Научная статья на тему 'Реализация управляющим Советом школы социальных проектов как средство повышения качества образования'

Реализация управляющим Советом школы социальных проектов как средство повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / 1.. МАКАРОВА / Р.Т. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ. М. / 2010. / MANAGING BOARD / THE QUALITY OF EDUCATION / SOCIAL ENGINEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кускова M. B.

В статье рассматриваются вопросы деятельности управляющего совета школы по обеспечению качественного образования. Выделяется социальное проектирование как средство повышения качества образования. Определяется роль детей и взрослых в совместной деятельности по реализации проектов. Представлен опыт образовательного учреждения по реализации социальных проектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SCHOOL MANAGING COUNCIL OF SOCIAL PROJECTS AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

In this paper, the issues of the activity of the governing board of the school to provide quality education. Social engineering is determined as a means of improving the quality of education. The role of children and adults working together to implement projects is defined. Experience of an educational institution concerning the implementation of social projects is presented.

Текст научной работы на тему «Реализация управляющим Советом школы социальных проектов как средство повышения качества образования»

6. Municipaljnihe metodicheskie sluzhbih v usloviyakh sistemnihkh izmeneniyj v obrazovanii. - N. Nov-gorod, 2008.

7. Kostyuchenko, L.A. Rolj metodicheskoyj sluzhbih v organizacii innovacionnoyj deyateljnosti obrazo-vateljnihkh uchrezhdeniyj // Metodist. -2008. - № 2.

8. Smirnov, I.A. Prioritetnihe napravleniya deyateljnosti rayjonnoyj metodicheskoyj sluzhbih v kontek-ste modernizacii obrazovaniya // Metodist. 2008. - № 3.

9. Strategiya razvitiya municipaljnoyj metodicheskoyj sluzhbih v usloviyakh modernizacii obrazovaniya: metodicheskie rekomendacii / otv. red. S.P. Timofeev. - Belgorod, 2008.

10.Cihganova, E.N. Modelj sovremennoyj municipaljnoyj metodicheskoyj sluzhbih v obrazovanii // Spra-vochnik rukovoditelya obrazovateljnogo uchrezhdeniya, 2009. - № 1.

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 37.0

Kuskova M.V. IMPLEMENTATION OF SCHOOL MANAGING COUNCIL OF SOCIAL PROJECTS AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION. In this paper, the issues of the activity of the governing board of the school to provide quality education. Social engineering is determined as a means of improving the quality of education. The role of children and adults working together to implement projects is defined. Experience of an educational institution concerning the implementation of social projects is presented.

Key words: managing board, the quality of education, social engineering.

М.В. Кускова, канд. пед. наук, доц. каф. социальных дисциплин, проректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования, г. Тюмень, E-mail: kuskov65@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЯЮЩИМ СОВЕТОМ ШКОЛЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы деятельности управляющего совета школы по обеспечению качественного образования. Выделяется социальное проектирование как средство повышения качества образования. Определяется роль детей и взрослых в совместной деятельности по реализации проектов. Представлен опыт образовательного учреждения по реализации социальных проектов

Ключевые слова: управляющий совет, качество образования, социальное проектирование.

В современном мире все заметнее возрастает значение качественного образования как неоспоримого фактора экономического и социального прогресса общества и развития творческого потенциала человека. Одним из средств достижения нового качества образования является, на наш взгляд, является развитие управления образовательным учреждением как государственно-общественного. Качество образования при определенных условиях вовлечения в управление школой общественности и создания государственно-общественных органов управления может быть значительно повышено.

Для обеспечения воспитывающей среды в интересах личности, общества необходима педагогически ориентированная система общественно-государственного управления, важным звеном в котором является управляющий совет школы. Управляющий совет - это коллегиальный орган, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных (делегированных) членов и имеющий управленческие полномочия по решению тех или иных важных вопросов функционирования и развития школы.

Управляющий совет призван решать задачи стратегического управления школой. Согласно модели А.А. Пинского -автора «идеи управляющих советов» основными задачами совета являются:

• определение основных направлений развития образовательного учреждения;

• повышение эффективности финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, стимулирования труда его работников;

• содействие в создании в образовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;

• контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в образовательном учреждении, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, за целевым и рациональным расходованием финансовых средств образовательного учреждения [1].

В вопросах обеспечения качественного образования управляющий совет, как правило, наделен следующими компетенциями:

устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе продолжительность учебной недели - пятидневная или шестидневная;

определяет время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды обучающихся и персонала школы;

осуществляет контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе.

В организации образовательного процесса школы управляющий совет согласовывает:

компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования («школьный компонент»); профили обучения в старшей школе; выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ.

Тюменская область накопила достаточный опыт по реализации принципов государственно-общественного управления образовательными учреждениями. Сегодня мы можем констатировать, что реализация этих принципов, направленных на обеспечение доступности качественного образования, с использованием ресурса управляющего совета школ позволила достичь следующих результатов:

• внедрены процедуры (наличие органов государственно-общественного управления, контроль, общественная экспертиза деятельности образовательного учреждения и др.), обеспечивающие регулирование основных управленческих процессов;

• разработаны и внедрены перспективные методы и средства управления качеством, через включение общественности в управление образовательным учреждением на всех этапах управленческой деятельности (анализ, планирование, реализация, контроль), что позволяет привлечь дополнительные материальные и кадровые ресурсы, разделить ответственность за результаты с общественностью;

• осуществлено совершенствование организационных структур и механизмов управления в школе в интересах постоянного повышения эффективности образовательной деятельности с учетом запросов и ожиданий социума;

• обеспечено привлечение общественности к разработке и реализации совместно с учащимися и педагогами социально значимых проектов, что позволяет повысить воспитательные эффекты и уровень воспитанности учащихся;

• разработан и внедрен системный мониторинг деятельности органов государственно-общественного управления, позволяющий видеть перспективные направления участия общественности в жизни образовательного учреждения;

Данные принципы реализованы в ходе опытно-экспериментальной работы на базе образовательных учреждений Тюменской области. Так, в МОУ СОШ № 7 г. Тобольска управляющим советом были внесены в учебный план школы изменения, обеспечивающие дополнение содержания образования, расширение спектра способов и форм организации обучения школьников через увеличение доли проектных методов обучения, информационно-коммуникационных технологий, внедрение которых позволяет развивать информационно-познавательную компетентность и компетентность социального действия, обеспечивающую общественную активность.

В результате реализации принципов государственно-общественного управления наметилась тенденция повышения качества образования через организацию эффективного взаимодействия с родительской общественностью и местным сообществом, повышение общественной ответственности за образование. Участие педагогов школы в опытно-экспериментальной работе повысило уровень профессиональных компетенций педагогов, связанных с умением работать с общественностью и родителями, органами ученического самоуправления, реализовывать проектную деятельность. Отмечен рост уровня конкурентоспособности школы.

В ходе работы по развитию государственно-общественного управления была обозначена задача поиска наиболее эффективных форм включения общественности в деятельность школьного сообщества. Требовалось разработать собственные формы взаимовыгодного сотрудничества с социумом, предполагающие не только получение дополнительных ресурсов, но и предоставляющие возможность осваивать ценности демократической культуры и формировать опыт их активного использования. Именно управляющий совет объединил представителей общественности и сделал их равноправными участниками образовательного процесса. Поэтому совместные усилия школьной администрации и управляющего совета были сконцентрированы на поиске такого направления работы, которое бы помогло вовлечь членов управляющего совета и общественность в деятельность школы, пробудить интерес к совместной работе. После проведенного анализа ситуации, изучения опыта других школ, определилось практическое направление деятельности управляющего совета - участие в социальном проектировании.

Под социальным проектированием понимается самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью.

Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Для учителя социальное проектирование - это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации [2].

Проекты отличались по составу участников и направленности. Были проекты, в которых наибольшая роль принадлежала родительской общественности, но были и проекты, где ведущая роль была у учащихся, а взрослые оказывали детям действенную помощь в их реализации.

Цели социального проектирования:

- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

- включение обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Выполняя проект, ребята вовлекают в свою деятельность все заинтересованные стороны: местное сообщество, властные структуры, руководителей различных подразделений и организаций, нередко добиваясь положительного решения такой проблемы, которую долгое время не могут или не хотят решить официальные лица.

Управляющий совет и проектная группа имели достаточное ресурсное обеспечение для успешной совместной деятельности:

• кадровое - наличие в управляющем совете тех, кто может реально решать проблемы;

• информационное - сайт школы, постоянные публикации в СМИ, отчеты о работе школьных структурных подразделений;

• материальное - наличие в школе достаточного количества множительной и печатной техники для тиражирования материалов; наличие видео- и фототехники, современного демонстрационного оборудования;

С участием управляющего совета разработаны и реализованы проекты социальной направленности, обеспечивающие патриотическое воспитание. Под руководством управляющего совета с целью воспитания чувства патриотизма, любви к родному городу реализованы проекты «Менделеев и Тобольск», «Комсомолу Тобольска 90 лет», к 65-летию Победы: «Добро в твоем сердце», «Ветеран живет рядом», концерт для пожилых жителей микрорайона, концерт, посвященный дню матери, дню защитника Отечества, Дню Победы. Стала традицией реализация проекта «Мы за безопасность на дорогах».

В ходе опытно-экспериментальной работы подтвердилось наше предположение, что привлечение общественности к разработке и реализации совместно с учащимися и педагогами социально значимых проектов повысит воспитательные эффекты и уровень воспитанности учащихся. Мы считаем, что такое взаимодействие взрослых и детей дает огромный положительный эффект как для школы, так и для общественности и местного социума, поскольку именно социальные проекты решают одновременно проблемы и микрорайона, и школы.

Происходит обоюдный процесс формирования всех участников проектной деятельности как активных граждан общества, развитие их гражданских компетентностей, для учащихся обеспечивается успешная социализация. На последнем совместном заседании управляющего совета и проектной группы членами совета была высказана идея нового социального проекта по решению проблемы ямочного ремонта дорожного полотна.

Данная практика общественного участия имеет несомненные перспективы развития. В конечном итоге в деятельность школы через представителей управляющего совета вовлекается все большее количество представителей местного сообщества. Тем самым преодолевается определенная отчужденность школы от социума.

Управляющий совет демонстрирует свою эффективность в привлечении в школу ресурсов общественности. Наблюдаемая активность представителей общественности обусловлена реальной возможностью их участия в определении стратегического развития школы, организации уклада её жизни, влиянии на организацию финансово-хозяйственной деятельности школы.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что открытость образовательного процесса, доверие к действиям педагогов невозможно без активного взаимодействия с ближайшей социальной средой школы, в которую входят учреждения образования, здравоохранения, культурно-просветительные организации, правоохранительные учреждения, различные общественные организации, муниципальные служ-

бы и комитеты. Социальные партнеры и управляющий совет по культуре, хор «Русская песня», ОГИБДД, станция юных

школы в совместной деятельности реализуют свои интересы туристов и др.

по обучению, воспитанию, занятости (для школы), обеспече- Управляющие советы призваны помочь обществу сфор-

нию публичности, привлечению внимания населения, буду- мировать заказ на образование. Но это возможно только

щих абитуриентов, работников, членов общественных орга- в том случае, если школьные управляющие советы хорошо

низаций (для социальных партнеров). Школьный совет и ад- разбираются в вопросах образовательной политики государ-

министрация - организаторы социальных мероприятий, вме- ства и каждой конкретной школы. Однако компетентных об-

сте с партнерами конструируют среду, развивающую и воспи- щественных управляющих мало и быстро их подготовить до-

тывающую школьников. Социальными партнерами школы вольно трудно. Именно поэтому практика привлечения чле-

являются: военный комиссариат, областная общественная нов управляющего совета к работе по выполнению социальных

организация «Боевое братство», Комитет солдатских матерей, проектов может стать первой ступенькой, которая поможет им

Совет ветеранов, отдел социального обеспечения, Городская овладеть знаниями в сфере образования, стать по настояще-

дума, Биологическая станция, Комитет по делам молодежи, му грамотными управленцами. Все это содействует повыше-

военно-спортивный молодежный центр «Россияне», Комитет нию качества образования.

Библиографический список

1. Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов / под ред. А.М. Моисеева; руководитель проекта А.А. Пинский. - М., 2005.

2. Макарова, РТ. Технология социального проектирования. - М., 2010.

Bibliography

1. Metodicheskie rekomendacii po razvertihvaniyu i organizacii deyateljnosti Upravlyayuthikh sove-tov / pod red. A.M. Moiseeva; rukovoditelj proekta A.A. Pinskiyj. - M., 2005.

2. Makarova, R.T. Tekhnologiya socialjnogo proektirovaniya. - M., 2010.

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 371

Laponova G.V. NEW APPROACHES TO TRAINING TEACHERS TO WORK WITH ORPHANED CHILDREN IN

THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION. In article new approaches are represented to training teachers to

work with orphaned children in the system of additional professional training, which consists of three stages: motivation, course and post- course.

Key words: additional professional education, the modular program, work with orphans children.

Г.В. Лапонова, аспирант Брянского государственного университета им. И.Г Петровского,

г. Брянск, E-mail: gmosina@mail.ru

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представляются новые подходы к подготовке педагогов к работе с детьми-сиротами в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, модульная программа, работа с детьми-сиротами.

Как известно, под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) <...>, которое удостоверяется соответствующим документом» [1]. Однако дополнительное образование имеет своей целью не достижение какого-либо образовательного уровня, а дает «.в пределах каждого уровня профессионального образования непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов».

Действительно, не существует таких дополнительных профессиональных образовательных программ, путем освоения которых, можно было бы получить образование другого уровня, связанного с реализацией в обществе правил образовательного ценза. В этой связи по своей «природной» сущности ДПО в определенной мере характеризует практически любое профессиональное обучение, непрерывно необходимое для выполнения трудовых функций работника, меняющихся с изменением производства.

Разнообразие практики требует и разнообразных форм «профессионального обучения» от суперкраткосрочного обу-

чения типа инструктажа, до длительной (более года) профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации. Это разнообразие порождает разнообразие обучающей деятельности, не сводимой к «образовательной деятельности» и разнообразие обучающих структур, не сводимых к «образовательным учреждениям», требует четкого их позиционирования с позиций «внутренняя деятельность работодателя - внешнее (коммерческое) оказание услуг».

Нерешенность этих вопросов породила сегодня острые проблемы позиционирования программ длительностью менее 72 часов внутри системы ДПО. Существующая нормативная база ДПО, построенная по аналогии с основным образованием, «не замечает» эти программы, несмотря на их важность, массовость и обязательность. Такими программами, например, являются 40-часовая программа обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, другие программы по промышленной, экологической, пожарной, электроэнергетической, транспортной и других видов безопасности, разработанных и утвержденных на федеральном уровне и обязательных для исполнения работодателями.

Что касается профессиональной переподготовки, анализ содержания циклов и дисциплин государственных требований показал, что получение дополнительной квалификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.