., Мхитарян А.О. Связь представлений студентов об организационной культуре вуза и его бренде // Вестник Воронежского института МВД России, 2009. № 4. С. 97-101.

4. Самохвалова Е.М. Внеучебная деятельность студента колледжа: понятийно-терминологический аспект // Среднее профессиональное образование, 2016. № 3. С. 48-51.

5. Сизихин И.И. Особенности организации воспитательного процесса в системе среднего профессионального образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2010. № 11-2. С. 305-308.

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ Чиняева Т.Ю.

Чиняева Татьяна Юрьевна - преподаватель английского языка, Московское суворовское военное училище, г. Москва

Аннотация: статья посвящена вопросу реализации военного компонента на уроках английского языка в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ в рамках реализации ФГОС ООО. С учетом перехода на современные образовательные стандарты и специфики довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ, преподавание английского языка дает педагогам широкие возможности по воспитанию патриотизма и гражданственности, которым способствует коммуникативный характер дисциплины, ее нацеленность на изучение быта, традиций и языка другого народа. Автор выделил цели, структуру и содержание военной составляющей курса английского языка, а также предложил приемы и методы работы с лексико-грамматическим материалом с подробным описанием процесса применения в образовательном процессе.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, патриотическое воспитание, военный компонент, межкультурная коммуникация, коммуникативная направленность, профильно-ориентированный междисциплинарный подход.

Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.

Белинский В.Г.

В Российской Федерации образование перешло на второе поколение Федерального государственного стандарта. В основе этого стандарта - воспитание человека, который будет учиться в течение всей жизни [1]. Цель современного образования заключается в развитии обучающегося в качестве субъекта познавательной деятельности. Так же изменились и требования к учебным предметам. Теперь необходимо воспитывать обучающихся, способных развивать общество и укреплять мощь нашей страны.

Один из ключевых приоритетов довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ - подготовка нового звена специалистов, которые обладали бы не только отличными знаниями, необходимыми в реалиях современного мира, но и высокими морально-нравственными качествами.

По мнению президента РФ Владимира Путина, российское государство и общество не могут иметь иной объединяющей идеи кроме патриотизма. «Это и есть национальная идея», - заявил он во время встречи с Клубом лидеров, который объединяет предпринимателей из 40 отечественных регионов.

По словам главы государства, эта идея не связана с деятельностью каких-либо партий и не идеологизирована. «Это связано с общим объединяющим началом. Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной», - уточнил Владимир Путин.

Сегодня довузовское военное образование в качестве одного из приоритетов выдвигает формирование будущего офицера, имеющего высокие нравственные качества и способность к оперативным действиям в режиме военной обстановки не только в России, но и в других странах. С учетом сказанного на первый план выходит такой ключевой компонент как толерантность к традициям и культуре зарубежных государств. Для достижения этой цели необходимо объединить военно-патриотическую составляющую и тщательное изучение иностранного языка. Современный военный специалист должен совмещать военно-специальные знания с умением адекватной оценки актуальной картины современного мира. С учетом сказанного знание английского языка становится первостепенной необходимостью.

Английский язык занимает среди ряда других учебных дисциплин особое место. Его специфика как предмета заключается в том, что через его изучение обучающиеся не только приобретают знания, но и получают умения и навыки его использования в качестве средства общения, средства получения новой информации. С учетом перехода на современные образовательные стандарты и специфики довузовских военно-образовательных учреждений, преподавание английского языка дает педагогам широкие возможности по воспитанию патриотизма и гражданственности. Немало таким возможностям способствует коммуникативная сущность дисциплины, ее нацеленность на изучение быта, традиций и языка другого народа.

Изучение любой зарубежной культуры через изучение языка другой страны возможно только при сформированной культурно-национальной базе родного языка. Только в этом случае знания, полученные посредством иностранного языка, воспринимаются сквозь призму знаний, опирающихся на глубокое понимание родной культуры. Ознакомление с реалиями англоязычных стран означает необходимость изучения государственных символов, истории, географии, культуры средствами изучаемого иностранного языка. Надо понимать, что разделить нравственное и историческое начало невозможно. История своего государства, ключевые события и подвиги героических соотечественников - самый

плодотворный субстрат для развития патриотизма. Таким образом, формирование исторического сознания влечет одновременное укрепление нравственных идеалов и патриотических чувств обучающихся, их любовь к Родине [5]. Межкультурная коммуникация должна априори реализовываться на национальной культуре, наследии собственного народа, на культуре родного края. При этом, чем шире система собственных знаний о родной культуре, которой оперирует обучающийся, тем активнее и продуктивнее он изучает культуру другого государства.

Роль преподавателя иностранного языка заключается в воспитании у обучающихся интернационального духа, уважения прав и свобод личности, высокой нравственности и терпимости, уважения к культуре, традициям и языку других народов с учетом российских реалий [2].

Воспитание гражданственности и патриотизма необходимо осуществлять путем четкого подбора изучаемого материала и его содержания через различные методы и приемы. Благодаря межкультурной коммуникации и иностранному языку становится возможным решение поставленной задачи по патриотическому воспитанию. Так, коммуникативная направленность дисциплины позволяет формировать личность, которая толерантна к иностранной культуре и обладает способностью отстаивать в границах устного общения не только собственные интересы, но и свою гражданскую позицию. Межкультурная коммуникация делает возможным обмен бесценным культурным и историческим опытом поколений и национальностей, общностей и государств. Таким образом, патриот, владеющий иностранным языком, должен нести в мир историческое и культурное наследие Родины. Благодаря многообразию методов, приемов и современных технологий уроки можно сделать и познавательными, и увлекательными, однако главной целью является воспитание гражданина России, который обладает способностью к ведению успешного диалога с представителями других культур.

Специфика суворовского училища, которое готовит воспитанников к защите Отечества, во многом определяет содержание учебного материала.

Цель военной составляющей курса английского языка - развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в области профессионального быта и деятельности военного, расширение и углубление знания английского языка в сфере военной тематики, развитие мотивации обучающихся к дальнейшему изучению английского языка, подготовка их к осознанному выбору профессии, воспитание достойного гражданина России, патриота своей Родины, воспитание таких качеств, как твердость характера и надежность, физическая выносливость, любовь к отечеству, соблюдение конституционных норм российского государства и уважение к культурному наследию и традициям своей и любой другой нации.

Определяем структуру и содержание занятий по английскому языку с военным компонентом:

1. Текст по теме урока и упражнения на контроль понимания информации и активизацию лексики по разделам Comprehension (Понимание), Vocabulary (Лексика), Listening and Speaking (Аудирование и говорение).

Задания предполагают работу с основным текстом урока, как до, так и после прочтения.

Тексты содержат информацию исторического характера (например, этапы возникновения военной медицины в Российской империи, роль русских ученых-медиков в развитии мировой военно-полевой хирургии и т.д.) и современные данные о военной службе в Российской Федерации, что позволяет обучающимся расширить и углубить знания по теме, а также повысить мотивацию и интерес к занятиям. Актуальность темы и приведение конкретных фактов, участие в обсуждении прочитанного, возможность высказать свою точку зрения способствуют формированию у обучающихся чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Упражнения к тексту способствуют вовлечению каждого обучающегося в учебный процесс; проверяют, как хорошо усвоена новая лексика, как обучающиеся ориентируются в грамматическом материале, как суворовцы могут построить

42

логические высказывания, опровергнуть неверные утверждения, задать и ответить на вопросы, подобрать дефиниции к словам и т.д.

Раздел Speaking предназначен для работы в парах, когда обучающимся требуется разыграть диалог на основе прочитанного и изобразить ситуацию максимально реалистично. Одновременно с этим тренируется активная лексика урока, и развиваются умение говорения.

Комментарии к текстам предоставляют объяснение грамматических явлений английского языка, содержат лингвострановедческую информацию для более глубокого понимания содержания текста, для активизации познавательной деятельности, а также для развития языковой и социокультурной компетенции обучающихся.

Глоссарий к текстам - список активной лексики с транскрипцией и переводом, что позволяет обучающимся использовать его в качестве справочного материала в течение всего периода обучения.

В задания для самостоятельного выполнения включаются упражнения на активизацию новой лексики и закрепление грамматического материала. Задания включают в себя разноуровневые упражнения (перевод с русского языка на английский - повышенный уровень, сопоставление активной лексики с изображением - базовый уровень).

Контрольные задания позволяют определить уровень сформированности умений и навыков по английскому языку в рамках заявленной темы, развивают способность обучающихся к самоконтролю и анализу.

Таким образом, при обучении английскому языку преподавателями реализуется профильно-ориентированный междисциплинарный подход - обучение языку в профессиональной сфере будущего кадрового офицера, воспитание личности с высоким чувством патриотизма сквозь призму восприятия иноязычной культуры.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. А.Г. Асмолова / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. 5-е изд. М.: Просвещение, 2016. 159 с.

2. Домченко Е.А. Патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности // Молодой ученый, 2015. № 9. С. 1050-1053.

3. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000. 229 с.

4. Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2016. 208 с.

5. Пугачёва А.А., Ткачева Е.В. Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка // Молодой ученый, 2015. № 10. С. 1263-1265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.